Что написать коллегам перед уходом в отпуск
Прощальное письмо коллегам при уходе в декрет
Сотрудница, находящаяся в интересном положении, обычно ждет – не дождется заветного листка нетрудоспособности, который в 30 недель отпустит ее готовиться к встрече с малышом.
Не секрет, что декретные работницы – одна из самых больших «головных болей» для руководства. Уволить такую сотрудницу нельзя, после выхода из декрета нужно трудоустроить ее на прежних условиях. А ведь в продолжение беременности у нее наверняка случались периоды временной нетрудоспособности, да и в любом случае, эффективность работы наверняка изменилась. Даже вернувшись на работу, такая сотрудница наверняка будет брать больничные по уходу за ребенком. Не все работодатели готовы относиться к обязанностям, пусть даже законодательно определенным, с восторгом: многие пытаются максимально быстро расстаться с неудобной сотрудницей, как только позволит закон.
Если после достижения ребенком 3 лет или даже раньше молодая мамочка хочет вернуться на прежнее место работы с хорошими перспективами, лучше рассчитывать не только на гарантии Трудового Кодекса, но и на хорошее отношение сотрудников.
А для этого не помешает оставить по уходе хорошее впечатление о себе. Написание прощального письма – невеликий труд, а может сослужить большую пользу. Можно составить его официально или с юмористическими нотками.
Пример письма при уходе в декрет
Уважаемое руководство и коллеги!
До моего декретного отпуска осталась одна неделя. Скоро я расстанусь с вами и любимой работой на довольно долгое время. Конечно, повод очень приятный, но все равно немного грустно. Я точно знаю, что мне будет всех вас очень не хватать.
Мне очень приятно, что в эти непростые для меня месяцы вы были снисходительны и всячески поддерживали меня. Благодаря вам я смогла максимально сберечь свои нервы и силы. Спасибо всем за успешное и плодотворное сотрудничество, я очень надеюсь к нему вернуться, как только смогу.
По всем вопросам обращайтесь к моей напарнице Лигуновой Александре, которая на время моего отсутствия берет мои функции на себя.
Всем вам удачи в профессиональной деятельности и благополучия в ваших семьях.
С надеждой на совместное будущее,
инспектор отдела кадров
Наталья Михайловна Останкина.
Прощальное письмо коллегам при увольнении
Прощальное письмо при увольнении – документ, который не носит обязательного характера, но все же является частью корпоративной культуры, знаком уважения к бывшим сослуживцам и проявлением элементарной вежливости. Такие прощальные послания пришли к нам из западных стран, где они очень распространены. На сегодняшний день в нашей стране их написание не является общеприменимым правилом, однако во многих крупных компаниях с большим количеством сотрудников прощальные письма уже перестали быть чем-то экстраординарным и из ряда вон выходящим.
Зачем писать
По большому счету, основная задача у подобного послания одна: информировать коллег, сослуживцев, партнеров и т.п. об увольнении. Кроме того, в письме довольно часто указывается новое место работы (для поддержания деловых контактов в дальнейшем), а также данные о преемнике. Теплые, дружеские слова в адрес бывших коллег позволяют сохранить с ними хорошие отношения, что, в свою очередь, может иметь большое значения для будущей карьеры увольняющегося сотрудника.
Кому адресовать
В качестве получателя могут выступать как коллеги отправителя внутри компании-работодателя, причем, независимо от их должностного ранга, так и представители других организаций, с которыми увольняющемуся приходилось тесно взаимодействовать в решении профессиональных вопросов. Также прощальное письмо может быть адресовано клиентам и заказчикам, с которыми хочется сохранить хорошие деловые отношения.
Важное уточнение: если письмо адресуется группе сотрудников, то в обращении так и стоит указывать, без перечисления конкретных имен, а если получатель – руководитель, то к нему нужно обязательно обращаться по имени-отчеству.
Какой стиль использовать
На самом деле, стиль прощального письма может быть самым различным – здесь фантазия и возможности увольняющегося сотрудника ничем не ограничены. В числе прочего, форма подачи письма во многом может зависеть от причины увольнения.
Например, если произошло увольнение из-за несоответствия занимаемой должности, можно составить юмористическое послание, с акцентом на благодарность коллегам за помощь в понимании того, что данная работа не подходит автору послания. Единственное требование: не скатываться до иронии по отношению к коллегам, а тем более до злой сатиры.
