Что написать о себе фрилансеру
Пример грамотного оформления резюме фрилансера
Фрилансер – это свободный специалист, который работает удаленно, самостоятельно выбирая, с кем сотрудничать. Для некоторых фриланс – это подработка, для других – единственный источник дохода.
В этой сфере высокая конкуренция. Востребованность и заработок фрилансера напрямую зависят от репутации, качества выполненных проектов. Разберем в качестве образца резюме фрилансера пример анкеты для Web-дизайнера.
Пример резюме фрилансера
в среднем 4,14 (28 голосов)
Резюме смежных специальностей:
Общая информация для резюме
Поиск интересного проекта и построение долгосрочного сотрудничества – главная цель фрилансера. Без грамотно составленной самопрезентации не обойтись.
Анкету фрилансера можно написать в свободной форме, но большинство заказчиков предпочитает классический формат – ФИО, возраст, место жительства, опыт работы, образование и список навыков, для этого стоит использовать структурированные шаблоны резюме.
Опыт работы фрилансера
В резюме стоит писать только тот опыт работы, который интересен работодателю. Если человек 10 лет работал в СМИ, а теперь пишет статьи на заказ, такой опыт пригодится. Если соискатель работал в отделе продаж, а теперь разрабатывает коммерческие предложения – отлично!
Новичкам во фрилансе не стоит выдавать себя за мегапрофессионала. Профессиональные качества и навыки, заявленные в анкете, должны быть подкреплены фактами. Но и указывать, что фрилансер только делает первые шаги в этом направлении, не стоит.
Рекрутерам часто задают вопрос, как указать фриланс в резюме при неофициальном трудоустройстве?
Такой опыт так же имеет право быть отраженным в анкете соискателя, как и при официальном трудоустройстве. В резюме перечисляются выполненные проекты, описываются поставленные задачи и достигнутые результаты. Для подтверждения этой информации размещаются ссылки на примеры работ, портфолио, отзывы.
Самопрезентация фрилансера: как рассказать о себе кратко и по делу
Эта статья для фрилансеров, которые совсем недавно вышли в свободное плавание и еще не знают, что предъявить клиенту в качестве резюме для знакомства. У вас пока нет сайта, вы не успели создать платформы в социальных сетях, но хотите выглядеть в глазах потенциальных заказчиков профессионалом. А значит вам нужна самопрезентация — рассказ о себе кратко, та «одёжка», по которой вас встречают. Кстати, самопрезентации нет и у многих старожилов рынка фриланса. Если у вас её тоже нет — эта статья и для вас.
Итак, самопрезентация фрилансера включает резюме и портфолио.
Из чего состоит резюме
1. Ваше имя
Заметьте, не сетевое имя, «ник», а ваши настоящие имя и фамилия. Если, конечно, у вас нет веских причин для того, чтобы скрываться под псевдонимом. Если такие причины есть, выбирайте псевдоним, но помните, что уже сейчас вы начинаете нарабатывать репутацию, с этим псевдонимом вам жить долгие годы, поэтому выбирайте ответственно.
2. Информация о вашем проекте и предложении
Мы уже не раз говорили с вами о том, что «человек-оркестр», берущийся за любой заказ, обычно ценится клиентами меньше, чем специалист в определённой области. Эту область и укажите: например, медицинский копирайтинг или дизайн с характером.
Хорошо, если помимо специализации у вас имеется уникальность (УТП) – то, что отличает вас от всех без исключения конкурентов и при этом ценится клиентами.
Где и как вы учились? Речь не о высшем образовании, точнее не в первую очередь о нём. Конечно, если вы получили диплом по тому профилю, в котором работаете и сейчас – скажите об этом. Копирайтерам полезно быть филологами, журналистами, маркетологами. Медицинскому копирайтеру полезно быть врачом. Но если вы по образованию конструктор локомотивов, а теперь пишете продающие тексты, эта информация для заказчика будет лишней. Вычёркиваем.
А вот обучение по вашему текущему профилю указываем полностью. Хорошо, если вы можете предъявить сертификаты, подтверждающие факт обучения. Ещё лучше, если вы учились у тех, кто для ваших заказчиков является авторитетом.
Этот пункт можно включать, а можно и не включать в резюме – точно так же, как с высшим образованием. Если вы 10 лет работали дизайнером в глянцевом журнале, а теперь делаете полиграфию на заказ – такой опыт пригодится. Если вы работали в отделе продаж строительной компании, а теперь предлагаете разработку коммерческих предложений для строительных компаний – отлично! Если вы работали детским врачом, а теперь верстаете сайты – вычёркиваем.
Только если они имеют отношение к вашему проекту и предложению. Предлагая услугу копирайтера, подумайте, поможет ли заказчику принять решение информация о вашем опыте проведения психологических тренингов или умении вышивать крестиком. Если навыки могут пригодиться для предложения комплексной услуги – можно включить. В противном случае – вычёркиваем.
Интересы
А вот тут момент спорный. Я много раз встречала рекомендации не размещать в резюме интересы, потому что это точно заказчику не пригодится. Я бы поспорила. Во-первых, ваши интересы рассказывают о вас, как о человеке. Они показывают, насколько вы активны в жизни и чем вообще занимаетесь. Активные люди – лучшие работники. Во-вторых, интересы могут хорошо сочетаться с вашей специализацией. Например, вы копирайтер, пишете о здоровом образе жизни. А кроме того, вы инструктор по йоге. Хорошо сочетается и дает понять, что вы «в теме».
3. Социальные доказательства
Социальные доказательства покажут, что с вами уже радостно и с пользой работают другие люди.
4. Где про вас почитать и куда вам написать
Ссылки
Если у вас есть сайт/блог, посвящённый вашей работе – обязательно дайте ссылку. Если сайта нет — неплохо давать ссылки на ваши личные ресурсы — например, страницы в соцсетях. Это, как и интересы, позволяет лучше с вами познакомиться. Только убедитесь в том, что на ваших страницах опубликовано только то, что вы готовы показать потенциальным партнёрам. И всегда помните об этом.
Контакты
Нужно несколько способов связаться с вами. Необходимый минимум – это электронная почта и скайп. Если есть возможность общаться с вами через социальные сети – напишите об этом. Хотя, на мой вкус, почты и скайпа за глаза хватает.
Но одним резюме сыт не будешь. Заказчику надо видеть не только КТО вы такой и ЧТО вы делаете, но и КАК вы это делаете. Поэтому пакет самопрезентации фрилансера включает еще и портфолио.
Каким должно быть портфолио фрилансера
Я рекомендую портфолио делать не составной частью резюме, а отдельным документом. Потому что опыт говорит: иногда нужно одно, иногда другое, иногда оба сразу. Обеспечьте себе возможность предъявлять все варианты.
Важно! Портфолио – это не сборник ссылок на разные ресурсы по принципу «вот это смотрите там, а это тут, а ещё у меня есть публикация вот здесь». И не множество отдельных документов. Хотя именно такие варианты присылают большинство копирайтеров, которые хотят сотрудничать с моим агентством.
Портфолио для онлайн-использования – это интерактивный документ. То есть либо файл, либо онлайн-ресурс, на котором собраны ваши работы и вся сопутствующая информация. Соответственно, на просьбу клиента прислать ваше портфолио нужно либо вложить документ в письмо, либо дать одну ссылку, можно то и другое. Но никак не миллион ссылок и не миллион вложений.
Из чего состоит портфолио фрилансера
Существует два подвида портфолио: сборник работ и презентация достижений. У вас может быть как один вариант, так и оба варианта для разных целей, или даже интегрированный вариант – два в одном.
В чём разница?
Если вы пишете тексты или разрабатываете сайты, у вас есть овеществлённое выражение вашей работы: тексты и сайты. Соответственно, в портфолио вы можете собрать ваши работы, удобно разбить их на разделы, добавить краткую информацию о себе, самопрезентацию и оглавление – и ваше портфолио готово.
А если вы администратор интернет-проекта или специалист по SEO-продвижению, то вам сделать такой сборник работ будет проблематично. Но это не значит, что портфолио у вас не будет. Просто оно у вас будет в формате презентации достижений. В этом документе вы собираете выполненные проекты, основные результаты по каждому проекту, какие-то цифры и факты, которые характеризуют вас, как профессионала. И так далее. Достаточно сделать презентацию слайдов на 10, чтобы показать ваши достижения заказчику.
Если есть возможность и к сборнику работ добавить конкретные показатели и достижения – это будет отлично. Скажем, вы составили сборник скриншотов написанных вами текстов. К каждому можно добавить ссылку на публикацию и показатель конверсии.
Более продвинутый вариант портфолио – это маркетинг-кит. Но на начальных этапах работы сформировать такой документ трудно, лучше набраться опыта, наработать достижений, и тогда уже думать о маркетинг-ките.
Что делать, если работ и достижений пока нет?
Можете спросить вы. Не нужно делать портфолио?
