Что написано в библии о дружбе
Что написано в библии о дружбе
Что такое настоящая дружба согласно Библии?
Господь Иисус Христос дал нам определение истинной дружбы: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Иоанна 15:13-15). Иисус является лучшим примером истинного друга, ибо Он отдал Свою жизнь за Своих «друзей». Любой человек может стать Его другом, уповая на Него как своего личного Спасителя, родившись свыше и получив в Нем новую жизнь.
Книга Притчи также является хорошим источником мудрости относительно друзей. «Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья» (Притчи 17:17). «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат» (Притчи 18:25). Но дело вот в чем – чтобы иметь друга, ты сам должен стать другом. «Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего» (Притчи 27:6). «Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего» (Притчи 27:17).
Принцип дружбы мы также находим в книге пророка Амоса: «Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?» (Амоса 3:3). Друзья являются единомышленниками. Друг – это тот, кому вы можете полностью довериться. Друг – это тот, кого вы уважаете, и кто уважает вас, основываясь не на заслугах, а на сходстве ума.
И, наконец, реальное определение истинного друга исходит от апостола Павла: «Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Римлянам 5:7-8). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанна 15:13). Вот это – настоящая дружба!
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
ДРУЖБА (FRIENDSHIP)
Многие стороны библейских образов дружбы выглядят вполне традиционными для древних культур в целом. Общепринятыми, например, в античности считались правила, что друзья должны, во-первых, быть равными по положению, иметь сходные интересы и склад характера, во-вторых, разделять трапезы и проводить время вместе и, в-третьих, быть добродетельными. Эти мотивы, хотя и не выраженные в достаточной мере определенно, присутствуют и в библейских образах дружбы. Один из псалмопевцев, например, говорит о друге, «на которого я полагался, который ел хлеб мой» ( Пс. 40:10 ), а другой псалмопевец обращается к человеку, «который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой, с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий» ( Пс. 54:14–15 ).
Как в античной традиции в целом, так и в библейской друг был поддержкой и советником. Например: «Друг любит во всякое время» ( Притч. 17:17 ), – то есть даже в трудные времена. Или: «Искренни укоризны от любящего» ( Притч. 27:6 ) и «сладок всякому друг сердечным советом своим» ( Притч. 27:9 ). Но, как и в античной культуре, библейские авторы отдавали себе отчет в существовании ложных друзей, дававших плохие советы или даже предававших, таких как «утешители» Иова или Иуда, которого Иисус назвал «другом» ( Мф. 26:50 ; см. также 2Цар. 13:3 ; Пс. 40:10, 54:13–15 ; Иер. 38:22 ; Плч. 1:2 ; Мих. 7:5 ). Ученики, отошедшие от Иисуса, и Петр, отрекшийся от Него, тоже подпадают под категорию друзей, оказавшихся неверными в кризисной ситуации.
В античной традиции особо подчеркивалась дружба между мужчинами, и намеки на возвеличивание мужской дружбы мы видим и в Библии. В плаче по Ионафану Давид заявил, что дружба с Ионафаном значила для него больше, чем отношения с любой женщиной в его жизни: «Любовь твоя была для меня превыше любви женской» ( 2Цар. 1:26 ). Наиболее известная в Новом Завете группа друзей – Иисус и Его ученики – также состояла из мужчин. Такая возвышенная нравственная позиция, как готовность умереть за друга, нашедшая выражение в различных античных произведениях на примере образов Дамона и Пифия или Ореста и Пилада, перекликается с учением Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15:13 ; см. также 2Цар. 16:16–17 ; 1Пар. 27:33 ).
