Что написано на могиле канта в калининграде
Иммануил Кант был похоронен в «профессорской усыпальнице», которая с 1588 года находилась у северной стены хора Кёнигсбергского кафедрального собора. Собор был главным храмом Восточной Пруссии и также служил местом упокоения наиболее видных представителей светской и духовной иерархии. Могила Канта в 1804 году стала последней в почётном ряду усыпальниц собора.
В 1924 году, к 200-летнему юбилею философа, по проекту кёнигсбергского архитектора Фридриха Ларса над могилой был воздвигнут мощный портик, который можно видеть и сегодня.
Во время Второй мировой войны собор сильно пострадал: внутри всё выгорело, своды частично обрушились; но, не был полностью уничтожен. Удивительным образом сохранилась могила Иммануила Канта с некоторыми повреждениями.
С 1994 по 2005 года проводились работы по восстановлению собора и, в том числе, была отреставрирована могила Канта (1996 год). Для воссоздания довоенного облика собора использовались архивные материалы.
Сегодня Кафедральный собор является главной доминантой и достопримечательностью Калининграда. В главном зале собора с органом проводят концерты, на трех этажах расположен музей Иммануила Канта, также в соборе действуют небольшие часовни. Подробнее о соборе, музее и концертном зале…
К северо-восточному углу собора примыкает могила Канта, которая находится в сооружении, выполненном в виде открытого колонного зала (портика). Проход в портик перекрыт ажурной решеткой.
Могила Канта по архитектурному решению разительно отличается от самого собора.
Существует версия, что и глубже нет останков Канта, поскольку могила была разорена во время Второй мировой войны.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года № 1327 могила Иммануила Канта с надгробием и портиком подлежит государственной охране, ныне является объектом культурного наследия Калининградской области федерального значения.
Кафедральный собор с могилой Канта расположен на острове Канта, в самом центре города Калининграда, возле Новой синагоги и Рыбной деревни, которые совместно представляют собой самую посещаемую часть города.
Доступ на остров Канта и к могиле Канта свободный (бесплатный).
P.S. Недалеко от острова Канта, на Ленинском проспекте 40-42а, на жилом доме можно видеть табличку «Здесь стоял дом, в котором 22.04.1724 родился и жил до 1740 года Иммануил Кант». Сам дом, в котором родился и жил Кант, не сохранился.
Все средства размещения в Калининграде (отели, апартаменты и пр.), в том числе возле острова Канта и в Рыбной деревне, можно посмотреть и забронировать здесь
Отели и апартаменты ищем на Booking.com. Для сравнения цен и выбора оптимального варианта используем RoomGuru, который ищет скидки по множеству систем бронирования Отели со скидками →
Дешевые авиабилеты ищем на Aviasales. Поисковик сравнивает цены у десятков авиакомпаний и выдает билеты по самым выгодным ценам Дешевые авиабилеты →
Такси заказываем на Kiwitaxi. Заказ можно сделать заранее, через интернет, что удобно в «чужих» странах и городах. Приезжают вовремя, встречают в назначенном месте Такси/Трансфер →
Мы некоммерческая организация, и у нас нет постоянного дохода. Мы зависим от заказов и пожертвований исключительно от читателей, то есть от Вас. Если у Вас есть желание сказать «Спасибо» и помочь нам, то Вы можете сделать это любым удобным для Вас способом.
Могила Канта в Калининграде: адрес, описание. Иммануил Кант
Могила Канта у Кафедрального собора в Калининграде – одна из главных достопримечательностей города. Сюда приходят и почитатели этого великого человека, и просто любители памятников старины, ведь последнее пристанище философа находится в самом сердце старого Кенигсберга. Адрес могилы Канта в Калининграде, а также места, связанные с философом и его биография – далее в этой статье.
Кто такой Кант?
Прежде чем узнать о могиле философа, стоит хотя бы поверхностно познакомиться с ним самим. Итак, Иммануил Кант – это нарицательное имя всей классической немецкой философии, потому как именно он стоял у ее истоков, объединив в единое труды эпох Просвещения и Романтизма. Он родился 22 апреля 1724 года в городе Кенигсберге, который сейчас называется Калининградом. Он получал образование в старейшем университете Пруссии с красивым названием «Альбертина». Свою первую заметную работу, космогоническую гипотезу о том, что именно из первоначальной туманности появилась нынешняя Солнечная система, Иммануил Кант опубликовал в 1755 году, сочинив ее во время работы домашним учителем. Именно эта работа позволила философу получить докторскую степень и вместе с ней право преподавать в университете. Разумеется, для этой деятельности Кант выбрал свою альма-матер, и на долгие сорок лет стал преподавателем в «Альбертине».
Свои главные философские труды, которые и обеспечили Иммануилу Канту репутацию величайшего мыслителя XVIII века, он писал и публиковал с 1781 по 1790 год. Среди этих работ:
Философ скончался 12 февраля 1804 года, в возрасте 79 лет. В последние годы он подчинил себя строжайшему режиму, а потому пережил всех своих друзей-ровесников.
Профессорская усыпальница
Изначально у стен Кафедрального собора располагалась так называемая профессорская усыпальница. Так как «Альбертина» располагался неподалеку от собора, всех почивших профессоров этого университета хоронили именно там. Кант, похороненный в 1804 году, стал последним из них. Чтобы выделить захоронение великого мыслителя, чьи труды к концу XIX века приобрели статус философских основ, в 1880 году над его могилой возвели небольшую часовню в неоготическом стиле. К концу Первой мировой войны эта часовня была наполовину разрушена.
Могила Канта
В 1924 году было принято решение облагородить место захоронения философа. Это событие приурочили к 200-летию со дня рождения Иммануила Канта. Прежнюю часовню окончательно разрушили и убрали. На ее месте возле одной из стен Кафедрального собора по проекту немецкого архитектора Фридриха Ларса построили новую усыпальницу. Ее выполнили в виде небольшого открытого зала с колоннами в стиле, совершенно отличающимся от общего стиля собора. По словам самого Ларса, это было сделано нарочно, чтобы визуально отделить усыпальницу от остального соборного ансамбля. У центральной стены расположили каменный гроб – кенотаф. Настоящее место, где похоронен Кант, находится глубже и дальше от стен. Над гробом расположили мемориальную доску с именем и фамилией мыслителя. Ниже можно увидеть редкое фото с открытия могилы в 1924 году.
Деньги на строительство могилы выделил Гуго Стиннес – немецкий политик и предприниматель. Интересным является факт, что постройка могилы Канта стала последним делом в его жизни. Стиннес скончался в 1924 году, не дожив до официального открытия усыпальницы.
Послевоенный период
Удивительно, но во время бомбежки в период Второй мировой войны усыпальница уцелела. Кафедральный собор был превращен в руины, но колонны могилы Канта практически не пострадали. Наибольший вред нанесли невежественные советские солдаты – они раскололи надгробный камень и оставили вокруг множество надписей. Они будто считали Канта личным врагом просто потому, что он был немцем (и, судя по всему, забывая, что Маркс и Энгельс тоже имели немецкое происхождение). Некоторые надписи, появившиеся в военное время, даже цитировались. Например, долгое время в ходу была фраза, написанная прямо над гробом: «Думал ли ты, что русский Иван будет стоять на твоем прахе. «
Когда война закончилась, власти не знали, что делать с собором. Немецкий памятник, да еще и религиозного значения, стоило было снести. Однако именно из-за могилы философа, почитаемого советской интеллигенцией и властями, окончательное решение долго не принимали. Все же в начале 70-х годов могилу очистили от надписей, склеили камень и повесили маленькую табличку, на которой было написано «Могила Канта. Охраняется государством». Помимо этого, проходы между колоннами закрыли цепью (ранее проход к могиле всегда был открыт и доступен всем желающим).
Современный вид
Капитальная реставрация могилы Канта в Калининграде была проведена только в 1996 году, одновременно с началом работ по восстановлению Кафедрального собора. Усыпальнице вернули прежний вид, очистив плиты и каменный гроб, и убрав мемориальную доску 70-х. Вместо этого было принято решение освежить прежнюю каменную надпись «Иммануил Кант». Буквы и рамку обвели черным, а внизу добавили годы жизни. Вместо грубой цепи, толком не защищавшей памятник, по всему периметру колоннады установили кованную решетку, закрывающую проход к могиле, но не портящую общий вид.
Новую мемориальную доску повесили рядом, чтобы не портить изначальный вид усыпальницы. Она гласит о том, что Кант был немецким философом, сообщает о дате постройки, архитекторе и о государственной охране.
Адрес
Могила Канта расположена на одноименном острове, у одной из стен Кафедрального собора. Точный адрес: улица Канта, дом 1. Информацию о том, как добраться до усыпальницы великого философа, способен дать каждый житель Калининграда. Но если спрашивать дорогу не хочется, можно воспользоваться информацией, представленной ниже.
От площади Победы, расположенной в самом центре города, можно дойти пешком или доехать на общественном транспорте. Пешком идти примерно 2 км. Маршрут несложно запомнить, он сопровождается живописным видом вокруг. От площади следует идти по Ленинскому проспекту. Торговый центр «Плаза» послужит ориентиром для перехода на мост (его нельзя не заметить). Лучше всего через подземный переход перейти сразу на левую сторону. Далее двигаться вдоль острова до тех пор, пока на горизонте не появится Кафедральный собор. Спуститься к нему можно по любой из лестниц, расположенных на протяжении всей длины моста.
Остров Канта
Двигаясь к усыпальнице, нельзя не обратить внимание на остров, окруженный рекой Преголя. Его историческое название – Кнайпхоф. Но в настоящее время остров носит имя философа. Это островная часть Кенигсберга и одна из наиболее старых городских территорий. Раньше здесь размещался не только собор, но и городская ратуша, упомянутый выше университет «Альбертина» и множество торговых зданий. Все это было разрушено во время бомбежки британской армией в августе 1944 года, и затем окончательно уничтожено в советский период. В настоящее время остров Канта представляет собой прекрасную лесопарковую зону, приспособленную для спокойного отдыха в любое время года.
Кафедральный собор
Этот католический собор оказался единственным уцелевшим после Второй мировой войны сооружением на острове Канта. В настоящее время он полностью восстановлен, но не действует как приход, выполняя функцию памятника средневековой архитектуры и органного зала. Любой желающий за небольшую плату может посетить великолепный зал бывшего католического прихода и даже попасть на концерт. Помимо органного зала, в соборе действует краеведческий музей. Точная дата постройки великолепного архитектурного сооружения, построенного в стиле готики, неизвестна. Однако считается, что собор был возведен в период с 1333 по 1380 год.
Памятник философу
Могила Канта – не единственный памятник великому философу на территории Калининграда. Его бронзовая скульптура располагается напротив Балтийского федерального университета, недалеко от того места, где ранее находился «Альбертина».
Первый памятник Канту был установлен в 1864 году. Он стоял там, где сейчас располагается здание гостиницы «Калининград». Открытие памятника было приурочено к 60-летию со дня смерти философа. В 1884 году было принято решение перенести памятник на территорию «Альбертины». Во время Второй мировой войны памятник исчез. От него остался лишь постамент, на котором с тех пор и по сей день стоит памятник Тельману.
Памятник, который можно видеть сегодня, был создан скульптором Харольдом Хааке в 1992 году. Для этой работы мастер использовал сохранившиеся модели и эскизы. Бронзовый Кант располагается неподалеку от места, где стоял оригинал памятника.
Могила Канта в Калининграде. Надпись на могиле Канта. Иммануил Кант
Остров Канта
Остров Кнайпхоф, или остров Канта – это островная часть города, которая находится в центре Калининграда и окружена водами реки Преголи. На территории острова в просторном парке возвышается Кафедральный собор.
Когда–то на островной территории помещался целый город. О его существовании первые упоминания относятся к XIV веку. К 1944 году в городе насчитывалось 305 домов, 27 улиц, были собор и ратуша. Остров был соединен с материковой частью пятью мостами. По улочкам ходили трамваи. Но летом 1944 года во время бомбардировок городок был полностью уничтожен.
В 70-е года на территории острова обустраивают парк. Окультуривают территорию и размещают Парк скульптур (они были взяты из запасника музея), размечают дорожки и тропинки парка.
В начале 1990-х годов был восстановлен Кафедральный собор. В часовнях были размещены три религиозные конфессии, в настоящее время он недействующий.
Островной парк – это любимое место прогулок, отдыха и культурного времяпрепровождения горожан и туристов.
Здесь есть что посмотреть. Кроме Кафедрального собора, можно посетить музей Канта, его могилу, парк скульптур. В соборе можно отдохнуть от городской суеты и послушать орган.
Кафедральный собор
Кёнигсбергский кафедральный собор, или в настоящее время Кафедральный собор Калининграда, расположен в историческом центре города, на островной его части.
Здесь первый собор был построен в конце XIII века и являлся единственным храмом города на острове Кнайпхофе. В середине XIV века его снесли и начали строительство более просторного храма, используя кирпичи разрушенного собора. Датой завершения строительства принято считать 1380 год, но работы по оформлению продолжались еще некоторое время.
Собор первоначально был католическим, но в 1519 году здесь прошла последняя католическая месса, а через несколько лет состоялась первая евангелическая служба – на немецком языке. Собор превратился в городскую лютеранскую кирху.
Некоторое время спустя рядом был построен корпус здания университета Альбертина.
После этого собор стал выполнять роль университетской церкви, южная его башня использовалась под Валленродскую библиотеку.
В 1558 году при соборе устраивают профессорскую усыпальницу, в которой стали хоронить преподавателей университета.
Последним нашел здесь вечный покой Иммануил Кант. Через 200 лет со дня его рождения с восточной стороны собора был установлен портик, посвященный философу.
В конце XVII века в соборе появился орган, а в 1888 году был привезен и установлен еще один.
Во время англо-американских бомбардировок 1945 года собор был сильно разрушен, на острове был сильный пожар. Люди тушили его собственными силами, однако спасти историческое убранство собора и большую часть жилых построек так и не удалось.
После окончания войны собор длительное время оставался в состоянии руин. Его не сносили только благодаря могиле Канта, которая расположена у его стен.
Первая попытка реставрации собора была предпринята в 70-е годы, но от нее было больше вреда, чем пользы. Был случайно разрушен фронтон северной башни и сильно испорчены напольные эпитафии.
Серьезно подошли к вопросу реставрации собора только в начале 90-х годов. Но и эти работы вызывают множество нареканий со стороны историков. Реставраторы восстановили собор, но не в точном соответствии с его предшественником довоенного времени.
В настоящее время Кафедральный собор является одним из украшений города и его символом.
Он недействующий. Регулярные службы здесь не проводятся, здание используется для проведения концертов органной музыки, для размещения экспозиций собора и музея Канта.
Но при соборе действуют православная и евангелическая часовни.
Первое богослужение здесь состоялось в Пасху 1992 года, в 1995 году состоялось общее богослужение православных, католиков и протестантов.
Могила Канта в Калининграде
У северо-восточной стороны собора находится мемориальная открытая галерея с колоннами. Она построена на месте захоронения немецкого философа – Иммануила Канта.
В профессорской усыпальнице в 1804 году был погребен прах Канта. В 1880 году над могилой была построена часовня, но в 1918 она была разрушена, и на ее месте была возведена галерея в виде колонного зала с кенотафом (саркофаг) на постаменте.
После бомбардировок в 1944 году могила Канта в Калининграде полностью уцелела, а собор был сильно разрушен, от него остались руины. В годы советской власти могила философа спасла собор от тотального разрушения.
В 1960 году мемориальная могила Канта становится объектом под особой охраной государства, в настоящее время это объект культурного наследия.
Надпись на могиле Канта очень скромная. Выгравировано его имя и годы жизни.
Могила Канта располагается в парковой зоне острова и является одной из самых известных достопримечательностей Калининграда.
Биография немецкого философа
Жизнь и деятельность великого философа тесно связаны с Кёнигсбергом, университетом, островом Кнайпхоф, где он и нашел вечное упокоение.
Иммануил Кант родился в Кёнигсберге в небогатой семье ремесленника в 1724 году. Окончив гимназию, он поступил в университет. Из-за смерти отца ему не удалось завершить учебу, он был вынужден на 10 лет стать домашним учителем.
В 1747 году опубликовал свою гипотезу происхождения Солнечной системы, которая актуальна и в настоящее время.
В 1755 году защитил диссертацию, это дало ему право преподавать в университете.
С 1755 по 1770 год преподает в университете математику, физику и философию.
Умер в 1804 году и похоронен был в профессорской усыпальнице Кёнигсбергского университета.
Музей Канта
Музей философа расположен на четвертом этаже Кафедрального собора, в нескольких выставочных залах представлены экспозиции: «Кант и его окружение», «Кант и Россия», «Мемориальный зал».
История жизненного пути немецкого философа представлена в мемориальном зале. Здесь можно узнать о его увлечениях, научной деятельности, трудах, людях, которые его окружали и которых он любил. В музее подробно рассказывается о местных масонах и обычаях масонских лож XVIII-XIX столетия. Окна музея украшены витражами с символикой масон.
В музее выставлены музейные экспозиции, которые рассказывают об истории острова Кнайпхоф (остров Канта), о Валленродтской библиотеке и Кёнигсбергском универстете, с которым тесно связана научная деятельность Канта.
Как добраться до острова Канта (Калининград)
Добраться до острова можно по Ленинскому проспекту или улице Октябрьской. К острову ведут два моста.
На автомобиле следует двигаться до адреса улица Октябрьская, дом 2.
До остановки «Рыбная деревня»:
До остановки СК «Юность»:
До остановки «Дом культуры моряков»:
Где находится могила Канта: как добраться?
Главным ориентиром в поиске могилы немецкого философа является Кафедральный собор. Могила находится у северо-восточного угла собора.
До могилы Канта можно добраться на машине, такси, общественном городском транспорте до моста Медового, перейти по мосту реку к Кафедральному собору.
Кроме острова Канта, где увековечена память о нем и где находится его мемориальная могила, в честь него в городе Калининграде установлены:
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Всегда под рукой
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Статистика
СМЕРТЬ И ЗАВЕЩАНИЕ КАНТА
В молодости Иммануил Кант говорил, что доживёт до 80 лет. За всю свою жизнь он никогда серьёзно не болел. Но когда философу исполнилось 79 лет и 6 месяцев, профессор слёг и уже не поправился. Умер Кант через четыре месяца — 12 февраля 1804 года. Перед смертью он сказал: «Es ist gut» («Это хорошо»).
Когда скончался Кант, траур в Кёнигсберге был всеобщий. 16 дней горожане нескончаемым потоком шли в дом на Королевской горе. Первоначально Иммануил Кант был похоронен в «профессорской усыпальнице» Кафедрального собора и стал последним, похороненным в ней. После Второй мировой войны собор был огромными руинами. Его не снесли только потому, что там был похоронен Иммануил Кант. Могила Канта была отреставрирована в 1996 году в числе первых работ по восстановлению Собора.
Сейчас могила Канта одно из самых посещаемых экскурсионных мест в Калининграде. Мы пришли к этому месту и попытались узнать, за что же люди ценят Иммануила Канта. Нам удалось поговорить с коллегой-юристом, а теперь и экскурсоводом Ольгой Станиславовной Шолмовой.
С основными идеями Канта я познакомился во время службы на флоте, где читал много философских книг. После службы хотел поступить на философский факультет ЛГУ, учился на подготовительном отделении. Поступал четыре раза, но безуспешно. Позднее узнал, что моя фамилия была в «чёрном списке». Однако я не сдался и посещал философский факультет вольнослушателем, где задавал вопросы преподавателям. «Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности», говорил Кант. Профессора принимали меня за студента 4-го курса.
Моя хорошая знакомая, студентка философского факультета ЛГУ, дала мне почитать книгу Канта «Критика чистого разума». Книга долгое время лежала у меня на полке, но прочитать её тогда я так и не смог.
Слова Канта о том, что его восхищает звёздное небо над головой и нравственный закон внутри, побуждало искать нравственный закон. И я его нашёл!
Когда в результате автокатастрофы я пережил состояние, близкое к смерти, то намеренно не стал читать философов и пытался сам осмыслить опыт смерти.
«Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность», — говорил Кант.
«Причина, почему представление о смерти не оказывает того действия, которое оно могло бы иметь, состоит в том, что нам, как существам по природе деятельным, вообще не полагается думать об этом».
«Дольше всего живут тогда, когда меньше всего заботятся о продлении жизни», — говорил философ.
Кант разработал собственную гигиену организма, что помогло ему дожить до преклонного возраста. Однако несмотря на тщательное слежение за здоровьем, организм 75-летнего философа начал ослабевать: сначала его покинула физическая сила, а затем стал мутнеть рассудок. Кант не мог читать лекции, он забывал слова. Философ пробовал написать сочинение «Система чистой философии во всей её совокупности», но не хватило сил.
Кант почти не общался со своими сёстрами и братьями. Встретив однажды на улице свою сестру Катарину Барбару (1731-1807), философ не узнал её. Однако перед смертью именно сестра ухаживала за Иммануилом.
На исходе жизни Кант был весьма состоятельным человеком и смог отблагодарить сестру в завещании. Также своему слуге Мартину Лампе, служившему философу тридцать лет, Кант тоже назначил пожизненную пенсию.
Завещание Канту помог составить Иоганн Фридрих Вигилантиус (1757-1823) — юрист, правительственный советник; он консультировал Канта по всем правовым вопросам.
Свои книги Кант завещал своему другу, профессору математики Иоганну Фридриху Гензихену (1759-1807).
13 февраля 1804 года «Королевская Прусская газета государства, войны и мира» напишет: «Кёнигсберг. 12 февраля. Сегодня в обед в 11 часов на 80-том году жизни здесь умер Иммануил Кант. Его заслуги в ревизии спекулятивной философии знает и ценит весь мир. Ему были присущи верность, благожелательность, порядочность, обходительность – но эту потерю можно по-настоящему почувствовать только в нашем городе, где благодарная память о покойном будет сохраняться ещё долго».
«Кажется, здесь было нечто большее. — писал репортёр, — они выразили свою признательность глашатаю прав человека, равенства перед законом, объединения человечества, мира на Земле и, быть может, самое важное, освобождения посредством знания».
Первоначально Кант был похоронен в «профессорской усыпальнице» Кафедрального собора в 1804 году. В 1880 году над могилой Канта была возведена часовня в стиле неоготики. К 200-летнему юбилею Канта в 1924 году на месте старой часовни по проекту Фридриха Ларса было возведено новое сооружение, выполненное в виде открытого колонного зала. Внутри зала стоит каменный гроб, который является кенотафом, останков Канта в нём нет, они покоятся глубже.
После Второй мировой войны могила Канта после войны и надписи на ней напоминали здание Рейхстага.
Сейчас в здании Кафедрального собора находится музей Иммануила Канта. Идея создать музей возникла в начале 70-х годов ХХ века на кафедре философии и научного коммунизма Калининградского государственного университета. В 1995 году Музей был открыт в здании университета.
После восстановления Кафедрального собора на верхних этажах был устроен музей, в который вела средневековая лестница. Несколько комнат музея были посвящены Иммануилу Канту. Сюда были перенесены экспонаты из музея университета. Там же размещена воссозданная «библиотека Валленродта» с уцелевшими книгами и резными украшениями.
Памятник Иммануилу Канту был отлит из бронзы в Берлине Карлом Гладенбеком по проекту Христиана Даниэля Рауха в 1857 году. Однако был установлен напротив дома философа в Кёнигсберге только в 1864 году, так как денег, собранных жителями города, оказалось недостаточно.
В 1885 году в связи с перепланировкой города памятник был перенесён к зданию университета. В 1944 году скульптура была спрятана от бомбёжек в имении графини Марион Денхофф, но впоследствии утрачена. В начале 1990-х годов графиня Денхофф пожертвовала крупную сумму на восстановление памятника.
Новая бронзовая статуя Канта, отлитая в Берлине скульптором Харальдом Хааке по старой миниатюрной модели, была установлена 27 июня 1992 году в Калининграде перед зданием Университета (бывшей Альбертины).
После победы России в Семилетней войне (1756-1763) Иммануил Кант несколько лет был российским подданным. В январе 1758 года Кёнигсберг был занят русской армией. 24 января 1758 года весь город присягнул на верность российской императрице. В каждой городской кирхе пастор зачитывал немецкий текст присяги, присутствовавшие повторяли его, затем скрепляли клятву собственноручной подписью. Вместе с преподавателями университета принёс присягу и доцент Кант. Как и все, он обязался «быть верным и покорным всесветлейшей и великодержавнейшей императрице всех россиян Елизавете Петровне».
Сохранилось прошение Канта на имя императрицы Елизаветы, с просьбой назначить его заведующим кафедры логики и метафизики Университета. Однако до императрицы прошение, похоже, не дошло.
Когда российская армия стояла в Кёнигсберге и ещё «непрофессор» Иммануил Кант преподавал российским офицерам военную архитектуру, пиротехнику и другие дисциплины. Лекции Канта по фортификации посещал и Александр Васильевич Суворов.
В 2018 году жителям Калининградской области предложили проголосовать за имя для аэропорта «Храброво». Один из руководителей штаба Балтфлота призвал моряков не голосовать за Иммануила Канта, назвав его «предателем родины», «негоже аэропорту носить имя чужестранца», и предложил отдать свой голос за маршала Александра Василевского. Выступающий считал, что никто из его слушателей никогда не читал Канта и читать его не будет.
«…Говоря о Канте, все говорят Кант, Кант там ещё чего-то — этот человек предал свою родину, который унижался и на коленях ползал, чтобы ему дали кафедру, понимаете, в университете — чтобы он там преподавал, писал какие-то непонятные книги, которые никто из здесь стоящих не читал и никогда читать не будет, а мы как люди военные, понимаете, люди имеющие отношение к вооружённым силам, к Балтийскому флоту должны помнить, благодаря кому мы находимся вообще сейчас здесь. Благодаря кому существует Балтийский флот. В Балтийске, в Калининграде наши суда стоят. Кто штурмовал вот этот город Балтийск под названием Пиллау и жизни здесь свои положил, понимаете…»
Долгое время в интернет-голосовании за имя для калининградского аэропорта «Храброво» лидировал философ Иммануил Кант. Позже на фоне заявлений, что Кант оскорбляет ветеранов Великой Отечественной войны, на первое место вышла императрица Елизавета Петровна.
Голосование завершилось 1 декабря. По данным на 30 ноября, у императрицы Елизаветы 49100 голосов, у Александра Василевского 39284 голоса, у Иммануила Канта 39018 голосов, у Ивана Черняховского 16541 голос.
Конечно, многие понимают, что исторически Калининградская область это земля германская — восточная Пруссия. Но это не повод пересматривать итоги Второй мировой войны.
Да, немцы много денег вкладывают в реконструкцию и восстановление исторических памятников; спасибо им за это. Но нужно понять и тех, кто погиб, освобождая город от фашизма.
26 ноября неизвестные облили краской памятник Канту, могилу философа на Острове и мемориальную табличку на Ленинском проспекте. Вандалы также разбросали листовки с надписями «Кант предал русскую землю».
Возможно, философу припомнили слова, которые он произнёс после того, как русские войска покинули Кёнигсберг: «Русские — наши главные враги». (или «русские были нашими главными врагами»).
Завещанием Канта можно считать его работу «К всеобщему миру» и ответ на вопрос «Что такое просвещение». Эссе «Что такое Просвещение?» было опубликовано в 1974 году в выпуске «Берлинского ежемесячного журнала».
«Просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого, — писал Кант. — Несовершеннолетие по собственной вине – это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого.
Sapere aude! – имей мужество пользоваться собственным умом! – таков, следовательно, девиз Просвещения».
Русский историк Николай Михайлович Карамзин в книге «Письма русского путешественника» 1789-1790 годы вспоминал: «Вчерась же после обеда был я у славного Канта, глубокомысленного, тонкого метафизика. Я не имел к нему писем, но смелость города берёт — и мне отворились двери в кабинет его».
«Я по своей склонности исследователь, — говорил о себе Кант. — Я испытываю огромную жажду познания, неутолимое беспокойное стремление двигаться вперёд или удовлетворение от каждого достигнутого успеха».
«Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них — это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне».
«Как бы ни близка или как бы ни далека была цель моей жизни, я буду всё же по окончании своего поприща доволен, если осмелюсь льстить себя надеждой на то, что то, чему положили начало мои скромные усилия, будет всё более приближаться к завершению умелыми целеустремлённо и усердно работающими над совершенством мира людьми».
«Было время, когда я думал, что всё это может сделать честь человеку, и я презирал чернь, ничего не знающую. Руссо исправил меня. Указанное ослепляющее превосходство исчезает; я учусь уважать людей и чувствовал бы себя гораздо менее полезным, чем обыкновенный рабочий, если бы не думал, что данное рассуждение может предать ценность всем остальным, устанавливая право человечества».
«. перед простым, скромным гражданином, в котором я вижу столько честности характера, сколько я не сознаю и в себе самом, склоняется мой дух. »
«Совершенно нелепо говорить: вы должны любить других людей. Следовало бы скорее сказать: у вас есть все основания любить своего ближнего, и это справедливо даже в отношении ваших врагов».
«Человек не принимает участия в счастье или несчастье других до тех пор, пока сам не почувствует себя удовлетворённым. Сделайте поэтому так, чтобы он был доволен немногим, и вы создадите добрых людей; иначе всё будет напрасно».
«Дайте человеку всё, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это всё — не есть всё».
«Является ли человек по своей природе добрым или злым? И ни то, и ни другое, ибо по природе своей человек существо вовсе не морально; он лишь становится таковым, когда его разум поднимается до понятий долга и закона».
«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».
«Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».
«Законы должны устанавливаться не по прихоти властей, а отражать закономерности человеческого общества и человеческой природы.
— Наши законы — всего лишь правила поведения. Они устанавливаются на основе представлений о необходимом и целесообразном, исходя из перспектив развития общества.
— А если эти перспективы ложные? Вдруг не туда идём? Чего хочет человек? И что есть человек? Какие нужны законы: законы братства, любви, взаимовыручки или закон силы, главенство своего брюха?
— Закон — это воля большинства!
— А если я оказался в меньшинстве? И что есть благо для человека? Что, вообще, есть благо? Разве мы знаем? А если не знаем, то как можем устанавливать то, в необходимости чего сомневаемся?
— Благо — это спокойствие и порядок, а законы служат поддержанию стабильности и порядка.
— Только вот почему-то войны составляют бóльшую часть истории человечества, преступность неуклонно растёт, а о маньяках-убийцах говорят с бóльшим интересом, нежели о святых. Зло гораздо привлекательнее, чем добродетель, во всяком случае, для большинства. А ведь именно это большинство устанавливает законы.
— Ты отказываешь в разумности большинству?
— Скажем так, я сомневаюсь. И потому предпочитаю свободу.
— Свобода, независимость… — иллюзия, чушь! Все мы от кого-нибудь или от чего-нибудь зависим. К тому же, человеческую свободу необходимо ограничить, иначе никаких свобод вообще не будет. Свобода существует в рамках закона; это тебе не вольность. Безграничная свобода только вредит. Человек страдает от свободы, ему нужен порядок. Стремление к подчинению в природе человека. — Депутат многозначительно поднял вверх палец. — Человеку нужна власть, чтобы ограничить его разрушительные инстинкты. И потому закон необходим, он благо.
— Да, когда справедлив. Но ведь вы часто принимаете несправедливые законы.
— Что ж поделать: то, что справедливо, не всегда выгодно экономически и политически. Не могут быть законы справедливыми для всех. Но ведь, согласись, это лучше, чем совсем без законов.
— Однако не на все случаи жизни можно найти соответствующий закон. Как же поступать в такой ситуации?
— Поступать нужно разумно, в соответствии с нравственностью и справедливостью. Совершенных законов, вообще, не существует.
— Не делай другому того, чего себе не желаешь, не убий, не кради, не прелюбодействуй… — разве это не совершенный закон?
— Божественные законы людьми не соблюдаются. Разве это возможно, соблюдать заповеди?! Нет любви, нет. Её выдумали поэты. Люди живут инстинктами. Человек — животное! Все хотят сделать человека лучше, а он не может, не может! В реальности правят другие законы. Право силы — вот реальное право. А добро, справедливость, любовь — это всё. Оглянись вокруг! Развязавшие войну так называемые цивилизованные нации наплевали на ими же установленные законы, а про божественные даже не вспоминают; они убивают, потому что им это выгодно. Выгодно!»
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
После реконструкции Кафедрального собора, в начале XXI века стали восстанавливать старинный орган. Сегодня он самый крупный в России. Состоит из современного и старинного органа, которые связаны между собой. Я люблю органную музыку, и мы, конечно же, пошли послушать уникальный орган.
В XXI веке Кант пережил второе рождение в качестве чат-бота, имеет даже свой телеграмм-канал и присуждает премии лучшему просветителю.
P.S. Читайте продолжение в моих статьях: «Моральный закон Канта», «Кант и его доказательство Бога», «Философия Канта и современность». Выражаю признательность Ольге Станиславовне Шолмовой за беседу и предоставленные материалы.
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
4\ Всё есть любовь.
А в чём Вы видите ЗАВЕЩАНИЕ ИММАНУИЛА КАНТА?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – https://www.nikolaykofyrin.ru
Процитировано 4 раз
Понравилось: 10 пользователям