Всё равно нужно! Конечно, по мере сил и возможностей.
Вряд ли вы решили заняться фрилансом вообще с нуля. Не бывает, чтобы вы никогда в жизни не учились на дизайнера и не занимались дизайном и вдруг решили: а не начать ли мне зарабатывать дизайном? Абсурдно, да? Какие-то наработки и достижения у вас все равно есть. Как минимум вы где-то учились и у вас есть учебные работы. Или вы занимались самообразованием, тренировались и тоже что-то наработали. Поэтому.
Для сборника работ начинающего фрилансера подойдут:
Для презентации достижений подойдут:
Самопрезентация готова. Что с этим делать?
Можно полностью построить структуру сайта в соответствии со структурой резюме фрилансера, можно сделать резюме и портфолио отдельными страницами. А можно их вывесить на сайте для скачивания в виде документов.
Если ваши страницы в соцсетях посвящены не личной жизни и котикам, а являются частью вашего проекта, обязательно разместите там самопрезентацию.
Про запросы от заказчиков, думаю, вы знаете сами. Если клиент приходит через сарафанное радио, соцсети и прочие внешние источники, он всегда хочет с вами познакомиться и просит как минимум портфолио. Высылайте вместе с резюме.
Что касается коммерческих предложений. Я не буду сейчас учить вас составлять их. Но намекну, что ваша самопрезентация может стать неплохим приложением к компреду. Не частью его, а приложением – отдельным документом или документами.
В заключение о самопрезентации
Эту статью вы можете использовать в качестве чек-листа. Выпишите все пункты, поставьте галочки напротив тех, которые у вас есть – увидите, что ещё надо добавить или наработать.
А я спрошу у вас: какие ещё важные разделы самопрезентации я забыла? Что бы вы включили в краткий рассказ о себе? Может быть, вы с успехом используете что-то ещё, о чём я не сказала? Поделитесь в комментариях.
Читайте больше полезных материалов в Клубе «Маркетинга с азов» и Телеграм-канале.
Мария Губина, автор проекта «Маркетинг с азов», тренер, бизнес-консультант
Как сделать портфолио для фрилансера
Каждый фрилансер должен знать, как сделать портфолио, чтобы качественно демонстрировать свои способности потенциальным работодателям. А для тех, кто не знает, как заработать на фрилансе вот статья.
Чаще всего, работодатель требует портфолио от представителей творческих профессий или фрилансеров (копирайтеров, дизайнеров, моделей, архитекторов, редакторов, журналистов и тд). Такое знакомство позволяет увидеть в специалисте креативность и уровень профессионализма.
По статистике, первое на что обращает внимание заказчик – это портфолио. С помощью него клиенты могут дистанционно оценить способности работника и составить о нём своё мнение. С помощью правильно оформленного, грамотного и привлекательного портфолио можно завязать сотрудничество с выгодными людьми.
Портфолио дизайнера будет содержать объём картин или изображений. У копирайтера сборник состоит из перечня статей, распределённых по разным тематикам (продающие тексты, информационные тексты и тд). Портфолио фотографа — объём самых удачных фотографий на определённые тематики. Исходя из уровня работ заказчик принимает решение, стоит работать с этим человеком или же нет.
Яркое, грамотное и привлекающее портфолио непременно заинтересует заказчиков и выделит из необъятной конкурентной среды. Шаг по созданию портфолио является очень важным, так как от него зависит профессиональная деятельность и успех фрилансера. С помощью правильного портфолио можно воссоздать образ профессионала-специалиста даже без большого опыта работы.
Из чего состоит портфолио
Успешный фрилансер должен продвигать свой бренд (услуги). Портфолио является неким средством продвижения, с помощью которого фрилансер рекламирует свои способности.
Портфолио может быть представлено в виде онлайн-ресурса со всеми видами работ и личной информацией. Это удобно и практично, ведь на просьбу заказчика надо будь прислать всего лишь одну ссылку на персональный сайт, а не на множество размещённых работ. Такая тактика говорит о не профессионализме со стороны фрилансера. Портфолио фрилансера имеет несколько составляющих:
• Имя. Обязательно указывать настоящие инициалы.
• Фотография. Лучше воспользоваться личной фотографией, на крайний случай можно использовать изображение, подходящее к стилистическому оформлению портфолио.
• Отзывы. Отзывы являются неотъемлемой частью любого портфолио. Опираясь на мнение других заказчиков, новым клиентам будет уже не так страшно начинать с фрилансером трудовые отношения.
