Что написано в библии про брак

Что написано в библии про брак

Что написано в библии про брак

Божественное происхождение брака указано в книге Бытие. «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Бытие 2:23-24). Бог создал мужчину, а потом женщину из его кости. Как записано, Бог «взял одно из ребер его» (Бытие 2:21-22). Использованное здесь еврейское слово буквально означает «бок человека».

Таким образом, Ева была взята из «бока» Адама и она должна быть рядом с ним. «И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Бытие 2:20). В оригинале слова «помощника, подобного ему» – это одно слово. Это слово «эзер», которое происходит от первичного корневого слова, означающего окружать, защищать, помогать или помощник. То есть, оно подразумевает помощь, содействие или поддержку. Ева была создана находиться рядом с Адамом как его «половинка» и быть ему в помощь. Мужчина и женщина в браке становятся одной плотью. Новый Завет добавляет предупреждение к этому «единству»: «Так что они одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матфея 19:6).

Есть несколько посланий апостола Павла, говорящих об основных принципах библейской позиции относительно брака и о том, как возрожденные верующие должны действовать в рамках своих брачных отношениях. Один такой текст мы находим в 1 Коринфянам, глава 7, а другой – в Ефесянам 5:22-33. Вместе эти тексты дают верующему библейские принципы, которые могут быть использованы для формирования основы брачных отношений, угодных Богу.

Текст в Послании к Ефесянам является особенно сильным в своем отношении к успешному библейскому браку. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Ефесянам 5:22-23). «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (5:25). «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (5:28-29). «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (5:31).

Когда эти принципы избраны мужем и женой в гармонии с их отношениями как возрожденных верующих, в этом и заключается библейский брак. Это отношения не односторонние, но такие, которые соответствуют идее Христа как главы мужа и жены вместе. Таким образом, библейская идея брака заключается в единстве двух индивидуумов, которое отражает единство Христа с Его Церковью.

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Источник

Брак, развод и повторный брак: учение Библии и опыт церкви

Что написано в библии про брак

Библия о браке, разводе и повторном браке: введение

Брак, развод и повторный брак в церкви — эти вопросы не казались нам, авторам этого учения, столь уж обширными, как мы думали, начиная изучать данную тему. Мы пришли к определенным выводам намного быстрее и проще, чем предполагалось сначала. Из этого не следует, что это простой вопрос, и к нему можно относиться легкомысленно. Применение библейских позиций к вопросам развода или повторного брака в многочисленных реальных ситуациях часто чревато трудностями. Позиция Библии в этом вопросе очень важна, так как есть множество христиан, прошедших в прошлом через развод, или сейчас переживающих тяжелый брак. Церковь растет, и сложность этого вопроса также возрастает.

Мы хотим через это учение не только показать, как бороться с проблемами, но и прийти к всеобщим решениям, которые могут разделить с нами лидеры церквей по всему миру. В противном случае получится так, что в одной церкви разведенному будут советовать одно, а в другом — другое.

В последние года в наших церквях было, по крайней мере, два потенциально разъединяющих фактора. Во-первых, наше индивидуальное религиозное прошлое заставляло некоторых из нас сомневаться в чем-то в большей степени потому, что у нас были предвзятые выводы. Мы должны научиться с мудростью решать трудные проблемы, в которых нелегко прийти к одному мнению, особенно те, в которых очень вызывающе бывает применить какое-либо мнение. Необходимо набраться терпения и готовности к более глубокому изучению вопроса, чтобы не стать законодателем (а часто — законником). Во-вторых, желание принять решение быстро может заставить нас легкомысленно отнестись к тому, к чему Бог относится очень серьезно. Быстрые выводы применяются часто, но через какое-то время они возвратятся и проблема встает перед нами вновь. Поступать так, как хочет Бог – это не легко вначале, зато потом мы будем вознаграждены.

Даже если люди разводятся по причине, разрешенной в Библии, их жизням наносится ущерб, и мы не можем легкомысленно к этому относиться. Из-за сложности проблемы важно изучить множество отрывков, чтобы получить более ясную картину. Эта не то, что вопрос крещения, где в одном стихе ясно звучит суть, а остальные лишь дополняют ее. Чтобы получить библейское представление о разводе и повторном браке мы начнем с подходящих отрывков в Ветхом Завете, а затем перейдем к отрывкам в Новом Завете, которые прямо освещают проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Наш фокус будет на обществах, которые характеризуются моногамными браками, и поэтому проблема многобрачия не будет освещена в этом учении.

Любое учение в браке, разводе и повторном браке необходимо начать с взгляда Бога на развод, который ясно и кратко представлен в Малахии 2:16: «Я ненавижу развод», — говорит Бог Бога Израиля (совр.пер.). Здесь Малахия предупреждает мужей оставаться верными женам их юности. Очевидно, это было проблемой их культуры. Почему оставаться верными? Потому что Бог ненавидит развод. В любом учении о разводе и повторном браке должно быть основание, в котором ясно видно, что Бог ненавидит развод. Так же, как Он не относится к нашим клятва легкомысленно, так же не должны и мы относиться к этому легко. В книге Екклесиаста 5:4-6 мы читаем: «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою и не говори перед ангелом Божьим: «это – ошибка!» Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих?» В Притчах 2:17 описывается своенравная жена, «которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего». Очевидно, что клятва при заключении брака является вопросом, к которому нужно относиться предельно серьезно перед Богом.

Мы должны постоянно объяснять братьям и сестрам идеал Бога в отношении брака и Его взгляд на развод. Члены церкви не должны рассматривать развод как вариант. Нашей рекомендацией тем, кто еще не вступил в брак, является то, что мы хотим подчеркнуть, что Бог ненавидит развод. Как движение мы проделали исключительную работу, помогая женатым христианам в церкви сохранять свой брак. Мы должны поддержать высокий стандарт. Нам необходимо хранить идеальный взгляд Бога на брак и понимать его взгляд на развод.

Брак, развод и повторный брак в Ветхом Завете

Что Ветхий Завет говорит о браке, разводе и повторном браке? Откровение Господне началось с создания человека, а сразу же после этого был создан брак, так как «не хорошо быть человеку одному» (Бытие 2:18). Идеал Бога по поводу брака ясен: один мужчина для одной женщины на всю жизнь. Можно привести много стихов, показывающих восторженное отношение Бога к браку. Фактически, Бог часто использовал отношения между мужем и женой как лучшее описание для его отношений в виде соглашения с Его избранными людьми (Исаия 54:5-8; Иеремия 3:14; Осия 1-3).

Несмотря на серьезность брачного обещания, были ситуации, в которых Бог разрешал развод. Самый известный отрывок Ветхого Завета об этом это Второзаконие 24:1-4, где говорится:

Если кто возьмет жену и сделается её мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит её из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, выйдет за другого мужа, но и сей последний муж возненавидит ее, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит её из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший её себе в жену, — то не может первый её муж, отпустивший ее, опять взять её себе в жену, после того, как она осквернена, ибо сие есть мерзость перед Господом, и не порочь земли, которую Господь, Бог твой дает тебе в удел. Второзаконие 24:1-4

Здесь мужчине дается указание, что если он находит что-то противное (‘erwat dabar) в своей жене, тогда он может дать ей свидетельство о разводе (seper keritut). Это свидетельство дает ей право вступить в повторный брак. Учение Иисуса помогает нам понять, что Бог позволяет развод согласно этому закону из-за жестокости человека. Мужчины оставляли своих жен и оставляли без прав или привилегий. Этот закон был, очевидно, предназначен, чтобы побудить мужа трезво подсчитать стоимость перед разводом с женой (так как потом он не сможет вступить с ней в повторный брак) и дать некоторые права женщинам в этой несправедливой ситуации. Бог любит правосудие. Его сердце, любящее Его народ, разрешило развод в законе Моисеевом для удовлетворения практических нужд.

Есть много споров о том, что значит «противное» в жене. Во времена Иисуса преобладали две школы мысли. Одна группа полагала, что «противное» значит безнравственность, а другая верила, что это примерно что-то, что вызывало недовольство мужа7. Так как Бог ненавидит развод, это, конечно, не могло быть что-то незначительное. С другой стороны, хотя это, вероятно, было что-то очень серьезное, похоже, это не была полная безнравственность, так как за нее наказывали камнями. Независимо от точной идентификации «противного» поведения, стих ясно демонстрирует, что в некоторых ситуациях все, что было ниже идеала Бога, разрешалось через уступку.

Таким образом, развод, дозволенный Богом, является льготным по своему характеру, через который видно, что у Бога есть желание-идеал (разводы не разрешаются), и желание-уступка (развод при некоторых обстоятельствах). Под желание-уступку Бога в отношении брака также подпадают многобрачие и сожительство. Независимо от того, что мы можем быть потрясены этими методами Ветхого Завета, Бог действительно их допускал. Многобрачие контролировалось, но не было запрещено. Некоторые из наиболее выдающихся героев Ветхого Завета имели множество жен и любовниц. Соломон был осужден за брак с иностранками, но не за брак с большим количеством женщин (3-я Царств 11:1-6, Неемия 13:26). Одни только эти наблюдения должны препятствовать тому, чтобы мы стали неслышащими в отношении брака, развода и повторного брака в Новом Завете, так как в ветхозаветном периоде желание-уступка Бога относилось к гораздо большему числу ситуаций, чем Его желание-идеал.

Не всегда легко понять, как применить желание-уступку Бога в современном мире. Когда Израильтяне были призваны обратно к Богу после Вавилонского пленения, те, кто женился на иностранках, были обязаны отправить женщин (и их общих детей) обратно. Это не было в Библии названо разводом, и, вероятно, лучше всего назвать это аннулирование (Ездра 9-10). Давалось время на то, чтобы определить, какие отношения были незаконными, и на покаяние. С другой стороны, хотя Неемия упрекал допускающих ошибку Израильтян, он явно не требовал, чтобы они развелись. Различные подходы этих современников, Ездры и Неемии, наряду с «периодом милости», дозволенным Ездрой, являются факторами, которые нужно принять во внимание, поскольку мы ведем людей Бога к более полной оценку позиции Бога о разводе и повторном браке. Жесткость и догматизм — вообще сомнительные качества, но они особенно опасны при попытке разобраться с тем, как правильно действовать в таких чувствительных вопросах.

Брак, развод и повторный брак в Новом Завете

Первые стихи Нового Завета о браке, разводе и повторном браке следующие: Матфея 5:31-32; 19:3-12; Марка 10:2-12; Луки 16:18; и 1-е Коринфянам 7:8. Они включены в этот пункт для общего обзора, начиная с более простых стихов в Марке и Луке.

Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женой? Он сказал им в ответ: что заповедовал вам Моисей? Они сказали: «Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться». Иисус же сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, то человек да не разлучает. В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее. И если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует» Марка 10:2-12

Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует. Луки 16:18

В Евангелии от Марка мы видим, что мужчина или женщина, которые разводятся с со своим супругом и женятся на другом, совершают прелюбодеяние (против нее — в случае развода мужчины с его женой). Предполагается, что они разводятся специально с целью вступить в повторный брак, так как развод позволяется в качестве уступки лишь в некоторых ситуациях, как и повторный брак. Лука добавляет, что мужчина, который женится на разведенной женщине, совершает прелюбодеяние. С чем имел дело Иисус? Он обращался к жестокосердным законникам, которые жили по закону, а не по духу. Эти люди потеряли суть закона Бога и превратили его в правила и инструкции. Легкомысленное брачное обещание никогда не было в плане Бога. Следовательно, эти строки недвусмысленно отражают идеальный божественный закон о браке без всяких исключений. Теперь рассмотрите стихи из евангелия от Матфея, которые, похоже, содержат и исключения (выделенные курсивом в стихах ниже), являющиеся уступками.

Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и что женится на разведенной, тот прелюбодействует. Матфея 5:31-32

И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, и сначала не было так. Но я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует. Говорят ему ученики его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано. Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного Кто может вместить, да вместит. Матфея 19:3-12

Естественно возникает вопрос о том, почему эти исключения есть в Евангелии от Матфея, а нет в Марке или Луке. Во-первых, мы должны помнить такой принцип, что нужно изучить все подходящие отрывки по данному вопросу, а не некоторые отдельно от других. Особенно этот принцип верен, если некоторые отрывки по этой теме являются общими по своему характеру, в то время как некоторые подобные — содержат детальную информацию. Например, библейская доктрина спасения, представленная в Евангелии от Иоанна 3:16, абсолютно верна, но может быть неправильно истолкована, если мы не рассматриваем другие более подробные отрывки, в которых уточняется необходимость раскаяния и крещения.

