Что написано на памятнике первопоселенцу в пензе
«. на реке Пензе велено город строить»
Есть в городе Пенза улица Кирова. Она начинается от центра города и постепенно уходит на возвышенность. В верхней части этого холма располагается земляной вал. Это, наверное, последнее сохранившееся сооружение от когда-то существовавшей здесь крепости.
Уже более сорока лет здесь красуется мемориально-исторический комплекс, который стал одним из символов города Пенза. Это набатная башня с колоколом и пушка.
Здесь же напротив была создана смотровая площадка. С нее открываются поистине шикарные виды на реку Сура и один из восточных районов города. В центре смотровой в 1980 году был установлен памятник «Первопоселенец», который входит в мемориальный комплекс. Год открытия был приурочен к памятной дате 600-летия Куликовской битвы, что ознаменовала начало конца татаро-монгольского ига.
Бронзовая фигура мужчины достигает двухметровой высоты. В одной руке он удерживает длинное копье, а в другой у него плуг. За ним стоит конь. Это символы первых поселившихся здесь жителей, что занимались земледелием, разведением скота и конечно же обороной рубежей от набегов неприятелей.
Имеется надпись: «Лета 7171 1663 года велено на реке Пензе город строить». Инициатором создания монумента стал известный в свое время общественный деятель Георг Мясников. Он занимал пост второго секретаря Пензенского обкома КПСС. В своем дневнике он даже писал: «Хочется, чтобы получилось хорошо. Гениальная идея — открыть этот памятник 8 сентября 1980 г., в день 600-летия Куликовской битвы. Было бы здорово!»
Архитектором стал Ю. В. Комаров, скульптором был В. Г. Козенюк. В 1983 году памятник был признан объектом культурного наследия регионального значения.
Были с памятником и проблемы. Например, опасение создателей о том, что его «не пропустят», потому что памятник не относился к популярным в советские годы тематикам Войны или советских деятелей. Георг Мясников даже высказывал эти опасения в своем дневнике.
Другой сложностью был год 1980. Тогда проходили Олимпийские Игры в Москве и было запрещено заниматься установкой мемориалов и памятников в регионах, ведь необходимо было пустить все материальные возможности именно на ОИ. Создание памятника прямо противоречило требованиям Центра, могло привести к опасным последствиям. При обустройстве места для памятника могли и снести рядом стоящий Дом почтмейстера. К счастью, этого не случилось, а в этом здании теперь располагается Музей одной картины. Музей этот, к слову, теперь носит имя Мясникова.
Памятник Первопоселенец стал одной из визитных карточек Пензы. Город вполне узнается благодаря известной скульптуре. Здесь всегда многолюдно. Рядом располагается остановка общественного транспорта и библиотека им. Лермонтова. Приезжайте сюда, чтобы увидеть красивый мемориал, а также насладиться прекрасными видами со смотровой площадки.
Цикл материалов «Памятники Пензы»
Монумент, больше известный в народе как «мужик с конем», был задуман вторым секретарем пензенского обкома Георгом Мясниковым как часть нового общественного пространства. Вместе с «Первопоселенцем» в 1980 году также появились крепостной вал и набатная башня с колоколом и пушкой.
Островок в центре города спустя сорок лет преобразился до неузнаваемости, а вот почетный «житель» Пензы, к счастью, остался прежним. В день рождения «мужика с конем» вспоминаем интересные детали его создания и рассказываем трогательные и смешные истории горожан, связанные с этим памятником.
«Это лучшее, что есть в Пензе»
С установкой скульптуры у Мясникова было связано много опасений: он думал, что его труды политбюро не оценит. Дело в том, что образ воина и пахаря в череде памятников ударникам труда и солдатам выглядел, как минимум, необычно. Из-за этой неуверенности в реакции на новый арт-объект открытие прошло почти незаметно.
«После планерки почти всем составом бюро обкома — к Историческому валу. Собралась без особых объявлений масса народу. Посмотрели вал, пушку с набатной башней, подошли к памятнику «Первопоселенец». Дал команду снять покрывало. Долго что-то дергали, но потом открыли. Смотрится прекрасно. Это лучшее, что есть в Пензе. Интересен по композиции, несет извечную идею обороны и труда (копье и плуг), решен в спокойно-русском стиле».
«Шарф для коня»
Кирилл Застрожный, директор картинной галереи им. К.А. Савицкого:
«У меня два воспоминания связаны с этим памятником. Первое – то, что рядом с музеем одной картины появилась смотровая площадка. В те времена единственной смотровой площадкой была территория в парке Белинского – и больше ничего. И когда на Кирова установили площадку, забор и провели благоустройство, все стали ходить туда. Но было еще неизвестно, что за памятник там готовится. Второй приятный для меня момент – я всю жизнь проработал в культуре и считаю, что Пенза явно ущербна была в том, что нет ни одного конного памятника, где бы мужик сидел на коне с шашкой, с копьем или с книгой. Для такого исторического города, как Пенза, это не дело. Поэтому, когда я увидел, что появился такая качественная конная скульптура, пусть мужик и не на коне, а рядом, я был очень рад. Теперь открыли еще дорогу к храму, и мы в связи с этим сделали подсветку памятника Первопоселенцу. Сейчас, конечно, и памятник, и площадка, на которой он находится, требует внимания, его надо содержать в приличном виде».
Ирина Анатольевна, горожанка:
Екатерина, горожанка:
Юлия, горожанка:
«Памятник Первопоселенцу старше меня, поэтому открытия я, конечно, помнить не могу. Но у всех, как мне кажется, кто живет в городе, с этим местом связана своя история. В юности меня отверг молодой человек, и я решила свои отрицательные эмоции проработать через вязание – и связала невероятно длинный шарф. А куда его девать? Этот шарф я с друзьями и намотала на шею коню рядом с Первопоселенцем. А еще, помню, в какой-то другой год его обматывали гирляндами – в общем, этот памятник настрадался от фантазии горожан».
Марина, горожанка:
«Я из района, и потому первые воспоминания о памятнике связаны со школьными экскурсиями. Но тогда это место мало что значило для меня. А вот когда я поступила в институт и переехала в Пензу, «мужик с конем» стал местом встреч. Но еще за год до этого, в старших классах, случилась со мной одна история: я сбежала из Каменки на встречу с парнем в Пензу отмечать Новый год. Мы условились встретиться у памятника. Помню, был жуткий мороз, но он нас не особенно пугал – минут 15 мы романтично любовались видом города на смотровой.
Конечно, дома меня ждал грандиозный скандал, но этот вечер запомнился. Заметила, что в Пензе со временем завелась такая негласная традиция – встречаться у «мужика с конем», если планируешь прогулку по центру. Наверное, это место и правда за много лет стало для горожан знаковым».
Памятник «Первопоселенец»
Скульптурная композиция «Первопоселенец» ( памятник Первопоселенцу ) — памятник в г. Пензе, посвящённый основателям и первым жителям этого города. Монумент символизирует два начала в судьбе первопоселенцев Пензы — оборону юго-восточных границ Русского государства от набегов степных кочевников во второй половине XVII века и крестьянский труд. Является одним из наиболее известных и узнаваемых символов города, часто изображается на местной сувенирной и тематической продукции.
Установлен в исторической части города, напротив остатков оборонительного вала городской крепости XVII века (Пенза была основана в 1663 году как город-крепость на засечной черте).
Открыт 8 сентября 1980 года в память 600-летия Куликовской битвы.
Является объектом культурного наследия регионального значения (1983).
Автор монумента — скульптор Валентин Григорьевич Козенюк (1938—1997). Архитектор — Ю. В. Комаров.
Инициатор создания монумента — Георг Васильевич Мясников (1926—1996), второй секретарь Пензенского обкома КПСС в 1961—1964 и 1965—1986 гг.
Описание памятника
Скульптурная бронзовая композиция состоит из фигуры мужчины — первопоселенца и его коня.
Первопоселенец одновременно является воином и крестьянином-землепашцем. В правой руке он держит копьё, а ладонью левой руки касается плуга.
Позади первопоселенца находится фигура коня, который мог использоваться как в землепашестве, так и в военном деле. У подножия скульптуры, на постаменте памятника начертана надпись, посвященная основанию Пензы: «ЛЕТА 7171 — 1663 — НА РЕКЕ ПЕНЗЕ ВЕЛЕНО ГОРОД СТРОИТЬ»
Напротив памятника, на остатках оборонительного земляного вала крепости, частично восстановлен крепостной частокол. Перед частоколом, на месте, где в XVII веке находилась угловая башня крепости, установлена символическая деревянная звонница с чугунной мортирой. У подножия звонницы, под мортирой установлена мемориальная доска с надписью: ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ ВАЛ ГОРОДА ПЕНЗЫ СООРУЖЕН В 1663 Г.
Памятник «Первопоселенец», звонница с мортирой и остатки земляного оборонительного вала с частоколом образуют единый мемориальный комплекс.
За памятником расположена смотровая площадка, с которой открывается вид на восточную и юго-восточную часть города, долину реки Суры. Смотровая площадка обнесена чугунной оградой, которая украшена изображениями исторического герба Пензы с тремя снопами (этот герб появился у города в 1781 году и вновь был утверждён в 2001 году).
История создания памятника
Появление идеи
Инициатива увековечения основателей и первых жителей города Пензы принадлежит советскому государственному и общественному деятелю Георгу Мясникову, который в 1961—1964 и 1965—1986 гг. был вторым секретарём Пензенского обкома КПСС.
23 ноября 1977 года Мясников встречался в Пензе с архитектором из Ленинграда, который привёз ему фотографию эскиза скульптурной группы «Вольга и Микула». Автором эскиза был ленинградский скульптор Валентин Козенюк. После рассмотрения проекта у второго секретаря Пензенского обкома КПСС, по его словам, «родилась интересная идея: выкинуть сказочного „Льва-Вольгу“, а оставшееся — крестьянин с копьём в правой руке и сохой в левом и конём — превратить в памятник первопоселенцам Пензы, бывшим и воинами, и пахарями». Изменённый проект эскиза скульптурной группы Козенюку предложили перевести в пластический материал. На следующий день скульптор позвонил Мясникову и обсудил с ним проект будущего памятника.
Работа над созданием
Работа над созданием памятника велась Валентином Козенюком с конца 1977 до начала 1980 года. Под новый год, 30 декабря 1979 года он позвонил Мясникову в Пензу и сообщил, что работа над монументом близка к завершению. На страницах дневника Мясников выразил надежду: «Хочется, чтобы получилось хорошо. Гениальная идея — открыть этот памятник 8 сентября 1980 г., в день 600-летия Куликовской битвы. Было бы здорово!». Этой идее было суждено осуществиться.
После новогодних праздников, в январе 1980 года Валентин Козенюк прибыл в Пензу и на литейно-арматурном заводе объединения «Пензтяжпромарматура» (в то время руководил заводом Неврюзин Монер Абдрахманович) началась подготовка отливки памятника. 7 января завод посетил Мясников. Уже в самом начале изготовления скульптурной группы, статуя первопоселенца и фигура коня поразили своей монументальностью, «потрясающей символикой и самодавлеющим звучанием», «хорошей пластикой единством, продуманной композицией». «Есть прелесть в создании Козенюка», — записал в этот день в дневнике Георг Мясников после визита на завод. Хорошей идеей, по его мнению, стало наличие у первопоселенца и плуга, и копья, как двух начал в судьбе жителей Пензы XVII века — обороны границ и крестьянского труда. Интересной природой для городской скульптуры Мясников счёл и наличие фигуры коня Дело в том, что в Пензе никогда до этого не было конных памятников. Их не появилось в городе и после. Данная скульптурная композиция осталась единственной и уникальной в своём роде.
21 февраля 1980 года в Пензу из Ленинграда прибыл мастер по отливке фигур из бронзы. Он сообщил, что на литьё данной скульптурной композиции понадобится 2-3 месяца. «Дело сложное, но отступать теперь некуда», — записал в этот день в своём дневнике Мясников.
Выбор места установки
Первоначально, ещё в ноябре 1977 года, Мясников планировал установить памятник на земляной горе у кафе «Засека», которое расположено в красивом месте в лесном массиве на окраине города. Но, после того, как началась подготовка отливки скульптурной группы и она произвела большое впечатление своей мощью и монументальностью, Мясников решил, что «такую фигуру жалко ставить у „Засеки“ [то есть на окраине города], куда она предназначалась. Там почти всё решено, а скульптура станет придатком кафе, его оформлением».
7 января 1980 года Мясников повёз скульптора выбирать новое место для установки памятника в современный центр и, одновременно, историческую часть Пензы — к месту, где некогда располагался крепостной вал и деревянная городская крепость. Сохранившиеся остатки пензенского крепостного вала XVII века представляют собой значительную рельефную возвышенность, с которой открывается обширный панорамный вид на новые районы современного города. Кроме того, эта территория являлась и является центром современной Пензы. В ходе осмотра исторического вала, Мясников выбрал для установки памятника территорию рядом со зданием бывшего Пензенского дворянского собрания (ныне там располагается Законодательное Собрание Пензенской области, а в те годы базировался Дом пионеров). «Место отличное», — записал в дневнике второй секретарь обкома, — и подчеркнул, что памятник «хорошо будет смотреться силуэтом на фоне неба и далёких лесных просторов». Территория для установки памятника была найдена.