Еще один вариант – высказать в письме все то недовольство, которое накопилось за долгие годы работы в коллективе. Такое письмо обычно носит выраженный негативный характер, но на некоторое время позволяет уменьшить стресс от увольнения. Правда, в этом случае, не стоит рассчитывать на поддержание в дальнейшем дружеских отношений с бывшими коллегами.
На практике встречались и стихотворные прощальные послания, но это особые случаи, когда автор не только хочет сделать яркий прощальный жест, но и обладает определенными навыками креатива.
Ну и самый простой и незамысловатый способ попрощаться с коллегами: составление формального сообщения. Оно особенно актуально тогда, когда речь идет о вполне мирном и даже выгодном увольнении (например, при переходе автора письма на более высокую должность).
Чего следует избегать при написании письма
В письмо нежелательно включать эмоционально окрашенные выражения, недостоверные, а тем более заведомо лживые сведения и колкие замечания в адрес коллег. Категорически недопустима ненормативная лексика, фривольность и грубости.
Также не нужно писать слишком длинные послания – следует уважать время других людей, но и слишком короткими сообщениями лучше тоже не ограничиваться (чтобы не сложилось ощущения недосказанности, способное вызвать толки и пересуды).
Правила и пример составления прощального письма коллегам при увольнении
Понятно, что единого образца письма нет и быть не может. Оно всегда составляется по широко распространенным шаблонам или же в свободном виде, но некоторых правил и норм придерживаться при любом варианте все же желательно.
Тон послания должен быть доброжелательным, спокойным, сдержанным. При написании следует тщательно придерживаться правил и норм русского языка, особенно по части лексики, грамматики и пунктуации.
Письмо можно писать как от руки, так и печатать на компьютере, при этом первый вариант даст понять бывшим сослуживцам об особом, даже несколько личном характере послания.
Как отправить прощальное письмо
Самый простой и быстрый способ – сделать массовую рассылку через электронную почту. Это позволит охватить максимально большой круг получателей и довести до их сведения необходимую информацию. Также можно задействовать факсовую пересылку или же отправку через Почту России (второй вариант подходит в тех случаях, если информирование заинтересованной стороны носит официальный характер). И хотя оба эти способа в последние годы используются крайне редко, но и они находят своего пользователя.
Уведомлять работников о начале отпуска нужно всегда
Роструд требует, чтобы компании соблюдали статью 123 ТК РФ и всегда уведомляли работников о дате начала отпуска.
По этому вопросу позиция Роструда не меняется уже несколько лет. О требовании уведомлять работников о начале отпуска, чиновники писали в нескольких письмах за последние годы. Например, в старом письме от 30.07.2014 № 1693-6-1 «О сроке оплаты отпуска…» и в новом от 24.12.2020 № ПГ/59245-6-1 «Об уведомлении о начале отпуска»
Каждый работник имеет право на оплачиваемый ежегодный отпуск согласно статьям 114 и 122 ТК РФ.
Право на отпуск за первый год работы появляется по истечении 6 месяцев непрерывной работы в компании. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск может быть предоставлен и до истечения 6 месяцев. Это разрешено статьей 122 ТК РФ.
Отпуск за второй и последующие годы работы предоставляется в любое время года в соответствии графиком отпусков.
График отпусков обязаны соблюдать и работодатель, и работник. После утверждения руководителем компании графика отпусков, с ним знакомят всех работников под роспись.
О начале отпуска работодатель обязан извещать работников за две недели в соответствии со статьей 123 ТК РФ.
Эта норма относится ко всем видам отпусков, а не только к ежегодному оплачиваемому.
Уведомлять об изменении периода отпуска нужно и тех работников, кто решил взять дополнительный отдых.
Уведомление о начале отпуска не имеет утверждённой формы
Уведомление о начале отпуска составляется произвольной форме.
В уведомлении указывают:
Чтобы не обременять себя дополнительной работой, кадровики и бухгалтеры могут использовать приказ об отпуске (унифицированная форма № Т-6 или Т-6а). Только издать его нужно, в соответствии со статьей 123 ТК РФ, за две недели до начала отпуска.
В приказе предусмотрены реквизиты для подписи сотрудника, то есть фактически все требования закона исполнены, работник оповещен в письменной форме.
Уведомление о начале отпуска считается правильно оформленным при наличии подписи сотрудника об ознакомлении, при наличии дат начала и окончания отдыха.
Как уведомить о начале отпуска
Компания может самостоятельно выбрать способ уведомления.
