Что написать на ежедневнике учителю
Что такое «кондуит», или Каким должен быть идеальный ежедневник. Взгляд учителя
Я учитель. Каждый год, примерно в июне, я отправляюсь в рейд по магазинам канцтоваров в поисках ежедневника на следующий учебный год. Долго брожу, выбираю, смакуя поиски. Что делать, Весы:) Не особо верю в гороскопы, но мой стиль совершения покупок их подтверждает: я обойду все доступные магазины, переберу все варианты, взвешу за и против по десятку критериев и куплю только после того, как совершу полный круг по орбите:) И при этом только самый первый мой ежедневник был «Ежедневником для учителя». Да и тот не протянул и года. Просто потому, что одни разделы оказались маловаты, другие — совершенно лишними, а третьих, очень-очень нужных, вообще не было. И вот уже много лет мой профессиональный путь сопровождают обычные блокноты и тетради, разлинованные от руки так, как мне удобнее. И абсолютно точно могу сказать, что я в этом не одинока:) Именно поэтому я и решила написать эту статью и собрать воедино все свои мысли и соображения по поводу того, как должен быть организован ежедневник для учителя, чтобы он был не просто красивым и памятным подарком, но и очень полезным в работе инструментом. Сразу оговорюсь, что всё, о чем пойдет речь ниже, моё личное мнение (и еще нескольких моих знакомых-учителей). Искренне надеюсь, что к обсуждению присоединятся и другие жители Ярмарки Мастеров, как мастера, так и покупатели, работающие в образовании. Надеюсь, что эта статья станет хорошим подспорьем для всех мастериц нашей Ярмарки Мастеров, создающих подобные вещи.
1. Непосредственно ежедневник — часть для планирования дел на день/неделю и так далее. Обязательно с датами, при этом будет логичным начать с середины августа, когда большинство учителей выходят из отпусков на работу. Мне удобно, когда один разворот посвящен одной неделе. В этом году мы перешли на пятидневку, поэтому шестая ячейка отведена под выходные: не секрет, что учительская работа весьма сложно нормируется, многое приходится делать именно на выходных. Вот так выглядит эта часть у меня:
. Пока сидела линовала, словно весь учебный год уже прожила:)
Стандартный отпуск начинается в двадцатых числах июня, поэтому завершить эту часть лучше не маем (окончанием уроков), а июнем, так как в этом месяце жизнь всё еще кипит.
2. «Журнал» — часть, совпадающая с разделом классного журнала, посвященным отметкам. Знаю, что не все учителя дублируют выставленные баллы в свои записи, но я это делала всегда. Во-первых, как учитель иностранного языка я веду у половины класса, журнал не всегда на уроке у моей группы. Во-вторых, журналы имеют свойство исчезать в неизвестном направлении в самый неподходящий момент:) Иногда временно. Например, задержал другой учитель. Или детки припрятали. А бывает, что он пропадает насовсем! Лично я с этим не сталкивалась, но в школах, где я работала, такие случаи были))) Причем в одном классе журнал за год пропадал трижды, учителя трижды заводили новый, восстанавливая всю (!) информацию с 1 сентября. И непросто пришлось тем учителям, у которых таких «кондуитов» (как их называла моя преподаватель по немецкому в университете) не было. К тому же, очень удобно всегда иметь под рукой полный вариант личной «повести временных лет» на случай, если заглянули родители поинтересоваться успехами ребенка или же само чадо зашло на переменке с вопросами и пожеланиями:) Итак, разделу такому — быть! И тут кроется вторая беда стандартных ежедневников учителя: в большинстве из них мне катастрофически не хватало страниц для текущих отметок.
Я решила не утомлять вас подсчетами средней нагрузки в часах, количестве уроков в неделю у учителей различных предметов. Лучше сразу перейду к своему выводу: около тысячи столбцов для оценок должно хватить почти всем:) И лучше больше, чем меньше. Обидно будет, если на какой-то класс не хватит пары разлинованных листочков.
Теперь к тому, как организована страничка у меня:
В группе обычно 14 детей. Схожая цифра будет у учителей информатики и, чуть в меньшей степени, технологии (трудов), ведь соотношение девочек и мальчиков может быть не совсем поровну. У остальных — 25-30 детей в списке. Опять же, если есть возможность поинтересоваться, лучше спросить, для какого именно учителя делается ежедневник. В случае небольших групп, как у меня, удобно писать домашнее задание прямо под столбцом даты урока. Если класс полный, то места внизу страницы останется меньше, возможно, на левой странице следует сделать отдельные строки с датами и непосредственно содержанием д/з.
