Что написано в библии о исламе

Что написано в библии о исламе

Здравствуйте! Пожалуйста, ответьте на вопрос, касающийся ислама. Есть ли где-нибудь в Священном Писании хотя бы слово об исламе и ещё: действительно ли было вознесение пророка Магомеда на небеса?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Об исламе в священных библейских текстах ничего не сказано. Однако последователи мусульманства утверждают, что некоторые места относятся к Мухаммеду: Второзаконие 18:15-18; 33:2; 34:10; Псалом 44:4-6; Аввакум 3:3; Исаия 21:7; Матфей 3:11; Иоанн 14:16. Внимательное чтение указанных мест свидетельствует о том, что в данном случае речь идет о насильственной интерпретации Священного Писания.

Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона (Вт.33:2). Защитники ислама желают увидеть здесь три явления Бога: Моисею на Синае, на Сеире через Иисуса и у горы Фаран через Мухаммеда. Чтобы понять всю искусственность этого толкования, надо обратиться к предшествующему стиху: Вот благословение, которым Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых пред смертью своею (Вт.33:1). Далее идет вышеприведенный 2-й стих. Как видим, приведенное место содержит не пророчество, а воспоминание о чудесных проявлениях благости, премудрости и всемогущества Божия во время путешествия евреев из Египта в Обетованную землю. Вся глава от начала до конца посвящена еврейскому народу: Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ, хранимый Господом, Который есть щит, охраняющий тебя, и меч славы твоей? (Втор.33:29). Каждому из колен Израилевых дается благословение от Бога, Который прогонит врагов от лица твоего (Вт.33:27). Искусственность интерпретации видна и в том, что в тексте Второзакония говорится о Господе, шедшем с тьмами святых, а не о пророке. Мухаммеда Господом никто никогда не называл.

И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его, и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля (Вт.34:10-12). Это место мусульмане пытаются связать с Вт.18:15-18, утверждая, что предреченный пророк не мог быть израильтянином, а был Мухаммедом. Из текста стиха и его контекста совершенно ясно, что это не пророчество, а признание, сделанное писателем (вероятно, Иисусом Навином), дополнившим Второзаконие описанием смерти Моисея: от смерти вождя Израиля до времени написания этой (34-й) главы не было пророка. К этому периоду и относится слово более. Если отказаться от правильного понимания текста и принять неправильное толкование, то как быть с тем фактом, что у Израиля был пророк, как Моисей – Иисус Христос, живший до Мухаммеда.

И увидел он едущих попарно всадников на конях, всадников на ослах, всадников на верблюдах; и вслушивался он прилежно, с большим вниманием (Ис.21:7). Мусульманские комментаторы всадника на ослах считают Иисуса, а всадником на верблюдах Мухаммеда. В тексте нет ничего, что относилось бы к Мухаммеду. При чтении главы становится ясно, что здесь о бедствиях, которые постигнут Вавилон. Глава начинается словами: Пророчество о пустыне приморской (Ис.21:1). В библейские времена пустыней приморской называли Вавилон. Исследования показали, что в древности Персидский залив доходил до Вавилона. Поэтому этот город был приморским. В Ис.21:9 читаем: вот, едут люди, всадники на конях попарно. Потом он возгласил и сказал: пал, пал Вавилон (Ис.21:9).

Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф.3:11). Нас, христиан, пытаются уверить, что в этом месте говорится не об Иисусе Христе, а о Мухаммеде. Аргументация построена на том, слово за к Иисусу отнести нельзя, потому что он родился в один год с великим Пророком и Крестителем. Так может думать только тот, кто не может или не хочет понять духовный смысл великого служения Предтечи Господня. Проповедь покаяния Иоанна Крестителя теснейшим образом связана с началом общественного служения Спасителя: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему (Лк.3:4). Миссия св. Иоанна была в том, чтобы приготовить народ иудейский к проповеди Иисусом Царства Небесного. Когда св. Иоанн говорит: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его (Мар.1:7), то очевидно, что речь идет о современнике, а не о человеке, который родится 6 веков спустя. Искусственное толкование прямо противоречит тексту Евангелия от Иоанна. Когда фарисеи спросили св. Иоанна: что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк? (Ин.1:25), он ответил: я крещу в воде; но стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его (Ин.1:26-27). Слова стоит среди вас ясно указано на современника великого Предтечи.

О легендарности рассказа свидетельствует факт постепенной трансформации описания. Первые поколения мусульман считали все это видением. Однако с конца 7-го века стали появляться верования о действительности события. Первоначально под «мечетью отдаленнейшею» (аль-масджид аль-акса) понимались небеса. Но позже, когда Иерусалим начал становиться третьим (после Мекки и Медины) религиозным центром ислама, мусульманская традиция стала относить это к Иерусалиму. Нужно заметить, что в 621 году в святом граде не было еще мечети. Только в 638 году халиф Омар после 2-х летней осады вошел в Иерусалим. В 691 году в правление халифа Абд ал-Малика на Храмовой горе была построена мечеть Куббат ас-Сахра (Купол над скалой). В 705 году при халифе Аль-Валид бен Абдель Малик закончилось строительство мечети Аль-масджид аль-Акса, которую постепенно стали отождествлять с мечетью, упомянутой в 17-ой суре Корана.

Источник

Иисус и «чужие»: что говорит Библия о христианско-мусульманских отношениях

Что написано в библии о исламе. Смотреть фото Что написано в библии о исламе. Смотреть картинку Что написано в библии о исламе. Картинка про Что написано в библии о исламе. Фото Что написано в библии о исламе

Ричард Хьюджес

Враждебность по отношению к мусульманам в США выражена настолько ярко, что журнал Time заголовком одной из своих последних статей буквально вопиет: «Америка – страна исламофобии?». Но если бы 83% американцев, считающих себя христианами, всерьез относились к учению Иисуса, у известного издания просто не было бы темы для написания этой статьи.

Иисус никогда не говорил о мусульманах по одной простой причине: он жил почти за шестьсот лет до рождения ислама. Но он много говорил о «чужих».

На протяжении всего библейского текста понятие «чужой» относится к людям, стоящим вне доминирующих общественных и религиозных норм: тем, кто исповедует другие религии – «иноверцам», приходит из других стран – «чужестранцам», «странникам», или тем, кто, являясь «иным» по другим причинам, часто навлекает на себя презрение и осуждение большинства.

Исходя из этих критериев, мусульман, без сомнения, можно отнести к разряду «чужих» в современной Америке, а враждебность к мусульманам, особенно заметная в последние месяцы, лишь доказывает эту истину.

Иисус никогда не заповедовал своим последователям опасаться «чужих», ненавидеть или осуждать их – даже тех, кто исповедовал другое вероучение или считался врагом. Наоборот, он подчеркивал, что их надо принимать, любить и заботиться о них.

Что касается врагов, реальных или воображаемых, Иисус однозначно говорил:

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас».

Что касается иноверцев, евангелие от Иоанна (4:7-30) рассказывает о самаритянке, с которой беседовал Иисус. В древнем мире самаритяне исповедовали религию, близкую к иудаизму, но, по их убеждению, стоящую на ступень выше. Поэтому многие иудеи относились к самаритянам с презрением.

Неудивительно, что когда Иисус попросил у самаритянки воды, она была удивлена и спросила: «Как это Ты, иудей, просишь у меня, самаритянки, пить?»

Его ученики были потрясены уже тем, что он заговорил с женщиной, какой бы веры или народности она ни была. Но, пообещав этой женщине «живую воду», Иисус преподнес своим ученикам урок того, как надо относиться к иноверцам и чужакам.

Опять же, в мире, где нищие, прокаженные и слепые считались «чужаками», «изгоями», Иисус говорил:

«Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых …, но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых» (Евангелие от Луки 14:12-14).

Говоря о Страшном суде, Иисус обращается к праведникам:

«Я был странником и вы приняли меня» и обещает им вечную жизнь. Другим же он говорит: «Отойдите от меня, проклятые, в огонь вечный, приготовленный дьяволу и ангелам его! Потому что я… был странником, и вы не приняли меня».

В последние несколько недель в американской прессе стали преобладать истории, в которых страх и даже ненависть к мусульманам занимают центральное место.

Но есть и другие, намного более важные факты, которые заслуживают того, чтобы о них поведать всему миру.

Например, в Мемфисе, штат Теннеси, мусульмане не успели завершить строительство исламского центра до Рамадана, поэтому евангельская церковь из соседнего города Кордова, предложила помещение храма для совершения ночных молитв в период мусульманского поста.

Пастор церкви Стив Стоун (Steve Stone) в интервью местному телевидению сказал:

«Это наши соседи. Мы следуем словам Иисуса, который учил нас любить ближнего».

В Харрисбурге, штат Пенсильвания, преподобный Натан Бакстер (Nathan D. Baxter), епископ епархии Центральной Пенсильвании, обратился к местным мусульманам с пастырским посланием в связи с угрозой священника из Флориды Терри Джонса (Terry Jones) сжечь Коран.

«Пожалуйста, знайте, что мы оплакиваем подобные проявления неуважения. Вместе с другими церквями, епископская епархия Центральной Пенсильвании продолжает неизменно заботиться и поддерживать вас… Все наши общины принадлежат единой семье Всевышнего».

Будучи чернокожим, Бакстер по своему опыту знает, что значит быть «чужаком».

Эти глубоко пронизанные духом христианства слова и поступки пастора Стоуна и епископа Бакстера, являются очень важными шагами, пусть даже они сделаны на региональном уровне, но в нужном направлении: на пути преодоления антагонизма между христианами и мусульманами США.

Христианская община Соединенных Штатов в состоянии многого добиться на пути оздоровления отношений с их мусульманскими братьями и сестрами, если только она будет до конца следовать учению Иисуса и его заповедям о том, как относиться к «странникам» и «чужим» в ее рядах.

Ричард Хьюджес, профессор религии в Колледже Мессии, автор книги Christian America and the Kingdom of God («Христианская Америка и Царство Божье») (Иллинойс, 2009 год)

Источник

Что написано в библии о исламе. Смотреть фото Что написано в библии о исламе. Смотреть картинку Что написано в библии о исламе. Картинка про Что написано в библии о исламе. Фото Что написано в библии о исламе

Библия о мусульманах

Враждебность по отношению к мусульманам в США выражена настолько ярко, что журнал Time заголовком одной из своих последних статей буквально вопиет: «Америка – страна исламофобии?». Но если бы 83% американцев, считающих себя христианами, всерьез относились к учению Иисуса, у известного издания просто не было бы темы для написания этой статьи.

Иисус никогда не говорил о мусульманах по одной простой причине: он жил почти за шестьсот лет до рождения ислама. Но он много говорил о «чужих».

На протяжении всего библейского текста понятие «чужой» относится к людям, стоящим вне доминирующих общественных и религиозных норм: тем, кто исповедует другие религии – «иноверцам», приходит из других стран – «чужестранцам», «странникам», или тем, кто, являясь «иным» по другим причинам, часто навлекает на себя презрение и осуждение большинства.

Исходя из этих критериев, мусульман, без сомнения, можно отнести к разряду «чужих» в современной Америке, а враждебность к мусульманам, особенно заметная в последние месяцы, лишь доказывает эту истину.

Иисус никогда не заповедовал своим последователям опасаться «чужих», ненавидеть или осуждать их – даже тех, кто исповедовал другое вероучение или считался врагом. Наоборот, он подчеркивал, что их надо принимать, любить и заботиться о них.

Что касается врагов, реальных или воображаемых, Иисус однозначно говорил: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас».

Что касается иноверцев, евангелие от Иоанна (4:7-30) рассказывает о самаритянке, с которой беседовал Иисус.

В древнем мире самаритяне исповедовали религию, близкую к иудаизму, но, по их убеждению, стоящую на ступень выше. Поэтому многие иудеи относились к самаритянам с презрением.

Неудивительно, что когда Иисус попросил у самаритянки воды, она была удивлена и спросила: «Как это Ты, иудей, просишь у меня, самаритянки, пить?»

Его ученики были потрясены уже тем, что он заговорил с женщиной, какой бы веры или народности она ни была. Но, пообещав этой женщине «живую воду», Иисус преподнес своим ученикам урок того, как надо относиться к иноверцам и чужакам.

Опять же, в мире, где нищие, прокаженные и слепые считались «чужаками», «изгоями», Иисус говорил: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых …, но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых» (Евангелие от Луки 14:12-14).
Говоря о Страшном суде, Иисус обращается к праведникам: «Я был странником и вы приняли меня» и обещает им вечную жизнь. Другим же он говорит: «Отойдите от меня, проклятые, в огонь вечный, приготовленный дьяволу и ангелам его! Потому что я… был странником, и вы не приняли меня».

В последние несколько недель в американской прессе стали преобладать истории, в которых страх и даже ненависть к мусульманам занимают центральное место.

Но есть и другие, намного более важные факты, которые заслуживают того, чтобы о них поведать всему миру.

Например, в Мемфисе, штат Теннеси, мусульмане не успели завершить строительство исламского центра до Рамадана, поэтому евангельская церковь из соседнего города Кордова, предложила помещение храма для совершения ночных молитв в период мусульманского поста.

Пастор церкви Стив Стоун (Steve Stone) в интервью местному телевидению сказал: «Это наши соседи. Мы следуем словам Иисуса, который учил нас любить ближнего». Он бы не ошибся, если бы сказал: «Иисус учил нас любить чужаков».

В Харрисбурге, штат Пенсильвания, преподобный Натан Бакстер (Nathan D. Baxter), епископ епархии Центральной Пенсильвании, обратился к местным мусульманам с пастырским посланием в связи с угрозой священника из Флориды Терри Джонса (Terry Jones) сжечь Коран.

Бакстер написал: «Пожалуйста, знайте, что мы оплакиваем подобные проявления неуважения. Вместе с другими церквями, епископская епархия Центральной Пенсильвании продолжает неизменно заботиться и поддерживать вас… Все наши общины принадлежат единой семье Всевышнего».

Будучи чернокожим, Бакстер по своему опыту знает, что значит быть «чужаком».

Эти глубоко пронизанные духом христианства слова и поступки пастора Стоуна и епископа Бакстера, являются очень важными шагами, пусть даже они сделаны на региональном уровне, но в нужном направлении: на пути преодоления антагонизма между христианами и мусульманами США.

Христианская община Соединенных Штатов в состоянии многого добиться на пути оздоровления отношений с их мусульманскими братьями и сестрами, если только она будет до конца следовать учению Иисуса и его заповедям о том, как относиться к «странникам» и «чужакам» в ее рядах.

Ричард Хьюджес, профессор религии в Колледже Мессии, автор книги Christian America and the Kingdom of God («Христианская Америка и Царство Божье») (Иллинойс, 2009 год)

Источник

Ислам: мусульмане в пророчествах Библии

Что написано в библии о исламе. Смотреть фото Что написано в библии о исламе. Смотреть картинку Что написано в библии о исламе. Картинка про Что написано в библии о исламе. Фото Что написано в библии о исламеМусульмане представляю крупную мировую религию. Они отличаются особой верностью. Христианам есть многому чему у них поучится. К примеру, мусульмане в отличии от подавляющего числа христиан никогда не употребляют в пищу крысятину и свинину, запрещенные не в Коране, а в Библии.

Но есть одно обстоятельство, которое увело магометан на серьезный градус от истины. Последователи ислама не поверили словам великих Божьих пророков об Иисусе Христе. В частности, пророку Исаии, который передал весть от Бога о Божественности Иисуса Христа (9 глава) и о Его миссии (53 глава).

А также пророку Михею, который указал на город Вифлеем, где и должен был по слову Божьему явится Мессия. И пророку Даниилу, который провозгласил весть от Бога о точном времени появления Христа в наш мир. Игнорирование вестниками Божьими и их вестью лишило мусульман возможности решить проблему своих грехов.

Иисус Христос является не просто великим Учителем и Пророком, Он — Божий Сын, пришедший в наш мир, чтобы искупить людей. Кто поверит Божьим пророкам, свидетельствующим о Христе, и поверит в Него, исповедуя перед Ним все свои грехи, тот получит прощение, очищение, и, в конечном итоге, жизнь вечную в Царствии Божьем.

Итак, что пророчества Библии повествуют о мусульманстве. В девятой главе Откровения пятая труба исполнена арабами (сарацинами) под предводительством Магомета и его последователями. Трубы изображают собой стенания. Человечество все бо­лее отходит от Бога и испытания будут более суровыми, до тех пор, пока под последней трубой Иисус примет правле­ние в Свои руки и принесет всеобщее возмездие.

Относительно никакой другой части Откровения не ца­рит такого единогласия между толкователями, как относи­тельно применения пятой и шестой трубы к сарацинам и туркам. «Звезда павшая на землю» в Откр. 9:1 — Магомет. Это звезда подобная тем, которые были сброшены с неба (Откр. 12:4,7,8).

Эта звезда, вышедшая из бездны, называется Магоме­том. Магомет родился в Мекке в 570 году нашей эры. В Коране говорится о нем, что он получил ключ от Бога, Библия же сообщила за 504 года до этого, что это был ключ бездны. Апостолы у Магомета были разбойники, которых вы­гнала из пустыни их фанатичная ярость.

Саранча в Откр. 9:3 — самый подходящий символ для арабов, — пришла из Аравии. Они пришли, опустошая все по дороге, возвещая их новое учение. Побуждаемые жаждой наживы и духом своего вероучения, они предались грабежу и наси­лию. Под саранчей подразумеваются стаи всадников, так как каждый араб с малых лет ездит верхом.

Как понимать выражение «власть, какую имеют скор­пионы» в последней части Откр. 9:3? Тонкое чувство чести, играет в ссорах арабов ядовитую роль. Неприличное действие, обидное слово, может быть удовлетворено только кровью обидчика и при этом они об­ладают таким спокойным упорством, что целые месяцы, да­же целые годы могут выжидать случая для своей мести.

В четвертом стихе видим, кого должны были наказывать сарацины или ара­бы. Выдержка из приказа Абубекра: «Когда вы будете сражаться за бога, не уничтожайте пальмовых деревьев. В походе вы встретите другой вид людей, стригущих свою го­лову — ксендзов. Тем вы должны разрубить череп и не да­вать им пощады, пока они не признают учения Магоме­та. Около 800 года насчитывалось около 1000 христианских церквей, превращенных в развалины. А другие тысячи церквей были превращены в мечети».

«И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих» (Откр. 9:4). Что обозначает печать Божия? Печать Божия — Его закон (Исх. 32:16), в особенном смысле соблюдение субботнего дня (Иез. 20:12).

Внешним знаком Божьей печати является соблюдение десяти заповедей Божьих, особенно четвертой заповеди, но внутренним признаком является новое творение в Иисусе Христе перерожденная и освященная жизнь, плод послу­шания, любви, верности, поклонения Творцу и Спасите­лю, — одним словом жизнью, полностью поставленной под контроль и руководство Святого Духа. Те, которые принимают печать живого Бога и будут за­щищены во время скорби, должны полностью отразить в се­бе образ Господа Иисуса.

Что обозначает дым из кладязя бездны в Откр. 9:2? Ложное учение ислама, которое и в наши дни насчиты­вает около миллиарда последователей, которые закованы в цепи сатаны, было в течение веков жестоким бичом для цивилизованного человечества. Свойства дыма: затемняет свет, вредно действует на глаза вместе с угаром способствует смерти. Такие и еще бо­лее ядовитые действия учения Магомета.

Ислам — преданность Богу. Монотеистическая рели­гия, провозглашенная в седьмом веке Магометом и изло­женная в Коране. Основные требования: вера в единого Бога — Аллаха и в Магомета, как его пророка, вера в бо­жеское предопределение, в загробную жизнь, воскресение мертвых и в воздаяние за добрые и злые дела в раю и в аду.

Божественность Христа как Сына Божия решительно от­вергается. Многоженство допускается. Верующим вме­нялось в обязанность распространять свою религию посред­ством меча. Ислам с необычайной быстротой распростра­нился в Азии и в Африке.

Действительно «дым» — в религии мусульман сме­шаны понятия христианства, иудейства и язычества. На­считывается 250 пророков, среди которых шесть главных: Авраам, Ной, Моисей, Даниил, Христос и Магомет. Чтобы никто не переходил в другую веру,— буквально применяет­ся текст Матф. 18,6

Сколько времени арабы мучили христиан? (Откр. 9:5,6,10). Пять месяцев — 150 лет (см. Иез. 4:6, Числа 14:33,34). «Сарацины или арабы впоследствии образовали великое государство, во главе которого стоял Оттоман или Осман. Это произошло 27 июля 1299 года. С этого времени следует считать пророческие пять месяцев мучения до 27 июля 1449 года. За это время Восточно-Римская империя, в кото­рой население состояло из павшей христианской церкви, сильно страдало» (Т. Т. Бабиенко).

Отметьте точность описания этих завоевателей в Откр. 9:7—9. «Лица их, как лица человеческие» — они носили бо­роды. Волосы у них, как «волосы у женщин» — у них были длинные волосы. Они носили венцы, как бы золотые — эти величественные воины носили бриллиантовые головные уборы или тюрбаны. «Их зубы как зубы львов» — это были бесстрашные люди. «По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну» — арабский скакун все еще является символом высокого качества среди наездни­ков, в то время как искусство верховой езды, это искусство араба.

«Брони железные» — панцири арабов. Панцырь во времена Магомета был в употреблении у арабов. В битве при горе Огод — второй войне Магомета с Корейшем Меккским в 624 году 600 человек были облечены в панцыри.

В Откр. 9:11 написано, кто фактически является главой мусульман. Ангел бездны называется губителем. Это характеризует мусульманское руководство, начиная от злополучного Ма­гомета до турецких султанов, которые шли одной и той же линией. Вопреки Христу Спасителю мира, турки отвергли Христа Спасителя и избрали себе в царя губителя мира дьявола.

Бог любит мусульман. Иисус Христос умер на кресте за них. Последователям ислама нужно просто внимательно исследовать весть, посланную Богом через пророков, и увидеть в Сыне Божьем Иисусе Христе исполнение пророчеств о Мессии, Который должен был придти, чтобы искупить человечество от их грехов, и Который вскоре снова придет в великой славе со святыми Своими ангелами, чтобы забрать искупленных на Небеса.

Источник

Пророчествовал ли Христос о пришествии пророка ислама Мухаммада

Уте­ши­тель же, Дух Святый, Кото­рого пошлет Отец во имя
Мое, научит вас всему и напом­нит вам все, что Я гово­рил вам.
Ин.14:26

Изучая Коран, можно столк­нуться со сти­хами, кото­рые, на первый взгляд, сви­де­тель­ствуют о поло­жи­тель­ном отно­ше­нии к Библии:

Ска­жите вы:
«Мы верим в Гос­пода и откро­ве­ние Его,
Что было нам нис­по­слано и Ибра­химу,
И Исма­илу, и Исхаку, и Йакубу 3,
И всем две­на­дцати изра­иль­ским коле­нам;
И то, что Мусе Бог послал,
И то, что даро­вал Он Исе,
И что другим про­ро­кам сни­зо­шло –
Меж ними мы не делаем раз­ли­чий,
И лишь еди­ному Ему мы пре­да­емся (Сура. 2.136; 3.84).

Он тот, кто Книгу в истине тебе послал
В знак под­твер­жде­ния нис­по­слан­ного прежде.
И до нее Он в руко­вод­ство людям нис­по­слал Закон (Тора),
(За ним) Еван­ге­лие (с Исой)… (Сура.3.3).

Мы дали Мусе Книгу (откро­ве­ний),
И вслед за ним отпра­вили других про­ро­ков;
Мы дали Исе (Иисусу), сыну Марйам, зна­ме­нья ясные,
И Дух Святой для укреп­ле­ния его» (Сура. 2.87).

