Что написал лермонтов в кисловодске
Лермонтовские места КМВ.
Кисловодск
В центре Кисловодска около Нарзанной галереи начинается короткая улица Коминтерна, которая резко набирает высоту, оканчиваясь постройками санаториев. На «красную линию» улицы выходят многочисленные кирпичные здания бывших дач и усадеб XIX– начала XXв. Отсюда начиналась застройка кисловодского курорта. Здесь в начале XIXв. находилась усадьба А. Ф. Реброва.
В нижней части улицы в районе дома №3 до недавнего времени находился длинный двухэтажный особняк. Он знаменит тем, что в 1829 г. там останавливался А. С. Пушкин, а в 1837 г. предположительно жил М. Ю. Лермонтов. Особенно широкую известность это здание получило после выхода в свет романа «Герой нашего времени». С тех пор дом Реброва стал известен также как место, где жили княжна Мери и Вера.
«… Приезжай через неделю в Кисловодск: послезавтра мы переезжаем туда… Найми квартиру рядом: мы будем жить в большом доме близ источника, в мезонине; внизу княгиня Лиговская, а рядом есть дом того же хозяина, который ещё не занят». В доме Реброва происходит встреча Печорина с Верой. После свидания «около двух часов пополуночи… отворил окно и, связав две шали, спустился с верхнего балкона на нижний, придерживаясь за колонну». В это время происходит та ночная встреча, которая, по роману, наделала в Кисловодске много шума и, в конце концов, привела к дуэли между Печориным и Грушницким.
Владельцы, которые были хозяевами усадьбы после А. Ф. Реброва, значительно перестроили здание, в советское время оно было расселено и впоследствии пришло в аварийное состояние. Сегодня его руины сложно разглядеть за высоким металлическим забором посреди поздней застройки.
Судя по всему, Лермонтов хорошо знал окрестности Кисловодска. В течении реки Ольховки, вблизи Кисловодска, имеется водопад, упомянутый в дневнике Печорина: «…Я был взволнован и поскакал в горы развеять мысли, толпившиеся в голове моей. Росистый вечер дышал упоительной прохладой. Луна подымалась из-за тёмных вершин. Каждый шаг моей некованой лошади глухо раздавался в молчании ущелий; у водопада я напоил коня, жадно вдохнул в себя раза два свежий воздух южной ночи и пустился в обратный путь».
Водопад, срывающийся с крутого утёса, существует и по сей день. Он, как и многие лермонтовские достопримечательности, носит имя поэта. В 1881 г. это место зарисовал художник М. А. Зичи, в конце XIX– начале XXвека водопад был излюбленным объектом посещения отдыхающих, его изображение неоднократно появлялось на видовых почтовых открытках.
Дуэль Печорина с Грушницким – один из самых драматических эпизодов романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Трудные отношения своих героев автор решил оборвать пистолетной пулей, невольно предвосхитив и свою печальную участь. Творческая манера Лермонтова такова, что сюжетные линии он предпочитает разворачивать на реальной местности, точно и выразительно рисуя её особенности и приметы. Местом рокового поединка герои романа избирают вершину уединённой скалы, расположенной в ущелье реки Ольховки.
«У подошвы скалы в кустах были привязаны три лошади; мы своих привязали тут же, а сами по узкой тропинке взобрались на площадку, где ожидал нас Грушницкий…», – сообщает в записках Печорин. Однако в тексте романа нет прямого указания на Ольховку, сказано только, что, проскакав мимо крепости через слободку, Печорин и Вернер «въехали в ущелье, по которому вилась дорога, полузаросшая высокой травой и ежеминутно пересекаемая шумным ручьём…». Это впоследствии породило споры среди местных почитателей поэта. Подобных ущелий и скал в окрестностях Кисловодска немало, и краеведы до сих пор с увлечением пытаются отыскать ту самую, единственную.
На страницах своего дневника Григорий Печорин передаёт всеобщее убеждение, что «воздух в Кисловодске располагает к любви, что здесь бывают развязки всех романов, которые когда-либо начинались у подошвы Машука». Действительно, по обычаю лермонтовских времён лечение, начатое в Пятигорске, продолжали в Кисловодске.
«Верстах в трёх от Кисловодска, – читаем в повести «Княжна Мери», – в ущелье, где протекает Подкумок, есть скала, называемая Кольцом; это ворота, образованные природой; они подымаются на высоком холме, и заходящее солнце сквозь них бросает на мир свой последний пламенный взгляд».