3. Участие ребят в конкурсах и олимпиадах. Вкладка, появившаяся у меня в этом году впервые и по острой необходимости. И как я раньше до нее не додумалась?:) В прошлом году все записывала урывками, то там, то сям. А потом — бах! — и завуч просит подать данные, кто где «состоял и привлекался» и к какому результату это всё привело. У меня полдня ушло на восстановление и сбор этой информации по изразрядно за год потрепанному блокноту. К тому же, эти данные помогут потом в подготовке к аттестации.
Первый столбец — фамилия и имя учащегося. В нижней или верхней части остальных столбцов буду помечать название мероприятия. Заполнение такой таблички я вижу в два этапа: первый — в ячейку на пересечении имени и названия вписать карандашом «+» за участие в бесплатных мероприятиях и сданную ребенком сумму — за участие в платных. Потом, когда станут известны результаты, в соответствующих ячейках проставить нужные обозначения: У — участник, Л — лауреат, 1/2/3 — для победителя и призеров. Самый первый после имени столбец — для остатка финансовых средств, ведь иногда дети сдают сразу на две-три олимпиады, мне так проще не запутаться, у кого сколько осталось на «личном счете».
4. Финансы. Этот раздел по организации дублирует предыдущий, но по содержанию немного отличается. Полезен он будет классным руководителям. Его цель — фиксировать различные сборы средств, которые идут через учителя. Я знаю, что в идеале все финансовые операции должен вести родительский комитет. Но на практике так получается далеко не всегда. Например, школа идет в театр/на выставку,а я как классный руководитель должна собрать с ребят деньги на билеты и потом сдать их завучу. Общая схема та же: имя — название — сданная сумма — остаток на «личном счете».
5. Консультации с родителями. Этот раздел пригодится как классным руководителям, так и учителям-предметникам. Ибо этот момент тоже отражается в отчетах и порой очень помогает, например, при написании характеристики на ребенка или при разборе полетов на каком-нибудь «увеселительном» мероприятии типа малого педсовета. К тому, что я отразила в своей табличке, можно еще добавить значок слева для обозначения того, была ли это встреча или телефонный разговор.
6. Педсоветы, совещания и прочие собрания. Под эти важные и в разной степени нужные мероприятия можно отвести несколько страниц для заметок, просто обозначив начало такого раздела. Можно, конечно, сделать и «шапку» с датой и темой, но никогда не угадаешь, будет ли что-то стоящее записи:) Иногда исписываю пару листов, а иногда ограничиваюсь парой строк. Обидно будет заполнить «шапку», а потом оставить половину листа пустым с тем, чтобы следующее заседание начать с новой страницы.
7. Участие ребят в различных мероприятиях.
Внизу — название мероприятия (номер от класса в школьном концерте, сбор макулатуры, изготовление стенгазеты, классный час. ), имена ребят и пометки об участии.
Очень удобно, сразу видно, кто в чем участвовал, кто нет. Такая информация оказывается очень полезной, когда приходят на консультацию родители или надо писать характеристику на ребенка.
8. Родительские собрания, классные часы, внеклассные мероприятия. Просто отдельные вкладки и чистые странички, как и предыдущий пункт.
И несколько общих соображений.
Было бы здорово сделать еще пару «тематических» вкладок-страниц без названия, чтобы учитель потом мог сам их отвести под что-то актуальное именно для него.
Размер, на мой взгляд, удобнее меньше А4 (не во всякую сумку влезет), но больше А5 (мелковат для заполнения).
Обложка может быть как твердой, так и гибкой, главное — практичной. Выпуклые декоративные элементы могут быть невероятно красивы, если вещь предназначена для лежания на столе и любования, но для непоседливых учительских ежедневников они не подходят:) Эти товарищи постоянно перемещаются в пространстве (дом-школа-совещания-курсы). По этой же причине учитель будет особенно рад легкому варианту. Меня, например, в этом году будет сопровождать чудесный ежедневник в натуральной коже и с замечательными гладкими страничками, но. тяжеленький.
Очень удобно, если ежедневник закрывается на резиночку: так все положенные в него случайные записки останутся внутри. Этой же цели отлично послужат кармашки на форзацах:
В целом, именно таким я вижу идеальный ежедневник учителя:) Повторюсь, что все вышеизложенные умозаключения и пожелания основаны на моем личном опыте, я очень буду рада, если в комментариях вы напишете свои мысли и предложения. Пусть в мире появится больше красивых и удобных вещей!
