Что написано на камне витязь на распутье
Витязь на распутье
Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью. В письме к Владимиру Стасову Васнецов пишет: На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. «
Сюжет «Витязя на распутье» воспроизведён на надгробии художника на Введенском кладбище.
Карандашные наброски и эскизы к картине появились в начале 1870-х годов. В 1877 году Васнецов с брата Аркадия пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой». Сюжет картины возник под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники».
В 1877 году была закончена работа над первым вариантом картины. Васнецов выставляет её на VI Передвижной выставке 1878 года.
Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова.
В начальных эскизах витязь был повёрнут лицом к зрителю. В последней версии был увеличен размер холста, уплощена композиция, стала монументальней фигура витязя. В начальных версиях картины была дорога, но Васнецов убрал её в версии 1882 года для большей эмоциональности, чтобы не было другого выхода, кроме указанного на камне.
Картины написаны маслом на холсте. Версия 1882 года хранится в Государственном Русском музее. Версия 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее.
Этана! В своей теме «Двойные картины» я упоминал уже картину Васнецова, поскольку существует несколько вариантов ее (даже такой, где витязь смотрит на зрителя!). Смотрите в комментариях к посту: http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post63701845/Но с нетерпением жду развития темы.
«Витязь на распутье» – что нам открывает творение Васнецова?
«Витязь на распутье» знаменитая картина не просто открывает нам очередную историю, поведанную ценителем русского фольклора Виктором Васнецовым, но и становится своего рода итогом многолетних трудов художника, демонстрацией его высочайшего мастерства.
Виктора Михайловича Васнецова я бы назвала не просто великим русским живописцем, но и поистине “сказочным” художником. Его кисти принадлежит множество картин, открывающих нам сюжеты народных сказок и былин, например картина «Богатыри». Они настолько реалистичны и притягательны, что зритель буквально погружается в атмосферу шедевра. Что же можно увидеть в «Витязе на распутье»? Какие символы и скрытые образы использует живописец?
Создание картины «Витязь на распутье»
Для Виктора Михайловича Васнецова 70-е годы XIX века стали знаковым, даже переломным моментом в творчестве. Если прежде он использовал для своих картин реалистические сюжеты и образы, то в этот период решает перейти к совершенно новому направлению. Живописец стремился отразить в своих работах русских фольклор, знаменитые былины и сказки, известных всем героев и сюжеты.
В это время художник начинает работу над эскизами к «Витязю на распутье». Первые наброски появились в начале 1870-х годов. В 1877 году Васнецов написал этюд «Воин в шлеме с кольчужкой». Натурщиком для образа воина послужил младший брат живописца. В этот же период был закончен первый вариант картины.

Варианты картины
В 1878 году «Витязь на распутье» уже появляется на передвижной выставке. Но, как истинный творец, Васнецов видел в своей работе не только особенности, но и немало недостатков. Он постоянно добавлял некоторые детали, совершенствуя полотно, а окончательный вариант «Витязя на распутье» появился в 1882 году.
Русский музыкальный и художественный критик Владимир Стасов дал высокую оценку творению Васнецова. Художник в письме к нему отмечал, что использовал классическую былинную надпись на камне.

Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Правда, она видна не полностью, однако живописец в своём послании раскрывает всю её суть:
“На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии”.
Меня заинтересовало преображение самой картины по мере создания новых её вариантов. В первоначальных версиях витязь повёрнут лицом к зрителю. Последующие варианты демонстрируют нам упрощение композиции. Сама фигура воина приобретает некую монументальность, становится более значимой. Элементом, который показался Васнецову лишним, стала дорога, что появляется лишь в первых версиях творения.

Описание картины Васнецова
Глядя на картину «Витязь на распутье», сразу же обращаешь внимания на фигуру воина. Перед нами – богатырь, восседающий на чудесном белом коне, что, несомненно, является его верным товарищем в странствиях и сражениях.
Вся фигура всадника выражает задумчивость. Это неудивительно, ведь он остановился перед камнем-указателем, на котором написан старинный фольклорный текст.
Видно, что камень этот старый, уже очень давно стоит в этих местах. На нём ясно сказано, что тот, кто будет и далее придерживаться прямого направления, живым не останется.
“Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному”, – гласит надпись на камне.
Без сомнения, витязь прекрасно понимает всю серьёзность такого предупреждения, однако вынужден продолжит свой путь. Кажется, что через мгновение белоснежный конь тряхнёт гривой, а всадник выпрямится в седле. Тем не менее, поза богатыря говорит о его усталости. Вероятно, именно поэтому он задумался и несколько медлит, собираясь с силами.
Впрочем, это же заметно и его коню. Его грива и хвост не развеваются, а само животное выглядит не менее уставшим, чем его хозяин. Но, несмотря на это, в их измученных силуэтах чувствуется некая внутренняя решимость – их дух не знает усталости и упадка.
Я же хочу отметить некое душевное единство коня и всадника. Прекрасное животное при необходимости домчит воина в любое место, но сейчас конь полностью разделяет настроение своего хозяина.

Детали картины
Можно отметить, что витязь прекрасно подготовлен – он в полном боевом облачении За его спиной висит щит, к поясу прикреплён колчан, украшенный декоративными элементами. Видно, что он полон стрел, а значит, воин знает, что предстоит нелёгкий и долгий бой.

Виктор Васнецов – мастер “картин настроения”, и в «Витязе на распутье» это особенно чувствуется. Вокруг главного героя полотна виднеются человеческие останки, над которыми кружат вороны. Над ним – грозное закатное небо, что тоже не предвещает радостных событий.
Без сомнения, витязь направляется в крайне опасный путь. Художник мастерски создаёт мрачную гнетущую атмосферу того места, где находится его персонаж.

«Витязь на распутье» – картина Виктора Васнецова, что по праву приобрела известность. В ней отображён один из типичных былинных и сказочных сюжетов, однако это – не просто эпизод из славянского фольклора.
Живописец в своём творении воспевает силу и доблесть русских богатырей, готовых идти на бой с неизвестным и смертельно опасным противником. Его витязь не стремится к войне, однако для защиты родной земли он готов идти вперёд, невзирая на гибельные препятствия и предупреждения.
Витязь на распутье
О работе:
У этой работы, созданной по мотивам былины «Илья Муромец и разбойники», — долгая история. Первые наброски к ней были сделаны ещё в начале 1870-х годов. Первый законченный вариант картины (он сейчас хранится в Серпуховском музее) появился в 1878 году; Васнецов показал его под авторским названием «Витязь» на VI передвижной выставке; тогда же он вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. В сущности, именно этот вариант открывает фольклорную, «богатырскую» серию художника. Но он не удовлетворил его — Васнецову не хватало в нём былинной поэзии, песенности, авторской сопричастности и, по большому счету, содержательной определенности.
В 1882 году он написал для С. Мамонтова, который уже приобрёл к тому времени его работы «Ковёр-самолет» и «Бой скифов со славянами», новую версию картины. Она выросла в размерах, получила иное композиционное решение, «прониклась» монументальностью. Новый вариант (но не последний, известны ещё две законченные картины с таким же названием) и стал «каноническим». Это одна из попыток живописца выявить и с помощью живописных средств запечатлеть некие сущностные черты русского национального характера. Произведение характерно для васнецовского метода, соединяющего в одном поэтическом образе фольклорную «фантастику» и совершенно реалистические детали. Последние Васнецов кропотливо выискивал в процессе внимательного изучения эпохи — в Историческом музее, в Оружейной палате, в соответствующей литературе, обильно издаваемой во второй половине XIX века. Приводя в письме к В. Стасову надписи, присутствующие на камне-вещуне, художник делает знаменательную ремарку: «Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии».
Устало опущенное копьё подчёркивает глубину раздумий витязя. При этом весь строй картины подсказывает единственно
возможное для него решение.
На камне написано: «Как прямо ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролётному». Другие надписи («Направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти») Васнецов, по собственному признанию, частично стёр или спрятал подо мхом.
Череп и кости, написанные рядом с камнем-вещуном, добавляют напряжённости фабуле этого произведения.
Об экспонате
В середине 1870-х годов русский художник-передвижник и архитектор Виктор Васнецов перешел в своем творчестве от традиционных для русской живописи того времени бытовых сцен к историко-фольклорной тематике.
Он начал работать над данной картиной с небольшого карандашного эскиза. Ее основной сюжет возник благодаря русской былине «Илья Муромец и разбойники». Живописец был «убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства — образа, звука, слова — в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».
В окончательном виде мастер исполнил произведение к VI Передвижной выставке 1878 года. Оно стало первой большой работой Васнецова на былинную тему и положило начало целому циклу полотен.
Известно до десяти авторских вариаций этой композиции, среди них особенно знаменита картина 1882 года, которую автор написал для коллекции крупного промышленника и предпринимателя, известного мецената тех времен Саввы Мамонтова. Ее можно увидеть в Государственном Русском музее.
Представленная версия написана в 1878 году. Если на холсте с VI Передвижной выставки фигура всадника была направлена лицом к зрителю, то в данном варианте витязь развернут уже в профиль, а на картине из Русского музея он и вовсе обращен к зрителю спиной.
По замыслу художника, созерцатель должен был постепенно погружаться в повествование. Отвернув в поздней версии своего богатыря, он перенес фокус с самого героя на пейзаж перед его глазами и надпись на камне.
Распутья и выбора одной из трех дорог в большинстве повторений его картины нет, живописец убрал их для большего эмоционального эффекта. Показана драматичная ситуация пограничья. Богатырь оказался на краю чуждого, гибельного дикого поля и должен этот рубеж преодолеть.
В раннем варианте работы надпись на камне повторяла былинный текст целиком, но позднее художник оставил лишь грозную концовку: «Как прямо ехати — живу не бывати, нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».
По мнению искусствоведов, тему напряженного судьбоносного выбора пути усиливает «гамлетовский» диалог: профиль Витязя устремлен прямо на человеческий череп, лежащий рядом с межевым камнем. Приглушенные краски сумерек наращивают настроение тревоги, однако фигура белого коня читается на этом фоне как предвестие грядущей победы героя полотна.
Витязь на распутье (Васнецов)
Витязь на распутье (Васнецов)
| |
| Виктор Васнецов | |
| Витязь на распутье, 1882 | |
| Холст, Масло. 167 × 308 см | |
| Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Карандашные наброски и эскизы к картине появились в начале 1870-х годов. В 1877 году Васнецов с брата Аркадия пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой». Сюжет картины возник под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники».
В 1877 году была закончена работа над первым вариантом картины. Васнецов выставляет её на VI Передвижной выставке 1878 года.
Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова.
Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью. В письме к Владимиру Стасову Васнецов пишет:
![]() | На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии. | ![]() |
Критик Стасов похвалил картину.
В начальных эскизах витязь был повёрнут лицом к зрителю. В последней версии был увеличен размер холста, уплощена композиция, стала монументальней фигура витязя. В начальных версиях картины была дорога, но Васнецов убрал её в версии 1882 года для большей эмоциональности, чтобы не было другого выхода, кроме указанного на камне.
К былинной теме Васнецов также обращался в ранней акварели «Богатырь» (1870) и более поздних картинах «Богатыри» (1898) и «Богатырский скок» (1914)
Картины написаны маслом на холсте. Версия 1882 года хранится в Государственном Русском музее. Версия 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее.
Сюжет «Витязя на распутье» воспроизведён на надгробии художника на Введенском кладбище.
Черновые наброски к картине «Витязь на распутье», 1870-е









