Что написано в торе
Что написано в торе
Очень часто евреев называют народом Книги. В иудействе серьезное религиозное знание не является уделом только духовной верхушки. Подтверждением тому служат библиотеки при синагогах, в которых простым гражданам к фондам предоставлен свободный доступ. Там часто собираются поодиночке или группами евреи. Они штудируют важнейшие иудейские творения. Что такое Тора, Танах и Талмуд? Для представителей других религий это может показаться странным, ведь у них подобные ситуации встречаются нечасто, и рядовой представитель конфессии с трудом ориентируется среди трудов, входящих, к примеру, в Библию или Коран. Но для евреев серьезное изучение источников собственной религии является показателем избранности народа.
Что такое Танах
Подобная истовость в изучении Священного Писания лежит в основе всей еврейской цивилизации. Прописанные в нем установки напрямую влияют на поведение рядовых граждан. Их беспрекословное исполнение стало той цементирующей силой, которая на протяжении многих столетий делала из разбросанных по миру евреев единый народ. Знание хотя бы общих представлений о них позволит лучше постичь сущность поступков евреев в различных ситуациях.
Танах считается наиболее объемным сборником сочинений древних авторов. Для евреев это Священное Писание, в котором освещаются события сотворения мира, появления человека, древнейшие этапы истории народа вплоть до эпохи Второго Храма. По своему содержанию библейский Ветхий Завет был переписан с Танаха, в который просто добавлены некоторые сочинения, считающиеся неканоническими. По своему строению он разделен на 3 крупных сборника:
— Тора (Пятикнижие);
— Невиим (Пророки);
— Ктувим (Писания).
Разделение Танаха на 3 части соответствует жанру написанных творений и времени их сочинения. В Тору входит Пятикнижие Моисеево. В пророческие книги Невиим – ряд сочинений, которые могут относиться к историческим хроникам. Данный сборник сам делится на 2 раздела: «Ранние пророки» и «Поздние пророки». Ктувим помимо произведений израильских мудрецов включает в себя и молитвенную поэзию.
В Танах включены 24 книги, состав которых идентичен каноническому сборнику Ветхого Завета с несколько измененным порядком их расположения. Однако христианская традиция подсчета каждую из книг Ветхого Завета считает отдельным произведением, поэтому католические и православные теологи насчитывают в нем 39 книг. А вот еврейская традиция наоборот объединяет ряд произведений в один формат, что приводит к общему сокращению книг Танаха до 22 единиц, приравнивая их к числу букв еврейского алфавита.
Что такое Тора
Тора в буквальном переводе означает «учение, закон» и в широком смысле представляет собой совокупность иудейских традиционных религиозных законов. Представлена она Пятикнижием Моисеевым. Правда, в самих Книгах Моисеевых Торой часто называются отдельные заповеди или даже предписания.
У людей Тора появилась благодаря Моисею, услышавшего эти законы из уст Всевышнего. Законодатель иудаизма записал эти законы и передал их своему народу для исполнения. Однако для самих евреев Тора представляется гораздо более масштабным сочинением. Они уверены, что Торой руководствовался сам Создатель, когда создавал мир. Ашем держал Тору перед собой, смотрел на стихи и творил то, о чем читал. То есть, по еврейским понятиям она была генеральным планом, согласно которому строился существующий мир. Поэтому в Тору не могут вноситься никакие изменения, и она сама не может заменяться никакой другой книгой.
Данная книга изначально была создана как предельно сжатый конспект установок, согласно которым должны совершать свои поступки правоверные евреи. Однако как практически осуществлять данные установки, в ней не объясняется. В итоге реализация указанных в ней законов позволяет иметь большое количество вариантов, что в свою очередь могло бы повлечь за собой расшатывание единой еврейской веры. Чтобы этого не произошло, Моисею было дано две Торы – Письменная и Устная. Первая была им зафиксирована на пергаменте, после чего она была скопирована каждым из колен Израилевых. До сих пор для общественных нужд Письменная Тора переписывается от руки на пергаментные свитки.
Преподнося Моисею Устную Тору, Создатель передавал с ней детальные пояснения к письменному варианту еврейских законов. Моисей выучил ее наизусть, после чего передал эти знания Аарону с сыновьями. Они передали Устную Тору коэнам и главам колен, которые стали передавать ее следующим поколениям. Чтобы удаленные друг от друга в разных странах евреи не утратили единого стержня, несколько поколений мудрецов собирали воедино и записывали пояснения к Письменной Торе. Те толкования законов стали называться Мишной, что стало первым шагом к созданию Талмуда.
Что такое Талмуд
Мишна также подверглась детальной расшифровке, в итоге появился труд, именуемый Гмара. Но и на этом творческое осмысление положений Торы не остановилось. В Гмару также начали вноситься сообразные обстоятельствам разъяснения и толкования, что и привело к появлению Талмуда.
Уже несколько тысячелетий еврейский народ живет по собственным, разработанным некогда законам. На исполнение их не повлияли ни природные катаклизмы, ни приход завоевателей. Евреям помогают выстоять в разных ситуациях 3 важнейших древних труда: Танах, Тора и Талмуд. И если первые два из них являются базисными и не могут подвергаться каким-либо изменениям, то Талмуд развивается дальше, пока продолжается жизнь и появляются новые, ранее не учитывавшиеся обстоятельства.
Справка.
* Торa (ивр. — тора;, букв.«учение, закон»; в ашкеназском произношении — Тойро). Тора — Откровение, дарованное Всевышним Израилю через Моше(Моисея). Состоит из Письменного и Устного Учения. В более узком смысле —
Пятикнижие Моше. Как правило, Торой называют Пятикнижие Моисе;ево или Книги Моисеевы.
В самом Пятикнижии «Торой» часто называется отдельное предписание Бога (Исх.15:25), отдельные заповеди (Быт.26:5) или совокупность законов, относящихся к тому или иному предмету, например, «закон (Тора) всесожжения» (Лев.6:2), «закон (Тора) о жертве повинности» (Лев.7:1) и т. п.
Слово «Тора» также встречается в смысле поучения или родительского наставления.
Иногда Торой называют весь ТаНаХ.
Дальнейшее расширение значения произошло с различением Письменного Закона (Тора ше-би-хтав) и Устного Закона (Тора ше-бе-‘ал пе): встречающееся в Пятикнижии множественное число торот было интерпретировано как относящееся к этим двум сферам Божественного откровения, которые традиционно рассматриваются как данные
Моисею на горе Синай.
В самом широком смысле Торой называют всю совокупность еврейского традиционного закона.
Термин Тора означает также учение — философскую, научную и т.п. систему (например, торат Кант — `теория, учение, философия Канта`; торат а-яхасут — `Теория Относительности`).
Тора передавалась лишь в виде устного предания, пока не была записана во II веке в виде Мишны, а позднее — в Гемаре, которые вместе составляют Талмуд. В современных изданиях Талмуда включают комментарии многих выдающихся мудрецов Торы из разных поколений: от гаоним (раннее средневековье) до XVII века. Другая часть комментариев вошла в Мидраш.
Существуют мидраши на книги Бытие (Брешит Рабба), Левит (Вайикра Рабба) (ранние
мидраши), на книгу Исход (Шмот Рабба). Есть также Тосефта (пояснения и
дополнения к Мишне).Так как текст Торы и её истинный смысл достаточно труден для понимания (в том числе даже для изучающих её людей), веками мудрецы пытались комментировать отдельные её положения.
Некоторые комментаторы, например Раши, создали комментарии почти к каждому предложению Письменной Торы. По данным традиции, Моисей получил на горе Синай вместе с Письменной и устную Тору, которая раскрывает глубинный, скрытый смысл, дополняет Письменную и объясняет то, что там «недосказано». Хотя в Письменной Торе нет прямого подтверждения об устной Торе.
**Иудаизм рассматривает Каббалу как четвёртый, наиболее глубокий уровень понимания Торы. Тем самым, считается, что начинать изучение Каббалы может лишь тот, кто постиг все предыдущие уровни: знающийкак Письменную Тору, так и Устную (Талмуд). Тем не менее, для тех, кто ещё не достиг этого уровня возможно постепенное знакомство с основами Каббалы, при условии, что оно сопровождается продвижением в других областях еврейского Закона. Изучение Каббалы,как правило, происходит в религиозных центрах: иешивах и бейт мидрашах. Фундамент Каббалы зарождался в гностических сектах Византии в VII—VIII вв., когда появилосьдовольно много мидрашей с выраженными каббалистическими тенденциями. Одни из них (например, «Алеф Бет раби Акивы» и «Мидраш га-Коген») исследовали тайны создания и структуры вселенной. Другие сочинения того же периода описывают небеса, которые представляют собой семь небесных дворцов (так называемых гейхалот), и священную колесницу (Меркава). Эти ранние намеки на мистическую космогонию и теософию в IX в. ожили в Италии и Германии, а потом и в Испании, которая в XIII в. стала центром каббалы (из Википедии).
Что такое Тора?
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
Тора — это слово имеет несколько значений. В узком смысле словом Тора часто называют Пятикнижие Моисея (Хумаш). В широком смысле под Торой подразумевается все учение иудаизма, включая всю Письменную Тору и Устную Тору (см. ниже). Слово «Тора» (תּוֹרָה) происходит от глагола «леорот» — «наставлять» — и может означать «учение», «закон». Тора была дана еврейскому народу на горе Синай и содержит учение Б-га о морали, Его воззрение на мир. Таким образом, Тора — это учение и наследие, данное Б-гом евреям и миру.
Тора является основой иудаизма и важнейшей ценностью для каждого еврея
Дарование Торы на Синае означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Но эта конституция составлена Б-гом, а не человеком.
Письменная Тора и Устная Тора [↑]
Практически Тора состоит из двух дополняющих друг друга частей: Письменной Торы и Торы Устной.
В пяти книгах Пятикнижия (Берешит, Шмот, Ваикра, Бемидбар, Дварим) говорится о развитии еврейского народа от Сотворения Мира до смерти Моше, предшествовавшей вхождению евреев в Святую Землю. Пятикнижие также содержит корни всех законов и основы мировоззрения иудаизма.
В книгах Пророков и Писаниях описаны события еврейской истории, начиная с правления Иеошуа бин Нуна (Иисуса Навина) и кончая построением Второго Храма. В них содержится объяснение многих концепций, формирующих основы теологии иудаизма.
Три части Письменной Торы — Пятикнижие, Невиим, Ктувим — вместе называются ТаНаХом (ТаНаХ — это аббревиатура трех слов, образована первыми буквами каждой из частей: Тора, Невиим, Ктувим).
Торой в узком смысле называют Пятикнижие Моисея (на иврите — Хумаш)
Устная Тора не менее важна, чем Письменная, т. к. является подробнейшим разъяснением последней. Ее предписания также были даны на горе Синай. Однако, в отличие от Письменной Торы, которая по определению всегда сохранялась в письменной форме, Устная Тора вначале передавалась устно из поколения в поколение. Такая форма вынуждала евреев посвящать больше времени совместному изучению Торы и, тем самым, гарантировала изучение закона под руководством учителя, который мог объяснить его должным образом. И только когда тяжелые социальные условия поставили под угрозу само существование Устной Торы, раби Иеуда Анаси принял решение записать ее. Результатом его труда стали шесть частей Мишны, работа над фиксацией которой была завершена к 3948 г. (188 г. н.э.).
Последующие поколения мудрецов составили объяснения и комментарии к Мишне, известные как Гемара.
Тот, кто углублялся в изучение Талмуда, знает, что это несравненный труд, включающий юридические вопросы, философские рассуждения, логические аргументы и поучительные истории. Неудивительно, что Талмуд занимал умы ученых в течение веков и до сих пор остается основой основ бытия еврейского народа
«Гемара» означает буквально «завершенность», т. к. ее составление знаменовало собой заключительное описание слов Всевышнего, сказанных Им на Синае. Однако изучение этих слов продолжается до настоящего дня.
Изучение Торы [↑]
Как сказано выше, завершение составления Талмуда не означает, что изучение Торы остановилось: на самом деле изучение Торы и открытия в ней не прекращаются. Мудрость Всевышнего бесконечна и многогранна — значит, бесконечен и процесс познания Его мудрости, заложенной в словах Торы.
Устная Тора существовала еще до Письменной Торы
Знатоки Торы составили нескончаемую серию комментариев и объяснений Торы, помогая тем самым передавать ее содержание и законоположения новым поколениям.
Различают несколько групп мудрецов-комментаторов: Сабораи (475—590 гг. н.э.), Гаоны (590-1038 гг. н. э. ), Ришоним — Первые комментаторы (ХI-ХV вв.) и Ахароним — Последние комментаторы (XVI в. и до наших дней). Среди них — такие выдающиеся мудрецы, как Раши, чьи комментарии к Танаху и Талмуду осветили путь последующим поколениям, Рамбам, чьи философские и законо-ведческие работы помогли бесчисленному количеству евреев постичь суть иудаизма, раби Йосэф Каро, чей непревзойденный труд по еврейскому закону — Шулхан Арух — дал точные объяснения обязанностям евреев.
Труды, объясняющие Тору все новым и новым поколениям, продолжают появляться на свет, что является свидетельством непреходящей ценности ее изучения. Вот что такое Тора — Б-жественное обращение к евреям и всему человечеству, изобилующее мировоззренческими и нравственными положениями, включенными в практическую ткань жизни.
О Торе и праздниках словами Агады
О Торе и праздниках словами Агады
Письменная Тора
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
КАКИЕ КНИГИ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПИСЬМЕННАЯ ТОРА [↑]
Письменная Тора в обычном значении — это так называемое Пятикнижие Моисея, на иврите — Хумаш или просто Тора.
Свиток Торы — часть Письменной Торы,
куда также входят Пророки и Писания
А ТАНАХ — это сокращение: Тора (Пятикнижие, Хумаш), Нэвиим (Пророки), Ктувим (Писания).
В Пятикнижии — 5 книг: Бэрейшит (Бытие), Шмот (Исход), Ваикра (Левит), Бэмидбар (Числа), Дварим (Второзаконие).
В Нэвиим (Пророках) — 8 книг: Йеошуа (Иисус Навин), Шофтим (Книга Судей), Шмуэль I и II (Первая и вторая книга Царств), Млахим I и II (Третья и четвёртая книга Царств), Йешаягу (Исайя), Ирмеягу (Иеремия), Йехезкель (Иезекииль) и Трэй-Асар — 12 пророков: Ошэйа (Осия), Йоэль (Иоиль), Амос (Амос), Овадья (Авдий), Йона (Иона), Миха (Михей), Нахум (Наум), Хаваккук (Аввакум), Цфанья (Софония), Хаггай (Аггей), Зхарья (Захария), Малахи (Малахия).
В Ктувим (Писаниях) — 12 книг: Тэилим (Псалтирь), Мишлей (Притчи), Ийов (Иов), Мэгилот: Шир а-Ширим (Песнь Песней), Рут (Руфь), Эйха (Плач Иеремии), Коэлет (Екклесиаст), Эстер (Есфирь); затем: Даниэль (Даниил), Эзра (Ездра), Нехемья (Неемия), Диврэй а-Йамим I и II (Первая и втора книга Паралипоменон).
НАПИСАНИЕ СВИТКА ТОРЫ [↑]
Известно, что Всевышний по буквам продиктовал Тору Моше. Вот что говорит нам Мидраш (Дварим Рабба, 9:4):
Перед смертью Моше записал тринадцать свитков Торы. Двенадцать из них были распределены между двенадцатью племенами. Тринадцатый (вместе со Скрижалями) — помещен в Ковчег Завета. Если кто-нибудь попытался бы изменить текст Торы, свиток из Ковчега Завета явился бы свидетельством против него. А если бы попытались фальсифицировать текст тринадцатого свитка, любое несоответствие тут же было бы выявлено с помощью остальных двенадцати копий.
С тех пор точная передача текста Торы из поколения в поколение — одно из главнейших достижений еврейской Традиции.
Свиток Письменной Торы состоит из
сшитых листов кожи кошерного животного
К свитку Торы, по подсчетам Талмуда, предъявляется более двадцати требований, и только тот свиток, который удовлетворяет всем этим требованиям, считается «кошерным». Это — встроенная в Тору своеобразная система безопасности. Если хоть одно из двадцати условий нарушено, свиток не может считаться священным и читать по нему публично нельзя.
Тщательное переписывание свитка вручную занимает около 2000 часов (целый год работы в обычном режиме). За века еврейские переписчики выработали следующие принципы:
— Свиток Торы считается непригодным для чтения, если в текст добавлена хоть одна лишняя буква.
— Свиток Торы считается непригодным для использования, если в тексте не хватает хоть одной буквы.
— Переписчиком может быть лишь образованный религиозный еврей, который прошел специальную подготовку и получил соответствующий документ. Все используемые переписчиком материалы (пергамент, перья, чернила) должны соответствовать строгим требованиям и изготовляться специально — только для переписывания Свитка Торы.
— Переписчик не имеет права записывать Тору по памяти. Перед ним всегда должен находиться другой, кошерный свиток, с которым необходимо постоянно сверяться.
— Переписчик обязан произносить вслух каждое слово, прежде чем написать его. Между буквами и строками должен быть выдержан определенный интервал. Если две буквы соприкасаются, свиток считается испорченным.
— Если хоть одна буква повреждена настолько, что ее невозможно прочесть, весь свиток недействителен. При этом неважно, что именно испортило «рисунок» буквы — «дрогнувшая рука» переписчика или же механическое повреждение пергамента, на котором пишется свиток (клаф). Каждая буква должна быть выписана настолько разборчиво, чтобы любой человек, включая обычного школьника, мог отличить ее от похожих букв.
— Переписчик должен выдерживать определенное расстояние между словами так, чтобы одно слово не выглядело как два отдельных, и наоборот.
— Переписчик не должен изменять вид разделов и обязан придерживаться определенной длины строк и структуры параграфов Торы.
— Если в каком-нибудь свитке Торы обнаружена ошибка, то в течение 30 дней она должна быть исправлена (все это время использование свитка для публичных чтений запрещено), в противном случае этот свиток следует поместить в специальный архив или захоронить в земле.
«ЧЕРНЫМ ОГНЕМ ПО БЕЛОМУ ОГНЮ» [↑]
В Талмуде (трактат Эрувин 13а) приводится замечательная беседа:
Переписчик за работой — написание
свитка Письменной Торы
Когда раби Меир пришел к раби Ишмаэлю для того, чтобы изучать Тору, раби Ишмаэль задал ему вопрос:
— Чем ты занимаешься, сын мой?
— Я переписчик, — ответил раби Меир.
