Что написано на храме на крови
Что написано на храме на крови
16 июля 1989 года на месте Ипатьевского дома состоялось первое моление, в котором приняли участие две-три сотни человек. Акцию организовывало историко-культурное объединение «Отечество». Довести моление до конца не удалось: приехал ОМОН, 11 человек были задержаны. Но на следующий год пришли уже тысячи, разгонять которые власть не рискнула
18 августа 1990 года певец Анатолий Гомзиков на месте дома Ипатьева установил деревянный крест. Спустя две недели он был спилен неизвестными. Второй деревянный крест постигла та же участь. Тогда 5 октября 1990 года был установлен металлический крест.
5 октября 1990 года был установлен металлический Крест. Погода в тот день была пасмурная, шел мокрый снег, но вокруг Креста, в радиусе нескольких десятков метров снег не падал, а светило яркое солнце. Облака вращались строго по часовой стрелке, образуя на небосклоне своего рода воронку. Это дивное знамение длилось около 20 – 30 минут.
Через 5 дней окончательно решился вопрос о земельном участке на склоне Вознесенской горки. Решением исполкома №388 – а от 10.10.1990 г. было определено «Передать Свердловской епархии РПЦ 3/10 гектара для сооружения памятного знака (часовни)».
Во второй половине октября 1990 года Владыка Мелхиседек совершил чин освящения Креста. Два года сия святыня являлась единственным памятным знаком почитания Святого Царского Места.
В начале 1990 – х годов Святейший Патриарх Алексий II благословил строительство Храма в память Всех Русских Святых на месте разрушенного Ипатьевского дома. «В жертву за Россию был принесен ее цвет: вначале Государь с Семьей, а потом — все верные Богу, Царю и Отечеству. Их прославляет наша Церковь в сонме Мучеников и Исповедников Российских. Но Святые связаны друг с другом. Государь Николай II разделил Голгофу своего народа. Вот почему его прославление нашей Церковью не может быть отделено от прославления новых мучеников и исповедников Российских.» (прот. Александр Шаргунов «Чудеса Царственных Мучеников»).
В конце 1990 года был объявлен открытый конкурс на разработку эскиз – идеи Храма – памятника на месте бывшего дома Ипатьева и застройки прилегающей территории. 25 июня 1992 года завершился конкурс проектов будущего Храма – на – Крови. В состав жюри вошли Екатеринбургские архитекторы, историки, священнослужители, деятели культуры, а также специалисты из Москвы. Из представленных 18 проектов, только 6 получили оценки, как наиболее отвечающие условиям. Первую премию не присудили никому. Проекты были отправлены на доработку.
Летом 1992 года по инициативе президента Уральского Торгового Дома А.И.Павлова рядом с местом бывшего Ипатьевского дома была построена часовня во имя Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы. Великая Княгиня Елизавета Федоровна и ее келейница инокиня Варвара были канонизированы Архиерейским Собором РПЦ весной 1992 года.
23 сентября 1992 года на месте будущего Храма – на – Крови состоялась торжественная закладка камня с капсулой, содержащей частицу вновь обретенных мощей святого Праведного Симеона Верхотурского. Закладку камня осуществил Архиепископ Мелхиседек после Божественной Литургии и Крестного хода от Вознесенского храма к Царскому Кресту. Владыке Мелхиседеку сослужили: Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Серафим, Епископ Челябинский и Златоустовский Георгий.
В тот памятный день Святейший Патриарх Алексий II в своем обращении по поводу закладки камня сказал: «Пусть Храм – Памятник, подобно негасимой свече, поднимется на Вознесенской Горке Екатеринбурга и станет вечной памятью всем невинно убиенным».
16 июля 1993 года, ночью у Царского Креста была отслужена первая Божественная Литургия. Алтарем служила часовня Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы. На Богослужении присутствовало около 100 человек. Так зарождалась ежегодная традиция совершать Божественную Литургию именно в часы убиения Государя и Его Августейшей Семьи с верными слугами.
19 июля 1993 года по благословению Владыки Мелхиседека была образована первая община будущего Храма – на – Крови. Старостой общины был выбран А.М. Верховский, его заместителем Ю.А. Шумилов.
21 февраля 1997 года состоялся градостроительный совет, на котором впервые был упомянут проект В.Морозова, который впоследствии в доработке главного архитектора области Г.В. Мазаева будет реализован в жизнь. Проект Храма – Памятника на Крови разработан «Уралэнергостройпроектом» в 1997 – 1998 г.г. по заказу Екатеринбургского Епархиального Управления. Работа над проектом велась коллективом архитекторов, инженеров и других специалистов, под руководством: ГАП Ликиной И.Д., Морозова В.П., Ефремова В.П., Грачева Ю.Я. Также использовались проектные материалы Екатеринбургского Епархиального Управления, выполненные под руководством Ефремова К.В.; также материалы, предоставленные архитектором Долговым А.В. и скульптором Грюнбергом К.В.
При разработке инженерных и конструкторских разделов проекта были использованы материалы и информация по проекту комплекса «Храма Христа Спасителя» в Москве, любезно предоставленные главным инженером и главным архитектором Московского комплекса.
В апреле 1997 года Вознесенской горке присвоен статус Архиерейского подворья. В ноябре 1997 года вышло Постановление Правительства Свердловской области «О строительстве Храма – памятника на Крови во имя Всех Святых в земле Российской Просиявших». В августе 1999 года Епархия встречала нового Правящего Архиерея — Владыку Викентия. С 10 по 22 ноября 1999 года (по благословению Архиепископа Викентия) научной группой под руководством профессора В.М. Слукина, на месте Ипатьевского дома были проведены геофизические исследовательские работы.
12 декабря 1999 года Царское Место посетила мироточивая икона Царя – Страстотерпца Николая Александровича.
3 апреля 2000 года начались подготовительные работы по строительству будущего Храма – на – Крови. Царский Крест перенесли ближе к Елизаветинской часовне. Увы! Но пришлось срубить деревья, которые были свидетелями прогулок Царственных Страстотерпцев и свидетелями трагедии. Когда сделали срез у их основания, то возраст тополей оказался равен почти 100 лет!
С июня 2000 года с разрешения властей и по благословению Владыки Викентия на Царском Месте стали производить раскопки. От Ипатьевского дома остались лишь фрагменты из подвальной «Царской» комнаты: кирпичи, камни фундамента, балки, но четко зафиксировано в документах историческое место, на котором и был возведен Храм – на – Крови.
С 13 – по 16 августа 2000 года в Москве проходил Юбилейный Архиерейский Собор, на котором, наконец – то, произошло то, чего так долго ждал православный народ! Вся убиенная Царская Семья была прославлена в лике святых СТРАСТОТЕРПЦЕВ.
22 сентября 2000 года впервые в истории Екатеринбургской Епархии Екатеринбург посетил Первоиерарх Русской Православной Церкви Патриарх Алексий II.
23 сентября 2000 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий IIторжественно совершил закладку памятной капсулы с Памятной Грамотой об освящении места строительства в восточной стене фундамента будущего Храма – на – Крови. Свои подписи на Грамоте поставили: Патриарх Алексий II, полномочный представитель Президента по УрФО П.М. Латышев, Архиепископ Викентий, Губернатор области Э.Э.Россель и глава г. Екатеринбурга А.М. Чернецкий.
16 апреля 2001 года закончен нулевой цикл Храма – на – Крови. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский совершил молебен на начало строительства надземной части Храма – на – Крови. На строительной площадке присутствовали: Губернатор области Э.Э.Россель, глава г. Екатеринбурга А.М. Чернецкий, первый заместитель полпреда Президента по УрФО В.Туманов, председатель правительства области А.Воробьев, председатель областной думы Е.Порунов, а также предприниматели и уральские промышленники, оказывающие финансовое содействие по возведению Храма – на – Крови. Затем состоялась церемония закладки первых кирпичей в стену будущего собора, которую совершили Владыка Викентий и Эдуард Россель.
6 мая 2001 г. Владыка Викентий отслужил Пасхальный молебен в нижнем приделе Храма – на – Крови, рядом с «расстрельной» комнатой. 19 мая 2001 г. После молебна у Царского Креста из Екатеринбурга вышел Крестный ход: «От Ипатьевского дома до Ипатьевского монастыря». Участники должны пройти 1600 км, прежде, чем дойдут до г. Костромы.
03 июня 2001 г. Святейший Патриарх благословил проект строительства духовно – просветительского Центра при Храме – на – Крови, а также Патриаршего подворья.
6 октября 2002 года Владыка Викентий освятил малые колокола, изготовленные на пожертвования певца, автора – исполнителя Александра Новикова.
В декабре 2002 года начался монтаж уникального фаянсового иконостаса для нижнего придела Храма – на – Крови. Все элементы иконостаса изготовлены на Сысертском фарфоровом заводе и выполнены по специальной технологии. Проект разработан архитектурной мастерской «Терем». 8 января 2003 года. В нижнем приделе Храма – на – Крови уже смонтирован иконостас, настелены мраморные полы, в основном отделочные работы закончены.
В конце января 2003 года начался монтаж иконостаса верхнего храма. Иконостас будет выполнен из белого мрамора, его размеры: 28 м — длина, 13 м — высота, 0,7 м — глубина. Все работы вели специалисты ЗАО «Коелгамрамор». 5 мая 2003 г. Владыка Викентий освятил 3-х тонный колокол, который, затем, подняли на звонницу Храма – на – Крови. 15 мая 2003 г. На звонницу поднят последний, самый большой 5-ти тонный колокол. 27 мая 2003 г. Владыка Викентий освятил самый большой крест для главного купола Храма
Храм-на-Крови (Екатеринбург)
Храм-на-Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших был построен на месте дома инженера Ипатьева, в котором содержались под арестом и были расстреляны в ночь на 17 июля 1918 года последний российский император Николай II, его семья и четверо слуг. Освящение храма состоялось 16 июля 2003 года.
Содержание
История [ править ]
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в городе Екатеринбурге в подвале дома горного инженера Николая Ипатьева были расстреляны российский император Николай II, его жена императрица Александра Федоровна, их дети — великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, наследник цесаревич Алексей.
Начиная с конца 80-х годов, в обществе все яснее выкристаллизовывалась мысль о необходимости увековечивания памяти невинно убиенной семьи последнего русского Императора. Почитание святого места продолжалось. Люди, приносили цветы, возжигали свечи.
16 июля 1989 года на Царском месте состоялся первый открытый молебен, точнее был прочитан канон Святым Царственным Мученикам. По воспоминанию Архиепископа Мелхиседека: «… Люди пришли сами, «без направляющей и организующей», пришли … по велению сердца». В этот же день на впервые открыто служили панихиду по невинно убиенной Семье последнего Российского Императора. Панихиду служили священники Московского Патриархата, приехавшие специально из Москвы. Таким образом, почитание Царственных Страстотерпцев на Урале перешло в открытую форму.
18 августа 1990 года певец Анатолий Гомзиков на месте убиения Царской Семьи установил первый деревянный Крест. Вскоре он был сломан. 5 октября 1990 года был установлен металлический Крест. Погода в тот день была пасмурная, шел мокрый снег, но вокруг Креста, в радиусе нескольких десятков метров снег не падал, а светило яркое солнце. Облака вращались строго по часовой стрелке, образуя на небосклоне своего рода воронку. Это дивное знамение длилось около 20 – 30 минут.
Через 5 дней окончательно решился вопрос о земельном участке на склоне Вознесенской горки. Решением исполкома №388 – а от 10.10.1990 г. было определено «Передать Свердловской епархии РПЦ 3/10 гектара для сооружения памятного знака (часовни)».
Во второй половине октября 1990 года Владыка Мелхиседек совершил чин освящения Креста. Два года сия святыня являлась единственным памятным знаком почитания Святого Царского Места.
В начале 1990 – х годов Святейший Патриарх Алексий II благословил строительство Храма в память Всех Русских Святых на месте разрушенного Ипатьевского дома.
В конце 1990 года был объявлен открытый конкурс на разработку эскиз – идеи Храма – памятника на месте бывшего дома Ипатьева и застройки прилегающей территории. 25 июня 1992 года завершился конкурс проектов будущего Храма – на – Крови. В состав жюри вошли Екатеринбургские архитекторы, историки, священнослужители, деятели культуры, а также специалисты из Москвы. Из представленных 18 проектов, только 6 получили оценки, как наиболее отвечающие условиям. Первую премию не присудили никому. Проекты были отправлены на доработку.
Летом 1992 года по инициативе президента Уральского Торгового Дома А.И.Павлова рядом с местом бывшего Ипатьевского дома была построена часовня во имя Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы. Великая Княгиня Елизавета Федоровна и ее келейница инокиня Варвара были канонизированы Архиерейским Собором РПЦ весной 1992 года.
23 сентября 1992 года на месте будущего Храма – на – Крови состоялась торжественная закладка камня с капсулой, содержащей частицу вновь обретенных мощей святого Праведного Симеона Верхотурского. Закладку камня осуществил Архиепископ Мелхиседек после Божественной Литургии и Крестного хода от Вознесенского храма к Царскому Кресту. Владыке Мелхиседеку сослужили: Архиепископ Пензенский и Кузнецкий Серафим, Епископ Челябинский и Златоустовский Георгий.
16 июля 1993 года, ночью у Царского Креста была отслужена первая Божественная Литургия. Алтарем служила часовня Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы. На Богослужении присутствовало около 100 человек. Так зарождалась ежегодная традиция совершать Божественную Литургию именно в часы убиения Государя и Его Августейшей Семьи с верными слугами.
19 июля 1993 года по благословению Владыки Мелхиседека была образована первая община будущего Храма – на – Крови. Старостой общины был выбран А.М. Верховский, его заместителем Ю.А. Шумилов.
21 февраля 1997 года состоялся градостроительный совет, на котором впервые был упомянут проект В.Морозова, который впоследствии в доработке главного архитектора области Г.В. Мазаева будет реализован в жизнь. Проект Храма – Памятника на Крови разработан «Уралэнергостройпроектом» в 1997 – 1998 г.г. по заказу Екатеринбургского Епархиального Управления.
С 10 по 22 ноября 1999 года (по благословению Архиепископа Викентия) научной группой под руководством профессора В.М. Слукина, на месте Ипатьевского дома были проведены геофизические исследовательские работы.
12 декабря 1999 года Царское Место посетила мироточивая икона Царя – Страстотерпца Николая Александровича.
3 апреля 2000 года начались подготовительные работы по строительству будущего Храма – на – Крови. Царский Крест перенесли ближе к Елизаветинской часовне. Увы! Но пришлось срубить деревья, которые были свидетелями прогулок Царственных Страстотерпцев и свидетелями трагедии. Когда сделали срез у их основания, то возраст тополей оказался равен почти 100 лет!
С июня 2000 года с разрешения властей и по благословению Владыки Викентия на Царском Месте стали производить раскопки. От Ипатьевского дома остались лишь фрагменты из подвальной «расстрельной» комнаты: кирпичи, камни фундамента, балки, но четко зафиксировано в документах историческое место, на котором и был возведен Храм – на – Крови.
С 13 – по 16 августа 2000 года в Москве проходил Юбилейный Архиерейский Собор, на котором, наконец – то, произошло то, чего так долго ждал православный народ! Вся убиенная Царская Семья была прославлена в лике святых СТРАСТОТЕРПЦЕВ.
23 сентября 2000 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий IIторжественно совершил закладку памятной капсулы с Памятной Грамотой об освящении места строительства в восточной стене фундамента будущего Храма – на – Крови.
16 апреля 2001 года закончен нулевой цикл Храма – на – Крови. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский совершил молебен на начало строительства надземной части Храма – на – Крови.
03 июня 2001 г. Святейший Патриарх благословил проект строительства духовно – просветительского Центра при Храме – на – Крови, а также Патриаршего подворья.
12 июля 2003 года подписан акт государственной комиссии о приемке в эксплуатацию Храма – на – Крови. 16 июля 2003 года за Божественной Литургией был освящен верхний придел покаянного Храма – на – Крови во имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших.
Современное состояние [ править ]
В настоящий момент Храм-на-Крови представляет собой не только действующий собор, но и музейный комплекс. В музейной части выставлен ряд экспонатов, посвящённых последним месяцам жизни императора Николая II и его семьи. При храме действует воскресная церковно-приходская школа для детей от 6 лет и старше, а также проводятся библейские курсы для всех желающих.
Деревянная часовня во имя преподобномученицы Елисаветы выстояла, несмотря на ряд поджогов и действий вандального характера, и теперь расположена меж выстроенных зданий храма и Патриаршеего подворья. Сруб часовни вследствие поджогов стал тёмного цвета. Перед часовней на земле лежит большой мраморный камень с надписью, гласящей о том, что ночью на 17 июля 1918 года здесь были убиты члены царской династии Романовых.
Построенное и освящённое вместе с храмом Патриаршее подворье включает в себя собственно патриаршие покои, домовую церковь святителя Николая, библиотеку, а также целый ряд залов и помещений для проведения различных церковных мероприятий высокого уровня.
Ежегодно в ночь с 16 на 17 июля с 23:30 до 04:00 в храме проводится многочасовая всенощная и литургия в память о Царской семье, которая завершается традиционным 25-километровым крестным ходом к Ганиной Яме. В 2007 году на торжественных мероприятиях приняли участие более 20 тысяч верующих со всех концов России. А в 2008 году, в связи с 90-летием убийства Царской семьи, в Крестном ходе приняли участие около 40 тысяч человек. В 2011 — 50 тысяч человек прошли этот путь. Территория, на которой расположены Храм-на-Крови, Елизаветинская часовня, Патриаршее подворье, а также Вознесенский Храм, согласно распоряжению главы Екатеринбурга А. М. Чернецкого, получила название «Святой Квартал».
При храме действует Воскресная школа.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Россия, Свердловская область, Екатеринбург, улица Толмачева, 34
Уникальные факты о Спасе на Крови в Санкт-Петербурге — легенды и мифы о храме
Спас на Крови — православный храм, полное название которого — Собор Воскресения Христова, расположен в историческом центре Санкт-Петербурга, на набережной канала Грибоедова. Рядом находится один из самых известных парков Северной столицы — Михайловский сад, от которого храм Спаса на Крови отделяет ограда.
Также поблизости расположена одна из центральных площадей города на Неве — Конюшенная, получившая своё название по Императорскому конюшенному двору Екатерины I — российской царствующей государыни, второй жены Петра I, матери императрицы Елизаветы Петровны.
Сегодня Спас на Крови ещё и музей, который входит в состав музейного комплекса «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор». Храм имеет непростую историю, немало уникальных фактов, а также легенд и мифов. Обо всё этом мы и расскажем ниже.
Название храма Спаса на Крови
Своё название храм получил от места, на котором был возведён. Тут 13 марта 1881 года было совершено покушение на Александра II, в результате чего император был ранен и вскоре скончался. Слова «на Крови» в названии собора указывают на кровь царя.
Стиль и облик Собора Воскресения Христова
Храм Спаса на Крови возводился в русском стиле. По оценкам специалистов, он несколько повторяет стиль Собора Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, более известному как Храм Василия Блаженного в Москве. Архитектурными ориентирами собора стали соборы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков.
Часовня до храма Спаса на Крови
На месте современного храма Спаса на Крови и где был смертельно ранен император Александр II, сразу же после его кончины и до начала строительства Спаса на Крови, располагалась часовня. Решение о её возведении возникло уже на следующий день после гибели царя.
Предложение о строительстве часовни было утверждено на чрезвычайном заседании Городской думы. Святыня возводилась на средства купцов Громова и Милитина, последний из которых стал старостой (ведал хозяйством).
Часовню освятили 29 апреля 1881 года. Она находилась тут до 1833 года, потом её перенесли на Конюшенную площадь, а затем через 9 лет она была полностью разобрана.
Первые проекты и архитекторы собора
Собор начали строить по приказу сына Александра II — императора Александра III. Был объявлен конкурс на лучший проект. В нём приняли участие авторы 26 работ, из которых было отобрано 8 лучших. Победил проект А. Тимошко под названием Отцу Отечества». Работа предполагала возведение собора в русско-византийском стиле.
Второе место занял проект академиков И. Китнера и А. Гуна под названием «1 марта 1881 года». Дело в том, что день убийства царя 13 марта — это по новому стилю, а 1 марта — по старому. На третьем месте оказался проект Л. Бенуа, автора часовни, которая находилась на этом же месте.
Однако, ни один из отобранных проектов не был одобрен Александром III. Было вынесено решение о проведении 2-го конкурса. На него представили авторы 31 проект. И эти работы отклонил глава государства. Провели 3-й конкурс, на котором победил проект архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева).
Стоит заметить, что и этот проект был одобрен с условием его дальнейшей доработки. Одобрение первоначального проекта состоялось летом 1883 года, а его окончательный вариант был утверждён только в мае 1887 года.
Для архитектора Альфреда Парланда Спас на Крови стал самой известной работой. Настоятель Троицко-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий (Малышев) со временем отошёл от строительства храма, в результате чего собор оказался воздвигнутым всецело по проекту Парланда.
Возведение Спаса на Крови и ризницы
Храм Спаса на Крови был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России. Храм-мемориал возвели в качестве искупительной жертвы всего народа за мученическую кончину царя-освободителя. Его строили на добровольные пожертвования, всем миром.
Строительство велось в течение 24 лет и обошлось в 4,6 млн рублей. Начавшиеся в 1883 году строительные работы были завершены только в 1907-м. 19 августа того года, в день Преображения Господня, известный также как Второй Спас, храм был освящён митрополитом Антонием (Вадковским) в присутствии императора Николая II и членов императорской семьи.
В следующем 1908 году рядом с храмом была освящена Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери. Её основным предназначением стало использование для хранения икон и других даров, которые были преподнесены в память о кончине Александра II.
Новшества Собора Воскресения Христова
Собор Воскресения Христова на Крови возводили с применением новых технологий строительства. Здание было полностью электрифицировано: в нём располагалось почти 1700 электроламп.
Вход в храм Спаса на Крови по пропускам
Интересен и тот факт, что Спас на Крови не являлся приходским храмом. Собор находился на государственном содержании, в ведении Министерства внутренних дел. В храме не предусматривались массовые посещения, хотя он мог вмещать много (до 1600) прихожан. В императорской России вход в храм Спаса на Крови в Петербурге осуществлялся только по пропускам.
Собор хотели разобрать при СССР
С приходом советской власти, в 1920 году, храм стал приходским. В 1922-1930 годах Спас на Крови был и собором Петроградской автокефалии, и обновленческим, и кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии, и центром иосифлянства в Ленинграде.
30 октября 1930 года храм Спаса на Крови закрыли, через год было принято решение о разборке здания. К счастью, сроки этой процедуры обозначены не были. Так собор Воскресения Христова простоял до начала Великой Отечественной войны.
Спас на Крови во время и после войны
В годы блокады Ленинграда Спас на Крови выполнял функцию морга. В него свозили тела погибших горожан. Как ни странно, после Великой Отечественной войны в храме разместили склад декораций Малого оперного театра.
Собор Воскресения Христова под охраной
В 1968 гожу Спас на Крови передали под охрану Государственной инспекции по охране памятников. Через 2 года было принято решение об организации здесь филиала музея «Исаакиевский собор», каковым он является и сегодня.
Новейшая история храма Спаса на Крови
Спас на Крови открылся для первых прихожан в августе 1997 года, а 23 мая 2004 года в нём отслужили первую после нескольких десятков лет перерыва Литургию. В январе 2014 года здесь зарегистрировали приход храма.
Красота, архитектура и размеры Спаса на Крови
Красота храма Спаса на Крови покоряет сердца туристов, которые увидев его однажды, остаются в неописуемом восторге до следующего посещения города на Неве. Их рассказы о храме дома близким и знакомым людям создают эффект сарафанного радио.
Популярность собора с годами не то, что не проходит, а неизменно растёт. Посмотреть на Спас на Крови едут со всех уголков России и мира. Причём, полюбоваться собором можно как снаружи, так и внутри. Композиционный центр здания представляет собой четверик, увенчанный 5-ю куполами. Кроме того, Спас на Крови имеет ещё 4 главы.
Храм представляет собой асимметричную группу, увенчанную 5-ю куполами, часть из них имеет позолоченное покрытие, а часть — эмалевое. Центральной глава храма является шатёр, высота которого достигает 81 метр.
Мозаика храма — одна из крупнейших коллекций в Европе
С внешней стороны на стены храма нанесены надписи о достижениях России во время правления императора Александра II. В оформлении Спаса на Крови зодчие использовали различный отделочный материал: кирпич, мрамор и гранит, а также эмали, позолоченную медь и мозаику.
Во внутреннем убранстве храма особенно много мозаики, общая площадь которой 7065 квадратных метров. Её создавали в мастерской русского художника-мозаичиста Владимира Фролова. Работы выполнялись по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов и др.
Сегодня мозаичная экспозиция Спаса на Крови представляет собой одну из крупнейших коллекций подобного рода во всей Европе.
Сень в храме Спаса на Крови
В западной части храма Спаса на Крови, устроена сень над местом смертельного ранения императора Александра II. Под ней сохранена часть мостовой и ограждение набережной канала, обагрённые кровью Царя-Мученика. Над сенью находится колокольня с большим золотым куполом.
Часовня-ризница при соборе Воскресения Христова
При посещении Собора Воскресения Христова на Крови отдельного внимания заслуживает часовня-ризница — памятник истории и культуры федерального значения. В ней часто проводятся выставки.
Сооружение имеет прямоугольную форму, увенчанную большим куполом. На его вершине находится хризма — монограмма имени Иисуса Христа. Она выполнена в виде греческих букв «хи», «ро», «альфы» и «омеги», вписанных в круг. Украшениями здания являются изразцы и мозаичные иконы.