• Примеры работ. Мало какой заказчик захочет предложить сотрудничество без хотя бы нескольких примеров работ. Имея наглядный пример, ему будет проще понимать уровень компетентности специалиста.
• Контактные данные. Важный раздел для связи с клиентами. Сюда можно включить: социальные сети, номер телефона, почту.
• Преимущества. В этом разделе надо персональные отличия и преимущества по сравнению с другими клиентам. Иными словами, что такого можете сделать вы, чего не может сделать другой.
Не стоит забывать о дизайне. Чем креативнее и презентабельное портфолио будет оформлено, тем больше клиентов оно сможет привлечь.
Как заполнять портфолио фрилансера
Портфолио — визитная карточка любого фрилансера. Именно с портфолио начинается профессиональный путь удалённого работника. Подходить к этому процессу следует со всей ответственностью и серьёзностью.
Для того, чтобы заполнить портфолио, надо не только определиться со сферой фриланса, но и с направлением в деятельности. К примеру: если вы являетесь копирайтером, то можно остановиться на написании информационных и продающих статей, фотограф может предложить портретную и свадебную съёмку. Нужно точно решить, что получается лучше всего и чем можно зацепить заказчика. Конкретная ниша позволит добиться определённого навыка и позиционировать себя с точки зрения профессионала.
Для портфолио стоит отбирать только лучшие и проверенные работы. По каждому направлению лучше всего оформить не более 15 работ, чтобы не захламлять портфолио. Навряд ли какой-то клиент захочет изучать огромный список представленных примеров. Уже по нескольким работам можно опередить, какого уровня работа у того или иного фрилансера.
Портфолио должно привлекать внимание клиентов и не быть скучным и однообразным. Можно добавить ярких красок, но следить, чтобы креативность не вышла за рамки. Свои работы можно оформить как в виде кейса, так и в виде папок с документами. Лучше всего выложить портфолио во всевозможные источники в интернете: сайт, фриланс-биржи, доски объявлений, тематические форумы и сообщества.
Есть несколько вариантов в интернете для размещения портфолио:
1. Персональный сайт. Самый ёмкий вариант относительно сил и времени. Ссылку на портфолио можно разместить на визитке, выложить на удалённых биржах фриланса или форумах.
2. Биржа удалённого заработка для фрилансеров. Хороший вариант для тех, кто предпочитает работать на биржах. Однако, есть минус — конкуренция. Чтобы пробиться в топ, необходимо воспользоваться платной услугой персонального продвижения. Однако, именно на биржах можно получить большой поток клиентов и наработать собственную базу постоянных заказчиков.
3. Форумы, группы, сообщества в социальных сетях. Чтобы не слиться с другими фрилансерами-конкурентами, при таком способе придётся потратить время, а постоянное обновление в ленте своей ссылки на профиль.
4. Доски объявлений. Многие выкладывают свои портфолио на досках объявлений. Такой вариант имеется такие же недостатки, как и на форумах. Для поддержания интереса к своей персоне, придётся постоянно обновлять портфолио.
Чаще всего реальных заказчиков можно получить исходя из первых двух вариантов – биржи для фрилансеров и персонального сайта. Персональный сайт — отличный способ само презентации и продвижения себя как специалиста. Стоит только знать, где выгоднее всего разместить ссылку. Портфолио на бирже позволяет получить как разовые заказы, так и постоянных заказчиков.
Где сделать портфолио фрилансеру
Многие фрилансеры не знают, где лучше разместить готовое портфолио. Вариант с биржей не самый удачный, так как присутствует большая конкуренция. Для создания собственного сайта потребуется большое количество времени и навыков. Самый удобный вариант — это система Google Сайты. Такой вариант не требует затрат по времени и дополнительных вложений. Создать портфолио в системе не составляет труда и не требует профессиональных навыков. В начале необходимо создать учётную запись в Google.
Действие 1: Вход на Google диск и создание сайта. Печатаем в адресной строке drive.google.com. Выбрать функцию «создать» в верхнем углу справа, затем «ещё» и перейти в раздел Google сайты.
Действие 2: Изучение возможностей. На экране появляется сырой вариант сайта в виде шапки и основного поля. Для модернизации можно воспользоваться колонкой с элементами.
Действие 3: Создание шапки. В самой шапке можно изменить текст, шрифт, размер шрифта и тд. Можно воспользоваться стоковой картинкой из интернета. Но лучше всего использовать уникальное изображение с персональными контактными данными и личной фотографией.
