Что написано на колокольне ивана великого в московском
ЦЕРКОВЬ-КОЛОКОЛЬНЯ «ИВАН ВЕЛИКИЙ»
Строительство нового храма-колокольни осуществил в 1508 году итальянский архитектор Бон Фрязин. В первом ярусе колокольни, представляющей собой трехъярусный столп высотой около 60 м, был размещен престол древней церкови Иоанна Лествичника храма. Два ее нижних яруса имели форму вытянутых восьмигранных столпов и завершались открытыми галереями звона; невысокий третий ярус состоял из одной открытой галереи звонницы для малых колоколов и был увенчан небольшой главкой.
Бон Фрязин создал уникальное сооружение, отличающееся большим запасом прочности несущих конструкций, обеспечивших сохранность здания даже при взрыве мин, заложенных во время Отечественной войны 1812 года французскими войсками под соборные звонницы. Видимо, характер грунта и задачи строительства беспрецедентного для Москвы того времени высотного сооружения определили особенности фундамента. Он возведён на сплошном свайном поле — на сваях разной длины, забитых практически вплотную друг к другу. На этом свайном поле был сложен фундамент, а выше него — ступенчатый белокаменный стилобат. На нём из кирпича был возведён уникальный столпообразный храм «под колоколы», достигавший сначала более 60 метров в высоту.
Высота определила и устойчивое наименование храма-колокольни — «Иван Великий». Значение столпа как главной и поэтому самой высокой колокольни Московского царства повлияло и на сложение легенды о том, что якобы существовал запрет на строительство церквей и колоколен выше «Ивана Великого». Факт запрещения не находит подтверждения в документах, зато можно найти указания о порядке звона в Москве, который начинался именно с удара колокола на «Иване Великом». В народе о высоком человеке говорили: «Вырос детинушка с Ивана Великого».
В начале XVIII века князь А.Д. Меншиков поставил в Москве церковь Архангела Гавриила (Меншикову башню). Первоначально над существующими ныне четырьмя каменными ярусами башни возвышался деревянный пятый, украшенный часами и увенчанный высоким шпилем со статуей архангела Гавриила, так что в общей сложности башня была на 3 метра выше «Ивана Великого». Меншикову башню стали называть в народе «сестрой Ивана Великого». Но главенствовала она в небе Москвы недолго. Ударом молнии огромный шпиль Меншиковой башни снесло. И опять Иван Великий стал самым высоким зданием в Москве. В народе это событие было немедленно истолковано как наказание светлейшему князю, поставившему себя выше царских особ, за гордыню. И даже в 1913 году при построении колокольни на Рогожском старообрядческом кладбище в Москве было сделано специальное предписание о том, чтобы ее высота была одним метром ниже кремлевской звонницы.
На протяжении двух веков «Иван Великий» оставался самым высоким зданием на Руси. Композиционный принцип доминирующей вертикали получил в дальнейшем блестящее развитие в русской архитектуре.
© 1997-2021 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Колокольня Ивана Великого
Колокольня «Иван Великий» Московского Кремля
Колокольня Ивана Великого (колокольня «Иван Великий»), украшающая Соборную площадь Московского Кремля, – доминанта средневекового архитектурного комплекса. Помимо самой трехъярусной башни, ансамбль включает в себя Успенскую звонницу и Филаретову пристройку. Колокольня возводилась в 1505-1508 годах по замыслу зодчего из Италии Бона Фрязина. В 1600 году, получив дополнительный ярус звона, колокольня превратилась в самое высокое здание Москвы. Это белоснежное 81-метровое сооружение не утрачивало своих позиций до 1883 года, когда был построен храм Христа Спасителя.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Колокольня Ивана Великого
Основные моменты
Колокольня Ивана Великого возводилась в самое интересное и продуктивное для средневековой архитектуры Москвы время – в эпохи правления Ивана III, Василия III, Ивана Грозного, Бориса Годунова. Тогда каноны русского зодчества были обогащены и усложнены итальянскими архитекторами, приглашенными на Русь. Своей высотой, изящным силуэтом и умеренным декором колокольня напоминает итальянские кампанилы, но Бон Фрязин создал не четырехгранную конструкцию, характерную для подобных сооружений на его родине, а восьмигранную, отдавая дань русской зодческой традиции.
Монументальное башнеобразное сооружение, имеющее чуть выраженную коническую форму, удивляет легкостью и стройностью. Этими качествами башня обязана композиционному построению своих объемов – каждый следующий ярус-восьмигранник меньше предыдущего в диаметре и высоте. Толщина стен первого яруса колокольни – 5 м, а второго – уже 2,5 м. Ярусы завершаются галереями, где помещаются колокола – замечательные памятники отечественного литейного искусства XVI-XVIII веков. На постаменте перед колокольней красуется Царь-колокол.
Из 33 колоколов, входящих в коллекцию Музеев Московского Кремля, 22 размещены на ярусах колокольни Ивана Великого, в проемах прилегающих к ней Успенской звонницы и Филаретовой пристройки. Эти здания, построенные в XVI-XVII столетиях, подверглись серьезным разрушениям при отступлении наполеоновских солдат из Москвы. Их сегодняшний облик с элементами классицизма и неоготики – результат восстановительных работ, начавшихся после изгнания французов из России.
История колокольни Ивана Великого
Колокольня Ивана Великого возвышается на самом видном месте Боровицкого холма – там, где с 1329 года стояла небольшая церковь. Это был первый известный нам храм из камня «иже под колоколы» в Москве. Его построили по волеизъявлению князя Ивана Калиты и посвятили тезоименитому святому московского правителя – Иоанну Лествичнику, философу, богослову из Византии.
В конце XV – начале XVI столетия осуществлялась масштабная реконструкция Кремля, инициированная князем Московским Иваном III Великим. К работам были привлечены итальянские зодчие, инженеры, знакомые с архитектурой и искусством эпохи Возрождения. Они появились в Москве после женитьбы Ивана III на племяннице последнего императора Византии Софье Палеолог, воспитывавшейся в Риме. В 1505 году, ознаменовавшемся кончиной князя, церковь Иоанна Лествичника была снесена, и к востоку от нее начали возводить восьмигранную колокольню по образцу итальянской башни-кампанилы. Автором проекта выступил зодчий по прозвищу Бон Фрязин, предположительно, выходец из северной Италии.
Двухъярусная колокольня высотой в 60 м и внутристенными лестницами была достроена в 1508 году. В первом ее ярусе разместилась новая церковь Иоанна Лествичника. Выше сконструировали промежуточный этаж, над которым была устроена нижняя площадка звона. Второй, более узкий, ярус, представлял собой стройный постамент для опоры следующего уровня звонов. Площадки для колоколов были украшены арочными проемами.
Колокольня Ивана Великого стала доминирующим сооружением ансамбля, включившего в себя три собора – Успенский, Архангельский и Благовещенский, у которых не было собственных звонниц. Использовалась она и как наблюдательный пункт: со второго яруса было удобно отслеживать очаги возникновения пожаров и вовремя замечать приближение неприятеля к городу. Окрестности обозревались отсюда на 25-30 км.
В 1532 году зодчий из Италии Петрок Малый приступил к возведению к северу от колокольни церкви Воскресения с площадкой, на которой можно было бы разместить дополнительные колокола. Известно, что к исходу XVII столетия она уже не использовалась как место поклонения, а служила звонницей, получившей имя «Успенская».
В эпоху царствования Бориса Годунова над двухъярусной колокольней Ивана Великого выросла надстройка, послужившая барабаном для золоченой главы. Так, эта архитектурная жемчужина достигла актуальной высоты. Автором проекта третьего яруса предположительно является отечественный зодчий Федор Конь. Завершение строительства башни датируется 1600 годом.
Гармоничный комплекс колокольни сложился к последнему десятилетию XVII века. В ту пору частью его уже стала и Филаретова пристройка с шатровым завершением. Возведенная по рекомендации патриарха Филарета, изначально она служила еще одной звонницей для размещения большого колокола.
Филаретова пристройка и Успенская звонница были взорваны французами в 1812 г. Здания воссоздали к 1819 году, но не в строго аутентичном облике. Самой же колокольне, заминированной отступавшими захватчиками, удалось уцелеть, но не чудесным образом, а благодаря уникальной прочности несущих конструкций. Этот факт подтвердил предположения тех историков, которые считали, что зодчему Бону Фрязину были известны секреты военной инженерии.
Существует популярная, но не подтвержденная история о злоключениях купольного креста колокольни Ивана Великого во время пребывания в Москве французов. Тогда в башне размещались канцелярия оккупантов и оптический телеграф. Незадолго до исторического пожара Наполеон распорядился снять крест. Говорили, так он хотел продемонстрировать, что Москва пала, или же просто перепутал колокольню с Благовещенским собором, о котором шла молва, будто его венчает крест из цельного золота. Когда мародеры взобрались на кровлю купола, их атаковала стая ворон. Отбиваясь от птиц, солдаты упустили крест, который спускали на веревке, и тот рухнул на землю. Обломки продемонстрировали, что крест был всего лишь позолоченным. По свидетельству одного из москвичей, среди незадачливых «альпинистов» оказались двое горожан. Они якобы были расстреляны чуть ли не самим Наполеоном, презиравшим предателей.
После революции богослужения в храме Иоанна Лествичника прекратились, а колокольный звон был запрещен в Москве в 1918 году. Благовест колокольни Ивана Великого нарушил молчание лишь 1992 г., в Светлое Воскресение Христово. В 2000-х была проведена реставрация исторического сооружения, после чего здесь разместились разноплановые экспозиции Музея истории Московского Кремля.
Видео: Внутри колокольни
Что посмотреть
Колокольня Ивана Великого считалась важной туристической достопримечательностью еще в дореволюционной Москве. В первых путеводителях по городу, которые начали издаваться в конце XVIII столетия, путешественникам рекомендовалось непременно увидеть эту «достопамятность» и подняться под ее купол. Экскурсоводами в то время выступали звонари, которых всегда можно было найти возле Царь-колокола. Александр Пушкин, чье детство протекало в Москве, часто поднимался на колокольню вместе со своим дядькой Тимофеем Козловым. А Михаил Лермонтов утверждал, что тот, кто не побывал на вершине Ивана Великого, «не имеет понятия о Москве».
Сегодня подняться на колокольню можно в составе экскурсии, в хорошую погоду. Зимой она закрыта для посещения, а весной и осенью подъем разрешается при отсутствии дождя и ветра. Наверх ведут 137 ступеней, преодолеть потребуется всего лишь 25 м. Смотровая площадка, откуда можно запечатлеть чудесные панорамы, расположена в первом ярусе звонов, на уровне, соответствующем примерно 1/3 высоты здания. В этой локации находится 6 мощных колоколов с «низкими» голосами, в том числе «Медведь» (7223 кг) и «Лебедь» (7371 кг), впервые отлитые в XVI веке и перелитые по прошествии двух столетий мастером Семеном Можжухиным.
На следующем ярусе расположились колокола поменьше – от 820 до 3280 кг. Среди них – старейшие из сохранившихся в Кремле: «Корсунский», перелитый из более древнего звона в 1559 году, а также «Немчин» 1550 года, с изящным растительным орнаментом и надписью на старонемецком языке, вероятно, являвшийся военным трофеем. В последнем ярусе разместились самые миниатюрные колокола – от 164 кг.
Тройку крупнейших представителей «Ивановской колокольной фамилии» можно увидеть в проемах Филаретовой пристройки и Успенской звонницы. Великопостный (или Семисотный, Вседневный) колокол, отлитый в 1704 г. и расположенный в пристройке, отличает богатая пластическая разработка рельефных орнаментов в барочной стилистике, горельефы херувимов. Он весит 13 071 кг.
Безусловным лидером трио гигантов выглядит Успенский колокол (65 320 кг). Некоторые другие его наименования – «Воскресный», «Праздничный», «Большой». Отлитый в 1817 г. из колокола, датировавшегося 1760 годом, он искусно декорирован горельефными портретами императора Александра I и членов его семьи. Успенский колокол висит в центральном проеме одноименной звонницы. По соседству с ним красуется Реут (либо Ревун), изготовленный в 1622 году Андреем Чоховым – умельцем, отлившим Царь-пушку.
На нижнем уровне звонницы разместился выставочный зал Музеев Московского Кремля, где любопытно осмотреть раритеты из кремлевского собрания. Хорошо организованное внутреннее пространство Успенской звонницы позволяет проводить здесь и передвижные выставки, представляющие коллекции различных отечественных и зарубежных музеев.
В самой колокольне Ивана Великого, в нижнем ярусе, также работает музей. Его экспозиция посвящена истории зодческого ансамбля Кремля. Тут можно увидеть аутентичные фрагменты белокаменного декора не дошедших до нас кремлевских построек, сведения о которых хранят древние летописи.
Практическая информация
Целиком осмотреть достопримечательности Соборной площади можно в составе экскурсии. В программу входит, в том числе, посещение двух музеев, расположенных в колокольне Ивана Великого и в Успенской звоннице. Стоимость полного билета – 500 рублей. Льготным категориям населения предоставляются скидки.
Заплатив 350 рублей, туристы могут подняться на колокольню и познакомиться с музейной экспозицией, расположенной на первом ярусе. Ежедневно, кроме четверга, проводится шесть 45-минутных сеансов. Летом и до 30 сентября организуется дополнительный, седьмой, сеанс. Максимальное число экскурсантов – 10 человек, дети до 14 лет не допускаются.
Стоит учесть: если вдруг пойдет дождь, то даже при наличии билета попасть внутрь колокольни будет невозможно. Билеты продаются в Александровском саду, у Кутафьей башни. Чтобы приобрести их, лучше подойти к кассам пораньше – к 09:00-09:30.
Как добраться
Ближайшие к колокольне Ивана Великого станции метрополитена – «Боровицкая», «Библиотека имени Ленина», «Арбатская», «Театральная», «Площадь революции», «Охотный ряд».
Также можно доехать на автобусе № м5 или 158 до остановки общественного транспорта «Красная площадь».
Иван Великий
Ансамбль, ошибочно называемый колокольней
С этим местом связано сразу две топонимических ошибки. Во-первых, это не колокольня, а ансамбль из колокольни, церкви и Филаретовской пристройки. Во-вторых, правильное название звонницы — Иван Великий. Она служила и дозорной вышкой, и пожарной каланчей, и украшением столицы. И некоторое время в Москве даже был запрет на строительство зданий выше Ивана Великого.
Колокольню «Иван Великий» строили постепенно. В 1329 году Иван Калита в честь рождения сына заложил церковь Иоанна Лествичника «под колоколами».
Затем в 1505 архитектор Бон Фрязин построил на месте обветшавшей церкви восьмигранную колокольню по типу итальянской кампанилы. Она предназначалась одновременно для трех соборов (Успенского, Архангельского и Благовещенского), так как у них не было своих звонниц. Колокольня Ивана Великого с церковью Иоанна Лествичника стала самой высокой частью ансамбля. Но тогда она была на ярус ниже, чем сейчас. Лишь через столетие, при Борисе Годунове, высота Ивана Великого достигла 81 метра.
До строительства храма Христа Спасителя Иван Великий оставался самым высоким зданием в Москве. Колокольня неизменно удивляла иностранных гостей.
В XVI-XVII веках к Ивановской колокольне пристроили Успенскую церковь-звонницу, а в 1624 году — Филаретовскую пристройку с шатровым завершением.
На колокольне Иван Великий 22 колокола весом от 123 кг до 7 тонн — такой «роскошью» не может похвастаться ни одна московская церковь.
Колокола распределяются по ярусам. Большинство из них имеет собственные имена — Медведь, Лебедь, Благовест, Ревун, Татарин, Реут, Вседневный, Воскресный, Семисотенный. А в центре звонницы размещается самый главный и самый большой в России Успенский колокол, весом 65,5 тонны. Весь комплект называют «Ивановской колокольной фамилией».
Звук колокола зависел не только от массы, но и от состава. Секрет сплава знал далеко не каждый мастер, и чаще всего пропорции меди, серебра и золота в сплаве устанавливали по наитию. Московские колокольные заводы в XIX веке были лучшими в России и получали заказы даже из-за границы. Большинство заводов находилось на Балканах — за Сухаревой башней (современные Балканские переулки).
Распускаемый при отливке колокола слух должен был отвлечь внимание недоброжелателей от колокола. Хозяева колокольных заводов верили в это, поэтому платили хороший гонорар изобретателям слухов. Если получался хороший колокол, слух опровергали: это на таком-то заводе колокол лили — звонкий получился. Если была неудача, в выдумке не признавались. Так появлялись легенды.
Один из «колокольных» рассказов гласил, что в церкви на Покровке венчал священник жениха с невестой. А когда повел их вокруг аналоя, с голов сорвались брачные венцы и опустились на кресты на главах церкви и колокольни. Оказалось, что жених и невеста — родные брат и сестра. Их разлучили в детстве, и, когда они случайно встретились, приняли родственное влечение за любовь. Но провидение остановило беззаконный брак.
Люди со всей Москвы съезжались на Покровку. Действительно, купола церкви Воскресения украшают золоченые венцы. Но никому в голову не приходило, что венцы украшают церковь уже почти 100 лет, а размеры их так велики, что самые рослые новобрачные могут разместиться в венце, как в беседке. Позже в Москве появилась легенда, что венцы на церкви Воскресения поставила императрица Елизавета после тайного венчания с Разумовским.
А однажды вся Москва обсуждала происшествие накануне Николина дня 19 декабря. В тот день у генерал-губернатора был бал, но в разгар танцев ударил колокол на Иване Великом. В тот же миг в зале погасли люстры и канделябры, лопнули струны на музыкальных инструментах, выпали стекла из окон, и повеяло леденящим холодом. Гости бросились к дверям, но они не открывались. Наутро в бальной зале нашли трупы замерзших и раздавленных. Погиб и сам хозяин дома — генерал-губернатор. И хотя газеты объявили, что генерал-губернатор жив, слухи о замерзших еще долго ходили по городу.
Колокольный звон в Кремле запретили в 1918 году. Лишь один раз, в 1921, этот запрет нарушили.
Затем Иван Великий замолк на 71 год, и только в 1992 на Христово Воскресение с главной московской колокольни раздался благовест. Тогда звонили лишь 5 колоколов второго яруса («Корсунский», «Немчин» и три зазвонных колокола). На Пасху 1995 года звонили уже 20 колоколов из Ивановской колокольной фамилии.
Известно, что Иван Великий в старой Москве был еще и главной дозорной сигнальной башней. Оттуда хорошо просматривались окрестности города на расстоянии 30-40 км. Сейчас в колокольне музей, а на вершине — смотровая площадка. Но придется преодолеть 329 ступеней, что не всем под силу.
Москва. Колокольня Ивана Великого
1. Лебедь
2. Медведь (вседневный колокол) 1501 год.
3. Широкий
4. Новгородский
5. Ростовский
6. Слободский
На фото: слева лебедь, а справа медведь. Колокол «Лебедь». 1775 год. Мастер Семен Можжухин. Колокольня Иван Великий Московского Кремля. Первый ярус. Колокол «Медведь». 1775 год. Мастер Семен Можжухин. Колокольня Иван Великий Московского Кремля. Первый ярус
В среднем ярусе имеется 9 колоколов. Два из них с одинаковым названием Корсунские отличаются беловатым цветом. Названия остальных семи перечислены далее:
Купола колокольни
1. Новый (переименован из Успенского);
2. Немчин
3. Безымянный
4. Даниловский
5. Глухой
6. Корсунский (не относящийся к ранее названным)
7. Марьинский
Что касается верхнего яруса колокольни Ивана Великого, то там находятся 3 колокола без названия. В нынешнее время на звоннице и колокольне присутствуют 24 колокола, датированные XVI-XVII веками. А весь комплект называют «Ивановской колокольной фамилией».
Звук колокола зависел не только от его массы, которая варьируется в колоколах Ивана Великого от 123 кг до 7 тонн, но и от состава медного сплава. Секрет сплава знал далеко не каждый мастер, и чаще всего пропорция меди, серебра и золота в сплаве устанавливалась по наитию.
Московские колокольные заводы в XIX веке считались лучшими в России и получали заказы даже из-за границы. Большинство заводов находилось на Балканах — местности за Сухаревой башней (нынешние Балканские переулки).
«Заводы эти постоянно напоминали нам о своем соседстве громозвучным звоном. В нашей улице было несколько обширных дворов, в глубине которых виднелись каменные здания с высокими трубами, а перед ними, под навесами на массивных столбах, висели большие колокола, ярко блестевшие свежей медью. Как только поднимали сюда вновь вылитый колокол, его тотчас же начинали пробовать и обзванивать, и в этом сколько угодно мог упражняться всякий, у кого только была охота и чесались руки.
…Наша сторона была для всей Москвы источником самых эксцентрических сплетен и вымыслов. У колокольных заводчиков испокон века установилось поверье, что для удачной отливки большого колокола необходимо распустить в народ какую-нибудь нарочно придуманную сказку, и чем быстрее и дальше она разойдется, тем звучнее и сладкогласнее будет отливаемый в это время колокол. От этого и сложилась известная поговорка «колокола льют», когда дело идет о каком-нибудь нелепом слухе. » А.П.Милюков
Распускаемый при отливке колокола слух должен был отвлечь внимание недоброжелателей от колокола и занять их чем-то другим. Хозяева колокольных заводов верили в силу подобных действий, а изобретатели таких слухов получали хороший гонорар. Если колокол получался удачный, то слух опровергали: мол, это на таком-то заводе колокол лили — очень звонкий получился. Если была неудача, в выдумке не признавались, и слух превращался в легенду.В одном из «колокольных» рассказов говорилось, как в церкви на Покровке венчал священник жениха с невестой. А когда повел их вокруг аналоя, брачные венцы сорвались у брачующихся с голов, вылетели из окон и опустились на кресты на главах церкви и колокольни. Оказалось, что жених и невеста — родные брат и сестра. Они росли и воспитывались в разных местах, никогда не видали друг друга, случайно встретились, приняли родственное влечение друг к другу за любовь. Но провидение остановило беззаконный брак таким чудесным образом.
Люди со всей Москвы съезжались на Покровку. Действительно, купола церкви Воскресения украшены золочеными венцами. Смотрели, удивлялись, ахали, но никому в голову не приходило, что венцы украшают церковь уже почти 100 лет, а размеры их так велики, что самые рослые новобрачные могут спокойно разместиться в венце, как в беседке. Позже в Москве долгое время ходила легенда, что венцы на церкви Воскресения поставлены потому, что в ней императрица Елизавета тайно обвенчалась с Разумовским.
А однажды вся Москва только и говорила, что о происшествии накануне Николина дня 19 декабря. В тот день у генерал-губернатора был бал, и вдруг, в самый разгар танцев, ударил колокол на Иване Великом. Вмиг в зале погасли люстры и канделябры, лопнули струны на музыкальных инструментах, выпали стекла из окон, и леденящим холодом повеяло на танцующих. Испуганные гости бросились к дверям, но двери с громом захлопнулись, и никакая сила не могла их открыть. Наутро в бальной зале нашли трупы замерзших и раздавленных, погиб и сам хозяин дома — генерал-губернатор.
Газеты объявили, что это сказка, и генерал-губернатор жив-здоров. Но слухи о замерзших еще долго ходили по городу.
Московская полиция, расследуя слухи, иногда добиралась до источника. У заводчиков брали подписки не распускать слухи при отливке колоколов. Но они продолжали придумывать все новые и новые нелепости. А в словаре Даля так и осталась поговорка «Лить колокола — сочинять и распускать вздорные вести».Колокольный звон в Кремле запретили в 1918 году. Лишь один раз, в 1921 году, этот запрет нарушили.
После этого звона Иван Великий замолк на 71 год, и только в 1992 году на Светлое Христово Воскресение раздался благовест с главной московской колокольни. Тогда звонили лишь 5 колоколов второго яруса («Корсунский», «Немчин» и три зазвонных колокола). На Пасху 1995 года звонили уже 20 колоколов из Ивановской колокольной фамилии.
Известно, что колокольня Иван Великий выполняла в старой Москве еще и функцию главной дозорной сигнальной башни. С нее хорошо просматривались окрестности города на расстоянии 30-40 км.
«Москва, Москва. люблю тебя как сын,
Как русский, — сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и — обманом
Тебя низвергнуть. Тщетно поражал
Тебя пришлец: ты вздрогнул — он упал! «
М.Ю.Лермонтов