Что написать чтобы давали чаевые
Как получать больше чаевых официанту: 7 важных правил
Ресторанный сервис
Что такое сервис в ресторанном бизнесе? Это обслуживание гостей, весь комплекс мер, предпринимаемых для того, чтобы посетители заведения получили приятные впечатления.
Ресторанный сервис заключает в себя политику гостеприимства, которая означает, что весь персонал относится к клиентам как к дорогим сердцу гостям у себя дома.
Это значит, что вы рады их видеть всегда, и готовы им предложить самое лучшее.
Вы желаете проявить максимальную заботу и искренне проявляете ее, как к любимому человеку.
Гости приходят к нам отдохнуть и развлечься, а вы в силах подарить им радость.
Радушное обслуживание — это основа ресторанного сервиса, и без искренней заботы вы вообще можете не получить чаевые, а чтобы чаевых у вас было еще больше, я подготовила для 7 полезных правил.
Как получать больше чаевых официанту: 7 важных правил
Тут я расскажу о семи важных правилах, которые помогут получить больше чаевых любому официанту.
1. Золотое правило обслуживания
Обслуживайте гостя так, как бы ВАМ хотелось, чтобы обслужили вас.
Относитесь к другим так, как бы вы хотели, чтоб относились к вам — это простое правило, в котором заключен глубокий смысл. Если при обслуживании вы будете так думать, то значительная часть гостей будет довольна.
2. Платиновое правило обслуживания
Обслуживайте гостей так, как бы ИМ хотелось, чтобы их обслужили.
Учитывайте потребности каждого гостя, будьте к ним внимательны. Внимание и трепет приятны каждому человеку.
Это были два самых главных этических правила ресторанного сервиса, без соблюдениях которых вообще ничего не выйдет.
3. Улыбайтесь гостю
В психологии есть феномен эмоционального заражения, суть которого в том, что один человек может в определенной степени может прочувствовать эмоции, которые демонстрирует ему другой человек. Поэтому, если вы будете улыбаться клиенту — он ответит вам взаимностью, а если будете обращаться к нему с недовольным видом, то и он почувствует недовольство по отношению к вам, и чаевых не видать.
4. Общайтесь с гостем и будьте готовы предложить ему свою помощь
Задавайте вопросы посетителям: многие из них очень хотят высказать свои пожелания и обсудить их с профессионалом, а натыкаясь на молчание, они могут почувствовать себя обделенными вниманием.
5. «Раппорт» или подстройка
Подстраиваться — это значит становиться похожим на другого человека для того, чтобы вызвать состояние раппорта, состояние доверия. Суть подстройки заключается в том, что вы копируете некоторые жесты и фразы вашего клиента, как бы становясь похожим на него. А люди охотнее доверяют тем, кто на них походит. Естественно никто не призывает вас к зеркальному копированию и «попугайству»: от вас требуется лишь повторять последнюю фразу клиента (название заказанного им блюда) и стараться подстроиться к жестам клиента — сделать свои жесты немного похожими на его.
6. Кивок Салливана
«Кивок Салливана» — особый психологический прием. Он устроен нехитро: все, что нужно делать официанту — так это совершать методичные кивки головой в момент озвучивания клиенту рекомендаций по выбору тех или иных блюд, присутствующих в меню или кивание головой в момент, когда клиент собирается оплатить счет.
Кивание головой — довольно сильный инструмент воздействия на подсознание человека. В данном случае он невольно вызывает у посетителя доверительные ассоциации, и у него с высокой вероятностью появится желание выбрать именно тот «пункт меню», на который «кивнули» (при его озвучивании). Так же в момент, когда клиенту придется оплачивать счет, кивком Салливана вы можете побудить его оставить чаевые (но тут вам лучше будет обратиться еще и к техническому средству, о котором речь пойдет в следующем пункте).
Это были самые важные психологические приемы, от которых во многом зависит успешность официанта.
7. Личная визитка с формой оплаты для чаевых
Грех не знать о технических уловках, которые помогут вам получить чаевые. В настоящее время все люди, как правило, расплачиваются в ресторанах кредитной картой, и чаевые наличностью уже мало кто оставляет. Кто-то может доплатить с карты за обслуживание больше, кто-то — меньше, но для официанта это актуально только в том случае, если работодатель потом вернет ему эти деньги. Однако не всегда работодатель возвращает чаевые.
