Что написано в апокалипсисе о последних временах
Апокалипсис сегодня
Чем актуально для нас Откровение Иоанна Богослова?
Святой апостол Иоанн Богослов на острове Патмос диктует своему ученику Прохору Божественное Откровение о конце времён. Греческая икона XVII века
Апокалипсис — последняя и самая таинственная книга Библии. Святые Отцы её почти не толковали. Текст книги не читается на богослужении в православных храмах. И в то же время многие её символы широко известны. Но насколько мы понимаем их смысл?
Сойдёт с небес святой Иерусалим и примет верных Богу. Не будет в нём ни смерти, ни плача, ни болезней. Только Божественный свет, чистая река жизни и блаженство спасённых народов…
Этим видением завершается Апокалипсис. Радостным — вопреки расхожему представлению о мрачном пророчестве Иоанна Богослова. Его Откровение — последняя книга Библии. Книга, при чтении которой, по словам Василия Розанова, обжигается язык и прерывается дыхание. Она всегда поражала воображение и вызывала много вопросов. Почему текст о спасении христиан стал синонимом жутких бедствий? По какой причине Апокалипсис не читают в православных храмах? Как понимать его образы?
Трудности толкования
Откровение не вошло в круг православного церковного чтения. Русь приняла христианство от Византии, а там к Апокалипсису относились осторожно. Да, в нём много впечатляющих пророческих видений, но так ли важны они для верующих? И вправду ли их автор — Иоанн Богослов?
Этими сомнениями объясняется необычный факт: у православных есть всего одно святоотеческое толкование книги. Его составил в VI веке святитель Андрей Кесарийский. Оно лаконично и оставляет немало вопросов. В конце XIX века в России возникло научное богословие, и Откровение стали изучать русские библеисты. Но их работу прервала революция.
В итоге почти все труды по Апокалипсису написаны католиками или протестантами. У нас исследования возобновились не так давно. Авторитетным специалистом был профессор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Ианнуарий (1943-2017). Его книгу «И увидел я новое небо и новую землю» можно найти на сайте predanie.ru. В Москве Откровение изучает группа преподавателей Православного Свято-Тихоновского университета под руководством профессора Антона Небольсина. Их статьи и монографии доступны на сайте apocalypse-st.ru.
«Кого Я люблю, тех обличаю»
В конце жизни апостол Иоанн жил в ссылке на острове Патмос. Римским императором тогда был Домициан — ревностный почитатель Юпитера и Минервы. До этого Нерон зверски уничтожал христиан в Риме. Домициан начал гонения уже по всей империи. Верующие ощутили себя на грани гибели.
Видение св. Иоанна Богослова. Икона XVI века, хранящаяся в монастыре Иоанна Богослова на Патмосе В этот тяжёлый период на Патмосе произошло чудо: святой Иоанн услышал голос свыше. Он обернулся и увидел Господа. Очи Его были, как пламень, голос, как гром, лицо сияло, как солнце. Иоанн пал ниц и услышал: «Не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мёртв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти». Владение ключами от ада означает, что Творец мира господствует над всем, а значит, зло обречено на поражение.
Бог стал диктовать апостолу послания христианским церквям Малой Азии. Это не только похвалы, но и обличения в «любодействе», в утрате духовного горения. Особенно жёсткие слова обращены к Лаодикийской церкви, внешне благополучной, богатой: «Ты тёпл, а не горяч и не холоден… извергну тебя из уст Моих».
Семь печатей и четыре всадника
Далее Иоанн видит таинственную книгу с семью печатями. Снять их дано только Агнцу, то есть Христу. «Иди и смотри!» — слышит апостол. Возникают грозные всадники на конях — белом, рыжем, вороном и бледном. «И вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными».
Но это не означает победы над злом. После снятия пятой печати христианам предстоят тяжкие испытания: их будут гнать и убивать. Снята шестая печать: «И солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась, как кровь. И звёзды небесные пали на землю… И небо скрылось, свившись, как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих».
Эти образы вошли в культуру, но, став массовым достоянием, утратили глубину. Богословием интересуются немногие, а вот картина тотального крушения Вселенной завораживает. Хотя главный смысл библейского текста не в этом. Только люди, далёкие от религии, воспринимают Апокалипсис как безжалостный приговор человечеству.
— В Откровении много света и святости, — говорит доктор богословия Антон Небольсин. — Да, верующих ожидают скорби, но в своём терпении они уподобляются Иисусу Христу. Им не страшны испытания и даже гибель. Их ждёт великая награда.
Кто они, избранные?
Перед снятием седьмой печати Иоанну открывается дивная картина: «Великое множество людей из всех племён и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!»
Кто они, избранные? «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца». Поразительный образ: кровь Христа очищает верующих от греха. Стойко перенесённые жизненные испытания приобщают к святости. При этом неважно, какой национальности человек, на каком языке говорит. Главное — его вера, верность Богу, терпение.
— Откровение не содержит образа комфортной, спокойной христианской жизни, — отмечает Антон Небольсин. — Тот, кто искренне следует за Христом, должен быть готов к скорбям до мученичества. Но именно через земные испытания человек приближается к Господу.
Чернобыль и звезда Полынь
Снята седьмая печать — и в небе появляются семь ангелов с трубами. На землю обрушивается новая череда бедствий. На этот раз гибнут не только люди, но и растения, животные, рыбы. «И упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки».
Воины Апокалипсиса. Картина Виктора Васнецова (1887 год)
Этот фрагмент стал особенно актуальным в 1986 году. Народное название полыни — чернобыльник, чернобыль. В аварии на Чернобыльской АЭС увидели сбывшееся пророчество, начало конца света, за которым последуют более страшные катаклизмы. Но богословы предостерегают от упрощённых трактовок.
— Атомная электростанция не похожа на звезду, упавшую с неба, — объяснял архимандрит Ианнуарий. — Катастрофы в Апокалипсисе означают не конкретные события, а то, что всегда сопровождало и будет сопровождать нашу греховную жизнь на земле: войны, эпидемии, бури, падения звёзд, землетрясения.
Видеть в Откровении точный сценарий будущих событий, толковать его образы буквально — ошибочный подход. «Основная и единственная тема Апокалипсиса, как и его пророческая проповедь, состоит в том, чтобы мужественно и до конца претерпеть историю, — писал известный русский философ протоиерей Сергий Булгаков, — ибо она есть путь к Царству Христову».
Что означает «число зверя»
На печати изображено число имени зверя: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть».
— Наши предки не знали арабских цифр, поэтому никаких шестёрок в Откровении нет, — объясняет известный миссионер священник Георгий Максимов. — В древности цифры обозначались буквами. Любое имя можно было читать по буквам, а можно было рассматривать как ряд цифр. Их сумма давала числовой эквивалент имени. В Откровении число зверя обозначено тремя греческими буквами: хи — 600, кси — 60 и сигма — 6. В греческом языке есть разные имена с такой суммой. Но гадать на эту тему Святые Отцы запрещали. Священномученик Ириней Лионский говорил, что вернее и безопаснее ожидать исполнения пророчества, нежели предполагать и предрекать какие-либо имена.
Самая загадочная глава
Каждый образ Откровения многократно истолкован. Что значит, например, книга с семью печатями? Современный исследователь Вероника Андросова в монографии «Небесные книги в Апокалипсисе Иоанна Богослова» указывает несколько различных интерпретаций: это может быть книга жизни, книга судеб мира, правовой документ, символическое завещание и даже разводное письмо, которым Всевышний расторгает союз с неверным народом Израиля.
Но больше всего споров вызвала 20-я глава Апокалипсиса. В ней сказано, что Бог на время парализует сатану, заключит в бездну. Позже дьявол ещё выйдет и попытается взять реванш, но до тех пор, пока он в оковах, на земле восторжествуют праведники. Вот описание их триумфа: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело своё и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет».
Многие поняли это так: святые станут реальной властью, наступит земной рай. Праведники будут молиться и радоваться, а Бог обеспечит им пищу райского сада — изобилие плодов и ягод.
Но как бы христианам ни хотелось верить в светлое будущее уже на земле, Церковь не приняла такой теории. Истинным считается толкование Блаженного Августина: земное царство Иисуса Христа возникло с момента создания Его Церкви. Благодаря искупительной жертве Спасителя сатана утратил абсолютную власть над людьми. Те, кто в Церкви, кто приобщается её Таинств, уже сегодня торжествуют с Господом.
Время близко
Судьба последней книги Библии парадоксальна. В церковной жизни к ней обращаются редко: её текст не звучит в храмах, нет проповедей на тему прочитанного. Многие пастыри полагают, что для спасения души мирянам достаточно Евангелия и апостольских посланий, а загадочные видения способны ввести в духовную прелесть.
И в то же время символы Откровения широко известны. Мы встречаем их в книгах и кинофильмах, у талантливых художников и в бульварной прессе. На Апокалипсис ссылаются авторы надуманных сенсаций и устрашающих теорий, которые на поверку оказываются результатом незнания и суеверия.
Однако есть и реальные признаки нарастающей угрозы. В 1947 году американские учёные-ядерщики создали проект «Часы Судного дня». Близость минутной стрелки к полуночи отражает вероятность начала ядерного конфликта, мировой катастрофы. Каждый год положение стрелки корректируют, в этом участвуют ведущие эксперты из разных стран. В 1947 году до полуночи оставалось 7 минут, в 1991-м — 17. Сегодня — 2 минуты.
— История завершится, когда зло подчинит себе жизнь человечества, — объяснял Патриарх Кирилл в телепрограмме «Слово пастыря». — Пока в мире есть добро, Господь даёт нам время для покаяния и изменения. Но мы не должны быть наивными. В любой момент могут начаться необратимые процессы.
«Время близко» — эти слова в Апокалипсисе сказаны дважды: в начале и в самом конце. Они призывают христиан к особому духовному вниманию, к борьбе со злом. Испытание на верность Богу происходит здесь и сейчас.
Апокалипсис нужно читать сердцем — протоиерей Артемий Владимиров
Откровение апостола Иоанна Богослова, или Апокалипсис,— последняя из книг Нового Завета и последняя из книг Библии. Книга таинственная, страшная и светлая одновременно. Книга, без которой нет подлинно христианского осознания бытия, и вокруг которой при этом — масса мифов и кривотолков. Об этой книге мы беседуем с протоиереем Артемием Владимировым — настоятелем храма Всех Святых в Красном Селе, заведующим кафедрой гомилетики Свято-Тихоновского богословского университета, автором многих книг.
— Почему современному христианину нужно читать Апокалипсис? Чего должны мы искать в этой книге?
— Читать Откровение Иоанна Богослова нужно потому, что само слово Божие побуждает нас к этому — Блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающий написанное в нем; ибо время близко ( Откр.1:3 ). И Церковь своим Преданием свидетельствует: книга Откровения на протяжении столетий изучалась ею, хотя и не читалась непосредственно за богослужением. В Апокалипсисе Господь через Ангела Своего открыл апостолу Иоанну судьбы мира, показал особенности той брани, которую Церковь Агнца ведет с древним змием — «багряным драконом». Читая Откровение, мы получаем представление о том, как лукавый воюет с чадами Матери-Церкви и о том, какие качества мы должны воспитывать в себе, чтобы в этой брани устоять и победить.
— Обывательское, иначе говоря, дилетантское восприятие Апокалипсиса таково: предсказание нашего будущего и, главное, конца света. Во все времена люди искали буквальных совпадений апокалиптического пророчества и современных им событий. В год Чернобыльской катастрофы вспомнили звезду Полынь ( Откр.8:10 ), поскольку чернобыльник — это именно полынь, а в минувшее лето с его аномальной жарой и засухой — чашу, вылитую ангелом на солнце ( Откр.16:8 ). Стоит ли заниматься такими поисками? Как разместить события Апокалипсиса в земном времени, как ответить себе на вопрос: что уже произошло, что происходит, что произойдет?
— Ставить вопрос таким образом — стали ли мы уже непосредственными свидетелями того, что предсказано в Апокалипсисе, или еще нет — душевредно или, во всяком случае, неграмотно. Людям, которые хотели бы видеть в Апокалипсисе буквальное предсказание будущего, зачастую все равно, что читать — Иоанново Откровение или сочинения лжепророков вроде Нострадамуса или Ванги. Слово Божие всегда выше и глубже той исторической конкретики, участниками которой мы все вольно или невольно становимся. Свести Откровение к конкретной исторической эпохе невозможно. Священное Писание велит нам распознавать дух времени, в котором мы живем, но при этом помнить: времена и сроки Своего Второго Пришествия Господь положил в Своей власти и блюдет в тайне. Православные люди должны избегать соблазнов католической и протестантской среды, десятки раз пытавшейся расшифровать Апокалипсис, привязать его содержание к той или иной эпохе. Подчеркнем еще раз церковную мысль: Апокалипсис имеет своим намерением обратить читателя к его собственному сердцу; хочет дать ему импульс и духовные силы для сопротивления страстям, к победе над лукавым духом. Апокалипсис должен побуждать нас к молитве, трезвению, бодрствованию. Как говорит сама книга: держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего ( Откр.3:11 ). Действительно, если мы потрудимся как следует изучить самые авторитетные толкования, начиная от святителей Андрея Кесарийского и Ипполита Римского и кончая таким толкователем XIX века, как Матвей Васильевич Барсов, или замечательной книгой ныне живущего священника Геннадия Фаста, мы поместим Откровение в контекст Священного Писания, обретем ключ разумения и не будем повторять ошибок так называемых независимых богословов, чуждых духа смирения, терпения, кротости и любви. Лучше применять каждую из величественных картин Апокалипсиса не к глобальным событиям современности, а к самим себе, познавая таким образом собственные немощи и страсти, учась веровать в Бога всемогущего и всеблагого, Промысл Которого ведет Невесту Агнца — Мать-Церковь и всех ее чад ко спасению.
Святой апостол Иоанн Богослов, сын Зеведеев, брат Иакова, был любимым учеником Христа. Читая Евангелие, мы все время видим его рядом со Спасителем: на горе Фавор; в доме, где лежала умершая и воскрешенная Господом дочь Иаира; на Тайной Вечере — припавшим к груди Учителя — и, наконец — единственного из учеников! — у Креста. Именно Иоанну умирающий Иисус доверил свою Мать, и Она жила при нем до Своего Успения. От Иоанна изошло Четвертое Евангелие и три включенных в новозаветный канон Послания, в первом из которых с подлинно апостольской силой утверждается, что Бог есть любовь ( Ин.4:8 ); именно поэтому Иоанна Богослова называют апостолом любви.
После евангельских событий Иоанн прожил долгую жизнь, неустанно проповедуя и именем Господним творя чудеса. Житие повествует, что император Домициан пытался казнить апостола, но, после того, как чаша с ядом не принесла Иоанну никакого вреда, отправил его в ссылку на Патмос — маленький скалистый островок в Эгейском море, традиционное место ссылки. Пещера, в которой апостол уединился для молитвы и в которой ему было дано Откровение, сразу записанное с его слов учеником Прохором, сохранилась и до сего дня посещаема многочисленными паломниками.
Первые известные науке списки Апокалипсиса датируются II веком после Рождества Христова.
— Размышляя о судьбах Церкви в современном мире и о самих себе в лоне Церкви, должно ли вспоминать Апокалипсис?
— Образ Церкви — Жены, облеченной в солнце,— как и все другие величественные образы Апокалипсиса, должен врасти в сознание каждого христианина, дабы мы черпали в них силы для несения жизненного креста. Читаешь, что эта апокалиптическая Жена облечена в солнце — разумей, что Церковь водима кормчим — Духом Святым, и Христос — Солнце правды — всегда с нею. Слышишь о том, что Жена кричит от болезней рождения — вспоминай слова апостола Павла: Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос ( Гал.4:19 ). Понимай, что Мать-Церковь носит нас в своем лоне и ожидает, покуда каждый из нас обретет нравственную свободу и подлинное достоинство во Христе, который соделал нас царями и священниками Богу и Отцу Своему (см.: Откр.1:6 ). Разумей, что Церковь в этом мире продолжает миссию Христа-Искупителя, всегда согревает своим благодатным теплом и поддерживает путников, идущих узкой стезей спасения. Не думай, что ты один на один с этим страшным чудовищем — миром, лежащим во зле, но почитай себя птенцом, согреваемым под крыльями великой птицы.
— Вы сказали уже о том, что Откровение выше и глубже исторической конкретики и несводимо к ней. Но коль скоро Апокалипсис — неотъемлемая часть нашего христианского сознания, мы не можем не воспринимать исторические события и через эту призму тоже. Страшные катастрофы ХХ века, звериный оскал двух мировых и неисчислимых локальных войн — не повод ли сказать, что антихрист явился, мы его видим?
— Напомню, Откровение напоминает нам о трех страшных существах: одно низвержено с неба, это багряный дракон, падший дух (см.: Откр.12 ), другое выходит из моря, это сын погибели, антихрист (см.: Откр.13 ), а третий, выходящий из земли, это лжепророк, он заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю ( Откр.13:12 ). Своим нечистым духом антихрист уже присутствует в мире, действуя через многочисленных лжепророков, имена которых нет нужды упоминать. Но явление самого «человека греха» удерживается благодатью Святого Духа по причине благочестия православных народов и особенно тех подвижников благочестия, молитвы которых слышит Бог. Безусловно, минувший век явил особую демоническую активность, разрушительную и смертоносную деятельность дьявола — как будто бы он освободился из тех мрачных недр, куда он был повергнут Христовым нисхождением во ад, Его воскресением и восхождением на небо. Наступившее тысячелетие ознаменовалось освобождением новых и новых полчищ духов, которые представлены в Апокалипсисе в виде жаб, обольщающих Вселенную ( Откр.16:13 ). Мы не ошибемся, если скажем, что это духи блуда, гордыни и сребролюбия, совокупное действие которых заквашивает атмосферу современной богоотступнической цивилизации. Однако отождествлять такие явления, как наступление на нас ювенальной юстиции и секспросвета, с явлением упомянутых духов было бы все же не совсем корректно. Земная реальность дробится и множится, а образы Апокалипсиса, как уже сказано, много превосходят любое из земных явлений.
— Связание сатаны на тысячу лет и предоставление ему затем недолгой свободы — как это понимать? Как соотнести с земным временем и земной историей? Или вовсе не надо соотносить?
— Связывание падшего Денницы золотой цепью есть не что иное как последствие боговоплощения и искупительного подвига Христова, завершившегося сошествием Святого Духа на апостолов. Это тысячелетнее заключение сатаны тождественно тысячелетнему Царствию Христову на земле; срок его не должен отождествляться с тысячей наших календарных лет. Священное Писание никогда не настаивает на буквальном понимании чисел, но всегда представляет нам их в символическом значении. Тысяча лет Царствия Христова — это время Церкви воинствующей, это время спасения человеческого рода в лоне Матери-Церкви — вплоть до лет последних, когда дьяволу будет дозволено с великой наглостью и дерзостью вести обольщение народов вследствие их добровольного отчуждения от Церкви. Интуитивно все мы чувствуем, какую силу каждодневно набирает мировое зло из-за отступничества некогда христианских народов и добровольной сдачи ими позиций в пользу антихристианского духа.
— Однако первые читатели Апокалипсиса воспринимали его очень непосредственно, соотносили со словами Спасителя о скором Втором Пришествии и ждали конца времен буквально со дня на день.
— Давайте вспомним, как молились первые христиане: «Господи, да прейдет мир сей». Послания апостола Павла говорят нам, что чаяние чадами древней Церкви Второго и Страшного Пришествия Иисуса Христа было очевидностью их внутренней жизни. Живя в эпоху мученичества, ученики Христовы выдерживали лютую брань с диаволом и побеждали его пролитием собственной крови. Они молились о том, чтобы этот мир — мир, полный скверны, неправды, мир, ощерившийся на них, христиан, подобно хищному зверю — уступил, наконец, место торжеству божественной правды. Однако Дух Святой, живший в сердцах апостолов, указывал этим флагманам христианства на то, что тайне спасения человеческого рода надлежит еще совершаться в веках. В противном случае, апостолы не писали бы о грядущих последних временах, о временах, когда люди настолько развратятся (внимая обольщающим их падшим духам), что станут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы… имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся ( 2 Тим.3:2–5 ). Взятые в совокупности новозаветные книги говорят об определенной исторической перспективе. Они говорят о том, что подвиг Церкви не заканчивается апостольскими временами и героической эпохой мученичества. Однако само земное время представляется взору христиан чем-то очень быстро преходящим: Близ есть при дверех ( Мф.24:33 ). Чем духовнее носитель христианской веры, чем более преображен он воздействием Духа Святого, тем на большую духовную высоту он поднимается и тем лучше он способен с высоты своего молитвенного полета увидеть христианскую историю как единый миг — не деля ее на прошлое и будущее. Поэтому для разумения апостольских пророчеств, в том числе и апокалиптических, мало знать светскую и церковную историю. Важно носить в себе начаток Духа Святого, который помогает нам в единой перспективе и ретроспективе созерцать прошедшее, настоящее и будущее и, таким образом, разуметь таинственные и непостижимые в своей глубине слова Откровения.
— Можно догадаться, что под влиянием Откровения формируются представления о посмертной судьбе человека, о вечной гибели или спасении, о конце времен и Страшном Суде. Именно здесь люди чаще всего задают вопросы, кажущиеся наивными: сразу ли после смерти душа человека попадает в ад или в рай, наступит ли конец света в конкретный, календарно определяемый день или как? Или об этом лучше не задумываться?
— Задумываться должно: все людские недоумения должны разрешаться в свете Божиего Откровения. Священное Писание и Священное Предание — вот два крыла, которые могут вынести любого вопрошающего из темноты его недоумений на свет Божий. Рай и ад, по учению Церкви, открываются после Второго и Страшного Пришествия Христова. В преддверии Суда судьба каждой души человеческой определяется предвкушением — либо адских мук, либо райского блаженства. Мученики, пролившие кровь за веру, сподобляются «первого воскресения». Они духом своим живы в Боге, и их уже не страшит «смерть вторая», то есть вечная погибель. Те же, кто скончался либо в добром исповедании, либо в отчуждении от Бога по неведению или по ожесточению своему — в первом случае наслаждаются мыслью о праведном воздаянии, причащаются Божественной благодати, которая раскрылась для них уже здесь, на земле, в подвиге их покаяния, а во втором томятся и ужасаются Второго Пришествия и того окончательного осуждения, которое постигнет диавола и всех его приспешников и служителей. Подсчитывание конкретных «времен и сроков» (и даже дат) наступления Страшного Суда свойственно исключительно сектантским, еретическим вероучениям, это дело людей, чуждых Матери-Церкви. Церковь учит нас всецело доверяться Промыслу Божиему: не пытаться «дешифровать» Откровение, но черпать от него дух бодрости и веры, вверяя себя всецело Божией милости, заботясь только об одном — чтобы наш собственный уход из этого мира не застал нас неподготовленными.
— Как отражается Апокалипсис в православном богослужении, в частности, в Божественной литургии? Почему он, в отличие от Евангелий и апостольских посланий, никогда не читается за богослужением?
— Как книга, принадлежащая Церкви, Апокалипсис никогда не оставался под спудом. Свидетельство тому — те замечательные по древности и глубине постижения толкования этой книги, о которых я здесь уже говорил. В древности апостольские книги не читались индивидуально, они прочитывались и изучались всем христианским обществом, и существовала традиция прочитывать Апокалипсис Великим Постом — хотя и не за богослужением. За богослужением Апокалипсис действительно не читается, потому, может быть, что установилась традиция чтения апостольских Посланий, находящихся в полном согласии и резонансе с Апокалипсисом. Ведь толкователи всегда соотносят главы об антихристе, о лжепророке с соответствующими местами из Послания апостола Павла к Фессалоникийцам и из Посланий самого Иоанна Богослова. Что же касается православного богослужения — оно находится в теснейшей связи с видениями Апокалипсиса. Священный возглас «Благословенно Царство» (см.: Откр.12:10 — Ныне настало спасение, и сила, и Царство Бога нашего; Откр.12:6 — воцарился Господь Бог Вседержитель), Престол, семисвещник и жертвенник в алтаре, Евангелие на престоле, то, что просфору, употребляемую для Евхаристии, мы называем Агнцем — все это отражение Иоанновых видений. Нет никакого смысла отделять Апокалипсис от всего корпуса книг Нового Завета, равно как и от всего Священного Писания, ведь элементы апокалиптических прозрений мы находим и у пророка Исаии, и у Иезекииля, и даже в корпусе книг, не вошедших в канон — существует, например, так называемый апокалипсис Еноха.
— Апокалипсис — очень сложная для нас книга, язык ее символов нуждается в переводе. Как нам ее читать, какими толкованиями пользоваться?
Беседовала Марина Бирюкова
Журнал «Православие и современность» № 17 (33)
Примечание
1 Сказанное, разумеется, не отрицает, что слова Ангела были обращены к конкретным христианским церквам-общинам Малой Азии