Реконструкция местности
После определения места установки памятника, Мясников сразу серьёзно задумался о том, что «придётся перестраивать всю округу, решать большую градостроительную задачу с валом старой крепости». Вал, в те годы, ещё не был как-либо обозначен. Он просто представлял собой рельефную возвышенность. Также, второй секретарь обкома решил построить со временем лестницу к памятнику, которая спускалась бы к нему с Советской площади (бывшей Соборной).
Уже на следующий день, 8 января, Мясников вызвал председателя Пензенского горисполкома Александра Щербакова для обсуждения планов реконструкции исторической части города, на территории которой было запланировано установить памятник. Второй секретарь обкома сформулировал руководителю города свой общий замысел — «преобразить верх улицы Кирова: восстановить вал и фрагмент крепостной стены, обозначить символом в виде набатной башни с колоколом и подлинной пушкой крепость Пензу, а напротив, на самом обрыве, создать сквер и установить памятник Первопоселенцу Пензы. Сделать это всё к 8 сентября, дню 600-летия Куликовской битвы». Щербаков поддержал идею. Главный архитектор г. Пензы Роман Попрядухин также «загорелся» новым проектом.
25 января 1980 года Мясников рассмотрел подготовленные исполнителями проекты и предложения по реконструкции будущей территории памятника. Ленинградский архитектор Ю. В. Комаров разработал проект оформления площадки под памятник. Монумент должен был размещаться на краю бровки. Основание памятника, согласно проекту, должен был составить небольшой рукотворный курган высотой 2 метра, на вершине которого расположилось бы мраморное основание, а на нём — сама скульптура. Также планировалось создание полноценной смотровой площадки позади памятника. Площадка обносилась металлическим ограждением в каждый фрагмент которого должны были быть вмонтированы одинаковые изображения исторического герба города, отлитые из чугуна. Территорию вокруг памятника планировалось выложить брусчаткой. Азарий Маматкадзе подготовил проекты реконструкции крепостного вала. Была отклонена его идея создания лестницы и стел на вершине вала. Было решено создать у подножия вала, рядом с тротуаром, «набатную башню с настоящим колоколом». А у башни установить настоящую пушку той эпохи, отлитую из чугуна и мемориальную плиту с текстом о сооружении города-крепости Пенза в 1663 году. В феврале Пензенским Краеведческим музеем была предложена пушка и колокол для будущей башни. «Пушка хоть и той эпохи, но символом быть не может — жидковата. Колокол с церкви села Симбухово хорош. Он даст образ. Можно подумать об электрическом звоне», — упомянул Георг Васильевич в дневнике 27 февраля.
27 февраля 1980 года Мясников посетил площадку, на которой должен был располагаться будущий сквер с памятником и дал поручения о вырубке части деревьев, сносе старых сараев и забора у дома почтмейстера (будущего Музея одной картины), подсыпке крепостного вала.
«Может, и не до конца, но эту часть города, самую древнюю, мы преобразим», — заметил в дневнике второй секретарь обкома после планёрки, посвящённой реконструкции территории будущего памятника 4 июля 1980 года.
Проблемы с созданием памятника
Создание в советское время памятника русскому воину-землепашцу XVII века имело определённые проблемы и могло привести к нежелательным последствиям. Традиционные советские монументы — это памятники участникам Октябрьской революции 1917 года, В. И. Ленину, другим крупным советским политикам и мемориалы, посвященные советским солдатам и офицерам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Установка памятников дореволюционным героям не запрещалась, но и не приветствовалась. 23 апреля 1980 года Мясников упоминает в дневнике: «Могут прихватить с этим памятником: русофильство». Подобное развитие событий в те годы нельзя было исключать. 10 июля 1980 года после беседы со скульптором Козенюком Мясников вновь замечает в дневнике: «верит (Козенюк), что „Первопоселенец“ получится, но есть страх, что за него нас разделают».
Другой проблемой явилось время создания памятника — 1980 год — год Летних Олимпийских игр в Москве. Советом министров СССР в период подготовки к играм было запрещено строить дома культуры и открывать мемориалы в регионах, так как все финансовые ресурсы были брошены на проведение игр. Создание памятника являлось нарушением этой директивы и могло привести инициаторов к серьёзным административным проблемам вплоть до увольнения с работы и исключения из партии. В связи этим, журналисты «Пензенской правды», упоминавшие об этих событиях в 2009 году, справедливо подчеркивали, что Мясников и его коллеги «сильно рисковали», создавая этот памятник.
25 февраля 1980 года, в ходе обустройства площадки под памятник, Мясников упомянул в дневнике об идее сноса Дома почтмейстера, располагающегося рядом с памятником по улице Кирова, 11 («Жалко, но надо посмотреть ради площадки»). Вскоре от этой идеи благополучно отказались, ограничившись сносом забора. Именно в этом уцелевшем тогда от сноса доме почтмейстера через три года был открыт созданный по инициативе Мясникова единственный в мире Музей одной картины, впоследствии названный его именем.
Памятник «Первопоселенец»
Скульптурная композия «Первопоселе́нец» (памятник Первопоселенцу) — памятник в г. Пензе, посвящённый основателям и первым жителям этого города. Монумент символизирует два начала в судьбе первопоселенцев Пензы — оборону юго-восточных границ Русского государства от набегов степных кочевников во второй половине XVII века и крестьянский труд. Является одним из наиболее известных и узнаваемых символов города, часто изображается на местной сувенирной и тематической продукции.
Установлен в исторической части города, напротив остатков оборонительного вала городской крепости XVII века (Пенза была основана в 1663 году как город-крепость).
Автор монумента — скульптор Валентин Григорьевич Козенюк (1938—1997). Архитектор — Ю. В. Комаров.
Инициатор создания монумента — Георг Васильевич Мясников (1926—1996), второй секретарь Пензенского обкома КПСС в 1961—1964 и 1965—1986 гг.
Содержание
Описание памятника
Скульптурная бронзовая композиция состоит из фигуры мужчины — первопоселенца и его коня.
Первопоселенец одновременно является воином и крестьянином-землепашцем. В правой руке он держит копьё, а ладонью левой руки касается плуга.
Позади первопоселенца находится фигура коня, который мог использоваться как в землепашестве, так и в военном деле. У подножия скульптуры, на постаменте памятника начертана надпись, посвященная основанию Пензы:
«ЛЕТА 7171 — 1663 — НА РЕКЕ ПЕНЗЕ ВЕЛЕНО ГОРОД СТРОИТЬ»
Напротив памятника, на остатках оборонительного земляного вала крепости, частично восстановлен крепостной частокол. Перед частоколом, на месте, где в XVII веке находилась угловая башня крепости, установлена символическая деревянная звонница с чугунной мортирой. У подножия звонницы, под мортирой установлена мемориальная доска с надписью:
Памятник «Первопоселенец», звонница с мортирой и остатки земляного оборонительного вала с частоколом образуют единый мемориальный комплекс.
За памятником расположена смотровая площадка, с которой открывается вид на на восточную и юго-восточную часть города, долину реки Суры. Смотровая площадка обнесена чугунной оградой, которая украшена изображениями исторического герба Пензы с тремя снопами (этот герб появился у города в 1781 году и вновь был утверждён в 2001 году).
История создания памятника
Появление идеи
Инициатива увековечения основателей и первых жителей города Пензы принадлежит советскому государственному и общественному деятелю Георгу Мясникову, который в 1961—1964 и 1965—1986 гг. был вторым секретарём Пензенского обкома КПСС.
Работа над созданием
Выбор места установки
Реконструкция местности
27 февраля 1980 года Мясников посетил площадку, на которой должен был располагаться будущий сквер с памятником и дал поручения о вырубке части деревьев, сносе старых сараев и забора у дома почтмейстера (будущего Музея одной картины), подсыпке крепостного вала.
Проблемы с созданием памятника
Открытие памятника
Интересные факты
Памятник первопоселенцу
Сейчас в мире по различным прикидкам существует более двух с половиной миллионов городов, не считая прочих поселений людей. Сколько же их возникло и исчезло за время существования человеческой цивилизации — представить невозможно.
Но у всех у них была одна общая черта, кто-то первым приходил на понравившиеся берег моря, излучину реки, живописные горы и долины. Когда это был один человек, иногда группа людей. Постепенно на это место приходили другие люди и возникало поселение, которое могло развиться, превратившись в большой, город, а могло зачахнуть в самом зародыше из-за гибели населения или смены места жительства обитающими в селении людьми.
Некоторые имена благодарные потомки помнили и отражали их в легендах и сказаниях, но большей частью первопоселенцы оставались безымянными.
Пенза была построена в 1663 году по указу царя Алексея Михайловича, а вот имя первопоселенца кануло в веках в безвестность.
Когда 8 сентября 1980 года в Пензе был открыт памятник в честь первых жителей и основателей города, то он бы назван просто — памятник Первопоселенцу.
Место установки — шикарное, на высоком холме над рекой.
Скульптурная группа из человека и коня отражает реалии того трудного времени. Пахарь с плугом в руке должен был быть готов в любой момент отразить нападение врага.
По другую сторону проезжей части установлена символическая деревянная звонница с чугунной мортирой, как напоминание о том, что Пенза была основана как крепость.