39 цитат благодарности для учителей.
Какими словами высказать благодарность учителю?
Учителя и воспитатели играют жизненно важную роль в жизни детей. Они помогают формировать молодые умы и побуждают учеников ежедневно бросать себе вызов. Родители доверяют учителям заботиться о своих малышах и помогать им расти, чтобы стать умными, заботливыми людьми. Это работа, которая требует большого терпения, понимания и преданности делу.
Трудно выразить словами, какое именно влияние учитель оказал на вашу жизнь и жизнь вашей семьи. Мы собрали некоторые из лучших цитат и высказываний, чтобы дать вам вдохновение для выражения своей благодарности.
Независимо от того, идет ли речь о Дне учителя или о памятном подарке в конце учебного года, эти цитаты и слова благодарности помогут Вашим преподавателям узнать, насколько вы восхищаетесь и дорожите ими.
Цитаты благодарности для учителей
«Дети, скорее всего, будут жить так, как ты о них думаешь.» — Lady Bird Johnson
«Цель образования-подготовить молодых людей к самообразованию на протяжении всей их жизни.» — Robert M. Hutchins
«Самое прекрасное в обучении-это то, что никто не может отнять его у тебя.»– B.B. King
«Любой, кто хоть как-то помогает ребенку в его жизни, для меня Герой.» – Fred Rogers (Mister Rogers)
«Мы оглядываемся назад с благодарностью к блестящим учителям, но и с благодарностью к тем, кто затронул наши человеческие чувства.»– Carl Jung
«Хороший учитель подобен свече-он расходует себя, чтобы осветить путь другим.” – Mustafa Kemal Ataturk
«Хороший учитель может вселить надежду, воспламенить воображение и привить любовь к учению.»– Brad Henry Love
“Я в долгу перед моим отцом за то, что он жив, но и перед моим учителем-за то, что он хорошо живет.»– Александр Великий
«Один ребенок, один учитель, одна книга, одна ручка могут изменить мир.»– Malala Yousafzai
«Образование-это пропуск в будущее, ибо завтра принадлежит тем, кто готовится к нему сегодня.» — Malcolm X
«То, что учитель пишет на доске жизни, никогда не может быть стерто.» — Неизвестный Автор
«Учить детей считать-это прекрасно, но лучше всего учить их тому, что считается.» — Bob Talbert
«Дайте мне рыбу, и я буду есть целый день. Научи меня рыбачить, и я буду есть всю жизнь.»–Китайская Пословица
«Учитель берет руку, открывает ум и касается сердца.» — Неизвестный Автор
«Образование — это не подготовка к жизни, а сама жизнь.»– John Dewey
«Преподавание-это очень благородная профессия, которая формирует характер, масштаб и будущее личности. Если люди помнят меня как хорошего учителя, это будет для меня самой большой честью.» — A. P. J. Abdul Kalam
«Говорит посредственный учитель. Хороший учитель объясняет. Старший учитель демонстрирует это. Великий учитель вдохновляет.» — William Arthur Ward
«Каждый, кто помнит свое собственное образование, помнит учителей, а не методы и приемы. Учитель — это сердце образовательной системы.» — Sidney Hook
Мой ежедневник: эволюция
При слове «ежедневник» перед глазами сразу появляется некая картинка, всплывают правила его ведения, которые должны сделать наш день продуктивным. Но часто то, что мы представляем, совсем не является тем, что нам нужно.
Например, для грамотного ведения записей нам идеально подходит лист в клеточку, где в нужных областях помещаются все необходимые списки, но это расходится с нашим представлением о грамотном планинге, и мы пытаемся вести классический ежедневник, расписывая дела по дням и часам. В результате появляются невыполненные дела, недовольство и разочарование. Вид ежедневника изменяется в зависимости от целей и подхода к планированию.
Я проследила, как изменялась форма моего ежедневника, а также попыталась понять причины этих метаморфоз.
Школьный дневник
Ученический дневник по праву можно считать первым ежедневником каждого человека, который ходил школу. Тут не было выбора, вести или не вести и как это делать. Максимум, можно было выбрать оформление, но и это удовольствие стало доступно уже ближе к середине учебы. Кто-то, конечно, пытался отлынивать, но так или иначе дневник был у каждого.
С особым старанием заполнялся еще чистенький, новенький дневничок — это своеобразный ритуал начала учебного года. Позже записи делались уже по необходимости.
Как вести дневник, вопрос не стоял, так как были четкие правила. Сейчас уже с юмором вспоминается требование «каждая строчка должна быть заполнена, ведь не может быть, что вам ничего не задали на дом». Даже тогда осознавалась абсурдность и бесполезность траты чернил на записывание фраз «взять форму», «задание в тетради» и «повторить материал урока». Вспоминаются и марафоны на «пятерочную неделю», а также те отвратительные, случайные «двойки», казалось, сводившие на нет все старания.
Но все проходит, и вместе с последним звонком мой «первый ежедневник» остался в прошлом.
Самый обычный блокнот в клетку
В студенческие годы моим ежедневником с натяжкой можно было считать небольшой блокнот в клеточку, куда записывались расписание занятий, экзаменов и имена преподавателей, иногда вносились другие пометки.
Заглядывала я туда редко, предпочитая все планировать исключительно в голове. Казалось не стоило данный этап вообще выделять, если бы не одно убеждение, которое появилось и прочно засело на долгое время. Ощущение, что как только начинаешь четко планировать свой день, а тем более запишешь планы, то лишишься свободы выбора, жизнь станет монотонной и неинтересной.
Ежедневник учителя
На последнем курсе университета я начала работать в школе. Полная загруженность, а потом еще и классное руководство! Тут молодому специалисту, стремящемуся влиться в процесс преподавания и воспитания, без списков и расписаний никуда. На помощь пришел профессиональный ежедневник, а точнее «Ежедневник учителя», где нашлось все, что нужно: календарь, списки учащихся, место под мини-конспекты, заметки и режим дня. Записи велись тщательно, без перерывов, но они отражали только профессиональную деятельность не затрагивая остальные сферы.
Дневник будущей мамы
Потом в мою жизнь вошла книга Екатерины Свирской «Беременность день за днем. Дневник будущей мамы». Это чудесное издание, бережно хранящее важные события ожидания первого ребенка, вовремя напоминающее о походах к врачу, содержащее записи о результатах анализов и исследованиях, назначенных препаратах. Теперь это семейная реликвия, воспоминание о прекрасном периоде жизни.
Ежедневник ухода за ребенком
Этот набор тетрадочек можно назвать самым значимым ежедневником моей жизни. Такой дневник ухода за малышом я сделала сама: подготовила необходимые графы, распечатала и прошила.
В него вписывались процедуры, кормления, сон и много еще всего. Для растерянных молодых родителей такой дневник стал верным подспорьем в налаживании быта уже в «расширенной семье». Тут же фиксировались и достижения дочки.
Классический недатированный ежедневник
Параллельно с воспитанием дочери я начала осваивать новую профессию web-программиста. Так как ведение дневника не было систематическим, искала именно недатированный. Ох, как не просто оказалось его найти.
Поиски увенчались успехом, и мои проекты, сроки, звонки и дедлайны, наравне с планами занятий с дочкой и домашними делами заняли свое место.
Нужно честно сказать, что количество запланированных дел превышало все мыслимые возможности человека, как следствие появилась неудовлетворенность сделанным. Вспоминалась та самая «свобода», которую так боялась потерять в студенчестве. В результате ежедневник забрасывался, но необходимость заставляла найти его вновь, смахнуть пыль и продолжить свой бесконтрольный планинг.
Еженедельник
После рождения сына, обсудив все на семейном совете, честно позволила себе год отдыха. От некоторых предложений и клиентов отказалась по причине недостатка времени, где-то взяла «отпуск». Брала небольшие заказы, ведь любимая работа без стресса — это самый настоящий отдых. Большая часть времени отводилась семье и домашним делам, но я не забывала и о себе. Наконец, я могла позволить себе «свободу».
В примитивную самодельную табличку вносились дела на неделю и выполнялись в любое время и без особых требований. Можно назвать этот период временем свободного планирования.
Было сделано много важных личных открытий и выводов, я познакомилась с новыми людьми и присоединилась к нескольким проектам.
Появилось железное правило «никогда не жалеть о потерянном утре»: встала рано — молодец, волей или неволей осталась в постели — отлично, ведь я смогла выспаться, что позволит провести остальную часть дня эффективно и успеть все. Мне кажется, именно в этом правиле я нашла отправную точку для дальнейших экспериментов в планировании.
