Что написано на стене на мамаевом кургане
на Мамаевом кургане
ЗВОНИТЕ +7 961-065-78-77 +7 902-652-72-12
Под выступом левой стены изображение солдата в каске – это снайпер Василий Зайцев, уничтоживший в боях за Сталинград 242 солдата и офицера противника, в том числе 11 снайперов, среди которых был немецкий снайпер – асс майор Кенинг. «За Волгой для нас земли нет» — звучит клятва Зайцева.
Чуть ниже изображён момент переправы солдат. В ночь с 21 на 22 сентября полки дивизии начали переправляться через Волгу в объятый огнем город и буквально с переправы вступали в бой, штыковыми ударами очищая себе дорогу.
На торце правой стены навечно запечатлён образ морского пехотинца Михаила Паникахи. Он изображен объятый пламенем. «К позициям батальона морской пехоты ринулись фашистские танки. К этому времени Паникаха уже израсходовал все свои гранаты. У него оставались лишь две бутылки с горючей смесью. Он высунулся из окопа и размахнулся, целясь бутылкой в ближайший танк.»
В это мгновение пуля разбила бутылку, поднятую над его головой. Живым факелом вспыхнул воин. Но адская боль не замутила его сознания. Он схватил вторую бутылку. Танк был рядом. И все увидели, как горящий человек выскочил из окопа, подбежал вплотную к фашистскому танку и ударил бутылкой по решетке моторного люка. Мгновение — и огромная вспышка огня и дым поглотили героя вместе с подожженной им фашистской машиной. Этот героический подвиг Михаила Паникаха тут же стал известен всем бойцам 62-й армии». Под изображением героя начертаны слова: «Слава тебе во веки веков, морской пехотинец, комсомолец Михаил Паникаха!».
Рассматривать стены-руины можно бесконечно долго! Многие силуэты и образы скрыты от мимолетного взгляда и только при внимательном рассмотрении, возможно, увидеть изображения защитников то в скорбном молчании, то в призывном крике, то склоненных над погибшем товарищем или застывших в прощании с матерями. Именно в Сталинграде, когда развернули противника и погнали его вспять, впервые появилась стрелка «На Берлин!»
Советский человек в шинели встал на Сталинградской земле, закрыв собою город. Солдат мертв. Но здесь умирали стоя! Этот советский исполин олицетворяет стойкость непокоренного Сталинграда. Его шинель перепоясана рельсом. Вырвано сердце, но воин выстоял.
Шеренга воинов склонилась под знаменем с изображением Ленина. Уходя в бой, они клялись: «Перед лицом наших отцов, поседевших героев Царицына, перед полками товарищей других фронтов, перед нашими боевыми знамёнами, перед тобой, родная коммунистическая партия, перед всей Советской страной мы клянёмся, что не посрамим славы русского оружия».
Есть здесь и комсомольский билет, пробитый осколком снаряда или пулей. В героической обороне родного города принимали участие тысячи молодых комсомольцев.
Словно из давности времен выступают силуэты погибших солдат. Глаза их закрыты, они мертвы… Над их головами фраза, которая заставляет задуматься о нечеловеческом подвиге обычных людей, отдавших жизнь за свободу и независимость нашей Родины. «Все они были простыми сметными!»
Изображения на правой стене посвящены боевым сражениям под Сталинградом, наступательный период: «Только вперед!», выполнению священной клятвы «Ни шагу назад».
Много надписей было оставлено на стенах домов, в которых сражались защитники. Автор перенёс их сюда, на памятник, сохранив почерки и содержание. Танки, разрушенные дома, напряженные лица солдат, стиснувших в руках гранаты и пулеметы, как нельзя лучше отражают атмосферу настоящего боя.
Выписка из протокола комсомольского собрания: Вопрос: «Существуют ли уважительные причины ухода с огневых позиций?» Ответ: «Из всех оправдательных причин только одна будет принята во внимание — смерть».
Вверху выступает рельефный силуэт солдата в каске. Красив и отважен этот молодой солдат. Он пристально смотрит в сторону врага. Это сержант Яков Павлов. «Огонька им, ребята, побольше, чтобы не забывали гады, чья эта улица, чей этот дом. » Сержант Павлов.
В конце стены скульптурные барельефы отражают подвиг тружеников тыла, обеспечивавших фронт не только боеприпасами и военной техникой, но и моральной поддержкой. Слова «Всё для фронта – всё для победы!» отражают полное единение советского народа перед угрозой порабощения страны.
ПО ЖЕЛАНИЮ ГОСТЕЙ МОЖЕМ ОРГАНИЗОВАТЬ ПЕШИЕ ИЛИ АВТОБУСНЫЕ ЭКСКУРСИИ, ОБЕДЫ, РЕЧНЫЕ ПРОГУЛКИ.
Зал Воинской Славы
Над площадью Героев возвышается большое цилиндрическое здание — Зал Воинской Славы или Пантеон Славы. Он посвящен всем тем, кто отдал свои жизни ради Сталинградской Победы. На смену торжественному и праздничному настроению Площади Героев приходит скорбь утраты, осознание огромной цены, которой была завоевана Победа. Усиливает ощущения скорби мелодия Шумана «Грёзы», играющая в пантеоне.
Путь в Зал Воинской Славы ведет через прямоугольный портал в подпорной стене. Наклонная слабоосвещенная галерея короткими маршами поднимается вверх, в глубине галереи — мозаичное изображение медали «За оборону Сталинграда».
Мозаичная медаль «За оборону Сталинграда»
Галерея выходит на первый уровень Зала Воинской Славы — большого цилиндрического сооружения, высота которого составляет 13,5 метров, а диаметр — 42 метра. По всему периметру стен мозаикой из красной смальты выложены 34 приспущенных траурных знамени, окаймленные черными лентами. На знаменах — имена солдат, погибших в Сталинградской битве — всего 7200 имён.
Вдоль стен с нижнего уровня пантеона на верхний идет спиралевидный пандус, выходящий на Площадь Скорби. По пандусу можно обойти весь зал, подойти к каждому из знамён.
Над знаменами, вокруг всего зала — изображение оранжево-чёрной гвардейской лента, на которой белыми буквами выложены слова: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-Родиной!». Ещё выше, на самом потолке Зала Воинской Славы — 18 изображений орденов и медалей времен Великой Отечественной войны.
Почетный караул у Вечного Огня
В центре зала горит Вечный огонь: огромная рука, выполненная из белого мрамора, в руке зажат факел Вечного огня: павшие защитники Сталинграда передают живым этот символ жизни. Над факелом в потолке Зала — круглое отверстие диаметром 11 метров, в него с определенного ракурса видна родина-мать. В торце этого круглого проема — мозаичное изображение золотого венка, перевитого красно-зеленой лентой медали «За оборону Сталинграда».
Возложение цветов и венков к Вечному огню в Зале Воинской Славы 2 февраля
К Вечному огню возлагают цветы и венки все официальные делегации, посещающие Мамаев курган. В праздничные дни люди идут сюда непрерывным потоком, через Зал Воинской Славы проходит «Бессмертный полк». Возложив цветы, постояв у Вечного огня, люди медленно поднимаются по пандусу наверх, обходя весь зал.
Посетители Зала Воинской Славы
Почетные гости Волгограда оставляют памятные записи в специальной Книге отзывов, которая находится в Зале Воинской Славы. Здесь, у Вечного огня, они делятся своими впечатлениями от посещения мемориального комплекса на Мамаевом кургане.
Джанни Инфантино в Зале Воинской Славы на Мамаевом кургане
У Вечного огня несут службу солдаты 46-й отдельной стрелковой роты Почётного караула Волгоградского гарнизона. Она была создана 28 января 1968 года. Почетный караул несет службу круглый год, с 9 утра и до 19-20 часов в зависимости от времени года.
Смена караула в Зале Воинской Славы на Мамаевом кургане
Церемония смены караула в Зале Воинской Славы — завораживающая и торжественная. Она происходит каждый час. Новая смена спускается вдоль подпорной стены к нижнему входу в Зал Воинской Славы, затем чеканным шагом поднимается по ступеням. После смены караула у Вечного огня солдаты медленно парадным шагом поднимаются по пандусу к верхнему входу в пантеон, обходя весть зал, где происходит смена караула у выхода на Площадь Скорби.
При строительстве памятника-ансамбля на месте зала Воинской Славы предполагалось строительство здания панорамы боев за Мамаев курган. Но когда коробка здания уже была построена, Евгений Вучетич принял решение о том, что такое сложное произведение, как панорама боёв, должно находиться в отдельном месте, не «соперничая» с монументами мемориала. А в готовом уже здании был размещен Вечный огонь.
am555
Мир меняется, как не «крути».
Блог Андрея М.
Волгоград. Мамаев курган.
01
На главной точке страны, высоте 102, где некогда звучали пулеметы и взрывы от снарядов, сейчас расположен мемориал Мамаев Курган. Пожалуй, это самый масштабный мемориальный комплекс, посвященный победе советских солдат в Великой Отечественной войне.
Высота 102, на которой ныне стоит Мамаев Курган, имела важнейшее значение в ходе боем под Сталинградом: возвышающаяся над городом высота давала огромное преимущество в наблюдении за вражескими войсками. Тот, кто имел контроль над курганом, мог контролировать практически весь город. Кстати говоря, в качестве пункта наблюдения высота 102 использовалась кочевыми племенами хана Мамая. Возможно, именно поэтому главную высоту России связывают с именем этого хана, а курган называют Мамаевым. Но существует и другое мнение на этот счет. Некоторые историки считают, что курган назван мамаевым по другой причине: на языке волжских татар «мамай» означает «бугор».
История Мамаева кургана в Волгограде, как мемориала, начинается в 1958 году с постановления Совета министров РСФСР о строительстве мемориального комплекса на Мамаевом кургане. Проектом памятного ансамбля занималась организация «Сталинградпроект», а строительство грандиозного ансамбля поручили «Сталинградгидрострою», который также был и застройщиком Волжской ГЭС. Автором проекта Мамаева кургана стал скульптор Е.В. Вучетич. Масштаб и композиционная сложность мемориала Мамаев Курган требовали немало усилий и времени: строительство ансамбля началось весной 1959 года, а закончено осенью 1967 году. Команде строителей, художников и архитекторов понадобилось 8 лет для того, чтобы построить масштабный культурно-исторический ансамбль, объединенный одним событием в жизни города – Сталинградской битвой.
Подъем на Мамаев Курган начинается с вводной композиции под названием «Память поколений» – горельеф (скульптура в камне), изображающий людей разных поколений, которые несут венки и спущенные знамена к могиле солдат. Обогнув вводную композицию, видим гранитные тумбы с названиями городов – в них заложены капсулы с землей городов-героев.
[ Подробнее. ] Наверх ведет лестница, на ступеньках которой значатся такие слова: «За нашу советскую Родину! СССР». Лестница выводит нас на аллею пирамидальных тополей, высаженных по обе стороны от аллеи. Поднимаемся по второй лестнице Мамаева кургана, которая выводит нас к площади
«Стоявших насмерть». Центральная скульптура площади – скульптура воина «Стоять насмерть!», в одной руке которого – автомат, а в другой – граната. Скульптура отражает собирательный образ солдат – мужественный и волевой мужчина, закрывающий грудью свою Родину.
От площади «Стоявших насмерть» поднимаемся выше: здесь нас с обеих сторон окружают стены-руины, представляющие собой стилизованный горельеф.
Левая сторона стен усеяна яркими фразами – клятвами советских солдат. Правая часть стен-руин на Мамаевом кургане изображает сцены ожесточенных боев под Сталинградом.
За стенами-руинами следует площадь Героев. В центре площади – огромный бассейн, наполненный водой, который по замыслу авторов проекта, является символом победы добра над злом и неискоренимость жизни на Земле. Слева от бассейна расположена небольшая зеленая зона из елей. Правая же часть заполнена шестью скульптурами, отражающими моменты из военной жизни Сталинграда.
Дальше перед нами предстает подпорная стена, за которой находится Зал Воинской Славы Мамаева кургана. Подпорная стена украшена барельефами, основная тема которых – торжество победы над фашистским врагом.
В стене вход в Зал Воинской Славы – своеобразный пантеон скорби по ушедшим защитникам Сталинграда.
Пройдя Зал Воинской Славы, попадаем на площадь Скорби. В центре – фигура скорбящей матери, держащей на руках погибшего на войне сына. Отсюда же открывается превосходный вид на храм Всех Святых.
Следующий пункт нашей интерактивной экскурсии по Мамаеву Кургану в Волгограде – главная скульптура комплекса «Родина-Мать зовет!», которая поражает своими размерами и формой исполнения.
С момента торжественного открытия Мамаева Кургана в Волгограде прошло почти 55 лет. За это время многое здесь изменилось: было создано воинское мемориальное кладбище, открыт храм Всех Святых, а сам мемориал Мамаев Курган приобрел статус памятника федерального значения.
02
03.
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
«На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.
Перед этою священной тишиной
Встала женщина с поникшей головой,
Что-то шепчет про себя седая мать,
Все надеется сыночка увидать.
Заросли степной травой глухие рвы,
Кто погиб, тот не поднимет головы,
Не придет, не скажет: «Мама! Я живой!
Не печалься, дорогая, я с тобой!»
Вот уж вечер волгоградский настает,
А старушка не уходит, сына ждет,
В мирный берег тихо плещется волна,
Разговаривает с матерью она».
Путь наверх проходит вот по такой серпантинной дорожке, мимо 37 мемориальных плит с именами особо отличившихся павших защитников Сталинграда. Из них восемь останков покоятся под плитами. Они захоронены, либо перезахоронены в братскую могилу:
— Герою Советского Союза снайперу капитану Зайцеву Василию Григорьевичу. Умер в 1991 году в г. Киеве. Останки перенесены в Большую Братскую могилу мемориального комплекса 31 января 2006 года по личному завещанию, по просьбе вдовы Героя.
15
16
17
19
Вид на город с Мамаева кургана.
20
Вид на город с Мамаева кургана.
21
22
Вид на город с Мамаева кургана. Река Волга.
23
24
25
27
28
А вот и лестница с надписью «За нашу советскую Родину! СССР» (слева на фото)
29
Поселение на территории современного Волгограда основано предположительно в 1555 году. Впервые упоминается в исторических материалах как Царицын в 1589 году.
Архитектурная композиция Центральной набережной города-героя, ее живописные аллеи, парки и наличие ряда памятников Сталинградской битвы делают ее также одной из главных достопримечательностей Волгограда. Набережная названа в честь 62-ой армии, защищавшей северную часть города во время Сталинградской битвы.
К достопримечательностям и памятникам, связанным с Сталинградской битвой также относятся Дом Павлова, Остров Людникова, Солдатское поле, Лысая гора и мн. др.
К архитектурным достопримечательностям Волгограда можно отнести каланчу Центральной пожарной станции г. Царицына, которая находится в Центральном районе Волгограда. Уникальность этого памятника архитектуры в том, что здание пожарной части восстановлено с использованием знаменитой царицынской тычковой кладки, при которой кирпичи кладут торцом.
Прекрасными памятниками архитектуры Волгограда являются также Казанский собор, Никитская церковь и самая старая, самая первая церковь города Царицына и сегодняшнего Волгограда – церковь Иоанна Предтечи.
Что написано на стене на мамаевом кургане
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Мемориальный комплекс «Мамаев курган»
Священное место. Сталинград. Мамаев Курган. «Пройдут годы и десятилетия, нас сменят новые поколения. Но сюда, к подножию величественного монумента Победы будут приходить внуки и правнуки героев. Сюда будут приносить цветы и приводить детей. Здесь, думая о прошлом и мечтая о будущем, люди будут вспоминать тех, кто погиб, защищая вечный огонь жизни «
Во время Сталинградской битвы на Мамевом кургане проходили ожесточённые бои. Сталинградская битва продолжалась 200 дней.
Сразу нужно сказать, что каждая композиция, каждый элемент мемориального комплекса максимально насыщен информацией, максимально аллегоричен.
(ДАЛЕЕ МНОГО ФОТО)
У подножия Мамаева кургана. Вводная композиция-горельеф «Память поколений».
Рядом находится ряд специальных мраморных тумб, в которых хранится земля, привезенная из других Городов-Героев.
Центральная лестница из 200 ступеней – по числу дней Сталинградской битвы. Надпись – не задумка архитекторов, она появилась сама собой «чудесным образом» в 90-е годы и с тех пор периодически «самообновляется» 🙂
Центральная лестница приводит нас на Аллею пирамидальных тополей. Фото в разные годы – несколько лет назад тополя обрезали. Почему именно пирамидальные тополя? Они стоят ровным строем, устремившись в небо, как строй солдат почетного караула… В праздничные дни Аллею дополнительно украшают флаги.
За Аллеей мы переходим мост через железную дорогу. Мимо Мамаева кургана ходят городские электрички и пассажирские поезда.
Минуем мост с красивой решеткой и клумбами и оказываемся на Площади Стоявших насмерть.
Лицо солдата имеет портретное сходство с командующим Сталинградским фронтом маршалом Советского Союза В.И.Чуйковым.
Площадь Стоявших насмерть удивительна тем, что на ней есть точка, откуда за фигурой Солдата совсем не видна Родина-мать. Мощная аллегория, правда? Солдат собой закрыл Родину.
На фото мой сын Максим стоит левее этой точки,
. но видно – еще пара шагов вправо – и Родина –мать скроется за спиной Солдата.
Далее поднимаемся по огромной лестнице мимо Стен-руин. Справа и слева лестницы расположены огромные монументы в виде разрушенного города, с барельефами солдат, надписями… Эти стены звучат – из скрытых внутри динамиков разносят звуки автоматных очередей, разрывы снарядов, крики атакующих солдат, сводки информбюро голосом Левитана… В праздники, когда много народу, это не так остро воспринимается, но обычно в этом месте люди всегда затихают – действительно, погружаешься в атмосферу боевого Сталинграда… Но особенно остро это ощущаешь, если поднимаешься на Курган не в праздник, а в обычный будний день… На самом деле потрясает…
Стены-руины можно рассматривать часами, столько там удивительных элементов. Прежде всего – Левая Стена – это Оборона города, солдаты, стоящие насмерть, вросшие в камень городских стен, живым щитом закрывшие собой город. Все композиционные элементы на ней – статичные, застывшие.
Наверху на стене, под полуразрушенной аркой – фигура солдата в человеческий рост. Это позволяет оценить размер и масштаб самой стены.
Правая стена –это Наступление. На ней все элементы, напротив, динамичны, в движении – бегущие солдаты, несущийся танк…
Поднимаемся мимо Стен-руин и попадаем на Площадь Героев. В центре площади – огромный бассейн. Не знаю, как так придумали архитекторы комплекса, как они этого добились, какими такими ухищрениями – но тут обычно всегда очень тихо, безветренно… Все как будто замерло, и вода в бассейне неподвижна, как стекло. Это – символ Волги. Наполнен до самых краев прозрачной водой….
Пришедшие сюда поклониться павшим опускают в воду цветы. Сейчас – сложно сказать, почему – даже в праздник цветов не особенно много… Но я помню, что когда меня в 3,5 года впервые повели на курган, я была поражена тем, что из-под цветов практически не было видно воды…
Справа от бассейна расположены скульптурные группы, аллегорически изображающие защитников Сталинграда.
Слева на стене выбиты слова из книги Василия Гроссмана: «Железный ветер бил в лицо, и они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватило противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?» (фото сверху, с противоположной стороны)
Ответ на этот вопрос и дают шесть скульптурных групп справа, в основе каждой из композиций – контраст между жизнью и смертью:
Боец поддерживает раненого товарища…
Медсестра выносит на плечах раненого с поля боя …
Боевой товарищ мертв, и моряк, подхватив последнюю связку гранат, бросается навстречу врагу.
Знаменосец убит, но знамя подхватили крепкие руки другого бойца.
Умирающий командир отдает приказ…
… На место павших встают новые бойцы. Выстояв, мы победим!
Особенно символична последняя, шестая скульптура: солдаты скрутили и душат фашистскую гидру (и так будет снова, если что…)
Заканчивается площадь, и перед нами встает Мемориальная стена.
На барельефе – армия победителей.
Далее – вход в зал Воинской славы. Мы входим в бетонный коридор, который всегда напоминает мне какое-то подземное укрепление, катакомбы, стены массивны и словно давят… Мы словно идем под землей.. никаких украшений, надписей, и только в конце сияет вмурованная в стену медаль за оборону Сталинграда. Поворот направо….
И мы входим в Зал Воинской Славы… Просторное круглое помещение с отверстием в потолке…
Зал Славы венчает гвардейская лента: «Мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной Матерью-Родиной». На мозаичных стенах изображены по периметру приспущенные красные знамена …
На них – списки погибших в ходе Сталинградской битвы…. Бесконечные списки…
По периметру зала – пандус, по которому проходят люди…. В праздники огромная людская волна молча и медленно течет вдоль знамен, вокруг центральной площадки, на которой расположен Вечный огонь.
Перед Вечным огнем всегда стоит почетный караул, который сменяется каждый час.
Далее – серпантином поднимается дорожка –пандус, ведущая к подножию Родины-матери. Долгий и скорбный подъем, мимо гранитных плит памяти Героев Советского Союза…. Годы рождения разные, годы гибели – 1942-1943…
Главный монумент «Родина –мать зовет!»
Скульптура 85 м высотой. Огромная, грозная, мощная, Великая, зовущая своих детей на Священный бой за родную землю…
Позади Родины –матери в 90е годы вырос православный храм Всех святых, в память о павших воинах.
Даже местные жители не все знают, что на этом комплекс «Мамаев курган» не завершается. Чуть далее, на другой стороне кургана находится огромное Воинское мемориальное кладбище. На Мамаевом кургане захоронено около 36 000 человек, сражавшихся за Родину. Самое страшное, что поисковые работы продолжаются, и захоронения пополняются…
И несколько просто красивых фото с Мамаева кургана:
Фото в посте: мои, Оксаны Ивановой (Волгоград), из свободных сетевых ресурсов.
(Текст мой)