Что написали сестры бронте
Сёстры Бронте
Книги сестёр Бронте выходили в свет под мужскими псевдонимами: в то время считалось, что девушке из хорошей семьи не подобает заниматься литературой — это дело мужчин. А уж если не удаётся загасить творческий жар, пусть сочинительницы остаются в границах тем, которые должны быть им хорошо известны по своему опыту, и пишут о романтической любви или, ещё лучше, о семейном очаге, о воспитании детей.
Годы жизни сестёр Бронте: Шарлотта (1816— 1855), Эмили (1818-1848), Энн (1820-1849)
Когда Шарлотта Бронте, старшая из трёх сестёр, напечатала роман «Джейн Эйр» (1847 г.), с восторгом встреченный публикой, в критике не было конца пересудам о том, мужским или дамским пером написаны эти страницы. И она не выдержала, ответив рецензентам: «Для вас я не мужчина и не женщина, а просто автор. И только как об авторе вы должны обо мне судить». Но такое отношение так и не вошло в норму. О творчестве сестёр Бронте даже через много лет после их смерти судили с оттенком пренебрежения — только как о «женской литературе».
Дочери священника из глухого прихода в графстве Йоркшир с детства мечтали, как станут писать и непременно передадут в своих произведениях неброскую красоту родных мест, нравы, обычаи, предания края, где даже говорят по-особенному, на йоркширском диалекте английского языка. О том, что каждая из сестёр что-то сочиняет, остальные долгое время не догадывались, и выяснилось это почти случайно. Тогда было решено совместно на свои деньги издать поэтическую книжку. Сборник вышел в 1846 г., он назывался «Стихотворения Каррера, Эллиса и Эктона Беллов»: инициалы вымышленных авторов совпадали с настоящими инициалами трёх сестёр Бронте.
Никто не заметил этого сборника, за которым теперь гоняются библиофилы. И никто из сестёр не строил иллюзий насчёт своего литературного будущего. Они работали гувернантками и учительницами, поскольку в викторианской Англии других достойных профессий для женщин не предусматривалось. Шарлотта и Эмили провели одну зиму в Брюсселе, в Бельгии, где учились французскому; там старшая из сестёр пережила страстное увлечение одним из своих преподавателей, и этой несчастливой любовью навеяны сюжеты двух её книг — «Городок» (1853 г.) и «Учитель» (роман вышел посмертно в 1857 г.). Пылкость чувств, непримиримое противоречие между нравственным долгом и влечением сердца — эти мотивы, непременно возникающие и в других романах Шарлотты, а у Эмили определяющие весь ход действия, были вовсе не новы. Однако в ту эпоху — чопорную, обожавшую морализировать по любому поводу — книги сестёр Бронте казались до дерзости смелыми. В них есть и настоящая страсть, и боль самопожертвования, и непритворные душевные муки. Сёстры походили друг на друга тем, что все были натурами глубокими, бескомпромиссными, гордыми. И теми же свойствами они наделили своих героинь, которым часто приходится сталкиваться с сословными предубеждениями, отстаивая и собственное попираемое достоинство, и мечту о счастье — скромном, но неподдельном.
Таков сюжет «Джейн Эйр», где главной героине — бедной девушке, поступившей гувернанткой в богатую, но крайне неблагополучную семью, — суждено пережить самые неожиданные повороты судьбы, испытать как минуты триумфа, оказавшегося иллюзорным, так и унижения, которых бы слабовольный человек не перенёс. Но эта, по слову У. Теккерея, «строгая маленькая Жанна д’Арк» выдерживает и «рождественский мороз посреди лета», когда выясняется, что её возлюбленный несвободен (у него психически больная жена), и катастрофу, в результате которой дом, куда она должна была войти хозяйкой, превращается в пепелище, а владелец этого дома — в беспомощного слепца.
Подобно другим героиням сестёр Бронте, Джейн осознаёт обязанность быть сильной духом, а твёрдость нравственных понятий поддерживает её в минуты испытаний. Судьба преподаёт ей, как и Агнес Грей из одноимённого романа Энн Бронте (1847 г.), тоже гувернантке, которую поначалу третируют и унижают её наниматели, урок душевной стойкости, в конечном счёте вознаграждаемой. Побеждает любовь, а она для героинь Шарлотты и Энн Бронте никогда не является прямым синонимом страсти. Как сказано в «Городке», где Шарлотта описывает драму сироты-учительницы, возлюбленный которой погиб при кораблекрушении, значение имеет только «страсть. закалённая любовью, сплавленная с чистой и прочной привязанностью, отчеканенная постоянством, подчинившаяся уму и его законам».
«Грозовой перевал» (1847 г.), единственный роман Эмили Бронте, не совсем соответствует этой формуле: в нём страсть не подчиняется требованиям логики и жизненной необходимости. В книге описана жестокая история любви, соединившейся с неутолимой жаждой мщения. Желая благополучно устроить свою жизнь, героиня предпочла брак по расчёту голосу истинного чувства. Неукротимая воля героя, воспринявшего этот поступок как личное оскорбление и поклявшегося мстить до конца своих дней, под конец повествования выливается в «злое беснование», почти безумие. Вражда, завязавшаяся на почве несчастливого семейного союза, которому была принесена в жертву любовь, продолжается десятки лет и не заканчивается со смертью главных участников конфликта. Лишь брак их детей кладёт конец мрачной и величественной драме.
Драма эта разворачивается на фоне угрюмого, пустынного пейзажа, среди овеваемых холодными ветрами, поросших вереском холмов. Эмили Бронте обладала уникальной способностью создавать выразительный пейзаж, который таит в себе символику одиночества и неуюта, отвечающую душевному состоянию персонажей. Герои мучаются, осознавая, что после рокового неверного выбора их жизнь отмечена печатью проклятия. Об этих муках говорят исповеди героев перед самими собой. Вместе с насыщенными драматизмом диалогами они составляют основу повествования, которое ведётся от лица стороннего наблюдателя. Он восстанавливает события, происходившие с конца ХУШ в. в двух соседних усадьбах — на Мызе Скворцов и на Грозовом Перевале. Действие постоянно переносится из нищего дома Хитклифа, когда-то подобранного на ливерпульской улице чувствительным джентльменом, в богатое поместье, куда, выйдя за анемичного, бесцветного, совсем ей чужого человека, попала возлюбленная героя.
Книга Эмили Бронте непохожа на обычные викторианские романы: она полностью лишена мелодраматизма (несмотря на то, что в ней описывается захватывающая любовная история) и авторских нравственных назиданий (хотя их и провоцирует сам сюжет). Новаторство этого романа по-настоящему оценили только в XX столетии.
Три писательницы в одной семье: жизнь и книги сестер Бронте
Сестры Шарлотта, Эмили и Энн Бронте работали гувернантками, публиковали книги под мужскими именами и не дожили до 40. Рассказываем, как они сломали литературные традиции XIX века, а их романы стали классикой.
В английской деревушке Торнтон у священника Патрика и его жены Марии родилось шесть детей: Мария (1814), Элизабет (1815), Шарлотта (1816), Патрик Бренуэлл (1817), Эмили (1818) и Энн (1820). Вскоре после рождения младшей дочери мать семейства скончалась, после чего воспитывать ребят помогала ее сестра Элизабет Бренуэлл.
И отец, и тетя хотели дать детям лучшее образование, но у них было мало денег. Поэтому четыре старшие девочки посещали школу Кован-Бридж, которую Шарлотта потом вывела в романе «Джейн Эйр» как зловещее место Ловуд, где не хватает еды, а многие учителя издеваются над ученицами и унижают их. В Кован-Бридже действительно было тяжело учиться: там не было горячей воды, а кормили обычно «одной только пригоревшей кашей». Но для первой половины XIX века такое положение дел было нормой в школах для малообеспеченных семей, и многие были благодарны за хоть какую-то возможность получать образование. Впрочем, девочки Бронте учились там всего год — старшие сестры, 11-летняя Мария и 10-летняя Элизабет, заразились туберкулезом и умерли, после чего Шарлотту и Эмили забрали домой.
Под влиянием тети и отца дети Бронте рано заинтересовались литературой и сочинительством, выдумывая собственные страны и королевства: в своих детских рассказах Шарлотта и Бренуэлл создали Ангрию, а Эмили и Энн — Гондал. Свои истории о воображаемых мирах они записывали в крошечные книжечки вместе с иллюстрациями и картами. С возрастом Бронте начали читать литературные журналы, которые выписывал их отец, и в их творчестве стало заметно влияние популярных авторов того времени — в частности, Шарлотта, Бренуэлл и Эмили любили лорда Байрона, а на тексты Энн сильно повлияли готические романы Энн Рэдклифф, Хораса Уолпола и Чарльза Роберта Метьюрина.
Работа в школе и тайная влюбленность в учителя
В 1831 году 14-летняя Шарлотта Бронте отправилась в другую школу, которой руководила Маргарет Вулер. Именно мисс Вупер во многом заменила ей мать — она сопровождала свою ученицу к алтарю много лет спустя. Через несколько лет Шарлотту пригласили преподавать в школе, а позже такое же предложение поступило и ее сестре Эмили, однако та недолго продержалась на должности и решила вернуться домой. Эмили тяготило преподавание, и она быстро начинала тосковать по дому — в то время как Шарлотта и Энн были более практичны и понимали, что работа учительницей в школе или гувернанткой в чьем-то доме была единственным способом выжить для незамужних девушек из бедной семьи, несмотря на унижения от хозяев и даже от своих учеников. В свою очередь, Бренуэлл избрал карьеру художника — именно ему принадлежит единственный прижизненный портрет всех трех сестер вместе.
Совместный портрет сестер Бронте, написанный их братом Бренуэллом в 1835 гожу. Слева направо изображены: Энн, Эмили и Шарлотта. Источник: ru.wikipedia.org
В 1842 году Шарлотта и Эмили уехали преподавать в Брюссель в школу, которой руководил известный учитель того времени Константин Эже. Но вскоре им пришлось вернуться домой из-за смерти их тети Элизабет Бренуэлл. Состояние, которое она оставила племянницам, позволило оплатить их долги. Сестер снова пригласили работать в Брюссель, на этот раз поехала только Шарлотта. Много лет спустя стало известно, что она была тайно влюблена в женатого Эже и писала ему письма. Уже после ее смерти он показал эти письма Элизабет Гаскелл — другой видной английской писательнице и подруге Шарлотты, создавшей ее биографию (Гаскелл предпочла их не публиковать). Именно отношения с Эже вдохновили несколько произведений Шарлотты: в наибольшей мере роман «Виллет», где главная героиня — учительница тоже безнадежно влюблена в старшего и женатого коллегу.
Главные литературные успехи сестер пришлись на середину 1840-х. Сначала они выбрали себе мужские псевдонимы: Каррер Белл (Шарлотта), Эллис Белл (Эмили) и Эктон Белл (Энн). Сестры выпустили совместный сборник стихотворений, который не пользовался большой популярностью. А вот выход «Джейн Эйр» вызвал бурное одобрение у читателей и критиков, и такая же реакция сопровождала «Грозовой перевал». Вскоре из-за слухов на тему того, кто именно скрывается под мужскими псевдонимами Беллов (а также запущенной издателем утки о том, что все их тексты на самом деле принадлежат одному автору — Картеру Беллу), сестры раскрыли свой секрет.
Шарлотта Бронте и ее «Джейн Эйр»
Первый роман Шарлотты Бронте «Учитель» был опубликован только после ее смерти в 1857 году: это единственная ее книга, где главный герой — мужчина. Зато вторая книга, «Джейн Эйр» (1847), стала настоящим прорывом еще при жизни автора и бросила вызов сразу нескольким литературным традициям. Во-первых, книга была написана женщиной. Во-вторых, это был один из первых романов взросления, посвященный не герою, а героине. Наконец, книга касалась многих табуированных тем: насилия над детьми и прислугой, психического здоровья, женской независимости.
Как уже упоминалось, описание жизни Джейн в школе Ловуд и ее работа гувернанткой во многом напоминали собственный опыт Шарлотты. А наниматель Джейн и по совместительству ее возлюбленный мистер Рочестер был похож и на абстрактного байронического героя, и на вполне конкретного Константина Эже. В свою очередь, поместье Торнфилд, по мнению исследователей, было вдохновлено особняком под названием Норт-Лис-Холл — им владела семья по фамилии Эйр, а первая хозяйка дома Агнес Эсхерст якобы страдала от психического расстройства и была заключена в отдельной комнате на втором этаже, подобно Берте Мейсон. Шарлотта и ее подруга Эллен Насси посещали особняк в 1845 году.
«Джейн Эйр» — одна из самых экранизируемых книг в мире (с учетом немых фильмов и фильмов не на английском языке количество адаптаций романа приближается к 30). Классическим же считается мини-сериал 1983 года с Зилой Кларк в роли Джейн и Тимоти Далтоном в роли Рочестера.
Эмили Бронте и ее «Грозовой перевал»
Единственный роман Эмили Бронте «Грозовой перевал» (1847) считается классикой готической литературы. В книге рассказывается роковая история любви аристократки Кэтрин Эрншоу и приемного сына семейства Эрншоу Хитклифа. Именно «Грозовой перевал» породил больше всего сомнений и пересудов о личности автора и выбранных темах — книга привлекала внимание своей мрачной атмосферой, откровенным эротическим подтекстом и необыкновенным накалом чувств, что одни посчитали новым и необычным, а другие граничащим с непристойностью.
Причиной несчастий Хитклифа и Кэтрин становится не только социальное неравенство, но и невротический, нездоровый характер их отношений. Хотя книга много раз попадала в рейтинги лучших любовных историй всех времен, многие критики справедливо отмечают, что такое прочтение текста вряд ли сочетается с замыслом Эмили Бронте. Дошло до того, что ряд прочтений базируется на предполагаемых инцестуальных отношениях между Эмили и Бренуэллом или как минимум на ее наблюдениях за тем, как психическое расстройство разрушает жизнь ее брата.
Долгое время слава «Джейн Эйр» затмевала «Грозовой перевал», но в ХХ веке роман начал получать более высокие оценки. В частности, Вирджиния Вулф считала прозу Эмили Бронте более поэтичной и амбициозной. Книга тоже получила много экранизаций, хотя признается достаточно сложной для адаптации — самой известной ее киноверсией можно назвать сериал BBC 2009 года с Томом Харди и Шарлоттой Райли в главных ролях.
Энн Бронте и ее «Незнакомка из Уайлдфелл-холла»
Энн Бронте написала два романа: «Агнес Грей» (1847) и «Незнакомка из Уайлдфелл-холла» (1848). «Агнес Грей», подобно «Джейн Эйр», изображает униженное положение гувернанток в богатых семьях. В свою очередь, «Незнакомка…» посвящена достаточно скандальной для своего времени, но по-прежнему актуальной теме: главная героиня Хелен бросает мужа, жестокого алкоголика Артура Хантингдона, не желая, чтобы их сын попал под его влияние.
То, что муж не дает ей развода, Хелен не останавливает — она переезжает в другой город и начинает зарабатывать самостоятельно. Такое поведение во времена сестер Бронте было не только шокирующим, но и незаконным: замужняя женщина не имела права ни на собственный заработок, ни на ребенка, рожденного в браке. В реальности муж мог бы подать в суд на жену за воровство и похищение ребенка. Но Энн Бронте не только не осуждает героиню, а полностью сочувствует ей. В итоге не только Хелен не наказана за «аморальное» решение уйти, но и находит счастье в повторном браке.
Сейчас «Незнакомка…» считается важным феминистским романом, но во время написания книги даже сестры Энн сомневались в ее ценности. В частности, Шарлотта не соглашалась с излишне жестким, на ее взгляд, изображением Хантингдона, чей образ был вдохновлен алкоголизмом их брата Бренуэлла Бронте. Поэтому Шарлотта, владевшая правами на книги сестер после смерти Энн, распорядилась переиздать «Агнес Грей», но не «Незнакомку…», провозгласив, что роман не заслуживает внимания из-за «выбора недостойной изображения темы». Во многом из-за этого Энн Бронте долгие годы недооценивали, считая наименее талантливой из сестер, и только в ХХ веке ее книги получили заслуженное признание.
Последние годы: замужество Шарлотты и смерть
Уход родных Шарлотта переживала тяжело. В это время она работала над романом «Шерли» и, по словам ее приятельниц, решила изобразить в книге своих сестер. Эмили стала прототипом главной героини — независимой и целеустремленной молодой наследницы по имени Шерли, а Энн вдохновила образ скромной, но мудрой Кэролайн Хэлстон. После этого Шарлотта успела написать еще одну книгу, «Виллет», вышедшую в 1853 году, — как раз она и была вдохновлена работой в Брюсселе и чувствами к Константину Эже.
Во время публикации «Виллет» Бронте получила предложение руки и сердца от мужчины по имени Артур Белл Николс, клерка ее отца, который был давно в нее влюблен. Сначала Шарлотта отказала ему — она сомневалась, что хочет замуж в принципе, а ее отец не хотел, чтобы она выходила за небогатого человека. Но Элизабет Гаскелл убедила приятельницу в том, что брак имеет много плюсов, и посодействовала тому, чтобы Николс нашел более выгодное место. К тому времени и сама Бронте осознала, что влюблена, и в 1854 году вышла за Николса.
По всем свидетельствам, Бронте была довольна браком, но семейное счастье не продлилось и года. Сразу после свадьбы Шарлотта забеременела, и здоровье ее стало стремительно ухудшаться. В марте 1855 года она и нерожденный ребенок умерли — Шарлотте было 38 лет. Причиной смерти в свидетельстве назвали чахотку, но современные исследования утверждают, что осложнением беременности стал тяжелый токсикоз, приведший к обезвоживанию и истощению организма. После смерти Шарлотты были опубликованы ее первый роман «Учитель» и незавершенная книга «Эмма Браун». Ее вдовец Артур Белл Николс остался при ее отце, который парадоксальным и трагическим образом пережил всех своих шестерых детей.
Трагическая история жизни знаменитых сестер Бронте
Феномен сестер Бронте – действительно уникальное явление в английской литературе. Они стали знамениты почти в одночасье и все сразу. В 1847 году вышли «Джейн Эйр» Шарлотты, «Грозовой перевал» Эмили и «Агнес Грей» Энн Бронте. Это вызвало множество слухов и предположений. Большинство критиков считали, что под тремя разными именами скрывается один, очень известный человек. А сестры только подлили масла в огонь, выпустив за год до романов общий сборник стихотворений под псевдонимам Каррер, Эллис и Эктон Белл.
Легендами и загадками история семьи Бронте была полна и при их жизни, и после. Даже то, что прожили они катастрофически мало, тоже породило волну различных предположений. Эмили умерла в тридцать лет, Энн не дожила до тридцати, и лишь Шарлотта прожила тридцать девять лет, единственная из сестер вышла замуж. Всех Бронте свел в могилу наследственный фамильный недуг – туберкулез, как и их брата Брэнуелла, а еще раньше двух старших сестер, Марию и Элизабет.
Шесть талантов в одном семействе
Патрик и Мария Бронте, вырастившие четырех писателей
Патрик Бронте был десятым ребенком в семье бедных ирландских фермеров. В молодости работал ткачом, хотел как-то изменить свое нищенское положение, поэтому много читал, особенно духовной литературы, и сумел поступить на кафедру теологии кембриджского колледжа Святого Иоанна.
Вскоре он женился на девушке Мэри, которая работала в школе-пансионе, где Патрик подрабатывал экзаменатором. Прошло несколько лет, и в 1820 году он получил приход в деревеньке Хоэрт. Прямо за их каменным домом было местное кладбище, а вокруг болотистая местность.
В этом же году у супругов Патрика и Мэри Бронте родился шестой ребенок, дочь Энн. К тому времени мать семейства уже была больна. Она скончалась в 1821-м от туберкулеза. Бедный священник остался с шестью детьми один. Через три года он отправил четверых старших сестер в благотворительную школу для детей духовенства. Сына Бренуэлла обучал сам, а Энн была слишком маленькой.
Считается, что все пережитые в интернате ужасы Шарлотта Бронте описала в своем романе «Джейн Эйр». Ученицы жили впроголодь, за любую оплошность их жестоко наказывали, заставляли много работать. Две старшие девочки Мэри и Элизабет через год умерли, не пережив разразившейся в школе эпидемии кори. После этого священник забрал 7-летнюю Эмили и 9-летнюю Шарлотту домой.
Чтобы хоть как-то скрасить свою мрачную жизнь, дети начали фантазировать. Эмили и Энн придумали волшебный мир Гондал, а Брэнуэлл и Шарлотта сочиняли небольшие романтические повести, у них была своя фантастическая страна Ангрия.
Эмили даже среди своих родных выделялась замкнутостью и набожностью. Они выходила из дома только ради церковной службы или прогулки по вересковым холмам. Друзей у семейства Бронте не было. Отец давал образование детям самостоятельно. Но когда ему предложили место для девочек в пансионате мисс Вулер, которая славилась своим добрым нравом, то Патрик Бронте без раздумий согласился.
Продолжить учебу отправились только Эмили и Шаролотта. Энн категорически отказалась покидать отчий дом. Интересно, что Шарлотта до конца своей жизни поддерживала теплые отношения с мисс Вулер.
Бренуэлл был отправлен учиться живописи, так как проявил большие способности, когда рисовал свою вымышленную страну Ангрию. Позднее он с удовольствием писал портреты своих сестер, часть из которых сохранилась и до наших дней.
Страстный роман и проблемы с душевным здоровьем
После учебы Шарлотта, Энн и Бренуэл устроились работать гувернерами. Но Энн не повезло. Ей было всего 19, когда она попала в семью Ингэм. Дети были избалованными и жестокими, постоянно издевались над своей учительницей, а Энн даже не могла пожаловаться, так как ее тут же ждало наказание. В результате она была уволена и вернулась в отцовский дом.
Бренуэлл так же был выгнан с места гувернера из богатой семьи, но сумел устроиться на железнодорожную станцию. Здесь его обвинили в растрате. Параллельно он подрабатывал переводами и публиковал стихи в местных газетах.
Шарлотта осталась работать учительницей в той же школе, где она обучалась. В 1836 году она набралась смелости и отправила свои стихи известному поэту Роберту Саути, который отметил ее талант, но предупредил: нервное состояние, которое вызывает поэзия, может сказаться на душевном здоровье. И вскоре Шарлотта решила оставить стихи и заняться прозой.
Автопортрет Бренуэлла Бронте
У Шарлотты была мечта открыть собственную школу, чтобы помогать деньгами родным. Часть денег ей была готова дать родная тетушка, ее горячо поддержали и сестры. Но из удачной затеи ничего не вышло.
В 1843 году Бренуэлл устроился гувернером в семью священника Эдмунда Робинсона. Вскоре между Бронте и женой Робинсона Лидией вспыхнул страстный роман, который продолжался два года. Священник уличил любовников и уволил со скандалом гувернера. После этого Бренуэлл вернулся в отчий дом. Он начал пить и увлекся опиумом, стали появляться приступы белой горячки. Некоторые библиографы считают, что именно брат растратил все деньги, которые сестры собрали на открытие школы.
Эмили, средняя из трех великих сестер Бронте
Эмили – единственная, кто не покидал родной дом после учебы. Ее развлечением стало сочинительство. В свободное от хозяйства время она садилась за стол и писала.
Успех романа «Джейн Эйр»
Так получилось, что в 1845 году все четверо детей собрались в доме отца. Шарлотта, разбирая вещи, обнаружила стихи Эмили, о которых не знала, и заметила, что они не лишены таланта. Показала свои сочинения и Энн. И сестры сумели опубликовать поэтический сборник под псевдонимом братьев Белл: «Стихотворения Каррера, Эллиса и Эктона Беллов». Критики особенно выделили стихотворения Элиса Белла, под которым скрывалась Эмили.
Еще до поэтического сборника сестры договорились подготовить к публикации свои романы. Шарлотта дописывала «Учитель», Эмили – «Грозовой перевал», а Энн – «Агнес Грейс». Воодушевленные успехом «Братьев Белл», в 46-м они отправили свои рукописи в лондонские издательства. Но «Учителя» публиковать отказались, а работы Эмили и Энн были напечатаны, но не замечены критиками. Шарлотта не опустила руки и вскоре представила новый роман «Джейн Эйр», который принес ей успех и был раскуплен в 1847 году полностью.
Кадр из телесериала «Джейн Эйр», 1983 год
Но в семье наступают страшные времена. Брат начинает болеть, но местный доктор никак не может поставить диагноз. В результате несколько месяцев спустя выясняется, что у него туберкулез, но уже на последней стадии. Бренуэлл Бронте умер 24 сентября 1848 года. Ему был всего 31 год.
Эмили, не отходившая от брата на протяжении всей его болезни, тоже заразилась туберкулезом. К тому же на похоронах брата она сильно простудилась и умерла 19 декабря 1848 года в возрасте 30 лет.
Энн Бронте. Портрет написала ее сестра Шарлотта
Шарлотта пережила своих сестер и брата всего на 6 лет. Она единственная, кто устроил свою судьбу. В 1854 году она вышла замуж, но вскоре ее здоровье начало ухудшаться. Осмотревший ее врач посчитал, что ее плохое самочувствие связано с беременностью. Но постоянные тошнота, отсутствие аппетита и слабость не проходили.
Она умерла в возрасте 38 лет 31 марта 1855 года. Медики так и не сумели установить причину. Шарлотта получила признание еще при жизни, а вот ее сестры прославились только после смерти.