Что написано на могиле есенина

Драма Есенина и два креста Талькова: какие тайны хранит Ваганьковское кладбище

Что написано на могиле есенина

«Звездный» некрополь: какие тайны хранит Ваганьковское кладбище

История столичных кладбищ насчитывает сотни тайн и легенд. Перезахоронения, при которых исчезали головы покойников, зашифрованные надписи на памятниках, скандинавские метки и пуленепробиваемые колпаки для надгробий.

Сетевое издание m24.ru запустило проект, в рамках которого вы узнаете об истории, легендах и современном состоянии столичных кладбищ. В первом материале мы рассказали о Новодевичьем кладбище, на очереди – не менее известное и легендарное Ваганьковское.

Официально история Ваганьковского кладбища началась почти 250 лет назад, когда в Москве разразилась эпидемия чумы. Императрица Екатерина II издала указ о том, что хоронить всех чумных будут за пределами города.

До начала XX века на Ваганьковском находили последний приют небогатые люди – крестьяне и мещане, а также мелкие чиновники и отставные военные. И только в начале прошлого века здесь стали появляться могилы людей, оставивших след в истории.

Сергей Есенин, Владимир Высоцкий, Игорь Тальков, Булат Окуджава, Василий Аксенов, Леонид Филатов, Лев Яшин. Ваганьковское кладбище – настоящий «звездный» некрополь. Люди приходят сюда, как на экскурсию, – посмотреть памятники и вспомнить любимого артиста, поэта или спортсмена.

Здесь также много братских могил. Например, в дальнем углу кладбища похоронены жертвы массовой давки на Ходынском поле, происшедшей в мае 1896 года в дни коронации императора Николая II. Революционер Бауман, чьи похороны большевики превратили в грандиозную демонстрацию и использовали для подготовки восстания, тоже покоится на Ваганьковском кладбище, а рядом с ним – легендарный матрос Железняк.

Памятник без могилы

В отдалении от центральной аллеи кладбища покоится супруга театрального режиссера Всеволода Мейерхольда, актриса Зинаида Райх и ее дети от брака с Сергеем Есениным Константин и Татьяна.

На памятнике также есть надпись «Всеволод Эмильевич Мейерхольд», хотя прах режиссера находится на кладбище московского крематория у Донского монастыря. Супруги погибли при трагических обстоятельствах – Мейерхольда расстреляли за «контрреволюционную деятельность», а Райх была убита неизвестными лицами вскоре после ареста мужа.

Памятник на могиле Райх был установлен внучкой Мейерхольда Марией Валентей в 1956 году, когда она еще не знала обстоятельств гибели деда. Подлинное место захоронения режиссера стало известно лишь в 1987 году.

Что написано на могиле есенина

Фото: m24.ru/Игорь Иванко

«В этой могиле для меня все самое дорогое»

Что написано на могиле есенина

Фото: m24.ru/Игорь Иванко

Вдохновение поэтов и слезы Влади

Вокруг похорон Владимира Высоцкого ходило много слухов. Якобы его планировали похоронить в дальнем углу, но директор – большой поклонник творчества артиста – выделил место прямо у входа. Также говорили, что до Высоцкого на этом месте был похоронен другой человек, останки которого незадолго до смерти барда перевезли в Сибирь, на малую родину.

Чтобы проводить Высоцкого в последний путь, на кладбище собралось столько людей, что многим пришлось забираться на ограды и деревья. Есть мнение, что памятник дарует вдохновение поэтам и музыкантам.

На памятнике Высоцкий изображен в полный рост, стянутый полотном, что навевает мысли о его непростых отношениях с цензурой. Над головой – гитара, напоминающая нимб, за которой «прячутся» головы коней. Образы этих животных были использованы неслучайно: лейтмотивом памятника стала трагическая и надрывная песня Высоцкого «Кони привередливые».

Супруге Высоцкого Марине Влади памятник не понравился до такой степени, что, увидев его, она расплакалась. «Наглая позолоченная статуя, символ социалистического реализма», – это был ее отзыв.

Что написано на могиле есенина

Фото: m24.ru/Игорь Иванко

Два креста Талькова

За несколько лет до смерти поэт и композитор Игорь Тальков, гуляя в парке «Коломенское», нашел крест, упавший с одного из куполов церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи. Музыкант решил забрать крест домой, чтобы потом вернуть его в церковь, когда ее начнут реставрировать. Сделать это он так и не успел.

Сейчас на могиле Талькова установлен большой бронзовый крест, выполненный в старославянском стиле. На памятнике выгравирована строчка из его песни: «И поверженный в бою, я воскесну и спою».

Что написано на могиле есенина

Фото: m24.ru/Игорь Иванко

Рассказывают, что одна фанатка решила захоронить себя рядом с любимым певцом. Вырыла рядом яму, придумала конструкцию, чтобы ее сразу накрыло землей… К счастью, девушку удалось спасти.

Веселый клоун с грустными глазами

Знаменитый клоун-мим умер в 37 лет от разрыва сердца. В Москве стояла июльская жара, все было в дыму от торфяных пожаров. Енгибарову стало плохо. Во время одного из приступов он попросил у матери принести ему холодного шампанского. Сердце клоуна не выдержало, и у он умер. Когда Енгибарова хоронили, в столице начался проливной дождь.

Памятник изображает артиста с зонтиком в руке. «Веселый клоун с грустными глазами под дырявым зонтом» – один из любимых образов Енгибарова на манеже.

Что написано на могиле есенина

Фото: m24.ru/Игорь Иванко

Айсберг для Абдулова

Памятник актеру Александру Адбулову, скончавшемуся от рака легких в 2008 году, выполнен в стиле конструктивизма. Представляющий собой глыбу серо-белого гранита, над которой возвышается белый мраморный крест, памятник напоминает айсберг.

В глыбу вмонтирована плита с изображением Абдулова в роли Ланцелота из фильма «Убить дракона», а буквы имени актера сделаны в виде лестницы. Инициаторами возведения этого памятника стали жена Абдулова, его друзья и близкие.

Что написано на могиле есенина

Фото: m24.ru/Игорь Иванко

Дети Норд-Оста

Рядом с колумбарием похоронены двое юных артистов мюзикла «Норд-Ост» – 13-летний Арсений Куриленко и 14-летняя Кристина Курбатова, ставшие жертвами террористического акта на Дубровке в 2002 году.

Их родители захотели, чтобы два гроба лежали рядом друг с другом. Над белыми памятниками трогательно склоняются ветви березы, будто охраняющие покой уснувших навсегда детей.

Что написано на могиле есенина

Фото: m24.ru/Игорь Иванко

Также читайте интервью со смотрителем Ваганьковского кладбища.

Источник

Чтение стихов на могиле Есенина

Могила Есенина. А на ней всегда, в любую погоду, русские люди. Я тоже тогда, в 70-х, в начале 80-х годов, часто ходил на Ваганьковское кладбище, на его могилу. Помнится, пили два или три дня, в выходные – пятницу вечером, субботу и воскресенье на квартире Андрея Петрова. Сам Андрей Петров, я, его закадычный друг, уже забыл, как его звали, потом ещё друзья, один по кличке Голова, и ещё два-три человека из их компании. Помнится, я ещё им читал стихи, незадолго до этого написанные, стихи о нас неприкаянных молодых русских людях того времени, жизнь которых текла по нескончаемой линии: в понедельник с тяжелого похмелья выходим на работу, тянем до пятницы, в пятницу прямо с работы бежим в ближайший гастроном, закупаем портвейна, и на квартиру Андрея Петрова. Его отец и мать в то время работали заграницей, чуть ли не во Франции, а может в Бельгии, и квартира Андрея была полностью в нашем распоряжении. Там мы и пили и гуляли, с вечера пятницы. Там я, выпив стакана два портвейна и придя в себя, читал им свои, посвящённые им же стихи. Помню, там была такая строчка:

Помнится, ещё в тот раз там была группа из трёх интеллигентных русских женщин и одного средних лет мужчина. Одеты они были, как и все тогда, стандартно бедно. Все в чём-то серовато-чёрном. На нём, как сейчас помню, было серое пальто и серая же или может быть чёрная заячья ушанка. Помню, он достал из сумки, которую держала одна из женщин, бутылку портвейна «Три семёрки», снял с веточки гранёный стакан. Налил сначала себе. Выпил его большими глотками – помню ещё, как ходил вверх-вниз его кадык. Повесил стакан обратно на веточку и, помолчав, начал читать. Я с похмелья ещё не совсем пришёл в себя, и сначала не слышал его чтения. Но потом начал различать:

Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий, ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь.
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Очень хорошо читал этот мужик в сереньком пальтишке. И лицо у него было русское и благородное. И голос – красивый, сильный баритон. Я начал слушать внимательно:

Устал я жить в родном краю
В тоске по гречневым просторам.
Покину хижину мою,
Уйду бродягою и вором.

Весной и солнцем на лугу
Обвита желтая дорога,
И та, чье имя берегу,
Меня прогонит от порога.

И вновь вернуся в отчий дом,
Чужою радостью утешусь,
В зеленый вечер под окном
На рукаве своем повешусь.

Седые вербы у плетня
Нежнее головы наклонят.
И необмытого меня
Под лай собачий похоронят.

А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам.
И Русь все так же будет жить,
Плясать и плакать у забора.

Надо же! Ведь никто так не писал о своей Родине, и своём народе. Как точно всё схвачено! Да, надо быть одним из них, из крестьян, из русских, чтобы так без прикрас писать о своих. А мужик читал дальше:

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Перстень счастья ищущий во мгле,
Эту жизнь живу я словно кстати,
Заодно с другими на земле.

И с тобой целуюсь по привычке,
Потому что многих целовал,
И, как будто зажигая спички,
Говорю любовные слова. …

Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Синь очей утративший во мгле,
И тебя любил я только кстати,
Заодно с другими на земле.

И без перехода, дальше:

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот — и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной, —

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Теперь обычно читают:

Да! Теперь решено. Без возврата
Я покинул родные поля.
Уж не будут листвою крылатой
Надо мною звенеть тополя.

Низкий дом без меня ссутулится,
Старый пес мой давно издох.
На московских изогнутых улицах
Умереть, знать, судил мне Бог.

Я люблю этот город вязевый,
Пусть обрюзг он и пусть одрях.
Золотая дремотная Азия
Опочила на куполах.

А когда ночью светит месяц,
Когда светит. черт знает как!
Я иду, головою свесясь,
Переулком в знакомый кабак.

Шум и гам в этом логове жутком,
Но всю ночь, напролёт, до зари,
Я читаю стихи проституткам
И с бандюгами жарю спирт.

Сердце бьется все чаще и чаще,
И уж я говорю невпопад:
Я такой же, как вы, пропащий,
Мне теперь не уйти назад.

Низкий дом без меня ссутулится,
Старый пес мой давно издох.
На московских изогнутых улицах
Умереть, знать, судил мне Бог.

Я очень давно, ещё в тех годах, которые здесь описываю, то есть в начале 80-х годов ХХ-го века, заметил, что это «кабацкое» стихотворение удивительно созвучно с известными стихами Франсуа Вийона:

И конечно, вот это Вийоновское – воровское:

Страшная и трудная была жизнь у Сергея Есенина. А кругом как волки рыскали лютые его враги. И один из них, кстати, гонитель и Михаила Булгакова, цареубийца Лев Сосновский писал в статье «Развенчивайте хулиганство»:

«В этом жирном логове формируется идеология Есенина, которого (не с похмелья ли?) нарекли «великим национальным поэтом» и вывесили плакат без всякого протеста со стороны коммунистов, руководителей Дома Печати… Только теперь спохватились, что с есенинщиной надо бороться. Уже прошёл первый угар, вознесший этого свихнувшегося неудачника чуть ли не в великие национальные поэты …»

Но мы тогда, стоя похмельные у его могилы и слушая, как мужик в сером пальтишке читает нам безсмертные строки, мы тогда не знали, что его убили. Мы действительно, думали, что он сам расквитался с жизнью, не выдержал ужас окружающего чекизма, НЭПа и Совдепии. Помню, я опустил голову, и слушал, слушал… А потом мы ещё пили портвейн вместе с чтецом и куда-то ещё шли, потом снова пили, потом куда-то ехали, потом все вместе вернулись в андрееву квартиру, и снова наш артист – а он оказался профессиональным артистом, – читал:

А мы все, довольно много русских людей, стояли вокруг и как завороженные слушали воркование этих двух старых евреев. Один из них, как я узнал позже, и был отцом этой самой Натальи Смоковницыной. Я тогда ещё несколько удивился, когда этот лысый еврей подошёл к ней, и что-то шепнул ей на ухо. Она кивнула ему, а затем кивнула на меня. Он посмотрел на меня и приветливо улыбнулся.

А Дьявол и его служители приходили ко многим талантливым людям. Чтобы подписать с ними Договор. Как с Фаустом. Реальным доктором Иоганном Фаустусом из народной немецкой книги Шписа, или с Фаустом олитературенном, из трагедии Гёте «Фауст», или из романа Томаса Манна «Доктор Фаустус» – о сумасшедшем композиторе Адриане Леверкюне. Да, мало ли. Ведь многого мы не знаем. Ведь и к художникам он приходил. Врубель даже запечатлел его образ в виде одинокого страдающего Демона, а потом в виде Демона поверженного, который заломив руки за голову, несётся по волнам бушующего моря. Ещё одним художником, к кому приходил Дьявол, был Франсиско Гойя.

В интернете так и читаем:
« Ещё одним ярчайшим живописцем, который запечатлел мрачные образы, являвшиеся ему на фоне устрашающих галлюцинаторных переживаний, был испанский художник Франсиско Гойя. Созданная им в период болезни серия гравюр «Капричос» оставляет неизгладимое впечатление от изображенного, приоткрывая дверь в потайные уголки сознания Гойи. Название одной из гравюр, ставшее известным афоризмом, указывает на источник художественных образов этой серии: «Сон разума рождает чудовищ».

Гравюры созданы Гойей, когда он страдал от мучительных головокружений, обмороков, потери зрения. Это тоже наложило свой отпечаток на содержание сюжетов, большинство из которых имеют демонологическую природу. 80 гравюр из серии «Капричос», опубликованные в 1799 г, отразили начальный этап развивающейся болезни художника. Как задумывал сам Гойя, «Капричос» должны были сатирически изображать общественную жизнь. Художник хотел высмеять различного рода суеверия и обычаи. Однако те фантастические существа и сюжеты, которые начал изображать Гойя, зачастую вообще не поддаются интерпретации, находясь на грани художественного реализма и ирреального восприятия действительности человеком в состоянии измененного сознания. »

3. «Постой паровоз, не стучите колёса» (=Калина красная=)

Тогда, конечно, я ничего не понимал. Вокруг была наша серая социалистическая жизнь, изо дня в день, изо дня в день. И никаких интересных дел, давно уже в этой жизни не было. Помню, рыжий вор Толич под гитару любил петь:

Вчера вечером, в пятницу, 11 января 2019 года, где-то в 22.00 по центральному каналу, почему-то вдруг показали «Калину красную». И там, на фоне исповеди и страданий Шукшина, играла именно эта мелодия. Но без слов. Но кто знал слова, тот сразу их вспомнил. А я, не раз слышавший эту песню в исполнении Толича – слова знал хорошо. Впрочем, у этой, как и у любой тюремной песни, много вариантов. Вот одни из них:

Постой, паровоз, не стучите, колеса,
Кондуктор, нажми на тормоза.
Я к маменьке родной с последним поклоном
Спешу показаться на глаза.

Не жди меня, мама, хорошего сына.
Твой сын не такой, как был вчера.
Меня засосала опасная трясина,
И жизнь моя — вечная игра.

Постой, паровоз, не стучите, колеса.
Есть время взглянуть судьбе в глаза.
Пока еще не поздно нам сделать остановку,
Кондуктор, нажми на тормоза.

А ещё в народе бытует и полная версия строк этого произведения:

Постой, паровоз, не стучите, колёса,
Кондуктор, нажми на тормоза.
Я к маменьке родной с прощальным поклоном
Спешу показаться на глаза.
Я к маменьке родной с прощальным поклоном
Спешу показаться на глаза.

Не жди меня, мама, хорошего сына,
Твой сын не такой, как был вчера.
Меня засосала опасная трясина,
И жизнь моя — вечная игра.
Меня засосала опасная трясина,
И жизнь моя — вечная игра.

А если посадят меня за решётку,
В тюрьме я решётку пробью,
И пусть луна светит своим продажным светом,
А я всё равно убегу.
И пусть луна светит своим продажным светом,
А я всё равно убегу.

А если заметит тюремная стража,
Тогда я, мальчишечка, пропал.
Тревога и выстрел, и вниз головою
Под стену тюремную упал.
Тревога и выстрел, и вниз головою
Под стену тюремную упал.

Я буду лежать на тюремной кровати,
Я буду лежать и умирать.
И вы не придёте, любезная мамаша,
Меня перед смертью целовать.
И вы не придёте, любезная мамаша,
Меня перед смертью целовать.

Летит паровоз по долинам и взгорьям,
Летит он неведомо куда.
Я к маменьке родной, больной и голодной,
Спешу показаться на глаза.
Я к маменьке родной, больной и голодной,
Спешу показаться на глаза.

Постой, паровоз, не стучите, колёса,
Есть время взглянуть судьбе в глаза.
Пока ещё не поздно нам сделать остановку,
Кондуктор, нажми на тормоза.
Пока ещё не поздно нам сделать остановку,
Кондуктор, нажми на тормоза…

Но я слышал всё это в настоящем «тюремном» исполнении. И там слова были такие:

Постой, паровоз, не стучите, колёса,
Кондуктор, нажми на тормоза
Я к маменьке родной с прощальным поклоном
Спешу показаться на глаза.

Не жди меня, мама, хорошего сына,
Но жди меня жулика, вора.
Меня засосала опасная трясина,
И жизнь моя — вечная тюрьма.

А если посадят меня за решётку,
В тюрьме я решётку пробью,
И пусть луна светит своим продажным светом,
А я всё равно убегу.

А если заметит тюремная стража,
Тогда я, мальчишечка, пропал.
Тревога и выстрел, и вниз головою
Под стену тюремную упал.

Я буду лежать на тюремной кровати,
Я буду лежать и умирать.
И вы не придёте, любезная мамаша,
Меня перед смертью целовать.

Летит паровоз по долинам и взгорьям,
Летит он неведомо куда.
Я к маменьке родной, больной и голодной,
Спешу показаться на глаза.

Постой, паровоз, не стучите, колёса,
Есть время взглянуть в её глаза.
Пока ещё не поздно нам сделать остановку,
Кондуктор, нажми на тормоза.

Много таких русских тюремных песен я слышал. Слышали их чуть ранее и Шукшин и Рубцов.

Я в ту ночь позабыл
Все хорошие вести,
Все огни и призывы
Из родимых ворот.

Я в ту ночь полюбил
Все тюремные песни,
Все запретные мысли,
Весь гонимый народ…

И обоих убили. И Рубцова, и Шукшина – за этот вот «Весь гонимый народ».

И Есенина убили за это же. За то, что критика девятнадцатого века называла: «народностью». А я и подзабыл уже «Калину красную». И вдруг цветные кадры прерываются и идут чёрно-белые, документальные. Показывают сцену из лагерного клуба, и крупным планом наголо обритый русский парень поёт есенинское «Письмо к матери»:

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

Все они – и Есенин, и Шукшин, и Рубцов ничего не выдумывали. Они просто писали (снимали) то, что видели и знали. Вот она Россия! Восемнадцатилетний парень со сцены лагерного клуба безо всякой блатной рисовки, невероятно проникновенно поёт «Письмо к матери».

А потом показывают зал слушателей. Остриженные слушатели по 15-ть – 18-ть лет от роду. Какие потрясённые лица, какие серьёзные глаза… Сидят ребята – тянут срока. В серых робах, и у каждого на робе белый квадратик. И на нём номер… И срока – 3 года, 5 лет, 7 лет, 10 лет… Какие серьёзные лица, какие глаза! Такие вот глаза были на полотнах средневековых русских иконописцев, или, опять же, средневековых европейских художников. И те и другие понимали тайну земного Бытия. А ведь поёт этот обритый паренёк не под гитару, а один стоит на сцене, и поёт, что называется, а капелла – передавая всем, голосом, интонацией, лицом, глазами – суть этого невероятно русского письма. И сколько их, таких вот сидело и во время Есенина, и во время Шукшина с Рубцовым, и позже, в наше время: конец 60-х-70-х – начала 80-х годов ХХ века, когда мы с Толичем бродили по дворам Кутузовского проспекта и Филей, и он перебирая струны гитары пел:

Но как бы там ни было, а они всё буду твердить: Есенин и Шукшин умерли от пьянства. И Рубцов погиб в пьяной драке с женой – случайно. Жалко их, конечно, но что делать, если русские люди такие слабые. Чуть что, и в петлю. И никто их уже не может остановить. Ибо пьют, пьют и пьют. И начинается белая горячка, и приходят разные видения: черт приходит, и садится на кровать.

Так, путая стихи Есенина, и при этом ещё и картавя, вещал и декламировал на могиле Есенина старый еврей – как я потом узнал, – отец филологини из МГУ, кандидата филологических наук – Натальи Смоковнициной.

Источник

Как выглядят могилы Есенина, Талькова и других знаменитостей, ради которых поклонники готовы были умереть

Teleprogramma.pro побывала на Ваганьковском кладбище и собрала истории о любви и смерти Сергея Есенина, Игоря Талькова, Олега Даля и Юрия Богатырева.

Что написано на могиле есенина

Памятник Сергею Есенину на Ваганьковском кладбище. Фото: Ольга Храбрых/ Teleprogramma.pro

Недавно в прокат вышел новый фильм Ренаты Литвиновой «Северный ветер», уже удостоившийся высоких похвал зрителей и кинокритиков. Эта картина посвящена главным темам многих произведений художников всех мастей – любви и смерти. И действительно, эти два явления человеческой жизни – неразделимы и часто идут рука об руку.

За пронзительными историями о большой страсти мы отправились на… Ваганьковское кладбище. Многие памятники хранят легенды о выдающихся людях, похороненных здесь: Владимире Высоцком, Игоре Талькове, Андрее Миронове, Булате Окуджаве, Римме Казакововой, Петре Фоменко… И конечно, об их любви, которая оказалась сильнее смерти.

Одно из самых знаменитых мест Ваганьковского кладбища – это памятник поэту Сергею Есенину. Монумент, созданный из каррарского мрамора известным скульптором Анатолием Бичуковым, возведен на высокий пьедестал.

Он изображает поэта, который скрестил руки на груди и словно улыбается всем приходящим к его последнему пристанищу. Возле могилы — несколько букетов цветов, укрытых пушистым снегом. Чуть поодаль можно увидеть скромный черный крест – это могила журналистки Галины Бениславской – поклонницы, помощницы и друга Сергея Есенина. Она застрелилась ровно через год после ухода классика, поскольку так и не смогла смириться с жизнью без него.

Композиция, состоящая из двух памятников, словно передает характер взаимоотношений поэта и его верной почитательницы. Один памятник – яркий и монументальный, каким и был сам Есенин, а другой — неприметный, словно прячущийся в тени. Так и Галина Бениславская также находилась в тени фееричного гения Есенина, но неизменно рядом…

Впервые Галя увидела поэта в 1920 году в Зале Большой консерватории. Впечатлительную и вдумчивую Бениславскую просто поразили талант, темперамент и энергетика Сергея Есенина.

Что написано на могиле есенина

Кадр из сериала «Есенин». Сергей Безруков в роли Сергея Есенина и Ксения Раппопорт в роли Галины Бениславской

Потом она стала встречать его в московском поэтическом кафе «Стойло Пегаса», а через пару месяцев они познакомились лично. Знакомые Бениславской говорили, что рядом с ним она преображается, буквально светится изнутри. Они много времени проводили вместе, но Есенин относился к Гале, скорее, как друг. Женитьба Есенина на знаменитой танцовщице Айседоре Дункан и его последующий отъезд в Америку стали большим ударом для Бениславской.

Психическое здоровье Гали сильно пошатнулось, и она проходила курс лечения в санатории, в Покровском-Стрешневе. А затем, чтобы начать новую жизнь, Галина устроилась на работу в редакцию газеты «Беднота». Там ее заприметил один из сотрудников коллектива Сергей Покровский, Галина даже пробовала с ним встречаться. Но это был всего лишь самообман. Погасить свои настоящие чувства она так и не смогла. А книгу Есенина «Пугачев» с дарственной надписью «Галине, виновнице некоторых глав «Пугачева» хранила всю жизнь.

Что написано на могиле есенина

Могила Сергея Есенина. Фото: Ольга Храбрых / Teleprogramma.pro

В 1923 году Сергей Есенин снова вернулся в Россию. Поскольку жить ему было негде, он поселился в доме у Галины Бениславской. А она и была рада служить кумиру и опять решала все вопросы с издательствами, искала Есенина по кабакам, вытаскивала его из цепких объятий друзей, любивших выпить за счет поэта.

Потом Сергею вздумалось жениться на внучке Льва Толстого Софье, что снова ввергло Галину в отчаяние. Она пробовала забыть Есенина, хотела ответить на ухаживания сына Льва Троцкого, который в тот период был влюблен в Галину. Но все оказалось безуспешно. И во второй раз Галина Бениславская оказалась в психиатрической клинике, где пролечилась некоторое время.

Вскоре после гибели поэта Галина завершила все бумажные дела, связанные с сохранением его памяти, издала книгу воспоминаний. А ровно через год совершила самоубийство на Ваганьковском кладбище, где он захоронен. Впоследствии очевидцы того периода найдут записку: «В этой могиле для меня самое дорогое…»

Вот так трагическим образом и исполнилась мечта Галины Бениславской – оказаться рядом с человеком, которого она любила всю жизнь. Пусть и в другом мире, где срок настоящей любви – вечность!

Женщина, которая всю жизнь любит Игоря Талькова и посвящает ему стихи

Судьбу Галины повторили две школьницы, которым все-таки удалось свести счеты с жизнью прямо на могиле певца Игоря Талькова.

А вот одну из поклонниц Игоря, которая любила его не меньше, чем Бениславская – Есенина, удалось спасти. Убийство музыканта на концерте в Санкт-Петербурге в 1991 году стало большим эмоциональным потрясением для девушки. И она решила похоронить себя рядом с ним. Вырыла яму и уже приготовилась, что ее засыплет землей. Но, к счастью, несчастную влюбленную спасли.

Что написано на могиле есенина

Игорь Тальков. Фото: Олег Рукавицын/ КП

Глядя на захоронение рок-музыканта, возникает ощущение, что интерес к нему не ослабевает и после смерти. Оно представляет собой крест со старославянскими надписями и со строчкой из песни: «И поверженный в бою, я воскресну и спою». А позади можно увидеть портрет самого артиста, рядом с которым стоят вазы с цветами. Там постоянно появляются живые цветы, хотя сейчас их укрыла снежная пелена.

Одна из легенд гласит, что к могиле Игоря Талькова приходят не только поклонницы, но и женщины, которые просят у рок-музыканта избавить их мужей от разных форм зависимости. Некоторые молятся за освобождение несправедливо осужденных мужей из тюрьмы. Говорят, что молитва на могиле Игоря Талькова действительно помогала мужчинам избежать сурового наказания.

Что написано на могиле есенина

Портрет Игоря Талькова на Ваганьковском кладбище. Фото: Ольга Храбрых/ Teleprogramma.pro

Но почитательниц таланта музыканта, наверное, больше. Сейчас возле могилы музыканта можно увидеть два листка в рамке, на которых написаны стихи, посвященные Игорю Талькову. Одно из таких стихотворений авторства некой Елены датировано 2019 годом. Кто она? Быть может, женщина, которая так и осталась верна своему огненному чувству, которое не принесло ей ничего, кроме написанных стихов. Но и это уже большое счастье…

Вечная любовь Елизаветы Даль к ее «нездешнему» мужу Олегу Далю

На Ваганьковском кладбище есть немало захоронений, где муж и жена похоронены рядом друг с другом. Например, драматург Григорий Горин и его супруга Любовь, Георгий Вицин и его вторая половина Тамара.

Знаменитый советский актер Олег Даль и его жена Елизавета тоже упокоены рядом. Они познакомились в 1969 году, когда за плечами у обоих уже имелся опыт отношений, на съемках фильма «Король Лир» Григория Козинцева в Нарве. Лиза работала в монтажной мастерской «Ленфильма». Уже тогда, увидев Елизавету, Даль сказал, что она непременно станет его женщиной.

К тому времени Олег Даль уже успел жениться на актрисе Нине Дорошиной, всю жизнь любившей его тезку Олега Ефремова, и еще несколько лет прожил с Татьяной Лавровой. После чего дал себе обещание никогда не связывать себя узами брака. Но у любого правила есть исключения…

Когда Елизавета познакомилась с Далем, ей было 32 года. К этому периоду она успела побывать замужем за режиссером Леонидом Квихинидзе, известном по фильмам «Крах инженера Гарина», «Небесные ласточки», «Соломенная шляпка» и «Мэри Поппинс, до свидания». И после неудачного брака с Леонидом Елизавета также решила больше не заводить серьезных отношений. И это несмотря на то что за ней ухаживало немало талантливых мужчин, например, писатель Сергей Довлатов.

Однажды и Даль, и Довлатов пришли в гости к Елизавете. Поскольку оба были отчаянно влюблены в девушку, никто не хотел покидать квартиру первым. Они устроили своего рода соревнование, кто кого пересидит.

Что написано на могиле есенина

Олег Даль и Юри Ярвет в фильме «Король Лир»

И тогда Лиза незаметно шепнула Олегу, чтобы они с Довлатовым ушли вместе, но при этом он должен был вернуться обратно. Даль, как ребенок, считал, что так поступать нечестно, но все-таки принял условия игры. После той ночи, буквально в пять часов утра, актер отправился просить руки Елизаветы у ее мамы.

А потом они прожили вместе десять счастливых и одновременно трудных лет. Даль не разрешал своей жене работать, считая, что она принесет гораздо больше пользы, ухаживая за ним и встречая горячими ужинами после изматывающих съемок и долгих гастролей.

С актером как с человеком, рефлексирующим и погруженным в себя, действительно было нелегко. К тому же время от времени он увлекался алкоголем, был импульсивен. Отказывался от роли, не пришедшихся ему по душе, мог запросто уйти со съемочной площадки, если ему не нравились условия работы или же сорвать спектакль.

Знакомые спрашивали Елизавету, как ей живется с Олегом Далем. Она же называла мужа «человеком без кожи» и считала его настоящим подарком Судьбы. Еще с первых встреч он поразил ее своей нездешностью, таким она его и видела всегда.

Что написано на могиле есенина

Олег и Елизавета Даль похоронены вместе на Ваганьковском кладбище. Фото: Ольга Храбрых/ Teleprogramma.pro

Жизнь Олега Даля оборвалась 3 марта 1981 года. В последние дни судьба не баловала его своими подарками. Цензура запретила фильм «Отпуск в сентябре», который артист считал одной из своих лучших работ в кино. Накануне финальных проб в картину «Незваный друг» Алексея Марягина у него произошел конфликт с руководством «Мосфильма», который актер очень тяжело переживал. Причиной раннего ухода Олега Даля стал сердечный приступ.

Больше Елизавета замуж не выходила. Жила воспоминаниями о своем любимом «нездешнем муже», понимая, что больше не найдет мужчину, равного Далю по масштабу личности. Последние годы много болела: астмой, ишемией, имела проблемы с сердцем. Покинула этот мир в 2003 года, в возрасте 65 лет. Теперь они рядом. Всегда!

Юрий Богатырев: вечный ребенок и его любовь к людям

На этом можно было бы закончить истории о любви и смерти. Но когда я бродила среди дорожек Ваганьковского кладбища, в голове неожиданно мелькнула мысль: «Нужно обязательно посетить актера Юрия Богатырева». Стала искать информацию в телефоне, на каком же участке он похоронен. Обнаружила, что на 24-м. Сделала еще несколько шагов, обернулась назад и увидела перед собой тот самый 24-й участок.

А пройдя еще несколько метров, обнаружила Юрия Богатырева. Просто мистика какая-то! Кажется, что актер, известный по роли Егора Шилова в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» словно сам попросил о том, чтобы его вспомнили. Ну, как не выполнить такую просьбу.

Кстати, Михалков называл его своим талисманом и снял еще в ряде фильмов, например, «Несколько дней из жизни Обломова», «Неоконченная пьеса для механического пианино».

Что написано на могиле есенина

Шарж с изображением Натальи Варлей, нарисованный Юрием Богатыревым. Фото: Владимир Веленгурин/ КП

Помимо работы в кино и театре, артист увлекался живописью, нередко рисовал шаржи на коллег по цеху. И 6 февраля 1989 года должна была состояться его персональная выставка. Но артист не дожил до нее несколько дней, покинув мир 2 февраля того же года. Символично, что я пришла к захоронению 5 февраля – за день до предполагаемой выставки, только спустя еще тридцать с лишним лет.

Памятник Юрию Богатыреву из красного гранита представляет собой горизонтальную стелу с изображенным крестом посередине. С правой стороны выгравирован портрет актера, с левой – пламя огня. Памятник с табличкой, на которой можно прочесть небольшую информацию о Богатыреве, обнесен оградой. Под снегом можно увидеть яркий букет цветов, видимо, оставленный кем-то из поклонников. Богатыреву такой жест бы понравился…

Что написано на могиле есенина

Портрет Юрия Богатырева. Фото: Владимир Веленгурин/ КП

Ведь он всю жизнь, как ребенок, привязывался к людям и готов был дарить свою любовь каждому, кто проявит к нему искренний неподдельный интерес. На протяжении нескольких лет Юрий Богатырев был влюблен в худрука театра «Современник» Галину Волчек.

И чтобы показать всю глубину своего чувства, нередко носил футболку с ее изображением и мыл ей машину. Не знающие Богатырева принимали такой поступок за топорный подхалимаж, а люди, хорошо знакомые с актером, понимали, что он делает все искренне. Он влюблялся и в других женщин: в Анастасию Вертинскую, Ольгу Яковлеву, Елену Соловей, но дальше мечтаний и походов на их спектакли с цветами дело не доходило.

Иные вообще распускали слухи о его нетрадиционной сексуальной ориентации, утверждая, что артист борется со своими греховными привязанностями и тщательно скрывает их. Кстати, официально артист был женат на актрисе Надежде Серой, которой помог остаться в Москве. После того как ее с дочкой бросил муж и лишил прописки, женщине грозило выселение из столицы в административном порядке. Но Богатырев уладил это дело.

Юрий Богатырев вообще любил людей: часто платил за них в ресторане, возил в такси, прощал долги. А окружающие, конечно, пользовались его добротой… Нередко в его квартире собирались какие-то странные личности, устраивавшие шумные застолья. Потому что артист по доброте душевной не умел говорить «нет».

Вот и после получения гонорара за фильм «Очи черные» многочисленные «друзья» Богатырева устроили «пир на весь мир». После застолья актеру стало плохо. Приехала скорая помощь, ему вкололи какое-то успокоительное, после чего сердце артиста остановилось. А впоследствии оказалось, что из дома исчезли деньги, некоторые костюмы, дорогие книги по искусству.

Что написано на могиле есенина

Памятник Юрию Богатыреву на Ваганьковском кладбище. Фото: Ольга Храбрых/ Teleprogramma.pro

Похоронили Юрия Богатырева в халате Обломова, который даже специально состарили в мастерской МХАТа, где он служил последние года после ухода из «Современника».

Он очень хотел сыграть эту роль, но в итоге сыграл антипода этого персонажа — Штольца. Также в гроб артиста положили стих, написанный сыном его подруги, — переводчицы и журналистки Клариссы Столяровой.

Память о Юрии Богатыреве до сих пор живет в сердцах людей. А изображенный на горизонтальной стеле артист с грустью смотрит на прохожих, словно призывая их остановиться и вспомнить всех тех, кого они когда-то любили!

Смотрите также:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *