Что написали братья стругацкие
Братья Стругацкие
Фото Все
Видео Все
Тоска по пониманию. Братья Стругацкие. Документальный фильм 2019
Этот фантастический мир. Беседа Георгия Гречко с Аркадием Стругацким (1988)
Братья Стругацкие. Судьба поколения (2007)
Братья Стругацкие — биография
Братья Стругацкие – популярные писатели-фантасты, сценаристы, авторы современной научной и социальной фантастики.
Их никогда не воспринимали поодиночке, всегда говорили просто – братья Стругацкие. Из этих двух таких разных людей получился один писатель, но какой! Библиография Стругацких очень обширна, они написали и издали примерно три десятка повестей и романов, и свыше двадцати рассказов. Произведения братьев воодушевили многих режиссеров — Александра Сокурова, Андрея Тарковского, Алексея Германа. Они знакомили читателя с другим, вымышленным миром, таким необычным и интересным. Однако, куда бы не заводила их фантазия, центром повествования всегда оказывался человек, со своими достоинствами и недостатками.
Аркадий Стругацкий родился 28 августа 1925 года в Батуми, Борис Стругацкий 15 апреля 1933 года в Ленинграде, в семье искусствоведа Натана Стругацкого и учительницы Александры Литвинчевой. Отец по национальности еврей, мать – украинка. Родители Александры были против этого брака, но девушка порвала все связи с родственниками, и поступила по-своему. В Гражданскую войну Натан Стругацкий был комиссаром в кавалерийской бригаде, потом выполнял обязанности политработника при Фрунзе. Демобилизовавшись, перешел на партийную работу, трудился в Украине, где и познакомился со своей будущей супругой. Погиб в начале 1942 года, а его жена Александра дожила до преклонных лет, получила звание Заслуженная учительница РФ, удостоилась ордена «Знак Почета».
Братья Стругацкие в молодости
Когда началась Великая Отечественная война, Аркадий Стругацкий строил укрепления, потом устроился на работу в гранатную мастерскую. В 1942-м покинул блокадный Ленинград, отправился в эвакуацию в город Оренбург. Оттуда его и призвали в армию, направили в Актюбинское артиллерийское училище. Незадолго до выпуска, весной 1943-го, получил направление в столицу, и продолжил обучение в Военном институте иностранных языков. Диплом о его окончании получил в 1949-м, стал профессиональным переводчиком с английского и японского. Трудовую биографию начал с Канской школы военных переводчиков, служил в качестве дивизионного переводчика на Дальнем Востоке. В 1955-м демобилизовался, устроился на работу в «Реферативный журнал», потом в Госполитиздат и Детгиз.
Борис Стругацкий тоже отправился в эвакуацию, после войны вернулся, стал студентом физико-математического факультета ЛГУ. По профессии астроном, устроился в Пулковскую обсерваторию. Профессиональным писателем стал в 1960-м, совместно с братом писал научную фантастику, переводил произведения зарубежных авторов. В 1986 году получил Государственную премию РСФСР за сценарий к картине «Письма мертвого человека».
Творчество
Первая проба пера у Аркадия случилась еще до войны. Свою дебютную попытку он назвал «Находка майора Ковалева», но произведение пропало в блокадном Ленинграде. По этой причине первым сочинением старшего из братьев Стругацких принято считать рассказ «Как погиб Канг». В 50-х Аркадий продолжал писать, и вскоре представил повесть под названием «Четвертое царство». Первое опубликованное произведение автора называлось «Пепел Бикини». Но Аркадий писал его не в одиночку, у него появился соавтор – Лев Петров. В этой повести описываются печальные события, случившиеся при испытании водородной бомбы на атолле Бикини.
Аркадий Стругацкий за письменным столом
Борис пополнил писательскую братию тоже где-то в 50-х. Братья поддерживали тесный контакт, переписывались, так как в то время Аркадий продолжал служить в армии.
Совместное творчество
Первая совместная работа талантливых братьев получила название «Извне». Вначале это был небольшой рассказ, а потом братья сделали из него повесть. Рассказ был опубликован в 1958-м, на страницах журнала «Техника молодежи».
Борис и Аркадий Стругацкие
Спустя год вышла первая книга братьев, которую они назвали «Страна багровых туч». Ходили слухи, что Аркадий заспорил со своей женой Еленой, и выиграл его, создав свою первую книгу. Позже он перенесет некоторых персонажей этой книги в другие свои произведения – «Стажеры», «Путь на Амльтею», и в рассказы, вошедшие в первый совместный сборник братьев – «Шесть спичек». Это было начало длинного цикла о мире будущего, который назывался Мир Полудня. Авторы потом признавались, что они и сами не прочь пожить в таком идеальном мире.
Иллюстрация к произведению Стругацких «Стажеры»
Несколько десятков лет Стругацкие занимали лидирующие позиции среди других писателей-фантастов, они стали лучшими в этом жанре. Постепенно мастерство писателей росло, формировалось особое мировоззрение. Ни одно из написанных произведений Стругацких не прошло незамеченным, их работы вызывали жаркие споры и многочасовые дискуссии. Критики много раз пытались провести параллель между творчеством Стругацких и Ивана Ефремова, автора известного произведения «Туманность Андромеды».
Начало творчества братьев Стругацких велось в соответствии с канонами соцреализма. Но уже тогда авторы наделяли своих персонажей характером и индивидуальностью. Главные герои Стругацких – интеллигенты, гуманисты, отважные исследователи, которые желают развивать мир и двигать научно-технический прогресс. Помимо этого, герои выделяются своеобразным языком, и благодаря этому нехитрому, но действенному приему, они получались реальными, и узнаваемыми, как будто жили в соседнем дворе. Рождение этих героев пришлось на хрущевскую «оттепель», когда люди жили надеждой на улучшение жизни и продвижение научно-технического прогресса, а также улучшения межполитических отношений.
Самой значимой книгой того времени оказалась повесть «Полдень, XXII век», герои которой – счастливые высокоинтеллектуальные люди, смело исследуют космическое пространство.
Но вскоре в творчество Стругацких вплелись напряженные нотки. В произведении «Далекая Радуга» описывается катастрофа, накрывшая отдаленную планету. Это результат неудачного эксперимента ученых, поставившего человека перед трудным выбором. А выбирать-то и не из чего, один вариант хуже другого.
Братья Стругацкие в творческом процессе
А вот герои повести под названием «Попытка к бегству» столкнулись с другой проблемой – они увидели свое прошлое и теперь стремятся удалить этот «палеолит» из собственного сознания. В романе «Трудно быть богом» один на один с той же проблемой оказываются сотрудники Института экспериментальной истории. Актуальные вопросы современности поднимают авторы и в повести «Хищные вещи века». Это первое произведение в отечественной литературе, антиутопия в утопии, что достаточно актуально в советской литературе.
Советская цензура
В 60-е годы из-под пера братьев появились и другие оригинальные произведения. Например, «Понедельник начинается в субботу», в котором искрится добродушный, но, в то же время злободневный юмор. Читатели высоко оценили эту работу братьев, и вскоре вышло ее продолжение под названием «Сказка о Тройке». Теперь это уже не юмор, а прямая сатира. Произведение вызвало скандал, альманах «Ангара», опубликовавший этот рассказ, вскоре закрыли, а рассказ достаточно долго не печатали. Такая же участь постигла и другую повесть – «Улитка на склоне», сюжет которой переносит читателя в Лес и в Управление по делам этого же Леса. Советская цензура не обратила внимания на более важные вещи, а именно на то, что надвигается прогресс, сносящий на своем пути все преграды, и упорно мчащийся вперед.
Критики так же в штыки встретили и сатирическое произведение «Второе нашествие марсиан»: Записки здравомыслящего». Всех персонажей братья назвали именами героев легенд Древней Греции, но даже это не мешает видеть в произведении критику современной ситуации. Личное достоинство человека, его честь – вот главные вопросы, которые авторы поднимают в своем произведении. Практически на аналогичную тему и другое произведение братьев Стругацких – повесть «Отель «У Погибшего Альпиниста». Основной вопрос, готов ли землянин встретиться с представителем инопланетного разума. Повесть стала своеобразным экспериментом авторов, в ней смешаны два жанра – научно-фантастический роман и детектив.
В 70-е годы братья почти не выпускали свои книги, так как советские цензоры крепко взялись за их творчество. Самая известная повесть Стругацких «Пикник на обочине» появилась на страницах журнала, а потом долгих восемь лет находилась под запретом. В 1979-м Стругацкие написали на ее основе сценарий, а режиссер Андрей Тарковский снял своего знаменитого «Сталкера». После аварии на Чернобыльской АС эта же история отразилась в компьютерной игре с аналогичным названием. Только в 80-м, когда братья готовили к выпуску сборник «Неназначенные встречи», они смогли включить в него «Пикник на обочине», да и то намного сократив. Молодые авторы продолжали чувствовать на себе влияние строгой советской цензуры.
Далее один, за одним выходят популярные произведения прозаиков – повесть «За миллиард лет до конца света» и роман «Град обреченный». Позже братья выпустили еще один роман – «Хромая судьба», герои которого имеют сходство с самими авторами.
Свою последнюю совместную работу под названием «Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах» Стругацкие выпустили в 1990 году. Спустя год не стало Аркадия, и Борис отправился в самостоятельное плавание.
Он взял псевдоним С.Витицкий, и выпустил еще два романа – «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» и «Поиск предназначения».
