Что написано на исаакиевском соборе и что они означают
Загадки Исаакиевского собора
Исаакиевский собор – один из символов Санкт-Петербурга и одна из многочисленных загадок этого удивительного города. Построенный сравнительно недавно – в середине XIX века, он, тем не менее, вызывает множество вопросов не только у исследователей, но и у туристов и жителей города. А в последнее время все чаще звучит удивленное: «Кто и когда построил Исаакиевский собор?» Причем версий существует множество, в том числе, самых фантастических. Что же такого необычного и таинственного в этом храме?
Тайна имени
Тот собор, который мы можем видеть сегодня, был освящен в 1858 году во имя святого Исаакия Долматского. Этот византийский монах жил в IV веке до нашей эры и обладал даром пророчества, но упоминания о нем в церковной литературе довольно скудные.
Возникает вопрос: почему кафедральный собор столицы был назван в честь не слишком известного и популярного среди русских православных святого? Ответ на этот вопрос прост, но он рождает еще одну загадку, правда, непосредственно с храмом не связанную.
Первая, еще деревянная церковь была построена по приказу Петра I и названа в честь его святого покровителя. Дело в том, что первый русский император родился 30 мая, когда в святках отмечается день Исаакия Долматского. Правда, сына царя Алексея Михайловича назвали почему-то не в соответствии со святками, а Петром. Конечно, царские дети особенные, но и имя «Петр» до этого не было распространенным среди отпрысков царской фамилии.
Когда был построен Исаакиевский собор
По официальной версии, храмов с этим именем на площади, которая позднее будет названа Исаакиевской, существовало четыре. А вот были ли они все построены «с нуля», или последние являлись только результатом реставрации, непонятно.
Первая церковь, посвященная Исаакию Долматскому, построена по приказу Петра в 1707 году. Была она деревянной и предназначалась для тех, кто работал на верфях Адмиралтейства.
Непонятно, почему эта небольшая церковь стала считаться главным храмом города, даже сам Петр венчался с Екатериной именно в ней. Еще более удивительно, что уже в 1717 году здание храма, кстати, даже просмоленное по примеру кораблей, признали обветшавшим и начали строить новое, уже каменное.
За время возведения этой церкви умерли два архитектора, и достроить ее удалось только третьему – Якову Неупокоеву. Находился храм, если верить немногочисленным свидетельствам современников, там, где сейчас стоит Медный всадник. Из-за близости береговой линии вода размывала фундамент, и церковь пришла в негодность.
Екатерина II, вступившая на престол в 1762 году, принимает решение о необходимости «восстановления» храма. Но работы затянулись, один архитектор сменял другого, в итоге достроили третий Исаакиевский собор только при Павле I. В это время памятник Петру был уже установлен, то есть получается, что восстанавливали не второй храм. А какой?
Но и третий Исаакиевский собор прослужил недолго, и в 1818 году был утвержден проект четвертого собора, архитектором которого стал Огюст Монферран. Кстати, в документах того времени встречается интересная формулировка – речь идет не о строительстве, а о перестройке. Рисунки самого Монферрана тоже заставляют думать, что он лишь реставрировал собор и добавил некоторые элементы, например, колонны.
Что же за храм стоял на месте современного Исаакиевского собора? Есть интересная, но не бесспорная точка зрения, что это была очень древняя постройка, сохранившаяся со времен существования совсем иной цивилизации.
Творение, достойное титанов
Не меньше вопросов вызывают и технологии, использовавшиеся при строительстве собора. Колоссальное здание высотой более 100 метров покоится на мощном фундаменте, под который было забито почти 11 тысяч свай. Храм окружают 48 колонн, выточенных из цельных гранитных монолитов, по 114 тонн каждая. На верхнем ярусе еще 24 колоны весом «поменьше» — 64 тонны.
И дело не только в том, что процесс подъема и установки даже одной такой колонны – дело чрезвычайно сложное даже в современных условиях. Поражает качество отделки и полировки. Оно настолько идеальное, что возникает вопрос: на каком токарном станке это делали? Вручную? Сейчас в такое верится с трудом. Ни в документах, ни в записках современников, в том числе самого архитектора, ничего не говорится об изготовлении внешних колонн. В отличие, например, от малахитовых колонн внутреннего убранства.
Кстати, интересно, что Монферран почему-то устанавливал колонны раньше, чем приступил к работе над основным зданием. Это подтверждает предположение, что собор не строился, а реставрировался, а колонны привезли из другого места.
Символы и знаки Исаакиевского собора
Внешний вид и внутренняя отделка главного собора Санкт-Петербурга совсем не соответствует традициям православных храмов. Во внешнем убранстве все напоминает об архитектуре и скульптуре античности, причем сходство с античными храмами настолько велико, что многие считают это подтверждением теории о тысячелетней истории собора и его принадлежности к древней гиперборейской цивилизации.
Если говорить о внутреннем убранстве, то собор удивительно красив и уникален, он напоминает одновременно малахитовую шкатулку и позолоченный дворец. Пожалуй, первое, что привлекает внимание, это обилие масонских знаков, той же «лучезарной дельты», и католических, а то и вовсе мальтийских крестов. Однако, это как раз и не удивительно, если вспомнить, что масоны в XIX веке все еще были в моде, им благоволили и Александр I, и Николай I.
Версия о древней цивилизации, следы которой сохранились в великолепных сооружениях Санкт-Петербурга, несомненно, привлекает своей необычностью. Но, может быть, разгадка тайн строительства Исаакиевского собора кроется не в забытых технологиях, а в труде и таланте тысяч простых людей, имена которых не сохранились в истории.
rbsysnn
ХРАМ ИЗНАЧАЛЬНО БЫЛ АНТИЧНЫМ. И ВЕРОЯТНО ДО РОЖДЕНИЯ ПЕТРУШИ.
Исаакиевский собор считается одним из шедевров православной, российской христианской архитектуры. На первый взгляд в нем нет ничего странного.
Но это лишь на первый взгляд. Смотреть нужно внимательней.
Вот его ворота.
Образы очень напоминают античные, но не это самое важное. В храме нет ни одного. православного распятия
А найти восьмиконечный православный крест оказывается делом нелегким.
Эти православные кресты редкие православные элементы—в совершенно не православном храме
Обратите внимание—над иконой находится нечто иное как всевидящее око, которое православные считают символом масонов и сатанистов
Вот оно православное распятие
А вот католическое и это изображение одного из ниш Исаакиевского собора, в то время как православные распятия там отсутствуют
Внизу второе, католическое изображение с распятым Иисусом находится снаружи над одним из входов в собор.
Вообще-то, согласно официальному историческому мифу, Исаакиевский собор после освящения был главным кафедральным собором Российской империи.
И как так получилось, что при оформлении главного собора практически не используется основная символика, а распятие вообще показывается согласно чужим канонам?!
А вот узоры на полу собора
На полу и стене малозаметные узоры, они древнегреческие
Это эллинский ГРЕЧЕСКИЙ орнамент-меандр.
Вот на стене храма Адриана
Вот из храма Юпитера
Точно такие же орнаменты можно увидеть кроме всего прочего в Бальбеке
70-страница иллюстрации Монферана
Внешние признаки
Теперь немного о внешних особенностях собора—православный храм внутренне не православный, а внешне уже античный
А вот это уже римский пантеон
Почти тоже самое здание, только без купола
Парижский пантеон, как и в Иссакии вы там православных распятий не найдете
А это уже американский Капитолий,храмы в России, Европе и полит. здания в США строили по одному архитектурному стилю
Вот бостонский капитолий
Но куда интересней его старое изображение
Это что копия александрийского столпа?
Ну и вот Капитолий штата Айова в Де-Мойне
Он более всех похож на Исаакиевский собор
Кто построил Иссакиевский собор
Считается что собор спроектировал и построил иностранный скульптор Монферан. Но это не так.
Вот интересная иллюстрация из работы самого Монферана.
Граф Строганов прямо указывал что был конкурс на переделку уже стоявшего храма, задачей было снять с него мрамор.
Это никак не вяжется с утверждением что 3-й Исаакиевский собор бы закрыт в в 1816 году. Именно 3-й собор был частично уделан мрамором
Википедия тоже цитирует Строганова, но цитирует так:
«Изыскать средство к украшению храма… не закрывая… богатой мраморной его одежды… приискать форму купола, могущую придать величие и красоту столь знаменитому зданию… придумать способ к украшению площади, к сему храму принадлежащей, приведя окружность оной в надлежащую правильность»
Вот такая схема подлога—википедия выдергивает из записки Строганова самое важное, то что собор уже был
Приписывать Монферану авторство Исаакиевскогоо собора глупо, еще вот выдержка из задания по перестройке Исаакиевского собора в «Записках» Вигеля:
«На словах Государь просил Бетанкура поручить кому-нибудь составить проект перестройки Исаакиевского собора так, чтобы сохранить все прежнее здание, разве с небольшою прибавкою, дать вид более великолепный и благообразный сему великому памятнику.»
Ф.Ф.Вигель в своих записках прямым текстом указал что Исаакиевский собор не строился, а перестраивался
Признаки перестройки можно найти и сейчас
Одним словом примеров много
Никакого строительства 4-го Исаакиевского собора не было, то что сегодня есть это тот самый «третий» храм, как скорее всего «первый» и второй» храм.
Но зачем нужно было разбивать историю одного собора на 4-части и фальсифицировать его строительство Монфераном?
Дело в том что древний храм с элементами язычества и католичества, не имеющий никакого отношения к нынешнему православию.
Строительство 4-х соборов не более чем четыре реконструкции, где стиралось его языческо-католическое прошлое.
Но даже после всего этого удивляет что фальсификаторы не сняли католические распятия и не заменили их на православные. Они будто знали что это совсем не обязательно.
Действительно—утруждать себя было не нужно, ведь православные верующие настолько оболванены и слепы что не замечают что приходят в чужой храм.
Хотя от них это никто не скрывает, все на самом видном месте.
Добавлю что наличие католических распятий в Исаакии еще одно доказательство в пользу того что ранее католицизм и православие были одной конфессией, как впрочем христианство и ислам.
Отсюда
Новое в блогах
Вот только сами символы не настолько известны людям, как сам собор и на них мало кто обращает внимание.
В 1818 году, по приказу Александра I, французский архитектор Огюст Монферран начал проектирование собора.
Вот только тут же начинаются вопросы.
Фото взято из открытого источника
Во-первых, почему это был французский архитектор? Тогда недавно закончилась якобы война, хотя многие факты говорят что войны не было, а если быть точнее, стороны союзников и противников выглядели совершенно иначе, а не как описано в официальной истории. Но это уже немного другое, о чем я напишу статью позже.
Во-вторых, что еще интереснее, многие записи, изображения и даже документы говорят о том, что Исаакиевский собор не начинали строить в 1818 году, а уже в 1817 он был построен.
Фото взято из открытого источника
Стоит немного затронуть и сам собор. Невероятные и знаменитые гранитные колонны на входе, высотой в 17 метров, которые даже по современным меркам развития технологий являются невероятными, однако тогда их якобы вырубили вручную, как-то отполировали еще и установили.
Фото взято из открытого источника
Важны и размеры самого сооружения. Высота не настолько важна как глубина. В соборе есть подвалы, уходящие на глубину в 13 метров и это только общеизвестная информация.
Все это можно подвести к тому, что объект достаточно древний и он был либо погружен под слои земли, как и многие дома в мире, либо же затоплен еще раньше.
И наконец внутренняя часть Исаакиевского собора, узнав которую получше, в совокупности с другими странностями можно подойти к единственному и логичному выводу.
Фото взято из открытого источника
На полу Исаакиевского собора не так уж и мало символов свастики, символизирующие еще с далекой древности Солнце.
Как раз таки этими символами и окружено Солнце в центре, которое наводит определенные мысли.
Фото взято из открытого источника
И наконец на каждом из входов в собор находится такое же Солнце, как и в центре на полу, но только в немного уменьшенном виде.
Фото взято из открытого источника
Если подытожить, то все сводится к тому, что так называемый Исаакиевский православный собор является древним храмом Солнца и уж слишком многое говорит об этом.
К тому же, как бы это не было забавно, никакой православной символики в самом соборе просто навсего нет.
Фото взято из открытого источника
Конечно, сложно сказать наверняка сколько лет сооружению и что за цивилизация его строила, но как минимум можно с уверенностью заявить, что официальная версия является не более чем вымыслом.
Исаакиевский собор или древний храм Солнца был построен задолго до XIX века и судя по тем же колоннам и другими элементам, цивилизация этих строителей имела технологии, превосходящие наши.
Фото взято из открытого источника
Многие могут не согласиться с этой версией только потому, что в это сложно верить, но фактов противоречащих официальной истории постройки Исаакиевского собора действительно слишком много, чтобы отрицать очевидное.
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
https://img-fotki.yandex.ru/get/1025106/161887320.565/0_23eb8d_642c34fc_orig.jpg Воланд. Узн.
1. Внешнее аналогично внутреннему. 2. Подобное притягивает подобное. 3. Начинайте обращ.
Нейробиолог Ризолатти: Как мысль ставит больного на ноги Джакомо Ризолатти Ученый, от.
—Новости
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Рубрики
—Музыка
—Интересы
—Сообщества
—Статистика
«Господи, силою твоею возвеселится царь». Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге
Снаружи здание декорировано серыми мраморными колоннами, а каждый из четырех фасадов украшен неповторимыми скульптурными сюжетами. Общий стиль относится к классицизму позднего периода с элементами неоренессанса, эклектики, византийского направления.
Плеядой зодчих в Невском граде,
В честь императора Петра,
Был возведён с парадным блеском
Храм – покоряющий сердца!
Творенье мысли – Монферана!
И воля батюшки-Царя!
Вдохнули жизнь в созданье храма
Потомкам добрым на века.
© Copyright: Валентин Клементьев, 2010
Исаакиевский собор – самый известный и крупный храм Санкт-Петербурга, выдающийся пример русской религиозной архитектуры.
Это одно из самых значительных и красивых купольных зданий во всем мире.
Масштабы постройки впечатляют: она является четвертой по размеру христианской святыней после римского собора Святого Петра, лондонской церкви Святого Павла и флорентийского храма Святой Марии.
Высота сооружения составляет 101,5 метров, а его вместимость – около 12 тысяч человек.
Сегодня Исаакиевскому собору присвоен статус музея-памятника, но четыре раза в год, по самым значительным праздникам, здесь проводятся религиозные службы.
Официальное название – храм преподобного Исаакия Далматского, в честь которого и была возведена церковь.
Исаакиевский собор. Многие называют этот величественный храм восьмым чудом света.
Его формы совершенны, а уровень исполнения вызывает удивление и восторг.
Можем ли мы сегодня построить нечто подобное? Кажется, что технологии 21 века бессильны перед десятками тысяч тонн гранита, из которых создан Исаакий.
Видео: Исаакиевский собор, Санкт-Петербург / Saint Isaac’s Cathedral, Saint-Petersburg
История строительства
Император Петр I родился 30 мая по юлианскому календарю, в день памяти канонизированного византийского монаха Исаакия Далматского, поэтому монарх всегда с особым почтением относился к фигуре этого святого. В 1710 году император издал указ о строительстве храма в честь Исаакия неподалеку от здания Адмиралтейства. На этом месте была возведена церковь из дерева, вернее, под нее была переоборудована с небольшими достройками чертежная при морском ведомстве. Уже в 1712 году государь обвенчался здесь с женой Екатериной Алексеевной.
Петр I отдал приказ построить церковь во имя Исаакия Далматского для рабочих Адмиралтейских верфей
В 1717 году было решено начать обустраивать город каменными храмами, и по плану первой подвергнуться модернизации должна была именно Исаакиевская церковь.
В этом же году Петр I лично заложил первый камень нового собора. Если первая постройка отличалась простотой, как и большинство зданий в начале правления императора, то вторая уже задумывалась в стиле петровского барокко. Возведение святыни завершилось через 10 лет, а за все это время работами руководили трое разных архитекторов.
Первая Исаакиевская церковь. Литография с рисунка О. Монферрана. 1845 год
Тогда храм находился на том месте, где сегодня воздвигнут знаменитый «Медный всадник». Это было неудачное место, поскольку
фундамент строения постоянно размывался Невой. Постоянные дорогостоящие ремонты вынудили городской сенат искать новое место для собора. Уже в 1761 году был принят соответствующий указ.
Третий Исаакиевский собор на гравюре. 1816 год
Но закладка третьей Исаакиевской церкви произошла лишь в 1768 году, после одобрения указа вступившей на престол Екатерины II.
Е. А. Плюшар. Портрет архитектора Монферрана. 1834 год.
Усовершенствованный проект Исаакиевского собора был одобрен только к 1818 году, его автором стал француз Огюст Монферран.
Бюст Огюста Монферрана в Исаакиевском соборе, созданный из камней, использовавшихся при строительстве собора
Главным условием нового императора было сохранение роскошной алтарной части, а также пилонов под куполом. Собор значительно увеличивался в размерах, приобретая совершенно новые очертания: крупный центральный купол с четырьмя более мелкими, высокая колоннада. Со временем проект претерпел некоторые изменения, но его основная часть осталась такой же.
Освящение завершенного храма состоялось в 1858 году.
Вид на Исаакиевский собор с Английской набережной
Богатое украшение фасадов
Снаружи здание декорировано серыми мраморными колоннами, а каждый из четырех фасадов украшен неповторимыми скульптурными сюжетами. Общий стиль относится к классицизму позднего периода с элементами неоренессанса, эклектики, византийского направления.
Северный фасад
Северный фронтон. «Воскресение Христа».
Фраза, помещённая во фризе северного портика, — «Господи, силою твоею возвеселится царь»,— может считаться выражением идеи всего сооружения.
Рельеф фронтона северного портика — это «Воскресение Христа» (1839—1843, скульптор Ф. Лемер).
В центре композиции — поднявшийся из гроба Христос, справа и слева от него — ангелы, а за ними перепуганные стражники и потрясённые женщины.
Апостолы Пётр(слева) и Павел (справа)
Апостол Пётр (слева) изображён с ключами от врат царства небесного. По роду своих занятий он был рыбак, и жизнь его с самого начала и до конца была преисполнена всяких чудесных событий, о которых упоминается в евангельских сказаниях. Это, прежде всего, чудесный лов рыбы: рыба шла в таком количестве, что даже «сеть прорывалась», и «ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб»; это буря на Галилейском озере, когда Господь шёл по волнам к своим утопавшим ученикам и повелел Петру также идти по воде. Ревностный проповедник слова христианства, он мог исцелять расслабленных и воскрешать из мёртвых, и веру свою в Христа доказал мученическою смертью: по преданию, при императоре Нероне его распяли вниз головой.
Апостол Павел (справа) изображён с мечом, символом его ревностного служения Иисусу Христу. Вначале он был ярым гонителем христиан, везде их выискивал и истязал, но в один прекрасный день луч с неба поразил его — он ослеп. Он услышал голос Иисуса Христа, проникся его учением и с этого времени совершенно переменился. Зрение вернулось к нему; он стал одним из самых ревностных проповедников христианской веры, совершил немало чудес, претерпел немало страданий и подтвердил свою веру мученической кончиной: в Риме, при императоре Нероне, ему отрубили голову.
Апостол Иоанн.
Евангелист Иоанн (в центре) изображён с орлом — символом высокого парения его богословской мысли. Он прожил дольше других апостолов, и, по преданию, ученики (следуя его желанию) погребли его живым. Когда же вскоре после погребения могилу его вскрыли, апостола там не оказалось: подобно Иисусу Христу, он воскрес из мёртвых.
Правая ниша «Положение в гроб»
Скульптуры в нишах — «Несение креста» (левая ниша) и «Положение во гроб» (правая ниша) — выполнены скульптором П. К. Клодтом.
Северная дверь собора
Двери: (скульптор Витали) «Вход в Иерусалим», «Се человек», «Бичевание Христа», Св. Николай Чудотворец, Преподобный Исаакий Далматский, Коленопреклонённые ангелы.
Западный фасад
Барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием».
Западный содержит барельефную сцену встречи императора Феодосия и Исаакия Далматского, что символизирует единение небесной и мирской власти. Также с этой стороны храма присутствуют барельефные изображения чудес Христа, скульптуры апостолов Фомы, Марка, Варфоломея.
фрагмент западного фронтона «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием»
На фронтоне западного портика — барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием», выполненный в 1842—1845 годах скульптором И. П. Витали.
Его сюжетом является единение двух ветвей власти — царской и духовной (неслучайно портик обращён в сторону Сената и Синода). Изображённый в центре барельефа Исаакий Далматский с крестом в левой руке другой словно благословляет склонившего голову Феодосия, одетого в доспехи.
Слева от императора — его жена Флацилла. Ещё левее — две фигуры, в первой из которых улавливается сходство с президентом Академии художеств А. Н. Оленина, а во второй — c министром императорского двора и председателя Комиссии по строительству собора князя П. М. Волконского.
В правой части — коленопреклонённые воины[48]. В левом углу барельефа изображена небольшая полуобнажённая фигура с моделью собора в руках — портрет автора проекта Исаакиевского собора О. Монферрана.
Надпись по фризу — «Царю царствующих».
барельеф с изображением Монферрана.
Апостолы Фома(слева) и Варфоломей (справа)
Фома (скульптор Витали) — этот апостол изображён с угольником в левой руке (как архитектор), с протянутой вперёд правой рукой, с удивлённым выражением на лице. Он был склонен к маловерию и в воскресение Христа поверил только тогда, когда дотронулся до него.
Варфоломей (скульптор Витали) — изображён с крестом и скребком. Он проповедовал учение в Аравии, Эфиопии, Индии, Армении, где и принял мученическую смерть: с него скребком содрали кожу, а затем повесили вниз головой.
Апостол Марк.
Западные двери.
Дверь: скульптор Витали: «Нагорная проповедь», «Воскрешение Лазаря», «Исцеление расслабленного», Апостол Пётр, Апостол Павел, Коленопреклонённые ангелы.
Южный фасад
Барельеф «Поклонение волхвов».
На южном фасаде Исаакиевского собора размещен рельеф, сюжетом для которого послужила библейская сцена поклонения волхвов. Ниши и двери украшены известными сценами из Нового Завета, фронтоны венчают скульптуры апостолов Матфея, Андрея, Филиппа.
В центре изображена Мария с младенцем, сидящая на троне. Её окружают пришедшие на поклонение волхвы, среди них выделяются фигуры месопотамского и эфиопского царей.
Справа от Марии склонив голову стоит Иосиф. В левой части изображён старик с ребёнком, в руках ребёнка — небольшой ларец с подношениями. В фигурах старика с ребёнком, месопотамского и эфиопского царей, раба-эфиопа видны индивидуальные особенности; сохранилось свидетельство о том, что их лепили с натурщиков.
Надпись по фризу — «Храм мой храм молитвы наречётся».
Апостолы Андрей (слева) и Филипп (справа)
Андрей (скульптор Витали) — проповедовал во многих странах, даже в Русской земле. Его распяли на кресте особой формы, наподобие буквы Х, который с тех пор стали называть Андреевским. В России он считается покровителем флота; при Петре I был учреждён Андреевский флаг, а также Орден Святого апостола Андрея Первозванного.
Апостол Матфей
Южные двери
Двери: скульптор Витали: «Сретение», «Бегство в Египет», «Христос объясняет св. писание в храме», Александр Невский, Архангел Михаил, Коленопреклонённые ангелы.
Восточный фасад
Восточный, выходящий на Невский проспект, декорирован барельефом, изображающим императора Валента и Исаакия Далматского. Святой преграждает путь византийскому государю, пророча ему скорую гибель. За это Исаакия связывают цепями и отправляют в тюрьму. Также на фронтонах находятся скульптуры апостолов Луки, Иакова и Симона.
Восточный фронтон «Исаакий Далматский останавливает императора Валента»
На барельефе восточного портика, обращённого в сторону Невского проспекта: «Исаакий Далматский останавливает императора Валента» (1841—1845, скульптор Лемер).
В центре барельефа — Исаакий Далматский преграждает путь императору Валенту, предсказывая ему скорую гибель, опытный воин, царствовавший до Феодосия, был покровителем ариан, учение которых представляло собой попытку пересмотра христианского учения. Исаакий Далматский, последователь христиан, был посажен в темницу (на барельефе изображён момент, когда воины цепями сковывают ему руки), и освободил его лишь Феодосий, последователь христианского учения.
Надпись по фризу: «На Тя Господи уповахом, да не постыдимся во веки».
Апостол Иаков
Иаков (скульптор Витали) — брат евангелиста Иоанна, он имел характер деятельный, был решителен и непоколебим в вере, за что и пострадал быстрее прочих. Первый мученик среди апостолов, Иаков был обезглавлен в Иерусалиме.
Апостол Симон.
Симон (скульптор Витали) — изображён с пилой. Этот апостол просветил учением Христовым Африку, по другому преданию — Британские острова, Вавилонию, Персию, и был распят на кресте. Пила — символ мучений, которые довелось испытать всем апостолам.
Апостол Лука.
Крест, венчающий купол Исаакиевского собораКрест, венчающий купол Исаакиевского собора
Архитектура — это азбука гигантов, величайшая система видимых символов, когда-либо созданная. Когда видишь, какие замечательные здания люди строили в старину, невольно думаешь, что они были счастливее нас. Великая архитектура — это величайшее свидетельство человеческого величия.