Модульный ежедневник
После перерыва с новыми силами я отправилась в бой. Вернулись заказы, дедлайны, прибавились статьи, тематические недели, игры, работа над своими художественными произведениями, занятия в «Писательской мастерской» Натальи Спехвой-Роси, а также появился свой проект «Три лепестка счастья». И опять же дети и муж, как их оставить без внимание и заботы. Стал актуален вопрос эффективности.
Это время поиска эликсира «всеуспевания». Способы записи и подходы к планированию изменялись в зависимости от текущих задач, разрабатывались все новые шаблоны, отбрасывались неудачные. Получился набор «Мой модульный ежедневник». Я отбирала нужные мне заготовки (модули), подшивала, таким образом получила оптимальный набор для планирования.
В подборку для модульного ежедневника вошли 24 шаблона:
Сетка-календарь на 2019 год (формат А4, 12 листов на каждый месяц). Такой календарь позволит не забыть важные даты, походы к врачу, собрания, а также сроки сдачи проектов.
Мой бесконечный список дел. Это мой любимый инструмент, куда я выписываю все дела, которые хочу сделать, вместе с этим списком планирую месяц. Выполненные дела вычеркиваю. Когда список заполняется, анализирую, убираю уже не актуальные пункты, обдумываю причины неудавшихся планов и создаю новый чистый список.
Книга для чтения. Представляет из себя разлинованный шаблон для заметок о прочитанном, идей во время чтения.
Мой идейник. Здесь можно записывать все, что придет в голову, все мыслимые и немыслимые идеи, которые только могут прийти в голову, а лучшие уже смогут попасть в планы.
Планер на год. Компактное представление того, что вы собираетесь запланировать на год. Все просто и наглядно.
Недельный планер. Шаблон по дням недели, просто и ничего лишнего.
Планинг (неделя, месяц, идеи). Этим инструментом я пользовалась довольно продолжительное время. Если у вас нет дел, четко привязанных к дате, это может быть удобным вариантом планирования. В данном случае вы не привязываетесь к конкретному дню, а рассматриваете неделю как единицу планирования. Сейчас обращаюсь к нему во время отпуска.
Режим питания. Это простой информационный шаблон, который помогает организовать прием пищи по времени.
«На что я забью сегодня, или список дел для тех, кто не умеет отдыхать». Немного ироническое напоминание о том, что отдых важен. Этот шаблон позволит целенаправленно подумать о себе вне рабочей обстановки.
«На что я забью сегодня, или список дел для тех, кто совсем не умеет отдыхать». Это несколько расширенный предыдущий шаблон, который предложит вам, чем же можно заняться в ваш выходной.
Текущие задачи и цели. Пользуюсь этим инструментом, когда кажется, что поток навалившихся дел уже не управляем. Спокойно расписав ближайшие цели, разбив их на задачи, успокаиваешься и входишь в спокойный рабочий настрой, дела выполняются и гармония возвращается в твой мир.
Распорядок дня по блокам. Наш семейный день четко разделен на блоки, это позволяет успешно совмещать дела из разных сфер. Так, например, дети активно наигравшись несколько часов с мамой во время «детского блока», спокойно отпускают поработать, а мама не мучается угрызениями совести, что мало уделяет внимания своим малышам.
Я планирую сделать… Инструмент для тех, кто пишет целую кучу дел на день, а потом занимается всем, кроме того, что запланировал. Проанализировав такую таблицу несколько дней, видишь, что не так в подходе к планированию или понимаешь, что не стоит переживать из-за сорвавшихся планов, ведь были серьезные обстоятельства и каждое несделанное дело нашло достойную замену.
Классический ежедневник
Я все же вернулась к классике и простому датированному ежедневнику. С той разницей, что на каждый день отводится целый разворот.
На одной страничке прописываются все дела на день по блокам, для каждого из которых можно задать строго определенные занятия. Так в «детское время» нельзя записать работу над статьей или уборку в доме, для этого есть свое место. Эту идею я подсмотрела в книге Марии Хайнц «Позитивный тайм-менеджмент».
На второй страничке — списки покупок, звонков, рабочие заметки.
В затруднительных ситуациях при большом количестве текущих задач выручала копилка шаблонов из «Модульного ежедневника», это позволяло мне успешно выходить даже из самых сложных ситуаций.
Я много успевала, не испытывая разочарования от невыполненных дел. Иногда позволяла себе расслабиться, но это был осознанный шаг, а, следовательно, я полноценно отдыхала и возвращалась в строй.