Личная жизнь
Подробностями своей личной жизни братья не делились. Известно, что у Аркадия была жена, а вот о Борисе нет никаких сведений.
Аркадий Стругацкий с женой Ириной
Аналогичная ситуация и с детьми писателей. Даже в Википедии отсутствуют данные об их наличии.
Аркадий Стругацкий с внуком
Смерть
Аркадий Стругацкий скончался 12 октября 1991 года в Москве, Борис Стругацкий пережил брата на двадцать лет, и умер 19 ноября 2012 года в Санкт-Петербурге. Могил братьев не существует, так как они завещали развеять свой прах по ветру, причем, в точно указанном месте. Прах старшего брата развеяли в районе Рязанского шоссе, прах младшего – над Пулковской обсерваторией.
Произведения
Ссылки
Братья Стругацкие: библиография, творчество и интересные факты
Имена братьев Стругацких – Аркадий и Борис. Родились 28 августа 1925 года и 15 апреля 1933 года соответственно. Братья являются российскими и советскими писателями, которые также пробовали себя в роли сценаристов и соавторов с другими писателями. Стругацкие считаются классиками современной социально-научной фантастики в мире литературы.
Семья
Родители братьев – Натан Стругацкий и Александра Литвинчева – искусствовед и учительница. Имя отца братьев Стругацких говорит о его еврейском происхождении. Александра вышла замуж против воли родителей: из-за ее брака с евреем ее отношения с родственниками были разорваны. Отец братьев Стругацких служил во время Гражданской войны комиссаром кавалерийской бригады, позднее – политработником у советского полководца Фрунзе. После демобилизации он стал партийным функционером на Украине. Там он встретил свою будущую жену. В январе 1942 года командир роты народного ополчения и сотрудник Публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина трагически погиб, в то время как его жена скончалась в глубокой старости, вскоре после получения звания заслуженной учительницы Российской Федерации и кавалера ордена «Знак Почета».
Первые попытки
Свои первые фантастические миры братья Стругацкие начали создавать еще до войны. Говоря точнее, первым перо попробовал Аркадий. По словам Бориса, это было прозаическое произведение «Находка майора Ковалева», которое, к сожалению, было утрачено в ходе блокады Ленинграда. Первым дошедшем до наших дней рассказом Аркадия был «Как погиб Канг». В 50-е годы он продолжил свои писательские попытки, и вскоре появилась повесть «Четвертое царство». Первой реальной публикацией Аркадия Натановича стала повесть «Пепел Бикини», которую он создал в соавторстве со Львом Петровым в ходе служения в армии. Ее автор посвятил печальным событиям в ходе испытаний водородной бомбы на атолле Бикини.
Борис стал пробовать писать с начала 50-х. Братья не теряли контакт и делились идеями произведений в письменных переписках и при личных встречах во время отпусков Аркадия с военной службы.
Первое совместное творчество
Первым общим творением двух братьев Стругацких стал научно-фантастический рассказ «Извне», который они позднее переработали в повесть. Этот рассказ опубликовало издание «Техника – молодежи» в 1958 году.
В 1959 году братья выпустили свою первую книгу – «Страна багровых туч». По слухам, это произведение было создано на спор с супругой Аркадия – Еленой Ильиничной. К 1957 году был подготовлен черновик произведения, но редакция надолго отложила публикацию. С этим произведением связаны общими персонажами другие произведения: «Путь на Амльтею», «Стажеры» и рассказы из дебютного совместного сборника братьев Стругацких «Шесть спичек». Так начался длинный цикл о фантастическом мире будущего, который получил название Мира Полудня. По признаниям авторов, они бы сами желали жить в этой вселенной.
Много десятилетий братья Стругацкие были лучшими авторами советской литературной фантастики. Их многогранные творения отражали постепенное становление писательского мастерства и мировоззрения авторов. Каждое написанное произведение братьев инициировало новые споры и длительные дискуссии. Не раз критики сравнивали мир Стругацких с фантастическим миром будущего Ивана Ефремова, который он описывал в его знаменитом произведении «Туманность Андромеды».
Расцвет
Особенно значимой книгой в те времена стала повесть братьев Стругацких «Полдень, XXII век», успешно изобразившая оптимистичную перспективу будущего человеческой расы, в котором живут просветленные и счастливые люди, интеллектуальные и храбрые исследователи космического пространства, творческие личности, вдохновленные жизнью.
Но уже в «Далекой Радуге» начинают звучать напряженные мотивы: катастрофа на отдаленной планете, произошедшая вследствие экспериментов ученых, подняла вопрос о нравственном выборе человека, находящегося в тяжелой ситуации. Это выбор между двумя плохими исходами, один из которых еще хуже второго. В этом же произведении братья Стругацкие поднимают и другую проблему: как будут жить в Мире Полудня те, кто не умеет мыслить творчески?
Встретиться с собственным прошлым и подумать, возможно ли избавиться от «палеолита в сознании», пришлось персонажам повести «Попытка к бегству», а после авторы озадачили этой проблемой и работников Института экспериментальной истории в произведении «Трудно быть богом». Также братья затрагивают актуальные вопросы современности, рисуя гротескную картину футуристического потребительского социума в повести «Хищные вещи века». Это произведение стало первой в русской литературе антиутопией в утопии, что стало весьма специфично для советской литературы.
Столкновение с советской цензурой
В 60-х братья пишут и другие неординарные произведения. К примеру, искрящееся добродушным, но злободневным юмором произведение братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» так понравилось читателям, что вскоре они написали продолжение, которое назвали «Сказка о Тройке», где юмор уже уступил место прямой сатире. Это произведение оказалось таким скандальным, что вскоре альманах «Ангара», где была опубликована «Сказка», перестал выпускаться, а сам рассказ надолго оказался недоступен для читателей. Такую же судьбу ожидала и повесть «Улитка на склоне», в которой действие происходит в Лесу и в Управлении по делам Леса: вся ситуация, описанная в книге, сильно напоминала бюрократическую ситуацию в Управлении. Советская критика не разглядела куда более важные мысли о надвигающемся прогрессе, который сносит с пути все, что мешает ему мчаться еще быстрее.
«Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» также является сатирическим произведением, которое не было встречено критиками добродушно. Даже имена персонажей, позаимствованные у героев греческих легенд, не смогли завуалировать аллюзию на актуальную сейчас ситуацию. Авторы ставят серьезный вопрос о чести и личном достоинстве человека и всего человечества. Похожая тема звучит и в повести «Отель «У Погибшего Альпиниста»: готов ли человек к встрече с инопланетной расой? Это же произведение стало экспериментом братьев Стругацких по смешению научно-фантастического романа и детектива.
Подведение итогов
С началом 70-х годов Стругацкие возвращаются к вселенной Полудня и выдумывают «Обитаемый остров», «Парень из преисподней» и «Малыш». Советская цензура внимательно следила за творчеством братьев. При подготовке к печати «Обитаемого острова» им пришлось внести более 900 правок, прежде чем в 1991 году сочинение было напечатано. В 70-х братья практически не выпускали книг.
Знаменитая повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине» была напечатана в журнале, после чего целых 8 лет не появлялась в книжных изданиях. В повести была озвучена тема Зоны – территории, где после Посещения пришельцев стали случаться таинственные события, и сталкеров – храбрецов, тайно залезающих на эту Зону. Она получила свое развитие в кинофильме Андрея Тарковского «Сталкер», который был снят в 1979 году по сценарию Стругацких. Лишь после реально случившейся Чернобыльской катастрофы история нашла отражение в игре S.T.A.L.K.E.R., а также в многочисленных произведений по ее мотивам. Только в 1980 году «Пикник на обочине» братья Стругацкие включили в сборник «Неназначенные встречи», но в сокращенном формате. Строгая цензура того времени не давала свободно вздохнуть молодым авторам.
Главной темой творчества братьев Стругацких стала проблема выбора. Именно она стала фундаментом для повести «За миллиард лет до конца света», где персонажи встали перед тяжелым выбором между мирной жизнью с отказом от собственных принципов и убеждений и угрозой смерти при попытке сохранить свою личность. Тогда же братья пишут роман «Град обреченный», где авторы предпринимают попытки создать динамическую модель сознания, типичного для широких слоев общества, а также проследить его судьбу на фоне изменяющихся социальных реалий, исследуя его изменения. Герои этого романа, как и герои романа «Хромая судьба», наделены автобиографическими деталями.
Пик творческой мысли
Братья вновь обращаются к Миру Полудня в романах «Жук в муравейнике», «Премия «Аэлита» и «Волны гасят ветер». Эти произведения подвели окончательную черту под утопической темой в творениях Стругацких. По их мнению, технический прогресс не в состоянии принести человеку счастья, если он не сможет отказаться от своей животной сущности, отягощенной злобой и агрессией. Именно воспитание способно сделать из обезьяны настоящего Человека с большой буквы – разумный и интеллектуальный итог человеческого развития, по мнению братьев Стругацких. Тема роста над собой и воспитания личности звучит в романе «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя».
Последней общей работой Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невеселые беседы про свечах», которая стала своеобразным предупреждением излишне рьяным оптимистическим надеждам человека последнего времени.
Раздельные произведения
Аркадий параллельно с общим творчеством писал и самостоятельно под псевдонимом С. Ярославцев. Среди таких произведений рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова», бурлескная сказка «Экспедиция в преисподнюю», повесть «Дьявол среди людей». В каждом произведении Аркадия звучит тема невозможности изменить мир к лучшему.
После смерти Аркадия в 1991 году Борис продолжает литературное творчество. Он берет псевдоним С. Витицкий и выпускает романы «Бессильные мира сего» и «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики». Этими книгами он продолжает исследовать явления будущего и изучает идеи влияния на окружающую реальность.
Прочая деятельность
Помимо написания книг братья Стругацкие также пробовали себя в сценариях. По их произведениям и с их редакцией было поставлено несколько кинофильмов.
Также братья занимались переводами с английского романов Хола Клемента, а также Андре Нортона и Джона Уиндема. Для переводческой деятельности они брали псевдонимы С. Победин, С. Бережков, С. Витин. Кроме того, Аркадий Стругацкий переводил рассказы Акутагавы Рюноскэ с японского языка, а также Нома Хироси, Кобо Абэ, Санъютэя Энте и Нацумэ Сосэки. Не обошел стороной перевод и средневековый роман «Сказание о Есицунэ».
Борис не отставал от брата, также ведя бурную деятельность: для полного собрания их совместных сочинений он подготовил обширные «Комментарии к пройденному», которые позднее были изданы отдельной книгой. На официальном сайте Стругацких даже было опубликовано видеоинтервью, в котором Борис отвечает на более чем 7000 вопросов читателей и критиков. Братья были открыты для диалога со своим читателем.
Интересные факты
Так выглядит краткая биография братьев Стругацких. Вклад братьев в фантастическую литературу Советского Союза и России безмерен: почти все свое свободное время они посвящали творчеству и размышлениям. Каждое их произведение пронизано тонкой мыслью и глубокими исследованиями не только технологических новинок, но и душевных перипетий человека.
Братья Стругацкие
…Гость под большим секретом поведал, что Стругацкие то ли уже запрещены, то ли вот-вот будут.
— Но как же так? Ведь они написали столько коммунистических книг.
— Книги они писали хоть и коммунистические, а — антисоветские…
Аркадий Натанович (1925–91) и Борис Натанович (1933–2012) Стругацкие — Наше Всё в фантастике. Конечно, до них были Иван Ефремов и Александр Беляев, не говоря о куче менее значительных персон, да и писатели других направлений (например, А. Н. Толстой) иногда обращались к этому жанру.
Но только Аркадий и Борис, они же братья Стругацкие, они же АБС ещё с доперестроечных времён, писали так много, талантливо и разнообразно.
Содержание
Отрывки биографии [ править ]
Мать обоих братьев — русская, учительница. Отец — сами понимаете, еврей, искусствовед, библиограф. (Борис в детстве не знал, что нехорошие люди называют евреев жидами, и думал, что жид — это просто нецензурное ругательство). В 1937 г. он (отец) отделался исключением из партии и увольнением, а вот младший брат (отца, дядя Аркадия и Бориса) был расстрелян. Во время войны семья оказалась в блокадном Ленинграде. Первым в город Ташла Оренбургской области вывезли Аркадия и отца (отец не доехал, умер по дороге в Вологде), потом — Бориса и мать. Аркадий закончил пехотное училище, а потом был откомандирован в Военный институт иностранных языков, став переводчиком с японского и английского. Был кадровым военным (между прочим, участвовал в подготовке Токийского процесса), в 1955 уволился в запас. Борис собирался поступать на физический факультет ЛГУ, однако принят не был и закончил математико-механический. Работал астрономом в Пулковской обсерватории. В бытность писателями находились в неоднозначных отношениях с советской властью: никакой прямой критики не позволяли (разве что в адрес Сталина), просто были «несистемными». Но какие-то горе-доброхоты передали их не подходящие для печати рукописи за границу — и пошли допросы на Лубянке…
Казалось бы, зачем рассказывать биографию авторов? А затем, что многое из своей реальной жизни они перенесли в свои вымышленные миры.
Немного о творчестве в целом [ править ]
Авторы уважали своих (по)читателей. БНС в разговорах с фанатами пришел к своему рыцарскому кодексу, по которому Слово Божие было лишь комментарием, а любая версия, не нарушающая прямой текст произведения, имела равные с ним права на жизнь. Впрочем, он же признавался, что сеттинг для них всегда был глубоко вторичен, а фантастика была лишь способом аккуратно сформулировать насущные вопросы. Однако именно поэтому он, в частности, категорически отвергал трактовки «Жука в муравейнике», согласно которым Абалкин действительно был автоматом Странников, так как это противоречило самой авторской проблематике произведения.
А вот кого они не уважали, так это мещан (в их понимании) и врагов просвещения:
И ещё. Характерная особенность творчества — перекличка с другими авторами. Отсылок столько, что для них пришлось бы создавать отдельную статью.
Другая забавная деталь творческой биографии. АБС, как и многие другие авторы антиутопий, не избежали обвинений в плагиате романа Замятина «Мы», хотя ничего похожего у них не было. Да и отзывались они о романе «Мы» довольно неодобрительно.
Братья любили позабавиться хайнлайнингом:
От цензуры братья страдали много и со вкусом. Ниже приведены самые невинные примеры. А ещё в период обострения отношений с КНР второ- и третьестепенных китайских персонажей пришлось менять на японцев.
А в честь старшего из любимых им братьев Владимир Высоцкий назвал своего сына Аркадия.
Мир Полудня [ править ]
Подробнее см. отдельную статью.
Другие крупные произведения [ править ]
«Извне» [ править ]
Место действия — Дальний Восток. Раннее произведение про инопланетян на тему контакта. Правда, произошёл он довольно несуразно и малопродуктивно — во всяком случае, для землян.
Дилогия о НИИЧаВо [ править ]
« | Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чём именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же. | » |
— «Понедельник начинается в субботу» |
«Понедельник начинается в субботу» (ПНвС) и «Сказка о Тройке» (СоТ). Русский Север. НИИЧАВО. Просто НИИЧАВО — Научно-Исследовательский Институт Чародейства и Волшебства. Первая книга — одно из самых известных произведений.
Авторы планировали написать и третью часть, где действие происходило бы во времена перестройки, а герои вновь встретились бы с Вунюковым (новая встреча с которым была обещана в конце СоТ), однако из-за тяжёлой болезни Аркадия дело остановилось на паре страниц черновиков с набросками сюжета и диалогов.
«Улитка на склоне» [ править ]
В повести описаны две локации — Управление (Кафка в исполнении АБС) и Лес. Лес — странный и пугающий мир, где живут две враждующих цивилизации: Славные Подруги, которые ненавидят мужчин и размножаются партеногенезом, и… кто-то ещё, с кем они воюют. Посреди всего этого безобразия в Лесу худо-бедно выживают крестьяне, до которых враждующим сторонам дела нет. А над Лесом, на Белых Скалах, стоит Управление — организация, которая должна изучать Лес, а на самом деле занимается в основном всякой фигнёй.
Соответственно есть два POV’а — Перец и «Кандид». Кандид, исследователь из Управления, в результате авиакатастрофы попадает к крестьянам в Лес и пытается вернуться в Управление. Перец оказывается в командировке в Управлении и пытается или вернуться домой, или наконец добраться до Леса и заняться его изучением. У обоих это не получается, а получается совсем другое.
«Гадкие лебеди» [ править ]
Философско-фантастическая повесть, написанная в 1967 году, но напечатанная только в 1987 — она была коммунистической по духу, но абсолютно антисоветской по содержанию. Протагонист — модный опальный писатель Виктор Банев. Место действия — город, в котором живут странные существа — мокрецы, они же больные «очковой болезнью». Это из-за них всё время идёт дождь, а дети все поголовно стали вундеркиндами…
«Второе нашествие марсиан» [ править ]
Мягкий аншлюс Земли показан глазами пожилого жителя захолустного провинциального городка. Он выглядит взаимовыгодным. Оказывается, что оккупация инопланетянами не несёт никаких неудобств — наоборот, они оказываются гораздо лучшими правителями, чем земные политики. А если человечеству при этом навязана унизительная, но хорошо оплачиваемая роль… ну так почему бы и нет? Повесть можно рассматривать как своеобразное полемизирующее произведение по отношению к классическому роману Герберта Уэллса ««Война миров».
«Отель „У погибшего альпиниста“» [ править ]
Псевдодетектив с неожиданным (для читателя по первому разу) вторжением фантастического элемента. См. основную статью.
«Пикник на обочине» [ править ]
Знаковое произведение о посещении Земли инопланетянами… точнее, о последствиях. Не исключено, что все эти загадочные артефакты, оставшиеся от пришельцев — не более чем ненужный им мусор, хлам вроде того, который могли бы оставить после себя беспечные туристы, позавтракав на обочине дороги. Подробнее см. основную статью.
«Град обреченный» [ править ]
Антисеттинг. В некоем искусственном Городе кем-то проводится Эксперимент над людьми из разных стран и эпох, которых привело сюда любопытство, страх, разочарование… В этом странном мире и живут главные герои — протагонист Андрей Воронин, звёздный астроном © из 1951, учитель Изя Кацман из 1967 и унтер-офицер вермахта Фриц Гейгер из 1945.
«За миллиард лет до конца света» [ править ]
Ленинград через недельку нашей эры. Несколько учёных самых разных специальностей вдруг обнаруживают, что какая-то непреодолимая сила мешает им работать. Что делать?
Вайнгартен схватил последний кусок осетрины и затолкал его в пасть. — Моам? — сказал он. — Моам муам?… — Он с усилием проглотил…
«Повесть о дружбе и недружбе» [ править ]
Сказка. АБС не любили, когда их спрашивали о этой повести, которую они написали из-под палки для детского журнала. Но некоторый философский потенциал у неё всё же есть. Книга не убога. В проекте «Миры братьев Стругацких: Время учеников» даже опубликован фанфик (Александр Етоев, «Как дружба с недружбою воевали»).
«Хромая судьба» [ править ]
Может включать в себя «Гадкие лебеди». Место действия — Москва. Обычный советский писатель Феликс Сорокин должен привести свою рукопись в НИИ, да всё никак не может. А когда наконец привозит, его ждёт сюрприз. книга основана на биографии АНС. Почти все описанные люди — реальные лица, только имена изменены. Есть и дружеские шаржи (Михаил Демиденко — Пётром Скоробогатов по прозвищу «Ойло Союзное»), есть и На тебе! (например, под «Олегом Орешиным» имелся в виду секретарь Союза писателей Глеб Горышин). А известный фантаст Александр Казанцев выведен под прозвищем, ни много ни мало, «Гнойный Прыщ».
…Был разгар лета, и жара стояла, и корчились переплеты в жарких черно-кровавых кучах, и чумазые, как черти в аду, курсанты суетились, и летали над всем расположением невесомые клочья пепла, а по ночам, невзирая на строжайший запрет, мы, офицеры-преподаватели, пробирались к заготовленным на завтра штабелям, хищно бросались, хватали, что попадало под руку, и уносили домой. Мне досталась превосходная «История Японии» на английском языке, «История сыска в эпоху Мэйдзи»…
…Бурный романчик между женатым начальником главка и замужним технологом на фоне кипящего металла и недовыполнения плана по литью. …Десятилетия проходят, исписываются тысячи и тысячи страниц, но ничего, кроме откровенной халтуры или, в лучшем случае, трогательной беспомощности, литература такого рода нам не демонстрирует.
И ведь вот что поразительно: сюжет-то ведь реально существует! Действительно, металл льется, планы недовыполняются, и на фоне всего этого и даже в связи со всем этим женатый начальник главка действительно встречается с замужним технологом и начинается между ними конфликт, который переходит в бурный романчик, и возникают жуткие ситуации, зреют и лопаются кошмарные нравственно-организационные нарывы, вплоть до КПК …
Все это действительно бывает в жизни, и даже частенько бывает, и все это, наверное, достойно отображения никак не меньше, нежели бурный романчик бездельника-дворянина с провинциальной барышней, вплоть до дуэли. Но получается лажа.
И всегда получалась лажа, и между прочим, не только у нашего брата — советского писателя. Вон и у Хемингуэя высмеян бедняга халтурщик, который пишет роман о забастовке на текстильной фабрике и тщится совместить проблемы профсоюзной работы со страстью к молодой еврейке-агитатору.
У меня вот в «Товарищах офицерах» любовь протекает на фоне политико-воспитательной работы среди офицерского состава Н-ского танкосамоходного полка. И это ужасно. Я из-за этого собственную книгу боюсь перечитывать. Это же нужен какой-то особенный читатель — читать такие книги! И он у нас есть. То ли мы его выковали своими произведениями, то ли он как-то сам произрос — во всяком случае, на книжных прилавках ничего не залеживается.
«Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» [ править ]
Место действия: Ташлинск. Две книги в одной. В 1980-х гг. (не позже 1988, когда был опубликован роман) астроном Манохин (протагонист первой линии) встретился с 2 людьми. Первый — некий страховой агент Агасфер Лукич с необычным портфелем. Второй… Собственно, он не совсем человек. Обычно Агасфер называет его Демиург, т. е. «Творец». Работая у Демиурга секретарём, Манохин узнаёт альтернативную историю Иуды Искариота и Иоанна Богослова. Через 40 лет, в 2030-х, СССР всё ещё существует. Больше того — есть не только комсомол и КГБ, но и «кооператоры, итэдэшники»! Но появилось и кое-что новое, в частности — сеть лицеев, в которых готовят будущих педагогов. Одному из них, Игорю Мытарину (протагонисту второй линии) его Учитель, Г. А. Носов, передаёт рукопись Манохина. А в конце романа эти линии объединяются…
«Пять ложек эликсира» [ править ]
Феликс обнаруживает нечто ужасное. В том месте, которое приходится как раз на левую почку, плащ проткнут длинным шилом с деревянной рукояткой. … Иван Давыдович. Вы обратили внимание, что сегодня вы трижды только случайно остались в живых. Ну вот, хотя бы это… (Он берет двумя пальцами страшное шило за кончик лезвия и покачивает перед глазами Феликса.) Два сантиметра правее — и конец!
«Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах» [ править ]
Пинский: Зоя, что это ты делаешь? Зоя Сергеевна: «Молнию» пришиваю. Пинский: Ну и глупо. Завтра она у него сломается, и что тогда прикажете делать? Пуговицы надо! Самые здоровенные. И никаких «молний», никаких кнопочек.
Кирсанов: Это Санька-то мой — распутник! Да он же ни с какой бабой в постель лечь не может без штампа в паспорте. Базарин: С точки зрения тети Моти, он и есть самый настоящий распутник! В тридцать лет — две жены, каждой по ребенку заделал, а теперь пожалуйста — у него еще и какая-то Галина… Ну что это — не распутство?
Рассказы [ править ]
Произведения, написанные не вместе [ править ]
Аркадий — под псевдонимом «С. Ярославцев» [ править ]
Борис — под псевдонимом «С. Витицкий» [ править ]
Сценарии [ править ]
АБС написали сценарий к диафильму «Девятая планета Тайи» о мире, который представляет собой помойку.
Кроме того, они сочинили много киносценариев по своим книгам.
Экранизации [ править ]
Стругацким фатально не везет с экранизациями. Одни режиссеры изо всех сил самовыражовываются и не оставляют от оригинала камня на камне, другие вроде бы и следуют тексту, а получается серятина.
«Какие наши произведения мы хотели бы экранизировать? Понимаете, в чём дело, наверное, хорошо было бы экранизировать, скажем, „Хищные вещи века“, „Трудно быть богом“, „Малыша“, но, к сожалению, наши киношники на это дело либо идут очень туго, либо вообще не хотят идти. Доходит до того, что мы пишем сценарии, сценарии эти принимаются, сценарии эти оплачиваются, но фильмы не ставятся». А. Стругацкий.
Переводы [ править ]
В основном переводами с японского и английского занимался Аркадий. Наиболее известные авторы — Кобо Абэ, Акутагава Рюноскэ, анонимное средневековое «Сказание о Ёсицунэ», Айзек Азимов, Андре Нортон «Саргассы в космосе»; Джон Уиндем «День триффидов» (под псевдонимом С. Бережков).
Фанфики [ править ]
Официальные фанфики [ править ]
ПСС «Миры братьев Стругацких» началось с тома официально одобренных БНС фанфиков, написанных относительно молодыми фантастами, под названием «Время учеников». Потом вышел 2 и 3 выпуски. Качество варьируется от «вполне приличная вещица» до «Аркадий Натанович в гробу вращается». На момент выхода фанфики вызвали страшный срач среди фанатов АБС: одни считали Бориса Натановича человеком, продавшим наследие своего брата за чечевичную похлебку, другие радовались возможности хоть ненадолго вернуться в полюбившуюся вселенную Полудня.
Пожалуй, стоит упомянуть, что в двух фанфиках Рыбакова встречаются явные аллюзии на творчество АБС. 1) «Трудно стать Богом». Сын главного героя Бобка (Борис) сказал: «Цум бефель, господин блоковый». Это цитата из повести «Попытка к бегству», не имеющей никакого отношения к «Миллиарду…» 2) «Возвращения». Дауге, персонаж ранних книг из цикла Мир Полудня, сказал: «Славный мир. Веселый мир. Все шутят. И все шутят одинаково». Это слова отца Киуна, эпизодического персонажа из «Трудно быть богом» — повести, которая хотя и входит в тот же цикл, но её действие происходит на полтора века позже.
1 выпуск (1997 г.) [ править ]
— Одно скажу, — проговорил Малянов. — В мое время друзья с друзей денег не брали. С таким человеком здороваться бы перестали. А может, и не перестали бы, подумал он. Смотря кто, смотря где. Идеализирую. Ох, старый стал… — Ну… — ответил Бобка… — В ваше время деньги на фиг были не нужны. В лавках все равно пусто, а на Майорку только портвейнгеноссе допускались. Нормальные граждане просто чалили с работы, кто что мог, а потом махались бартером.
— Референта расстрелять? — осведомился адъютант. — По необходимости, — туманно ответил премьер.
2 выпуск (1998 г.) [ править ]
3 выпуск (2000 г.) [ править ]
Бывший планетолог увидел стоящего поодаль Лэна и прошептал. — Какой красивый мальчик. Просто чудо. Ваш друг? Что он там внутри себя понимал, с удовольствием разглядывая моего спутника, меня совершенно не касалось.
Неофициальные фанфики [ править ]
Деконструкция [ править ]
Суть: Мир Полудня в целом — приглаженная помойка, построенная на садистском промывании мозгов в интернатах и неограниченно-беспредельных полномочиях КОМКОНа-2 (поддержано Лукьяненко и Харитоновым).