Возможно, более значительным является то, что мы не можем не учесть важный момент при определении доктрины в ранней церкви и обеспечении практического руководства первым ученикам – откровение о работе Духа. Очевидно, что постепенное формирование канона оставило бы много теологических и практических пробелов во многих областях жизни ранней церкви. Например, ранняя церковь жила на протяжении значительного времени без посланий Павла о важности различия между верой и делами. Но также было ожидание, что они будут преданными учениками и будут жить по вере, а не по делам.

В течение времени написания канона Дух активно действовал через нигде не записанные пророчества и откровения, заполняя теологические и доктринальные пробелы. До того, как канон был полностью оформлен, потребовалось время, чтобы разобраться с доктринальными недоразумениями. И тот же Дух помогал разобраться с вопросами развода и повторного брака, так как один Дух, и мы можем доверять, что есть одно учение о разводе, который Дух сообщал через его пророков и богодухновенных людей в этот период замешательства. Священные писания, которые кажутся несколько противоречащими для нас, были, предположительно, более ясны для ранних авторов, так как необходимые заключения, относящиеся этим стихам, и предназначенные для примирительного понимания, не были испорчены, поскольку Дух проделал необходимую работу во всех церквях.

Самым простым ответом для нас сегодня на вопрос о стихах-исключениях в Евангелии от Матфея будет то, что Матфей признавал растущую в церкви проблему разводов и включил их в свое Евангелие, чтобы разобраться глубже и объяснить то, чего Марк и Лука лишь коснулись в общих чертах. Подобные примеры можно найти и в отношении других библейских вопросов, и именно противоречивый характер этого вопроса заставляет нас сейчас чувствовать необходимость тщательного объяснения данных принципов во всех подробностях.

Учение о браке и разводе в Евангелии от Матфея

Иисус всегда был больше обеспокоен влиянием нашего поведения на наши личные отношения с Богом и с другими людьми, чем на совершенство по закону. Когда человек разводился с женой, он тем самым оставлял её в трудном положении в мире (женщины тех дней не имели возможности работать, как сегодня) и фактически вынуждал её вступать в повторный брак, чтобы защитить себя. Иисус считал это серьезным проступком. Выглядит так, что строки из Матфея 5:31-32 более осуждают действия мужчины, в том, что он ставит свою разведенную жену в положение, когда она идет на компромисс, нежели женщину, которая вступает в повторный брак. Однако он уточняет, что она грешит, когда вступает в повторный брак.

Многие религиозные люди склонны подстраивать очевидные исключения в Евангелии от Матфея под отсутствие таких исключений в Марке и Луке, а не наоборот. Другими словами, они чувствуют себя неудобно в том, что должны принять развод и повторный брак. Также поступают и с отрывком из 1-го Коринфянам 7:15, в котором, как видно, разрешается развод и повторный брак, когда от ученика уходит его неверующий супруг. Даже если избежать самой твердой позиции, вопрос, может ли “виновная сторона” вступить в повторный брак, является еще более вызывающим. Есть несколько факторов, которые, похоже, внесли свой вклад в эту эмоциональную реакцию против разрешения виновной стороне (по причине сексуальной неверности) разводиться и повторно жениться. Во-первых, может беспокоить то, что такая возможность станет разрешением изменять ради разрыва далеких от идеала брачных отношений, а, во-вторых, тот факт, что брачная неверность не будет расцениваться как грех, в котором кто-то может действительно раскаяться, ему можно будет доверять снова настолько, вступить в повторный брак.

В таком случае, те, кто к этому склонялись, разрешали вступать в повторный брак убившему свою жену и раскаявшемуся, и запрещали – тому, кто изменил жене. Если следовать этому пути, то когда от человека «избавляются» за грех безнравственности, при вступлении в повторный брак ему не предлагается никакой надежды преодолеть грехи, которые привели к прелюбодеянию. Некоторые оправдывают эту позицию, утверждая (не имея твердого библейского обоснования для такого решительного настроя), что последствия греха иногда очень велики, но последствия такого отношения к людям Бога, похоже, еще более сильные и обезнадеживающие. Если виновная сторона не может вступить в повторный брак, невозможно, чтобы она была по-прежнему соединена с теперь уже разведенным партнером. Когда союз разрушен для одного, он разрушен и для другого. Поэтому если виновная сторона также не имеет права вступать в повторный брак, это должно быть потому, что необходимо раскаяние в виде пожизненного безбрачия.

Другой пример того, о чем учил Иисус по этому вопросу, представлен в Евангелии от Иоанна 8:1-11. Это известная история о женщине, пойманной в прелюбодеянии. Иисус не применил к женщине отрывок из Второзакония 22:22-24. Вместо этого он обличал лицемерие, жестокосердие и самодовольство её обвинителей. Вместо забрасывания камнями (по закону) он убеждал виновную в супружеской неверности женщину избавиться от греха в её жизни. Из учения Иисуса и того, на чем он делал акценты, показывает нам, что он противостоит законничеству, жесткости и бременам, которые навязывают людям, которые препятствуют им войти в царство небесное; он поддерживает правосудие, милосердие и правильные отношения.

Учение о браке в 1-м Послании Коринфянам 7 глава

Прежде чем мы продолжим обсуждать вопрос развода и повторного брака, посмотрите на очевидное и шокирующее утверждение из этой главы: некоторым людям следует остаться неженатыми просто из практических соображений. Мы часто используем отрывок из Бытия 2, чтобы подчеркнуть потребность в браке, и в сравнении с этим замечании Павла в этом отрывке становится несколько вызывающим. Другими словами, мы отказались поддерживать идею не вступать в брак так, как это делает Павел. Появилась тенденция, когда люди чувствовали себя виноватыми (мягкая и неумышленная), если не вступали в брак. Нам обязательно нужно решить эту проблему и снять клеймо с тех, кто решил не вступать в брак.

Павел и Варнава пожертвовали своим правом быть женатыми ради служения царству, не будучи никому ничем обязанными (1-е Коринфянам 9:5). Есть ли среди нас неженатые евангелисты, которые не вступили в брак, и на которых не оказывали давление по поводу того, что надо жениться? И все же никто не может подвергнуть сомнению утверждение Павла 1-ом Коринфянам 7:33-34, что “…женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею». Проблема становится еще более существенной, когда мы планируем начинать церкви в опасных местах. Очевидно, что не состоящий в браке евангелист имеет огромное преимущество перед женатым. С точки зрения отрывка из 1-го Коринфянинам 7:34, возможно, было бы справедливо и разумно сделать вывод, что и сестре было бы лучше оставаться незамужней, чтобы «полное время» служить царству.

Это один из тех вопросов, которые нам нужно рассмотреть. В послании Тимофею 5:3-16 Павел рассматривает возможность получения вдовами помощи от церкви. Но вдовы эти должны быть старше 60 лет, замужем только один раз и известны за свои добрые дела (стихи 9-10). Более молодым вдовам советовали выйти замуж повторно, но духовно положение повторного брака явно считается ниже, чем положение незамужней. Конечно, следует заметить, что преимущество безбрачной жизни состоит в большей свободе беспрепятственно служить царству, а не в духовном превосходстве.

К сожалению, учение Иисуса о том, чтобы «отвергнуться себя», часто путают с человеческой идеей об аскетизме, которое можно определить как «развитие в себе добродетели и силы характера через самоотречение» (то есть, пост, безбрачие, выполнение неприятных физических задач, молчание, уединение, монашество и т.д.). Иисус Христос учит о самоотречении в контексте устранения всех препятствий на пути следования за Богом, но это не значит отказ от наличия у нас чувств и желаний. Наоборот, это сознательная жертва личными амбициями для более полного осуществления плана Бога. Аскетизм заставляет нас думать, что неженатый – это более духовный человек. Павел же считает по-другому: он просто хочет, чтобы все люди были как он ради царства Бога, так как неженатому проще сфокусироваться на делах церкви (стихи 32-35). К сожалению, мы не разделяем снисходительное мнение Павла на положение неженатого человека.

Чисто из практических соображений многим христианам лучше посоветовать не вступать в повторный брак, или, по крайней мере, не поощрять их на это. Среди этих людей могут быть разведенные, которые приходят в царство с ужасным прошлым, связанным с предыдущим браком. Другим (тем, кто разведен, и у кого есть дома взрослые дети) необходимо много и хорошо подумать прежде, чем вступать в повторный брак. Эти братья и сестры надеются, что второй родитель поможет им в духовном воспитании детей, но они могут вместо этого оказаться в эпицентре ужасающей брачной и семейной борьбы. Когда оба потенциальных партнера находятся в этой ситуации, создавая “смешанную семью” это положение может иметь страшные последствия. Еще одна категория людей, для которых брак — не очень благоразумный выбор, это неженатые старшего возраста, имеющие личность и качества характера, изменение которых в браке будет затруднительным.