Тогда раби Ишмаэль сказал:
— Будь осторожен со своей работой, сын мой, ибо это — священный труд. Пропустив или добавив одну букву, ты можешь разрушить весь мир.
— Я не совершаю ошибок с буквами, будьте в этом уверены. Однако я беспокоюсь из-за того, что муха может сесть на страницу и, когда чернила еще не высохли, повредить одну из линий букв, и тогда вся моя работа пропадет…
Знаменитый комментатор Раши приводит примеры того, как добавление или пропуск одной-единственной буквы может привести к еретическому прочтению Торы. Это, в сущности, и есть та самая ошибка, которая способна разрушить целый мир.
О неизменности содержания Торы евреи заботятся на протяжении всей своей истории!
Истинность Торы
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ТОРА ДАНА Б-ГОМ, А НЕ НАПИСАНА ЧЕЛОВЕКОМ? [↑]
Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.
Традиция утверждает, что Моше принял Тору от Б-га на горе Синай, что Моше записал Тору и, в свою очередь, передал ее еврейскому народу. Это та Тора, которая затем передавалась из поколения в поколение вплоть до наших дней.
Никто не отрицает, что Письменная Тора существует или что она написана в древние времена. Но у многих возникает вопрос: где доказательства того, что Тора не была написана Моше или его современниками без всякого Б-жественного руководства? Вот, что можно сказать по этому поводу:
а) Тора содержит множество трудновыполнимых предписаний, в том числе и одиннадцать установлений (хуким), которые не поддаются рациональному объяснению (например, предписания не надевать одежду из смеси шерсти и льна, не смешивать молоко с мясом и т. д.) Во времена Исхода из Египта евреи не были послушным народом. Они с трудом признавали власть над собой и зачастую роптали на своего вождя Моше. Крайне маловероятно, чтобы жившие в то время 600 000 взрослых евреев безропотно согласились с ограничениями, налагаемыми на них Торой, если бы эти требования исходили лишь от простого смертного. Моше был всего лишь почтенным старейшиной, и он не мог в одиночку утвердить свою власть. Значительно более вероятно, что евреи согласились принять заповеди Торы в результате прямого Б-жественного вмешательства — Откровения Б-га на Синае.
б) В Торе имеются заявления, которые не рискнул бы сделать ни один из смертных. Несомненно, что ко времени Исхода человечество не обладало соответствующей эмпирической информацией. Определенные утверждения Торы могли быть опровергнуты уже в следующем поколении, но все они были подтверждены, причем многие из них уже в наши дни.
Одним из таких примеров, как указывалось ранее, является порядок сотворения мира. Действительно, ни один смертный во времена Моше не мог бы с определенностью сказать, что растения и водные животные появились раньше наземных организмов, — однако, именно это утверждает и современная палеонтология.
Как мог простой человек утверждать, что только три вида из всех животных — гамаль (верблюд), арневет (заяц) и шофан (кролик) жуют жвачку и имеют неполностью раздвоенные копыта (Дварим 14:7—8)? Это мог знать только всезнающий Б-г, и действительно — никто во всем мире до сих пор не обнаружил животных с подобными чертами.
И кто бы мог взять на себя смелость утверждать, что, если евреи не будут выполнять мицвот, их святыня будет разрушена, а сами они будут рассеяны по свету? А что, если бы предсказание не сбылось? Тогда Тора потеряла бы смысл, поскольку перестала бы соответствовать истине. На самом деле, только всезнающий Б-г мог сделать столь точное предсказание.
Евреи грешили, Храм был разрушен, и евреи до настоящего времени остаются рассеянными по всему миру. Подобно этому предсказания пророков (Иешаи, Ирмияу и Ехезкеля) о разрушении Первого Храма и о возвращении евреев из Вавилона после 70 лет изгнания могли быть сделаны только с Б-жьей помощью. Факт существования подобных предсказаний — свидетельство того, что за ними стоит всемогущий Творец.
в) Кроме того, логика показывает, что даже форма написания Торы была бы иной, если бы она являлась созданием человеческого гения. Всякий вождь, особенно в те древние времена, представил бы себя и своих предков богоподобными существами без всяких изъянов. Однако мы находим, что Тора упоминает многие недостатки Моше и его предшественников.
Например, Моше происходит из колена Леви, но сам Леви показан человеком, который разрушил целый город Шхем, что Тора строго осуждает (Берешит 49:6). Тора не утаивает и недостойных действий брата и сестры Моше: Аарона, участвовавшего в создании золотого тельца, и Мирьям, которая дурно отозвалась о Моше. Сам Моше нарушает волю Всевышнего, ударив в скалу, чтобы получить воду, и в наказание лишается права войти в Святую Землю. Если бы Моше написал Тору сам, он, вероятно, не включил бы в нее эти нелицеприятные рассказы о себе, своей семье и своем народе.
Кроме того, Моше, наверное, не обнародовал бы многие законы, которые мы находим в Торе. Для чего ему создавать хуким — законы, не имеющие никаких рациональных оснований? Это вряд ли прибавило ему популярности. Зачем бы он уделил так много внимания законам Эрец Исраэль — земли, в которую ему не было суждено попасть? Почему он выбрал Иеошуа, а не одного из своих сыновей в качестве преемника? Почему он отказал своим соплеменникам, левитам, в постоянном наделе в Святой Земле?
Эти и многие другие факты свидетельствуют, что ни Моше, ни какое-либо другое человеческое существо не могло написать Тору. Только сам Б-г смог сделать Тору столь совершенной, что она остается актуальной до сего дня.
Резюме Пункта 1 [↑]
В этой части мы обсудили становление евреев как уникальной нации, избранной Б-гом для соблюдения законов Торы. Вместе с избранностью приходит и повышенная ответственность: евреи должны быть представителями Б-га на земле и вести себя так, чтобы служить примером другим народам. Тора, состоящая из двух частей: Письменной и Устной, управляет жизнью евреев. Соблюдая Тору, евреи достигали духовных вершин и большого личного удовлетворения. На протяжении всей человеческой истории наш народ сохранился как единое целое и внес большой вклад в развитие цивилизации. Однако когда евреи нарушали заветы Б-га и не оправдывали Его ожиданий, Он сурово их наказывал.
Мы видим, что Тора — не книга примитивных небылиц, но Б-жественная сокровищница мудрости, закона и исторических сведений. Исторические события, описанные в Торе, во все возрастающем объеме подтверждаются археологами, и мы показали, сколь нелепо утверждать, что Тора была написана человеком.
2. ОТКУДА МЫ ЗНАЕМ, ЧТО СОБЫТИЯ, ОПИСАННЫЕ В ТОРЕ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИМЕЛИ МЕСТО? [↑]
2.1 ОПИСАНИЕ СОБЫТИЙ В ТАНАХЕ [↑]
Для того, чтобы подтвердить ту или иную информацию, нужны многочисленные доказательства. В случае с Торой так и произошло — народы мира оставили немало свидетельств о всемирном Потопе, строительстве Вавилонской башни и других важнейших событиях в истории человечества. Поэтому так называемая «библейская критика» попросту лишена смысла.
Как можно доказать, что произошло какое-то историческое событие? Откуда мы знаем, например, что Юлий Цезарь действительно существовал? В конце концов, нет ни фильмов о его деяниях, ни даже записи его голоса. Безусловно, никто из ныне здравствующих людей не может заявить, что видел его лично. Однако все историки сходятся во мнении, что римский полководец и политик по имени Юлий Цезарь действительно жил много веков тому назад.
Откуда же они знают, что это было так? Они опираются на множество источников: книги, которые написаны о нем и его подвигах; устные рассказы, возникшие при его жизни и передававшиеся дальнейшим поколениям из уст в уста; документы, записи и произведения искусств, датированные временем, в котором он жил; и на исторические события, которые являлись результатом его деятельности и отражались на судьбах многих людей ежедневно в течение его жизни. И сегодня мы не сомневаемся, что он жил когда-то. Поколения, воспринимавшие его существование как факт, не могли ошибаться.
А теперь перейдем к рассмотрению событий, описанных в Торе. И в этом случае никто из живущих не может заявить, что он видел Авраама или Моше Рабейну; в те времена не существовало телевидения, чтобы мы могли увидеть, как расступилось Красное море. Но это, однако, не означает, что Писание — мифотворчество, как это заявляют некоторые. Время приносит все больше доказательств существования явлений и событий, описанных в Торе.
Одна из возможностей поверить в это основана на простой логике. Не вызывает сомнений, что Тора очень древний документ. Находки рукописей на берегу Мертвого Моря в 1947 году подтверждают этот факт. Эти свитки Торы принадлежат эпохе Второго Храма, т. е. им приблизительно 2000 лет. Эти находки показали, что та же Тора, которой мы обладаем сегодня, находилась во владении евреев той поры.
Время, когда были написаны рукописи Мертвого Моря, не так далеко отстоит от событий, описанных в Танахе. Со дней Юлия Цезаря до наших дней прошло больше времени, чем со дня Исхода евреев из Египта до момента разрушения Второго Храма. Если бы у евреев того времени была какая-то причина сомневаться в существовании Моше, в правлении Судей или в существовании еврейских Царей, они бы наверняка назвали Танах фальсификацией. Разве стали бы ранние поколения евреев пересказывать предания Торы, особенно те, которые не славят их, как, например, грех золотого тельца или поражения от различных ханаанских царей, если бы все это не случилось на самом деле? Неужто свою религию они основывали бы на вымышленной истории, которую легко можно было опровергнуть?! Приняли бы наши предшественники Тору, накладывающую на них столько трудных ограничений, если бы они не испытали в действительности Б-жественное Откровение на горе Синай или не увидели бы, как расступилось Красное море? То, что они действительно жили согласно законам Торы и не опровергли ее предания, является свидетельством ее достоверности.
Быть может, еще более убедительные доказательства дают произведенные за последнее столетие археологические находки, большинство из которых подтверждает сообщения Торы. Археологические раскопки в районе Ближнего Востока обнаружили много древних развалин, произведений искусства и надписей, наличие которых совпадает с фактами, перечисленными в Танахе.
Следует помнить, что раскопки продолжаются, и нас ожидают новые находки; результаты раскопок недавнего времени в Сирии держат в тайне от ученых по политическим мотивам; а политическая ситуация в Эрец Исраэль в настоящее время не благоприятствует поддержанию в сохранности исторических памятников и рукописей. Следовательно, существует много белых пятен в археологических исследованиях областей, описанных в Писании. Однако и то, что уже найдено, производит сильное впечатление.
2.2 НЕКОТОРЫЕ ИЗ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПОДТВЕРЖДЕНИЙ [↑]
Вот некоторые из этих находок:
1. Тора, описывая акт Создания мира, заявляет, что менее сложные организмы были созданы прежде более сложных и что организмы, обитающие в воде, и растения появились прежде животных. Эти утверждения, записанные задолго до существования геологии, сейчас подтверждаются ею.
2. Существуют многочисленные доказательства того, что во времена Ноаха был Потоп. С одной стороны, различные, рассеянные по земле народы, не имевшие возможности контактировать в то время, оставили почти идентичные письменные свидетельства большого потопа. Среди этих народов вавилоняне (чье эпическое произведение «Сказание о Гильгамеше», обнаруженное около 1900 г., рассказывает о божестве по имени Эа, наказавшем человеку по имени Утнапиштим построить корабль для спасения домочадцев и животных от потопа), китайцы (у которых корабль строит человек по имени Яо), индийцы (назвавшие строителя корабля Сатъярвата) и мексиканцы (называвшие его Кокскокс).
Было бы абсурдом утверждать, что все эти народы на пустом месте выдумали одну и ту же историю и что она не описывает реальные события. Важно, что все письменные свидетельства датируют потоп примерно одним временем (около 4000 лет назад) и что раскопки показали резкое сокращение населения на Ближнем Востоке как раз в это время.
3. Тора рассказывает историю Вавилонской Башни, о человеке, попытавшемся построить башню до Неба. Невозможно? Едва ли. В развалинах на территории древней Вавилонии, найдены зиккураты — громадные башни, достигающие иногда высоты сотен футов — это как раз то, что утверждается в Торе.
Другая характерная черта истории Вавилонской Башни — указание на время рассеяния людей по земле и возникновения разных языков (т. е. до этого момента существовал только один общий язык). Интересно отметить, что многие греческие и латинские слова (а поэтому английские и французские, и немецкие, и русские) очень напоминают свои ивритские эквиваленты. Например, ивритское слово сапир превратилось в русское «сапфир», при стало «фруктом», яин — «вином»; шеш превратилось в «шесть», а шабат стал «субботой». Подобно этому, английский алфавит происходит от греческого, который, в свою очередь, основывается на семитском алфавите. Само слово «алфавит» отражает влияние иврита, первые две буквы которого — «алеф» и «бейт». Сами буквы тоже почти идентичны: алеф-альфа-а, бет-бета-б, далет-дельта-д и т. д. Все это не обязательно является абсолютным доказательством происхождения всех языков из иврита, но при этом не дает нам забыть свидетельство Торы о существовании некогда одного общего языка.
4. Тора утверждает, что праотец Авраам родился в Ур Касдиме (Уре Халдейском). Многие сомневались в существовании самого этого места. Однако в конце 20-х годов сэр Чарльз Вулли возглавил археологическую экспедицию, производившую раскопки в Уре на берегу Евфрата в Месопотамии. Эта экспедиция показала, что Ур был развитым городом, в котором процветало идолопоклонство, что согласуется со свидетельствами Торы.
5. Тора описывает разрушение городов Сдом и Амора. Исследования подтвердили, что глубина впадины Мертвого моря, находящегося в районе исчезнувших городов, необычайно велика — около 360 метров ниже уровня моря. Это свидетельствует о том, что долина Сидим, где были расположены Сдом и Амора, внезапно провалилась и скрылась под водой, возможно, в Мертвом море. Море очень соленое, а мертвые деревья, покрытые толстым слоем соли, торчат на его отмелях, напоминая соляные столбы, в один из которых была превращена жена Лота.
6. В Торе сказано, что от брака Авраама и Агари, служанки Сары, родился сын Ишмаэль, ставший прародителем арабов. Арабы до сих пор почитают Авраама и Ишмаэля и молятся на могиле праотцев в пещере Махпела в Хевроне. Более того, они по традиции обрезают своих сыновей в возрасте тринадцати лет, в том возрасте, когда, по свидетельству Торы, был обрезан Ишмаэль.
7. Тора рассказывает, что Йосеф, сын Яакова, проданный в египетское рабство, в конце концов стал главным вельможей фараона. Некоторые исследователи утверждают, что когда евреи пребывали в Египте, эта страна была под властью иностранных завоевателей, называемых гиксосами. Этим объясняется, почему осталось так мало письменных памятников этого периода. Если что-то записывалось, то сразу же и уничтожалось египтянами, желавшими скрыть следы своего унижения. Однако интересно отметить, что древний канал около Нила в районе города Мединет-эль-Фийюм (80 миль к югу от Каира) до сих пор называется Бар Юсуф (Канал Йосефа) — доказательство влиятельности Йосефа.
В Торе также отмечено, что когда Йосеф стал наместником фараона в Египте, ему было пожаловано кольцо, печать фараона, тонкие льняные одежды и цепь, надеваемая на шею. Картины и роспись, найденные в Египте, подтверждают, что это как раз те самые предметы, которыми награждались знатные люди в Египте в то время. В Торе рассказывается, что праотец Яаков после смерти был бальзамирован. Древний историк Геродот подтверждает, что именно так египтяне хоронили мертвых. Свидетельства Писания точны.
8. В Торе утверждается, что после смерти Йосефа египтяне поработили евреев и заставили их делать кирпичи и возводить города-хранилища Питом и Рамсес. Каменный мавзолей к западу от египетского города Тебес имеет серию настенных рисунков, описывающих жизнь визиря Рехмира. Один из них изображает визиря с палкой в руках, наблюдающего за работой чужеземцев, делающих кирпичную кладку. Борода и светлая кожа рабов указывает на их семитское происхождение. Вдобавок, как Питом, так и Рамсес упоминаются в египетских рукописях; одна надпись гласит: «ПР волокли камни для большой крепости в городе Пи-Рамсес-Мени-Амун».
Пи-Рамсес-Мени-Амун это египетское название Рамсеса, Пи в египетском иероглифическом письме означает семитов. В конце концов, раскопки помогли обнаружить остатки вышеупомянутых городов, и в обоих имеются развалины каменоломен и каменные хранилища — точно такие, какие описаны в Торе.
9. В каирском музее находится монумент, высеченный в ознаменование победы фараона Мерепта над ливийцами. В надписи на монументе упоминается «Народ Израиля». Фараон Меренпта начал править страной примерно в 1230 г. до н.э., т.е. спустя почти полвека после того, как евреи под предводительством Иеошуа вошли в Эрец Исраэль. Памятник свидетельствует о том, что евреи в то время существовали и были хорошо известным народом. Другие египетские документы той поры упоминают чужеземцев, называемых хабиру (ивриим, отсюда слово «евреи»).
10. Танах повествует, что в эпоху Судей пелиштим (филистимляне) преследовали евреев. Египетские источники подтверждают существование такого народа, называя его Пелест. В книге пророка Амоса говорится, что пелиштим вышли из Кафтора (Крита). И, действительно, на Крите были обнаружены пелиштимские глиняные сосуды.
11. Развалины крепости в Тель эль Фуле (Гива) относятся ко временам правления Шаула — первого израильского царя. Его сменил Давид, расширивший территорию еврейского царства. Были найдены останки городов, завоеванных царем Давидом, а также водохранилище Гивон упомянутое в Танахе как место, где сражались солдаты Авнера, военачальника царя Шаула.
Империя царя Давида упрочилась в период царствования его сына Шломо (Соломона). Танах (Мелахим II 9:15) упоминает, что Шломо планировал построить Хацор, Мегидо и Гезер. Можно предположить, что планы этих городов должны были быть очень похожи. Раскопки в Израиле, руководимые Игалем Ядином, показали, что городские ворота в Хацоре и Гезере были действительно аналогичны тем, которые еще раньше были найдены в развалинах Мегидо. Вдобавок, археологи нашли литейное оборудование, которое использовалось во времена Шломо для производства меди, необходимой для постройки кораблей в Эцион Гевер, о чем рассказывает Танах.
13. Дальнейшие раскопки дали несомненные доказательства существования более поздних еврейских царей. Например, «Черный обелиск», найденный в Ниневии (хранится в Британском музее), изображает Иеу, царя Израиля, кланяющегося ассирийскому царю Шалмансару III. Раскопки в Тель-Эль-Мутесилим в 1920 году обнаружили печать с еврейской надписью: «Шема, слуга Иеровоама», бывшего царем Израиля. На Моабитском камне написано: «Омри, царь Израиля, много лет угнетавший Моав».
На развалинах Куйудшика обнаружена надпись Асаргаддона: «Я собрал вместе царей Сирии и царей заморских Баала — царя Тира, Менаше — царя Иудеи…» Это подтверждает историю пленения Менаше ассирийцами, упомянутую в Танахе.
Так называемая призма Тейлора подтверждает свидетельство Танаха о том, что царь Хизкия не признал власти Санхерива, и поэтому последний напал на Иудею. Этот памятник не упоминает сокрушительное поражение Санхерива, т. к. он не предназначался для фиксации правительственных неудач. Однако это поражение, как одно из удивительных событий, описано в Танахе и было отмечено древним историком Геродотом, а утверждение Танаха, что Санхерива в конце концов убили два его сына (а не один из них, как это указывается в Вавилонских хрониках), подтверждается Призмой Асаргаддона. В дополнение к сказанному, было обнаружено водохранилище Силоан, вырытое царем Хизкией во время осады Иерусалима Санхеривом, и размеры водохранилища в точности совпадают с размерами, указанными в Танахе.
Исторические находки объясняют, почему в Танахе говорится, что после окружения Израиля Шалманасаром, царем Ассирии, «они» завоевали эту страну через три года. Употребление множественного числа — «они» вместо «он» — получило объяснение, когда была найдена рукопись, свидетельствующая, что Шалманасар умер во время блокады, а его преемник Саргон успешно завершил кампанию. Танах приписывает эту победу двум царям.
14. Дальнейшие события имеют еще более серьезные подтверждения. Французский археолог Марсель Дьюлефа, который вел раскопки в Персии в районе сузских развалин, заявил, что описание дворца в книге Эстер удивительно совпадает с тем, что он увидел. (Эти развалины находились под землей более 2000 лет, поэтому мы вынуждены признать, что автор книги Эстер жил во время описываемых им исторических событий, а не спустя века после них).
До сих пор сохранились монеты времен восстания Хашмонеев.
Развалины крепости Мецада в настоящее время доступны всеобщему обозрению. В них обнаружено много свидетельств борьбы евреев с римлянами, а также миква (ритуальный бассейн), построенная в точном соответствии с еврейским законом. Эта последняя находка показывает, что погибшие в крепости герои были хорошо знакомы с законом Торы, дошедшим до нас без всяких изменений.
Следует также отметить документы, найденные в развалинах крепости Бетар, относящиеся к восстанию Бар Козивы, выдающегося борца за свободу, более известного под именем Бар Кохбы. Некоторые из них были написаны им самим.
Все эти примеры (а это лишь малая часть продолжающих появляться свидетельств) подтверждают, что события Танаха не являются плодом досужего вымысла сказочника или коктейлем из мифов, созданных через сотни лет после описываемых событий. Более поздние свидетельства не могли бы так точно совпасть с историческими событиями. У так называемых «критиков Библии» нет никаких оснований опровергать свидетельства Торы.
3. ТОЧНОСТЬ ПЕРЕДАЧИ ТЕКСТА ПЯТИКНИЖИЯ — ПИСЬМЕННОЙ ТОРЫ — ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЯ [↑]
3.1 ТОЧНОСТЬ ТЕКСТА В ЕВРЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ [↑]
Точная передача текста Торы из поколения в поколение — одно из главнейших достижений еврейской Традиции. Однако так ли точно передается текст Торы, как мы привыкли считать?
Известно, что Всевышний по буквам продиктовал Тору Моше. Вот что говорит нам Мидраш (Дварим Рабба, 9:4):
Перед смертью Моше записал тринадцать свитков Торы. Двенадцать из них были распределены между двенадцатью племенами. Тринадцатый (вместе со Скрижалями) — помещен в Ковчег Завета. Если кто-нибудь попытался бы изменить текст Торы, свиток из Ковчега Завета явился бы свидетельством против него. А если бы попытались фальсифицировать текст тринадцатого свитка, любое несоответствие тут же было бы выявлено с помощью остальных двенадцати копий.
Каким же образом осуществлялась проверка новых свитков?
Священный Храм в Иерусалиме располагал «контрольным экземпляром», с которым и сверяли все остальные свитки. После разрушения Второго Храма в 70 году н.э. мудрецы периодически осуществляли глобальные проверки — чтобы выявить и исправить ошибки, которые могли вкрасться в текст при переписывании.
3.2 НАПИСАНИЕ СВИТКА ТОРЫ [↑]
К свитку Торы, по подсчетам Талмуда, предъявляется более двадцати требований, и только тот свиток, который удовлетворяет всем этим требованиям, считается «кошерным». Это — встроенная в Тору своеобразная система безопасности. Если хоть одно из двадцати условий нарушено, свиток не может считаться священным и читать по нему публично нельзя.
Тщательное переписывание свитка вручную занимает около 2000 часов (целый год работы в обычном режиме). За века еврейские переписчики выработали следующие принципы:
— Свиток Торы считается непригодным для чтения, если в текст добавлена хоть одна лишняя буква.
— Свиток Торы считается непригодным для использования, если в тексте не хватает хоть одной буквы.
— Переписчиком может быть лишь образованный религиозный еврей, который прошел специальную подготовку и получил соответствующий документ. Все используемые переписчиком материалы (пергамент, перья, чернила) должны соответствовать строгим требованиям и изготовляться специально — только для переписывания Свитка Торы.
— Переписчик не имеет права записывать Тору по памяти. Перед ним всегда должен находиться другой, кошерный свиток, с которым необходимо постоянно сверяться.
— Переписчик обязан произносить вслух каждое слово, прежде чем написать его. Между буквами и строками должен быть выдержан определенный интервал. Если две буквы соприкасаются, свиток считается испорченным.
— Если хоть одна буква повреждена настолько, что ее невозможно прочесть, весь свиток недействителен. При этом неважно, что именно испортило «рисунок» буквы — «дрогнувшая рука» переписчика или же механическое повреждение пергамента, на котором пишется свиток (клаф). Каждая буква должна быть выписана настолько разборчиво, чтобы любой человек, включая обычного школьника, мог отличить ее от похожих букв.
— Переписчик должен выдерживать определенное расстояние между словами так, чтобы одно слово не выглядело как два отдельных, и наоборот.
— Переписчик не должен изменять вид разделов и обязан придерживаться определенной длины строк и структуры параграфов Торы.
— Если в каком-нибудь свитке Торы обнаружена ошибка, то в течение 30 дней она должна быть исправлена (все это время использование свитка для публичных чтений запрещено), в противном случае этот свиток следует поместить в специальный архив или захоронить в земле.
3.3 УСПЕШНОСТЬ СИСТЕМЫ [↑]
Обеспечение неизменности текста при передаче такого древнего и объемного документа, как Тора, — задача чрезвычайно сложная даже при самых благоприятных обстоятельствах.
Однако на протяжении всей истории еврейские общины множество раз подвергались погромам и гонениям. Только в течение последних 2000 лет евреи живут в рассеянии по всему свету, от Йемена до Польши, от Австралии до Аляски.
Сложность точной передачи текста Торы усугублялась многими факторами. К примеру, разрушение Храма 1900 лет назад привело к роспуску Сангедрина — высшей судебной инстанции у евреев, способной решить любые разногласия и объединить нацию.
Давайте рассмотрим современное положение дел. Если мы соберем самые старые свитки Торы и сравним их между собой, то сможем узнать, существуют ли какие-либо искажения текста, и если — да, то каково их количество.
В Торе 304805 букв (или приблизительно 79000 слов).
Как вы считаете, сколько букв из этих 304805 могло быть искажено? (Большинство называют цифру от 25 до 1000).
На самом же деле, несмотря на всевозможные бедствия, переселения и гонения, лишь йеменские свитки Торы отличаются от остальных свитков. В течение веков йеменская община не была охвачена всемирной системой проверок, и их свитки насчитывают девять неправильно переписанных букв.
Эти ошибки носят исключительно орфографический характер. Они никоим образом не влияют на значение слов. Это можно сравнить с написанием слова colour («цвет»). Как вы напишете его? В США оно пишется как C-O-L-O-R, а в Великобритании — C-O-L-O-U-R.
Такова и природа орфографических несоответствий между йеменскими свитками Торы и свитками других общин. Принимая во внимание тысячелетия существования Торы, подобный результат можно назвать впечатляющим.
3.4 ПЕРЕДАЧА ТОРЫ И ПЕРЕДАЧА ДРУГИХ ТЕКСТОВ [↑]
Однако если сравнить Тору с другими «похожими» документами, например, с Христианской Библией (обе книги содержат примерно одинаковое количество слов), окажется ли результат столь впечатляющим?
Во-первых, давайте выясним, какой из этих двух документов должен был лучше сохраниться.
Разумеется, Христианская Библия. На это есть несколько причин.
Во-первых, она примерно на 1700 лет моложе Торы. Во-вторых, христиане не пережили и половины тех гонений и переселений, которые выпали на долю еврейского народа. В-третьих, у христианства всегда была центральная власть (Ватикан), обеспечивавшая неизменность текста Библии.
Каковы же результаты? Переводческий Словарь Христианской Библии, созданный специально для того, чтобы подтвердить «надежность» этой книги, свидетельствует: «Изучение 150 греческих [манускриптов] Евангелия от Луки обнаружило более 30000 разночтений… Мы можем с уверенностью сказать, что в Новом Завете не существует ни одного предложения, которое не имело бы нескольких вариантов прочтения в различных манускриптах».
Другие ученые сообщают, что в сохранившихся манускриптах «Нового Завета» существует около 200000 вариантов, представляющих собой 400 разночтений, которые меняют смысл того или иного отрывка. 50 из них имеют принципиальное значение.
Итак, при сравнении свитков Торы разных общин было найдено всего девять орфографических несоответствий, которые ни в коей мере не меняют смысл написанного. В Христианской Библии — более 200000 несоответствий, 400 из которых ведут к различному пониманию текста.
Подчеркнем, что мы приводим это сравнение отнюдь не для того, чтобы высказать какое-либо мнение о христианстве. Наша цель — продемонстрировать поразительную «аккуратность» при передаче евреями текста Торы.
3.5 ЧТЕНИЕ ТОРЫ [↑]
Тору читают в синагогах и других местах в присутствии не менее десяти взрослых евреев (миньян), по субботам, новомесячьям, праздникам, а также каждый понедельник и четверг. Читают ее по главам, на которые разбит весь текст Хумаша; их пятьдесят четыре. В праздники читают специальные отрывки.
Читаемый текст разбит на маленькие отрывки, к чтению каждого из которых приглашается один взрослый еврей. В будни читают три отрывка, в начале месяца — четыре, в праздник — пять, в Йом Кипур — шесть, в субботу (даже если она совпадает с любым из перечисленных дней) — семь.
Чтение Торы также «охраняет» ее текст. Кто когда-либо присутствовал при чтении Торы в синагоге, понимает, насколько мала вероятность «разночтений». Представьте себе: бааль криа (специальный чтец) громко и четко произносит текст недельной главы по кошерному свитку, а окружающие внимательно слушают его и следят по напечатанным книгам. И если, не дай Б-г, он делает какую-то ошибку, его сразу же останавливают, чтобы перечитал правильно. Теперь понятно, что, даже если в текст вкралась бы малейшая ошибка, это было бы сразу выявлено при чтении Торы.
3.6 ТОРА И ВСЕЛЕННАЯ [↑]
В Талмуде (трактат Эрувин 13а) приводится замечательная беседа:
Когда раби Меир пришел к раби Ишмаэлю для того, чтобы изучать Тору, раби Ишмаэль задал ему вопрос:
— Чем ты занимаешься, сын мой?
— Я переписчик, — ответил раби Меир.
Тогда раби Ишмаэль сказал:
— Будь осторожен со своей работой, сын мой, ибо это — священный труд. Пропустив или добавив одну букву, ты можешь разрушить весь мир.
— Я не совершаю ошибок с буквами, будьте в этом уверены. Однако я беспокоюсь из-за того, что муха может сесть на страницу и, когда чернила еще не высохли, повредить одну из линий букв, и тогда вся моя работа пропадет…
Знаменитый комментатор Раши приводит примеры того, как добавление или пропуск одной-единственной буквы может привести к еретическому прочтению Торы. Это, в сущности, и есть та самая ошибка, которая способна разрушить целый мир.
О неизменности содержания Торы евреи заботятся на протяжении всей своей истории!