Что написал джованни морелли
Можно ли считать гуманистом Джованни Морелли и почему
Содержание статьи
В богатых средневековых городах-государствах Италии (Генуэзская, Венецианская и Флорентийская республики), начиная с конца XIV появляются люди, называющие себя «любителями мудрости». Они считали античность «золотым веком» и преклонялись перед античной культурой. Мыслителей роднила исторически новая революционная концепция действительности, которая рассматривала цельного, внутренне свободного человека как центр Вселенной. Они реабилитировали земной материальный мир, признавая ценность общественной жизни и роль человеческой личности. Название «гуманист» связывалось не только с высокой образованностью, но и с переосмыслением средневековых схоластических догм мирового устройства. Во Флоренции создается первый гуманистический кружок, и коммуна пополанов становится центром, откуда ренессансный гуманизм, как новая идеология, распространяется по городам Италии и в другие страны.
Гуманизм эпохи Раннего Возрождения
Понятие ренессансного гуманизма связано прежде всего с новой системой образования в Италии, в основу которой было заложено овладение духовной культурой. Термин studia humanitatis был заимствован у Цицерона и означал воскрешение греческой образованности на римской почве. Деятели Раннего Возрождения поставили в центре такой системы знаний проблему человека, его земного предназначения. Был введен иной по сравнению со средними веками комплекс дисциплин (латинская и греческая грамматика, риторика, поэтика, история, этика). Как полагает исследователь Пауль Кристеллер, термин humanista (гуманист) изначально означал специалиста в научно-образовательной области, по аналогии с профессором права (legista), преподавателем свободных искусств (artista). В более широком понимании гуманизм стал обозначать светскую культуру, обращенную не только к человеку, но и исходящую от человека, от его собственных духовно-творческих возможностей и субъективной мощи.
Кто такие купцы-писатели
Выдвинутый гуманистами новый тип активной и деятельной личности нашел отражение у пополанской верхушки, игравшей ведущую роль в экономической и общественно-политической жизни итальянских городов. В среде образованных, мыслящих людей берет начало культура чтения книг.
В библиотеках флорентийцев, наряду с обязательными для христианина Библией, священным Писанием, псалтырем и житийной литературой, появляются труды античных классиков. Интерес вызывает светская литература, а также произведения средневековой рыцарской и городской культуры. В частных собраниях пополанов занимают место учебники грамматики, медицинские трактаты, сборники юридических норм, «Эстетика» и « Метафизика» Аристотеля, трактат Альберти «О семье». По количеству рукописей в библиотеках горожан нет равных «Божественной комедии» Данте и «Декамерон» Бокаччо. Образовалась целая плеяда просвещенных деловых людей, в жизни которых присутствует «эстетическая» составляющая. Многие из владельцев манускриптов стали излагать свои мысли относительно прочитанного в собственных сочинениях. Это мемуаристы, хронисты и купцы-писатели: Джованни Виллани, Паоло да Чертальдо, Франко Саккетти, Джованни Ручеллаи, Бонаккорсо Питти, Джованни Морелли.
Создавая произведения так называемой «купеческой литературы», деловые люди эпохи Возрождения выражали в них свои взгляды на материальный мир и жизненное предназначение человека в этом мире. В качестве основного морального ориентира они выдвигали идеал активной жизни. Это подразумевало деятельную самореализацию на выбранном профессиональном поприще, ориентируясь на личность, которая рассчитывает на свой ум и свои способности. Наблюдения и советы флорентийских купцов-писателей, которыми они делились на страницах своих сочинений, посвящены не только вопросам накопления капитала, но и решению общих этических проблем (о смысле человеческой жизни, о свободе воли человека, об идеале социальной гармонии).
«Записки» Джованни Морелли
Флорентийский гражданин, человек весьма состоятельный и умный, Джованни да Погло Морелли (1371-1444) был потомственным купцом, членом одного из самых влиятельных и богатых ремесленных цехов Лана. Он является первым представителем хронистов семьи Морелли и автором дошедшего до наших времен труда Ricordi («Записки»).
В сочинении, написанном для своих сыновей, предприниматель призывал к тому, чтобы они не только осваивали курсы коммерции и стремились стать продолжателями семейного дела (торговля и выделка шерстяных тканей). Он всячески ратовал за пополнение ими своего культурного багажа, вызывал интерес к архитектурным памятникам, предметам искусства. Отец настоятельно советовал детям читать Данте, Гомера, Вергилия, Сенеку и других античных классиков. «Изучая их, извлекаешь большую пользу для своего ума: Цицерон учит красноречию, с Аристотелем изучаешь философию». Практические советы и морализующие сентенции Морелли касаются не только традиционных вопросов обучения и поведения сыновей. На страницах купеческих записок постоянно присутствует емкий итальянский термин ragione. Это слово в значении счет, разум, мудрость, справедливость означает утверждение в мышлении купечества рационалистического начала.
Примечательно то, что в качестве руководства для повседневной жизни, наряду с нормами купеческой этики из «кодекса чести», Джованни Морелли выдвигает новые этические идеалы ‒ мирской успех, мирская мудрость и мирская добродетель. В своём сочинении представитель раннебуржуазной верхушки излагает отношение к религии, которое отличается от устоявшихся средневековых догм. Лучшим путем к богу он считает не путь отречения и аскетизма, а реальную жизненную практику, гражданскую деятельность человека: «всё проистекает от бога, но в соответствии с нашими достоинствами», «господь желает, чтобы ты сам себе помог и трудами пришел к совершенству». Акцент в трактате «Записки» на активной земной жизни отражал то факт, что в специфических условиях городской культуры Флоренции у пополанов сложился новый взгляд на мир. Значение жизни измерялось в активности для семьи и коммуны.
Как считают специалисты культурологи, Джованни Морелли пришел к гуманизму Возрождения иным путем, нежели его современник Франческо Петрарка. Отмечая заслуги Петрарки в формировании гуманистических идей главным образом в области филологии и образования, исследователи признают, что ренессансный мыслитель Морелли считается деятелем так называемого гражданского гуманизма. Он был более тесно связан с деловой жизнью Флоренции, корни его творчества глубоко уходили в народно-городскую культуру.
МОРЕЛЛИ ДЖОВАННИ
Изучал медицину в университетах Германии, получил звание доктора, однако никогда не практиковал.
Обучаясь в Париже в 1838-1840 годы, начал писательскую карьеру и познакомился со знатоком и антикваром О. Мюндлером, ставшим его первым наставником в сфере искусства.
После объединения Италии Дж. Морелли был избран депутатом от Бергамо (1861-1870 годы), в 1873 году стал сенатором, уделял большое внимание совершенствованию законодательства, касающегося вывоза произведений искусства за рубеж, художественные образования, охраны памятников и развития музеев.
Последний период своей жизни посвятил популяризации метода научного знаточества.
Фундаментальные труды Дж. Морелли, посвящённые итальянской живописи в крупнейших немецких и итальянских музеях, содержат сотни новых атрибуций, большая часть которых разделяется и современными исследователями.
Научные принципы Дж. Морелли сложились под сильным влиянием естественно-научных методов (в частности, методов сравнительной анатомии). В основе его атрибуций лежал анализ способов написания второстепенных элементов изображения (фаланги пальцев, мочки ушей и т. д.) или малозначительных деталей пейзажа, в которых, по мнению Дж. Морелли, художник непосредственнее выражал свою индивидуальность, работая бессознательно (впоследствии З. Фрейд утверждал, что метод Дж. Морелли сходен с психоанализом).
Сочинения Дж. Морелли оказали сильное влияние не только на его учеников (Г. Фриццони и др.); его метод получил широкое распространение в Великобритании и среди представителей венской школы искусствознания (Ю. фон Шлоссер), а также нашёл отражение в работах Б. Беренсона.
Своё собрание итальянского искусства завещал Академии Каррара в Бергамо.
Сочинения:
[Ivan Lermolieff]. Die Werke italienischer Meister in den Galerien von München, Dresden und Berlin. Lpz., 1880;
Kunstkritische Studien über italienische Malerei. Lpz., 1890–1893. Bd 1–3.
Морелли, Джованни
политик и историк искусства
Джованни Морелли, настоящее имя Николаос Шеффлер [1] (25 февраля 1816, Верона — 28 февраля 1891, Милан) — итальянский политик и историк искусства.
Основные работы
Многочисленные его статьи по художественной критики появились в «Zeitschrift für bildende Kunst» за 1874—1876 годы под псевдонимом Iwan Lermolieff. Под тем же псевдонимом он издал «Die Werke italienischer Meister in den Galerien von München, Dresden u. Berlin» (Лейпциг, 1880).
Главный его труд — «Kunstkritische Studien über italienische Malerei» (1890—1893), касается галерей Боргезе и Дория Памфиллы в Риме, а также мюнхенской, дрезденской и берлинской галерей. Его богатая картинная галерея (описана Фриццом, Бергамо, 1892 год) завещана им родному городу — Вероне. В 1895 году в Милане Джованни Морелли установлен памятник.
Источники
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Морелли, Джованни» в других словарях:
Морелли Джованни — (Morelli, 1816 91) итальянский историк; был депутатом и сенатором. Многочисленные его статьи по художественной критике появились в Zeitschrift für bildende Kunst за 1874 76 гг., под. псевдонимом Iwan Lermolieff. Под тем же псевдонимом он издал… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Фаттори Джованни — (Fattori) (1825 1908), итальянский живописец школы «маккьяйоли». Участник Революции 1848 49. Батальные сцены, жанровые композиции («Римские повозки», около 1873), портреты отмечены живой непосредственностью. * * * ФАТТОРИ Джованни ФАТТОРИ… … Энциклопедический словарь
купцы — 1. В исторических источниках начального периода средневековья К.ы. упоминаются сравнительно редко. Это не означает, однако, что они не играли никакой роли в экономической и общественной жизни. Торговые связи в районе Средиземноморья не… … Словарь средневековой культуры
Пьяцца Навона — Вид на южную сторону площади. Пьяцца Навона (итал. Piazza Navona) римская площадь в форме вытянутого с … Википедия
Мазаччо — Мазаччо … Википедия
детство — 1. В отличие от античности, когда воспитание детей и юношей было направлено на создание полноценного гражданина полиса и государства, в средние века упор делался на их приобщении к христианским ценностям. Античному идеалу телесной силы и… … Словарь средневековой культуры
Италия — I Италия (Italia) Итальянская Республика (La Repubblica Italiana). I. Общие сведения И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… … Большая советская энциклопедия
Италия — I Италия (Italia) Итальянская Республика (La Repubblica Italiana). I. Общие сведения И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… … Большая советская энциклопедия
Фиорентина (Флоренция) — Фиорентина Полное название ACF Fiorentina SpA Прозвища Viola (Фиолетовые), Gigliati (Фиалки) Основан 26 августа 1926 … Википедия
Фиорентина (футбольный клуб) — Фиорентина Полное название ACF Fiorentina SpA Прозвища Viola (Фиолетовые), Gigliati (Фиалки) Основан 26 августа 1926 … Википедия
Морелли Джованни
Смотреть что такое «Морелли Джованни» в других словарях:
Морелли, Джованни — Джованни Морелли итал. Giovanni Morelli … Википедия
Фаттори Джованни — (Fattori) (1825 1908), итальянский живописец школы «маккьяйоли». Участник Революции 1848 49. Батальные сцены, жанровые композиции («Римские повозки», около 1873), портреты отмечены живой непосредственностью. * * * ФАТТОРИ Джованни ФАТТОРИ… … Энциклопедический словарь
купцы — 1. В исторических источниках начального периода средневековья К.ы. упоминаются сравнительно редко. Это не означает, однако, что они не играли никакой роли в экономической и общественной жизни. Торговые связи в районе Средиземноморья не… … Словарь средневековой культуры
Пьяцца Навона — Вид на южную сторону площади. Пьяцца Навона (итал. Piazza Navona) римская площадь в форме вытянутого с … Википедия
Мазаччо — Мазаччо … Википедия
детство — 1. В отличие от античности, когда воспитание детей и юношей было направлено на создание полноценного гражданина полиса и государства, в средние века упор делался на их приобщении к христианским ценностям. Античному идеалу телесной силы и… … Словарь средневековой культуры
Италия — I Италия (Italia) Итальянская Республика (La Repubblica Italiana). I. Общие сведения И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… … Большая советская энциклопедия
Италия — I Италия (Italia) Итальянская Республика (La Repubblica Italiana). I. Общие сведения И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… … Большая советская энциклопедия
Фиорентина (Флоренция) — Фиорентина Полное название ACF Fiorentina SpA Прозвища Viola (Фиолетовые), Gigliati (Фиалки) Основан 26 августа 1926 … Википедия
Фиорентина (футбольный клуб) — Фиорентина Полное название ACF Fiorentina SpA Прозвища Viola (Фиолетовые), Gigliati (Фиалки) Основан 26 августа 1926 … Википедия