Николай Андреевич Римский-Корсаков принадлежал к обществу «Могучая кучка» (сообществу русских композиторов «новый музыкальной школы»). Современники вспоминают, что его талант сопровождался добрым характером, уважением ко всем ученикам и друзьям. Николай Андреевич был необычайным и очень талантливым человеком.
Римский-Корсаков. Биография
Андрей Николаевич Римский-Корсаков родился в 1844 году в Санкт-Петербургской губернии. Он прославился не только, как композитор, но и как педагог, дирижер, общественный деятель и музыкальный критик. Римский-Корсаков стал автором 15-и опер, 3 симфоний, симфонических произведений, кантат, вокальной и духовной музыки.
В свое время Николай Андреевич пришел преподавать в Первую русскую консерваторию в Петербурге. Он был молод, в те времена было мало 27-летних преподавателей, но Римский-Корсаков уже был известен как автор оригинальных сочинений для оркестра, увертюр на русские темы, фантазий на тему сербских народных песен, симфонической картины по русской былине.
Кроме того, он писал и другие произведения: модные в те времена романсы и восточную сказку «Антар» в форме сюиты. Удивительно, но Римский-Корсаков стал композитором, не имея музыкальный подготовки. Он учился на домашнем обечении, с 6-и осваивал игру на фортепиано, при этом сам больше любил книги, чем музыку. Римский-Корсаков увлекся церковной музыкой и русскими народными песнями позже. Свои первые произведения он написал в 11 лет. Отец отдал его учиться в Морской кадетский корпус. Волей судьбы именно там он понял, что посвятит себя музыке. После смерти отца семья Николая Андреевича переехала в Санкт-Петербург, где Римский-Корсаков вошел в кружок «Могучей кучки».
Одним из важнейших и поворотным в истории жизни композитора стала музыкальная картина «Садко», написаннвя в 1867 году. Это произведение продолжило традиции Европейского программного симфонизма. Благодаря ему Римского-Корсакова стали называть композитором-сказочником, который с помощью музыкальных инструментов мог увести слушателя в мир чудес и волшебства.
Римский-Корсаков успевал преподавать в консерватории, заниматься сочинением музыки, быть дирижером и справляться с должностью инспектора военно-морских оркестров.
Этапы творчества и семья
В 80-х годах у композитора был этап симфонических произведений: «Симфониетта», «Шехерезада». В то время Андрей Николаевич работал в Придворной певческой капелле, позже он вернулся к жанру оперы: «Ночь перед Рождеством», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане» и др.
Римский-Корсаков любил и вокальную лирику, он переложил на романсы стихи Пушкина, Лермонтова, Фета и других великих поэтов. Его творчество многообразно благодаря тому, что композитор ценил сказочность, народное творчество, но не оставался равнодушен и к реалиям своего времени. Ему удалось создать целую галерею удивительных, прекрасных произведений и ярких образов.
Композитор творил более 40 лет. Все это время он оставался верным своим идеалам. Римский-Корсаков был женат на пианистке Надежде Пургольд, в его семье росло четверо сыновей и трое дочерей.
Андрей Николаевич умер в 1908 году от инфаркта в своей загородной усадьбе, которая стала музейным комплексом композитора. Римский-Корсаков покоится в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры.
