Что написано в библии про сатану
Кто такой дьявол, откуда он взялся и заставляет ли людей грешить?
Кто такой дьявол (сатана) и откуда он взялся? Что говорит Библия про дьявола? Когда кто-то из людей решает совершить грех — украсть, например, это дьявол провоцирует его сделать это?
Правда ли, что еврейское слово, которое используется в Библии для слова «сатана», отличается от слова, которое используется для слова «дьявол» в Новом Завете? Некоторые полагают, что дьявол и сатана — это два разных существа. К сожалению, Библия дает очень мало информации о сатане.
Кто такой дьявол и откуда на самом деле он взялся?
Возможно вы удивитесь, но Библия не говорит нам о том, откуда взялся дьявол. Несмотря на это, исследуя разные отрывки из Библии, мы можем сами придти к заключению о том, кто такой дьявол и откуда он возник.
Все, что создал Бог, было хорошо (Бытие 1:31). Существует лишь одна причина, из-за которой дьявол находится в этом мире — наличие у людей свободы воли, которую люди использовали для того, чтобы восстать против своего Создателя. Люди использовали свою свободу для греха, что в итоге позволило злу войти в этот мир.
Я верю (и множество консервативных ученых согласны со мной), что сатана является падшим ангелом. Он, подобно людям, имел свободу воли и использовал свой дар, чтобы восстать против Бога. Возможно, что он — это архангел, который восстал против Бога. В Библии мы можем найти различные отрывки, которые поддерживают эту идею (Откровения 12 глава, Иов 1 глава и т. д.). Оговорюсь, что у меня нет однозначных доказательств этому, но это наиболее разумный вывод.
Бог является Творцом всего. Бог создал меня и вас. Бог святой, справедливый, любящий, всемогущий и всезнающий. Его самая главная черта — это любовь. Бог хотел любить нас, и хотел, чтобы мы любили друг друга. Именно по этой причине мы существуем в этом мире. Бог есть любовь, но Бог также и справедливый. Бог ненавидит грех.
Нет, дьявол не имеет власти заставлять нас грешить. У нас есть свобода воли и выбора. Ни Бог, ни сатана не заставляют нас делать что-то. У Бога есть такая власть, но Он решил не делать этого. Но у сатана даже нет такой власти. Нет ни одного доказательства в Библии, что сатана может контролировать людей, которые не давали ему такого согласия. Есть много доказательств этой идеи в Библии, но позвольте мне поделиться лишь одним местом из послания Иакова:
Может ли сатана искушать нас? Да. Может ли сатана, или дьявол заставить нас делать что-то? Нет.
Дьявол и сатана — это одна и та же личность или это разные существа?
Как я уже сказал, очень сложно сформулировать точную доктрину о сатане. Но есть несколько вещей, в которых мы можем быть уверены. Для начала скажу, что нет никаких двух разных имен для сатаны. Разница в словах, о которой вы говорите, объясняется различием самих языков в Ветхом и Новом Заветах. Тем не менее эти слова почти идентичны.
Слово, которое используется в книге Иов 1:6, Захария 3:1 и т. д., звучит как «сатана», что означает «противник», или «обвинитель». В Новом Завете это слово можно найти во многих местах — Матфея 4:10, Марка 3:23, Деяния 5:3 и т. д. В этом случае греческое слово «сатанас», что означает «враждебный противник». Очевидно, что эти два слова имеют одно и то же значение.
В Новом Завете для обозначения сатаны используется еще одно слово, которого нет в Ветхом Завете — дьявол. Его можно найти в Матфея 4:1, Луки 8:12, Деянии 10:38 и т. д. Здесь используется греческое слово «диаболос», что значит «злой клеветник». Лично мне кажется, что значения для сатаны и дьявола практически идентичные. Возможно, мы можем использовать слово «сатана» для имени, а слово «дьявол» для передачи сути того, кем является сатана. Доказательства того, что оба этих имени ссылаются на одну и ту же личность, мы можем найти в Матфея 4:1-11. Нет никаких сомнений, что здесь речь идет об одном и том же искусителе — дьяволе, или сатане.
Кем же является сатана, или дьявол? Сатана является мошенником (Бытие 3 глава). Сатана является обвинителем (Откровение 12:10). Сатана маскируется под ангела света (2 Коринфянам 11:14). Он бродит по земле, ища души, которые он мог бы отправить в ад (1 Петра 5:8). Если честно, то вы могли бы и сами провести подобное исследование в Библии, просто введя слова «дьявол» и «сатана» в поиск.
Читайте другие статьи о дьяволе на этом сайте.
Что говорит Библия о сатане?
Что говорит Библия о сатане?
Сатана является ужасным существом. На него отвратительно смотреть. С рогами, хвостом и т.д. – это то, что мы привыкли видеть на картинках. Если же мы взглянем на то, что говорит о нём Библия, то увидим, как мы ошибались.
Это опасное толкование сущности сатаны. В Иезек. 28:12-19 мы видим истинный образ сатаны. «Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. … Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией. … Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего…»
Это описание совсем не соответствует типичному образу сатаны, который представляет себе большинство людей. Он был фактически помазанным херувимом. Он был возвышенным созданием с высоким статусом, посажен в небесах. Создан Богом – венец красоты.
Падение сатаны
Однако сатана отвернулся от своего Создателя и начал восхищаться Его созданием – самим собой. «От тщеславия твоего ты погубил мудрость твою.» (Иезек. 28:17) Он возгордился и возвысился. В нем родилось желание господствовать. Он пожелал занять место Бога. При помощи лжи он переманил на свою сторону третью часть воинства небесного.
«Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: «Взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера. Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему».» (Исаия 14:12-15)
Все проблемы начались с этого «я хочу». Сатана перестал слушать голоса Бога и стал исполнять свою волю. Превозносить чью-либо волю над Божьей волей – равнозначно том, что считать волю Божью несовершенной. Когда сатана сказал: «Я хочу,» родился грех. Бог называет себя по имени и говорит «Я ЕСМЬ». (Исход 3:14) Он не хочет делить своё имя с другими. Тот, кто желает быть кем-то, приходит к конфликту с Богом, и будет изгнан.
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.» (Откр. 12:7-9).
Князь мира сего
Так сатана был низвержен с небес. Божьи доброта, мудрость и любовь никогда больше не должны подвергаться сомнениям. Будет доказано, что воля Божья единственная благая и совершенная. Поэтому сатана получил власть управлять этой землей. Его целью является стать богом этого мира. Земля находится под контролем сатаны, у которого теперь в прямом смысле этого слова развязаны руки, и который может делать всё, чего бы ни пожелал. Иисус называет сатану «князем мира сего». (Иоанна 12:31) Апостол Павел называет его «богом века сего». (2 Кор. 4:4) План Божий заключается в том, чтобы предъявить доказательства лжи и обмана греха. Должны быть развеяны все сомнения в том, что путь сатаны ведёт только к смерти и растлению.
Сатана использует гордость, живущую в людях, чтобы направить их внимание на них самих и на своё величие.
Большая часть мира не подозревает, что он «лежит во зле». (1 Иоанна 5:19) Сатана использует гордость, живущую в людях, чтобы направить их внимание на них самих и на своё величие. Это затрагивает все аспекты жизни человечества. Его цель – вселить в людей уверенность в их человеческие способности, и исключить необходимость в Боге. Его интерес заключается не в том, чтобы сделать мир злым для того, чтобы покорить всех себе. Он продолжает нашёптывать ложь в каждое ухо, стараясь посеять сомнения, так, как делал это в небесах.
Противники сатаны
Несмотря на это Бог протянул руку, стараясь помешать сатане полностью привести в исполнение свои планы. Он послал Иисуса проложить новый путь для людей. По всему земному шару есть люди, которые отвергли свою волю, чтобы следовать за своим Спасителем, и которые верят в совершенную волю Божью. Эти верные души являются Божьей Церковью. Эта группа является шипом в глазе сатаны. Он старается посеять сомнения, разделения, и т.д, всё, что возможно для того, чтобы отвернуть сердца людей от Бога.
«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.» (1 Петра 5:8). Сатана в отчаянии. Он хочет получить полный контроль над землей, и он прилагает все усилия, чтобы реализовать свой план. Но те, чьё сердце предано Богу, могут противостать сатане.
«Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. … Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, всё преодолев, устоять.» (Ефес. 6:10-17)
Это те, кто своей верностью показывает, что Божий путь совершенен.
И благодаря этой силе, в мире есть люди, которые противостоят обману сатаны. Они побеждают над грехом, и являются светом посреди мрака этого злого мира. Это те, кто своей верностью показывает, что Божий путь совершенен, в то время, как остальная часть человечества доказывает, что путь сатаны, их гордое «Я хочу», приводит только к несчастью. Когда не станет больше земли, воля Божья будет пребывать на веки веков. Сатана – великий обольститель, будет навсегда брошен в озеро огненное. (Откр. 20:10)
Печать антихриста и число зверя. Самые загадочные пророчества Библии
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила…
Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас. Об этом проект «Фомы» «Самые загадочные пророчества Библии».
Наверное, самое знаменитое из новозаветных пророчеств, известное даже абсолютно неверующим людям, — это пророчество об антихристе, который явится в конце человеческой истории, объединит под своей властью все земные государства и сделает всё для того, чтобы люди окончательно забыли о Христе. На руки и лбы людям будут наносить специальные «начертания», после чего человек уже не сможет призвать имя Господа и спастись. Вместо имени Божия человек будет нести на себе имя зверя — таинственные и пугающие три шестерки:
И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. …и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю… и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.
Откровение Иоанна Богослова, глава 13, стихи 1, 2, 11–13, 16–18
Как это понимать?
Вся книга Откровения является таинственной: иносказаний и символов в ней больше, чем явных предсказаний. Но некоторые символы расшифровываются сравнительно легко. Например, образ апокалиптического зверя с семью головами — это явно символ антихриста, который будет управлять народами малое время (сорок два месяца, то есть три с половиной года). А другой зверь с рогами, подобными агнчим, символизирует лжепророка или, как говорит святой Андрей Кесарийский, предтечу антихриста, задачей которого будет подкреплять претензии антихриста на всемирное господство разными внешними эффектами и чудесами, на которые так падки люди. Внешне он будет подобен Христу (Агнцу Божию, Который берет на Себя грех мира, Ин 1:29), но в реальности окажется полной Его противоположностью.
А вот число 666, начертание которого будут наносить по приказанию лжепророка на правую руку или на лоб человека, и сам способ нанесения этого числа и поныне остаются предметами дискуссий. Не идет ли речь о татуировках? Или о массовом чипировании людей? Еще недавно некоторые православные пытались разглядеть пресловутую «печать антихриста» в индивидуальных налоговых номерах (ИНН), штрих-кодах, электронных паспортах и т. д. Поэтому стоит разобраться, о чем на самом деле говорит пророчество Иоанна Богослова, а где наши домыслы.
Вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, — пишет святой апостол Иоанн (1 Ин 2:18), а далее уточняет: антихрист — это лжец, который отвергает, что Иисус есть Христос. Это антихрист, отвергающий Отца и Сына (1 Ин 2:22). Если следовать такому пониманию, то нужно сказать, что антихристы существуют во всякую эпоху. И разные антихристы использовали разные «печати», пишет священномученик Ипполит Римский.
Он приводит в пример сирийского царя Антиоха Епифана (II век до Р. Х.), который захватил Иерусалим и жестоко преследовал иудеев, предписав им поставить перед дверями своих домов жертвенники языческим богам, принести им жертвы, а потом, увенчавшись плющами, устроить торжества в честь Диониса. Тех, которые не пожелали повиноваться, он повелел пытать, допрашивать и в конце концов умерщвлять.
Очевидно, Антиоха Епифана трудно назвать антихристом в точном смысле слова (в его времена еще просто не было христиан), но предшественником — вполне можно.
Впоследствии римские императоры заставляли христиан под угрозой смерти совершать приношения статуям языческих богов — и этот акт демонстрации лояльности тоже вполне можно назвать печатью антихриста, ведь он символизировал отказ от Христа.
Печать антихриста — всё, что ведет к сознательному отречению от Христа, писал в конце 1990-х годов один из самых авторитетных духовников Русской Церкви, «всероссийский старец» Иоанн (Крестьянкин): «Печать последует только за личным отречением человека от Бога, а не обманом. Обман смысла не имеет. Господу нужно наше сердце, любящее Его». Сейчас ИНН и прочие электронные документы «опасности для нас не представляют. Но безусловно, что это один из этапов в подготовке к будущему страху».
«Таким образом, в штрих-кодах, по воле создателей международной системы их написания, заключено изображение числа 666, которое упомянуто в книге Откровения святого Иоанна Богослова как число антихриста». Не было никакой необходимости использовать в качестве разделительной линии именно знак цифры «6», а значит, «сознательно или несознательно, но разработчики глобальной системы штрих-кода… избрали символ, оскорбительный и тревожный для христиан, что выглядит по крайней мере как дерзостная насмешка», — заявил Священный Синод. Тем не менее он призвал всех православных людей «хранить христианское трезвомыслие» и не бояться внешних символов и знаков, ведь «ничто и никто не может поколебать веры человека, если он воистину пребывает со Христом и прибегает к таинствам церковным».
Никто из святых отцов не считал, что печать антихриста сможет магически повлиять на человека и заставить его отречься от Христа помимо его воли. Все они понимали ее как «знак, закрепляющий сознательное отречение от Христа».
Вот что писал, например, святой Ипполит Римский: «та печать будет гласить: “Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от Крещения; отрекаюсь от служения моего Богу и присоединяюсь к тебе и в тебя верую”». Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры, резюмировал Священный Синод, однако призвал власти дать людям возможность пользоваться альтернативными технологиями без двусмысленных обозначений.
Чем важно это пророчество?
Подобно многим другим пророчествам Библии, оно призвано вовсе не вселить в нас ужас перед грядущими бедствиями, а напомнить нам о необходимости быть более бдительными и внимательными, прежде всего — к самим себе. Как это хорошо выразил в Первом послании к Коринфянам апостол Павел, всё мне позволительно, но не всё полезно (1 Кор 6:12). Неполезно — и, более того, очень опасно — всё то, что уводит наше внимание в сторону от Христа, что подталкивает к отказу от евангельской правды, что делает человека всё менее и менее человечным. И это могут быть очень разные вещи. Возможно, поэтому автор Откровения и не стал уточнять, что представляют собой эти три шестерки. Мы должны сами следовать призыву Христа: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф 26:41).
Где еще звучит это пророчество?
Книга Откровение Иоанна Богослова — единственная в Библии, которая не читается за богослужением. Однозначного ответа на вопрос о том, почему это так, не существует; есть лишь предположение (одно из многих), что, учитывая сложность истолкования многих образов этой книги, Церковь предпочла не вводить свою паству в лишние соблазны.
Итак, услышать это пророчество из книги Откровение во время службы в храме нам не удастся. Но в ряду апостольских чтений, звучащих во время Божественной литургии (перед чтением Евангелия), есть среди прочего фрагмент из Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам, где говорится, пусть и несколько другими словами, о том же: День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду (2 Фес 2:3–4, 7–12).
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева.
Есть ли в Ветхом Завете сатана?
Андрей Десницкий о противнике Бога
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Одилон Редон. Монстр. Конец XIX в.
Этот вопрос нередко задают, причем очень энергично протестуют, если в новых переводах Библии слова «сатана» не находят. Конечно, можно задуматься о том, сатану ли надо искать в первую очередь, или Того, Кто в Ветхом Завете присутствует с самой первой и до самой последней страницы как Главный Герой этой книги, и почему вообще народное религиозное сознание уделяет всякой нечисти в миллион раз больше внимания, чем само Священное Писание, но это отдельный вопрос.
Разумеется, древнееврейское слово שָׂטָן (сатан) в Библии есть. Чаще всего оно встречается в книге Иова: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана» (так в 1:6, а всего это слово употреблено 14 раз в первых двух главах книги Иова, но более нигде в этой книге). Это одно из действующих лиц в книге, собственно, именно он и подстрекает Бога обрушить на Иова несчастья, чтобы его испытать.
В греческом переводе (Септуагинте) это слово было передано как διάβολος, буквально «клеветник», откуда и русское диавол. Казалось бы, все ясно, это та самая личность, тот самый глава всех падших духов, о котором мы читаем в любом катехизисе.
Но не будем торопиться: далеко не всегда слова, которые известны нам как богословские термины, употребляются в Библии именно в своем нынешнем терминологическом значении. Честно говоря, это, как правило, не так. Поэтому сначала посмотрим, как употребляется это слово в других местах Ветхого Завета.
Есть несколько мест, где слово сатан употребряется вполне сходно с книгой Иова, причем наш Синодальный перевод в одном месте даже переводит его словом диавол, по греческой традиции: «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему» (Захария 3:1, в 3:2 точно так же). «Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его» (Псалом 108:6, в еврейском тексте 109:6).
Но особенно интересное место –1 Паралипоменон 21:1: «И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян». Дело в том, что несколько иначе звучит параллельный рассказ более ранней книги, 2 Царств 24:1: «Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду». Так кто же был причиной переписи – Господь или сатана? Конечно, у современных богословов на это готов ответ: Господь попустил сатане внушить Давиду эту мысль. То есть непосредственным автором идеи, что называется, был сатана, но в конечном счете это событие произошло не без воли Господней, как описано и в книге Иова.
Всё ясно? Отнюдь нет. Дело в том, что в Библии есть немало мест, где слово сатан означает просто военного противника, в соответствии со своим основным значением в древнееврейском языке, и даже на греческий оно обычно в таких случаях переводится другим словом ἐπίβουλος, т.е. «злоумышленник». Вот одно из них: «ныне же Господь Бог мой даровал мне покой отовсюду: нет противника, и нет более препон» (3 Царств 5:4, в еврейском тексте 5:18). Сходно говорится о военных противниках Соломона в стихах 11:14, 11:23, 11:25 той же книге.
Царь Давид говорит о своих приближенных (Авессе и, вероятно, его брате Иоаве), которые дают ему дурной совет: «что мне и вам, сыны Саруины, что вы делаетесь ныне мне наветниками?» (1 Царств 19:22, в еврейском тексте 19:23). Заметим, что они не выступают тут против Давида и совсем не желают ему зла, просто он отказывается следовать их предложению, считая его неправильным.
Более того, для филистимлян сам Давид может оказаться в роли того самого сатан. Некоторое время Давид жил у филистимского царя, и вот перед битвой с израильтянами его князья отказывались брать его с собой в поход, «чтоб он не шел с нами на войну и не сделался противником нашим на войне» (1 Царств 29:4). По-видимому, если бы слово сатан однозначно относилось к врагу рода человеческого, автор книг Царств не стал бы применять его к Давиду даже в цитате из речи филистимских вождей.
Но самая удивительная история рассказана в 22-й главе книги Чисел, где это слово в глагольной форме относится непосредственно к ангелу Господню. Пророк Валаам отправился в путь, чтобы проклясть народ Израиля вопреки воле Божьей, и тогда… «воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему» (Числа 22:22). Более того, сам ангел сообщает: «я вышел, чтобы воспрепятствовать тебе, потому что путь твой не прав предо Мною» (Числа 22:32). В еврейском оригинале стоит то самое слово שָׂטָן, и даже в греческом переводе мы встречаем выражение εἰς διαβολήν σου, буквально «на диавольство тебе». Но неужели ангел играл тут роль сатаны или диавола?
Нет, конечно. Здесь перед нами просто противник, без оценок – и тот, кто воспротивился злу, выступает на стороне добра. Слово это изначально имело самое общее значение, которое и засвидетельствовано в Ветхом Завете, а тот более узкий смысл, которое оно получило в новозаветные времена, вчитывать в Ветхий Завет не обязательно.
Значит ли это, что в Ветхом Завете вовсе нет соблазнителя, который отвращает человека от Бога? Конечно же, есть, его мы встречаем уже в третьей главе книги Бытия – это змей (по-еврейски נָחָשׁ, нахаш), соблазнивший Еву и через нее Адама. Но там он нигде не назван словом сатан.
И поэтому совершенно не исключено, что в книге Иова, а равно и в других местах Ветхого Завета, где употреблено это слово, речь тоже не идет непосредственно о диаволе или сатане, а лишь о некотором враге, противнике, противоречащем (именно так перевел это слово в книге Иова С.С. Аверинцев) – о том, кто предлагает Богу аргументы против праведности Иова. Но он, заметим, никак Иова он не соблазняет, вообще не разговаривает с ним – а вот змей, соблазнивший Еву, никак не спрашивает на то позволения у Бога, в отличие от нашего персонажа.
Одна и та же это личность или разные, мы наверняка не знаем. Может быть, этим словом назывался некий «ангел противоречия», что-то вроде «адвоката диавола» на современных католических процессах по канонизации новых святых: так называют человека, который вовсе не оправдывает диавола, но высказывает все аргументы, какие только могут быть приведены против канонизации. На современных защитах диссертаций такую обязанность исполняет оппонент – это слово, кстати, тоже переводится как «противоречащий». Оппонент, как правило, не против того, чтобы диссертант получил искомую степень, но его задача – добросовестно привести все аргументы, какие только могут быть высказаны против этого. А уж задача диссертанта – с ними смиренно согласиться и признать свою работу несовершенной, или же их доказательно оспорить (что и сделал Иов).
В Ветхом Завете безо всякого сомнения есть враг Бога и рода человеческого (там он описан как змей), но не обязательно он носит там то же имя, что и в наших учебниках богословия. Слова вообще не всегда употребляются всегда в одном и том же значении, и это, кстати, одно из самых сильных оружий врага – запутать нас, заставить спорить об именах, упуская суть.
И в конце-то концов: в книге Иова тот самый враг, или противоречащий, или сатана – мелкий эпизодический персонаж, присутствующий только в первых двух главах. Книга – о драматических отношениях Бога и страдающего праведника, а вовсе не о нем, так что не надо воздавать ему больше чести, чем ему причитается.