Соответственно, лучше всего иметь отдельную свою личную визитную карточку, приложив к которой свой телефон, человек смог бы попасть на вашу личную форму оплаты.
Важно, чтобы на карте был призыв вроде: «Приложи телефон, чтобы оставить чаевые».
К примеру, компания Jusl выпускает такие карты.
У Jusl к визитке можно подключить как форму оплаты Сбербанк, Яндекс Деньги, так и любые другие.
Заключение
Начала я с того, что основа ресторанного сервиса — это искренняя забота о клиенте, и без нее вообще ничего не получится.
7 способов оставить чаевые, если нет наличных
Оплата покупок или счёта в ресторане банковской картой или смартфоном позволяет зарабатывать на кэшбэке. Неудивительно, что некоторые люди уже практически полностью отказались от наличных. Рассказываем, как быть, если хочется оставить чаевые официанту в кафе, а наличных денег в кошельке нет.
Почему нельзя добавить чаевые к счёту и оплатить всё сразу
По закону чаевые не облагаются налогом. Фактически стороны заключают договор дарения. Но если оплатить заказ вместе с чаевыми на счёт заведения, налог будет списан. Практически невозможно доказать, что 300 ₽ в графе «За услуги» — подарок официанту. Теперь это оплата услуг, которая облагается налогом.
Отрывок из письма Минфина от 4 сентября 2019 года № 03-04-05/67982
Ещё одна трудность в том, что чаевые, включённые в заказ, попадают на счёт ресторана вместе с чаевыми других посетителей. Сколько и кому отдать, решает управляющий. Исчезает сам смысл чаевых — адресность, благодарность за обслуживание конкретному официанту.
Чтобы деньги попали к нужному человеку, руководство должно вести ежедневный учёт закреплённых за сотрудниками столиков, привязывать их к времени платежа. Из-за таких сложностей многие рестораны отказываются принимать чаевые на свой банковский счёт.
1. Перевод на карту
Один из самых простых способов оставить чаевые без наличных — это перевести их официанту на личную карту. Чтобы за перевод не взяли комиссию (если у вас карты разных банков), можно отправить деньги по номеру телефона — с помощью системы быстрых платежей.
Но для бесплатного перевода СБП должна быть включена у обоих участников. Сделать это можно в приложении или интернет-банке. Обычно нужно зайти в настройки или раздел платежей, выбрать пункт «Переводы по номеру телефона»/«Система быстрых платежей» и подключить их.
2. Оплата через специальные сервисы
Мы собрали несколько приложений и банковских сервисов, которые не возьмут комиссию у отправителя. Но воспользоваться ими можно, только если официант или ресторан зарегистрированы в этой системе. Можно спросить у официанта, работают ли они с какими-то из этих сервисов:
CloudTips
Как можно оставить на чай: с помощью банковской карты, ApplePay или GooglePay.
При регистрации официант получает личный код. Он может показать его вам на экране своего телефона или в распечатанном виде. Вам останется только отсканировать код с помощью своего смартфона. Браузер откроет страницу в интернете, где вы сможете оставить на чай.
Сколько в итоге получит официант
За вывод средств на карту Тинькофф Банка сервис возьмёт 5% от суммы платежа. На карту других банков — 10%. То есть со 100 ₽ чаевых официант получит 95 ₽, если пользуется картой Тинькофф Банка, или 90 ₽, если у него карта другого банка.
Открыть карту Тинькофф Банка
СберФуд
Как можно оставить на чай: с помощью ApplePay или GooglePay.
К сервису подключены более 50 тысяч ресторанов и кафе. Если вы в одном из них, то можете оплатить счёт или дать на чай, привязав карту любого банка. Оплатить счёт легко из приложения по номеру столика. Номер присваивается столику с помощью NFC-метки, либо его можно уточнить у официанта.
Официант получит чаевые на кошелёк в ЮMoney (новое название сервиса «Яндекс.Деньги»).
Помимо электронных чаевых, в приложении можно оставить отзыв о заведении, выбрать ресторан и забронировать столик, сделать заранее заказ, чтобы он был готов к приходу гостей, оформить раздельный счёт.
Сколько в итоге получит официант
Перевод в ЮMoney проходит без комиссии. В банкомате можно снять без процентов сумму до 10 000 ₽ раз в месяц. Если нужно больше, придётся оплачивать 3%. Также официант может без комиссии перевести деньги на банковский счёт через систему быстрых переводов. Так что если вы оставите на чай 100 ₽, сотрудник получит 100 ₽.
Ytips
Как можно оставить на чай: с помощью ApplePay или GooglePay.
Для оплаты чаевых вам достаточно отсканировать QR-код с чека или специальной карточки сотрудника. После чего вы попадёте на страницу, где надо ввести сумму чаевых и оплатить.
Чаевые можно перевести конкретному сотруднику или на общий счёт работающей смены. В некоторых заведениях принято делить чаевые поровну в конце рабочего дня.
Сколько в итоге получит официант
Деньги сразу поступают на банковскую карту Visa, МИР или Mastercard. Комиссия за транзакцию — 10%. Если вы отправите официанту 100 ₽, он сможет снять только 90 ₽.
Чаевые картой просто
Как можно оставить на чай: с помощью ApplePay, GooglePay или SamsungPay.
Принцип тот же, что и в Ytips — сервис работает без установки. Сотрудник регистрируется в системе, на него оформляется бесплатная виртуальная карта Visa. Сервис формирует персональный QR-код, который официант показывает вам. Отсканировав код, вы попадёте на платёжную страницу.
Сколько в итоге получит официант
За использование сервиса официант заплатит 5% от суммы чаевых. Виртуальной картой, на которую поступают деньги, можно оплачивать покупки в интернет-магазинах или использовать её для бесконтактных платежей офлайн.
Если он захочет снять наличные, то ему придётся через приложение перевести деньги на любую банковскую карту. За перевод между картами сервис забирает 1% и фиксированные 18 ₽.
То есть со 100 ₽ чаевых официант получит 95 ₽ при использовании виртуальной карты и 76,05 ₽, если будет снимать наличные.
Терминал для приёма безналичных чаевых от компании «Терминальные технологии». Его обычно устанавливают заведения, где расчёт происходит за барной стойкой — кофейни и бары.
Как можно оставить на чай: с помощью банковской карты, ApplePay или GooglePay.
Если на стойке стоит такой терминал, вы можете выбрать на его экране одну из заданных по умолчанию сумм, например 100 или 200 ₽. Другой вариант — указать размер вознаграждения самостоятельно и приложить карту.
Сколько в итоге получит официант
Заведение оплачивает аренду терминала — 1000 ₽ в месяц. Сотрудникам чаевые выплачиваются раз в неделю за вычетом комиссии в пользу сервиса. Их размер составляет 20%, то есть с каждых 100 ₽ чаевых официант получает 80 ₽.
На выбор есть ещё два тарифа. Владелец заведения может выбрать, как разделить расходы с персоналом. Если заведение платит за аренду терминала 2000 ₽, то комиссия для официанта составит уже 15%, если 3000 ₽, то 10%.
Сервис безналичных чаевых платёжной системы МИР
Сервис безналичного перевода чаевых через POS-терминал от платёжной системы (ПС) МИР и Промсвязьбанка (ПСБ). Он доступен только в тех заведениях, которые используют терминалы для безналичной оплаты от ПСБ.
Как можно оставить на чай: с помощью банковской карты, ApplePay или GooglePay.
При оплате счёта вы можете ввести на POS-терминале размер чаевых в пределах 20% от заказа. Оплата пройдёт одним платежом — заказ плюс чаевые.
В конце дня все чаевые, которые получил официант за смену, зачисляются на его личную карту.
Сколько в итоге получит официант
Перевод на личную банковскую карту обойдётся сотруднику в 5%. То есть с ваших 100 ₽ он получит 95 ₽. Если же получатель использует карту ПС МИР, комиссии не будет.
При написании текста Сравни.ру не сотрудничал с сервисами, перечисленными в тексте. Информация актуальна на 29 января 2021 года, тарифы и условия сервисов могут измениться.
Как оставить чаевые онлайн с выгодой для себя и официанта
Культура чаевых радикально отличается в разных городах и странах. И если в Токио оставленную на столе банкноту вам постараются вернуть как забытую, то в Нью-Йорке официант может бежать за вами следом от Пятой до Десятой авеню с проклятиями за малые, по его мнению, чаевые.