Действие 4: Наполнение основной части информацией. Здесь можно проявить творческое мышление. В разделе «о себе» можно рассказать об образовании, хобби, рабочих моментах, ценах на услуги, предоставляемых услугах, профессиональных достижениях. Для привлекательности основную часть можно разделить на 2 части, в одну из которых можно поместить своё фото, либо какое-либо изображение. А вторую часть сделать информационной.
Действие 5: Создание портфолио. Перед загрузкой работы на сайт, необходимо тщательно проверить каждую из них. Каждую работу можно оформить в виде папки с документами или в виде кейса. Кейс – это задача с решением и результатом.
Действие 6: Преимущества. В идеале для сотрудничества у каждого фрилансера должны быть свои аргументы. Например: «на связи 24 часа», «100% уникальная работа» или «не сделаю в срок, значит сделаю бесплатно». Фрилансер должен зацепить клиента и выделиться среди конкурентов.
Действие 7: Призыв к действию и контактные данные. Описав все свои преимущества, создав рабочую базу, надо призвать клиента к сотрудничеству. Например «заказывайте уже сейчас», «количество заказов ограничено». Надо подтолкнуть заказчика к принятию решения. Для этого надо не забыть контактные данные для связи.
Преимущества размещения портфолио на Google сайте:
• легко и просто, не требует специальных навыков программного обеспечения и опыта;
• не затратно по времени, займёт не более часа;
• не требует каких-либо вложений;
• сайт могут посмотреть как с телефона, так и с компьютера.
Помимо Google сайта своё портфолио можно разместить на конструкторах:
1. AllYou.net — создание структурированного портфолио здесь потребует немалых усилий. Отлично подойдёт для профессионалов в дизайнерской сфере. Без навыков программного обеспечения создать портфолио новичку будет трудно.
2. Dunked так же подходит для дизайнеров. Лаконичный и простой интерфейс позволяет без труда опубликовывать портфолио.
3. SnapPages — это бесплатный сервис, на котором можно разместись портфолио. На выходе фрилансер получает адаптированный и структурированный сайт
Однако, новичкам всё же лучше обратить своё внимание на Google сайты. С помощью этой системы можно с высокой скоростью размещать портфолио. Загрузка работы на диск занимает несколько секунд. После публикации, портфолио сможет увидеть любой человек в интернете. В конце создания, надо ввести уникальный домен (название сайта). Хороший сайт — это хранитель персональных работ и лучший способ демонстрации клиентам своих услуг.
Отзывы в вашем портфолио фрилансера
Для полноты представления о работе фрилансера, в его портфолио обязательно должны находиться отзывы заказчиков. Этот факт убеждает обращаться новых клиентов. Дело обстоит так же, как и с примерами работ, лучше иметь пару для наглядности, чем не иметь ничего.
Отзыв — дело добровольное и ожидать их от заказчиков можно месяцами. Можно попросить отзывы, выполняя бесплатные задания для портфолио. На биржах-фриланса распространены трудовые отношения в виде заказа с невысокой оплаты в обмен на отзыв.
Но в этом деле лучше и быстрее помочь самому себе. Для ускорения процесса можно воспользоваться специальными сервисами. С помощью площадок по социальному продвижению и рекламе можно накрутить рейтинг и получить фейковые комментарии.
Например, на бирже Fl.ru есть сервис под названием «Типовые услуги». Он создан с целью рекламы, повышения рейтинга. С его помощью можно осуществить социальное продвижение. При создании на сервисе «Типовой услуги» в виде конкретной услуги, заказчик может заказать ту, которая его наиболее заинтересовала. Сотрудничество начинается после того, как клиент нажал на кнопку «заказать».
Описание сотрудничества:
1. Заказчик выбирает услугу фрилансера и нажимает «заказать».
2. Фрилансер получает оповещение с приглашением подтверждения или отклонения заявки от заказчика.
3. Сделав отказ, фрилансер не соглашается на дальнейшее сотрудничества без каких-либо потерь для себя.
4. В случае подтверждения фрилансером заказа резервируется оплата за услугу.
После сделанной услуги, фрилансер и заказчик могут обменяться отзывами. При этом отрицательный отзыв можно переделать бессрочно, а на редактирование положительного отзыва отводится неделя. Для такого сотрудничества не требуются никакие документы об подтверждения сделки. Чтобы осуществить получение отзыва, не нужно вкладывать собственные деньги и покупать PRO-аккаунт.