Ежедневник на 12 недель
Когда ежедневник заканчивался, встал вопрос: каким должен быть новый? За полгода использования четко выделились блоки и места, которых мне не хватает. Появилось желание научиться строить планы на больший срок и хотелось, чтобы такая возможность была отражена в ежедневнике.
Поэтому я решила сделать свой — так появился «Ежедневник: 12 недель на 100%».
Я предложила читателям моего блога то, что у меня вышло. Спасибо всем, кто с радостью откликнулся и до сих пор помогает мне дорабатывать ежедневник. С удивлением отметила, что многие думали о таком же.
Ежедневник представляет собой pdf-файл в 205 страниц.
Все планирование основано на схеме:
• планируем 12 недель;
• конкретизируем планы на 3 недели;
• распределяем планы по дням недели;
• планируем каждый день.
Первые два пункта появились в ежедневнике, чтобы помочь мне научиться строить планы на более длительный период. Я с легкостью могла запланировать неделю, но если речь шла о большем промежутке времени, явно переоценивала свои возможности. Грамотное распределение сроков, учет резерва помогают решить эту проблему.
Так выглядит разворот «Планируем 12 недель»:
Вверху отведено место для даты (см.1). На левой половине предлагается написать цели на ближайшие 84 дня (см. 2), зафиксировать важные даты (см. 3), есть отдельное место для мечты (см.4). Мечта — дело, которое очень давно хотелось сделать, но оно постоянно откладывалось. Это может быть от простого «приготовить пирог из детства» до «написать книгу». За 12 недель можно успеть много, но при планировании мечты нужно не забывать о реальности и выполнимости. Иначе она так и останется мечтой.
В блоке «Мои заметки» (см. 5) можно разместить все, для чего не нашлось места выше.
Когда сформированы цели, отмечены важные события и обозначена мечта, выделяем задачи и разбиваем на 4 блока по 3 недели (см.6).
Теперь переходим к планированию трех ближайших недель. Задачи, сформированные на предыдущем этапе, разбиваем по сферам (см. 7). Я выделила такие сферы как «Семья», «Дом», «Работа» и «Хобби» и еще оставила два дополнительных пустых блока внизу на ваше усмотрение (см.8).
После все, что можно запланировать заранее, перекочевывает в список «Мои дела на 1-3 недели».
Для себя я отметила: «На этом этапе важно не запланировать слишком много. Всегда есть непредвиденные обстоятельства, которые вносят изменения в планы. Лучше я допишу задачу после, чем буду переписывать изо дня в день один и тот же пункт».
Строим «пирамидку распределения дел» дальше. Теперь уточняем планы для конкретной недели. Данный разворот похож на предыдущий, с разницей в том, что теперь мы держим в голове ближайшие семь дней, подробнее расписываем задачи на каждый из них (см. 10).
«Планируем день» — здесь вы найдете блоки «Позвонить/написать» (см. 12), «Меню» (см. 14) и «Список покупок» (см. 13). Причем последний можно вырезать и взять с собой в магазин. Часть страниц отведена под «Рабочие заметки» (см. 11).
Подробно распланировать день можно в разделе «Режим дня» (см. 15). У меня день разбит на блоки (см. 16) «утро», «уборка», «детское время», «работа», «прогулка» и т.д., для каждого из которых есть свое четкое время (см. 17 — начало, 18 — конец), это позволяет избежать соблазна заниматься какой-нибудь ерундой или уделить меньше внимания одной из сфер.
Такое планирование дает не только личную организацию, но и семейную, так как все члены семьи знают, что всему свое время.
Ежедневник — важный инструмент планирования, но не следует забывать, что это всего лишь средство, которое должно служить нашим целям и задачам.
Не он управляет нами, а мы используем ежедневник для своих нужд. Если осознаешь это, то нет ощущения потерянного дня и ограничения свободы, скорее, наоборот, понимаешь, что все в твоих руках, появляется возможность не мечтать заняться любимым делом когда-то в будущем, а делать это сейчас не в ущерб остальному.
И не важна форма: классический, авторский, профессиональный, простой набор таблиц в скоросшивателе или программа для смартфона, возможно, даже целое произведение искусства ручной работы. Выбирайте способ планирования под текущие задачи, не бойтесь менять и экспериментировать, и вы найдете то, что подходит именно вам.
Пусть ваш ежедневник будет верным и надежным помощником во всех начинаниях!