Что написал пелевин писатель
Виктор Пелевин
«Я, Пелевин Виктор Олегович, родился 22 ноября 1962 г. в гор. Москве. В 1979 г. окончил среднюю школу № 31. В 1979 г. поступил в Московский энергетический институт, который окончил в 1985 г. В 1987 г. поступил в очную аспирантуру МЭИ, где учился до 1989 г. В 1989 г. поступил в Лит. институт им. Горького. С 1989 г. работал штатным корреспондентом журнала «Face to Face» в течение года. С того же времени сотрудничал с различными газетами и журналами, выходящими в Москве». // 1 декабря 1993 г.
Виктор Олегович Пелевин — русский прозаик. Hесколько лет работал в журнале «Hаука и религия». Первое опубликованное произведение — сказка «Колдун Игнат и люди» (1989).
Тематика рассказов В. Пелевина разнообразна: писатель реанимирует в них многие мифологические сюжеты на материале отечественной жизни. Заурядные явления советской и постсоветской действительности получают оригинальную интерпретацию и представляются манифестацией мощных и злобных магических ритуалов (особенно следует отметить эссе «Зомбификация», 1994)
Описание жизни сознания восходит у писателя ко многим мотивам западноевропейской трансцендентальной философии, буддизма (роман «Чапаев и Пустота» (1996)) и мистического учения Карлоса Кастанеды (повесть «Жёлтая стрела» (1993)).
Первая крупная публикация — «Омон Ра» (1992) — сразу же сделала имя В. Пелевина одним из ключевых в современной российской словесности. За неё он получил несколько премий.
Роман «Чапаев и Пустота» сразу после публикации многие критики назвали лучшим романом года.
Произведения Виктора Пелевина изданы в переводах в США, Англии, Франции.
Виктоpа Пелевина называют самым известным и самым загадочным писателем «поколения тpидцатилетних». Cам автоp склонен согласиться с этим yтвеpждением. Реальность в его произведениях тесно переплетена с фантасмагорией, времена смешаны, стиль до предела динамичен, смысловая нагрузка при максимальной интеллектуальной насыщенности отнюдь не подавляет читателя. Его пpоза — yдачное сочетание казалось бы несоединимых качеств: массовости и элитаpности, остpой совpеменности и погpyжённости в pеалии пpошлого, всегда yвиденного под весьма эксцентpичным yглом зpения, а также нигде yже не оспаpиваемой способности заглядывать в бyдyщее. Видимо, всё это и является составляющими невеpоятного yспеха его пpоизведений.
Примечание к биографии:
Многие произведения Пелевина связаны между собой более или менее очевидными перекрёстными упоминаниями происходящих в них событий и персонажей. В Интернете можно найти несколько вариантов схематического изображения этих связей. Например, здесь.
Виктор Олегович Пелевин
Фото Все
Видео Все
Секрет успеха Пелевина // Творческий путь гения постмодерна
Виктор Пелевин — биография
Виктор Пелевин – популярный русский писатель, автор эссе и романов. Прославился в 90-х, после публикации романов «Омон Ра», «Чапаев и пустота», «Generation «П». Его работы отмечены многочисленными премиями – «Малый Букер» в 1993-м, «Национальный бестселлер» в 2004-м, «Большая книга» в 2010-м, премией Андрея Белого в 2017 году.
Виктора Пелевина можно по праву назвать самой загадочной и таинственной личностью в отечественной литературе. По пальцам одной руки можно пересчитать журналистов, которые знакомы с ним лично. Телевизионщики много раз пытались предложить ему участие в каком-нибудь раскрученном шоу, но даже не дозвонились до него. Пелевин не встречается с журналистами, не дает интервью, редко появляется в публичных местах. А если это и происходит, то его глаза всегда скрыты черными очками. Представители СМИ часто обращались в издательства, с которыми сотрудничает писатель, и просили об организации интервью с ним. Но им отвечали, что лучше свои вопросы прислать на электронную почту, и возможно, писатель даст на них ответы. Не так давно появились слухи, что Виктора Пелевина на самом деле не существует, а его книги написали так называемые литературные призраки.
Детство
Виктор Пелевин москвич. Он родился в столице 22 ноября 1962 года. Отца мальчика звали Олег Пелевин, он преподаватель военной кафедры МГТУ им. Баумана. Мама – Зинаида Ефремова, преподаватель английского языка в школе. Вначале семья жила в коммунальной квартире на Тверском Бульваре, а потом, когда Виктору исполнилось десять лет, переехали в Чертаново, южный район Москвы.
Благодаря связям отца, Витю приняли в престижную школу под №31 в центре столицы, где углубленно изучали английский язык. В настоящее время эта школа трансформировалась в гимназию №1520 имени Капцовых. В эту школу водили своих детей партийные боссы и представители высшего общества Москвы.
Виктор Пелевин в детстве
Журналист Андрей Трушин, который дружил с Пелевиным, вспоминал, что в юности его друг был очень «трогательным». Виктор всегда следил за своим внешним видом, одевался исключительно по моде. На прогулке парень мог сочинить настоящий рассказ, с хитросплетением реальной жизни, абсурда и фантазии. Эти разрозненные понятия в итоге становились цельным художественным произведением, по которому можно определить, какие чувства испытывал Пелевин к школьным преподавателям, да и к самой школе тоже.
Несмотря на явно гуманитарный склад ума, Виктор после окончания школы в 1979-м выбирает технический вуз. Он стал студентом Московского энергетического института, факультет – электронное оборудование автоматизации промышленности и транспорта. Выбор на этот вуз пал не случайно, Пелевин не хотел идти в армию, он считал, что два года прослужить в армии, равносильно, что два года отсидеть в тюрьме. В 1987 году Виктор продолжил обучение в аспирантуре МЭИ, он работал над диссертацией по теме «Электропривод троллейбуса с асинхронным двигателем». Пелевин написал научный труд, но так и не защитил его, он решил круто изменить свою биографию.
В 1989 году Виктор снова становится студентом, на этот раз Литературного института им.Горького. Он учился на курсе прозы, которым руководил Михаил Лобанов. После второго курса Пелевина отчислили. Спустя несколько лет Виктор сделает вывод, что учеба в этом вузе оказалась напрасно потраченным временем. Он и поступал туда с единственной целью – наладить нужные связи, но они ему абсолютно не потребовались.
Виктор Пелевин в юности
Правда, в этом вузе Пелевин встретил молодого прозаика Альберта Егазарова, который помимо своей основной деятельности занимался продажей компьютеров, диковинки даже для Москвы. Некоторые фрагменты биографии нового знакомого Пелевин использовал в сюжетных линиях своих произведений, или примерял к самому себе. К примеру, когда Виктор заполнял биографическую справку для журнала «Знамя», на страницах которого должен был выйти его дебютный роман «Омон Ра», он сам себя назвал компьютерным спекулянтом.
У Альберта имелись деньги от торговли компьютерами, и он решил вложить их в организацию собственного издательства. Привлек Пелевина и еще одного товарища – Виктора Куллэ, который учился на дневном отделении и к тому же, был секретарем комсомола института. Позднее из него получится именитый литературный критик. Именно Куллэ сумел уговорить ректора вуза выделить помещение под будущее издательство. Взамен пообещал, что там каждый год будут печататься произведения студентов Литературного института.
Так появилось издательство под названием «Миф», под руководством Альберта Егазарова. Должности редакторов и замов по делам поэзии и прозы достались Пелевину и Куллэ. Виктор решительно принялся за работу, выполнил редакторские правки трехтомного собрания сочинений Карлоса Кастанеды, и подготовил его к печати.
Литература
В начале 90-х годов произведения Пелевина начали печатать серьезные литературные издательства. В 1991 году молодой литератор принес рукопись дебютного романа под названием «Омон Ра» в редакцию издания «Знамя». Редакционная коллегия благосклонно отнеслась к незнакомому автору, и приняла его сочинение в публикацию. Весной 1992 года в том же журнале вышел еще один роман Пелевина – «Жизнь насекомых». Герои этого произведения легко угадывались, уж больно напоминали типичных представителей общества в переходном периоде. Этот роман принес первую награду автору – премию журнала «Знамя». Через год Виктор выпустил сборник с рассказами, получивший название «Синий фонарь». И после этого никому не известный Виктор Пелевин удостоился Малой Букеровской премии.
В 1993 году Пелевин стал членом Союза журналистов. В это же время публикует в «Новой газете» эссе «Джон Фаулз и трагедия русского либерализма». Этой работой писатель достойно ответил на критику своего творчества, которая больно ранила его самолюбие.
Тогда же родился миф, что как такового писателя Виктора Пелевина даже в природе не существует, а вместо него – цепочка экранных сообщений. Такое мнение сложилось у Александра Вяльцева, который раскритиковал работы Пелевина, написав по этому поводу разгромную статью под названием «Заратустры и мессершмидты».
В 1996-м на страницах журнала «Знамя» вышел новый роман Пелевина, который назвали «первым дзен-буддистским романом» — «Чапаев и пустота». Книга награждена литературной премией «Странник», спустя пять лет она оказалась в списке на Дублинскую литературную премию.
В 1999-м к Пелевину пришла настоящая слава. Это случилось после публикации его легендарного романа «Generation «П», благодаря которому автор удостоился особого статуса в русской литературе. Герои этого произведения – люди, которым довелось жить на сломе эпох, когда развалилась большая страна по имени СССР, когда уже никто не дорожил прежними ценностями.
Этот роман представляет собой литературу постмодерна, в нем реальные события каким-то невероятным способом переплетается с выдуманными образами, образовывая театр абсурда. Самому Виктору было непонятно, как он создал произведение в постмодернизме, если до этого кроме советского реализма в стране не наблюдалось больше ни одного жанра. Жизнь героев романа во многом зависит от наркотических средств, которые зачастую используются автором, как движущая сила сюжета.
