Что написано на киотном кресте с обратной стороны
Крест из бабушкиного сундука: Киотные кресты ч.2
Гуслицкое литье предназначалось для сбыта среди беднейшего крестьянского населения края и отличалось простотой и некоторой грубоватостью, за которой скрывались архаичные художественные формы. Среди гуслицкого литья большое место занимают различные киотные кресты разнообразной формы и размеров. Характерным признаком гуслицких крестов были шестикрылые херувимы, помещавшиеся по бокам средней перекладины креста.
Малые киотные кресты. Гуслицы. XVIII–XIX вв. |
Количество «шестикрильцев» могло быть довольно большим. В этом случае они размещались на штифтах по верхнему контуру креста, образуя дугу или изломанную линию. Очень красив редкий киотный крест, в котором шестикрильцы расположены в два ряда; без влияния барокко и здесь не обошлось.
Киотные кресты с «шестикрильцами». XVIII–XIX вв. | Процветший киотный крест XVIII в. и его прототип |
Любопытным изводом небольшого киотного (наперсного?) креста является так называемый «процветший» или «огненосный» крест, возникший, вероятно, как попытка увеличить до киотных размеров характерную для рубежа XVII – XVIII столетий форму нательного креста соответствующего типа.
Поморский киотный крест с предстоящими и избранными праздниками. XVIII–XIX вв. |
Расцвет художественного литья в старообрядчестве, помимо всего прочего, был вызван практической необходимостью. В условиях, когда молельни были подпольными и, во избежание ареста, нужно было быстро спрятать церковную утварь, привычные деревянные иконы были слишком громоздкими и быстро изнашивались от неизбежных ударов и падений. Старообрядцам нужны были прочные и компактные иконы, удобные для перевозки и хранения.
Эта проблема не была новой, присущей только старообрядчеству. Еще задолго до раскола в русской церковной культуре появилось понятие путевой иконы, то есть иконы, которую можно было брать с собой в дорогу. Широта русской души не позволяла обходиться одним нательным крестом, сколь многофигурным он ни был. Хотелось иметь при себе привычный иконостас, неважно, церковный или домашний. Решая эту задачу, русские мастера двигались в двух направлениях: создавая многостворчатые складни или так называемые «многочастные» иконы.
Поморские мастера, ориентировавшиеся на стилистику Выга, отливали замечательные квадратные кресты, где наряду с предстоящими и праздниками были створки самого распространенного на Севере складня с образами Святой Троицы и Богоматери Знамение.
Гуслицкие мастера были первыми, кто стал припаивать к крестам небольшие иконки с образами праздников, архангелов, апостолов и некоторых других святых. Кресты превращались в сложные композиции, заменяя собой целый иконостас. Похожие кресты впоследствии стали отливаться и в других старообрядческих центрах России, в частности на Южном Урале. Простор для творческой фантазии был велик. С крестами соединялись самые разные иконы, число «шестикрыльцев» в навершии постоянно увеличивалось. Самая большая композиция, которая в среде коллекционеров называется «большим патриаршим распятием» или просто «лопатой», включает в себя все двунадесятые праздники.
По характеру отливки такой сложной композиции можно уверенно датировать изделие. В наиболее древних из них детали отливались отдельно, а затем спаивались между собой. Более поздние – являются переливками, на которых еще видны следы спайки иконы – прототипа. Самые поздние отливались при помощи цельной матрицы.
Киотные кресты с предстоящими и избранными праздниками. XVIII–XIX вв. |
Гуслицкие изделия можно встретить в любом уголке России, где жили старообрядцы. Именно они чаще всего обнаруживаются в бабушкиных сундуках. Эти изделия изготавливались и продавались возами. Однако во второй половине XIX века с ним соперничало московское литье, которое выгодно отличалось от гуслицкого тщательной проработкой деталей и использованием качественных многоцветных эмалей. Киотные кресты и здесь были самым распространенным видом литых икон. К середине XIX века утвердился самый распространенный тип такого креста: прямой, без предстоящих и праздничных клейм. Такие кресты отливались и переливались по всей России даже в первые послереволюционные десятилетия. Их размеры варьировались от 19 до 32 см. в высоту.
Киотные кресты XIX – начала XX вв. |
На первый взгляд эти поздние кресты кажутся почти одинаковыми, отличаясь разве что размерами. Однако это первое впечатление не верно, кресты различаются навершиями, подножиями, мелкими декоративными деталями, которые имели не только эстетическое, но и технологическое предназначение, удерживая на изделии эмаль.
Киотные кресты отливались огромными партиями. В правительственных документах николаевского времени отмечается их повсеместное распространение среди последователей различных старообрядческих согласий. Так в 1868 г. в докладе И. Синицина, одного из чиновников, занимавшихся борьбой с распространением раскола, говорилось: «у раскольников… прибиты над воротами домов и расставлены в избах восьмиконечные кресты от трех вершков до полуаршина и более длиною, почти все без титла с заменяющею ее подписью «ЦРЬ СЛВЫ ИС ХС СНЪ БЖИЙ»… с Нерукотворенным вверху образом Спасителя вместо изображения Господа Саваофа с солнцем и луною на краях большого поперечника…» 7
Если навершия поморских крестов с образом Спаса Нерукотворного были практически идентичными, то соответствующие части других крестов были разнообразны. Надпись «Гдь Саваоф» сменялась надписью «Гдь Вседержитель».
Навершия киотных крестов XIX в. | ||||
Подножия киотных крестов. Вторая половина XIX в. |
Киотный крест. Москва. Вторая половина XIX в. |
Безусловно, самым ярким киотным крестом рубежа XIX и XX столетий является самый большой из них, размером 420*210 мм. Он окружен по всему контуру многоэмалевой рамкой с причудливым цветочным орнаментом. Видимо, эта была последняя модель, разработанная литейщиками-старообрядцами.
Медные литые кресты, свободно продававшиеся на ярмарках, проникали в жилища крестьян, даже не помышлявших о расколе. Вместе с ними там же оказывались и отлитые в старообрядческих медницах иконы и складни. Как отмечалось в одном из документов 1846 г., «употребление сих икон и крестов… есть повсеместное по всей России; оно укоренилось с давнего времени между простым народом, не исключая и лиц православного исповедания, так что иконы сии имеются почти во всех избах и других жилищах. сими иконами крестьяне благословляют детей своих, отлучающихся в дальние дороги или поступающих в рекруты, и образа сии остаются потом у них на целую жизнь…» 8
Стремясь раз и навсегда решить проблему раскола, российское правительство издавало постановления, очевидно невыполнимые. Так в 1842 г. было выпущено постановление «О повсеместном секвестровании всех металлических крестов и икон, закрытии заводов, занимающихся выделкою оных». 9
Однако сам министр внутренних дел в 1858 г. считал невозможным приступить к такому «секвестрованию», не вызывая широкой волны народного возмущения, которое было чревато усилением старообрядчества. Поэтому вместо изъятия меднолитых крестов и икон министерство рекомендовало «учредить изготовление в приличном виде крестов и икон мерами правительства или на частных заведениях». 10 Судя по всему, и это правительственное начинание оказалось не доведенным до конца. Известны очень немногочисленные и потому высоко ценимые коллекционерами отливки крестов средины XIX столетия, выполненные в той же технологии медного литья, но стилистически резко отличающиеся от старообрядческих изделий того же времени.
Киотный крест в стиле барокко. XVIII в. |
Характерным примером таких крестов, выполненных в стилистике, отличной от старообрядческой, являются два извода киотного креста средних размеров (высота 247 мм) с выраженным барочным узором на обороте. В пяти медальонах–картушах размещается текст светильна канона Честному и Животворящему Кресту: «Крест хранитель всея Вселенныя…». На лицевой стороне по бокам распятого Спасителя находятся круглые медальоны с погрудными изображениями двух предстоящих. В более редком изводе эти медальоны замещаются развернутыми свитками с буквами IС ХС и виноградными гроздьями.
Наша статья посвящена наперсным и киотным крестам, серийно производившимся в различных старообрядческих литейных мастерских. Однако помимо серийных изделий существовали единичные изделия, иногда копировавшиеся в очень ограниченном числе экземпляров, состоящие из привычных крестов с припаянными иконками, выглядевшие очень неожиданно и, вероятно, именно поэтому не пошедшие «в серию». Это – так называемые спайки, чрезвычайно редкие и ценимые коллекционерами.
«Кресты – спайки». XVIII – XIX вв. |
Существование таких «комбинированных» изделий является еще одним доказательством того, что консерватизм, приписываемый старообрядцам, не являлся абсолютным, особенно в области церковного искусства. Творческий поиск побуждал к изобретению новых художественных форм не только в области традиционного иконописания, но и в мелкой пластике – самом массовом и демократическом виде церковного искусства.
Протоиерей Михаил Воробьев
2012
7. Сборник правительственных сведений о раскольниках. Сост. В. Кельсиевым. Вып. 4. Лондон, 1862. С. 116.
8. Собрание постановлений по части раскола. Т.2. СПб. 1860. С. 430.
9. Полный свод законов. Т. 16. СПб. 1842. С. 121.
10. Собрание постановлений по части раскола. Т.2. СПб. 1860. С. 432.
Киотные кресты. Помощь в определении.
Уважаемые специалисты по металлопластике! Есть два киотных креста и несколько вопросов по ним.
Буду благодарен за любой ответ, или ссылку на источник.
Заранее спасибо всем ответившим!
Большой крест 192 х 107мм.
DSC00499.JPG 62,57К 0 Количество загрузок: DSC00504.JPG 45,37К 0 Количество загрузок:
Крупно три непонятных слова.
DSC00500.JPG 140,73К 0 Количество загрузок:
Малый крест 90 х 56 мм.
DSC00508.JPG 51,38К 0 Количество загрузок: DSC00509.JPG 44,32К 0 Количество загрузок:
Текст вокруг средней перекладины.
DSC00513.JPG 96,75К 0 Количество загрузок: DSC00514.JPG 83,5К 0 Количество загрузок:
Текст справа от ГА.
DSC00512.JPG 97,96К 0 Количество загрузок: DSC00511.JPG 89,72К 0 Количество загрузок:
Оба 19-й век, нижний Гуслицы. На первом то что вам не понятно это : Ангелы Господни. На втором текст:»Кресту Твоему покланяемся Владыко и святое Воскресение Твое славим»
Большое спасибо! Что-то проясняется.
Ангелы Господни в двух нижних словах из трёх я ещё могу предположить. А третье, посередине, верхнее слово, что-то вроде «стый»?
То, что на втором кресте где-то должно читаться «Кресту Твоему. «, я понимаю. Видимо, как раз внизу справа «твоё славим». Но вот текст над средней перекладиной не даётся совершенно.
P.S. А внутри 19-го уточнить датировку нет возможности?
Специалист по металлопластике
Цикл публикаций “Нетленное наследие старообрядчества”. Крест киотный малый «Распятие Христово»
Большие и малые киотные кресты отличаются большим количеством деталей. В центре на внутреннем восьмиконечном кресте находится изображение Распятия Христова. Вверху – поясное изображение Господа Вседержителя в звездчатом нимбе и с надписанием: «ГДЬ САВАОФ», в его левой руке — держава, символ царской власти. Изображение окружено облаками и двумя слетающимися ангелами, которые держат в руках отрезы ткани. Ниже ангелов располагается надпись: «ЦАРЬ СЛАВЫ». Дух Святой изображен в виде голубя. По сторонам креста – изображения личин, символизирующих солнце и луну. По бокам Распятого Христа изображены орудия казни с соответствующими буквенными обозначениями: К – копие, Т – трость. В верхней части центральной перекладины, как правило, встречается надпись: «Распятие Господа нашего Исуса Христа». В нижней части центральной перекладины – надпись: «Кресту твоему поклоняемся Владыко и святое Воскресение Твое славим». У пояса либо ног Спасителя находится надписание: «НИКА». В нижней части креста, на косой перекладине, изображаются стены города Иерусалима и гора Голгофа с главой Адама с соответствующими буквами: ГА. У подножия креста располагаются еще четыре буквы: МЛ и РБ, что расшифровывается как выражение: «Место Лобное Рай Бысть». Еще ниже находятся две буквы ГГ, означающие гору Голгофу. Ниже адамовой головы встречается изображение некоего куста, который должен изображать то самое трехсоставное древо, из которого был изготовлен Животворящий Крест. Впоследствии техника медного литья позволила дополнить крест клеймами с изображениями праздничных сцен и икон. На обратной стороне крест, как правило, украшался цветочным или геометрическим орнаментом и текстами славословий кресту.
Крест киотный малый «Распятие Христово»
Россия. XIХ в.
Медный сплав, литье
20 х 10,5