Два показательных примера из портфолио
Для наглядности и понимания можно рассмотреть примеры из портфолио SEO-специалистов. Чтобы понять суть, лучше представить себя в роли заказчика и оценить уровень профессионализма обеих работ.
Допустим, заказчику нужен SEO-копирайтер для того, чтобы написанные статьи соответствовали поисковым системам, то есть с наличием определённых ключевых запросов. Заходя в портфолио к одному копирайтеру, заказчик видит сплошной текст на тему «особенности строительства бассейнов». Работа содержит монотонный текст, однако качественного содержания. Чтобы разобраться в навыках специалиста, заказчику приходится вчитываться в текст и вникать.
Выбор заказчика очевиден. Никто не хочет тратить своё время и разбираться в работе. Заказчик хочет всё и сразу. Кратко, информативно и оперативно. Это не значит, что каждый фрилансер обязан представлять свои работы в виде кейса, но так он повысит свою продуктивность и профессиональную оценку в глазах клиента.
Советы по наполнению портфолио
В сфере фриланса действует жёсткая конкуренция. В глазах заказчика, незнакомые исполнители отличаются друг от друга лишь при помощи портфолио. Качественно наполненное портфолио — ключ к успеху. По выбранному направлению лучше выделить несколько самых лучших работ. Не стоит забивать портфолио большим объёмом работ среднего качества.
Многие начинающие фрилансеры задаются вопросом, где взять примеры для портфолио без опыта. Можно воспользоваться несколькими вариантами:
1. Биржа фриланса. Можно взять любой понравившиеся заказ в работу и выполнить его за оплату. Другой вариант — выбрать из списка работу любой сложности и сделать её для своего портфолио, без сдачи заказчику. Суть такова, что в этой ситуации заказчик работает на фриланса, а точнее не его портфолио.
2. Придумать задание самостоятельно. Не обязательно брать уже готовое задание на биржах, тему и трудовое задание можно без проблем придумать самостоятельно. Творческий подход к работе не будет лишним.
3. Попросить придумать задание какого-нибудь знакомого. При этом, возможно, кто-либо предложит символическую оплату за труд.
4. Подать объявление. Ещё одним способом, к которому прибегают многие начинающие фрилансеры без примера своих работ — это объявление. Можно разместить объявление на фриланс-бирже с просьбой о заказе без оплаты для своего портфолио. Желающих найдётся много. Главное правильно оценивать себя и не давать садиться на шею.
Портфолио фрилансера должно содержать как минимум 5 работ, а лучше не менее 15 по каждому направлению. В этом деле действует правило — лучше меньше, но качественно. В портфолио надо показать себя и свои качества только с лучше стороны.
Важный совет – лучше не брать чужие работы для наполнения своего портфолио. Это может создать красивую картинку, однако правда раскроется сразу же при первом сотрудничестве с заказчиком.
Создание сайт без постоянного совершенствования и обновления является распространённой ошибкой среди фрилансеров. После посещения заброшенного ресурса, клиент может подумать, что предложение услуг уже не актуально. Для профессионального развития, портфолио должно время от времени обновляться и пополняться новыми работами. Необходимо уделять внимание старому наполнению, так как ввиду нарастания опыта, они могут показаться уже не такими качественными.
Важно знать, что размещение работы в своём портфолио лучше всего согласовывать с заказчиком. Это касается купленных заказов. Право на использование работы принадлежит лицу, с которым фрилансер состоит в трудовых отношениях. Другими словами, автор является потенциальным и единственным до тех пор, пока не передал свою работу в право владения заказчика, который выкупил её. После оплаты полным владельцем становится заказчик и он вправе делать с ней всё, что посчитает нужным.
Небольшая хитрость фрилансера для портфолио — расположение самых лучших, по его мнению, работ должны располагаться в начале списка. Ведь потенциальный заказчик вряд ли будет просматривать все предоставленные работы и тратить своё время, он ознакомиться с несколькими из списка в начале и сделает выбор о сотрудничестве.
Привлекательный вид портфолио — очевидная вещь, которой следуют далеко не все фрилансеры, оказываясь при этом далеко не в выигрышном положении. На просторах интернета существует масса однотипных и не конструктивных портфолио. Отдельно внимание стоит уделить дизайну, чтобы привлечь как можно больше клиентов, так как однотипное портфолио мало кого сможет заинтересовать. Привлекательный дизайн приковывает взгляды и говорит о том, что фрилансер постарался и вложил много стараний. Важно знать, что в портфолио важна не только внутренняя составляющая в виде примеров работ, но и внешняя часть, в виде продуманного оформления.