Подробнее о том, как выбрать оптимальный способ уведомления читайте в статье «Как уведомить работника о начале отпуска: последние разъяснения Роструда?»
Согласно статье 123 ТК РФ работника необходимо оповестить о началеотпуска. Компания может выбрать один из следующих способов:
Если отпуск переносится
Нередко у работника меняются планы, и он не может уйти в отпуск по графику. Планы могут изменится и у работодателя.
Законодательство требует соблюдать график отпуск и устанавливает определённые правила извещения работника о времени начала отпуска.
Если меняется период отпуска работника, об этом нужно его уведомить работника за 14 дней до начала отпуска.
На что влияет несоблюдение правила уведомления о начале отпуска
То, что компания не уведомила работника о начале отпуска выявляется при проверках трудовой инспекцией. Если ваша компания стоит в плане проверок трудовой инспекцией на год, вам нужно озадачится приведением в порядок кадровых документов, в том числе и по отпускам.
Если вы не составляете уведомления, у вас обязательно должны быть приказы по форма № Т-6 или Т-6а, изданные и подписанные за 14 дней до отпуска. Это дает вам право утверждать, что требования статьи 123 ТК РФ выполнены.
Если возникнет конфликт с работником, тот факт, что его не уведомили о начале отпуска он может использовать в свою пользу. Будь то в суде, будь то в жалобе в трудовую инспекцию.
Обратите внимание! Работник, которого не уведомили о дате начала отпуска, вправе перенести его на другой срок. И компания не может отказать.
За нарушение трудового законодательства, а точнее, за не уведомление работника о начале отпуска могут оштрафовать по п. 1. статьи 5.27 КоАП РФ:
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Прощальное юмористическое письмо коллегам
Прекращение трудовых отношений – это не только оформление нужных документов. Отношения – они на то и отношения, что предусматривают определенную связь личностного характера. Уходя, вежливо сказать «до свидания» – это признак хорошего тона. Но как это можно сделать в большой компании, особенно, если должность увольняющегося имела отношение не к одному подразделению, а к в предприятию в целом?
В западных корпорациях написание такого рода прощальных писем остающимся коллегам с рассылкой по электронной или внутренней почте давно стало общим правилом. Это удобно: не нужно много раз повторять одно и то же, выслушивать дежурные ответы, зато проявлено внимание и хорошее воспитание, сохранены коллегиальные связи. Почему бы не внедрить этот способ прощания с сослуживцами у нас?
Структура прощального письма
Это не вполне деловой документ, и составление его не обязательно. Но логичное изложение станет еще одним плюсом к доброй памяти о вас. Включите в письмо:
Чего писать не надо ни в коем случае
Текст письма не обязан быть формальным, вполне допустимо составить письмо с юмористическим подтекстом, конечно, не переходя определенных границ деликатности.
Пример юмористического прощального письма
Сотрудникам ООО «Лидер»
буфетчицы Шевцовой Т.А.
16 августа 2017 года
Всем, всем, всем работникам ООО «Лидер»!
Последнее известие, которое перевернет ваше представление об обычном рабочем дне!
Знаете ли вы, что случится 2 августа этого года? Потом не говорите, что вам не сообщили.
Ваш обеденный перерыв теперь полностью переменится. Вы явитесь в столовую – и не увидите за стойкой вашу неподражаемую толстушку-буфетчицу Татьяну. Вместо нее утренний кофе вам будет наливать молоденькая и стройная выпускница кулинарного техникума.
А я собираюсь стать помощником повара в кафе «Дисвет», которое совсем рядом с нашим офисом. Оказывается, в наш буфет каждое утро ходил директор этого кафе – и все ради моей фирменной запеканки. После долгих уговоров и общения прибавки к зарплате ему удалось меня переманить. Но, конечно, главная причина – это еще один шаг в кулинарной карьере, а значит, к моей мечте.
Так что жду вас непременно на деловой ланч или праздничный банкет по любому поводу.
Если кто-то захочет лично пожелать мне удачи, то еще 2 недели я по-прежнему за стойкой. Спасибо, что не скупились на похвалы и иногда не забывали оставлять мне сдачу.
1 августа в обеденный перерыв приглашаю отпраздновать последний месяц лета и мой новый шаг сладким тортом.
Неизменно ваша, будущий шеф-повар
Шевцова Татьяна Александровна.
Пример прощального письма коллегам с юмором в стихах
Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Я через пару дней на воле,
А вам – работать продолжать.