Ходит байка, что слово «чаевые» (tips) появилось в Англии в XVIII веке. Чай из Индии был очень дорог и поэтому считался привилегией высшего общества. Его представители предпочитали проводить послеобеденное время в так называемых чайных садах. Танцы и беседы гостей сопровождались чайной церемонией, а на столиках стояли латунные коробочки с надписью «To insure prompt service» («Для обеспечения быстрого обслуживания»). Хочешь получить свежезаваренный чай побыстрее — брось в коробку монетку на чай.
Интересно, что культура чаевых на Востоке радикально отличается от западной. Например, в Китае чаевые долго считались взяткой и находились под запретом. В Японии из-за исторически сложившейся сложной системы этикета чаевые приемлемы только на таких знаковых мероприятиях, как похороны или свадьба. При этом деньги кладут в специальный конверт и вручают адресату двумя руками с небольшим поклоном. В остальных случаях чаевые воспримут как оскорбление.
Зато в США ситуация ровно противоположная. В нью-йоркских ресторанах гостю после обеда приносят счет на оплату, в котором есть графа «Чаевые». Он должен вписать туда сумму на чай и сразу же оплатить ее картой. Если сумма меньше 18% от счета, то официант может устроить скандал, обвиняя гостя в жадности и неуважении к рабочему человеку.
Во Франции нашли свой выход из положения. Там принят закон, по которому чаевые включают в счет. Что ж, интересы официантов защитили, но у тех в результате исчезла мотивация к хорошей работе. В Англии, в отличие от США, вознаграждение за отличный сервис не обязательно. Однако в ресторанах принято оставлять 10% от величины счета. А если в меню заметите надпись «Service not included» («Обслуживание не включено») — это прямое указание на то, что заведение ожидает от вас чаевых в размере 10-12% от суммы счета.
А что в России? Во времена СССР чаевые считались пережитком буржуазного прошлого. Однако, чтобы установить хорошие отношения с метрдотелем ресторана или официантом, гости обычно оставляли на чай. Последнее время считается приличными считаются чаевые в размере 10% от суммы счета в ресторане. Конечно, если вы довольны работой официанта. По данным портала SuperJob, который в 2019 году провел исследование, опросив 1600 человек, женщины чаще и больше мужчин оставляют на чай в заведениях общепита. При этом 22% мужчин (против 13% женщин) не оставляют чаевых вообще, считая, что они и так достаточно заплатили по счету.
Как оплата картой влияет на чаевые
Многие готовы оставить на чай официанту в ресторане, если обслуживание было на уровне и ужин удался. Но всем знакома та неловкая ситуация, когда наличных денег в кошельке нет, и отблагодарить официанта за его работу нечем. К тому же в последнее время гости предпочитают расплачиваться банковскими картами, чтобы избежать контакта с наличными и уменьшить риск заражения коронавирусом. В результате официанты стали получать на чай в разы меньше, а ведь немалая часть их заработка как раз и складывается из чаевых.
По данным Центробанка, за второй квартал 2020 года доля безналичных платежей выросла почти до 70% — такой уровень безналичных расчетов ЦБ ожидал только по итогам 2020 года. Во многом произошло это и потому, что регулятор в самый разгар пандемии рекомендовал банкирам ориентировать клиентов на приоритетное использование безналичной формы оплаты товаров и услуг: онлайн-переводов и бесконтактной оплаты по картам. А по подсчетам международной платежной системы Visa, использование наличных в России при расчетах за время пандемии коронавируса сократилось на 41% и на эту же цифру выросло использование бесконтактных карт.
Рестораторы подтверждают факт роста безналичной оплаты услуг. По словам Дмитрия Соколова (владельца баров Black Hat, Stay True и других), если еще два года назад картами расплачивались 25-30% гостей, то сейчас эта цифра выросла до 85-90%. «При этом гости часто сами просят включить чаевые в счет, чтобы расплатиться при помощи банковской карты, — говорит Соколов. — Если нет наличных на чаевые, мы пробиваем их в счет, затем деньги обналичиваются и выдаются персоналу в конце недели. Хлопотно — а что делать?»
