Что написали казаки турецкому султану
Что написали казаки турецкому султану
Летом 1878 года Илья Репин гостил у мецената Саввы Мамонтова в подмосковном имении Абрамцево. Там во время одной из посиделок художник услышал историю о запорожцах, написавших письмо турецкому султану.
Якобы во время Русско-турецкой войны в 1670-е годы казаки Запорожской Сечи получили послание от султана Османской империи Мехмеда IV. В нем значилось:
Казаки тогда представляли собой грозную силу. Во время походов они доходили как до Крымского ханства — турецкого владения, так и до черноморских портов Османской империи. Султан приказывал казакам сдаться и стать его подданными, однако вольный народ ответил на ультиматум жестким отказом. Оригинал ответного письма не сохранился, но появилось множество вариантов этого послания — в народном творчестве, исторических хрониках и художественных переложениях.
В письме, подписанном «кошевым атаманом Иваном Сирко» и «всем лагерем Запорожским», казаки, не стесняясь в выражениях, бранили султана. Они называли его «чертом турецким», «секретарем самого Люцифера», «дураком всего света и подсвета», «внуком самого аспида» и другими, в том числе нецензурными, словами. А на приказ подчиниться ответили: «Твоего мы войска не боимся, землей и водой будем биться с тобой».
И землею и водою
с тобой станем биться —
нам тебя, бесова сына,
нечего страшиться!
Так тебе мы отвечаем,
а года не знаем —
бо годов по-басурмански
в Сечи не считаем.
Летом 1878 года Илья Репин гостил у мецената Саввы Мамонтова в подмосковном имении Абрамцево. Там во время одной из посиделок художник услышал историю о запорожцах, написавших письмо турецкому султану.
Якобы во время Русско-турецкой войны в 1670-е годы казаки Запорожской Сечи получили послание от султана Османской империи Мехмеда IV. В нем значилось:
«Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Ибрагима I, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться».
Казаки тогда представляли собой грозную силу. Во время походов они доходили как до Крымского ханства — турецкого владения, так и до черноморских портов Османской империи. Султан приказывал казакам сдаться и стать его подданными, однако вольный народ ответил на ультиматум жестким отказом. Оригинал ответного письма не сохранился, но появилось множество вариантов этого послания — в народном творчестве, исторических хрониках и художественных переложениях.
В письме, подписанном «кошевым атаманом Иваном Сирко» и «всем лагерем Запорожским», казаки, не стесняясь в выражениях, бранили султана. Они называли его «чертом турецким», «секретарем самого Люцифера», «дураком всего света и подсвета», «внуком самого аспида» и другими, в том числе нецензурными, словами. А на приказ подчиниться ответили: «Твоего мы войска не боимся, землей и водой будем биться с тобой».
«И землею и водою
с тобой станем биться —
нам тебя, бесова сына,
нечего страшиться!
Так тебе мы отвечаем,
а года не знаем —
бо годов по-басурмански
в Сечи не считаем.
Степан Руданский, конец XIX века».
Колоритные образы казаков он рисовал с известных людей того времени: с историка Дмитрия Яворницкого — писаря; с журналиста Владимира Гиляровского — атамана Сирко. В 1891 году появилась картина «Запорожцы», или «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». А в 1893 году вторая версия полотна — исторически более достоверная.
«Запорожцы» Ильи Репина: почему на картине один казак без рубашки и полная доставерная версия «О чем писали запорожцы турецкому султану 330 лет назад»
Пожалуй, большинство видели картину Репина «Запорожцы» (также известную под названием «Запорожцы пишут письмо турецкому султану») много раз. Но мало кто задумывался, почему человек на переднем плане изображён без рубашки. На самом деле ответ на этот вопрос кроется в самой картине.
Художник Илья Репин известен удивительно тщательным подходом к созданию своих картин — на его полоднах всё выверено до мелочек и каждая деталь имеет значение. Идеи свои будущих творений он вынашивал подолгу. Так, над картиной «Запорожцы» Репин работал 13 лет. И результат стоит того! Об истории создания этой картины можно было бы написать книгу, а рассматривать ей можно часами. Но сегодня мы сосредоточимся всего на одной весьма занимательной детали.
Глядя на картину сложно не заметить сидящего слева от писаря казака с обнажённым торсом. Почему же один он из всей братии, изображённой на картине, не одет. Чтобы правильно ответить на вопрос, достаточно внимательно рассмотреть увеличенный фрагмент картины.
Заметили колоду карт? В ней и кроется правильный ответ.
Человек, изображённый обнажённым, никто другой, как банкомет — тот, кто раздаёт карты. Поэтому игральная колода рядом с ним нарисована неслучайно. Такие люди во времена Запорожской Сечи традиционно снимали верхнюю одежду, чтобы не было сомнений в их честности — ведь в этом случае не было возможности спрятать карту в рукав.
Когда-то нашел историю этого письма…
«О чем писали запорожцы турецкому султану 330 лет назад»
В начале лета 1673 года повелитель огромной империи, раздраженный постоянными набегами на его владения, продиктовал своему секретарю текст послания:
«Султан Мохаммед IV — запорожским казакам. Я, султан и владыка Блистательной Порты, брат Солнца и Луны, наместник Аллаха на Земле, властелин царств — Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Большого и Малого Египта, царь над царями, властелин над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться. Султан Мохаммед IV».
Следует отметить необычную мягкость и осторожность грозного султана, который против обыкновения не угрожал казакам страшными карами, а всего лишь предлагал им замириться. Обычный стиль и тон посланий османских владык — как предшественников, так и наследников Мохаммеда IV — был не таков. Вот, например, как автор послания запорожцам написал в Вену императору Священной Римской империи Леопольду I:
«Я объявляю тебе, что стану твоим господином. Я решил, не теряя времени, сделать с Германской империей то, что мне угодно, и оставить в этой империи память о моем ужасном мече. Мне будет угодно установить мою религию и преследовать твоего распятого бога. В соответствии со своей волей и удовольствием я запашу твоих священников и обнажу груди твоих женщин для пастей собак и других зверей. Довольно сказано тебе, чтобы ты понял, что я сделаю с тобой, — если у тебя хватит разума понять все это. Султан Мохаммед IV».
Совершенно очевидно, что походных куреней Запорожской Сечи султан опасался куда более регулярной армии Священной Римской империи. И поделом. Кошевой атаман Иван Сирко собрал ближний войсковой круг, и ветераны многих сражений «з бiсурменами» составили текст, который должен был подтвердить в глазах султана их реноме. Мы приводим его на языке оригинала, поскольку он особенно хорош “бэз перекладу”:
«Отвiт запорожцiв Магомету IV. Ти, султан, чорт турецкий, i проклятого чорта брат i товарищ, самого Люцеперя секретарь. Якiй ты в черта лыцарь, коли голою сракою ежака не вбъешь. Чорт высирае, а твое вiйско пожирае. Не будешь ты, сукiн ты сыну, сынiв христiянських пiд собой маты, твойого вiйска мы не боiмось, землею i водою будем биться з тобою, распро… твою мать. Вавилоньский ты кухарь, Макидоньский колесник, Iерусалимський бравирник, Александрiйський козолуп, Великого и Малого Египта свинарь, Армянська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецкий кат, у всего свiту i пiдсвiту блазень, самого гаспида внук и нашего х… крюк. Свиняча ты морда, кобыляча срака, рiзницька собака, нехрещений лоб, мать твою… От так тобi запорожцi виcказали, плюгавче. Не будешь ти i свиней христiанских пасти. Теперь кончаемо, бо числа не знаемо i календаря не маемо, мiсяц у небi, год у книзя, а день такий у нас, якиi i у Вас, за це поцелуй в сраку нас! Пiдписали: кошевой атаман Иван Сирко зо всiм кошем Запорiжськiм».
Содержание письма было доложено султану на турецком языке, поэтому он вряд ли смог оценить его метафоричность, внутренние рифмы и утонченность особого эпистолярного стиля «поцелуй в сраку нас».»
Что написали запорожские казаки турецкому султану? (много букв)
Всем знакома картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Но многие ли знают, что именно писали казаки?
Подлинность нижеприведенных писем не доказана, однако, по мнению историков, их содержание соответствует духу запорожского казачества.
Письма переведены на русский. Осторожно, казаки ругались матом!
Письмо турецкого султана к казакам:
«Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Ибрагима I, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться.
Султан турецкий Мехмед IV»
Письмо казаков к султану:
«Запорожские казаки турецкому султану!
Ты, султан, чёрт турецкий, и проклятого чёрта брат и товарищ, самого Люцифера секретарь. Какой ты к чёрту рыцарь, когда голой жопой ежа не убьёшь. Чёрт высирает, а твое войско пожирает.
Не будешь ты, сукин ты сын, сынов христианских под собой иметь, твоего войска мы не боимся, землёй и водой будем биться с тобой, распро#б твою мать.
Вавилонский ты повар, Македонский колесник, Иерусалимский пивовар, Александрийский козолуп, Большого и Малого Египта свинопас, Армянский ворюга, Татарский сагайдак, Каменецкий палач, всего света и подсвета дурак, самого аспида внук и нашего х#я крюк. Свиная ты морда, кобылиная срака, мясницкая собака, некрещённый лоб, мать твою #б.
Вот так тебе запорожцы ответили, плюгавому. Не будешь ты даже свиней у христиан пасти.
Этим кончаем, поскольку числа не знаем и календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, за это поцелуй в сраку нас!
Подписали: Кошевой атаман Иван Сирко со всем лагерем Запорожским»
За забор смотрел?!
Без национальности
Если бы у мужчин была своя горячая линия поддержки
Первые 40 лет детства в жизни мальчиков
Японцы до сих пор не очень понимают как именно работает христианство
Выручил так сказать
Как я в вебкам переводчиком работал
А я что- подумал, совещания на камеру проводят, нормальная практика, работа непыльная, да еще и зп. пообещали от штуки баксов. Ночью пригласили стажироваться, мол, часовые пояса у специалистов не совпадают.
Другое письмо запорожцев турецкому султану. Как Богдан Хмельницкий строил отношения с Османской империей
Если казаки с картины Репина называли правителя Высокой порты «Люцифера секретарь» и «чёрт турецкий», а также многократно указывали на факт наличия сексуальных контактов с уважаемой родительницей адресата, то в письме 1655 года султана называли «могущественным и великолепным турецким императором» и признавали своим господином. День в истории. 16 мая: Богдан Хмельницкий одержал первую крупную победу
Себя же автор письма именовал скромно — «гетман армии Жёлтых Вод» (так в Османской империи называли военных лидеров Запорожской Сечи). Этим автором был не кто иной, как Богдан Хмельницкий, лидер восстания казаков против Речи Посполитой.
Эта годовщина — хороший повод поговорить о связях Хмельницкого с турками. В конце концов, на Переяславской раде среди монархов, в подданство которым могли перейти запорожские казаки, на полном серьёзе в качестве кандидата был упомянут и османский султан.
Братцы по оружию
Один из самых удивительных фактов восстания Хмельницкого является активное участие в нём Крымского ханства, исторического врага почти всех держав региона. Этот момент никем не скрывается (всё-таки шила в мешке не утаишь), но в популярной репрезентации событий того времени ему точно не уделяется того внимания, которого оно заслуживает.
Причины этого, конечно, понятны: ломается привычный нарратив про «народное восстание на религиозно-языковой почве» — налётчики-мусульмане в него укладываются примерно никак. День в истории. 30 января: Поляки разгромили будущего союзника Богдана Хмельницкого
Само ханство было административном плане было частью Османской империи, и более-менее серьёзные действия, вроде участия в чужом военном конфликте, нужно было согласовывать с султаном в Константинополе. Более того, сам Хмельницкий, чтобы не терять военную поддержку османских подданных из Крыма, поклялся в верности султану.
Последний факт точно не способствовал укреплению популярности Хмельницкого в Москве, что стало причиной провала дипломатической миссии Сечи под руководством патриарха Паисия Иерусалимского и полковника Силуяна Мужиловского в Москве в 1649-м году: запорожцы старались вовлечь русского царя в войну на своей стороне, но тогда поляки на полном серьёзе предложили Москве совместными силами завоевать Крым, уже больше ста лет доставлявший обеим державам огромные проблемы (а русские дипломаты прорабатывали возможность избрания Алексея Михайловича польским королём).
В этой картине мира Хмельницкий воспринимался отнюдь не как лидер братского народа, а скорее как «османский кандидат». Нужно сказать, лидер казаков давал немало поводов так считать.
Хмельницкий — пограничник султана
Как известно, Запорожская Сечь была аналогом карибской Республики Нассау — настоящим пиратским гнездом, в котором претензии сюзерена на реальное управление уважали только на словах.
Запорожцы давно и активно грабили богатые земли Османской империи безо всякого согласования с поляками (а иногда и вопреки воле поляков, которые в периоды перемирий с турками никак не могли угомонить своих вассалов). Так что масштабный конфликт казаков с польским «федеральным центром» был на руку Османам: запорожские налётчики вместо разорения османских земель нашли себе добычу поближе. День в истории. 23 октября: казаки в первый раз прогневили турецкого султана
Однако, восстание запорожцев не решало проблемы атак со стороны донских казаков на службе русского царя — последние грабили османских подданных с неослабевающим энтузиазмом. Поэтому султан потребовал от Хмельницкого поучаствовать в решении этой проблемы. Что гетман и сделал, отослав на реку Миус контингент из 5-6 тыс. казаков, которые должны были в случае чего перехватить донских казаков направлявшихся грабить османские земли. В случае необходимости воины Хмельницкого должны были вступить в бой с донскими казаками.
Русскому царю даже доносили о планах Порты укрепить этот контингент крымскими войсками с целью нанесения превентивного удара по донским казакам в Черкасске с целью упредить возможные атаки.
Сейчас такой вариант развития событий кажется невероятным, но с перспективы того времени это не был настолько уже невероятный план: на тот момент Порта была более деятельным союзником Хмельницкого и учитывать интересы султана для гетмана было крайне важным.
Хорошие друзья становятся добрыми приятелями
Блестящее будущее казацко-османского союза испортили польские дипломаты.
В 1649 году, несмотря на понесенные поляками тяжелые потери, перспективы восставшего Запорожья были далеко не идеальными, и Хмельницкий решил, что лучше будет удержать полученные завоевания в рамках автономии внутри Речи Посполитой, и заключил с поляками мир. Кондрат Бурляй. Дипломат, который смог уговорить царя присоединить Украину
Тем временем поляки вели переговоры с крымским ханом в обход гетмана и обещали ему совместную войну против Московского государства. Никакой войны, конечно, поляки устраивать не думали, но в стратегическом плане переговоры имели успех — казацко-татарский альянс начал разваливаться из-за взаимного недоверия между гетманом и ханом, вызванного тем, что поляки вели отдельные переговоры с гетманом и отдельные с ханом (из-за чего обе стороны подозревали друг друга в предательстве).
Тем временем внутри самой Речи Посполитой местные «ястребы» отказались утверждать договор с Хмельницким, и война возобновилась.
Для обеих сторон конфликт оказался очень тяжёлым, и в итоге главным победителем в нём оказалась Москва: в обстоятельствах затяжной тяжёлой войны без каких-бы то ни было перспектив утверждения своих завоеваний в правовом пространстве польского королевства, как в сфере прав казачества, так и своей личной власти Хмельницкий имел куда меньшую свободу действий. Так русский царь из «одного из вероятных союзников» вскоре стал единственной надеждой на политическое будущее.
Таким образом, Москва смогла навязать запорожцам присоединение к России вместо абстрактного «военного союза», на котором первоначально настаивали казаки. В этих обстоятельствах Хмельницкий начал дрейфовать в сторону от своих османско-крымских союзников, которые даже если бы и захотели, то не смогли бы оказать ему поддержку в требуемом масштабе.
Но полного разрыва отношений не произошло — связи между Запорожьем и Портой оставались крепкими ещё довольно долгое время, что можно видеть из письма 1655 года, в котором Хмельницкий называет себя «верным рабом его величества нашего господина, нашего могущественного и великолепного падишаха». Чей Крым? Татарские войска и дипломаты в борьбе за Украину времён Руины
Известным другом Османской империи был соратник Хмельницкого Петр Дорошенко, активно воевавший против Польши и России на стороне Османов; в период Руины (запорожской гражданской войны 1657-1687). Османы активно воевали на Украине, как силами армии самого султана, так и опосредованно через крымцев; на османской службе проявил себя (и там же был казнён самими турками) Юрий Хмельницкий, сын и преемник Богдана. Османскими подданными стали запорожцы, последовавшие за Мазепой.
Но после вхождения Запорожского Войска в состав России влияние Османов в регионе начало убывать. Уже к 1730-м было значительно меньшим, по результатам нескольких параллельных процессов.
Во-первых, после истории с Мазепой и европейских реформ Петра русские власти медленно и неумолимо урезали запорожскую вольницу, что сильно сокращало потенциал выступления казацкой «фронды»
Во-вторых, сама Порта терпела тяжёлые поражения на всех фронтах от Габсбургов и Романовых и объективно уже не могла участвовать в запорожской политике в прежних масштабах, поскольку ей пришлось уйти в оборону ради выживания.
Секрет привлекательности
Причиной столь долгоиграющей популярности Османов среди казаков является политика в чистом виде (т.е. борьба индивидуумов за власть и положение). Запорожье было удаленным регионом с очень высоким процентом вооруженных людей, привыкших жить без оглядки на столицу и очень чувствительных в том, что касалось их привилегий, как официальных, так и неофициальных.
Политический союз с Москвой, закончившийся вхождением войска в состав России, был вынужденной мерой, на которую Хмельницкий и его соратники пошли ради выживания. По мере интеграции войска в состав России, количество недовольных начало возрастать и дальнейшие конфликты с целью пересмотра условий распределения власти и благ были неизбежны ровно по той же причине, по которой был неизбежен конфликт шляхты и короля Польши с запорожцами. В основе своей это была борьба местных элит со столичной вертикалью власти. Исламское государство Украины и Подолии. Как Каменец-Подольский был турецким городом
Для автономистов и сепаратистов Запорожья Османская империя представлялась идеальным геополитическим ориентиром: это был достаточно заметный на международной арене игрок, ресурсы и протекция которого давали заметные бонусы; но в то же время Порта оставалась весьма децентрализованным государством, в котором унификация и построение властной вертикали вообще не стояли на повестке дня.
Определённые движения в этом направлении в империи начались только очень поздно, в XIX веке и даже после всех реформ этого характера фактически Османская империя оставалась куда менее централизованным и жёстко управляемым государством по сравнению даже с Австро-Венгрией.
В XVII-XVIII веках у казацких атаманов перед глазами стоял вполне релевантный пример Крымского ханства — де-юре провинции империи и де-факто независимого государства со своей внутренней и внешней политикой, жившего с разбоя и основывавшегося на политическом консенсусе между не очень сильным ханом и местными аристократией полевых командиров-налётчиков. «Русский националист» или «украинский автономист»? Два образа Богдана Хмельницкого
Для Хмельницкого и его последователей Порта была идеальным сюзереном — находившимся достаточно далеко, чтобы можно было игнорировать любые приказы, которые не хочется исполнять.
Понятно, что с Россией и даже Польшей подобный трюк бы не прошёл, — оба государства стремились к унификации и централизации (пусть и с разными целями и успехами). Что характерно, много позднее, в XVIII веке, и Польша, и Крымское ханство столкнулись с той же проблемой, когда столичные власти тоже попытались провести централизацию управления, и это привело к вооружённым восстаниям местной аристократии, возмущённой наступлением на свои привычные привилегии.
Но что точно можно сказать — «проосманская» ориентация запорожской оппозиции была продиктована только и исключительно политическими мотивами, ни о какой идеологии и речи не идёт: тот же Дорошенко, отметившись в войнах Порты против России, закончил свою жизнь на русской государственной службе.
Это очень важный урок, актуальный и сегодня: элиты поддерживают и прекращают вооружённое выступление только ради защиты (или увеличения) своих личных активов и власти. За примерами из новейшей истории Украины далеко ходить не нужно.