Как видим, Коран при­знает вет­хо­за­вет­ных про­ро­ков: Авра­ама, Моисея, Исаака и т.д., при­чис­ляя к про­ро­кам и Иисуса (Ису). Более того, в Коране не только при­зна­ется, что Библия явля­ется Бого­вдох­но­вен­ной книгой, но и утвер­жда­ется, что те, кто отвер­гает Божие Откро­ве­ние, «урон тяже­лый поне­сут»:

Те, для кото­рых Мы послали Книгу,
Читают ее чте­нием достой­ным –
Они есть те, кто верует в нее.
Но те, кто истину, что в ней, отверг­нет,
Урон тяже­лый поне­сут (Сура. 2.121).

Учи­ты­вая, что мусуль­мане при­знают Бого­от­кро­вен­ность Библии и запре­щают отвер­гать Откро­ве­ния, данные Богом, попы­та­емся разо­браться, иска­жен ли текст совре­мен­ной Библии по срав­не­нию с ее ори­ги­на­лами. Текст Вет­хого Завета нами рас­смат­ри­ваться не будет, так как основ­ной для рас­кры­тия постав­лен­ного в статье вопроса фраг­мент Библии поза­им­ство­ван из Нового Завета. Но, говоря о Ветхом Завете, нам хоте­лось бы обра­тить вни­ма­ние чита­те­лей на его тек­сто­ло­ги­че­скую сохран­ность, кото­рая поис­тине уни­кальна, что под­твер­ждают и находки в районе Мерт­вого моря. Сверка обна­ру­жен­ных древ­них биб­лей­ских руко­пи­сей с совре­мен­ными изда­ни­ями Библии пока­зала их тож­де­ствен­ность 4. О Новом же Завете имеет смысл пого­во­рить попо­дроб­нее.

В древ­но­сти ново­за­вет­ные руко­писи нано­си­лись, в основ­ном, на пер­га­мент, кото­рый изго­тов­лялся из кожи круп­ного рога­того скота, овец, коз, анти­лоп и т.д. Также для руко­пи­сей исполь­зо­вался папи­рус, изго­тов­ляв­шийся из трост­ника. Древ­ние книги, в основ­ном, дела­лись в форме свит­ков, длина сред­него свитка состав­ляла при­мерно десять метров, хотя встре­ча­лись и боль­шие и мень­шие по длине свитки. Чем длин­нее был свиток, тем слож­нее с ним было рабо­тать, поэтому древ­ние авторы ста­ра­лись не объ­еди­нять в одном свитке несколько книг, так как это зна­чи­тельно услож­няло их исполь­зо­ва­ние.

В начале вто­рого века в Церкви начи­нают активно исполь­зо­вать так назы­ва­е­мые кодексы. Кодекс состоял из сшитых вместе листов папи­руса. Эти кодексы по форме напо­ми­нают наши совре­мен­ные книги. Поль­зо­ваться кодек­сами было несрав­ненно удоб­нее, чем свит­ками, поэтому посте­пенно они ста­но­вятся глав­ной формой книг, в том числе и ново­за­вет­ных. Самый древ­ний фраг­мент Нового Завета, сохра­нив­шийся до наших дней, это фраг­мент Еван­ге­лия от Марка (6:52–53): ряд ученых дати­рует этот фраг­мент 45–50 годами от Р.Х. Наи­бо­лее полный список ново­за­вет­ных книг, име­ю­щихся в рас­по­ря­же­нии совре­мен­ных иссле­до­ва­те­лей Нового Завета, дати­ру­ется концом вто­рого века 5.

Тек­сто­логи, опре­де­ляя аутен­тич­ность текста Нового Завета, поль­зу­ются сле­ду­ю­щими источ­ни­ками: гре­че­ские руко­писи, древ­ние пере­воды на другие языки, ново­за­вет­ные цитаты ран­не­хри­сти­ан­ских писа­те­лей. На сего­дняш­ний день науке известны не менее пяти тысяч гре­че­ских руко­пи­сей Нового Завета6. Име­ются пере­воды фак­ти­че­ски на все языки древ­него мира 7, по ново­за­вет­ным цита­там ран­не­хри­сти­ан­ских авто­ров можно собрать весь Новый Завет 8. В древ­но­сти книги писа­лись от руки, есте­ственно, пере­пис­чики допус­кали ошибки. Но, учи­ты­вая поис­тине гигант­ский мате­риал, по кото­рому можно про­ве­рить точ­ность руко­пи­сей, ученые высчи­тали про­цент погреш­но­сти Нового Завета и пришли к выводу, что чистота текста рав­ня­ется 98,33 % 9.

Какие общие выводы можно сде­лать из всего выше­ска­зан­ного? Текст совре­мен­ного Нового Завета (име­ется в виду сохра­нив­шийся до наших дней древ­не­гре­че­ский текст, а любой серьез­ный пере­вод Нового Завета на любой совре­мен­ный язык всегда осу­ществ­ля­ется с древ­не­гре­че­ских ори­ги­на­лов), фак­ти­че­ски аутен­ти­чен древ­нему. Попытки дока­зать истин­ность или неистин­ность тех или иных фраг­мен­тов Нового Завета должны быть под­креп­лены не идео­ло­ги­че­скими вос­кли­ца­ни­ями, а древними руко­пи­сями. Иначе любые обви­не­ния в иска­же­нии Нового Завета явля­ются всего лишь домыс­лами. После неболь­шого экс­курса в тек­сто­ло­гию Нового Завета позна­ко­мимся с про­ис­хож­де­нием Корана.

Объем Корана 10 при­мерно соот­вет­ствует объему Нового Завета. Коран состав­лялся одним чело­ве­ком, Мухам­ма­дом, на про­тя­же­нии два­дцати трех лет его жизни. При этом нужно заме­тить, что при жизни Мухам­мада Коран не систе­ма­ти­зи­ро­вался, систе­ма­ти­за­ция была осу­ществ­лена уже после его смерти. При жизни Мухам­мада его после­до­ва­тели запи­сы­вали Коран на раз­лич­ных мате­ри­а­лах: на кусках дерева, плос­ких камнях, паль­мо­вых листах, многое из того, что вошло в Коран, пред­став­ляет собой рекон­струк­цию вос­по­ми­на­ний после­до­ва­те­лей Мухам­мада, неко­то­рые стихи вошли в Коран по памяти одного чело­века.

