Что написано на камне витязь на распутье
Витязь на распутье
Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью. В письме к Владимиру Стасову Васнецов пишет: На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. «
Сюжет «Витязя на распутье» воспроизведён на надгробии художника на Введенском кладбище.
Карандашные наброски и эскизы к картине появились в начале 1870-х годов. В 1877 году Васнецов с брата Аркадия пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой». Сюжет картины возник под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники».
В 1877 году была закончена работа над первым вариантом картины. Васнецов выставляет её на VI Передвижной выставке 1878 года.
Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова.
В начальных эскизах витязь был повёрнут лицом к зрителю. В последней версии был увеличен размер холста, уплощена композиция, стала монументальней фигура витязя. В начальных версиях картины была дорога, но Васнецов убрал её в версии 1882 года для большей эмоциональности, чтобы не было другого выхода, кроме указанного на камне.
Картины написаны маслом на холсте. Версия 1882 года хранится в Государственном Русском музее. Версия 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее.
Этана! В своей теме «Двойные картины» я упоминал уже картину Васнецова, поскольку существует несколько вариантов ее (даже такой, где витязь смотрит на зрителя!). Смотрите в комментариях к посту: http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post63701845/Но с нетерпением жду развития темы.
«Витязь на распутье» – что нам открывает творение Васнецова?
«Витязь на распутье» знаменитая картина не просто открывает нам очередную историю, поведанную ценителем русского фольклора Виктором Васнецовым, но и становится своего рода итогом многолетних трудов художника, демонстрацией его высочайшего мастерства.
Виктора Михайловича Васнецова я бы назвала не просто великим русским живописцем, но и поистине “сказочным” художником. Его кисти принадлежит множество картин, открывающих нам сюжеты народных сказок и былин, например картина «Богатыри». Они настолько реалистичны и притягательны, что зритель буквально погружается в атмосферу шедевра. Что же можно увидеть в «Витязе на распутье»? Какие символы и скрытые образы использует живописец?
Создание картины «Витязь на распутье»
Для Виктора Михайловича Васнецова 70-е годы XIX века стали знаковым, даже переломным моментом в творчестве. Если прежде он использовал для своих картин реалистические сюжеты и образы, то в этот период решает перейти к совершенно новому направлению. Живописец стремился отразить в своих работах русских фольклор, знаменитые былины и сказки, известных всем героев и сюжеты.
В это время художник начинает работу над эскизами к «Витязю на распутье». Первые наброски появились в начале 1870-х годов. В 1877 году Васнецов написал этюд «Воин в шлеме с кольчужкой». Натурщиком для образа воина послужил младший брат живописца. В этот же период был закончен первый вариант картины.
Черновые наброски Виктора Васнецова к картине «Витязь на распутье»
Варианты картины
В 1878 году «Витязь на распутье» уже появляется на передвижной выставке. Но, как истинный творец, Васнецов видел в своей работе не только особенности, но и немало недостатков. Он постоянно добавлял некоторые детали, совершенствуя полотно, а окончательный вариант «Витязя на распутье» появился в 1882 году.
Русский музыкальный и художественный критик Владимир Стасов дал высокую оценку творению Васнецова. Художник в письме к нему отмечал, что использовал классическую былинную надпись на камне.
Виктор Михайлович Васнецов «Витязь на распутье», 1882 год
Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Правда, она видна не полностью, однако живописец в своём послании раскрывает всю её суть:
“На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии”.
Меня заинтересовало преображение самой картины по мере создания новых её вариантов. В первоначальных версиях витязь повёрнут лицом к зрителю. Последующие варианты демонстрируют нам упрощение композиции. Сама фигура воина приобретает некую монументальность, становится более значимой. Элементом, который показался Васнецову лишним, стала дорога, что появляется лишь в первых версиях творения.
Изначальный вариант картины «Витязь на распутье»
Описание картины Васнецова
Глядя на картину «Витязь на распутье», сразу же обращаешь внимания на фигуру воина. Перед нами – богатырь, восседающий на чудесном белом коне, что, несомненно, является его верным товарищем в странствиях и сражениях.
Вся фигура всадника выражает задумчивость. Это неудивительно, ведь он остановился перед камнем-указателем, на котором написан старинный фольклорный текст.
Видно, что камень этот старый, уже очень давно стоит в этих местах. На нём ясно сказано, что тот, кто будет и далее придерживаться прямого направления, живым не останется.
“Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному”, – гласит надпись на камне.
Без сомнения, витязь прекрасно понимает всю серьёзность такого предупреждения, однако вынужден продолжит свой путь. Кажется, что через мгновение белоснежный конь тряхнёт гривой, а всадник выпрямится в седле. Тем не менее, поза богатыря говорит о его усталости. Вероятно, именно поэтому он задумался и несколько медлит, собираясь с силами.
Впрочем, это же заметно и его коню. Его грива и хвост не развеваются, а само животное выглядит не менее уставшим, чем его хозяин. Но, несмотря на это, в их измученных силуэтах чувствуется некая внутренняя решимость – их дух не знает усталости и упадка.
Я же хочу отметить некое душевное единство коня и всадника. Прекрасное животное при необходимости домчит воина в любое место, но сейчас конь полностью разделяет настроение своего хозяина.
Витязь и его конь, фрагмент картины «Витязь на распутье»
Детали картины
Можно отметить, что витязь прекрасно подготовлен – он в полном боевом облачении За его спиной висит щит, к поясу прикреплён колчан, украшенный декоративными элементами. Видно, что он полон стрел, а значит, воин знает, что предстоит нелёгкий и долгий бой.
Витязь на коне, фрагмент картины
Виктор Васнецов – мастер “картин настроения”, и в «Витязе на распутье» это особенно чувствуется. Вокруг главного героя полотна виднеются человеческие останки, над которыми кружат вороны. Над ним – грозное закатное небо, что тоже не предвещает радостных событий.
Без сомнения, витязь направляется в крайне опасный путь. Художник мастерски создаёт мрачную гнетущую атмосферу того места, где находится его персонаж.
Фрагмент картины «Витязь на распутье»
«Витязь на распутье» – картина Виктора Васнецова, что по праву приобрела известность. В ней отображён один из типичных былинных и сказочных сюжетов, однако это – не просто эпизод из славянского фольклора.
Живописец в своём творении воспевает силу и доблесть русских богатырей, готовых идти на бой с неизвестным и смертельно опасным противником. Его витязь не стремится к войне, однако для защиты родной земли он готов идти вперёд, невзирая на гибельные препятствия и предупреждения.
Витязь на распутье
О работе:
У этой работы, созданной по мотивам былины «Илья Муромец и разбойники», — долгая история. Первые наброски к ней были сделаны ещё в начале 1870-х годов. Первый законченный вариант картины (он сейчас хранится в Серпуховском музее) появился в 1878 году; Васнецов показал его под авторским названием «Витязь» на VI передвижной выставке; тогда же он вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. В сущности, именно этот вариант открывает фольклорную, «богатырскую» серию художника. Но он не удовлетворил его — Васнецову не хватало в нём былинной поэзии, песенности, авторской сопричастности и, по большому счету, содержательной определенности.
В 1882 году он написал для С. Мамонтова, который уже приобрёл к тому времени его работы «Ковёр-самолет» и «Бой скифов со славянами», новую версию картины. Она выросла в размерах, получила иное композиционное решение, «прониклась» монументальностью. Новый вариант (но не последний, известны ещё две законченные картины с таким же названием) и стал «каноническим». Это одна из попыток живописца выявить и с помощью живописных средств запечатлеть некие сущностные черты русского национального характера. Произведение характерно для васнецовского метода, соединяющего в одном поэтическом образе фольклорную «фантастику» и совершенно реалистические детали. Последние Васнецов кропотливо выискивал в процессе внимательного изучения эпохи — в Историческом музее, в Оружейной палате, в соответствующей литературе, обильно издаваемой во второй половине XIX века. Приводя в письме к В. Стасову надписи, присутствующие на камне-вещуне, художник делает знаменательную ремарку: «Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии».
Устало опущенное копьё подчёркивает глубину раздумий витязя. При этом весь строй картины подсказывает единственно
возможное для него решение.
На камне написано: «Как прямо ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному». Другие надписи («Направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти») Васнецов, по собственному признанию, частично стёр или спрятал подо мхом.
Череп и кости, написанные рядом с камнем-вещуном, добавляют напряжённости фабуле этого произведения.
Об экспонате
В середине 1870-х годов русский художник-передвижник и архитектор Виктор Васнецов перешел в своем творчестве от традиционных для русской живописи того времени бытовых сцен к историко-фольклорной тематике.
Он начал работать над данной картиной с небольшого карандашного эскиза. Ее основной сюжет возник благодаря русской былине «Илья Муромец и разбойники». Живописец был «убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства — образа, звука, слова — в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».
В окончательном виде мастер исполнил произведение к VI Передвижной выставке 1878 года. Оно стало первой большой работой Васнецова на былинную тему и положило начало целому циклу полотен.
Известно до десяти авторских вариаций этой композиции, среди них особенно знаменита картина 1882 года, которую автор написал для коллекции крупного промышленника и предпринимателя, известного мецената тех времен Саввы Мамонтова. Ее можно увидеть в Государственном Русском музее.
Представленная версия написана в 1878 году. Если на холсте с VI Передвижной выставки фигура всадника была направлена лицом к зрителю, то в данном варианте витязь развернут уже в профиль, а на картине из Русского музея он и вовсе обращен к зрителю спиной.
По замыслу художника, созерцатель должен был постепенно погружаться в повествование. Отвернув в поздней версии своего богатыря, он перенес фокус с самого героя на пейзаж перед его глазами и надпись на камне.
Распутья и выбора одной из трех дорог в большинстве повторений его картины нет, живописец убрал их для большего эмоционального эффекта. Показана драматичная ситуация пограничья. Богатырь оказался на краю чуждого, гибельного дикого поля и должен этот рубеж преодолеть.
В раннем варианте работы надпись на камне повторяла былинный текст целиком, но позднее художник оставил лишь грозную концовку: «Как прямо ехати — живу не бывати, нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».
По мнению искусствоведов, тему напряженного судьбоносного выбора пути усиливает «гамлетовский» диалог: профиль Витязя устремлен прямо на человеческий череп, лежащий рядом с межевым камнем. Приглушенные краски сумерек наращивают настроение тревоги, однако фигура белого коня читается на этом фоне как предвестие грядущей победы героя полотна.
Витязь на распутье (Васнецов)
Витязь на распутье (Васнецов)
Виктор Васнецов | |
Витязь на распутье, 1882 | |
Холст, Масло. 167 × 308 см | |
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Карандашные наброски и эскизы к картине появились в начале 1870-х годов. В 1877 году Васнецов с брата Аркадия пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой». Сюжет картины возник под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники».
В 1877 году была закончена работа над первым вариантом картины. Васнецов выставляет её на VI Передвижной выставке 1878 года.
Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова.
Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью. В письме к Владимиру Стасову Васнецов пишет:
На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии. |
Критик Стасов похвалил картину.
В начальных эскизах витязь был повёрнут лицом к зрителю. В последней версии был увеличен размер холста, уплощена композиция, стала монументальней фигура витязя. В начальных версиях картины была дорога, но Васнецов убрал её в версии 1882 года для большей эмоциональности, чтобы не было другого выхода, кроме указанного на камне.
К былинной теме Васнецов также обращался в ранней акварели «Богатырь» (1870) и более поздних картинах «Богатыри» (1898) и «Богатырский скок» (1914)
Картины написаны маслом на холсте. Версия 1882 года хранится в Государственном Русском музее. Версия 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее.
Сюжет «Витязя на распутье» воспроизведён на надгробии художника на Введенском кладбище.
Черновые наброски к картине «Витязь на распутье», 1870-е