Гора Кольцо – удивительный памятник природы. Солнце, дожди и ветер проделали свою разрушительную работу, и полюбоваться этим редким явлением по-прежнему приезжают многочисленные туристы. В окрестностях Кисловодска подобных колец множество, но самым крупным и известным является гора Кольцо, находящаяся в северной части города по дороге в Карачаево-Черкесию.
Ставропольцам рассказали о лермонтовских местах в Кисловодске
На улице Прудной есть небольшой Лермонтовский водопад. Считается, что именно здесь Печорин из «Героя нашего времени» поил своего вороного коня. Водопад находится в долине реки Ольховки и является памятником природы Ставропольского края.
Неподалеку расположена Лермонтовская скала. Это обрывистый скальный утес высотой около 20 метров. Предполагается, что именно здесь проходила дуэль между Печориным и Грушницким, описанная в романе «Герой нашего времени».
Также в романе Михаил Юрьевич Лермонтов упоминает гору Кольцо:
«Верстах в трех от Кисловодска, в ущелье, где протекает Подкумок, есть скала, называемая Кольцом; это — ворота, образованные природой; они поднимаются на высоком холме, и заходящее солнце сквозь них бросает на мир свой последний, пламенный взгляд. Многочисленная кавалькада отправилась туда посмотреть на закат солнца сквозь каменное окошко…»
М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени» (отрывок).
В Кисловодске также имеется Лермонтовская площадка. Возведена она на месте старой Ресторации в 1948 году. Это двухэтажное здание с колоннадой и лестницей. Внизу расположен грот с решеткой, в котором находится скульптура Г. Курегяна «Демон». Над гротом в круглой нише помешен бюст Лермонтова, под ним начертаны строки его стихотворения «Кавказ»:
«Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить,
Там надо быть раз;
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.»
В курортном парке Кисловодска в начале 2000-х был установлен памятник Лермонтову на горе «Красное солнышко». Памятник представляет собой фигуру молодого Лермонтова в офицерской форме, сидящего и смотрящего вдаль.
В 2013 году он был перемещен в Нижний парк на Лермонтовскую набережную. В начале мая 2017 года памятник вернули обратно на гору.
Здесь был поэт
Пятигорск и Кисловодск, конечно, были излюбленными местами поэта. Но и в Дагестане, и в Чечне он провел немало времени. И если от Грозненской крепости, где в 1840 году Лермонтов пробыл довольно долго, не осталось даже камня, то в Дагестане кое-что еще напоминает о Лермонтове. Как и в Ставрополе — который поэт также посещал.
Ставрополь, здание военного госпиталя
По дороге в ссылку в марте 1837 года Лермонтов простудился и оказался в военном госпитале Ставрополя. Здание было перестроено в начале XX века, но первый этаж не тронули. Сейчас там работает кафе.
Фото: Дмитрий Степанов
Но знакомство Лермонтова с городом произошло значительно раньше, в пятилетнем возрасте. Бабушка везла его в Пятигорск на Горячие Воды, и они ждали «оказии» на Тифлисской заставе. Позже на месте заставы появилась Триумфальная арка. Ее и сейчас можно увидеть в Ставрополе, но это новодел, восстановленный по чертежам.
Кисловодск, гора Кольцо
«Верстах в трех от Кисловодска, в ущелье, где протекает Подкумок, есть скала, называемая Кольцом; это — ворота, образованные природой; они подымаются на высоком холме, и заходящее солнце сквозь них бросает на мир свой последний пламенный взгляд», — пишет в своем дневнике Печорин в романе «Герой нашего времени». Лермонтов любил это красивое и труднодоступное место.
Фото: Светлана Шимкович / Фотобанк Лори
В самом Кисловодске поэт посещал Нарзанную галерею, гулял по берегу Ольховки и засиживался в ресторации, на месте которой теперь находится Лермонтовская площадка — напротив главного входа в Курортный парк.
Буйнакск, скала Кавалер-Батарея
В Темир-Хан-Шуру (ныне Буйнакск) Лермонтов приезжал в 1840-м. Сохранился его рисунок, где поэт изобразил себя и своих товарищей, как он сам написал там же, «на привале в Темир-Хан-Шуре». Найти в Буйнакске «лермонтовское место» легко (памятной таблички, правда, уже нет) — скала Кавалер-Батарея с характерными очертаниями видна издалека, дойти до нее можно по центральной улице Ленина. Скала считается памятником природы, здесь хорошая обзорная площадка — неудивительно, что Лермонтов не обошел ее вниманием.
Лермонтовский Кисловодск: скала, водопад, грот и гора.
При упоминании Кисловодска многие вспоминают великого русского поэта Михаила Лермонтова, курортный город тесно связан с его жизнью и творчеством.
Местные жители знают о небольшом водопаде на улице Прудной, названным Лермонтовским, так как считается, что именно здесь Печорин поил своего коня в повести «Княжна Мери». Водопад находится на реке Ольховка, в частном секторе Кисловодска. Вода падает со ступеней в виде двухъярусного каскада с 3-4 метров. В том же районе находится и Лермонтовская скала – предположительно, именно здесь произошла описанная в повести дуэль Грушницкого и Печорина.
Именно здесь, посредине котловины на белом каменном пьедестале высится скала-останец причудливой формы. Кто-то видит в ней корпус корабля, другой башню старинного замка. Все зависит от того, с какой стороны вы будете на неё смотреть.
В «Герое нашего времени» описана еще одна кисловодская достопримечательность – гора Кольцо.
Эту достопримечательность создала сама природа, благодаря ветрам, большим перепадам температур, эрозии и другим природным явлениям, которым подвергались горы Боргустанского хребта. Здесь, на высоте около 900 метров, образовались гроты причудливой формы в виде выемок в скале, и только одна из них с огромным 8-метровым проемом.
В начале этого тысячелетия в Кисловодском парке появился памятник поэту. Памятник представляет собой фигуру молодого Лермонтова в офицерской форме, сидящего и смотрящего вдаль, на величественный Эльбрус. Установлена скульптура на Красном солнышке в память безусловной любви поэта к Кавказу.
Край вдохновения
В этой главе нет главного героя и совсем немного адресов. Мы очень кратко расскажем о том, какое большое место занимают Кавказские Минеральные Воды в русской литературе на протяжении почти двух веков. С античных времен овеяны мифами и сказаниями седые вершины Кавказа и его целебные источники. Недаром поэтический горный край называли страной легенд. Но имен создателей древних сказаний назвать невозможно: их слагали народы, сменявшие друг друга на этой древней земле. Из тумана преданий подлинное лицо Кавказа проступает лишь в сочинениях исследовавших его ученых и русских писателей.
Дикую красоту каменных громад и бушующей между скал воды воспел Г. Р. Державин, по рассказам очевидцев, в оде «На возвращение графа В. А. Зубова из Персии!» Образное и реалистическое описание Пятигорья мы находим впервые в стихотворении «Письмо с Кавказской линии к другу», написанном в 1795 году офицером Аркадием Столыпиным, братом бабушки Лермонтова:
После «Кавказского пленника» Пушкина ворота «таинственного» Кавказа как бы распахнулись для целой плеяды поэтов-романтиков. В. Г. Тепляков писал об этих местах в прозе и стихах. Вот одна из цитат:
Ты ль, пасмурный Бешту,
колосс сторожевой,
В тумане облаков чело свое скрывая,
Гор пятиглавый царь,
чернеешь предо мной
Вдали, как туча громовая!
На Водах в 1823 году побывал С. Д. Нечаев, член «Союза благоденствия». В его стихотворении «Ручей Улькуш» воплощена местная легенда о речках Улькуше и Козаде (Ольховке и Березовке). В Кисловодске написано «Послание к Ячу» — свидетельство встречи здесь декабриста А. И. Якубовича с С. Д. Нечаевым. В «Воспоминании», напечатанном в «Полярной звезде», поэт говорит: «. С благоговением дерзал я лобызать фиал кипящих вод Нарзанны. » и припоминает, как среди прекрасной природы он «о любви бряцал Улькуша страстного с застенчивой Кассадой». Современник Лермонтова Д. П. Ознобишин, часто посещавший Кисловодск, в неизданной поэме «Аделаида» описал устами героини Пятигорск и Бештау, видимые со «злачного верха» Машука, и, покоренный легендарным прошлым Кавказа, воскликнул:
. Здесь каждый шаг — живые письмена,
Все говорит о том, что прежде было;
И воздух жжет, и пар клубит волна,
И в недрах гор кипит огней горнило.
У К. Н. Батюшкова, В. Г. Бенедиктова есть стихи о Водах, у Н. П. Огарева — стихотворение «Эолова арфа», у приятельницы Лермонтова, поэтессы Е. П. Ростопчиной, — «Нарзан».
С начала XIX века развивались, росли курортные города. И умножался список замечательных людей, оставивших большой или малый след в культурной истории края целебных вод, связавших с ним или страницы биографии, или творчество. Он описан и в прозе, и в стихах, воплощен в музыкальных и живописных произведениях.
Декабрист А. А. Бестужев-Марлинский оставил о нем память в повести «Вечера на Кислых водах в 1824 году». «Поэтический путеводитель» по кавказским курортам 30-х годов XIX века — лермонтовскую «Княжну Мери» — дополняют живые картины кавказского быта, военного и курортного, в сатирической повести Е. Хамар-Дабанова (Е. П. Лачиновой) «Проделки на Кавказе». В переписке В. Г. Белинского содержится немало местных живых картинок. В 1827 году в Пятигорске жил герой Отечественной войны 1812 года поэт-воин Денис Давыдов, написавший здесь своего «Полусолдата» и, по впечатлениям закавказской службы, «Араке шумит». В первой половине прошлого века Минеральные Воды описаны в «Неправдоподобных рассказах» автора, укрывшегося под псевдонимом «Чичероне дель К. о». Это был декабрист Н. П. Титов. Зенеида Рва (писательница Е. А. Ган) оставила повесть «Медальон» — в форме записок лечившейся на водах дамы.
Во второй половине прошлого века повестью «Мимочка на Водах» Л. Микулич-Веселитской восхищались Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский. В Пятигорске был издан сборник стихов близкой «Народной воле» поэтессы А. П. Барыковой. Интересно ее обличительное стихотворение «Русалка Нарзана». Местная жизнь и курортные нравы обрисованы в повестях В. А. Тихонова «Меледа» и писателя-демократа, бывшего узника Петропавловской крепости А. И. Эртеля «Минеральные Воды». У А. В. Дружинина есть «Легенда о Кислых Водах», у Г. И. Успенского — повесть «Буржуй». С 80-х годов XIX века долго не сходила с театральных подмостков пьеса приятеля А. П. Чехова И. Л. Щеглова-Леонтьева «В горах Кавказа», действие которой происходит в курортных городах.
Побывали в нашем крае В. Г. Короленко и А. И. Куприн, читавший публичные лекции о Пушкине и новейшей литературе. А. П. Чехов жил в Кисловодске в гостинице Зипалова, там теперь установлена мемориальная доска.
Памятными досками также отмечены дома в Пятигорске и Кисловодске, где останавливались композиторы А. А. Алябьев, открывший кавказскую тему в музыке, и С. В. Рахманинов.
В Кисловодском театральном музее бережно сохраняется рояль, на котором играл великий композитор. Жаль, что нет мемориальной надписи на внешнем здании музыкальной школы в Ессентуках, где в начале XX века жил молодой С. С. Прокофьев. В содружестве с поэтом К. Д. Бальмонтом он создал здесь симфонию-кантату «Семеро их».
Большую главу в истории курортов могли бы составить и произведения писателей-сатириков, и фельетоны известнейших русских журналистов, особенно нападавших на антисанитарию, спекуляцию квартирами, неустройство быта. Писательница-сатирик Н. А. Тэффи посвятила юмористический рассказ Ессентукам, высмеивая беспорядки модного буржуазного курорта. С присущим ей остроумием она говорит: «Здесь образ правления швейцарский» — без взятки швейцару не получить ни комнату в гостинице, ни записаться на очередь к врачу.
Сатирическое перо И. Ильфа и Е. Петрова также коснулось курортного быта. Помимо известной главы из «Двенадцати стульев» с действием в Пятигорске, в собрании полузабытых фельетонов «1001 день, или Новая Шахерезада» есть рассказ о некоем «совслуже» Трикартове. Совершенно здоровый человек, он ради моды добился путевки на курорт и погубил себя неумеренными крадеными процедурами. М. А. Булгаков в 1919 году в Пятигорске написал свой первый фельетон.
Память о замечательных людях, посетивших Кавказские Минеральные Воды, порою составляется из «мелочей», но эти незначительные эпизоды дополняют новыми штрихами знакомый образ писателя или артиста и шире рисуют картину времени, воскрешая позабытое и неизвестное. Кто мог предположить, что маститый академик, историк В. О. Ключевский бывал в Кисловодске в 1887 году и оставил сатирическое стихотворение о «державном граде Нарзана»:
Шутки на курорте свойственны многим. Когда К. М. Симонов лечился в Кисловодске, одна из редакций попросила его прислать что-нибудь для напечатания. Он послал телеграмму:
Будь я в Калуге иль Рязани,
Я вам не мог бы отказать.