Мусуль­ман­ское пре­да­ние утвер­ждает, что при жизни Мухам­мада весь текст Корана цели­ком был изве­стен только четы­рем его после­до­ва­те­лям, среди кото­рых был Зейд ибн Табит, кото­рый в даль­ней­шем и соста­вил име­ю­щийся на сего­дняш­ний день у мусуль­ман текст Корана. Хотя, судя по всему, с уче­нием Мухам­мада было зна­комо намного боль­шее коли­че­ство людей. После смерти Мухам­мада текст Корана начал систе­ма­ти­зи­ро­ваться не сразу, к моменту его фак­ти­че­ского состав­ле­ния зна­чи­тель­ная часть мусуль­ман, слы­шав­ших Коран от самого Мухам­мада, уже умерла. Ново­об­ра­щен­ные мусуль­мане уже не имели воз­мож­но­сти про­ве­рить аутен­тич­ность Корана, опи­ра­ясь на личное зна­ком­ство с Мухам­ма­дом, поэтому им при­хо­ди­лось верить на слово своим учи­те­лям.

Текст Корана был состав­лен по при­казу халифа Османа (644–656 гг. от Р.Х.) через две­на­дцать лет после смерти Мухам­мада. Какими моти­вами руко­вод­ство­вался Осман? Дело в том, что Зейд не был един­ствен­ным систе­ма­ти­за­то­ром Корана, были и другие мусуль­мане, кото­рые пред­при­няли систе­ма­ти­за­цию. Напри­мер, до Зейда, еще при Мухам­маде, Коран систе­ма­ти­зи­ро­вал один из лучших чтецов Корана, Салим. Суще­ство­вал текст Корана, состав­лен­ный бли­жай­шим подвиж­ни­ком Мухам­мада, АбдАл­ла­хом ибн Масу­дом. Суще­ство­ва­ние разных версий Корана создало пред­по­сылки к раз­де­ле­нию ислама на ряд враж­ду­ю­щих между собой сект и поста­вило под вопрос власть самого халифа Османа. Тогда Осман при­ка­зы­вает Зейду соста­вить Коран, а все иные его версии уни­что­жить. Есть сви­де­тель­ства о том, что многие отрывки Корана из-за смерти бли­жай­ших спо­движ­ни­ков Мухам­мада было уте­ряны: «Многие (отрывки) Корана, нис­по­слан­ные свыше, были известны тем, кто умер в день Йамама 11,… но они были неиз­вестны (тем, кто) выжил, они не были запи­саны…» 12. Из этой исто­рии сле­дует, что, прежде всего, нет ника­ких осно­ва­ний счи­тать име­ю­щийся сего­дня текст Корана пол­но­стью аутен­тич­ным словам, про­из­не­сен­ным Мухам­ма­дом. В про­тив­ном случае зачем же было уни­что­жать иные версии Корана при Османе?

Судя по всему, версии Корана имели много раз­но­чте­ний, но в отли­чие от хри­стиан, кото­рые бере­гут древ­ние руко­писи, даже если нахо­дят в них раз­но­чте­ния, мусуль­мане посту­пили проще, уни­что­жив все древ­ние руко­писи, не соот­вет­ство­вав­шие един­ственно «пра­виль­ной», т.е. состав­лен­ной Зейдом. Утвер­жде­ние мусуль­ман о том, что име­ю­щийся у них Коран явля­ется руко­пи­сью, данной напря­мую Богом, по мень­шей мере, спорно: «Пусть никто из вас не гово­рит: «Я полу­чил весь Коран». Откуда он может знать, что это весь Коран, когда зна­чи­тель­ная его часть исчезла? Пусть лучше он скажет: «Я полу­чил то, что сохра­ни­лось»» 13. Кроме того факта, что после смерти Мухам­мада было несколько Кора­нов, иссле­до­ва­ние самого текста данной книги пока­зы­вает, что Коран имеет много заим­ство­ва­ний из иудей­ских, хри­сти­ан­ских, зоро­астрий­ских и буд­дий­ских источ­ни­ков 14. При этом заим­ство­ва­ния явно носят иска­жен­ный харак­тер, что странно: трудно пред­по­ло­жить, что Бог забыл то, что давал раньше, но легко пред­по­ло­жить, что Мухам­мад просто пере­ска­зы­вал в Коране то, что слышал от других. Есте­ственно, его знания о других рели­гиях носили поверх­ност­ный харак­тер, отсюда и иска­же­ния, обна­ру­жи­ва­е­мые в Коране при пере­ска­зах сюже­тов, поза­им­ство­ван­ных из других рели­гий. В наше время фак­ти­че­ски нет руко­пи­сей Корана, кото­рые были бы напи­саны ранее 150г. после смерти Мухам­мада. Этот факт очень при­ме­ча­те­лен, осо­бенно если срав­нить сохран­ность руко­пи­сей Корана с сохран­но­стью руко­пи­сей Нового Завета. И это притом, что хри­сти­ан­ство древ­нее ислама и в первые века своего суще­ство­ва­ния было окру­жено враж­деб­ной язы­че­ской обста­нов­кой. Мусуль­мане же не смогли убе­речь Коран, даже имея соб­ствен­ное госу­дар­ство.

Могут ли хри­сти­ане, с точки зрения мусуль­ман, спа­стись? Коран гово­рит по этому поводу сле­ду­ю­щее:

Тех, кто уве­ро­вал (в Коран),
И тех, кто сле­дует иуда­изму,
И наза­ряне (хри­сти­ане), и сабеи 15,
Всех, кто уверил в Гос­пода и в Судный день
И (на земле) творит добро,
Ждет (щедрая) награда у Аллаха.
На них не ляжет страх,
Печаль не отяг­чит (Сура.2.62).

Следуя логике выше­при­ве­ден­ного стиха, сле­дует, что хри­сти­ане спа­сутся. Однако далее читаем:

Тобой не будут нико­гда довольны
Ни иудеи, ни хри­сти­ане,
Пока ты не после­ду­ешь их вере.
Скажи: «Путь пра­вед­ный поис­тине лишь тот,
Что всем нам Гос­по­дом указан».
Но если ты пой­дешь доро­гой их стра­стей,
Уже постиг­нув истин­ное знанье,
Тебе у Бога не найти
Ни покро­ви­тель­ства и ни защиты (Сура. 2.120).

И гово­рят они: «Вы будьте иудеи или хри­сти­ане,
Тогда пой­дете пра­вед­ной стезей».
Скажи им: «Нет!
(После­дуем) мы вере Ибра­хима – вер­ного (Ханифа),
Кто к Богу нико­гда других божеств не измыш­лял» (Сура.2.135).

Как видим, отно­ше­ние к хри­сти­а­нам уже иное. Далее Коран при­го­ва­ри­вает хри­стиан к адским муче­ниям:

Но мно­го­бож­ники
И те из обла­да­те­лей Писа­ния (Библии. – В.П.) (свя­того),
Кото­рые отвергли веру (ислам. – В.П.),
Гореть навечно будут в адовом Огне, –
Они – сквер­ней­шие из всех созда­ний Бога! (Сура. 98.6).

Логика мусуль­ман проста: истин­ные хри­сти­ане – это мусуль­мане. Хри­сти­а­нин, отвер­га­ю­щий Коран, не явля­ется истин­ным хри­сти­а­ни­ном. Мусуль­мане ставят хри­стиан в слож­ное поло­же­ние: с одной сто­роны, они при­зы­вают хри­стиан сле­до­вать Библии и грозят им карами, если они этого не сде­лают (см.: Сура.3.3; 2.136; 3.84), но тут же угро­жают, если следуя этому совету, хри­сти­ане отверг­нут Коран. При­знав Коран, хри­сти­ане будут вынуж­дены отка­заться от Библии, конечно мусуль­мане могут заявить, что Библия иска­жена, но в этом случае хоте­лось бы узнать, какие кон­кретно фраг­менты под­верг­лись иска­же­ниям и на чем осно­вано такое заяв­ле­ние? Объ­яс­не­ние напо­до­бие сле­ду­ю­щего: Библия иска­жена, потому что не соот­вет­ствует Корану, серьез­ным аргу­мен­том назвать нельзя. В ответ можно воз­ра­зить, что Коран не явля­ется Откро­ве­нием Божиим, потому что не соот­вет­ствует Библии. В резуль­тате такой аргу­мен­та­ции ничего достиг­нуть нельзя. Если Библия иска­жена, то почему мусуль­мане ищут в ней под­твер­жде­ния про­ро­че­ского ста­туса Мухам­мада? Не логич­нее ли в таком случае было бы вообще забыть о Библии? В общем, мусуль­мане, фор­мально при­зна­вая истин­ность хри­сти­ан­ства и Библии, на прак­тике не при­знают за ними права на спа­си­тель­ность. Такая двой­ствен­ность, на взгляд автора, ни к чему хоро­шему при­ве­сти не может, так как вос­пи­ты­вает в мусуль­ма­нах лице­ме­рие. Ста­но­вится даже жаль мусуль­ман, постав­лен­ных Кора­ном в неле­пое поло­же­ние. Если бы он изна­чально заявил о лож­но­сти Библии, отри­нул биб­лей­ских про­ро­ков и Христа, то все было бы проще. Но Коран при­знает даже Бого­от­кро­вен­ность Библии, а это создает для мусуль­ман ряд про­блем. Если они при­знают текст Библии, это будет озна­чать, что Коран ложен, Мухам­мад не был про­ро­ком, сам же ислам – лже­ре­ли­гия, если заявят, что ложна Библия, встает вопрос об осно­ва­ниях таких заяв­ле­ний, ска­зать, что Библия ложна изна­чально, мусуль­мане не могут, так как Коран учит иначе, поэтому при­хо­дится утвер­ждать, что хри­сти­ане впо­след­ствии извра­тили Библию, но биб­лей­ская тек­сто­ло­гия очень раз­ви­тая наука, и име­ю­щи­еся в нали­чии древ­ние руко­писи это заяв­ле­ние опро­вер­гают. Таким обра­зом, мусуль­мане вынуж­дены поль­зо­ваться идео­ло­ги­че­ским при­е­мом: мы правы, потому что мы правы! Более серьез­ных аргу­мен­тов у них нет – поис­тине, такое поло­же­ние мусуль­ман, кроме жало­сти к ним, ничего не вызы­вает. Ну а теперь вер­немся к глав­ному вопросу нашей статьи: можно ли пред­ска­за­ние Иисуса о при­ше­ствии Уте­ши­теля отне­сти к Мухам­маду?

В несколь­ких словах суть про­блемы сво­дится к сле­ду­ю­щему. Мусуль­мане стре­мятся найти пред­ска­за­ние из Нового Завета, кото­рое можно было бы отне­сти к при­ше­ствию их «про­рока» Мухам­мада. В Новом Завете много гово­рится о лже­про­ро­ках, кото­рые придут после Христа: «…и многие лже­про­роки вос­ста­нут, и пре­льстят многих» ( Мф. 24:11 ), но там ничего не ска­зано о при­ходе про­рока Мухам­мада до вто­рого при­ше­ствия Христа, конечно, если сле­до­вать тексту Нового Завета! И тогда ислам­ские апо­ло­геты, чтобы под­твер­дить «про­ро­че­ский» статус Мухам­мада, опи­ра­ясь на Новый Завет, при­бе­гают к гру­бому обману своих после­до­ва­те­лей. Каким обра­зом? Исполь­зуя сле­ду­ю­щий стих Корана:

И вспом­ните, как Иса, сын Марйам, сказал:

«Сыны Исра­ила!
Я к вам послан­ник от Аллаха,
Чтоб истину Закона (Тора) утвер­дить,
Нис­по­слан­ного вам до моего при­хода,
И сооб­щить вам бла­гост­ную весть,
Что вслед за мной придет послан­ник Бога,
Имя кото­рому Ахмад (Сура.61.6).

Итак, мусуль­мане не при­знают за хри­сти­а­нами права оста­ваться хри­сти­а­нами по той про­стой при­чине, что хри­сти­ан­ство и ислам несов­ме­стимы. При­зна­ние авто­ри­тета Библии мусуль­ма­нами авто­ма­ти­че­ски делает Коран лже­от­кро­ве­нием, именно поэтому мусуль­мане фор­мально декла­ри­руют ува­же­ние к Библии, в реаль­но­сти отвер­гая то, чему она учит. Про­ро­че­ство о Парак­лите не может быть отне­сено к Мухам­маду, так как для этого нет ника­ких серьез­ных осно­ва­ний. Опи­ра­ясь на Новый Завет, Мухам­маду можно при­сво­ить лишь звание лже­про­рока, так как до Вто­рого При­ше­ствия Христа ника­ких иных про­ро­ков, согласно Новому Завету, не будет. Осо­зна­вая, что вывод статьи не понра­вится мусуль­ма­нам, автор, тем не менее, не может обма­ны­вать чита­те­лей и гово­рить то, что про­ти­во­ре­чило бы при­ве­ден­ным выше фактам. Оста­ется наде­яться, что среди мусуль­ман есть люди, кото­рые честно при­знают тот факт, что Коран с Биб­лией несов­ме­стимы и зай­мутся их сопо­став­ле­нием. Под­черк­нем, что статья при­зы­вает не к оче­ред­ному идео­ло­ги­че­скому спору, а к иссле­до­ва­нию основ хри­сти­ан­ства и ислама.

При­ме­ча­ния:

1. Коран. Пере­вод смыс­лов. М., 1991.
2. По сути, рас­смат­ри­ва­е­мый в статье вопрос стал уже клас­си­че­ским в поле­мике с апо­ло­ге­тами ислама. См., напр., Гай­слер Норман Л. Энцик­ло­пе­дия хри­сти­ан­ской апо­ло­ге­тики. СПб., Библия для всех. 2004. С. 594.
3. Ибра­хим – Авраам, Исхак – Исаак, Муса – Моисей, Йакуб – Иаков, Иса – Иисуc.
4. Учи­ты­вая поис­тине гигант­ское коли­че­ство иссле­до­ва­тель­ских работ, посвя­щен­ных данной теме, всех инте­ре­су­ю­щихся подроб­но­стями автор отсы­лает к иссле­до­ва­ниям ученых. Напри­мер, см.: Кеннет Х. Свитки Мерт­вого моря. Ростов-на-Дону. ФеникС. 2005; Вайн­грин Д. Вве­де­ние в тек­сто­ло­гию Вет­хого Завета. М., Биб­лей­ский бого­слов­ский инсти­тут. 2002; Тов Э. Тек­сто­ло­гия Вет­хого Завета. М., Биб­лей­ский бого­слов­ский инсти­тут. 2001.
5. Мецгер Б.М. Канон Нового Завета. Про­ис­хож­де­ние, раз­ви­тие, зна­че­ние. М., Биб­лей­ски бого­слов­ский инсти­тут. 1998. С. 188.
6. См.: Тек­сто­ло­гия Нового Завета. Руко­пис­ная тра­ди­ция, воз­ник­но­ве­ние иска­же­ний и рекон­струк­ция ори­ги­нала. М., Биб­лей­ский бого­слов­ский инсти­тут. 1996.
7. Мецгер Б.М. Ранние пере­воды Нового Завета. Их источ­ники, пере­дача, огра­ни­че­ния. М., Биб­лей­ский бого­слов­ский инсти­тут. 2004.
8. См.: Тек­сто­ло­гия Нового Завета. Руко­пис­ная тра­ди­ция, воз­ник­но­ве­ние иска­же­ний и рекон­струк­ция ори­ги­нала. М., Биб­лей­ский бого­слов­ский инсти­тут. 1996.
9. Гай­слер Норман Л. Энцик­ло­пе­дия хри­сти­ан­ской апо­ло­ге­тики. СПб., Библия для всех. 2004. С. 639.
10. Инфор­ма­ция о Коране поза­им­ство­вана из книги Гил­крист Д. Коран – свя­щен­ная книга мусуль­ман. Казань. Заман. 2002.
11. Име­ется в виду битва при Иамама, в кото­рой погибло боль­шое коли­че­ство мусуль­ман, слы­шав­ших Коран от самого Мухам­мада.
12. Ибн Аби Дауд, Китаб ал-Маса­хиф, С. 23. / Гил­крист Д. Коран – свя­щен­ная книга мусуль­ман. Казань. Заман. 2002. С. 219.
13. Ас-Суйти, Ал-Иткан, С. 524. / Гил­крист Д. Коран – свя­щен­ная книга мусуль­ман. Казань. Заман. 2002. С. 250.
14. См.: Гил­крист Д. Коран – свя­щен­ная книга мусуль­ман. Казань. Заман. 2002.
15. Здесь Вале­рия Поро­хова дает такой ком­мен­та­рий: Сабеи – это «племя в Нижней Месо­по­та­мии, назы­ва­е­мые Хри­сти­а­нами св. Ионы; их писа­ние (Джинза) дано на ара­мей­ском диа­лекте».
16. Веро­ятно, мусуль­мане счи­тают, что знание араб­ского языка очень спо­соб­ствует знанию древ­не­гре­че­ского. Мнение же неис­лам­ских спе­ци­а­ли­стов по древ­не­гре­че­скому языку мусуль­ман, судя по всему, не вол­нует.
17. См.: Ахмад Дидат. Сбор­ник лекций.
18. Вей­сман А.Д. Гре­че­ско-рус­ский сло­варь. М., 1991. С. 940.
19. Там же. С. 982.
20. Лучше бы они поза­бо­ти­лись о сохра­не­нии соб­ствен­ных древ­них руко­пи­сей, а не уни­что­жали их, как это сделал Осман.
21. Новый Завет на гре­че­ском языке с под­строч­ным пере­во­дом. СПб, 2003. С. 602.
22. Мартин У. Цар­ство куль­тов. СПб., ЛогоС. 1992. С. 274
23. Сахаджа-йога. Советы и реко­мен­да­ции иска­те­лям истины. ТО «Нир­мала». 2000. С. 31.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *