Что написано на вратах рая
Что написано на вратах Рая?
Известный праведник Абу Язид (Баязид) Бистами 45 раз совершил хадж, больше тысячи раз прочитал Коран от начала до конца, и по воле Всевышнего, обладал даром карамата (сверхъестественными деяниями).
Он шел много дней и встретил по дороге одного монаха. Тот настоял, чтобы Баязид Бастами погостил у него несколько дней и отдохнул. В просторном доме монах выделил путнику небольшую комнату, где Баязид Бистами снова предался молитвам. Он устремился душой к Всевышнему и оградил свой разум от мирского, питался хлебом и водой. Вскоре праведник хотел было уйти, но хозяин попросил его остаться, так как очень любил набожных людей и надеялся рассказать и о своей религии.
— Меня зовут Баязид. И я знаю только то, чему меня научил Всевышний.
— Тот, Кто ни на кого и ни на что не похож, у Кого нет подобия и у кого нет второго, он Единственный и Единый — это Всевышний Аллах.
— А теперь скажи мне о тех двух, у которого нет третьего.
— Это талак – слова развода.
— А кто те четыре, у которых не может быть пятого?
— Вы, наверное, так хотите спросить меня до двенадцати?
Мудрец кивнул, а Баязид продолжал:
— Еще ответь, чужестранец, кто был сотворен из духа, кого забрали на небеса, и кто был уничтожен карой небесной? Знаешь ли ты обэтом? Все твои прежние ответы правильны.
— По воле Всевышнего я знаю ответ: Пророк Иса (алейхи салям). Он был сотворен без отца, и в его тело вошел дух; он не умер, а находится на небесах, а карой небесной были уничтожены нечестивцы племени Ад.
Старец был немного встревожен:
-Ты говоришь правду, но вот еще тогда три вопроса: что было создано из дерева, кто был защищен деревом и кто погиб на дереве? Кто создан из огня, кто был спасен от огня и кто был уничтожен огнем? И что было создано из камня, кто был спасен в камне, и на кого повлияла кара небесная?
— Если ты спрашиваешь, что было создано из дерева — это посох Мусы (мир ему); дерево защитило Пророка Нуха (мир ему) — он спасся в ковчеге; а Пророк Закария (мир ему) был распят на дереве. Из огня, о мудрец, сотворен враг человека – шайтан; Всевышний защитил от пламени Пророка Ибрахима (мир ему), превратив костер в огромный куст алых роз; а в огне горит Абу Джахль, отец невежества, и все те, кто похож на него,- отвечал Баязид Бистами и уверенно продолжил:
— Из камня же сотворена верблюдица Пророка Салиха (мир ему), асхабы кахф долгое время прожили в пещере; а Абраха, его войско и слоны были уничтожены маленькими камнями.
— Да, это так, — произнес старец и продолжил:
— Ваши ученые утверждают, что в Раю есть четыре реки, и они берут начало из одного источника. Одна река из меда, другая из молока, третья из воды, а четвертая из сладкого вина. Можешь ли ты объяснить это, и есть ли на земле пример?
— Есть. На голове человеческой есть прообразы всех четырех: река его слез соленая, в ушах находится горькая сера, из носа же течет иногда вода, которая имеет разный вкус и цвет, а во рту у людей вода сладкая.
Люди ошеломленно переглядывались, ибо подобный диалог слышали впервые. Однако монах продолжал экзнаменовать Баязида:
— Вот скажи, в Раю человек кушает, пьет, однако он не ходит в туалет и не нарушает своего омовения, не проливает воды. Видел ли ты такое в жизни мирской?
— На это похож каждый плод в утробе матери: еще не родившись, ребенок кушает и пьет, однако избегает нечистот.
— Разве солнце не похоже на это дерево? С самого раннего утра и до позднего вечера оно касается своими лучами Земли и всего того, что на ней находится.
— Тогда скажи, куда девается день, когда приходит ночь, и наоборот?
— Это пример времени, — отвечал Баязид,- мерой ему являются восход и заход солнца. Но про то Аллах знает лучше меня.
Так старец с помощью хитроумных заданий выяснил, как Баязид Бистами может отвечать на неожиданные вопросы. Праведник тоже о многом хотел расспросить монаха, но задал всего лишь один, самый важный вопрос:
— Что является ключом к Раю? Что написано на вратах у входа в Рай?
Старец призадумался, и молчание его длилось долго. Монахи заволновались и умоляли дать ответ, не желая признавать победу чужестранца в дискуссии. И тогда мудрец спросил их: «Если я дам ответ, поддержите ли вы меня?» И только после того, как старец услышал одобрение всех собравшихся, он произнес:
«Ключи от Рая и слова, которые написаны при входе в него: «Ля иляха илляЛлах Мухаммадур-Расулюллах»
Это был правильный ответ, после которого все монахи последовали за своим наставником: каждый произнес слова свидетельствования веры и покорности Всевышнему. А Баязид Бистами остался среди тех монахов еще на какое-то время и обучил их Исламу.
Райские врата Гиберти
Вы слышали про Врата Рая во Флоренции? Про врата, перед которыми в изумлении стоял сам Микеланджело, а потом, обретя дар речи, воскликнул: «Они так прекрасны. что годились бы для ворот Рая!»
И о человеке, который их создал, который без малого полвека посвятил созданию двух врат для баптистерия Сан-Джованни во Флоренции — Лоренцо Гиберти?
Как часто бывает, все началось задолго до великого творения. Цветущая Флоренция довольно рано стала центром искусств. На рубеже XI-XII веков тут был построен прекрасный баптистерий (крестильня) в романском стиле. Он как раз ниже. Естественно, баптистерий был посвящен св. Иоанну Крестителю и здесь крестили всех юных флорентийцев.
У баптистерия было (и есть) трое врат. В 1330-1336 гг. одни из них были украшены 28 барельефами, выполненными Андрея Пизано. Они изображали жизнь Иоанна Крестителя, а также Пороки и Добродетели. Первоначально врата с барельефами находились на восточной стороне, но потом были перенесены на южную сторону баптистерия. Вот они:
Пизано умер от чумы, и так уж получилось, что новая эпидемия чумы привела к созданию шедевра.
В 1401 году после очередной эпидемии флорентийские купцы (а конкретно гильдия торговцев тканями) решили в благодарность за окончание эпидемии украсить баптистерий новыми вратами в пару к вратам Пизано. Был объявлен конкурс. Мастерам было дано задание — изобразить с помощью барельефа сюжет жертвоприношения Исаака. Были заданы очень жесткие условия конкурса — размер изображения, количество фигур (в том числе обязательно двое слуг и ослик), рамка, как у Пизано. На выполнение задания конкурсантам был дан год. Естественно, им была предоставлена и бронза.
Сначала комиссия отобрала 7 работ. Имена авторов известны: Лоренцо Гиберти, Филиппо Брунеллески, Симоне да Колле, Франческо ди Валь д’Омбрино, Никколо д’Ареццо, Якопо делла Кверча да Сиена и Никколо Ламберти.
Затем из семи работ были выбраны две — Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески. Вот эти работы. Работа Брунеллески слева, Гиберти справа:
Это единственные конкурсные работы, которые были сохранены. Остальные были переплавлены после окончания состязания. Эти работы хранятся в музее. Они с самого начала не предназначались для врат
Мастера прибегли к разным приемам создания своих рельефов. Брунеллески отливал каждую фигуру отдельно и его панель была тяжелее панели Гиберти.
Гиберти отливал фигуры (кроме Исаака) вместе, к тому же внутри они были пустотелые, так что работа была не только легче, но и дешевле, чем у Брунеллески. И обе работы поражали драматизмом.
В результате комиссия. просто не смогла сделать выбор. Мастерам предложили работать вдвоем.
Брунеллески возмутился и уехал из Флоренции. Работа осталась за Гиберти.
Потом Гиберти писал, что победил на конкурсе без единого голоса против. Имел ли он права так писать? Да, потому что побеждает тот, кто остается.
Но и Брунеллески имел право возмутиться. Объявили конкурс? Так примите решение. Не можете? Ну, тогда решение принял он. Что вы хотите от 22-летнего молодого человека?
А вот Гиберти был и вовсе 21 год.
Представьте, вам 21 год и вы должны сделать грандиозную работу — огромные врата с 28 (как у Пизано) барельефами из евангельской истории Иисуса. Страшно, правда?
Но у людей Возрождения было достаточно дерзости. Гиберти был 21 год и еще 21 год жизни он потратил на эти врата. У него были неудачи. Ему не сразу удалось сделать отливки — первая попытка была неудачной. Но он продолжал работу и добился своего.