С точки зрения Павла, вступать в брак – это не всегда идеал. Брак и не рекомендуется, но и не запрещается. В любом случае неуместное давление на людей или путь их жизни не должно происходить ни с библейской, ни с практической точки зрения. Оставаться неженатым – это, возможно, самый мудрый выбор. С одной стороны есть необходимость быть сосредоточенным на делах царства в такой степени, в которой в браке это невозможно, а с другой стороны — практические проблемы, которые делают брак для некоторых на самом деле трудный и иногда разрушающим. Чтобы дать совет в этой области, необходима большая мудрость. Одни не хотят жениться, но им следует, в то время как другие хотят жениться, но им бы нежелательно. Совесть каждого человека – это важный фактор при принятии решения жениться или остаться неженатым, как указано в комментариях Павла к стиху 37: “Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, — тот хорошо поступает». Итак, если бы мы, во-первых, улучшили качество наших советов относительно заключения брака, мы снизили бы количество плохих браков среди христиан.

Теперь давайте рассмотрим некоторые стихи из 1-го Коринфянам 7, относящиеся непосредственно к нашему вопросу. В стихах 8-16, Павел говорит о трех различных видах людей: не состоящие в браке и вдовы; браки, в которых оба супруга являются христианами; и «смешанные» браки, в которых один супруг является христианином, а другой нет. По каждой категории нужны разные советы и утверждения. Он начинает с не состоящих в браке и вдов (стихи 8-9), и говорит, что им лучше не жениться. Однако если у них нет дара безбрачия, им было лучше жениться, чем разжигаться страстью. Этот стих нельзя рассматривать с точки зрения, что вожделения оправданны для неженатых, также его нельзя использовать и при этом его нельзя использовать, чтобы оправдывать поспешные браки. Кроме того, его нельзя использовать, чтобы оправдывать прекращение брачных отношений, в которых один из партнеров стал недееспособным (по причине плохого физического или умственного здоровья) или отсутствует (в тюрьме, например). Любое такое объяснение не согласовывалось бы со многими другими стихами. Установка, стоящая за этим советом (“настоящая нужда” из стиха 26), упомянута как практическая причина, для того, чтобы остаться неженатым. Другие были уже упомянуты во введении к этому разделу.

В стихах 10-11 обращение к женатым. Сравнение этих стихов с последующими говорит о том, «женатые» — оба ученики (обратите внимание на то, что эти стихи – являются повелениями, а не уступками, в отличие от предыдущих стихов, в которых неженатым дается право жениться, не согрешая). Павел говорит, что не он дает эти повеления, но Бог. Когда Павел говорит, что Господь повелевает об этой ситуации, он, должно быть, имеет в виду учение Бога из Матфея 5:31-32; 19:3-9; Марка 10:2-12; Луки 16:18. Поэтому эти стихи в контексте евангелия должны рассматриваться как закон соглашения (когда оба супруга имеют отношения с Богом), а не универсальный закон.

Если один из супругов хочет уйти, то оба ученика должны остаться неженатыми или примириться друг с другом. Ни одному из них не разрешается вступать в повторный брак. Несмотря на то, что здесь ясно описан идеал Бога (никакого разделения), само упоминание о разделении показывает, что Бог позволяет эту уступку, при условии, что повторного брака не будет. В некоторых редких случаях лидеры церкви, вероятно, могут посоветоваться или одобрить (хотя и без желания) продолжительное разделение между двумя женатыми учениками без применения церковной дисциплины. Утверждения Павла должны согласовываться с исключениями из Матфея 19, но в общем смысле в этом, очевидно, была насущная потребность коринфской церкви. Хотя в тексте не упоминается других причин для разделения, в некоторых особых случаях его можно было бы рекомендовать. Однако если оба супруга предположительно являются, с любым продолжающимся грехом в жизни ученика в этой ситуации необходимо иметь дело через совет, а в случае необходимости – с применением церковной дисциплины вплоть до раскаяния или отлучения от церкви. Если одного из супругов отлучают от братства или он уходит из церкви, брак переходит в категорию «верующий женат на неверующем», которую мы будем обсуждать далее.

В 1-ом Коринфянам 7:12-16 Павел обращается к “остальным”. Из контекста видно, что в этом браке один супруг – ученик, а другой — нет. Мы можем предположить, что один супруг стал христианином, и другой нет, как часто бывает сегодня. Этот отрывок нельзя рассматривать как пример женитьбы христианина на нехристианине, потому что это исключено другими отрывками, включая стих 39 этой главы. Обратите внимание, что Павел отмечает, что он, а не Бог, говорит в этой специфической ситуации. Это означает, что учение Бога, указанное выше, должно было быть применено к тем, кто в царстве. Теперь, однако, Павел, как священный апостол, делает заявление, которое стало необходимым, поскольку церковь распространилась, и особенно – в языческую культуру. В таких стихах, как Иоанна 14:26 и Иоанна 16:12-13, Иисус подготовил апостолов к очередному откровению, которое они получат для удовлетворения потребности, которые возникнут в будущем. Очевидно, ситуация в Коринфе являлась таким случаем.

Если нехристианин хочет жить с христианином, христианин должен остаться в браке. Идея желания, согласно греческому термину, рождает идею одобрения9. Необходимо отметить, что нехристианин готов принимать, что ученик продолжает оставаться верным христианином. Другими словами, нехристианин должен с желанием позволять супругу-христианину быть христианином. Нехристианин, который борется против убеждений и стиля жизни христианина, на самом деле не хочет жить с христианином. В этом случае христианин «не связан».

Очевидно, что ученик мог бы применять выражение «с желанием» неправильным образом, настаивая, чтобы в доме не было абсолютно никакой напряженности в отношении религиозных различий. Такая позиция не только не непрактична, но она не имеет под собой библейской основы. Важно помнить, что в 1-ом Петра 3:1-6 представлено продолжение указаний о том, чтобы быть покорным в ситуациях, далеких от идеала. Никакой ученик не может ожидать отсутствия напряженности, когда его или её супруг живет совершенно по другому стандарту. Но они могут ожидать, чтобы неверующий супруг, «желал» жить с ним, и он при этом будет служить Иисуса на Его условиях. Мудрость становится жизненной при попытке применить библейские принципы в трудных ситуациях с обязательным поиском множества советов от духовных лидеров.

Но очень существенная проблема в этом стихе заключается в том, чтобы понять, что означает «не связаны». Похоже, понятно, что здесь имеются в виду узы брака, и все учителя в нашем царстве согласны с этим. Если неверующий уходит, то верующий больше не связан, но если неверующий согласен жить с верующим, то верующий все еще связан. Многие толкователи чувствуют, что вынуждены согласовывать этот стих с отрывками из евангелий, в которых требуется исключать возможность развода и повторного брака. Но Павел сам проясняет этот момент, говоря, что ситуация здесь отличается от ситуации и учения в евангелиях («Бог, не я» и «я, не Бог»). Если бы имелась в виду проста разлука, указания были бы теми же самыми, что и для двух женатых христиан, как в стихах 10-11.

Павел пишет в стихе 14, что неверующий «освящен» через супруга-христианина. Это, конечно, не подразумевает, что он таким образом спасен, это просто означает, что Бог признает брак действительным, и им можно оставаться в этом браке. Если бы брак не признавался таковым, то дети, рожденные в нем были бы «не чистыми» (незаконнорожденными). Так как Павел отвечал на вопросы о браке, заданные Коринфянами (стих 1), они, очевидно, задавались вопросом, считает ли Бог законным брак христианина с не христианином. Здесь Павел говорит “да”. Возможно, они по ошибке применяли к узам брака учение, представленное во 2м Коринфянам 6:14-18.