Ресторатор Галактион Табидзе, владелец ресторанного холдинга GT Group, считает, что пандемия никак не сказывается на размере чаевых: «Да, сейчас возможностей оставить чаевые у гостей все меньше, потому что в основном платят картами. В среднем гости оставляют 10%, но бывает и так, что счет за ужин свыше 100 тыс. руб., а на чай оставят 500 руб. Но что касается размера чаевых, то он примерно на том же уровне. Те, кто оставлял чаевые до, так и оставляют, а те, кто не оставлял — не стали сейчас щедрее».
Но далеко не все сотрудники кафе и ресторанов согласятся с этим. «Размер чаевых за последний год упал очень сильно, так как гости приходят и расплачиваются банковской картой, — рассказала официант популярной кофейни Светлана. — У нас есть постоянные гости, которые приходят практически каждый день, общаются с официантами и могут спросить у меня номер карты, чтобы бросить денег онлайн. Вообще-то так делать нельзя, и директор нам строго запрещает. Да и когда гостей много, не каждому можешь дать свой номер телефона. Раньше у меня был «фикс» в 25 тыс. руб. и еще столько же я получала чаевыми, то сейчас всего выходит 30-35 тыс. руб. Непросто жить».
В схожей ситуации оказались и официанты других московских заведений, опрошенные нами. Часть молодых людей даже подумывает вернуться на родину, в регионы, потому что зарабатываемых денег перестало хватать на пропитание и оплату съемного жилья.
«Я считаю, что чаевые — хороший мотивационный фактор для сферы сервиса, — комментирует ресторатор Арам Мнацаканов (Probka, Maritozzo, Mama Tuta). — И в наших ресторанах чаевые — это то, что прежде всего сплачивает команду: зал и кухню. Но в этом вопросе мы очень отличаемся от наших коллег на рынке. У нас чаевые всегда делит вся команда ресторана, из-за этого нет междусобойчиков. Как часто бывает в Москве: талантливый официант, который получает большие чаевые, договаривается сам с кухней, делится с ними чаевыми по своему усмотрению за особое внимание к его заказам и — что еще более дико для меня — сам выплачивает чаевые хостесам, чтобы за его столы сажали лучших гостей. Получаются такие микробригады в сервисе, управлять этим невозможно, и никакой команды в ресторане при такой системе нет. У нас чаевые делит вся команда, поэтому наш сервис всегда будет отличаться. И, судя по многолетним отзывам, моя система работает отлично уже 20 лет».
Ресторатор Гаяне Бреиова (Gayane’s, Veganutye) тоже обеспокоена судьбой официантов. «Наличными на чай оставляют плохо, поэтому мы принимаем чаевые безналичным расчетом по карте от гостя или на счет компании от юридических лиц. Деньги приходят на расчетный счет за вычетом комиссии за эквайринг, которая, в зависимости от банка, составляет 9–13%. Если гость оплачивает счет с учетом чаевых, то мы выдаем их официантам, вычитая проценты за эквайринг. Компания в любом случае несет убытки, потому что это расчетный счет, а мы выдаем наличные на руки».
Казалось бы, тупик: наличные выходят из оборота, а банковским картами оплачивать чаевые неудобно, да и эквайринг съедает немалую часть заработанного официантом. Однако нашлось решение проблемы — электронные чаевые. Эту идею горячо поддерживает и президент Ассоциации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров: «Сейчас во многих заведениях Москвы внедрены системы электронных чаевых, пользоваться которыми очень удобно. Навел камеру телефона на QR-код и перечислил чаевые онлайн. Сам постоянно пользуюсь такими системами в ресторанах. Уверен, что официанты стали получать больше, чем получали до введения электронных чаевых».
«По нашим данным, до карантина соотношение наличных/безналичных чаевых составляло 30/70, — комментирует Евгений Загоруйко, основатель сервиса «Чаевые картой просто», — а сейчас электронные чаевые занимают все большую долю рынка, так как во время карантина прирост по безналичным операциям составил около 48%, по исследованию BCG».
Интересно, что российское законодательство не имеет ничего против чаевых как таковых и готово определять их как «акт дарения» и не облагать налогами. Письмо Минфина России от 29.05.2018 г. N 03-04-05/36431 подтверждает, что перечисление чаевых в безналичной форме является дарением. А пункт 18.1 статьи 217 НК РФ гласит, что дарение, выраженное в денежной форме, не облагаются 13%-м налогом на доходы физических лиф НДФЛ. Такая вот неожиданная поддержка от государства.
При этом в конце сентября стало известно, что с 1 января 2021 года Роспотребнадзор запрещает ресторанам включать чаевые в счет.
Системы безналичных чаевых
Сейчас на ресторанном рынке работает несколько близких по функционалу систем электронных чаевых. Главная проблема при их реализации — развести два безналичных финансовых потока: оплату собственно самого счета и оплату чаевых. Есть два варианта. Первый — «аппаратный», как например, у платежной системы Visa. В этом случае клиенту при оплате предлагается ввести на терминале определенную сумму чаевых. Второй вариант — «программный». К нему относятся сервисы и мобильные приложения, которые позволяют идентифицировать сотрудника сервиса и перевести вознаграждение ему на личный счет благодаря использованию QR-кода или NFC-метки. Официант может вывести деньги через личный кабинет в системе или, если к сервису привязана виртуальная карта, расплачиваться ею в магазинах. И таких сервисов становится все больше.
«Чаевые картой просто»
Официант бесплатно регистрируется на сайте и получает виртуальную карту Visa. Если гость хочет оставить чаевые, то официант может показать ему пречек с QR-кодом, тейбл-тент (держатель меню) или экран своего мобильного с кодом. Что удобно для рестораторов, сервис готов бесплатно настроить интеграцию QR-кода в пречек и разработать макеты для визиток и тейбл-тентов. После сканирования гость переходит на сайт оплаты, вводит сумму чаевых и подтверждает оплату картой. Деньги моментально зачисляются на счет официанта. За вывод денег берут комиссию в размере 1%.
«Сбербанк своей широкой рекламной кампанией познакомил людей с QR-кодами, — комментирует Евгений Загоруйко, основатель сервиса «Чаевые картой просто». — И мы первыми предоставили возможность оставлять чаевые банковской картой по QR-кодам, способствуя восстановлению культуры благодарности за сервис. Наш проект быстро развивается, ежемесячно к нему подключается по 2,5 тыс. человек и в этом месяце уже будет более 14 тыс. пользователей. Мы выпускаем полноценную виртуальную банковскую карту, которую легко добавить в Apple Wallet, чтобы бесконтактно совершать покупки без комиссии».
SberFood
Сервис позволяет заранее забронировать столик, заказать блюда к определенному времени, оплатить счет и оставить электронные чаевые. SberFood создан на базе алгоритмов, использовавшихся в приложениях Plazius и «Афиша-Рестораны», принадлежащих компании FoodPlex. «Суть сервиса в том, чтобы сопровождать клиента с момента, когда у него возникла мысль пойти в ресторан, и до момента, когда он из этого ресторана вышел, сделав весь процесс максимально «бесшовным», — комментирует Никита Нечаев, гендиректор FoodPlex. — Также в приложении есть функция безналичных чаевых. В SberFood можно выбрать сумму, которая поступит официанту на счет».
Реализован сервис сравнительно просто. С пречеком гость получает от официанта код для ввода в приложение, затем видит заказ на экране смартфона и оплачивает его привязанной картой, оставив какую-то сумму официанту. К сервису уже подключено свыше 50 тыс. ресторанов страны.
SberTips
Это отдельный сервис, запущенный в 2016 году, который «дает возможность отблагодарить персонал ресторана за обслуживание и созданную атмосферу даже без наличных». К нему подключено более 700 ресторанов. Нужно зарегистрироваться в системе и привязать к ней свой кошелек в сервисе «Яндекс.Деньги». Официант показывает гостю визитку с QR-кодом на экране телефона или распечатывает код и прикладывает его к счету. Гость отправляет чаевые картой, и они мгновенно поступают на счет. Комиссия за перевод — 3,5%.
Сервис платежной системы Visa и банка «Русский стандарт» запущен в 2019 году, и к лету 2020-го он работал почти что в 500 заведениях. Среди основных участников — сетевые проекты «Шоколадница» и «Хлеб насущный». При желании гостя официант набирает на POS-терминале нужную сумму, а тот, приложив карту Visa, оплачивает ее. Комиссия «Русского стандарта» для вывода средств составляет около 5%.