В 2006-м библиография Пелевина пополнилась романом Empire V, у которого есть и второе название – «Повесть о настоящем сверхчеловеке». Интересно то, что в этот роман автор ввел персонаж из другого своего произведения «Generation «П». Такие перекрестные линии в стиле Пелевина.
Спустя три года в издательстве «Эксмо» вышел новый роман писателя с лаконичным названием «t». В нем присутствует переплетение русской истории и восточного мистицизма, где граф «t» (имеется в виду Толстой), путешествует в Оптину Пустынь. В 2011 году Пелевин порадовал поклонников своего творчества постапокалиптическим романом S.N.U.F.F. За эту работу писатель получил премию «Электронная книга».
В 2013 году Пелевин написал «Бэтмана Аполло», через год выпустил новое произведение – «Любовь к трем цукербринам». За этим последовал роман под названием «Смотритель», в первом томе которого Виктор включает в сюжетную линию императора Павла I. Под воздействием алхимии император оказывается в ином мире, где учитель служит ему проводником.
В 2016-м автор публикует свое новое детище, роман «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами», написанный в четырех частях. Пелевин и здесь не отступил от своего стиля, переплел обычную жизнь семьи Можайских и фантасмагорические элементы.
Через год Виктор издает свой пятнадцатый по счету роман – «iPhuck 10». Теперь автор сделал главным героем цифровой алгоритм, которого зовут Порфирием Петровичем. Программа расследует преступления, а свободное время проводит за написанием книг. За этот роман Пелевин удостоился премии Андрея Белого. Издание «Форбс» подвело итоги, и оказалось, что эта книга в рейтинге самых продаваемых, а имя писателя оказалось в одном ряду с Диной Рубиной, Татьяной Устиновой, Джоджо Мойес, Полом Хокинсом.
Писатель Виктор Пелевин
Виктор Пелевин оказался очень «плодовитым» автором. Ежегодно выходил его новый роман. Не стал исключением и 2018 год, когда писатель порадовал новым произведением – романом «Тайные виды на гору Фудзи». Эта работа – гармоничное переплетение тонкой иронии, блестящей сатиры, невероятного гротеска. Сюжет о богатом бизнесмене Федоре, пресытившемся жизнью. В один из дней он встречает молодого человека по имени Дамиан, торговца счастьем для богатых людей.
Так уж сложилось, что каждый год в конце лета Пелевин радует поклонников новой книгой. К осени 2019-го в продаже появился сборник «Искусство легких касаний», в который вошли две повести и рассказ. Сюжет «Иакинфа» о друзьях-хипстерах, которые скитаются на Северном Кавказе. В повести «Искусство легких касаний» хакеры из России пытаются внедрить на Земле толерантность. Рассказ «Столыпин» посвящен столыпинскому вагону для перевозки заключенных.
Личная жизнь
Вокруг личности писателя ходит множество слухов и легенд, и он сам приложил к этому руку. Виктор отказывается встречаться с журналистами, редко посещает публичные места, сам создал вокруг себя пустоту, и наслаждается одиночеством. Недомолвки всегда вызывают слухи, вот и о Пелевине говорят, что пишет не он, а под его псевдонимом сочинительством занимается целый коллектив творческих людей. Этот миф подкрепляется не только закрытым образом жизни писателя, но и тематикой его произведений. Виктор Пелевин тщательно скрывает свою личную жизнь, но журналистам все же удалось выяснить, что у него никого нет, ни супруги, ни детишек.
Достаточно долго Пелевин не дружил с соцсетями, и только в 2017 году зарегистрировал страницу в Инстаграм, которая ведется от его имени. На протяжении года писатель разместил там несколько снимков. Пелевин даже пригласил человека, который занимается разработкой его официального сайта.
Виктор большой поклонник буддизма. За всю свою жизнь писатель успел побывать в Южной Корее, Непале, Китае, Японии.
Виктор Пелевин сейчас
27 августа 2020-го читатели получили очередной подарок от Пелевина – роман «Непобедимое солнце», который вышел в издательстве ЭКСМО. В романе семьсот страниц, и это не могло не порадовать поклонников автора. Роман написан легким понятным языком, читается динамично и непринужденно. Но и здесь автор использовал свою визитную карточку – философские размышления.
Сюжет закручен вокруг девушки Саши, феминистки, москвички. Вирус еще не начал свое триумфальное шествие по планете, и девушка со спокойной совестью отправляется путешествовать на гору Аруначала в Индии.
На пути Саши окажутся интересные персонажи, она узнает глобальную тайну. Девушка вернется домой другим человеком, но об этом лучше прочесть в романе.
В настоящее время режиссер Виктор Гинзбург снимает картину «Ампир V», в основу которой лег одноименный роман Пелевина. Роль главного героя досталась Павлу Табакову, зрители увидят ленту в 2021 году. Задумка снять этот фильм появилась еще в 2011-м, когда Гинзбург экранизировал «Generation «П». Роли других ключевых персонажей режиссер отдал Вере Алентовой, Мирону Федорову, Марине Зудиной.
Интересные факты
Избранные произведения
Ссылки
Путеводитель по романам Виктора Пелевина
Рассказываем о самых ранних и самых новых произведениях знаменитого писателя
В конце 90-х — начале 2000-х книги Виктора Пелевина произвели эффект разорвавшейся бомбы. Ими зачитывались, делились, о них спорили на улицах и в университетах. Спустя 20 лет мало что изменилось: читатели по-прежнему ждут каждое новое произведение автора. Разве что самих романов стало больше, и теперь «новичку», не знакомому с творчеством писателя, легко запутаться.
Чтобы этого не случилось, мы подготовили краткий путеводитель по самым известным книгам Виктора Пелевина.
Девяностые
Дебютным романом стал «Омон Ра» — гротескная история о подготовке СССР к полету на Луну, по жанру близкая к триллеру. Помимо псевдо-космонавтов, летающих под землей, здесь фигурируют курсанты училища им. Маресьева, которым ампутируют ноги и учат танцевать калинку, выпускники училища им. Александра Матросова, чьи экзамены сопровождаются автоматной очередью, и слепые инвалиды из Высшего военно-политического училища имени Павла Корчагина. Названием романа послужило имя главного героя — Омона Кривомазова с позывным «Ра», одновременно напоминающее и о древнеегипетском боге, и об отряде милиции особого назначения — ОМОНе.
Буквально через год после «Омона Ра» Пелевин опубликовал «Жизнь насекомых» — чуть менее известную, но не менее значимую в его творчестве аллегорию на человеческую жизнь, в которой проведены параллели с миром жуков и бабочек.
Культовый «Чапаев и Пустота» стал третьим романом автора. Сам Пелевин характеризует его как «первое произведение в мировой литературе, действие которого происходит в абсолютной пустоте». Гражданская война здесь переплелась с постперестроечной Россией, а на первый план вышел своеобразный способ восприятия реальности поэтом-декадентом Петром Пустотой. Размышления о будущем и прошлом страны смешались с философией ницшеанства и дзен-буддизма. Роман стал лауреатом премии «Странник-97» в номинации «Крупная форма», а его англоязычный перевод вошел в финал Дублинской литературной премии.
Лихие девяностые закончились вместе с появлением постмодернистского «Generation „П“» (1999) — истории о поколении семидесятых, которым пришлось повзрослеть и сформироваться в десятилетие политических изменений. Главный герой Вавилен Татарский — копирайтер, «криэйтор» и телевизионщик, адаптирует зарубежные рекламные слоганы к российской действительности, но не может не размышлять о вечном и в конце концов достигает Вавилонской башни. Шумеро-аккадская мифология здесь соседствует с рекламными стратегиями, теорией заговора и шаржем на веру в правдивость СМИ.
Нулевые
Дальше романы Виктора Пелевина выходили более-менее стабильно. «Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре» появился в 2005-м, через год свет увидел «Empire V», а вот «t», роман об отношениях автора и его персонажей, читателям пришлось ждать три года.
Десятые
Примерно столько же времени прошло между ним и выходом десятого юбилейного произведения мастера «S. N. U. F. F.», и это было уже совсем другое десятилетие. В основе сюжета — взаимоотношения жителей вымышленных государств Уркаины и Бизантиума. Сам автор характеризует эту книгу как «роман-утøпія Виктора Пелевина о глубочайших тайнах женского сердца и высших секретах лётного мастерства!»
Одиннадцатая книга Пелевина «Бэтман Аполло» вышла в полночь 28 марта 2013 года. В нем писатель снова возвращается к миру людей и вампиров, ранее описанному в «Empire V». Но если «Empire» рассказывает о жизни и терзаниях молодого вампира Рамы, то в «Бэтман Аполло» автор уделяет больше внимания повестке дня, переплетая это, как водится, с сюжетами из буддистской и древнеегипетской мифологий.
Еще более страшным, современным и злободневным кажется роман «Любовь к трем цукербринам», вышедший в 2014 году. Культ потребления и интернет-зависимость, международные взаимоотношения и нарастающая популярность Google и Facebook стали лейтмотивами истории. На фоне этого романа следующие произведения — «Смотритель» (2015) и «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами» (2016) — кажутся куда более медитативными и отстраненными от реальности.
Снова к повестке дня Виктор Пелевин возвращается в книге «iPhuck 10», за которую получил премию Андрея Белого. Сюжет разворачивается в конце XXI века, где виртуализируется все, вплоть до секса, полиции и литературного мастерства. В этом тексте автор снова обратился к проблеме взаимоотношений творца и произведения, уже затронутой когда-то в «t». По мнению критика Галины Юзефович, «iPhuck 10» — это «странный, глубокий и волнующий роман, сплавляющий разум и чувство в какой-то совершенно новой для Пелевина (да, пожалуй, и для всей русской прозы) пропорции, и определенно лучший текст автора за последние годы — во всяком случае, самый интеллектуально захватывающий».
Ну и, наконец, к новинкам! «Тайные виды на гору Фудзи» (2018) наполнены пасхалками к предыдущим произведениям, иронией над олигархами, стартаперами и оголтелыми феминистками. Как и другие книги Пелевина, этот роман задел многих и вызвал немало споров, однако художественной ценности текста это не умаляет. Сегодня «Тайные виды» являются последним романом автора, потому что следующая книга «Искусство легких касаний» — сборник из трех новелл, а короткая проза Пелевина — это отдельный долгий разговор.
Все романы Пелевина от лучшего к худшему
Если оценить романы Пелевина от вершин к унынию, то хронологически выйдет красивый график горки, на которой читатель скатывается, скатывается, а потом вдруг неожиданно подлетает вверх (как в случае с «iPhuck 10») и неизвестно, куда он дальше залетит и что себе сломает. Повести и малую прозу в расчет брать не будем, они своими тонкими полуградусами различия совсем все запутают. И без того любой рейтинг обречен на трагическую субъективность и одиночество.
1. Чапаев и Пустота (1996)
«Чапаев и Пустота» с кусающей себя за хвост историей про бабочку и императора попал точно в жилу. В 90-х нереальности происходящего не боялись, а даже немного хотели, пусть и иногда на уровне подсознания.
Любая фантазия, любое бегство от того, что происходит вокруг, лучше крепко сжимающегося кольца гомеостаза и растерянности. Поэтому полуэзотерическое-полураздолбайское произведение зашло на ура — если мы так зыбки, то нечего и беспокоиться о завтрашнем дне.
Если же вы во главу угла ставите не общечеловеческую и вечную тему, а какие-то сиюминутные политические шуточки, то на вершину топа романов попадет явно что-то другое. Учтите, что в этом случае все мизинчики и глиняные пулеметы мира будут направлены на вас.
2. Омон Ра (1992)
Самый первый роман Пелевина часть считают повестью, но всё же он больше роман, пусть и невеликого объема. Если вам кажется, что веса недостаточно для серебряного призового места, считайте, что повести «Желтая стрела» и «Затворник и Шестипалый» тоже в одной с ним лодке.
Причина такого объединения — кристальная прозрачность текстов, которые дальше у Пелевина будут лишь усложняться и обрастать условностями, а здесь идеи яркие, чистые и звонкие.
Если вы никогда не читали этого автора (потому что вы новорожденный рептилоид, очевидно), то начинать будет полезно именно с этой тройки романа и повестей, которые по форме похожи на притчи и облажаться в их трактовке практически невозможно.
Как водится, где первый, там и сыроватый. Многие детали вроде рефренов с супом-рисом-курицей будут смотреться нарочитыми и неумелыми, но в целом по силе воздействия роман выдающийся. Ведь какой советский ребенок не хотел стать космонавтом? А Пелевин эту мечту заботливо завернул в красивую бумажку и запек в горячей и страшной духовке суровой реальности. Вот они твои мечты, ползи к ним по пустынному коридору, обдирая кровавые мозоли, а в конце будет изящный кукиш отечественного производства. Звездолеты будут бороздить космические просторы в театре твоего воображения, но легче тебе от этого не станет.
3. iPhuck 10 (2017)
Оп, нежданчик. Причина такого высокого места — в относительности происходящего и новом подходе к собственным романам. Это не реклама, но если Виктор Олегович пришлет редакции «Ножа» чего-нибудь этакого пелевинообразующего (например, талант, а вы о чем подумали?), то отказываться не будем.
У романов Пелевина есть своеобразные плавающие сроки годности. Со временем многие из них при безусловной годности постепенно опускаются на дно, потому что уходят не только сами реалии из романа, но и те, кто помнили бы эти реалии. Нет, конечно, они не умирают, вы что, просто многие вещи острые и бьют прямо в сердце за счет актуальности, а когда актуальность ушла, то и текст становится слабее. «iPhuck 10» взлетел так высоко, потому что он еще долго не потеряет остроты, если вообще с ней расстанется.
Пелевин наконец-то после долгих лет стал писать не для какой-то абстрактной интеллектуальной аудитории, а для вполне конкретных молодых читателей, которые хорошо знакомы с современной культурой и ее особенностями. К тому же автор здесь смог вскочить не на мутный и мелкий гребень не мемов, но на большой гребень тенденций.
Побомбить в романе есть от чего: читерски пройденный тест Бекдел на гендерную предвзятость, карикатурные феминистки, смешивание с гипсовой пылью творческих личностей и, конечно, великолепные пассажи для всех тех, кто осмелится критиковать литературную сторону пелевинских и не только текстов.
Критик, по должности читающий все выходящие книги, подобен вокзальной минетчице, которая ежедневно принимает в свою голову много разных граждан — но не по сердечной склонности, а по работе. Ее мнение о любом из них, даже вполне искреннее, будет искажено соленым жизненным опытом, перманентной белковой интоксикацией, постоянной вокзальной необходимостью ссать на ветру с другими минетчицами и, самое главное, подспудной обидой на то, что фиксировать ежедневный проглот приходится за совсем смешные по нынешнему времени деньги. (…) Даже если не считать эту гражданку сознательно злонамеренной, хотя замечу в скобках, что у некоторых клиентов она уже много лет отсасывает насильно и каждый раз многословно жалуется на весь вокзал, что чуть не подавилась… так вот, даже если не считать ее сознательно злонамеренной, становится понятно, что некоторые свойства рецензируемых объектов легко могут от нее ускользнуть. Просто в силу психических перемен, вызванных таким образом жизни. Тем не менее после каждой вахты она исправно залазит на шпиль вокзала и кричит в мегафон: «Вон тот, с клетчатым чемоданом! Не почувствовала тепла! И не поняла, где болевые точки. А этот, в велюровой шляпе, ты когда мылся-то последний раз?»
Всё то, за что мы любим раннего Пелевина, в романе тоже есть. И ощущение сопричастности мудрости и тайне, которую может по уровню сложности осилить даже старшеклассник, и разбросанные по тексту пасхалки, и фривольное обращение с высокими материями, которые неизбежно катятся куда-то в анально-генитальную тему. Сюжет, драма, катарсис и тыловая боль от веры в собственную иллюзорность тоже присутствуют.
4. Generation «П» (1999)
Роман подводит итоги дурным девяностым годам, и итоги эти, мягко говоря, неутешительные. Зато можно отряхнуться и с чистой совестью пытаться идти дальше. Не будь в «Generation „П“» стольких завязок на сиюминутных вещах, то роман стоял бы в рейтинге выше. Сейчас молодому читателю, который с чистого листа попытается прочитать текст, ничего не помня про девяностые, не будет понятна не то что половина лулзов и завязок, а гораздо больше. Поэтому, увы, срок годности и романа, и поколения (не сочтите за оскорбление) с каждым годом всё дальше от идеала. Как сказали бы мерчендайзеры из «Пятерочки» — «всё сильнее просрачивается».
При всех мелких недостатках в целом это блестящий срез целой эпохи — и срез достаточно кровавый, присыпанный солью. Политика, реклама и смена тысячелетий, громады, которые перетирают обычного человека в пыль.
Пути существования личности в этом хаосе только три: 1) лежи и жди, когда тебя раздавят; 2) беги вперед и жди, когда тебя догонят; 3) скачи кругами, запутывай следы и надейся, что тебя не вычислят. В любом случае ты либо сольешься с бесконечностью, либо просто сольешься.
Этим романом Пелевин показал, что уже давно вырос из уровня притч и готов к чему-то большему. Куда он пошел дальше — другой вопрос, но в знаковости тесту не откажешь.
5. Жизнь насекомых (1993)
По-хорошему этот роман тоже следовало бы поставить на одну полочку с «Омоном Ра», но тогда получится какое-то тесное безобразие. В целом они весьма схожи по внутренней структуре, пусть и сильно различаются внешним антуражем. Мир насекомых обрисовывает типичные характеры и образы, которые встречаются в любые времена и в любых широтах. Всегда приятно думать, что твоя мерзкая соседка — это глуповатая муравьиха, дурачок Петька с работы — вечно бегущий в никуда таракан, а жена одного из директоров подозрительно похожа на самку богомола. Точно так же приятно было читать басни Крылова, ровно до тех пор, пока не начинаешь расчесывать бревно в собственном глазу.
Роман простой и безыскусный, но для подростков будет как раз тем самым Пелевиным, который самый вкусный пирог и маффин. С него тоже можно начинать занимательное пелевиноведение и зарождение фантасмагорических традиций, когда смешиваются в кучу мифологемы, символы, размеры, а на заднем фоне кто-то обязательно упорется.
6. Empire V (2006)
Сам по себе этот роман звезд с неба не хватает и выглядит слабее даже 7-го места. Причина повышения в том, что он разогнался и подпрыгнул на парочке красивых идей, которые заложили увесистый кирпич в основание следующего десятка книжек Пелевина. Вот на этом кирпиче текст и стал казаться выше, чем он есть.
Гламур, дискурс и балансирование на сиюминутных модных вещичках. В 2006-м это выстрелило, но с каждым годом — всё сильнее подтухает.
Вместе с тем главная тенденция нулевых в культуре и искусстве цепко ухвачена именно в этом романе. По тексту она размазана жиденьким слоем и сокрыта за тоннами метафизической требухи и болтологии, но писатели для самых народных масс умеют выделять ее в пару кратких предложений. Например, с этим хорошо справился Лукьяненко, дававший интервью Дмитрию Быкову:
— Рискну предположить, что просто вампир — главный герой эпохи консюмеризма, или гламура, как она у нас называется. Он удовлетворяет двум главным условиям: во-первых, всегда прекрасно выглядит — он же вечно молод, никаких морщин, всегда красавец и т. д. А во-вторых, он ничего не производит и непрерывно потребляет. Это такая воплощенная пустота, поглощающая все. Лучший символ эпохи.
На пустоте нулевых и выросла пустота в романах, которую приходилось затыкать уже имеющимися шаблонами.
7. Числа (2003)
Это своеобразный приквел к Generation «П», который хорошо его дополняет. Если брать «Числа» в отрыве от общего творчества, то они, конечно, по нашему топу скатятся ниже. Возможно, вы их даже не узнали, потому что гораздо чаще этот роман выступает не самостоятельно, а в качестве большей части сборника ДПП (НН) — «Диалектика Переходного Периода из Ниоткуда в Никуда». Крепкие рассказы надежно поддерживают роман со всех сторон и ставят его выше, чем есть на самом деле.
«Числа» во многом похожи на Generation «П», но если там тема девяностых и эзотерическая мешанина выстрелили наугад, то тут уже повторенье мать ученья. Каббала, лихие девяностые, пошлый и тонкий юмор вперемешку, отсылки к поп-культуре — всё расставлено по полкам с расчетливостью маркетолога.
Пелевин тут начинает продавать себя, как хороший товар, демонстрируя: вот я могу вот так, и вот так, и вот так. Здесь я балансирую на грани политического скандала, здесь шучу по-гусарски, а здесь развиваю философские мысли на 3 страницы убористого шрифта.
С другой стороны, никто и не утверждает, что роман должен выглядеть живым творением, а не искусственной куклой. Иногда в этой искусственности и кроется самый цимес.
8. Священная книга оборотня (2003)
Пелевин ввел в моду фыр-фыр-фыр, когда никто еще не знал what does the fox say. Примеры не из новых, но и книга тоже: когда она вышла, Ютуба еще не было, поэтому умиляться пушистых котикам и лисонькам было сложнее. Это последний роман Пелевина, который отдавал свежестью вплоть до 2017 года.
«Священная книга оборотня» кристаллизировала пустоту нулевых с другого ракурса, нежели вампирские пелевинские тексты. Если там пустота рассматривается с точки зрения общественной, где бабло и зло играют главную роль, а человечишка болтается где-то крошечной статистической единицей, то в «Священной книге…» человек (даже если он и не человек вовсе, а лиса или волк) стоит во главе угла и печально смотрит на творящийся вокруг беспредел.
Всё, что было в девяностых, уже сломали и перепродали, а нового еще ничего нет. Вот и придумывай, как из этого уныния выкручиваться.
Здесь Пелевин уже точно знает свою норму и может выписывать на собственные книги рецепты с аптекарской точностью. На одну страницу нужно: скрытого цитирования — 0,8 шт., каламбуров — 1,1 шт., монологов — 2,3 шт., политики — 1 ч. л. 3-процентного раствора. Полученный быстроусваиваемый продукт легко может употребить как интеллектуал из столицы, так и учащийся на первом курсе ПТУ.
9. t (2009)
Роман с коварно пишущимся названием очень хорош, но лишь для тех, кто с Пелевиным давно и надолго, а с остальными мировыми литературными тенденциями на ты. Если кто-то уже давно мучается проблемой читателя, сотворчества, разрушения четвертой, пятой, шестой, три-дэ стены, то его «t» зацепит за живое и потешит отсылками к раннему творчеству. Если же читать с бухты-барахты, то будет просто китчевое повествование, похожее на винегрет, где сплелись Толстой и Достоевский, кунг-фу и компот, щука и капуста.
В «t» Пелевин умело тешит читательское самолюбие, поэтому он плохо заходит у тех адекватных читателей, у которых этой пагубной штучки нет.
Зато почесывать пузико я-у-мамы-литературовед удается неплохо, пока в какой-то момент не понимаешь, что весь постмодернизм в романе шит белыми нитками. Впрочем, успокаивает тебя Пелевин: так всё и задумано, просто читай и жди, когда все ниточки распутываются. Тем более что долгие годы творчества наконец-то научили автора не оставлять свободно болтающихся хвостов.
Если играть в этот роман легко, то прочтется быстро и приятно. Если сделать серьезную физиономию и начать выкапывать дискурс, симулякры и прочие умные слова, то гроша ломаного не будет стоить такое чтение.
10. S.N.U.F.F. (2011)
Пожалуй, самая спорная позиция в рейтинге, потому что у многих этот роман в любимых, и если смотреть на бесполезные цифры количественной статистики, то на литературных сайтах множество сердечек принадлежит именно «Снаффу». Но нас не обманешь. К 2011 году Пелевин навострился писать филигранно и глубоко, но «S.N.U.F.F.» — вторичен донельзя. Конечно, сюжет в нем не повторяется, да и шутки придуманы новые, так же как и мир, но это не отменяет одного простого факта: если ты уже прочитал несколько более ранних романов Пелевина, то угадаешь развитие сюжета, расставишь литературные приемы в нужном количестве и реконструируешь костяк романа в голове задолго до конца. А смешные словечки и какие-то местечковые реалии просто натянутся на этот костяк.
Да, в этом романе много времени уделяется любви, которая обычно у Пелевина отображена лишь схематично. Да, в нем предсказаны какие-то исторические реалии, но не то чтобы это было прорывом в 2011-м. Вон Лукьяненко в романе «Звезды — холодные игрушки» еще в 1997 году напророчил историю с Крымом, но никто этот его посредственный роман пифийскими восторгами не закидывает.
11. Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами (2016)
«Лампа Мафусаила…» не настолько плоха, как несколько предыдущих по времени издания романов Пелевина, но редкий читатель отважился долететь до середины этого конкретного Днепра, напуганный ужасной обложкой и репутацией не торта. Хотя как раз начало-то тут лучше всего.
На самом деле роман не совсем роман и нас обманывает — это несколько разных по качеству и интересности повестей. Возможно, Пелевин хотел повторить успех сборников повестей, которые действительно были хорошими, но тут чего-то не хватило. В какой-то момент мотор заглох и автор завяз во всех тех темах, которые мы уже видели и слышали. Сверху тяжелой гирей навалилось печально повсеместное «Удиви меня, Пелевин, давно ничего хорошего не писал», так что даже неплохие отдельные части не зашли и массовой аудитории почти не известны. Название же и вовсе наводит на мысль, что автор пишет для потенциальных зрителей канала «Рен-ТВ», хотя все мы знаем, что они не пойдут читать даже такие завлекательные книги, пока голос из чайника не передаст им соответствующий космический сигнал.
Последний гвоздь в крышку гроба — попытка угнаться за скорым поездом современности с хипстерами и прочими сиюминутными штучками. Вот чуть-чуть бы еще, поднажать — и успел бы.
12. Любовь к трем цукербринам (2014)
Именно на этом романе Пелевин, делающий в десятых годах ставку на актуалочку и злободневность, перестал за ней успевать. Пока ты напишешь книгу, пока ты ее опубликуешь, развезешь по магазинам, продашь, пока ленивые читатели ее прочитают… Всё, актуальность рассеялась, мемы устарели, в Angry Birds никто не играет, а над опоздавшим автором тихонечко посмеиваются в хипстерские усы (которые выйдут из моды аккурат в тот момент, когда про них напишут). Гнаться в литературе за интернетом — дело неблагодарное. Неудивительно, что «Любовь к трем цукербринам» стала явной неудачей. Если второй части вампирской псевдосаги еще прощали эти косяки, списывая на синдром сиквела, и надеялись, что дальше-то Пелевин отряхнется и встанет, то тут надеяться перестали.
Троллить смартфонное поколение миллениалов вообще занятие неблагодарное, потому что им в любом случае проигрываешь в скорости. Только придумал отменную остроту, как эти чудики изменились до неузнаваемости.
13. Бэтман Аполло (2013)
Сделать сиквел лучше оригинала практически невозможно, и редкие исключения лишь подтверждают это правило. «Empire V» стал знаковым, но не был таким уж классным, чтобы хотелось его повторить, так что дальше нужно было как минимум прыгнуть выше его головы. Тут же роман о пресловутую голову споткнулся и кувыркнулся. Типичная история продолжения.
Да и Бэтмен, мягко говоря, не та фигура в современной культуре, против которой можно переть с голыми руками или штыковой лопатой. Чтобы умело обыграть этот мощный сам по себе образ и не превратить его в неприятное юродствование, нужно зарядить в него всю мощь своего таланта. Талант у Пелевина есть, но как и любая ценная субстанция — в ограниченных количествах. В этом романе он распылил его на другие детали, и на какие-то важные моменты не хватило.
Наконец, третий важный момент, спихнувший роман на дно, — это непонятки с аудиторией. Именно в начале десятых годов выросло новое поколение читателей Пелевина, которые не росли вместе с его текстами параллельно, а прочитали их целой пачкой в какой-то период своей жизни.
Как ни крути, но основная аудитория Пелевина — всегда молодежь, которая постепенно сменяется, оставляя фанатов и унося в реальную жизнь остальных. Молодежь достаточно резко и заметно изменилась, а Пелевин в начале нулевых остался тем же. Отсюда — когнитивный диссонанс, методы восприятия информации у них разные. Не зашло.
14. Орден желтого флага. Железная бездна (2015)
На почетном донышке лежит двухтомное творение последних лет, которое мало кто вообще решил прочитать. Причин много, одна из них достаточно неожиданная: роман издали в двух частях за немалые по меркам среднестатистического россиянина деньги, причем текст был тоненько размазан по страницам крупным шрифтом. Все сразу смекнули, что это для выкачивания из народа той самой финансовой субстанции, о которой любит писать Пелевин, поэтому выказали презрительное «фе» роману, даже его не читая.
Как будто в России мало других способов стричь купоны, как будто нельзя было слепить две части в одну книгу, да что вы нас за дурачков держите, за это платить в два раза больше!
Банальный сюжет добил эту книжку, и даже красивости стимпанка не помогли. Конечно, сюжет у Пелевина не главное, а только элемент антуража. Куда интереснее следить за приключениями собственной мысли в условиях, которые создает автор. Но если же забить на него вообще, то читатель в отместку забьет на произведение. Как там говорят в современных блогах? Подавай нам качественный контент. А метафизику прикручивай в свободное от этого время.