Дружба с Богом. Чем же тогда отличается библейский образ дружбы? Аристотель полагал, что между богом и человеком дружбы быть не может, точно так же, как не может быть дружбы между человеком и его рабом или орудием труда, поскольку они различны по природе. Но Библия решительно отвергает мирской взгляд на этот вопрос. Трудно представить себе нечто более неестественное и непонятное для языческого восприятия, чем мысль о готовности Бога, сотворившего мир из ничего, стать другом смертных, жизнь которых держится только на дыхании. Весь план спасения основывался на установлении дружбы посредством принятия Богом человеческого облика, чтобы люди, в свою очередь, могли уподобиться Ему, превратив врагов в друзей ( Флп. 2:5–8 ; Евр. 2:17 ; 1Ин. 3:2 ). Наивысшей точки этот мотив достигает в заявлении Иисуса ученикам: «Я уже не называю вас рабами. но Я назвал вас друзьями» ( Ин. 15:15 ). Дружба с Богом не ограничивается выражением просто личной верности, как в случае с обычной дружбой; в ней также подразумевается необходимость веры и послушания. Псалмопевец прямо заявляет, что «дружба Господня – боящимся Его» ( Пс. 24:14 ). В трех стихах Писания Авраам назван другом Божьим ( 2Пар. 20:7 ; Ис. 41:8 ; Иак. 2:23 ). В последнем из них дружба Бога с Авраамом связывается с верой и послушанием Авраама, и действительно Авраам стал олицетворением послушной веры. В том самом разговоре, когда Иисус сказал ученикам, что считает их друзьями, Он добавил: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» ( Ин. 15:14 ). Следовательно, дружба с Богом – не дружба на равных, и верность, которой ожидает Бог, не сравнима с той, которая отличает дружбу между людьми. По поводу приверженности тому или иному Иаков писал: «Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» ( Иак. 4:4 ).
В остальном дружба с Богом отличается теми же качествами, что и человеческая дружба. Дружба подразумевает расположение к другу, и то же самое можно сказать о дружбе с Богом; как свидетельствуют слова Иова во время его страданий, прежнее расположение Бога было как «дружба Божия над шатром моим» ( Иов. 29:4 <«милость»>). Дружба подразумевает также обмен информацией. В Пс. 24:14 дружба Бога связывается с фактом, что Бог раскрыл завет Своим друзьям.
Второй библейский образ дружбы – встреча лицом к лицу. Этот образ использован в буквальном смысле при описании отношений Моисея с Богом: в скинии Бог говорил с Моисеем «лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» ( Исх. 33:11 ; см. также Чис. 12:8 ). В образе встречи лицом к лицу подразумеваются дружеская беседа, доверительные отношения и, как следствие, единство душ, целей и выбора направления. Как уже говорилось выше, Авраам в трех стихах Писания назван «другом» Божьим ( 2Пар. 20:7 ; Ис. 41:8 ; Иак. 2:23 ). Это определение, возможно, связано с эпизодом во время приема Авраамом трех ангельских посетителей, одним из которых был Бог ( Быт. 18 ). После трапезы, когда два ангела пошли в Содом предупредить Лота, Бог задал риторический вопрос: «Утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!» ( Быт. 18:17 ), – и доверил ему Свои планы. В последовавшем затем диалоге между Богом и Авраамом относительно судьбы Содома выражались дружеская близость и образ приближенности Авраама к Богу ( Быт. 18:23 ; см. БЛИЗОСТЬ). Мысль о дружбе, несомненно, присутствует также в новозаветном образе верующего, который однажды встретится с Богом «лицом к лицу» ( 1Кор. 13:12 ).
Одно из преимуществ встречи друзей лицом к лицу заключается в достижении более полного понимания и обретении новых побудительных мотивов. Мысль о взаимной пользе от такого общения подчеркивается в известной притче: «Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего» ( Притч. 27:17 ). Это очень похоже на высказывание писателя эпохи английского Возрождения Фрэнсиса Бэкона, что беседа делает человека «готовым» к практическим делам в мире.
Заключение. Дружба влечет за собой принятие ответственности и взаимную пользу. В притче, где говорится, что «друг любит во всякое время» ( Притч. 17:17 ), выражается мысль как об обязанностях, так и о пользе. То же самое имеется в виду в Притч. 18:24 : «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат». В Библии дружба показана образом взаимного совершенствования для благочестивых дел. Дружба в библейском понимании – это встречи лицом к лицу, в которых выражаются близость, личное общение и честность. Это также проявление любви и доверия, соединяющих одну душу с другой. В своем высшем проявлении это союз с Богом.
См. также: БЛИЗОСТЬ, ВЕРНОСТЬ, ВРАГ, СЕМЬЯ.
О дружбе
У вас есть друзья? Кто они? Как началась дружба? Что делает их вашими друзьями? Что такое дружба? Вот множество вопросов, которые можно задать, думая на эту важную тему. В этой статье я постараюсь ответить на некоторые из них.
Пролистывая Библию в уме, кого вы вспоминаете в первую очередь, когда думаете о понятиях «друг» или «дружба»? Первыми мне вспомнились Бог и Моисей:
Исход 33: 11a
«И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим».
Когда я прочитала этот стих, мне стало интересно, как приходит дружба. Каждый раз, переезжая в новый город/район/страну или присоединяясь к другой церкви, вы проходите через одно и то же – заводите друзей. Вы видите новых людей, смотрите, чем они занимаются, ищите те качества, которые вы цените в друге, затем встречаетесь с ними и выясняете, что, возможно, они даже не захотят сходить с вами на чашечку кофе. Как такое могло произойти после того, как вы так внимательно выбирали себе друга?
В Библии, единственное упоминание о том, как приходит дружба, находится в Первой Книге Царств 18:1:
Когда я смотрю на дружбу в моей жизни, я должна сказать, это было так – глядя на отношения после какого-то промежутка времени, я понимала, что мы стали друзьями. Я не выбирала друга, что-то просто было в нем, что я не нашла в других, обоюдная симпатия.
Я встретила свою лучшую подругу Марию в домашней общине, пригласила ее на завтрак, но она сказала, что не может принять мое приглашение, потому что в выходной день ей придется слишком долго добираться до другого города на общественном транспорте. У меня тоже не было машины и это значило, что она смогла бы приехать в будний день, потому что общественный транспорт ходит чаще. Она согласилась. Когда она приехала, мы так хорошо провели время, что она осталась на все выходные.
До того, как я пригласила ее на завтрак, я даже не думала о том, что она за человек, соответствует ли она моим представлениям о друге, достаточна ли она «духовна», и т.п. Я просто пригласила ее.
Что такое дружба, как она проявляется, какой должен быть друг? У моего мужа есть великолепный ответ на вопрос: «Какой должен быть друг?» – «Дружелюбный». Сначала я была шокирована простотой его ответа. Но должна сказать, что это действительно так.
Библия дает многосторонний ответ на этот вопрос, я приведу стихи и пусть они говорят сами за себя:
Отдать свои собственные вещи
Первая Книга Царств 18:4 : «И снял Ионафан верхнюю одежду свою, которая была на нем, и отдал ее Давиду, также и прочие одежды свои, и меч свой, и лук свой, и пояс свой».
Доверие, даже в опасности
Первая Книга Царств 20: 1
«Давид убежал из Навафа в Раме и пришел и сказал Ионафану: что сделал я, в чем неправда моя, чем согрешил я пред отцом твоим, что он ищет души моей?»
Быть готовым помочь
Первая Книга Царств 20:4
«И сказал Ионафан Давиду: чего желает душа твоя, я сделаю для тебя».
Любить своего друга как себя
Первая Книга Царств 20: 17
«И снова Ионафан клялся Давиду своею любовью к нему, ибо любил его, как свою душу».
Наделять верой, направлять к Богу
Первая Книга Царств 23:16, 18
«И встал Ионафан, сын Саула, и пришел к Давиду в лес, и укрепил его упованием на Бога… И заключили они между собою завет пред лицем Господа; и Давид остался в лесу, а Ионафан пошел в дом свой».
Показывать сочувствие в горе
Книга Иова 6:14a
«К страждущему должно быть сожаление от друга его».
Притчи Соломона 17:17
«Друг любит во всякое время».
Быть дружелюбным и быть ближе, чем брат
Притчи Соломона 18:24
«Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат».
Давать хорошие советы
Притчи Соломона 27:9
«Масть и курение радуют сердце; так сладок [всякому] друг сердечным советом своим».
Формировать и быть сформированным
Притчи Соломона 27:17
«Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего».
Притчи Соломона 27:19
«Как в воде лицо—к лицу, так сердце человека—к человеку».
Помогать друг другу
Книга Екклезиаста, или Проповедника 4: 9-10a
«Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего».
Помогать даже тогда, когда это не нравится
Евангелие oт Луки 11: 8
«Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит».
В Библии мы находим выдающеюся личность, человека, который идет на все ради друга и даже может отдать жизнь:
Евангелие oт Иоанна 15:13
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».
Конечно мы знаем, что это был Господь Иисус Христос, что отдал за нас свою жизнь. Он называет нас друзьями. Что это значит для нас?
Евангелие oт Иоанна 15: 14-15
«Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего».
Этот стих – связующее звено между Богом, говорящим с Моисеем «лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» и Иисусом Христом, являющемся нашим другом – говорить открыто, будучи честным, дружелюбным, доверяющим, преданным, будучи ближе, нежели брат, любящим друга, даже если это требует отдать жизнь за него.
Послание Иакова 2:23
«И исполнилось слово Писания: ‘веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим’».
Бог дал нам право выбора. Нам решать, с кем дружить:
Послание Иакова 4:4
«Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу».
Мы выбираем, проводить время с Богом или нет, говорить с Ним, слушать Его или нет. Я жила вместе с Марией 6 ½ лет до того, как вышла замуж. Наша дружба пустила глубокие корни, которые сложно повредить. Мария научила меня, что дружба держится на любви и прощении. Многим вещам мы научились, пройдя через испытания, а не избегая их. Мы выбрали быть друзьями, независимо от того, выйдем ли мы замуж, потому что мы поняли, что очень сложно поддерживать дружбу на расстоянии. Бог также знает это:
Послание Иакова 4: 8a
«Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам».
Авраам также зовется другом Божиим, и написано о нем, что шел он с Богом. Он не шел перед Ним или далеко позади Его, но вместе с Ним, и это большая разница.
Моя мама учила меня относиться к друзьям так, как я бы хотела, чтобы они относились ко мне. Я знаю, что не каждая дружба похожа на дружбу Давида и Джонатана или Андреа и Марии. Но я призываю быть истинными (как внутри, так и снаружи) друзьями, не ожидая чего-либо обратно, любя безоговорочно и прощая друг друга, шагая в ногу вместе с другом и Спасителем нашим, Иисусом Христом. Аминь.
Друг, дружба
Берегитесь каждый своего друга, и не доверяйте ни одному из своих братьев; ибо всякий брат ставит преткновение другому, и всякий друг разносит клеветы. Иер.9,4
Всякий друг может сказать: «и я подружился с ним». Но бывает друг по имени только другом. Сир.37,1
Не есть ли это скорбь до смерти, когда приятель и друг обращается во врага? Сир.37,2
Не забывай друга в душе твоей и не забывай его в имении твоём. Сир.37,6
Насмешливый друг то же, что ярый конь, который под всяким седоком ржёт. Сир.33,6
Держи себя дальше от человека, имеющего власть умерщвлять, и ты не будешь смущаться страхом смерти; а если сближаешься с ним, не ошибись, чтобы он не лишил тебя жизни: знай, что ты посреди сетей идешь и по зубцам городских стен проходишь. Сир.9,16–18
Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастия. Притч.17,17
Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Екк. 4,10
Многие заискивают у знатных, и всякий – друг человеку, делающему подарки. Притч.19,6
..и нитка, втрое скрученная, нескоро порвётся. Екк.4,12
Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию. Рим.15,7
Не прилагайся ко множеству грешников. Сир.7,16
При чужом не делай тайного, ибо не знаешь, что он сделает. Сир.8,21
Когда пошатнётся богатый, он поддерживается друзьями; а когда упадёт бедный, то отталкивается и друзьями. Сир.13,25
Бросающий камень в птиц отгонит их; а поносящий друга расторгнет дружбу. Сир.22,22
Если ты на друга извлек меч, не отчаивайся, ибо возможно возвращение дружбы. Сир.22,23
Если ты открыл уста против друга, не бойся, ибо возможно примирение. Сир.22,24
Только поношение, гордость, обнаружение тайны и коварное злодейство могут отогнать всякого друга. Сир.22,25
Приобретай доверенность ближнего в нищете его, чтобы радоваться вместе с ним при богатстве его; оставайся с ним во время скорби, чтобы иметь участие в его наследии. Сир.22,26–27
Защищать друга я не постыжусь и не скроюсь от лица его;а если приключится мне чрез него зло, то всякий, кто услышит, будет остерегаться его. Сир.22,29–30
Не открывай всякому человеку твоего сердца, чтобы он дурно не отблагодарил тебя. Сир.8,22
Не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним; друг новый – то же, что вино новое: когда оно сделается старым, с удовольствием будешь пить его. Сир.9,12–13
Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоём стереги двери уст твоих. Мих.7,5
Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его; Притч.23,6
Всякое животное любит подобное себе, и всякий человек – ближнего своего. Сир.13,19
Всякая плоть соединяется по роду своему, и человек прилепляется к подобному себе. Сир.13,20
Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат. Притч.18,24
Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Пс.117,8
Если хочешь приобрести друга, приобретай его по испытании и не скоро вверяйся ему. Сир.6,7
Бывает друг в нужное для него время, и не останется с тобой в день скорби твоей; и бывает друг, который превращается во врага и откроет ссору к поношению твоему. Сир.6,8–9
Бывает другом участник в трапезе, и не останется с тобою в день скорби твоей.В имении твоем он будет как ты, и дерзко будет обращаться с домочадцами твоими; но если ты будешь унижен, он будет против тебя и скроется от лица твоего. Сир.6,10–12
Отдаляйся от врагов твоих и будь осмотрителен с друзьями твоими. Сир.6,13
Верный друг – крепкая защита: кто нашел его, нашел сокровище. Сир.6,14
Верному другу нет цены, и нет меры доброте его. Сир.6,15
Верный друг – врачевство для жизни, и боящиеся Господа найдут его. Сир.6,16
Боящийся Господа направляет дружбу свою так, что, каков он сам, таким делается и друг его. Сир.6,17
Не меняй друга на сокровище и брата однокровного – на золото Офирское. Сир.7,20
Друг не познается в счастье, и враг не скроется в несчастье. Сир.12,8
При счастье человека враги его в печали, а в несчастье его и друг разойдется с ним. Сир.12,9
Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нём, тот удаляет друга. Прмтч.17,9
Итак, извергните развращённого из среды вас. 1Кор.5,13
Обращающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится. Притч.13,20
Любовь и дружба освобождают: сбереги их для себя, чтобы не сделаться тебе достойным поношения; сохрани пути твои благоустроенными. Притч. 25,10
И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Лк.16,9
Братолюбие между вами да пребывает. Евр.13,1
..ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь. Мф. 12,48–50
В дом брата твоего не ходи в день несчастия твоего; лучше сосед вблизи, нежели брат вдали. Притч. 27,10
Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего. Ин. 15,14–15
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
ДРУЖБА В БИБЛИИ
Ниже в описании каждого примера после его краткого исторического обзора Вы также увидите цитаты из Библии, касающиеся этого примера. Они помогут лучше понять глубину чувств его персонажей. Следом за цитатами Вы найдёте хронологическую таблицу. Её главная цель – дать представление о продолжительности тех или иных событий, описываемых в примере. Кроме того, благодаря ссылкам, приведённым в этой таблице, Вы можете при желании отыскать понравившийся эпизод в самой Библии и рассмотреть его подробнее. В заключение каждого примера приводятся уроки, которые мы можем из него извлечь.
Пусть рассмотрение этих примеров поможет и Вашей дружбе с кем-либо быть источником радости и поддержки.
Библейские цитаты приводятся по Переводу нового мира. В Синодальном и некоторых других переводах названия некоторых приводимых здесь книг Библии отличаются: 1 Самуила – 1 Царств, 2 Самуила – 2 Царств, 1 Летопись – 1 Паралипоменон.
ДАВИД И ИОНАФАН
Давид и Ионафан стали друзьями после того, как Давид победил в сражении филистимского воина Голиафа. В то время Давиду было около 20, а Ионафану – около 50 лет. Мужество этого юноши и его умение полагаться на Бога произвели такое впечатление на Ионафана, что он полюбил его и обещал всегда его поддерживать. До самой смерти Ионафана они были крепко привязаны друг к другу тесными дружескими узами.
Бог избрал Давида, который прежде был пастухом, в будущем быть царём Израиля. Ионафан знал об этом. Как старший сын царя Саула, Ионафан был вправе считать себя законным наследником престола. Тем не менее, он не только не завидовал своему другу, но и всецело поддерживал его, чтобы Давид мог стать царём.
Через некоторое время преследование Давида стало столь сильным, что он был вынужден бежать и скрываться. Давид и Ионафан снова поклялись друг другу в верности, после чего Ионафан посодействовал тому, чтобы Давид мог безопасно скрыться. Скитания Давида длились около семи лет. За это время Ионафан смог увидеть Давида лишь однажды. Рискуя жизнью, Ионафан отыскал своего друга, чтобы ободрить его и заверить в своей любви и поддержке. Несмотря на такую долгую разлуку, Давид и Ионафан сохранили свою дружбу крепкой. Вскоре после этого Ионафан и его отец погибли в сражении, а Давид стал царём.
Дружеская любовь Давида и Ионафана развилась на основе глубокого взаимного уважения, которое, в свою очередь, проистекало из общих духовных ценностей – крепкой любви к Богу Израиля, Иегове. У каждого из них были качества, которые нравились другому. У них были честные и прямолинейные отношения, и они доверяли друг другу. С чисто человеческой точки зрения дружба с Давидом ничего ему не сулила, скорее наоборот, он мог многое потерять. Однако та бескорыстная любовь Ионафана, которую он проявлял к Давиду, и сегодня служит для нас выдающимся примером.
· « Душа Ионафана привязалась к душе Давида, и Ионафан полюбил его, как свою душу » (1 Самуила 18:1; см. также 1 Самуила 20:17)
· « Ионафан. очень любил Давида » (1 Самуила 19:1)
· « Они стали целовать друг друга и плакать друг о друге, Давид же плакал больше » (1 Самуила 20:41 – во время последней их встречи, после которой Давид бежал)
· « «Скорблю о тебе, мой брат Ионафан, ты был мне очень дорог. Твоя любовь была для меня прекраснее любви женской» » (2 Самуила 1:26 – слова Давида об Ионафане после его смерти)
Хронология (все даты – до н. э.):
· Настоящий друг верен, он не оставит в трудную минуту. Ради того, чтобы оказать помощь и поддержку, друг готов рисковать даже своей собственной жизнью.
· Настоящие друзья радуются положительным качествам и достижениям своих друзей, ценят их, а не завидуют им.
· В дружбе нет места корыстолюбию. Друг ставит интересы друга выше своих собственных.
· Крепкая дружба возможна даже между людьми разного возраста и разного социального происхождения.
· Дружба может сохраняться даже в длительной разлуке.
· Нет ничего неправильного в том, чтобы принимать помощь от друзей.
· Найти хороших друзей помогут не внешность или общительность, а качества и поступки, достойные уважения.
РУФЬ И НОЕМИНЬ
Истории этой дружбы посвящена целая библейская книга.
Израильтянка Ноеминь, жившая в Вифлееме, познакомилась с Руфью, девушкой из другого народа, когда её семья переселилась в Моав из-за голода, постигшего Израиль. Руфь взял в жёны один из сыновей Ноемини; второй её сын взял в жёны девушку по имени Орфа. Ноеминь жила в той земле около 10 лет, в течение которых умер сначала её муж, а затем и оба сына. После смерти второго сына Ноеминь решает вернуться к себе на родину, поскольку голод там уже закончился. Руфь и Орфа идут с ней, однако Ноеминь убеждает их вернуться в свой народ, чтобы найти там мужей. В итоге Орфа, не дойдя до Вифлеема, возвращается в Моав, но Руфь идёт с Ноеминью и остаётся жить с ней.
Руфь, хотя и овдовевшая, но ещё молодая, могла остаться на родине, жить в достатке в доме своих родителей и позже выйти замуж за богатого человека из своего народа. Почему же она решает отправиться в чужую страну, чтобы жить рядом с бедной и одинокой пожилой женщиной, вдали от своей семьи и культуры? Она поступила так не только потому, что была невесткой Ноемини, но и потому, что была её настоящей подругой. Её сочувствующая натура не позволила ей оставить одной пожилую вдову, лишившуюся своей семьи. Руфь проявила настоящую чуткость, дружелюбие, преданность и любовь. Эти качества являются крепким основанием для истинной дружбы.
Руфь очень любила и искренне уважала Ноеминь, показывая это тем, что с готовностью заботилась о её физических и эмоциональных потребностях. Она тяжело трудилась на поле как сборщица колосьев и таким образом обеспечивала пищей себя и свою овдовевшую и нуждавшуюся свекровь.
Руфь для Ноемини также была не просто родственницей, а настоящим другом. Их дружба была крепкой, потому что она основывалась на любви, верности, сопереживании, доброте, самоотверженности. Кроме того, она покоилась на крепкой духовной основе: они хотели служить одному Богу – Иегове – и быть с его народом.
Примечательно, что, согласно некоторым данным, само имя Руфь означает «подруга, приятельница, дружественная».
· « Руфь ответила: «Не проси, чтобы я бросила тебя и пошла назад. Но куда пойдёшь ты, туда пойду и я, и где ты заночуешь, там и я заночую. Твой народ будет моим народом, и твой Бог – моим Богом. Где ты умрёшь, там и я умру, и там меня похоронят. Пусть то и то сделает мне Иегова и ещё добавит, если что-нибудь, кроме смерти, разлучит меня с тобой» » (Руфь 1:16–17)
· « «Мне рассказали обо всём, что ты сделала для своей свекрови, когда умер твой муж, и как ты оставила отца и мать и родную землю и пошла к народу, которого прежде не знала» » (Руфь 2:11 – слова Вооза Руфи)
· « «Пусть Иегова благословит тебя, моя дочь. Любящая доброта, которую ты проявила сейчас, превзошла прежнюю, потому что ты не пошла искать себе мужа среди молодых – бедных или богатых» » (Руфь 3:10 – слова Вооза Руфи)
· « «Твоя невестка, которая любит тебя и которая для тебя лучше семи сыновей» » (Руфь 4:15 – израильтянки Ноемини о Руфи)
Хронология (все даты – до н. э.):
Даты вычислены приблизительно. Весь отрезок может быть сдвинут на 1–2 десятилетия.
· Настоящая дружба – это тесная эмоциональная привязанность.
· Дружба подразумевает практическую помощь, поддержку и самоотверженность.
· Настоящий друг не ждёт, пока его попросят о помощи. Он проявляет чуткость, чтобы видеть проблемы друга, и инициативу, чтобы помогать в их разрешении.
· Для крепкой дружбы важны общие духовные и нравственные ценности.
· Дружить могут люди не только разного возраста, но и из разных национальностей и культур.
ИИСУС, ЛАЗАРЬ, МАРИЯ И МАРФА
Лазарь, Мария и Марфа были родными братом и сёстрами и жили в деревне Вифания, расположенной в трёх километрах от Иерусалима. По-видимому, Иисус познакомился с ними во время своего служения, после чего они стали его учениками. Через какое-то время все трое стали также близкими друзьями Иисуса. Иисус очень любил эту семью. Вероятно, он часто гостил у них, например, когда приходил в Иерусалим. В Библии записано всего три эпизода, связанных с их дружбой, но из них мы также можем многому научиться.
Первый эпизод произошёл во время дружеского визита Иисуса к этой семье. Марфа погрузилась в домашние хлопоты, в том числе приготовление особого угощения; тем временем Мария села рядом с Иисусом и слушала его. Через какое-то время Марфа высказала Иисусу упрёк в том, что она всё делает одна, и попросила Иисуса сказать Марии, чтобы она ей помогла. Марфой двигали хорошие мотивы – она желала наилучшим образом проявить гостеприимство. Однако Иисус видел, что Марфа недопонимает один важный момент: она уделяла слишком много внимания угощению, из-за чего она теряла возможность общения с Иисусом, который был не только её другом, но и учителем. Поэтому Иисус мягко и по-доброму поправил её, сказав, что достаточно приготовить лишь немного блюд или даже только одно. Хотя Марфа была неправа, в совете Иисуса не было ни одной нотки критики, а Марфа не была поставлена перед Марией в неловкое положение.
Другое известное событие, связанное с Иисусом и этой семьёй – это воскрешение Лазаря. Спустя четыре дня после того, как Лазарь умер от тяжёлой болезни, Иисус пришёл в их родную деревню. Он заранее знал, что воскресит Лазаря. Однако когда он пришёл туда, он увидел, как сильно Марфа и Мария страдают из-за смерти своего брата. Это так затронуло Иисуса, что он сам испытывал сильные страдания и плакал. Примечательно, что хотя Иисус выражал сочувствие и при других случаях воскрешения, которые он совершал и о которых также записано в Библии, такие эмоции не были столь сильными, как в этом случае. Очевидно, Иисус был очень близким другом этой семьи, и очень сочувствующим другом.
Наконец, третий эпизод произошёл за несколько дней до смерти Иисуса. Иисус снова был в Вифании, в гостях у другого человека, но там присутствовали и Лазарь, Марфа и Мария. Когда они были за столом, Мария взяла сосуд с очень дорогим нардовым маслом и начала выливать его на голову и на ноги Иисуса и вытирать своими волосами. Некоторые ученики не понимали, зачем была нужна такая трата. Однако Иисус был глубоко тронут тем, что сделала Мария, и считал её поступок достойным похвалы. Для Иисуса имели значение не материальная ценность этого дара, а добрые побуждения Марии и то, что она сделала, что могла.
Примечательно, что среди евреев того времени не было принято, чтобы мужчины общались с женщинами. Тем не менее, Иисус поддерживал дружеские отношения не только с Лазарем, но и с Марией и Марфой. Несомненно, они питали друг к другу тёплые, сердечные чувства. В то же время ввиду того, что вступать в брак у Иисуса не было возможности, нельзя и мысли допустить, чтобы он позволял себе даже малейший намёк на романтические отношения.
Дружба Иисуса с Лазарем, Марией и Марфой – это пример чистых, бескорыстных отношений, иллюстрирующий ценность созидающего общения и уважения к чувствам своих друзей.
· « Иисус любил Марфу, её сестру [Марию] и Лазаря » (Иоанна 11:5)
· « Когда Иисус увидел, что она [Мария] плачет и плачут пришедшие с ней иудеи, он простонал духом. У Иисуса потекли слёзы » (Иоанна 11:33–35)
· « «Смотрите, как он был дорог ему!» » (Иоанна 11:36 – слова иудеев об Иисусе после смерти Лазаря)
Хронология (все даты – н. э.):
Иисус знакомится с Лазарем, Марией и Марфой. Они становятся его учениками и друзьями.