«Псковитянка» (либретто Римского-Корсакова, при участии В. В. Стасова, М. П. Мусоргского, В. В. Никольского, по одноименной драме Л. А. Мея, 1868—72, пост. 1873, Мариинский т-р, Петербург; 2-я ред. 1876—78; 3-я ред. 1891—92, заключит. хор — 1894, пост. 1895, Панаевский т-р, Петербург, силами Об-ва муз. собрании), «Майская ночь» (либретто Римского-Корсакова, по одноим. повести Н. В. Гоголя, 1878—79, пост. 1880, Мариинский т-р, Петербург), «Снегурочка» (либретто Римского-Корсакова, по одноим. пьесе А. Н. Островского, 1880—81, пост. 1882, там же), «Млада» (либретто Римского-Корсакова, С. А. Гедеонова, В. А. Крылова, 1889—90, пост. 1892, там же), «Ночь перед Рождеством» (либретто Римского-Корсакова, по одноим. повести Гоголя, 1894—95, пост. 1895, там же), «Садко» (сценарий H. M. Штрупа и Стасова, либретто Римского-Корсакова и В. И. Бельского, 1893—96, пост. 1897, Моск. частная рус. опера), «Моцарт и Сальери» (текст А. С. Пушкина, 1897, пост. 1898, Моск. частная рус. опера), «Боярыня Вера Шелога» (либретто Римского-Корсакова, 1898, Моск. частная рус. опера), «Царская невеста» (либретто И. Ф. Тюменева, по одноим. драме Мея, 1898, пост. 1899, Моск. частная рус. опера), «Сказка о царе Салтане» (либретто Бельского, по сказке Пушкина, 1899—1900, пост. 1900, Моск. частная рус. опера), «Сервилия» (либретто Римского-Корсакова, по одноим. драме Мея, 1900—01, пост. 1902, Мариинский т-р, Петербург), «Кащей бессмертный» (либретто Римского-Корсакова, при участии Софьи Николаевны Римской-Корсаковой, по сюжету Е. М. Петровского, 1901—02, пост. 1902, Моск. частная рус. опера), «Пан воевода» (либретто Тюменева, 1901—03, пост. 1904, Частная опера А. А. Церетели, Петербург), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (либр. Бельского, 1902—04, пост. 1907, Мариинский т-р, Петербург), «Золотой петушок» (либретто Бельского, по сказке Пушкина, 1906—07, пост. 1909, Оперный т-р Зимина, Москва);
кантаты —
«Свитезянка» (сл. А. Мицкевича, для сопрано, тенора, смешанного хора, ор. 44, 1897), «Песнь о вещем Олеге» (сл. Пушкина, для тенора, баритона, муж. хора., ор. 58, 1899), «Из Гомера» (прелюдия-кантата, для сопрано, меццо-сопрано, контральто, жен. хора, ор. 60, 1901);
для оркестра —
симфонии (1-я, es-moll, op. 1, 1861—65, окончат, ред. — e-moll, 1884; h-moll, без op., не окончена, 1866—69; 2-я, “Антар”, позже — симф. сюита ор. 9, 1868, окончат, ред. 1897, ред. «нового» изд. 1903; 3-я, G-dur, op. 32, 1873, окончат. ред. 1886; эскиз скерцо для 4-й, 1884), «Увертюра на темы трёх русских песен» (D-dur, op. 28, 1866,окончат, ред. 1880), музыкальная картина «Садко» (ор. 5, 1867, окончат. ред. 1891— 1892), «Сербская фантазия» (Фантазия на сербские темы, ор. 6, 1867, окончат. ред. 1889), «Сказка» (ор. 29, 1879—80), Симфониетта на русские темы (a-moll, ор. 31, 1884—85, переделана из неопубл. Струн. квартета), «Малороссийская фантазия» (без op., не окончена), «Испанское каприччио» («Каприччио на испанские темы», ор. 34, 1887), сюита «Шехеразада» (ор. 35, 1888), «Светлый праздник» («Воскресная увертюра», ор. 36, 1888), «Над могилой» (прелюдия памяти М. П. Беляева, ор. 61, 1904), «Дубинушка» (со смеш. хором ad libitum, без op., 1905—06), «Здравица» (А. К. Глазунову, без op., 1907), «Неаполитанская песенка» (без op., 1907);
для инструмента с opкестром —
концерт для фортепиано (cis-moll, op. 30, 1883), Фантазия для скрипки (ор. 33, 1886), Мазурка на 3 польские темы для скрипки (без op., 1888; ред. для скр. и фп. 1893), Серенада для виолончели (ор. 37, 1893);
для инструмента с дух. оркестром —
концерт для тромбона (без op., 1877), концертштюк для кларнета (без op., 1877), вариации на тему Глинки для гобоя (без op., 1878);
камерно-инструментальные ансамбли —
фортепианное трио c-moll (без op., 1897, черновая партитура, ред. М. О. Штейнберга), струнный квартет F-dur (op. 12, 1875), фуга «В монастыре» (4-я часть из струн. Русского квартета, без op., 1876; первые 3 части переработаны в симфониетту на рус. темы), 4 вариации на хорал, для струнного квартета (без op., 1885), 1-я часть из коллективного струн. квартета на тему B-la-f (без op., 1886), Хоровод (3-я часть из коллективного струн, квартета Именины, без op., 1887), струн. квартет G-dur (без op., 1897), Allegro B-dur (из коллективного струн. квартета Пятницы, без op., 1899), тема и 4-я вариация (из коллективных Вариаций на русскую тему, для струн. квартета A-dur, без op., 1899), квинтет B-dur для фп., флейты, кларнета, валторны, фагота (без op., 1876), секстет A-dur для 2 скр., 2 альтов и 2 влч. (без op., 1876), Канцонетта и Тарантелла для 2 кларнетов (без op., без даты), 2 дуэта для 2 валторн (без op., без даты), Ноктюрн для 4 валторн (без op., предположит. 1888);
для фортепиано —
6 вариаций на тему BACH (Вальс, Интермеццо, Скерцо, Ноктюрн, Прелюдия и фуга, ор. 10, 1878), 4 пьесы (Экспромт, Новелетта, Скерцино, Этюд, ор. 11, 1876—77), 3 пьесы (Вальс, Романс, Фуга, ор. 15, 1875— 1876), 6 фуг (ор. 17, 1875), 2 пьесы (Прелюдия-экспромт, Мазурка, ор. 38, 1894—97), вариации (1-я, 2-я, 6-я, 11-я, 13-я, 16-я, 19-я) и пьесы (Колыбельная, Маленькая фуга на тему BACH, Тарантелла, Менуэт, Трезвон, Комическая фуга) из коллективных Парафраз на неизменную тему (без op., 1878), фуги и фугетты (без op., 1875—76), Allegretto C-dur (без op., 1895), Прелюдия G-dur (без op., 1896), Тема и 1-я вариация из коллективных вариаций на русскую тему (без op., 1899), фуга C-dur в 4 руки (перелож. фуги C-dur в 2 руки, без op., 1875), Вариации на тему Миши (без op., предположит. 1878—79), Песенка (Andantino) из армейского сб. “Арцункнер” (“Слёзы”, без op., 1901), Финал из коллективной Шутки-кадрили в 4 руки (без op., 1890);
для хора с оркестром —
Стих об Алексее, божием человеке (ор. 20, 1878), Подблюдная песня Слава (ор. 21, 1880);
для хора a cappella —
два 2-гол. жен. хора на сл. М. Ю. Лермонтова (ор. 13, 1875), 4 вариации и фугетта на тему рус. песни «Надоели ночи», для 4-гол. жен. хора (ор. 14, 1875), 6 хоров (тетр. 1—2, ор. 16, 1875—76, с фортеп. ad libitum), 2 хора (op. 18, 1876), Русские народные песни, переложенные на народный лад для женского, мужского и смешанного хора без сопровождения (тетр. 1—3, ор. 19, 1879), четыре 3-гол. хора для муж. голосов (ор. 23, 1876), Разбойничья песня «Ты взойди, взойди, солнце красное», сл. народные, для муж. хора (без op., 1884), 2 хора для детских голосов (без op., 2-й—1884);
камерно-вокальные ансамбли с оркестром —
2 трио для женских голосов («Горный ключ», сл. Майкова, op. 52-bis, 1905; Стрекозы, сл. А. К. Толстого, ор. 53, 1897; также перелож. для голосов с фп.);
79 романсов (ор. 2, 3, 4, 1866; ор. 7, 1867; ор. 8, 1870; ор. 25, 1877; ор. 26, 1882; ор. 27, 1883; ор. 39, 40, 41, 42, 1897; цикл «Весной», ор. 43, 1897; цикл «Поэту», ор. 45, 1898; цикл «У моря», ор. 46, 1897; ор. 50, 55, 1897—98), 2 ариозо для баса («Анчар», «Пророк», сл. Пушкина, 1897);
обработки народных песен (для голоса с фортепиано) —