Сервис Tips+ действует под лозунгом «Люди не жадные, они просто перестали носить с собой наличные». На стойке бара или ресторана устанавливаются бесконтактные терминалы, которые позволяют перечислить чаевые картой или при помощи смартфона с NFC. Удобство в том, что гостю не нужно устанавливать приложение или сканировать QR-код — достаточно выбрать сумму чаевых и оплатить их напрямую официантам через считыватель бесконтактных карт. Заведение арендует терминал для своих сотрудников, а те оплачивают комиссию в размере 10–20% в зависимости от выбранного тарифа. Минус сервиса (помимо высокой комиссии) еще и в том, что терминалы пока не укомплектованы аккумуляторами и их нельзя приносить на стол гостям.
«Нетмонет»
Один из самых популярных в Москве сервисов. Работает по QR-коду на чеке или визитке, отправляя чаевые на личный счет официанта. Можно даже оставить отзыв, если возникло такое желание. Дополнительное удобство — иностранные гости (когда-нибудь они вернуться в страну) видят интерфейс на своем языке. Есть и возможность адаптировать дизайн приложения в стиле заведения. Оплата происходит смартфоном или банковской картой, фиксированная ставка комиссии — 5%. Подключение к сервису бесплатно.
Mastercard x Etiquette
Интересная коллаборация платежной системы Mastercard и платформы Etiquette. Чтобы оставить на чай, достаточно при помощи смартфона считать QR-код или специальную NFC-метку. Удобно, что все работает в браузере — не нужно скачивать приложение. Комиссия при переводе денег на счет составляет порядка 2,5%. «Мы придумали для сотрудников ресторанов, подключившихся к системе, вполне комфортные условия, — комментирует Александр Сысоев, сооснователь платформы Etiquette. — Помимо этого нами разработана специальная система мотивации для всех участников этого процесса: и для официантов, и для тех гостей, которые оставляют на чай. Мы работаем над тем, чтобы развивать культуру чаевых в нашей стране, и стараемся поощрять те рестораны, которые обеспечивают идеальный сервис». На данном этапе к сервису уже подключены рестораны Lucky Group и Perelman People.
Что рестораторы думают об электронных чаевых
Система электронных чаевых разделила рестораторов на два лагеря. Кто-то категорически не хочет, чтобы деньги официантов проходили через счета компании, и при этом не готов заниматься внедрением систем чаевых с QR-кодами, считая это ненужными хлопотами. Другие делают все возможное, чтобы помочь своим сотрудникам, особенно в такое турбулентное время, как сейчас.
Владелец ресторанов «Ткемали» Никита Татаев уверен, что системы электронных чаевых необходимы. В его ресторанах чаевые начали вбивать в счет (с согласия клиента), еще когда на рынке не было подобных сервисов. «Чаевые добавлены в конце чека (0%, 10%, 15%, 20%). Гость решает, давать чаевые или нет, и говорит, какой вариант чаевых ему предпочтительнее: либо оплатить наличными, либо добавить в общий счет. Постоянные гости привыкли к чаевым в чеке и не испытывают с этим проблем. Однако к новому году придется переходить на более сложные системы, так как с 1 января 2021 Роспотребнадзор запрещает включать чаевые в чек, а оставлять наличные — не самый оптимальный вариант с учетом пандемии».
«Система электронных чаевых — это вещь первой необходимости для кафе и ресторанов в нынешней эпидемиологической ситуации, — уверен Павел Чернышов, управляющий ресторана Kuznya House. — Безопасность гостей и команды превыше всего. Большинство расчетов у нас проходит с помощью кредитных карт, у гостей зачастую вовсе нет наличных, и электронные чаевые — идеальный способ избежать неловкой ситуации. Сейчас мы используем специальный QR-код на пречеке, чтобы гостю было удобно оставить конкретную сумму».
«Системы электронных чаевых просто необходимы, особенно сейчас, когда оборот наличных упал в ресторанах до 15-20%, — соглашается владелец ресторанного холдинга GT Group Галактион Табидзе. — Для своих заведений мы выбрали сервис SberTips, но все такие сервисы работают плюс-минус одинаково. Официантам приходится платить небольшую комиссию сервису, но они все равно рады получать чаевые на карту, а не ноль рублей наличными. Чаевые в чек мы не включаем, так что нововведения Роспотребнадзора нас не касаются».
Возможно, чаевые и есть пережиток буржуазного прошлого, но они же — причина крайне низких фиксированных зарплат сотрудников. Так что присмотритесь в следующий раз, стоит ли в ресторане специальный терминал для чаевых или обратите внимание на QR-код в чеке.