Врата были великолепны. Работа Пизано рядом с ними стала смотреться очень скромно. Но и стоили врата дорого — на их создание ушло 22 тыс. дукатов!
Вот некоторые панели:
Флоренция была в восторге, и потому Гиберти был предложен новый контракт — последние, восточные врата, будущие Врата Рая.
На них он потратил 27 лет жизни!
Они не были похожи на северные и южные врата. Никаких готических рам. Не 28 барельефов, а 10, но какие!
Их можно рассматривать долго — деталь за деталью. Восхищаться виртуозностью и выразительностью каждой фигуры. Оцените сами:
История Каина и Авеля
И вновь — жертвоприношение Исаака. Посмотрите, какой большой путь прошел Гиберти от той первой конкурсной работы. Тот же сюжет, но насколько иначе он решен. Это не только возросшее мастерство, но и мудрость человека, узнавшего жизнь.
А вот Моисей на горе Синай.
Встреча царя Соломона с царицей Савской.
Двадцать семь лет работы. За это время стали зрелыми мужами и достойными матронами те младенцы, что только появились на свет, когда Гиберти взялся за работу.
Двадцать семь лет. Рушились и собирались состояния.
Двадцать семь лет. Гремели войны, рождались и умирали люди.
На свои врата А. Пизано потратил 8 лет. Над двумя вратами Гиберти работал 48 лет, почти полвека — большая часть его жизни.
Не удивительно, что он счел возможным разместить на вратах свой автопортрет — он в шапке заметки. Уже не тот юноша, что в 21 год начал грандиозную работу, а немолодой облысевший мастер. И знаете, что это такое? Ручка — одна из ручек врат.
Конечно, в наше время туристы любуются копиями врат, а настоящие отправлены в музей Дуомо (после реставрации, которая длилась. 27 лет!). Вы же понимаете — превратности погоды, туристы, выхлопные газы — современность не слишком благоприятствует шедеврам под открытым небом.
А Гиберти за свою долгую жизнь успел создать не только этот шедевр. Воспитал и обучил многих великих мастеров. Писал трактаты по искусству, а еще собственную автобиографию (кстати, первую автобиографию человека искусства). Был ювелиром и художником. Короче, жил полной жизнью человека эпохи Возрождения.
А что же Брунеллески? Он посвятил свою жизнь архитектуре и на этом пути снискал славу себе, Флоренции и Италии.
Ар-Райян–дверь из дверей Рая
Ар-Райян–дверь из дверей Рая
Тазкия (рекомендация), как условие преподавания и принятия знаний
Защита молодожёнов перед брачной ночью от джинов и колдунов
Лечение преждевременного семяизвержения
Виды колдовство и их лечение : Лечение от импотенции и бесплодия
О слепом следовании мазхабу или ученому (ат-такълид)
О величии и достоинствах знания и ученых
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Сообщается со слов Сахля ибн Саада, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «У Рая есть восемь дверей, среди них есть дверь, которая называется ар-Райян[1], никто не войдёт в неё кроме постящихся». (Аль-Бухари, Муслим)[2]
В другой версии хадиса, которая приводится в сборнике аль-Бухари, говорится: «Воистину, в Раю есть дверь, которую называют ар-Райян. В день Воскрешения в неё войдут постящиеся, и не войдёт в неё никто кроме них. Будет спрошено: «Где постящиеся?», тогда они встанут, и никто кроме них не войдёт в эту дверь, а когда они зайдут, она будет закрыта, и никто больше не зайдет в неё».[3]
В версии упомянутой в сборнике ат-Тирмизи говорится: «В Раю есть одна дверь, которую называют ар-Райян. К ней будут звать постящихся, и те кто был из их числа войдут в неё. А кто войдёт в неё, тот никогда больше не испытает жажды».[4]
Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто расходовал дирхамы и динары (на пути Аллаха), тех призовут из дверей Рая словами: «О, рабы, Аллаха, вот оно настоящее благо!» Тех, кто совершал молитвы – призовут из “дверей Молитвы”. Тех, кто боролся за веру – призовут из “дверей Джихада”. Тех, кто постился – призовут из двери, которая называется ар-Райян, а тех, кто давал милостыню призовут из “дверей Милостыни”». Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) спросил: «Да будут мои родители выкупом за тебя, о, посланник Аллаха, тот, кого призовут к одной из этих дверей, уже не будет нуждаться в чем то другом, а будет ли кто-нибудь призван из всех этих дверей?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Да, и я надеюсь, что ты будешь одним из них». (Аль-Бухари и Муслим)[5]
В другой версии говорится: «…и призовут его стражи Рая, каждый страж из своих дверей, и скажет: «О, такой-то (назовёт человека по имени), войди».[6]
В версии имама Ахмада говорится: «Для каждого, кто совершает какое-то праведное дело – есть дверь в Раю, их будут призывать по их деяниям. И у постящихся есть дверь, из которой их будут призывать, она называется ар-Райян». Абу Бакр спросил: «О, посланник Аллаха, будет ли кто-нибудь призван из всех этих дверей», пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Да, Абу Бакр, и я надеюсь, что ты будешь одним из них».[7]
Когда Абу Бакр спрашивал пророка (мир ему и благословение Аллаха), то имел в виду, что если человека позовут к одной из дверей Рая, то этого ему будет достаточно, и он не будет нуждаться в том, чтобы его звали из всех дверей. Ведь главная цель – это вход в Рай, и она достигается путем вхождения в любую из его дверей. Вместе с тем, на вопрос: «Будут ли такие люди, которых призовут из всех дверей Рая?», посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Да».
Из этих хадисов мы узнаём о следующем:
1. Соблюдение поста – это очень праведное и достойное дело. На это указывает тот факт, что одна из восьми райских дверей предназначена именно для постящихся.
2. Дверь ар-Райян – это название одной из дверей Рая. Это слово образовано от слова «рий», что значит: упоение, напоённость, утоление жажды. Соблюдая пост мусульманин удерживает себя от питья воды, в то время как она является одной из важнейших потребностей человека, и поэтому самой уместной наградой постящегося является утоление его жажды в Раю, после чего он никогда более не испытает этого чувства.
3. Для каждого из видов поклонения, упомянутых в хадисе, таких как: молитва, борьба за Веру, пост, милостыня – есть свои особые двери в Раю, через каждую из которых будут заходить люди в соответствии с тем видом благих дел, в которых они проявляли усердие при жизни.
4. У каждой из дверей Рая есть стражи из числа ангелов, которые зовут к двери праведников, соответствующей их благодеяниям. Это указывает на то, что ангелы любят праведных сыновей Адама и радуются встрече с ними.[8]
5. Эти хадисы указывают на превосходство и почётное положение Абу Бакра. По воле Аллаха ангелы будут звать его из всех врат Рая, потому что он был усердным во всех видах поклонения. Если пророк (мир ему и благословение Аллаха) высказал относительно чего-то надежду, как в словах: «Я надеюсь, что ты будешь одним из них», то это непременно сбудется.
В одном из хадисов, передаваемых со слов ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Абу Бакра будут звать из всех уголков Рая, из каждого его уровня, из каждой комнаты.[9]
6. Из хадисов понятно, что людей, которых призовут сразу из всех врат Рая – будет не много[10].
7. В хадисах имеется в виду, что заходить в эти двери будут те, кто делал дополнительные праведные дела (мустахаб), не ограничиваясь совершением только обязательных. Тех людей, которые совершают обязательную часть упомянутых благодеяний – очень много, но тех, кто старается совершать много дополнительных благих дел намного меньше, тех же, кто сможет быть усердным во всех этих делах еще меньше.[11]
8. Разрешается похвалить человека в лицо, если есть уверенность, что это не приведёт его к самолюбованию и тщеславию.[12]
10. Для большинства людей усердие во всех благодеяниях одновременно – является недоступным. Зачастую если человеку облегчено что-то одно, то он находит трудность в чём-то другом, но иногда Аллах открывает перед одним человеком двери всех благих дел, таких людей очень немного, и одним из них является Абу Бакр.[13]
11. Если человек часто совершает какое либо дело, то он становится известен этим и ассоциируется у других с данным действием. Например, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тех, кто совершал молитвы…», по большому счёту, под данное описание подходят все мусульмане, все они совершают молитвы, но как было сказано выше, в данном случае имеются в виду те, кто усердствовал в молитве и совершал её часто.[14]
“Избранные хадисы о Рамадане”
Ибрахим Мухаммад Аль-Хукайль.
Перевел Абу Ясин Руслан Маликов
для сайта – www.whyislam.ru “Почему Ислам?“.
[1] «Ар-Райян» – это слово происходит от арабского слова «рий», что значит – напоение, насыщение водой. Самое же слово «райян» значит – вдоволь напившийся, полностью утоливший свою жажду, упоённый. В женском роде это слово будет звучать «райя», и является распространённым женскими именем у мусульман. Так как языковеды не имеют общего мнения относительно этимологии русского слова «рай», то мы посмеем предположить, что оно берёт своё начало от арабских «рий», «райян», «райй» (орошение) или другого однокоренного семитского слова. Иврит является одним из семитских языков и на сегодняшний день это самый близкий язык к арабскому. К тому же русский язык имеет немало заимствований не только из иврита, но и из самого арабского языка, слова которого вошли в обиход через общение и исторические контакты с мусульманскими странами. Ар-Райян – это вход в Рай для постящихся, которые ради Аллаха испытывали жажду в этом мире и за это будут награждены вечным наслаждением в Раю.
[2] Аль-Бухари (3084), Муслим (1155), ат-Тирмизи (765), ан-Насаи (4/168), ибн Маджа (1640), Ахмад (5/335).
[4] Этот хадис привёл ат-Тирмизи (765) и сказал, что этот хадис хороший достоверный единичный (хасан сахих гариб).
Описание Рая, которое приводит имам Аль-Газали
Рай и его блага. Часть 2.
Далее мы предлагаем вам ознакомиться с описанием Рая и положением его обитателей, которое приводит имам Аль-Газали в своей книге «Мукашафат аль-кулюб»:
«Знай, что той обители, горе и печали которой известны, то есть Аду, противостоит другая; посмотри же, какие виды наслаждений и радостей есть в ней, ибо отдалившийся от одной из них непременно попадёт в другую.
Размышляй об ужасах Ада, и пусть по причине этого в твоём сердце растёт страх, и пусть оно наполняется страстным желанием попасть в Рай, для этого думай о вечном блаженстве, обещанном обитателям райских садов. Погоняй свой нафс кнутом страха и управляй им при помощи узды стремления, направляя ею на прямой путь, только тогда ты обретёшь великое благо и спасёшься от мучительного наказания.
Подумай об обитателях Рая, на чьих лицах будет блеск благоденствия. Поить их будут вином из запечатанных бутылей, они будут сидеть на седалищах из красного яхонта под укрытием из белого жемчуга и лежать, опершись, на ложах, установленных по берегам рек, в которых будут течь вино и мёд.
Их будут окружать юноши и мальчики, прислуживающие им, а также райские девы гурии, прекрасные и красивые, подобные яхонту и кораллам, которых не касался до этого ни человек, ни джинн. Они будут ходить по райским садам, а если одна из них вдруг нечаянно споткнётся, то её поддержат 70 тысяч юношей. Они будут одеты в удивительные одежды из белого шелка, а на голове у них будут корона, украшенная жемчугом и кораллами. Кокетливые, игривые, благоухающие, их никогда не постигнет старость и не коснётся печаль.
Потом и мужчинам, и женщинам разнесут в чашах, кувшинах и кубках вино, которое будет доставлять радость тем, кто пьёт его. Их будут обслуживать прислужники, подобные оберегаемому жемчугу, в воздаяние за то, что они совершали.
В безопасной обители, среди садов и родников, восседать они будут на почётных местах. Там они созерцают Щедрого Властелина, а на лицах их отразится блеск благоденствия. Не познают они там ни усталости, ни унижения, но будут там почитаемыми рабами и получат от своего Господа многочисленные дары.
И будут они пребывать вечно там, куда стремились их души. Там они не будут испытывать ни страха, ни печали, и не будут им страшны превратности судьбы. Там они будут наслаждаться и есть, пить из рек, в которых будут течь молоко, вино и прозрачная вода.
Земля в тех садах будет из серебра, а камни будут кораллами. Земля там будет мускусом, а растения – шафраном. На них прольётся дождь из розовой воды, прямо на холмы, поросшие шафрановыми деревьями.
Им поднесут кубки, и какие же это будут кубки! Отделанные жемчугом, яхонтом и кораллами. Кубки, наполненные вином из запечатанных бутылей, смешанным с водой из источника Сальсабиль.
И кубок этот будет ярко светиться – такими чистыми будут драгоценные камни на нём, и он будет так тонок и прозрачен, что содержимое его будет видно снаружи. Его делал не человек, ведь рука прислужника могла бы испортить работу; своим светом кубок будет соревноваться с солнцем, но солнце отнюдь не так прекрасно.
Удивительно, как человек, который верит в существование такого Дома и знает, что его обитатели никогда не умрут, что их никогда не коснутся беды и ветры перемен, может быть привязанным к Дому, который Всевышний связал с разрушением.
Как он может спокойно жить в нём? Клянусь Аллахом, если бы в Раю не было ничего, кроме здоровья, бессмертия и безопасности от голода, жажды и тому подобного, то лишь этого было бы достаточно, чтобы отвернуться от земной жизни, тяжёлой и преходящей.
А в том Доме люди будут блаженствующими царями, каждый день они будут наслаждаться и радоваться, у них будет всё, чего они пожелают, и каждый день, подойдя к Трону, они будут особым образом созерцать Всевышнего Аллаха. Увидев Его, они перестанут обращать внимание на другие радости райских садов. Их наслаждение будет длиться вечно, и не будет у них страха, что это когда-нибудь исчезнет».
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «В Раю воззовут: «О обитатели Рая! Пришло время, чтобы вы были здоровы и никогда не болели! Пришло время, чтобы вы жили вечно и никогда не умирали! Теперь вы всегда будете молоды и никогда не постареете! Теперь вы будете лишь наслаждаться и никогда не познаете печали!«».
Это и означают слова Всевышнего, Всемогущ Он и Велик:
وَنُودُوا أَنْ تِلْكُمُ الْجَنَّةُ أُورِثْتُمُوهَا بِمَا كُنْتُمْ تَعْمَلُونَ
(смысл): «Им будет возвещено: «Вот Рай, который вы унаследовали за то, что совершали«» (сура «Аль-А‘раф»: 43).
И если ты хочешь подробнее узнать о Рае, то читай Коран, ибо никто не сможет описать Рай лучше Всевышнего Аллаха. Прочти Его слова:
وَلِمَنْ خَافَ مَقَامَ رَبِّهِ جَنَّتَانِ
(смысл): «Тем же, кто боялся предстать перед своим Господом, уготованы два сада». (сура Ар-Рахман, аят 46) – до конца суры Ар-Рахман, а также прочти суру Аль-Ваки‘а и другие суры.
А если ты хочешь подробно узнать, как Рай описывается в хадисах, то изучай и их, а мы лишь подведём общий итог.
Что касается числа садов, то благородный Посланник Аллаха ﷺ сказал об аяте: «Тем же, кто боялся предстать перед своим Господом, уготованы два сада» следующее: «Два сада – из серебра сами они и посуда в них, и два сада – сами они и посуда в них из золота. И между взглядом людей и их Господом не будет ничего, кроме покрывала величия на Нём в саду Рая».
Потом посмотри на врата Рая, ибо число их равно числу основ и источников поклонения, как число врат Ада равно числу источников и основ непокорности Всевышнему[1].
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Того, кто ради Аллаха содержал на свои деньги супружескую пару, позовут из всех врат Рая, а у Рая есть восемь врат. Тех, кто молился, позовут из врат молитвы; тех, кто постился, позовут из врат поста; дававших пожертвования позовут из врат пожертвования; сражавшихся на пути Аллаха позовут из врат джихада».
Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Клянусь Аллахом, для человека будет неважно, из каких врат его позовут, а будет ли кто-то, кого позовут из всех врат Рая одновременно?» Пророк ﷺ сказал: «Да. И я прошу Аллаха, чтобы ты был одним из таких людей».
От ‘Али (да будет доволен им Аллах) передали, что однажды он начал рассказывать об Аде и очень подробно описывал все его ужасы. Потом он сказал:
وَسِيقَ الَّذِينَ اتَّقَوْا رَبَّهُمْ إِلَى الْجَنَّةِ زُمَرًا ۖ
(смысл): «А тех, кто боялся своего Господа, толпами проводят в Рай». (сура Аз-Зумар: 73)
Они дойдут до одних райских врат, где увидят дерево, под которым будут бить два родника. Они направятся к одному из них, как им и было приказано, попьют из него, и вода эта очистит их внутренности от всего нечистого.
Потом они направятся к другому роднику и омоются в нём, после чего на них снизойдёт блеск благоденствия. После этого их волосы больше никогда не будут заменены другими и никогда не будут растрёпанными, а будут оставаться такими, как будто их смазали маслом. А когда они достигнут Рая, его хранители скажут им:
سَلَامٌ عَلَيْكُمْ طِبْتُمْ فَادْخُلُوهَا خَالِدِينَ
(смысл): «Мир вам! Вы были хорошими! Входите же сюда навечно». (сура Аз-Зумар: 73).
Потом их встретят юноши, так же, как в этом мире люди встречают любимого человека, возвращающегося из дальней дороги, со словами: «Радуйтесь! Аллах приготовил вам то-то и то-то из Своих щедрот!»
Он продолжил: «Потом один из тех юношей отправится к одной из супруг этих людей райских гурий и скажет ей: “Пришёл такой-то”, назвав его по имени, которым его звали в земной жизни. Она спросит: “Ты видел его?” Тот ответит: “Я видел его, и он идёт вслед за мной”. Радость охватит её, и она встанет у порога, чтобы встретить своего супруга. А он, дойдя до своего жилища, посмотрит на его фундамент и увидит, что он из жемчуга, а на нём будет стоять дворец, переливающийся жёлтым, красным, зелёным и другими цветами. Потом он поднимет голову, посмотрит на его крышу и увидит, что она светится ярко, как молния, и если бы не способность, данная ему Всевышним Аллахом, то он лишился бы зрения. Потом он опустит глаза и увидит своих жён:
وَزَرَابِيُّ مَبْثُوثَةٌ وَنَمَارِقُ مَصْفُوفَةٌ وَأَكْوَابٌ مَوْضُوعَةٌ فِيهَا سُرُرٌ مَرْفُوعَةٌ
(смысл): «Там воздвигнуты ложа, расставлены чаши, разложены подушки и разостланы ковры«». (сура Аль-Гашия: 13-16)
Потом он остановится и скажет:
وَقَالُوا الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي هَدَانَا لِهَٰذَا وَمَا كُنَّا لِنَهْتَدِيَ لَوْلَا أَنْ هَدَانَا اللَّهُ
(смысл): «Хвала Аллаху, который привёл нас к этому! Мы не последовали бы прямым путём, если бы Аллах не наставил нас». (сура Аль-А‘раф: 43)
Затем воззовут: «Вы будете жить вечно и никогда не умрёте! Вы будете находиться здесь всегда и никогда не покинете это место! Вы всегда будете здоровы и никогда не будете болеть!»
И сказал Посланник Аллаха ﷺ : «В День воскрешения я подойду к вратам Рая и постучусь в них. Хранитель спросит: “Кто ты?” Я отвечу: “Мухаммад”. Тогда он скажет: “Добро пожаловать! Мне было приказано не открывать никому до того, как придёшь ты”».
А сейчас посмотри на горницы в Раю и на то, как одни из них располагаются над другими, ибо в последней жизни различия между людьми проявляются сильнее всего. Как различаются люди во внешнем поклонении и в скрытых добродетелях, так же будут они различаться и в получаемом воздаянии.
И если ты хочешь оказаться на наивысших ступенях в Раю, то старайся быть самым усердным в поклонении Всевышнему Аллаху, ведь Создатель велел соревноваться в этом, сказав:
سَابِقُوا إِلَىٰ مَغْفِرَةٍ مِنْ رَبِّكُمْ
(смысл): «Стремитесь же, опережая друг друга, к прошению от вашего Господа». (сура Аль-Хадид: 21)
Также Всевышний сказал:
وَفِي ذَٰلِكَ فَلْيَتَنَافَسِ الْمُتَنَافِسُونَ
(смысл): «Пусть же ради этого состязаются состязающиеся». (сура Аль-Мутаффифина: 26)
Из книги «ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД В ИСЛАМЕ»
[1] Количество врат Ада равно семи, что соответствует семи частям тела (глаза, уши, язык, живот, руки, ноги, половые органы)‚ совершая грехи которыми, человек может попасть в Ад. А количество врат Рая равно восьми, что также соответствует восьми частям тела (семь вышеназванных и восьмая – сердце), оберегаясь от грехов которых, можно удостоиться одного из уровней Рая.