сборники 100 русских народных песен (ор. 24, 1875—76), 40 народных песен, собранных Т. И. Филипповым и гармонизованных Н. А. Римским-Корсаковым (без op., 1875—82);
дуxовныe сочинения —
собр. духовно-муз. соч. (8 номеров из Литургии Иоанна Златоуста, ор. 22, 1884), собр. духовно-муз. перелож. (ор. 22, 1884), двойной хор Тебе бога хвалим (без op., 1883);
переработки собственных сочинений —
музыка к драме Мея “Псковитянка”, сюита из 5 номеров (без op., 1877), сюита из оперы “Снегурочка” (без op.), сюита из оперы-балета “Млада” (без op., 1890), «Ночь на горе» «Триглаве», конц. перелож. для орк. 3-го акта оперы-балета “Млада” (исп. 1901, изд. 1902), сюита из оперы “Ночь перед Рождеством” (без op.), муз. картинки к “Сказке о царе Салтане” (в т. ч. «Три чуда», ор. 57, 1899), сюита из оперы “Пан воевода” (ор. 59, 1904), Введение и Свадебное шествие из оперы “Золотой петушок” (1907), 4-я вариация A-dur из коллективных “Вариаций на русскую тему” (без op., 1901);
инструментовка собственных камерно-вокальных сочинений —
2 дуэта (ор. 47, 1897—1905), романсы «Ель и пальма» (сл. Г. Гейне, пер. М. И. Михайлова, 1888), «В тёмной роще замолк соловей», «Тихо вечер догорает», «Ночь» (сл. И. С. Никитина, А. А. Фета, А. Н. Плещеева, черновой автограф, 1891, изд. под ред. М. О. Штейнберга), «Пророк» (сл. Пушкина, 1899), «Нимфа» (сл. Майкова, 1905), «Анчар» (сл. Пушкина, 1906), «Сон в летнюю ночь» (сл. Майкова, 1906);
редакция и оркестровка произведений других авторов, в том числе
«Иван Сусанин» и “Руслан и Людмила” Глинки (ред.; совм. с М. А. Балакиревым и А. К. Лядовым, 1877—81; совм. с А. К. Глазуновым, 1904), «Каменный гость» Даргомыжского (оркестровка, 1-я ред. 1870, 2-я ред. 1897—1902), «Князь Игорь» Бородина (завершение, ред., оркестровка; совм. с Глазуновым, 1887—90), романсы Бородина, «Хованщина» (завершение, ред., оркестровка, 1881—83), «Борис Годунов» (ред., оркестровка, 1895—96), «Ночь на Лысой горе» (обр. и оркестровая ред., 1886), фрагменты из «Саламбо» (оркестровка), «Женитьба» (подготовка к изд., 1906) Мусоргского.
Римский-Корсаков родился в небольшом городе Тихвине. Отец композитора — Андрей Петрович Римский-Корсаков (1784—1862) — служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем губернатором на Волыни, мать — Софья Васильевна — дочь крепостной крестьянки и богатого орловского помещика Скарятина, женщина достаточно образованная. Сильное влияние на будущего композитора оказал и его старший брат Воин Андреевич — контр-адмирал, реорганизатор системы военно-морского образования. Семейный дом Римских-Корсаковых находился на берегу реки Тихвинки, напротив Тихвинского Большого Богородицкого мужского монастыря.
Игре на фортепиано композитор обучался дома, а потом в пансионе, где уроки музыки были в числе прочих общеобразовательных дисциплин. Известно, что с отрочества композитор был увлечён музыкой, познакомился с сочинениями Россини, Бетховена, Мейербера, Мендельсона, однако наибольшее впечатление на него произвела музыка М. И. Глинки — его «Камаринская», «Испанские увертюры», оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». В 1859—1869, чувствуя необходимость получения более профессиональных музыкальных навыков, Римский-Корсаков брал уроки у пианиста Ф. А. Канилле.
В 1856 году отец отвёз юного Николая в Морской кадетский корпус, который он окончил с отличием весной 1862 года (в то время учебное заведение сменило своё название на Морское училище). К тому времени умер отец композитора (в 1861 году) и семья Римских-Корсаковых перебралась в Санкт-Петербург.
Знакомство с Балакиревым и плавание на клипере «Алмаз»
В 1861 году Канилле познакомил Н. А. Римского-Корсакова с М. А. Балакиревым. Юный композитор сразу стал членом Балакиревского кружка («Могучая кучка»), оказавшего решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов композитора. В то время в кружок, помимо его главы — Балакирева — и самого Римского-Корсакова входили Цезарь Кюи и Модест Мусоргский. Руководивший работой более молодых коллег Балакирев не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал товарищам с инструментовкой.
Под влиянием и руководством Балакирева было начато первое крупное сочинение Римского-Корсакова — Первая симфония ор. 1. По словам самого Н. А. Римского-Корсакова, эскизы начала симфонии существовали ещё в году обучения у Канилле, [1] однако серьёзная работа над сочинением развернулась лишь в 1861—1862 годах — и «к маю 1862 года первая часть, скерцо и финал симфонии были мною сочинены и кое-как оркестрованы». [2]
В 1862—1865 годах Римский-Корсаков был назначен на морскую службу на клипере «Алмаз», благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Впечатления от морской жизни воплотились через некоторое время в изумительных морских пейзажах, которые ему удалось запечатлеть в своих произведениях средствами оркестровых красок. Работа на клипере не оставляла много времени для совершенствования музыкальных навыков, так что единственное сочинение, появившееся в этот период из-под пера композитора — вторая часть (Andante) Первой симфонии (конец 1862 года), после которой Римский-Корсаков надолго забросил сочинительство. [3]
Возвратившись из морского путешествия, Римский-Корсаков снова попадает в общество членов Могучей кучки, в том числе подружился и с новым участником кружка — начинающим композитором и профессиональным химиком Александром Бородиным. Балакирев познакомил молодого композитора с кумиром участников кружка Александром Даргомыжским, с Людмилой Шестаковой (сестрой Михаила Глинки) и с Петром Чайковским.
По настоянию Балакирева Римский-Корсаков вновь принимается за Первую симфонию — сочиняет недостающие трио для скерцо и полностью переоркестровывает. Получившаяся партитура (известная как первая редакция симфонии) была исполнена в 1865 году под управлением самого Балакирева — неизменного исполнителя всех ранних симфонических партитур Римского-Корсакова.
Найденный в Первой симфонии музыкальный язык успешно развит в таких сочинениях, как Увертюра на три русские темы (первая редакция — 1866) и «Сербская фантазия» (1867). Обратившись под влиянием Балакирева к подлинным славянским народным мелодиям, Римский-Корсаков придерживается в музыке национального колорита, который и в дальнейшем будет характеризовать большую часть его творчества.
Музыкальная картина «Садко» (1867, позже её музыка частично использована в одноимённой опере) стала этапным произведением Римского-Корсакова. Во-первых, это самое раннее из программных сочинений композитора. В данном случае он выступает как продолжатель традиций европейского программного симфонизма — и прежде всего Гектора Берлиоза и Ференца Листа, творчество которых очень повлияло на композитора. В дальнейшем большая часть произведений Римского Корсакова также будет связана с определённой литературной программой. Во-вторых, именно в этом сочинении он впервые соприкоснулся с миром сказки (позже Римского-Корсакова так и будут называть — «Сказочником»). В-третьих, в музыке этого сочинения он попытался оркестровыми красками изобразить море, что позже неоднократно делал в дальнейших своих сочинениях (сюите «Шехеразада», прелюдии-кантате «Из Гомера», операх «Садко» и «Сказка о царе Салтане»). Ещё одно важное открытие, сделанное в музыкальной картине, — придуманный самим композитором симметричный лад — так называемая «Гамма Римского-Корсакова», применявшаяся в дальнейших его произведениях для характеристики фантастического мира.
Программно-сказочное начало было развито во Второй симфонии «Антар» (1868, позже названа симфонической сюитой), написанной на сюжет восточной сказки Осипа Сенковского.
В конце 1860-х годов Римский-Корсаков работает над инструментовкой чужих произведений: помогает Кюи с оркестровкой оперы «Вильям Радклиф» и заканчивает, согласно завещанию умершего Даргомыжского, партитуру его оперы «Каменный гость».
Творчество 1870—1880 годов
И когда Римский-Корсаков был приглашён профессором в Санкт-Петербургскую консерваторию (1871), он совершенствует свои музыкальные познания и навыки.
В эти же годы он обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве (в 1872 окончена опера «Псковитянка», по драме Л. А. Мея).
С 70-х гг. расширились границы музыкальной деятельности Римского-Корсакова: он был профессором Петербургской консерватории (с 1871, классы практического сочинения, инструментовки, оркестровый), инспектором духовых оркестров Морского ведомства (1873—84), директором Бесплатной музыкальной школы (1874—81), дирижёром симфонических концертов (с 1874), а позже и оперных спектаклей, помощником управляющего Придворной певческой капеллой (1883—94), возглавлял Беляевский кружок (с 1882). В середине 70-х гг. работал над совершенствованием своей композиторской техники. Именно в этот период — в 1871 г. его приглашают для преподавания в Санкт-Петербургскую Консерваторию, с присвоением учёного звания — профессор; и начав преподавание в Консерватории Римский-Корсаков обнаруживает серьёзные недостатки в своём музыкальном образовании, и сам начинает увлечённо изучать дисциплины преподаваемые в Консерватории. Итогом совершенствования композиторской техники Римского-Корсакова стала Симфония № 3 C-dur. В 80-х гг. большое внимание уделял симфоническим жанрам, именно в этот период создаёт своё крупнейшее эпическое симфоническое полотно — симфоническую сюиту «Шехеразада».
Творчество 1890—1900 годов
В начале 90-х гг. наблюдался некоторый спад творческой деятельности (в этот период изучал философию, писал статьи, пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений). Во 2-й половине 90-х гг. творчество приобрело исключительную интенсивность: появились оперы «Садко» (1896), «Царская невеста» (по Мею, 1898). Во время Революции 1905—07 Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов, открыто осудил действия реакционной администрации Петербургской консерватории (был уволен из консерватории, вернулся лишь после предоставления консерватории частичных автономных прав и смены руководства).
Педагогическая деятельность
Семья
Сын Римского-Корсакова музыковед Андрей Николаевич Римский-Корсаков (1878, Санкт-Петербург — 1940, Ленинград) был женат на ученице отца, композиторе Юлии Лазаревне Вейсберг (1879, Оренбург — 1 марта 1943, Ленинград), погибшей вместе с сыном, Всеволодом Андреевичем Римским-Корсаковым (25 апреля 1915, Санкт-Петербург — 1943, Ленинград) в блокадном Ленинграде. [5]
Младший сын — композитор Георгий Николаевич Римский-Корсаков (1901, Санкт-Петербург — 1965, Ленинград).
Зять — композитор Максимилиан Осеевич Штейнберг, с 4 июня 1908 года — муж Надежды Николаевны Римской-Корсаковой. Их дочь — филолог Надежда Максимилиановна Штейнберг (1914—1987).
Русский композитор. Дирижер. Музыкальный критик. Педагог. Профессор. Основатель Русской композиторской школы. Входил в состав творческого содружества русских композиторов «Могучая кучка». Являлся автором пятнадцати опер, трех симфоний, множества романсов и духовной музыки.
Николай Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 года в городе Тихвин, Ленинградская область. Образование получил в морском кадетском корпусе, имея при этом определенную склонность к музыке. В 1862 году, после смерти отца семья переехала в город Санкт-Петербург.
В то же время, благодаря Федору Канилле Николай познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошел в состав его кружка, что оказало решающее воздействие на формирование личности и эстетических взглядов Римского-Корсакова. Так же, в число членов Балакиревского кружка, который позднее стал называться «Могучая кучка», помимо Милия и Николая, входили Цезарь Кюи и Модест Мусоргский. Балакирев руководил работой молодых коллег, подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений и помогал инструментовкой.
После окончания кадетского корпуса, молодой человек отправился в трехлетнее дальнее плавание. Там в свободное время занимался сочинением музыки и по возвращении представил Балакиреву свою первую симфонию. Успех симфонии вдохновил автора и вскоре за ней последовали такие произведения как «Садко» и «Сербская фантазия», а затем и опера «Псковитянка», которая была поставлена на сцене Мариинского театра в 1873 году.
Занимая различные посты на музыкальном общественном поприще, Римский-Корсаков находил время для обширной композиторской деятельности в области оперной, симфонической, камерной, а позднее и церковной музыки. Среди известных работ композитора в этом периоде можно отметить оперы «Майская ночь» и «Снегурочка».
Некоторые фрагменты становились самостоятельными произведениями, как это стало с «Дубинушкой». Опера «Садко», поставленная в 1897 году на Московской оперной сцене, имела успех, повторившийся в Петербурге. Та же судьба ждала оперу «Моцарт и Сальери» на текст Пушкина: в 1898 году с успехом прошла в Москве, а через год в Санкт-Петербурге.
Успешно строилась и симфоническая работа Римского-Корсакова. Из его симфонических произведений особенно выделяются «Антар», «Шехерезада», «Испанское каприччио», «Воскресная увертюра». Кроме того, композитор написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и хоров «а капелла», сборник народных русских песен и несколько небольших духовных произведений.
В продолжении своей творческой деятельности, Николай Андреевич произвел переоркестровку оперы «Борис Годунов» и некоторых других сочинений Мусоргского. Принимал деятельное участие в окончании оперы «Князь Игорь» Бородина и в оркестровке «Каменного гостя» Даргомыжского. Долголетняя педагогическая деятельность композитора отразилась в творчестве его учеников, среди которых были: Анатолий Лядов, Ливерий Сакетти и Александр Глазунов.
Николай Андреевич Римский-Корсаков скончался 21 июня 1908 года в городе Любенск. Причиной смерти великого композитора стал сердечный приступ. Похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. В 1930-х годах захоронение было перенесено в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Избранные произведения Николая Римского-Корсакова
Оперы
Псковитянка (1873; 1878; 1892; пост. 1895) Майская ночь (1880) Снегурочка (1881) Млада (1892) Ночь перед Рождеством (1895) Садко (1896) Моцарт и Сальери (1898) Боярыня Вера Шелога (пролог к опере «Псковитянка») (1898) Царская невеста (1899) Сказка о царе Салтане (1900) Сервилия (1902) Кащей Бессмертный (1902) Пан воевода (1904) Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии (1904) Золотой петушок (1907)
Симфонические произведения
Вокальные сочинения
79 романсов хоры с оркестром и a capella сборники: «100 русских народных песен» (1877), «40 народных песен», (собранных Т. Филипповым) (1882)
Книги
Летопись моей музыкальной жизни (1909) Практический учебник гармонии (1885) Основы оркестровки (1913)
Память о Николае Римском-Корсакове
Мемориальный музей-заповедник Н.А. Римского-Корсакова в Псковской области
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
Консерватория имени Римского-Корсакова в эквадорском городе Гуаякиль (исп. Conservatorio Superior de Música Rimsky-Korsakov)
В 1952 году Римскому-Корсакову установлен памятник у Ленинградской консерватории на Театральной площади (скульпторы В. И. Ингал, В. Я. Боголюбов, архитектор М. А. Шепилевский) Объект культурного наследия № 7810110000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида.
В Ленинграде в 1971 году открыт Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова Объект культурного наследия № 7810522000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида.
Музей в Тихвине, в доме, где родился композитор Объект культурного наследия № 4710152000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида.
В Николаеве возле Детской музыкальной школы № 1, названной в честь Римского-Корсакова, в 1978 году установлен его бюст.
В 1966 году Краснодарскому музыкальному училищу присвоено имя Н. А. Римского-Корсакова.
В 1992 году имя композитора было присвоено ДШИ № 1 в Москве в ВАО.
Детская Музыкальная школа № 1 имени Н. А. Римского-Корсакова в Пскове.
Детская Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (ранее
Музыкальная школа для взрослых имени Н. А. Римского-Корсакова).
Детская Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова в Луге
Детская школа искусств имени Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине.
Музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге.
Детская музыкальная школа № 1 имени Н. А. Римского-Корсакова в г. Нижний Тагил
Музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова в Могилёве