Но я сейчас лежу в нарзане
И неохота вылезать.
Кстати, один из первых псевдонимов начинающего К. Симонова был «Овидий Нарзан». Многие ли знают, что певец «березового ситца» С. А. Есенин одну из своих лучших поэм «Сорокоуст» написал во время переезда из Кавказских Минеральных Вод в Баку. Об этом рассказал его спутник А. Б. Мариенгоф. Сам Есенин, посетивший Воды в 1920 году и оставивший 9 августа автограф в книге посетителей «Домика Лермонтова», рассказал в письме Е. И. Лившиц, что на пути из Тихорецкой в Пятигорск они увидели, как их поезд пытается обогнать жеребенок. «Эпизод для кого-нибудь незначительный, а для меня он говорит очень много, — писал Есенин. — И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни. » Так родился важнейший образ поэмы:
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
«Маяковский шел по маленьким Ессентукам, как по своей квартире», — рассказывал нам старейший театральный администратор С. А. Абиян. Поэт-агитатор приезжал в курортные города читать свои стихи в 1927 году и жил в кисловодской гостинице «Гранд-отель». Там теперь находится санаторий «Нарзан».
А. Н. Толстой, прибывший в 1943 году с комиссией по расследованию фашистских злодеяний на Кавказских Минеральных Водах, посвятил им очерк «Коричневый дурман». Летом 1914 года студент М. М. Зощенко работал контролером Минераловодской железнодорожной ветки, а позднее он, уже известный писатель, читал для кисловодской публики чуть ли не биографический рассказ «Двадцать лет спустя» о том, как герой встретил на курорте женщину, которую любил в студенческие годы. Дмитрий Фурманов, в 1915 году бывший санитаром, на пути к месту службы заехал взглянуть на землю Лермонтова и за неимением денег, по его выражению, за сутки «пешком освистал» курортные города. Здесь показывал своих кукол С. В. Образцов, а еще раньше, юношей, в беспокойное лето 1917 года жил на полустанке Машук и участвовал в охране общественного порядка в поселке. «Делал это гордо и сурово», — рассказывал он.
Автор известной скульптуры «Рабочий и колхозница» Вера Мухина подарила главврачу санатория имени А. М. Горького, где она лечилась, медальон-барельеф этого писателя своей работы. Кажется, проще перечислить тех деятелей отечественной культуры, кто не побывал здесь. Целительные воды курортов воспеты целыми поколениями поэтов. До окончательной обработки каптажа нарзана он пенился от газов и кипел в колодце, и в 30-х годах прошлого века Д. Ознобишин восклицал:
Кипи ж, Нарзан, струей могучей
И пеной звонкой и шипучей,
Ласкай пришельца жадный взор!
Шуми, обильный, здравье льющий,
Студеный, жгучий, искробьющий,
Алмазный ключ Кавказских гор!
Футурист В. В. Каменский, приехав в 1916 году, воспел целительную воду:
. И я, как и все, благодарный стихии,
Здоровье сберег на запас — в сундуки —
И радости полный, пою вам стихи я,
Вам, воды целебные — Ессентуки!
И пошутил о «богатырской воде»:
. Углекислые ванны нарзана,
Исцеляя недужных людей,
От министра до простого пейзана,
Воплощают людей в лебедей.
Вера Инбер так сказала о земле Пятигорья:
. Здесь, если их попробовать надрезать.
Еще земные корки горячи.
Целебными солями и железом
Пропитаны подземные ключи.
Некогда «белая вилла» Н. А. Ярошенко собирала под своим кровом «созвездие талантов», в наше время здесь много их побывало в Кисловодском санатории имени М. Горького. Вначале он назывался санаторием ЦЕКУБУ, его пациентами были деятели науки и искусства. В 1927 году в нем отдыхала целая плеяда знаменитостей: С. Маршак, К. Чуковский, артисты. Была здесь и Анна Андреевна Ахматова, для которой на Водах «самый воздух был пропитан» стихами и образами Лермонтова. Духовную значимость этого кавказского уголка она передала строками:
. Здесь Пушкина изгнанье началось,
И Лермонтова кончилось изгнанье.
В. И. Качалов, бывший в одно время с ней в санатории ЦЕКУБУ, вспоминал: «Она была такая худенькая, бледная и вот с такими серыми глазами (показывает от брови до щеки)». После внезапного отъезда Ахматовой, не успевший проститься с ней Качалов отправил ей вслед собственное шуточное стихотворение:
Скучно и грустно, что Вас с нами нет;
Грустно завял на окне мой букет,
Вам предназначенный.
Тщетно я с ним
Всюду искал Вас, тоскою томим.
В окна заглядывал двух поездов,
Но не нашел никакейших следов.
Весь кисловодский обрыскал вокзал,
Возле уборной я даже Вас ждал
(Дамской, конечно), но след Ваш простыл.
И восвояси, уфюм и уныл,
Вновь в ЦЕКУБУ возвратился и там
Даже смотреть на оставшихся дам
Я не хотел, и не пил, и не ел.
Вот как меня Ваш поступок задел!
Еще совсем недавно в санаториях и на улицах Кисловодска можно было увидеть старую даму со слуховым аппаратом. Это была Мариэтта Сергеевна Шагинян. Она знала наши курортные города с детства: ее отец был сезонным врачом в Ессентуках. В 1916 году она привозила сюда своему большому другу С. В. Рахманинову стихи известных тогда поэтов для создания романсов. О великом композиторе у нее есть прекрасные воспоминания. Она сама сообщила краеведам, что на Водах ею написан «Лори Лэн-металлист» из серии «Месс-Менд» и роман «Гидроцентраль». Под посвящением ее романа «КИК» подпись: «Кисловодск, 1924 год». В «КИКе» рассказано о ликвидации контрреволюционного заговора в Кисловодске. А в документальной повести «Перемена», рисующей гражданскую войну на юге России, дана яркая картина Кисловодска, куда съехалась столичная знать, убегавшая от революционных «беспорядков»: «Кисловодский парк полон туалетов. В курзале офицерство дает блестящий концерт в пользу Займа свободы — на афише чета Мережковских, молодые публицисты, поэты, крупнейшие музыканты. Парадно звучит «Марсельеза», приподнятая из раковины Курзала блестящим огромным симфоническим оркестром под магическим жезлом Рахманинова.
Ночь кавказская тепла, душна и пахнет близким дождем, духами, сигарой, тонкими гастрономическими запахами с веранды буфета и розами. »
На глазах этой долго прожившей писательницы, не утратившей до последних дней творческую силу, буржуазные курорты превращались во всесоюзную здравницу. Она знала здесь каждый уголок и порою темпераментно вступала в спор с лекторами, знакомящими отдыхающих с историей Кавказских Минеральных Вод. Экскурсовод нам рассказал: однажды к его группе присоединили весьма пожилую даму. Экскурсия была дальняя. Шофер досадливо поморщился: «Вот еще обуза — старуха!» Но это была «неутомимая Мариэтта», она не только не отяготила группу, но заморила их всех: без посторонней помощи взбиралась на все горки и горы, все хотела увидать, обо всем узнать.
Прекрасный, некогда дикий край все так же привлекает красотой и своеобразной историей современных поэтов и прозаиков. Постаревший Павел Антокольский незадолго до смерти приезжал в Пятигорск «вдохнуть воздух Лермонтова», своего любимого поэта. Летопись культурной жизни кавказских курортов обогащается год от года. Часто здесь на городских праздниках поэзии звучали голоса Давида Кугультинова, Расула Гамзатова, Кайсына Кулиева и поэтов, народы которых не имели прежде даже своей письменности. Крупнейшие писатели, артисты традиционно встречаются с отдыхающими и местными жителями. Незримая нить связывает замечательных людей, стоящих у истоков местной культуры, с теми, кто продолжает ее сегодня.
Современные авторы художественных произведений часто обращаются к истории Пятигорья, особенно к ее «лермонтовским временам». Это и А. А. Титов в романе «Лето на Водах», и ставропольцы И. В. Кузнецов, В. Н. Грязев, А. В. Коротин в произведениях о декабристах. Любопытно исследование Я. Махлевича «Мезонин у Нарзана» о доме А. Ф. Реброва. Особо следует выделить роман «Молоко волчицы», написанный уроженцем Ессентуков писателем Андреем Губиным. Это художественная летопись станицы Ессентукской, которая стала теперь прославленным курортом.
Современные писатели, жизнь которых связана с Пятигорском, могли бы пополнить экспонатами проектирующийся здесь литературный музей. Вместе с театральным в Кисловодске он стал бы крупным и прочным вкладом в историю культуры Кавказских Минеральных Вод.