«Я ухожу», – так лаконично
Об этом сообщаю всем.
Для вас настанет день обычный,
А мне же – время перемен.
Почти два года я в рекламе
Старался так себя найти!
Наверно, видите и сами,
С рекламой нам не по пути.
Теперь иду я в путь тернистый:
Фриланс меня собой манит,
Быть может, путь свободы чистый
Успех финансов озарит.
Спасибо вам за пониманье,
Терпение и соцпакет,
Я вам желаю на прощанье
Здоровья, денег и побед.
Пишите мне на электронку,
Когда нужда возникнет в том,
Мой адрес (да, намек, не тонкий!)
«yavalentin@com».
Почти бывший менеджер отдела рекламы
Валентин Афанасьевич Синицын
Как руководителю сходить в отпуск и не вернуться к руинам
Начните с системных моментов
Уровни делегирования полномочий
Это были системные моменты. Если не сделать то, о чем мы написали, то коллектив будет страшно оставить и на полчаса. Большинство систем менеджмента, пришедших к нам с запада подразумевают полную и безболезненную взаимозаменяемость сотрудников, в том числе и руководителей высшего звена. В идеале любой квалифицированный специалист может заменить коллегу, не вникая неделями в особенности его работы.
Что сделать непосредственно перед отпуском
Даже если все работает как часы и без вас, к уходу в отпуск нужно подготовиться. Все-таки не на день уезжаете. Вот список рекомендаций, что нужно сделать перед отпуском.
Назначьте вместо себя исполняющего обязанности
За два-три дня до ухода в отпуск пройдитесь с заместителем по отделам и расскажите, на что обратить внимание, пока вы в отпуске. Пробегитесь по неотложным делам, которые нужно сделать в первую очередь. Это могут быть срочные звонки, заявки, налоговые дела и так далее. Будет просто идеально, если вы составите список срочных дел. Так заместителю будет проще ориентироваться в сроках и он ничего не забудет. Можно расписать дела на листе бумаги, а можно в документе на компьютере и даже в виде сообщения в социальных сетях или электронного письма. Делайте, как удобно.
Принципы планирования: квадрат Эйзенхауэра
Сделайте максимум дел наперед
Мы не говорим о том, что нужно с головой уйти в текучку и постараться переделать ее всю. Скорее, речь идет о начатых, но не завершенных проектах и делах. С текучкой вполне справится и заместитель. В крайнем случае, ее можно вообще отложить на потом и доделать по приходу из отпуска. А вот важный контракт с корпоративным покупателем, который вот-вот будет подписан, откладывать не нужно. Такие вещи необходимо доводить до логического завершения. На переправе коней не меняют. Пока заместитель вникает в суть вопросов и разбирается, что тут к чему, отпуск может закончиться.
Предупредите об уходе партнеров и контрагентов
Предупредить коллег можно как угодно: обзвонить, разослать электронные письма или написать в мессенджерах. Если этого не сделать, будет неудобно и вам, и им. Люди будут делать двойную работу, а вас задергают звонками, пока летите на параплане над Средиземным морем. Да еще и на роуминге разоритесь.
Распределите свою работу между сотрудниками
Схема распределения ролей в команде
Отложите все, что можно отложить
Правда, увлекаться здесь не стоит, а то по возвращению придется долго разгребать отложенные на потом дела, которые накопятся, как снежный ком.
Не начинайте новые проекты перед отпуском
Кроме тех, которые вы успеете довести до конца или перенести. Но не забывайте о здравом смысле: если в руки плывет выгодный контракт, им лучше начать заниматься в любом случае. Бывает, и такое, что такая сделка будет потом кормить вас всю оставшуюся жизнь. Ради такого можно и отпуском пожертвовать.
Правильно выбирайте время отпуска
Работа в течение года, как правило, нестабильна. Даже если вы торгуете товарами, не зависящими от сезона и времени года, все равно есть периоды затишья и активной движухи. Не говоря уже о сезонном бизнесе, когда основная выручка делается, например, в летние месяцы.
Пример планирования отпуска
Как структурировать время, находясь в отпуске
Предупредим сразу: руководители отдыхают совсем не так, как их подчиненные. Так или иначе, на связи быть придется. Но это не значит, что нужно весь отпуск провисеть на телефоне, постоянно решая рабочие вопросы. Если это случилось, значит, что-то организовано не так. Вот несколько полезных советов, которые с успехом используют многие опытные предприниматели: