Что написано на флаге бакланова
Чёрное знамя генерала Бакланова
На передовых постах Донбасса реют черные флаги с адамовой головой. Это не пираты и не анархисты. Вокруг адамовой головы на знамени — надпись славянскими буквами из православного символа веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь».
Это воинский флаг героя кавказских войн XIX века и подавления польского восстания — донского казака, генерала Якова Петровича Бакланова. Флаг вышили ему жена и мать, и стал он внушать страх и уважение всем врагам русского государства.
Яков Петрович родился 210 лет назад, и всю жизнь связал с воинской службой, из простого казака став известным генералом и уважаемым всеми современниками полководцем.
Сегодня черный знак с этими словами православной молитвы является одним из самых популярных символов казаков и, шире, пробуждающегося самосознания русского народа. Его носят участники боевых действий, ополченцы и добровольцы, солдаты регулярной армии и юные воспитанники военно-патриотических клубов. В Луганской республике воюет казачий батальон имени генерала Бакланова.
На Кавказе Яков Петрович командовал 20-м казачьим полком, который превратил в образцовую воинскую часть. Воевать с мятежными джигитами обыкновенным манером было сложно, и казачий вождь со своими соратниками широко использовал новаторскую тактику. Его полк стал образцом того, что сегодня называют «специальными операциями».
Бакланов действовал смело, агрессивно и инициативно, сочетая гибкость и храбрость. Очень быстро генерал и его чёрное знамя стали грозой Кавказа. Имам Шамиль говорил: «Горцы! Если бы вы боялись Аллаха так же, как Бакланова, то давно были бы святыми». К 1857 году Яков Петрович стал походным атаманов всех донских казачьих полков на Кавказе.
Подвиги, дерзость и воинские умения Бакланова принесли ему заслуженную славу, множество орденов и монаршее благоволение. И в качестве командира, и в качестве рядового бойца, Яков Петрович показывал превосходство над любым противником. Довелось ему и умиротворять восстание в Польше.
Генерал лишился дома и имущества из-за пожара в Новочеркасске, и провел последние дни своей жизни в Петербурге, из средств своей пенсии помогая сослуживцам. И в бою, и в мире оставаясь подлинным отцом своим воинам.
Позже казаки перенесут прах своего героя в Новочеркасск. Генерал Бакланов стал поистине легендарным народным героем. И ныне и имя его, и знак продолжают жить не столько в музеях и книгах, сколько на передовых линиях обороны русской цивилизации, на форме и казачьих знаменах современных казаков. И это очень важно, потому что именно этот, казачий, флаг с черепом и костями — просто ещё один символ. Он хранит русскую воинскую традицию и русский воинский дух. Не давая нам забыть о православной сути русского воинства — поганин или атеист вряд ли наденут его на себя. Надпись на флаге напоминает, что православные христиане верят в бессмертие души и в будущую жизнь. А значит — фактически бессмертны. Это знание даёт нам силы и сегодня совершать подвиги, подобные Баклановским. Баклановский знак пока еще пугает обывателя, но уже прочно занимает достойное и любимое место в ряду русской казачьей военной символики.
Черный флаг с черепом: почему на Кавказе так боялись казака Якова Бакланова
Черное знамя 17-го Донского казачьего полка наводило на горцев настоящий ужас. И дело было не только в суевериях. Командиром упомянутого полка был Яков Бакланов, отличавшийся не только невероятной храбростью, но и физической силой. По словам современников, Бакланов перерубал шашкой всадника на коне от плеча до седла.
И смел, и силен, и неуязвим
Русскому военачальнику Якову Петровичу Бакланову отчаянная храбрость, по всей видимости, досталась по наследству. По крайней мере, по утверждению автора биографического очерка «Яков Петрович Бакланов» Василия Потто, отец Бакланова, происходивший из казаков, также отличался невероятной смелостью. Сам Яков, родившийся в станице Гугнинской в 1809 году, еще в возрасте 15 лет начал служить в 1-м Донском казачьем полку, находившимся под командованием Бакланова-старшего. Уже спустя 4 года Яков Бакланов удостоился ордена Святой Анны IV степени с надписью «за храбрость» за отличия при разбитии армии верховного визиря при селении Кулевичи. Впоследствии он получил еще немало наград именно за свою смелость.
Между тем, кроме необузданного нрава, Яков Бакланов мог похвастать и своей невероятной физической силой, а также необыкновенной выносливостью.
Кавказский дьявол
Ранение в голову Яков Бакланов получил во время Кавказских походов. В этот период он участвовал во множестве боев с закубанскими горцами под руководством начальника Кубанской линии генерала Засса. Если верить авторам издания «Донская история в вопросах и ответах» Евгению Дулимову и Сергею Кислицыну, Бакланов особенно отличился в июле 1836 году в экспедиции, целью которой было истребление аулов между реками Псефиром, Лабой и Белой. При штурме одного из них он руководил отрядом охотников, был ранен, но отряд, увлеченный его боевым духом, продолжал сражаться и выдержал 12 атак. И это при том, что формирование горцев в 4 раза превосходило отряд Бакланова. Позже Бакланов и его подчиненные преследовали противника 15 верст. В итоге горцы были ликвидированы.
Так воевал Яков Бакланов в каждом бою. Неудивительно, что в 1850 году он, уже будучи полковником, начал командовать 17-м Донским казачьим полком. Примечательно, что у полка было собственное знамя – кусок черной материи с вышитым черепом и словами «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь». По утверждению автора издания «Самые знаменитые георгиевские кавалеры России» Юрия Лубченкова, этот флаг придумал вовсе не Бакланов: казак нашел его в посылке, доставленной на его имя неизвестно откуда. Яков Петрович тут же приделал к материи древко, соорудив знамя. Горцы испытывали от созерцания черного флага настоящий ужас. И не только из-за суеверия. Просто за знаменем неизменно появлялся и сам Бакланов, которого враги называли «кавказским дьяволом».
Бедный генерал
Несмотря на заслуги перед Отечеством, 64-летний Яков Бакланов умер в нищете. Впрочем, если верить автору книги «Донцы XIX века» Олегу Лобову, это случилось потому, что Бакланов никогда не знал счета деньгам. Генералу не у кого было этому научиться: его отец тоже был беден и имел лишь один деревянный дом в той самой Гугнинской станице (теперь она носит название Баклановская). «Кавказский дьявол» был похоронен в Петербурге на кладбище Воскресенского девичьего монастыря на счет Войска. Донцы и почитатели Бакланова поставили на его могиле памятник. Через 38 лет прах Якова Петровича переместили в Вознесенский собор Новочеркасска, где нашли свой последний приют и другие казаки.
О Жизни и Смерти. Баклановский стяг
Сувор Сватнаумович пишет редко, сегодня он написал:
В новом учебном году на занятиях у нас появился новый СТЯГ. Помимо стяга Спаса добавился баклановский флаг — «адамова голова».
Скоро выйдет видео с разъяснениями. А пока немного теории (википедия):
Ада́мова глава́ (Ада́мова голова́), Мёртвая голова́ (нем. Totenkopf) — символическое изображение человеческого черепа с двумя крест-накрест лежащими костями. Является как символом смерти, так и бесстрашия перед её лицом. Как правило, изображается белым или серебряным цветом на чёрном фоне.
Череп с перекрещёнными костями в русской культуре носит устойчивое именование «Адамова глава» (или голова) и имеет христианское происхождение. Согласно Священному Преданию, прах Адама находился на Голгофе, где произошло Распятие Христа. Согласно православному учению, по промыслу Божьему кровь Христа омыла череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. Таким образом голова Адама имеет символическое значение освобождения от смерти и спасения в христианском смысле.
Изображение черепа входит в состав многих вариантов Распятия или Креста, например наносится на православную монашескую схиму.
Герб на головных уборах в виде черепа и костей был официально установлен Государем Императором Николаем II в начале ХХ века для одного из регулярных полков русской кавалерии — Александрийского гусарского полка. 1-й эскадрон Её Величества 5-го гусарского Александрийского полка имел значок «весь чёрный с серебряной Адамовой головой (полковой эмблемой), с рамкой из серебряного гусарского галуна»; 2-й эскадрон — значок «весь чёрный, с серебряной Адамовой головой».
«Баклановский значок»
«Череп и кости» украшали также тульи фуражек чинов 4-го гусарского Мариупольского полка и чёрный значок 17-го Донского («Баклановского») казачьего полка. Как пишет «Военная Энциклопедия» Сытина (1915 год), однажды находившийся в крепости Грозной генерал Я. П. Бакланов, который стал очень популярным в России благодаря своим подвигам на Кавказе, «„с оказией“ получил неизвестно от кого, и откуда посылку. Когда её вскрыли, в ней оказался чёрный шёлковый значок»[1] (как издавна назывались в русской армии «малые флаги»).
На этом значке была вышита белая «Адамова голова» (череп и кости), обрамлённая девизом, повторяющим заключительные слова христианского Символа веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь». «Этот мрачный значок наводил ужас на врагов, — продолжает биограф, — и Бакланов с ним не расставался до конца жизни»[1].
О любках
Боевое искусство — это часть искусства жизни. Из смерти мы стремимся в жизнь.
Если в человеке (в его теле, сознании и на Душе) есть скляни, если в нем есть нежить, мразь (замороженная грязь), если сам он как падаль («мертвое животное») вести поединок в ЛЮБКАХ он не может. И жить в Любках не может — а в горнем небесном мире живут только так. «Мертвые» и «зверки» туда попасть не могут
Мертвый или зверь будет вести поединок против жизни.
А жизнь — это движение и оно свято.
Поэтому движение ни в коем случае нельзя убивать.
Спортивный поединок почти всегда идет в зверках — главная задача подпитать своё эго, самоутвердиться за счет другого человека и победить его любой ценой — отсюда травмы и телесные, но самое главное травмируется Душа — она повреждается как у того, кого «уделали» в поединке, так и у того, кто «поставил ногу на грудь».
Чтобы понять, можешь ли ты жить в любках нужно окунуться в борьбу как в среду и соблюдать всего три правила — не ломить, не упираться, «работать на одной скорости».
НЕ ЛОМИТЬ — это значит не давить, когда вдруг почувствовал, что твоему движению сопротивляются. Не ломить, а пойти дальше в Позволении. Это требует того, что эго (Гордыня) смирилось. В Позволении движение всегда течет так, как течет вода, огонь — стекая с плотного и заполняя собой пустоту. В Позволении по весне цветы вскрывают асфальт — это яркий пример силы жизни, силы упругой, но в тоже время ищущей слабину и пустоту — а её всегда больше чем плотности.
НЕ УПИРАТЬСЯ — это значит не быть жестким, а быть способным принять любое давление (любую энергию) — сделать его своим и использовать. Отсюда и традиционная русская кольчуга, которая в отличии от жёстких лат дает возможность двигаться в бою в текучем состоянии.
ДВИГАТЬСЯ НА ОДНОЙ СКОРОСТИ — точнее говоря двигаться надо в Позволении — слитно с теми движениями, которые на тебя направлены и через тебя проходят. Для этого надо перестать их воспринимать как внешние по отношению к самому себе. Скорости могут и меняться — главное, чтобы ты не ускорялся, обгоняя или разрывая общее движение — это почти всегда происходит, когда Гордыня заставляет тебя победить противника — появляешься «ты» и «мир снаружи». В Позволении двигаться можно только тогда, когда есть С-мирение — это значит ты становишься един с миром, это значит ты его принимаешь — а это возможно только при условии полного до-Верия — и к миру и к Богу.
Есть и другой уровень жизни в любках. Уровень Духовный.
Бог — это Источник всего. Из него рождается Все. Из него истекает «изначальная первородная энергия».
Бог — всемогущий и вездесущий.
Двух всемогущих быть одновременно не может.
Исходя из этого любой, кто поклоняется «богам» заблуждается. Все остальное — это Силы — либо Небесные, либо «нечистые».
Небесные силы направлены к Богу.
Они пребывают в горних небесных мирах — там очень хорошо, Душа там радуется и поет, и нет там запахов ТЛЕННЫХ.
Человек где-то по середине — между жизнью и смертью. В каждом человек есть интуитивная тяга к добру и правде — на самом деле на глубинном уровне это стремление ума (а значит и души) к покою и свободе, а значит и к Богу — так как только в нем возможен абсолютный покой и абсолютная свобода.
ПОМНИ О СМЕРТИ И ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ
И УЧИСЬ ЖИТЬ В ЛЮБКАХ
радио Гамаюн авторитетно отвечает:
правильно так — «воскресение ИЗ мертвых».
И НЕ В БУДУЩЕМ
А ПРЯМО СЕЙЧАС. И ПРЯМО «ВНУТРИ СЕБЯ»
воскреснуть — это значит прямо здесь и сейчас
обрести Царствие Небесное внутри себя.
Бог — это источник всего.
и мы либо разрушаем свою связь с Источником Жизни, либо её восстанавливаем..
все сводится только к этому
Русские Святые воины — Ослябя и Пересвет
Чем чище и крепче связь с Богом — тем ярче аромат горнего мира, исходящий от человека на тонком уровне.
Чем слабее связь с Богом, тем сильнее на тонком уровне смердячий запах.
Чаю воскресенія мертвыхъ и жизни будущаго вка. Аминь | Флаг генерала Бакланова
Это не просто череп с костями и надпись на черном фоне — это «глава Адама» и заключительные слова Символа Веры.
Глава Адама всегда изображается у подножия Креста, на котором распят был Спаситель. По преданию, Крест был установлен на горе Голгофе, именно в том месте, где был похоронен Адам.
«Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь» — это последние 2 стиха Символа Веры — фундаментальной молитвы в Православии, содержащей основы православной догматики.
История Баклановского значка такова: однажды, будучи на Кавказе, Яков Петрович получил с оказией посылку из России. Вскрыв ее, обнаружил черный шелковый плат с вышитой серебряными нитями Адамовой головой и надписью: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь». По преданию, плат вышили монахини одной из русских обителей. С этим значком, наводившим мистический ужас на горцев, генерал не расставался до конца жизни. Впоследствии значок был закреплен за 17-м Донским казачьим полком, чьим вечным шефом стал легендарный герой Кавказской войны Я.П. Бакланов.
Молитва Символ Веры:
Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым.
И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Света, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша.
Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася.
Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна.
И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием.
И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́.
И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́.
И в Д́уха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щего, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки.
Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь.
Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в.
Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых,
и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Аминь.
Адам был похоронен на Голгофе? А Ева где?
Эка ТС с темы белого движения соскочил. А как же «низабудимнипрастим»? Ты лучше поглыбже копай, Киевская русь там или Невский. Тогда более менее зайдет.
Русские солдаты времён Первой Мировой войны
Герой Синопа
В эту историю сложно поверить, но все действительно было так
По архивным документам исследователи восстановили подробности. И главным ее героем стал бывший тверской крестьянин Александр Абакумов.
Когда началась Первая мировая, ему было уже за 90. И все же он решил отправиться на фронт…
В октябре 1914 года, в канцелярию императора пришло необычное прошение. Некто Александр Маркович Абакумов обращался к монарху с всеподданейшим прошением зачислить его во флотский экипаж на должность матроса.
Причем особенно Александр Абакумов просил зачислить его в экипаж корабля «Императрица Мария». Мол, именно на этом корабле он участвовал в сражении при Синопе, в годы Крымской войны.
Офицеры-канцеляристы вертели в руках прошение и не могли поверить. Потому что Синопское сражение, о котором упоминал проситель, произошло 61 год тому назад, в ноябре 1853 года!
Если автор прошения, как он утверждал, действительно участвовал в этом сражении, то сколько же ему тогда было лет? И сколько ему сейчас? Сражение при Синопе, к слову, до сих пор входит в число Дней воинской славы России и отмечается каждый год 1 декабря. Это было последнее сражение, в котором участвовали парусные корабли.
В конце концов из канцелярии отправили курьера, чтобы он проверил, действительно ли существует такой Александр Абакумов, и сколько ему лет. Курьер вернулся с сообщением, что Александр Маркович Абакумов в самом деле проживает в доме на Большой Подъяческой, а возраст имеет – 91 год!
При этом выглядит бодро, говорит и соображает хорошо, и требует, чтобы его прошения доставили императору, а он уже пусть сам решит, сгодится еще старый солдат для защиты царя и Отечества, или нет!
Александр Абакумов был обычным человеком, бывшим крепостным крестьянином, доживавшим свой век в Петрограде. Он родился в 1823 году в семье крепостного крестьянина, в деревне Кедрово Лопатинской волости Весьегонского уезда Тверской губернии. В 25 лет был отправлен рекрутом в армию, но попал во флот, в 29-й флотский Черноморский экипаж.
Отличился в боях, в том числе в Синопском сражении – сперва его поставили подавать к орудиям снаряды из корабельного погреба, а после, когда турецкий огонь выкосил артиллерийскую прислугу, Абакумова определили вторым номером на корабельную пушку. После Синопского сражения он с первого до последнего дня участвовал в обороне Севастополя – да не где-нибудь, а в первой линии окопов.
Потом – в боевых действиях против горцев на Северном Кавказе, был ранен, попал в плен и десять суток провел «у черкесов». Во время русско-турецкой войны в 1877 году был личным камердинером графа Тотлебена, командующего русским экспедиционным корпусом. После вышел в отставку. Александр Абакумов был награжден за участие в Крымской войне орденами и медалями, и получил звание ветерана Крымской войны.
Но – 91 год! Возможно ли, чтобы такого бравого вояку взяли на войну? В императорской канцелярии мнения разделились, и решили передать прошение Александра Абакумова по назначению. 1 ноября 1914 года прошение старого солдата легло на стол императора Николая Второго.
Царь внимательно изучил прошение и распорядился зачислить Александра Абакумова в состав «охотников», то есть добровольцев, отправлявшихся на войну по собственной охоте.
По российским военным уставам предельный срок добровольцев ограничивался, в зависимости от рода войск и исполняемых служебных обязанностей, 50-ю годами. Но для ветерана Синопского сражения по личному указанию царя сделали исключение.
И Александр Абакумов получил назначение, как он и просил, на «Императрицу Марию». Правда, теперь это был уже другой корабль, названный в честь геройского русского парусника Крымской войны.
Та «Императрица Мария» была затоплена в бухте Севастополя в 1855 году, после войны ее по частям подняли, но восстанавливать полностью уже не стали. Имя «Императрица Мария» получил линкор-дредноут, на который и определили служить Александра Абакумова, матроса второй статьи 91 года.
Первый русский дредноут «Императрица Мария» был заложен на заводе «Руссуд» в 1911 году на судостроительной верфи в Николаеве одновременно с однотипными линкорами «Император Александр III» и «Императрица Екатерина Великая».
Строителем корабля стал знаменитый Коромальди, а название корабль, как уже упоминалось, получил по имени вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, супруги покойного императора Александра III, и в память о флагманском парусном линейном корабле адмирала П. С. Нахимова во время Синопского сражения.
Корабль «Императрица Мария» был спущен на воду в октябре 1913 года, но выяснилось, что конструкцию необходимо доработать. На ходовых испытаниях линкора выявился дифферент на нос, из-за которого при волне заливало палубу, корабль плохо слушался руля (посадка «свиньёй»).
По требованию Постоянной комиссии, проводившей испытания линкора, завод принял меры по облегчению носовой части.
В Севастополь корабль «Императрица Мария» прибыл 30 июня 1915 года. К тому времени Александр Абакумов уже несколько месяцев официально состоял в штатном расписании экипажа линкора.
Отмечали, что несмотря на свой преклонный возраст, матрос второй статьи Абакумов еще достаточно бодрый. Тем не менее конкретных обязанностей ему в судовой роли не определили.
Еще через несколько месяцев Абакумова повысили в звании, присвоив ему чин подпоручика по адмиралтейству. Генерал-адъютант морского министерства Григорович распорядился также произвести Абакумова в старшие боцманы.
Понятно внимание, которое высшие чины российского флота оказывали простому боцману с линкора «Императрица Мария»: помимо того, что вернуть его на службу распорядился лично император, Александр Маркович Абакумов, которому в 1916 году должно было исполниться 93 года, являлся самым старым во всем русском флоте.
И при этом – служил на боевом корабле, ходил в походы, отправлял свои служебные обязанности без скидок на возраст!
Это, конечно, поражало сильнее всего: ветеран Синопа теперь находился в строю, служа живым примером для нового поколения моряков.
Когда в 1916 году на Черноморский флот прибыл новый командующий, вице-адмирал Александр Колчак, он решил сделать «Императрицу Марию» своим флагманским кораблем, а после представления команде лично подошел к легендарному боцману Абакумову и долго с ним беседовал!
А между тем линкор «Императрица Мария» активно участвовал в боевых операциях. С его вступлением в строй соотношение сил на Черноморском театре военных действий резко изменилось. В октябре 1915 года линкор прикрывал действия бригады линейных кораблей, действовавших в районе мыса Зонгулдак. В ноябре участвовал в прикрытии во время обстрела вражеских крепостей в Варне и Евксинграде.
В феврале-апреле 1916 года «Императрица Мария» стал одним из важнейших участников знаменитой Трапезундской десантной операции…
И во всех этих операциях участвовал тверской крестьянин, старший боцман Александр Абакумов, своим бравым видом воодушевлявший матросов….
Комиссии по расследованию событий не удалось выяснить причины взрыва. Рассматривались три наиболее вероятные причины: самовозгорание пороха, небрежность в обращении с огнём или самим порохом и, наконец, злой умысел (диверсия).
К сожалению, следы Александра Абакумова, самого пожилого русского моряка Первой мировой войны, на этом теряются.
Известно, что он выжил во время взрыва – сохранились протоколы его показаний, которые он, как и все выжившие члены экипажи «Императрицы Марии», давал следственной комиссии.
Но как сложилась его судьба в дальнейшем, сколько он прожил и где закончил свои дни – этого, увы, не удалось установить.
Драка офицеров в ПМВ: полковник против генерала (брата короля)
Полковник Владимир Гатовский незадолго до разжалования.
Генерал-майор князь Арсен (Арсений Александрович) Карагеоргиевич в форме сербской армии.
В те дни Первой мировой войны шли бои в районе Митавской укрепленной позиции. Накануне Карагеоргиевич не исполнил приказ о переводе дивизии в резерв, обвинив штаб отряда в трусости, за что получил замечание начальства. На следующий день ситуация с неисполнением приказа и замечанием повторилась. Гатовскому князь тогда демонстративно не подал руки, угрожал набить физиономию и обругал офицеров штаба отряда. Затем, неожиданно для всех, он подошел к Гатовскому, сидевшему верхом и стал в исступлении кричать:
«Ты, паршивый трус, мерзавец, подлец, ты желаешь поссорить меня с князем [Трубецким]».
Полковник сначала молчал, но затем не сдержался и со словами:
«Как ты смеешь, старый дурак (или болван, окружающие не расслышали)!» дважды ударил князя стеком по голове.
Причем, по версии князя, еще и добавил: «Теперь мы квиты».
Карагеоргиевич инстинктивно закрылся от ударов рукой, затем стал хвататься за шашку и потянулся за револьвером.
Заметив это, командир отряда князь Трубецкой крикнул Гатовскому: «Уезжайте скорей». Гатовский ускакал.
Трубецкой же крикнул офицерам: «Держите князя», после чего приказал его связать. Офицеры не решились исполнить ни то, ни другое. Двое из них затем приказали это сделать ординарцам. Тогда Карагеоргиевич направил на офицеров револьвер, после чего один из них ускакал, а другой убежал в штаб.
Вечером Гатовский и Карагеоргиевич принесли друг другу взаимные извинения и пожали руки. Кроме того, князь извинился и перед офицерами. Участники событий сочли, что причина инцидента в ненормальном душевном состоянии князя. Затем он уехал в Петроград «по болезни».
Казалось бы, инцидент был исчерпан. Однако вышло иначе.
Вечером того же дня князь со словами: «Я шутить с собою не позволю» ударил Гатовского по лицу. В ответ полковник машинально сделал то же и оттолкнул князя.
Карагеоргиевич воскликнул: «Вы не смеете меня трогать, я генерал-лейтенант сербской службы, мне 58 лет, я Вас застрелю».
Гатовский попытался обезоружить князя, который начал что-то искать в кармане (вероятно, револьвер), но Карагеоргиевич выскочил из комнаты.
Версия Карагеоргиевича была иной. Якобы Гатовский изначально был с ним груб и вел себя вызывающе. Князь не отрицал, что ударил Гатовского по лицу, причем трижды, после чего Гатовский упал, а все его лицо было в крови. Никаких ударов князю он не наносил. Противоречие в показаниях сторон устранить было невозможно, так как единственный свидетель погиб в бою.
На следующий день Карагеоргиевич предложил Гатовскому оставить этот инцидент между ними до окончания войны. Гатовский ответил, что всегда готов к дуэли. Стороны обменялись рукопожатием. Однако в офицерской среде поползли слухи, что князь побил Гатовского. Больше полугода все было относительно спокойно, пока не случился второй инцидент.
Самое время внимательнее приглядеться к его участникам.
Труд Гатовского «Воздушная разведка и борьба с нею» удостоился в 1912 г. премии имени великого князя Николая Николаевича (старшего).
Будучи правителем дел по учебной части Офицерской кавалерийской школы, Гатовский создал учебно-исторический музей школы, открывшийся в 1913 г.
Подполковник Генерального штаба В.Н. Гатовский. 1909-1912 годы.
Героическая воздушная разведка 28 июля 1915 года летчика-наблюдателя В.Н. Гатовского и летчика Орлова. 1916 год. Рисунок фронтового художника М. Мезернюка.
Арсену Карагеоргиевичу было на двадцать лет больше. Он учился в России, окончил Константиновское военное училище, участвовал в Русско-японской войне. В 1914 г. стал генерал-майором. Был награжден орденом Св. Георгия 4-й ст. Князь Карагеоргиевич был известен как беззаветно храбрый офицер, но человек неуравновешенный и раздражительный.
Первый инцидент посчитали личной ссорой, не подлежавшей наказанию, так как Карагеоргиевич был еще полковником, то есть находился в равном с Гатовским чине.
Второе столкновение получило огласку и стало предметом серьезного расследования.
Расследование показало, что князь Карагеоргиевич резко отрицательно относился к офицерам Генерального штаба. Он не раз утверждал, что генштабисты старались отсиживаться в тылу или были некомпетентны.
Гатовский же не скрывал пренебрежительного отношения к военным суждениям князя. Открытый конфликт был лишь вопросом времени.
Однажды в присутствии офицеров и нижних чинов князь ни с того ни с сего выкрикнул Гатовскому:
«Вы думаете, что Вы как офицер Генерального штаба что-нибудь знаете? Ничего решительно Ваш Генеральный штаб не знает! Выбросьте Ваш академический знак в ватер-клозет. Все говорят, что Вы на позиции не ездите. Вы трус».
Гатовский на это ответил:
«Знаю ли что-нибудь или нет, судить не Вам, Ваше Высочество, а бываю я на позициях тогда, когда это вызывается необходимостью по моей службе и по приказанию начальника отряда».
За нанесение удара начальству полагалось разжалование и каторга от 4 до 13 лет, а если начальник был при исполнении в военное время, то и расстрел (впрочем, более суровое наказание налагалось в случае нанесения тяжких ран или причинения смерти).
Решено было обратиться к императору, который бы и вынес вердикт. Предлагалось уволить Гатовского со службы без мундира. За такое решение выступал и князь Карагеоргиевич.
Император рассудил иначе.
2 декабря 1915 г. он повелел объявить князьям Трубецкому и Карагеоргиевичу выговор в Высочайшем приказе. Последнего, кроме того, переводили в резерв чинов Киевского военного округа. Гатовского же «в виде особой милости» разжаловали в рядовые, прекратив дело без судебного разбирательства.
Телеграмма с вердиктом императора Николая II по поводу инцидента. РГВИА
И рядовой, и генерал
Гатовский попал в 26-й корпусной авиаотряд, где доказал, что не был трусом. Будучи разжалованным, Владимир Николаевич в считаные месяцы получил четыре солдатских Георгиевских креста.
Крестом 4-й степени он был награжден за полеты 8, 11, 15 и 16 марта 1916 г., когда произвел ряд удачных воздушных разведок под огнем противника, сделал несколько фотоснимков и сбросил две бомбы на груженый подвижной состав.
Наконец, крест 1-й степени он получил за то, что, будучи прикомандирован к штабу Кавказской Туземной конной дивизии, 4 мая 1916 г. вызвался охотником на воздушную разведку района будущих операций дивизии, в результате чего выяснил расположение укреплений и батарей противника, представив аэрофотоснимки особой важности.
Уже 6 мая 1916 г. за боевые отличия Гатовский был вновь произведен в полковники и назначен начальником штаба Кавказской Туземной конной дивизии (туда назначались колоритные и отчаянные офицеры, которых мало кто бы отважился обвинить в трусости-ТС).
Владимир Гатовский (в центре) во время службы в Кавказской Туземной конной дивизии. 1917 год. Князь Багратион Дмитрий Петрович (справа).
После прихода к власти большевиков Гатовский занимался демобилизацией прежних авиационных формирований, а затем добровольно пошел на службу в Красную армию. Был постоянным членом технического комитета Центрального управления по снабжению армии. Затем назначен на преподавательскую работу в Академию Генштаба РККА12, где проявил себя с наилучшей стороны. Аттестация военспеца гласила:
«Имеет солидную научную подготовку в области тактики конницы, равно как достаточный навык в постановке практических занятий по этой кафедре.
Имеет много свежих мыслей по тактике конницы. Очень добросовестный преподаватель.
Политически, нужно думать, совершенно лоялен. Имеет основание считать себя ущемленным старым режимом (разжалован в солдаты в 1915 г., что чрезвычайно сильно им прокламируется). В отношениях со слушателями сдержан. Принимает активное участие в работе Кав[алерийской] секции ВНО13 и Кав[алерийского] кабинета академии.
Хороший преподаватель».
В советское время Гатовский подружился с бывшими генералами А.А.Брусиловым и А.Е.Снесаревым. По торжественным поводам, например, по случаю дня Св. Георгия, преподаватели устраивали празднования на квартире Снесарева: надевали ордена Св. Георгия, ели праздничный крендель с выпеченным георгиевским крестом и, конечно, употребляли спиртное. Позднее чекисты сделали эти встречи ключевым пунктом обвинения бывших офицеров в контрреволюционной деятельности.
Ордер на арест Владимира Гатовского. Ведомственный архив Службы безопасности Украины (ГАСБУ).
Арестант Гатовский. 1931 год. ГАСБУ.
Гатовский был арестован 23 февраля 1931 года по делу «Весна». Коллегия ОГПУ осудила его на три года лагерей условно, освободив из-под стражи. После освобождения вернулся к преподаванию. Владимир Николаевич умер в Москве в 1935 году и похоронен на Введенском кладбище. Впоследствии он был реабилитирован как незаконно репрессированный по политическим мотивам.
Князь Арсен Карагеоргиевич после драки с Гатовским был переведен в резерв чинов и на военную службу уже не вернулся. В 1917 г. эмигрировал во Францию. Умер в Париже в 1938 году.
P.S. Как разрешали психологическую несовместимость в коллективе в Вооруженных Силах СССР:
Бебут – лучший друг русского артиллериста
История этого кинжала абсолютно туманна и не изучена. Вроде бы в древнем Иране был некий изогнутый клинок, который носили на бедре и называли behbud. У персов его переняли тюрки, исправившие название на bekbut (bek – «бедро» или «нога»). Уже оттуда он попал на Кавказ, где стал использоваться наравне со знаменитыми камами. А там недалеко было и до русской армии, которая в силу обстоятельств провела на Кавказе немало времени.
Проблема с расчетами
Стоит заметить, что воевали русские не только с турками и немирными горцами, но и с персами, так что изогнутые кинжалы, длиной около полуметра, вполне могли частично быть заимствованы напрямую оттуда.
Так или иначе, но к началу XX века их можно было встретить главным образом в неуставном обмундировании офицеров и казаков. Хотя прямые и тяжелые камы были все-таки популярнее, но кривые бебуты смотрелись более угрожающе.
С ними любили фотографироваться или носить при парадных мундирах. Но и в бою изогнутый клинок мог сыграть решающую роль. А потому вскоре на офицерскую моду обратили внимание официальные высокие чины.
Дело в том, что к началу XX века в армии обнаружилась вполне очевидная проблема. На вооружение стали поступать скорострельные артиллерийские орудия. Чтобы они стреляли в должном темпе, быстро двигаться были обязаны и солдаты расчета. И в этом им, как оказалось, изрядно мешали положенные по уставу шашки.
До поры до времени все вроде бы было продумано – артиллерийские шашки были на 10 сантиметров короче обычных кавалерийских. Но в новых условиях оказалось, что даже с ними бегать слишком быстро солдаты не могут. Более того – известны несчастные случаи, происходившие из-за того, что шашки попадали в колеса пушек.
В 1902 году на рассмотрение комиссии Главного артиллерийского управления был предложен проект замены шашки на бебут. Несмотря на то что комиссия единодушно признала неудовлетворительным качество артиллерийской шашки и 25 из 30 ее членов проголосовали за введение бебута, итоговое решение все же оказалось отрицательным. Подвело стремление к идеалу.
Жандармы и пулеметчики
Как несложно догадаться, от бюрократического решения до реального воплощения времени прошло немало. Точнее, разумная, в общем-то, идея о тесаках так и не была воплощена вообще. Так что артиллерийские расчеты продолжали мучиться с шашками. Про бебут, однако, не забыли.
В 1907 году согласно императорскому указу им стали вооружать нижних чинов жандармерии, за исключением вахмистров и трубачей.
А в 1908-м им вооружили пулеметные команды, для которых вопрос мобильности тоже был весьма актуален.
Только к 1909 году бебут наконец добрался до тех, для кого изначально предназначался, – до артиллеристов. При этом в официальных документах он нигде бебутом не назывался, оставаясь просто «кривым кинжалом». Примечательно при этом, что казакам носить бебут официально так и не разрешили. Хотя любимые ими камы в свое время узаконили и унифицировали. Впрочем, в казачьих войсках по факту каждый носил, что хотел.
Уставной бебут имел следующие параметры. Вес – около 750 граммов, длина – до 60 сантиметров, из которых 44 составлял клинок шириной 35 миллиметров. Выпуском занимались Златоустовский, Ижевский и Артинский (самые редкие экземпляры) заводы. Оправа обтянутых кожей ножен первоначально замышлялась нейзильберовой (из сплава меди, никеля и цинка).
Отмененный,но не забытый
Хотя пилу на обух или другие элементы шанцевого инструмента бебуту так и не придали, он был полезен как в бою, так и в походе. Им удобно было обрубить мешающие ветки или выкосить бурьян на позиции под пулеметное гнездо.
Официально бебут стоял на вооружении до 1917 года. Но и в Красной армии его не перестали использовать. Естественно, воинские подразделения, перешедшие на сторону красных, сохраняли все свое вооружение.
Например, достоверно известно, что бебуты носили на поясе знаменитые латышские стрелки.
Бебуты остались в собственности отставных военных и постепенно превратились в семейные реликвии, многие из которых сохранились до нашего времени. (С.)
Русский экспедиционный корпус
«Если Франция и не была стерта с карты Европы, то в первую очередь благодаря мужеству русских солдат» — Маршал Фош о действиях русских войск на всех фронтах войны в целом.
Несмотря на тяжелые поражения, русские солдаты продолжали храбро сражаться против врага. Но русские солдаты воевали против Германии не только на Востоке, но и на Западе во Франции в составе экспедиционного корпуса.
Приехавший в Российскую империю, в конце 1915 года представитель военной комиссии французского сената Г. Думерг предложил царскому правительству России направить на Западный фронт, во Францию, 400 000 русских офицеров, унтер-офицеров и солдат в обмен на недостающее русской императорской армии вооружение.
Высадка русских войск в Марселе
Маршрут русской армии
В июле 1916 года через Францию на Салоникский фронт была отправлена 2-я особая пехотная бригада под командованием генерал-майора М. К. Дитерихса.
В июне 1916 года было начато формирование 3-й особой пехотной бригады под командованием генерал-майора В. В. Марушевского. В августе 1916 года она была отправлена во Францию через Архангельск.
Затем была сформирована последняя, 4-я особая пехотная бригада во главе с генерал-майором М. Н. Леонтьевым, отправленная в Македонию. Отплыла из Архангельска на пароходе «Мартизан» в середине сентября, в Салоники прибыла на пароходе «Лютеция» 10-20 октября 1916 года.
После Октябрьской революции французским командованием были расформированы полки особых пехотных бригад. Солдатам и офицерам предлагалось или сражаться и дальше, но в частях Франции, или идти работать на предприятия Франции, или отправиться в колонии Франции в Северной Африке (на каторгу). В 1-й особой пехотной дивизии один батальон (около 300 человек) изъявил желание сражаться и дальше, 5000 человек предпочли фронт работе на гражданских предприятиях, и около 1500 человек были отправлены в Африку (среди них в основном были активисты солдатских комитетов и те, кто попал в немилость к французскому военному командованию).
В общей сложности, в Алжир попали около 9 000 российских военных, 50 из которых — младшие офицеры. Солдат разделили на небольшие трудовые отряды и команды, расселив далеко друг от друга, чаще в отдаленных и малозаселенных районах. Питание было крайне скудным.
Был создан Русский Легион Чести в составе Марокканской дивизии, который сражался под Парижем, а в дальнейшем Русский Легион прошел Лотарингию, Эльзас, Саар и вошел в Германию. Ему было поручено оккупировать немецкий город Вормс, на Рейне. В начале 1919 года большую часть солдат легиона отправили в расположение ВСЮР, где бывшие участники восстания в Ла-Куртин перебили офицеров и перешли на сторону РККА. Оставшиеся в живых легионеры составили основу 1-го Кавказского стрелкового полка и участвовали во взятии Царицына и наступлении на Саратов. Узнав о ситуации легиона в России, его расформировали, а оставшиеся солдаты уехали в Россию. Многие сражались в Белой армии, а потом вернулись во Францию уже эмигрантами.
Также в 1918 году часть русских офицеров и солдат корпуса польского происхождения сражались с немцами в составе польской Голубой армии.
21 июня 2011 года в Париже на набережной Сены рядом с мостом Александра III и выставочным дворцом «Гран-Пале» был торжественно открыт памятник воинам Русского экспедиционного корпуса работы скульптора Владимира Суровцева.
Ежегодное поминовение на русском военном кладбище в городке Сент-Илер-ле-Гран (возле Мурмелона, под Реймсом) военнослужащих Русского экспедиционного корпуса, павших во французской Шампани и в Салониках.
Кладбище русских солдат во Франции
Памятник Русскому солдату в коммуне Курси
«Мы решили сделать памятник, который не слишком трагичен и агрессивен, найти скорее трогательную, сентиментальную историю. Сортируя фотографии, я наткнулся на снимок русского солдата, который держит на руках маленькую французскую девочку» – скульптор Александр Таратынов.
26 апреля 2015 года в коммуне Курси был торжественно открыт памятник Русскому солдату, благодаря которому эта коммуна была освобождена от немцев. В ходе операции по освобождению Курси погибло 800 Русских солдат.
Генералитет Николая Второго. № 9
Источник: М. Грулевъ. «Въ штабахъ и на поляхъ Дальняго Востока. Воспоминанiя офицера Генеральнаго штаба и командира полка о русско-японской войнѣ. Часть II.» С.-Петербургъ. Типографiя Спб. Т-ва Печ. и Изд. дѣла «Трудъ». Фонтанка, 86. 1909 г.
Источник: Г. П. (Полк. Г. Г. Перетцъ). «Въ цитадели русской революцiи. Записки Коменданта Таврическаго Дворца 27 февраля — 23 марта 1917 г.» Типо-лит. Акц. О-ва «Просвѣщенiе». Петроградъ. Забалканскiй пр., д. № 75. 1917 г.
Источник: «Лейб-Эриванцы в Великой Войне.» Материалы для истории полка в обработке полковой исторической комиссии. Под редакцией К. Попова. Париж. 1959 г. Impr. de Navarre, 11, rue des Cordelières, Paris-13.
Источник: М. Грулевъ. «Злобы дня въ жизни армии». Типографiя I. Кобринца, Брестъ-Лит. 1911 г.
Источник: Ф. Купчинскiй. «»Герои» тыла. (Очерки преступной дѣятельности чиновъ интендантскаго вѣдомства во время Русско-Японской войны).» Типографiя В. Безобразовъ и Ко. СПб., В. О., Большой пр., 61. 1908 г.
Русские офицeры у трофейного турецкого знамени, 1916 год
Герой, писатель, коллекционер
Добрый день. Хотелось бы поделиться фотографией Владимира Николаевича Грусланова (1894-1981).
Участник Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн, обладатель полного банта Георгиевских крестов.
Прошел Первую Мировую, Гражданскую, в Великой Отечественной принимал участие в боях при обороне Ленинграда, освобождении Прибалтики, Польши, штурме Берлина.
После окончания войны он трудился научным сотрудником артиллерийского музея в Ленинграде, затем директором военно-исторического музея им. А. С. Суворова. Занялся писательской деятельностью, посвящённой в основном его кумиру: Александру Васильевичу Суворову, при этом продолжая по всей стране поиски исторических реликвий и передавая их на хранение в музеи.
Был известным в Ленинграде коллекционером: бонистом и библиофилом.
Первые образцы для перевозки пулеметов Максим появились одновременно с появлением самого пулемета, так как пулемет весил в пределах 100 кг. Уже в период русско-японской войны пулемету показали себя с лучшей стороны. Но в тоже время потребовалось облегчить перемещение по полю боя пулеметов. В последующем в ходе модернизации, в России была создана двуколка системы Соколова.
Сама пулеметная команда насчитывала 9 человек, 5 лошадей и 2 двуколки. И все это для применения и перемещения одного пулемета. Расписание расчета в соответствии с уставом пулеметных команд:
« Пулемет, с его пулеметной и патронной двуколками обслуживается пулеметным унтер-офицером, 7 номерами и 2 ездовыми.
№ 2— помощник наводчика.
№ 4— дальномерщик. № 6— двуколочный.
Пулеметная и патронная двуколки запрягаются каждая парою лошадей, управляемых ездовым, сидящим на двуколке. При тяжелой дороге к двуколкам, в унос, могут припрягаться лошади пулеметного унтер-офицера и № 6, если последний верхом.»
Хоть двуколки преимущественно использовались для транспортировки пулемета, но иногда применялись и в бою – как это имело место во время боя 104-го пехотного Устюжского полка с германской 8-й кавалерийской дивизией 3 ноября 1914 г.
А Н. С. Триковский, удачно использовавший пулеметные двуколки в бою, сформулировал следующие тактические предложения по их применению:
«Надлежит практиковать стрельбу из станковых пулеметов с двуколок, особенно при отражении конных атак на походе, выработав надлежащие команды и приемы, обеспечивающие готовность пулеметов к открытию огня в кратчайший срок и в любом направлении. При отходах под давлением противника такой прием принесет неоценимые услуги. Во время походного движения, в ожидании встречи с конницей, пулеметы на двуколках нужно иметь ближе к голове колонны и, еще лучше, в самой голове колонны, под прикрытием частей походного охранения.
В таком же положении готовности должны быть пулеметы, предназначенные для обстреливания неприятельских летчиков, снижающихся над колонной, как на походе, так равно и на больших привалах.
В отличие от пулеметной двуколки, тачанка была огневым средством постоянной готовности (огонь из пулемета тачанки мог быть открыт в любой момент). В принципе термин «тачанка» и означал пулемет, установленный на дрожках или коляске.
Униформа военных велосипедистов Российской императорской армии
В 1887г. князь Б.Д.Потёмкин составил и издал книгу под названием «Велосипед и его применение в военном деле». В летнее время велосипед (по тогдашней терминологии – самокат) позволял перемещать пехотные подразделения со скоростью и на расстояния, как минимум, сравнимые с возможностями кавалерии. В бою в пешем порядке велосипед в отличие от лошади, не требовал отвлечения значительной части личного состава в качестве коноводов. Велосипедист перемешается по дороге практически бесшумно, что бесценно в разведке.
Также удобен был велосипед и как средство передвижения связных. Естественно, в пехотных частях Императорской Российской армии в 1890-х годах были введены должности ординарцев-самокатчиков. В 1897г. сводная команда самокатчиков успешно приняла участие в маневрах под Белостоком.
Для удобства работы самокатчикам выдавалась спецодежда, точнее, добавочное обмундирование, Высочайше утверждённое 14 июля 1892г. Оно состояло из рубахи, сшитой из мундирного сукна, непромокаемой плащ-накидки и фуражки с козырьком. Им также полагалась нагрудная сумка для документов.
Эффективность боевых действий самокатчиков была подтверждена уже в начале Первой Мировой войны. Поэтому летом 1915г. было принято решение о формировании самокатных частей на уровне отдельных рот и батальонов, придаваемых пехотным и кавалерийским дивизиям. Для подготовки кадров этих частей была сформирована Отдельная Запасная Самокатная рота.
1. Летняя форма офицеров, 2. Летняя форма нижних чинов Отдельной Запасной Самокатной роты
От пехоты роте достался золотой прибор и желтый цвет шифровки на походных погонах нижних чинов. От кавалерии ей достался погон и клапан на воротниках шинелей и пальто с выпушкой, отличающейся от цвета поля (зеленое поле и желтая выпушка) и серо-синие шаровары с кантами офицеров. От автомобильных войск рота получила автомобильные фуражки и офицерские кортики.
1. Зимняя форма офицеров, 2. Зимняя форма нижних чинов, 3. Зимняя форма офицеров в пальто.
А желтый цвет выпушек на погонах, воротниковых клапанах и обмундировании отсылал к традициям почтово-телеграфного ведомства (связь). Вооружались самокатчики драгунскими винтовками и штыками в ножнах. Для роты был введен особый погонный спецзнак: велосипед наложенный на скрещенные винтовки.
Скорее всего, эта форма, как и форма других частей технических войск, введенная во время Первой Мировой войны, предполагалась, как временная, поскольку она полностью соответствовала нормам военного времени, введённым Приказом по Военному ведомству №535 от 1914г. и не предусматривала парадного обмундирования и эполет.
Вслед за Отдельной Запасной Самокатной ротой были сформированы войсковые самокатные части. Всего до 1917г. было сформировано, по меньшей мере, семь отдельных самокатных батальонов в составе трёх-четырех отдельных самокатных рот и 11 отдельных самокатных рот, не включенных в состав батальонов. Все самокатные роты имели сквозную нумерацию. Роты сводились в батальоны независимо от их нумерации.
Кроме велосипедистов в составе самокатных частей появились мотоциклисты. Правда, большой проблемой стало снабжение этих частей материальной частью. Российская промышленность с трудом справлялась с поставками велосипедов, что было вызвано, в первую очередь, перепрофилированием главного велосипедного завода «Дукс» на выпуск аэропланов. Мотоциклов в России вообще не производили. Тем не менее в ходе боевых действий летом 1917г. самокатные части проявили себя самым лучшим образом.
О форме этих частей точных сведений нет, но большинство исследователей согласны с тем, что скорее всего, им была присвоена та же форма, что и для Отдельной Запасной самокатной роты, но с изменённой шифровкой: под спецзнаком на погоне располагался номер роты. [#.]
Русский генерал о способах, которыми воевали кавказские горцы. Кавказская война. 1834 год
«Жестокие, мстительные, коварные по отношению к врагам, дома — они добры, гостеприимны, надежны в дружбе, воздержанны, почтительны к старикам и благодарны за благодеяния.»
Иван Фёдорович Бларамберг
«Как правило, нравы и обычаи народов зависят от климата той территории, которую они занимают, от образа жизни и воспитания; из этого следует, что нравы людей почти диких, населяющих земли, изобилующие скалами и покрытые вечными снегами, должны быть, видимо, грубыми. Их просвещение ограничивается следующим: как обороняться и нападать, где можно неожиданно атаковать врагов; как воспитать в себе ненависть к врагам, уметь отомстить в любом случае, и, в конце концов, дорожить свободой более, чем жизнью.
Все они — очень бедные, либо по лености, либо от того, что их бесплодная земля не дает им даже того, что необходимо для существования. Хотя они и видят внизу плодородные долины, они редко туда спускаются, зная, что это будет им стоить их независимости. Они могут терпеть всяческие лишения, особенно когда речь идет о том, чтобы защитить их свободу, которая, по их мнению, состоит в свободном выборе каждого заниматься тем, чем ему нравится. Таким образом, они обладают всеми добродетелями и пороками людей нецивилизованных. Жестокие, мстительные, коварные по отношению к врагам, дома — они добры, гостеприимны, надежны в дружбе, воздержанны, почтительны к старикам и благодарны за благодеяния.
Эта общая картина нравов применительна к людям, населяющим Кавказ в собственном смысле слова, в провинциях же по ту сторону Кавказского хребта смешение народов имело следствием смешение нравов и обычаев.
До тех пор пока цивилизация не изменит их образа жизни и нынешние нравы, пока торговля не будет у них под защитой их потребностей, горцы всегда будут теми, кто они сейчас есть.
Так как почва давала им лишь скудное пропитание, они стали добывать необходимое набегами. Этот новый образ жизни был причиной того, что каждый род был настороже по отношению к соседним родам и не доверял им, следовательно, и торговля — источник богатства и процветания — была совершенно неведома этим племенам, и цивилизация там не смогла развиться.
Земля, которую они занимали, была пригодной лишь для пастбищ, и присмотр за скотиной стал, таким образом, их единственным занятием, в особенности же потому, что скотина не требует особых забот, и, таким образом, они могли предаваться праздности в свое удовольствие. Этот образ жизни сохранился на Кавказе до наших дней, за исключением племен, которые занимают долины и низины, и можно заключить, что именно в этих причинах — корень стольких недостатков, в которых упрекают горцев.
Нужда породила склонность к разбою и вследствие — взаимную подозрительность, за которой следуют коварство, вероломство, лицемерие, злоба и мстительность.
Горец использует малейшую сиюминутную возможность для взятия добычи, рискуя лишиться большей, но которой надо было бы ожидать со временем.
Они называют ремесло добывания военной профессией, и те из них, которые являются мастерами своего дела, пользуются наивысшим уважением и создают себе имя, особенно если это князь, дворянин или один из старейшин; даже простолюдины приобретают себе репутацию таким же способом. «
«Та война, которую горцы ведут между собой и против наших войск, отличается до такой степени от европейских войн, что мы считаем своим долгом дать разъяснения по этому поводу. Согласно тому, что мы сказали выше о характере, нравах, образе жизни горцев, можно будет заключить, что они не знают ни стратегии, ни тактики и что они не имеют средств к существованию их отрядов, чтобы выдерживать продолжительный поход. Зато они знают толк в малых войнах, о чем хорошо осведомлены русские; их войны — не что иное, как вереница засад и внезапных нападений.
Война против горцев требует большой осторожности, особенно тогда, когда речь идет о том, чтобы действовать против них в горах, где невозможно применить артиллерию. Однако нельзя слишком увлекаться осторожностью, чтобы они не приняли ее за нерешительность, осторожность должна сопровождаться отвагой в решительный момент. Дерзость в атаке приводит врагов в замешательство, делает их малодушными, тем более что они ее не ожидают, надеясь на трудности путей сообщения, которые характер местности выдвигает на каждом шагу нападающим. В общем, в победе над ними бывает уверенность лишь тогда, когда можешь предвидеть их нападение, даже если они превосходят в численности в четыре раза.
Они отлично стреляют и берегут патроны — вот почему не надо ввязываться в длительную перестрелку с ними, надо сразу переходить к штыковой атаке.
В последнем случае нужна большая осторожность, прекрасное знание местности, самообладание, чтобы выстоять и не понести больших потерь. Подобно пчелиному рою, который растревожили в улье, горцы окружают отступающего врага со всех сторон, стреляя из ружей, и, если не проявить стойкости, с шашками наголо они нападают не только на колонны, но даже бросаются на пушки.
Народности, которые населяют низменности и владеют тучными пастбищами, имеют прекрасную кавалерию, особенно кубанские черкесы. Их кавалеристы, полагаясь на превосходство своих коней, не боятся нашей кавалерии, если она не превосходит их числом. Они прекрасно стреляют на ходу, даже скача во весь опор. Неожиданные нападения — вот их излюбленная форма военных действий. Когда их неожиданная вылазка не удается, они стараются заманить часть наших войск, которая их преследует, в засаду. Тогда они неожиданно нападают на них, часто нанося значительные потери, прежде чем к нашим придет помощь.
Когда они намереваются вторгнуться на территорию соседей или на территорию русских, они хранят свои планы в секрете как можно дольше, чтобы нападение было неожиданным для врага; они всегда любят нападать превосходящими силами, чтобы быть уверенными в успехе. Обычно они отправляются ночью с той целью, чтобы застать врага врасплох на заре. Если экспедиция требует много времени, они назначают пункт сбора. Их предводитель должен быть человеком испытанным, выдающегося ума, который умел бы завоевать их доверие. Они плохо знакомы с [63] дисциплиной и почти никогда не составляют плана нападения, во время схватки каждый сражается отдельно, не смешиваясь с другими. Они бросают своего вождя, когда захотят, без малейших укоров совести. Таким образом, их отряды увеличиваются или уменьшаются в зависимости от обстоятельств и доброй воли каждого (Однако если они нанимаются на определенное время на службу к военачальнику, то они верно держат данное слово.). Их операции не могут быть длительными, ввиду малого количества провизии, которую они берут с собой. Запасы продуктов представляют собой обычно кожаный мешок с мукой, небольшое количество сыра, соли и кусок копченой или вяленой баранины. Этой провизии им хватает на 8—10 дней, по истечении которых они вынуждены возвращаться к себе, чтобы пополнить запасы, если им не удалось захватить добычу, которую они тут же увозят, чтобы спрятать в надежном месте.
Горцы не могут совершать крупные набеги на границы Грузии из-за основательных мер, которые наше правительство предприняло в этом отношении. Они лишь могут проникнуть через наши линии укрепления небольшими группами, ограничиваясь захватом отдельных людей или животных. На Линии им иногда удается, но очень редко, напасть на деревню и ограбить ее, отбить табун лошадей или стадо скота. Их кони просто неоценимы, т. к. они преодолевают по 60 верст в день иноходью, не уставая.
Чтобы удачно напасть, они в течение дня прячутся где-нибудь за холмами, в тростниках, в лесах, которые окружают реки Кубань, Терек, Сунжу; обычно они используют темноту ночи или туман, чтобы переправиться через эти реки вплавь или через брод (вброд). Затем они обходят наши секретные посты, убивая постовых прежде, чем те успевают поднять тревогу.
По всему течению рек Кубани и Терека расставлены посты казаков на определенном расстоянии друг от друга, чтобы охранять границы от нападения горцев.
Рано утром горцы нападают на деревню, убивают тех, кто сопротивляется, остальных берут в плен. Быстро разграбив всю деревню, нагруженные трофеями, они также быстро исчезают. Также они умеют ловко угнать табун: один из них появляется перед табуном, издавая крики, он мчится галопом в том направлении, куда он хочет заманить лошадей; испуганные криками, которые обрушиваются на них, все эти животные устремляются за ним, и тогда их угоняют вплоть до Кубани или Терека. Всадник бросается в воду, за ним следом устремляется весь табун. Кони, связанные веревкой таким образом, что на шее каждого из них накинута петля, во время переправы вынуждены держаться вместе, чтобы петля их не удушила.
Женщины и дети переправляются через реку на лошадях, а домашние животные вплавь. Когда горцев преследуют, часть из них останавливается и встречает врага или прячется в кустарниках и завязывает перестрелку, для того чтобы остановить врага и дать возможность другим спрятать добычу. Кроме того, они расставляют определенное количество засад на правом берегу Терека, Сунжи и Малки и на левом берегу Кубани, чтобы прикрывать отступление.
Военные действия горцев на Кавказе — это, скорее, внезапные набеги, чем регулярные наступления. Они неудержимы во время первой атаки, но затем их пыл слабеет. Малейший успех делает их дерзкими, неудача приводит в панику, тем не менее они защищаются храбро и упорно в своих укрытиях, в окружении же они сражаются отчаянно и никогда не сдаются. Неожиданно напасть на более слабого противника, причинить ему большой урон, не подвергая себя особому риску — вот в чем состоит их тактика.
Ловко отбить табун или стадо скота, прекрасно знать местность, находить тайную тропу и идти через густой лес даже глухой ночью, одним словом, быть ловким и смелым — вот в чем заключается честолюбие и слава горца.»
«Историческое топографическое статистическое этнографическое и военное описание Кавказа»