Стих 16, наиболее вероятно, говорит о том, что христианин должен принять уход супруга и последующий за ним развод, а не пытаться удержать потерянную возможность в надежде спасти супруга. Если неверующий уходит, он демонстрирует недостаточную мягкость принимать Евангелие уже самим фактом своего ухода. Разрыв брачных отношений всегда трагичен, и христианин должен всегда делать все в пределах разумного, чтобы избежать разрыва. Ученик должен сосредоточиться на принципах 1-го Петра 3, ища наиболее правильные решения, а не пытаясь оправдать прекращение брака. Высокомерное отношение («Чтобы ни произошло, я буду приходить вечером по средам!») не согласовывается с отрывками из 1-го Коринфянам 7 и 1-го Петра 3. Если мы делаем все, что мы можем, чтобы сохранить брак, но неверующий уходит, что ж, пусть будет так, но наша совесть должна остаться чистой.

Вопрос относительно того, кто такой неверующий возникает естественным образом, когда христианин уходит из церкви. Считается ли такой ушедший неверующим в этом контексте? Да, считается. Тот, кто уходит, может, естественно, начать преследовать своего супруга, и не надо удивляться, если этот человек решит разорвать с ним отношения. Если верующий по каким-либо обстоятельствам уходит из церкви, нам нужно стремиться поддерживать с ними добрые отношения, даже если они решат возвратиться после того, как они все испортили в своей жизни, в том числе, женившись вновь. А если кто-то из них восстановится, будучи неженатым, а его прежний супруг уже заключил повторный брак? Можно ли восстановленному ученику теперь разрешить жениться на другом ученике в церкви? Эта проблема может быть вызывающей, но справедливый подход состоит в том, чтобы позволить этому человеку начать новую жизнь. Если он ушел из царства, а потом восстановился, он возвращается, имея тот же самый статус, который имел первоначально – полностью покончив с прошлым.

Заключение

Никакие другие человеческие отношения не похожи на брачные, так как они показывают отношения между Христом и его церковью (Послание Ефесянам 5:22-33). Мы должны сделать все, как лидеры, что в нашей власти, чтобы сохранить святость и постоянство брачного союза. Нашим постоянным фокусом должно быть сохранение браков, даже если нам придется израсходовать много энергии, советуясь на протяжении длительного периода времени. Бог ненавидит развод, но любит гармонию и мир. Если единство между всеми братьями и сестрами во Христе является существенным моментом, то единство между разошедшимися супругами – это еще более важная проблема. Необходимо пресечь тенденцию позволять быть несправедливости в христианских брачных отношениях, которая не может быть допущена ни в каких других отношениях в царстве. Лидеры должны выполнять данные им Богом обязательства не позволить христианам оставаться в состоянии горечи, негодования, враждебности и конфликта. С грехом нужно иметь дело и раскаиваться в нем. В некоторых чрезвычайных ситуациях (в соответствии с учением Павла в 1м Коринфянам 7:10-11) разделение супругов можно было бы допустить как уступку слабости и незрелости. Конечно, лидеры должны проявить угодную Богу мудрость, принимая такие решения.

Брак или повторный брак — не для каждого. Фактически, нам необходимо перестроить на основании Библии наше отношение к практической ценности того, чтобы остаться неженатым, в применения ко множеству различных ситуаций. Поскольку мы даем совет такого характера, необходимо учесть две вещи: 1) необходимость объяснить принципы, не давая советов по отдельно взятым ситуациям и 2) необходимость понимания, что совет является только советом. Если Павел, будучи священным апостолом, не связывал своим советом людей, мы конечно не можем считать, что наш совет должен рассматриваться, как воля Бога.

Мы должны всегда стремиться сохранить баланс между тем, чтобы не применять больше закона, чем Бог, и не стать более терпимыми, чем Он. Мы не можем связать тем, чем Он не связал, и не освободить от того, от чего Он не освободил. Понимание того, на какие уступки готов идти Бог в своем желании на узы брака, должно заставить нас избежать законнических ответов на трудные обстоятельства. Для тех учеников, которые, к сожалению, развелись (будучи учениками) без должного основания (прелюбодеяние), мы должны иметь веру, что они смогут прожить без повторного брака. Единство — единственная альтернатива, которую позволяют священные писания, но с этими учениками в этой ситуации будет Бог (1-е Коринфянам 10:13). Точно также встречающимся парам, в которой один из партнеров развелся с верующим (по любой другой причине, чем прелюбодеяние), следует расстаться.

Краткие итоги по ключевым вопросам

Авторы: Гордон Фергюсон, Энди Флеминг, Даглас Джакоби, Стив Киннард, Сэм Лэинг и Марти Вутен

Перевод: Анастасия Соколова

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *