Что написал чайковский список произведений
Ресурсный центр Музыка
Музыка, творчество, дети
Свежие записи
Основные рубрики
Даниил Демчук
Эстрадная студия Рапсодия подтвердила звание образцовой
Награды от Аrt Kids нашим пианисткам
Поздравляем Любаву Ролич с победой
Поздравляем Елизавету Казакову
Поздравляем юных цимбалисток
Поздравляем Ирину Валерьевну Савицкую
Поздравляем Екатерину Юрьевну Минцевич
Наши пианисты на конкурсе Зажечь звезду 2020
Список произведений П.И.Чайковского. К юбилею композитора
Список произведений Петра Ильича Чайковского
Чайковский Петр Ильич
1. Сценическая музыка
1.1 Оперы
Воевода 1867-68
Ундина 1869
Опричник 1870-72
Кузнец Вакула 1874
Евгений Онегин (слова Пушкина) 1877-78
Орлеанская дева 1878-79
Мазепа 1881-83
Черевички 1885
Чародейка 1885-87
Пиковая дама 1890
Иоланта 1891
1.2 Балеты
Лебединое озеро 1875–76
Спящая красавица 1888–89
Щелкунчик 1891–92
1.3 Музыка к театральным постановкам
2. Оркестровая музыка
2.1 Симфонии
Симфония № 1 «Зимние грезы» 1866–68
Симфония № 2 «Малороссийская» 1872
Симфония № 3 1875
Симфония № 4 1877
Симфония Манфред 1885
Симфония № 5 1888
Симфония № 6 «Патетическая» 1893
2.2 Сюиты
Сюита для оркестра №1 1878–79
Сюита для оркестра №2 1883
Сюита для оркестра №3 1884
Сюита для оркестра №4 «Моцартиана» 1887
Щелкунчик, сюита к балету 1892
2.3 Отдельные оркестровые произведения
2.4 Концерты
3. Вокальная и хоровая музыка
3.1 Кантаты
К радости 1865
Кантата на открытие Политехнической выставки 1872
Хор к юбилею О. А. Петрова 1875
3.2 Хоры и вокальные ансамбли
Литургия святого Иоанна Златоуста, ор. 41 для хора (1878)
Всенощное бдение, ор. 52 для хора (1882)
Вокальное трио «Природа и Любовь» (1870)
3.3 Песни и дуэты
более 100 романсов
4. Камерная музыка
Струнный квартет № 1 op. 11 (1871)
Струнный квартет № 2 op. 22 (1874)
Струнный квартет № 3 op. 30 (1876)
«Воспоминание о дорогом месте», три пьесы для скрипки и фортепиано op. 42 (1878)
Фортепианное трио op. 50 (1882)
«Воспоминание о Флоренции», струнный секстет op. 70 (1890)
5. Фортепианная музыка
Русское скерцо op. 1, No. 1 (1867)
Экспромт op. 1, No. 2 (1867)
Воспоминание о Гапсале, 3 пьесы op. 2 (1867)
Вальс-каприс op. 4 (1868)
Романс op. 5 (1868)
Вальс-скерцо op. 7 (1870)
Каприччио op. 8 (1870)
Три пьесы op. 9 (1870)
Две пьесы op. 10 (1871)
Шесть пьес op. 19 (1873)
Шесть пьес на одну тему op. 21 (1873)
Большая соната соль мажор op. 37a (1878)
Времена года op. 37b (1876)
Детский альбом op. 39 (1878)
Двенадцать пьес op. 40 (1878)
Шесть пьес op. 51 (1882)
Думка op. 59 (1886)
Восемнадцать пьес op. 72 (1893)
Соната до-диез минор op. 80 posth (1865, изд. 1900).
7 мелодий Петра Чайковского, которые знает весь мир
Петр Чайковский – знаменитый композитор, на нем держится мировой балет, про него изучают в школах, и о нем не забудут никогда.
Родился автор мировых произведений 7 мая в 1840 году в селе Воткинск. Главой семьи был инженер Илья Петрович, а мама Александра Андреевна прошла обучение в доме сирот, прекрасно знала иностранные языки, арифметику и географию. Жили они в достатке, но были вынуждены переехать на Урал, поскольку отцу предложили должность главного инженера. В их дом всегда приходило много иностранных гостей, и царила теплая, уютная атмосфера грамотных людей. Петра обучала гувернантка из Санкт-Петербурга. Талантливый мальчишка с детства играл на рояле и сочинял поэзии.
Отец совершенно не противился любовью сына к искусству, а наоборот устроил его в пансион Шмеллинга, где парень продолжал овладевать музыкой и познакомился с балетом. В 1855 году Петр брал уроки у немецкого композитора и музыканта Рудольфа Кондингера, параллельно учась в училище. По окончанию начал работать в Министерстве юстиций, не забывая о музыке.
Не поверите, но он не из ранних гениев, его осознанность к музыкальным направлениям стала приходить ближе к 22 годам. Отец безгранично верил в его способности, даже не учитывая, что педагог, который занимался с Чайковским, оговаривал: «Таланта нет».
В возрасте 23 лет в Питере открылась консерватория, где Чайковский первый раз попытал свои способности и написал кантату «К радости». Его произведение не было оценено, а даже наоборот, понесло полный провал. И, молодой автор понял – совмещать 2 направления не получится. Он с головой опрокинулся в мир музыки и в 1869 году написал произведение на роман «Ромео и Джульетта».
Для того чтобы не забывать величайших людей, мы предлагаем ознакомится с 7-мью самыми известными произведениями автора. Именно они открыли балет России, музыку России в новом, умопомрачительном облике. Сегодня поговорим про:
Чайковский лучшие произведения
Автор писал музыку ко всем театральным направлениям.
К балетным композициям относятся:
К оперным композициям относятся:
Фортепианные известные произведения Чайковского
Автор написал: 7 симфоний, произведения для фортепиано, четыре сюиты, симфоническую музыку, 3 балета и 3 оперных композиции и внес колоссальный вклад в развитее музыки в мире.
К фортепианным произведениям относятся:
Так же, автор провел 3 фортепианных концерта, первый считается самым удачным. Именно он произвел овации среди зрителей и открыл автора в новом амплуа. Композитор стал не просто известным во всем мире, а заслужил огромную популярность, которая поддерживает свой статус на сегодня.
Но забывать или переставать слушать его композиции – это рушить мировую культуру. Поэтому мы призываем изучать, помнить про этого человека и благодарить, что именно он открыл музыку в России и во всем мире в новой, невероятной подаче.
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
10 самых известных произведений Петра Чайковского
Россия-матушка подарила миру множество знаменитых композиторов, произведения которых играют в концертных залах всего мира.
И старый, и молодой даже в наше время гаджетов и техно-музыки слышали имя Петра Чайковского – настоящего гения отечественных опер. За прожитые 53 года он оставил наследие из более чем 80 прекрасных мелодий, в том числе 10 опер и 3 балета, известных на весь мир.
Знали ли вы, что ради своего призвания и таланта Петр Ильич в свое время оставил работу в Министерстве юстиции? Не прельстили его ни чины, ни звания, ни солидные гонорары, так как душа стремилась найти свое отражение в музыке.
Родные будущего композитора не поняли его поступок, ведь на то время отказаться от юриспруденции на благо музыки мог только сумасшедший. И как прекрасно, что Чайковский все же решился на этот отчаянный шаг, сделав самый важный выбор в своей жизни.
И сегодня мы вспоминаем его произведения с мурашками на коже, а иногда и слезами на глазах. Давайте познакомимся с историей и нашем списком из 10 самых известных композиций Чайковского.
10. Иоланта
https://www.youtube.com/watch?v=5THQX9645D0
Эта опера стала последней в послужном списке композитора, поэтому ее можно считать настоящим гимном жизни.
В произведении рассказывается о молодой королевне «Иоланте», которая даже не знает, что слепа, так как никто во дворце не рассказывает ей жестокую правду. Мавританский врач сообщает девушке, что прозрение возможно, если она сильно этого захочет.
И как-то во дворец случайно забредает рыцарь, признаваясь героине в любви. На память он просит у девушки красную розу, но она дарит ему белую, тем самым показывая влюбленному свой порок.
Но рыцарь исполняет прекрасный гимн жизни и свету, полный любви, чем гневает короля. Иоланта очень хочет защитить любимого от гибели, стремится прозреть – и чудо происходит. Счастливый отец благословляет королевну на брак с рыцарем, которые вместе прославляют свет и жизнь.
9. Пиковая дама
Изначально композитор отказался браться за этот заказ, так как не увидел в тексте достаточной сценичности. Однако, через 2 года он передумал и с энтузиазмом приступил к написанию прекрасной оперной музыки.
После премьеры в России произведение было заимствовано в репертуары американских и европейских странах, а слова переводились на чешский и немецкий языки.
8. Евгений Онегин
https://www.youtube.com/watch?v=J2G6WZ0VCP0
А заказ на знаменитую оперу «Евгений Онегин» Петр Ильич получил от известной певицы Елизаветы Лавровской весною 1877 года. Женщина захотела получить музыкальное воплощение пушкинского сюжета. Чайковский, глубоко чтящий наследие Александра Сергеевича, полностью вовлекся в работу и создавал мелодию всю ночь кряду.
Также в своем письме к коллеге С. Танееву композитор сообщил, что хочет положить на музыку очень сильную и немного интимную драму, которая могла бы реализовать и его внутренние конфликты, заставить пережить уникальные эмоции. Примечательно, что летом того же года Чайковский неожиданно для всех женился на своей бывшей студентке, которая была младше на восемь лет. Импульсивный брак распался через пару недель, что положило отпечаток и на музыкальную часть оперы.
7. Детский альбом
Известный аналитик творчества композитора сообщает, что «Детский альбом» можно смело вносить в золотой фонд не только отечественной, но и мировой музыкальной литературы для подрастающего поколения.
Почти столетие спустя на студии «Союзмультфильм» выпустили анимационную зарисовку, которая была положена на музыку из альбома. А еще через два десятка лет был поставлен балет, который стал лауреатом на Международном фестивале.
6. Щелкунчик
И хоть с началом Первой мировой войны и изменением политических воззрений сюжет балета пришлось русифицировать (вплоть до имен), но музыка, написанная отечественным композитором, позволила сохранить удивительную изюминку. Чего стоит прекрасный «Вальс цветов» или «Танец феи Драже».
5. Снегурочка
На момент создания композиции Петр Ильич искренне увлекся народным творчеством и фольклором, что выразилось в его сборнике 50-ти русских народных песен, которые можно исполнять на фортепиано в четыре руки.
В этот же сборник вошло и прекрасное произведение «Снегурочка», которое сохранило музыкальные фрагменты из несостоявшейся оперы Чайковского «Ундина».
4. Славянский марш
Чайковский назвал свое произведение «Сербо-русским маршем», но впоследствии его переименовали. В произведении можно услышать музыкальные ноты, характерные для народной сербской музыки, а также фрагменты известной темы «Боже, царя храни!».
И если вы думаете, что это серьезное историческое произведение неактуально для современности, то ошибаетесь. Например, в 1985 году знаменитая группа Accept, исполняющая «тяжелый металл», взяла мелодию из марша в начало ключевой песни своего популярного альбома.
3. Лебединое озеро
https://www.youtube.com/watch?v=3yq3AhLiVRs
Именно Чайковскому была доверена работа над культовым балетом «Лебединое озеро», который не теряет актуальности и по сей день.
В сюжете мелодии прослеживаются народные мотивы, в том числе примеси немецкого фольклора. Так, история повествует о принцессе Одетте, которую злой волшебник обратил в белого лебедя.
Бытует мнение, что композитор написал мелодию после поездки на альпийское озеро в области г. Фюссен. Примечательно, что с 1877 года изменениям подверглась партитура спектакля, а также его либбретто.
2. Спящая красавица
https://www.youtube.com/watch?v=_ULAjRMD790
Когда-то сюжет гениального Шарля Перро пытался положить на музыку композитор Герольд. Но после нашумевшей премьеры версии Петра Ильича в сотрудничестве с Мариусом Петипом «Спящая красавица» была признана наилучшей и попала в рейтинг самых культовых шедевров мирового балетного искусства.
Конечно, современные балетмейстеры создают новые и новые варианты партитуры произведения, но все они не теряют основной базы, заложенной отечественным композитором.
1. Времена года
Пьесы не только соответствуют месяцам года и имеют оригинальные названия (например, «Февраль: Масленица»), но и четко передают их настроение и эмоции.
Не правда ли прекрасная подборка? Сразу захотелось освежить в памяти лучшие произведения, ведь они помогают выкинуть из головы ненужные мысли и настроиться на творчество и продуктивные размышления.
Поиск, Вид и Навигация
Вы находитесь здесь: Home Чайковский
Список произведений Чайковского
Оперы
Воевода
Ундина
Опричник
Евгений Онегин
Орлеанская дева
Мазепа
Черевички
Чародейка
Пиковая дама
Иоланта
Балеты
Лебединое озеро
Спящая красавица
Щелкунчик
Симфоническое творчество
«Гроза», увертюра к драме
Симфония № 1 «Зимние грезы» op. 13 (1866)
Симфония № 2 op.17 (1872)
Симфония № 3 op. 29 (1875)
Симфония № 4 op. 36 (1878)
«Манфред» — симфония (1885)
Симфония № 5 (1888)
Симфония № 6 op. 74 (1893)
«Фатум», фантазия
«Ромео и Джульетта», увертюра-фантазия
Франческа да Римини
«1812 год», торжественная увертюра
Славянский марш
Концерты и концертные пьесы
Первый концерт для фортепиано с оркестром
Вариации на тему рококо
Концерт для скрипки с оркестром
Музыка к спектаклям драматического театра
«Снегурочка», музыка к сказке А. Н. Островского
Хоровое творчество
Духовная музыка
Литургия Святого Иоанна Златоустого
Девять духовно-музыкальных сочинений
Камерно-инструментальная музыка
Первый квартет, Op. 11
Трио «Памяти великого художника»
Секстет «Воспоминание о Флоренции»
Фортепианная музыка
Времена года
Детский альбом
12 пьес средней трудности, Op. 40
18 фортепианных пьес, Op. 72
Романсы и песни
Романсы
Мой гений, мой ангел, мой друг.
16 песен для детей, Op. 54
6 романсов, Op. 73
Оперы Чайковского: от «Евгения Онегина» до «Пиковой дамы»
7 мая исполняется 181 год со дня рождения Петра Ильича Чайковского, одного из величайших композиторов мира. Еще при жизни в газетах писали о его «внушительной силе мастерства». В историю мировой классической музыки Чайковский вошел как автор десяти опер, трех балетов и семи симфоний. В день рождения композитора Точка ART вспоминает произведения того жанра, который, по словам Чайковского «делает вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях — всего народа».
Н. Д. Кузнецов «Портрет Петра Ильича Чайковского», 1893 Государственная Третьяковская галерея
«Воевода»
С тех пор, как Чайковский посвятил себя музыке, его заветной мечтой было написать оперу на сюжет «Грозы» Островского. Но этой мечте не суждено было осуществиться, и первой оперой композитора стал «Воевода», созданный по другой пьесе Островского — «Воевода, или Сон на Волге». Примечательно, что Островский же должен был написать и либретто. Колоритные сцены из русской народной жизни XVII века привлекли Чайковского, в то время живо интересовавшегося фольклором.
Премьера оперы состоялась 30 января 1869 года в Большом театре, была принята публикой и критиками благосклонно, однако сам Чайковский был недоволен своим произведением, поэтому уничтожил большую часть партитуры. Только лишь в ХХ веке партитура оперы была восстановлена П. А. Ламмом и В. Я. Шебалиным по сохранившимся оркестровым голосам, партиям действующих лиц и некоторым другим материалам. Таким образом эта версия «Воеводы» была поставлена в 1949 году в Малом оперном театре в Ленинграде.
«Ундина»
Поэма немецкого писателя Фридриха де ла Мотт Фуке в переводе В.А. Жуковского была одним из любимейших произведений в семье Чайковских. Романтическая сказка легла в основу второй оперы Чайковского, точнее — либретто, написанного Владимиром Александровичем Соллогубом.
Чайковский приступил к работе, обнадеженный обещанием Дирекции Императорских театров поставить оперу, если партитура будет готова к осени 1869 года. В результате обещание было нарушено — в мае 1870 года «Ундина» была отвергнута коллегией дирижеров императорских театров, поэтому композитор забрал партитуру и в 1873 году уничтожил, не дав «Ундине» увидеть света рампы.
Впервые вторая опера Чайковского прозвучала лишь в 2015 году: восстановленная по сохранившемуся музыкальному материалу, она была исполнена Большим симфоническим оркестром под управлением Владимира Федосеева в Клину, в доме-музее Чайковского, а сразу вслед за этим — в столичном концертном зале им. Чайковского. Кроме того, два года спустя, в 2017-м, Федосеев привез «Ундину» в Вену, где исполнил в главном музыкальном зале австрийской столицы — Золотом зале Wiener Musikverein.
«Опричник»
В 1870 году Чайковский приступает к написанию своей третьей оперы, взяв за основу трагедию писателя И. И. Лажечникова (1792-1969) «Опричник», повествующую о временах Ивана Грозного. Композитор работал над оперой в течение двух лет. В результате премьера состоялась в Мариинском театре 12 апреля 1874 года. Несмотря на успех, сам композитор не был ею вполне доволен, считая, что в ней «мало драматического движения, неровность стиля и видны живые нитки». В последующие годы «Опричник» ставился на российских сценах достаточно регулярно, но позже, после смерти Чайковского, оказался вытеснен из театрального репертуара. Первая и единственная зарубежная постановка с тех пор состоялась в январе 2003 года в итальянском городе Кальяри. Оперу исполнил оркестр и хор оперного театра Кальяри, дирижировал Геннадий Рождественский.
«Опричник» в постановке Мариинского театра © mariinsky.ru
В 2015 году опера вернулась в Мариинский театр, правда, не на историческую сцену, а в Концертный зал театра: постановщиком нового «Опричника» стал Виктор Высоцкий, за дирижерским пультом стоял Валерий Гергиев.
«Евгений Онегин»
К написанию «Лирических сцен» по роману в стихах А.С. Пушкина Чайковский приступил в 1877 году. Идея, подсказанная певицей Елизаветой Лавровской, поначалу показалась Чайковскому абсурдной: он относился к первоисточнику почти со священным трепетом. И все же брошенное зерно дало ростки, и в течение 1877 года Чайковский создает своего «Евгения Онегина». Премьера оперы, ставшей вершиной исканий раннего Чайковского, и ознаменовавшей наступление его творческой зрелости, состоялась 17 (29) марта 1879 года в Малом театре в Москве, ее исполнителями стали студенты Московской консерватории. В то время как в московском Большом театре опера была поставлена лишь двумя годами позже — в январе 1881 года, а первое исполнение в Мариинском театре состоялось 19 (31) октября 1884 года.
«Евгений Онегин» с Анной Нетребко на сцене Metropolitan opera © МЕТ
Первое зарубежное представление «Евгения Онегина» состоялось в 1888 году в Праге, и дирижировал сам Чайковский. 29 ноября 2016 года опера вернулась в чешскую столицу: в Рудольфинуме состоялась премьера ее концертного исполнения, в которой приняли участие солисты Пражской оперы и Мариинского театра. Американская премьера на сцене Метрополитен Оперы состоялась в 1921 году — на итальянском языке. Следующим событием музыкальной жизни Нью-Йорка стала постановка канадского режиссера Роберта Карсона в 1997 году. Десятью годами позже, в 2007 году, спектакль был возобновлен, главную партию в нем исполнил Дмитрий Хворостовский. Сезон 2013 года вновь открывал «Евгений Онегин» с Анной Нетребко в роли Татьяны. А 25 октября 2020 года в Венской опере состоялась премьера «Евгения Онегина» в постановке Дмитрия Чернякова — совершенно новое прочтение классического сюжета.
«Орлеанская дева»
Почти в одно время с «Евгением Онегиным» Чайковский создает «Орлеанскую деву» — одно из самых величественных своих оперных творений. В ее основе — либретто самого композитора, написанное по одноименной романтической драме Фридриха Шиллера в переводе и с сохранением многих стихов В. А. Жуковского. Примечательно, что Чайковский-либреттист лишь дважды отступил от первоисточника: первый раз в начале, создавая декоративную жанровую сцену первого действия, и второй раз в финале — героиня оперы гибнет не в бою, а на костре.
© imslp.org
«Орлеанская дева» написана в духе grand opéra — большой французской исторической оперы: мощные хоровые сцены, балет, пышные ансамбли, торжественные процессии. Безусловно самая монументальная и амбициозная оперная работа Чайковского после премьеры в Мариинском театре в 1881 году не задержалась в репертуаре и вернулась на театральные подмостки лишь в XX веке.
«Мазепа»
Идея написать оперу по поэме А.С. Пушкина «Полтава» пришла к Чайковскому летом 1881 года. В его распоряжении было либретто, написанное литературным критиком и драматургом Виктором Бурениным, в которое композитор внес некоторые изменения, вернув в него многое из первоисточника, поэтому в ряде сцен пушкинские стихи звучат без изменений. В 1883 году опера была закончена и заняла в творчестве Чайковского особое место. «Поэма в поэме», личная драма героев и грандиозные исторические события переплетены и связаны в тугой узел, распутывание которого неизменно ведет к катастрофической развязке.
Премьера шестой оперы композитора в Большом театре состоялась 3 февраля 1884 года, в то время как в Мариинском театре спектакль прошел тремя днями позже, 6 февраля 1884 года.
«Черевички»
В 1870 году Чайковский пишет оперу «Кузнец Вакула» на сюжет «Ночи перед Рождеством» Н.В. Гоголя. С этой оперой композитор принимает участие в конкурсе, организованном Петербургским русским музыкальным обществом. Авторитетное жюри присудило Чайковскому сразу две премии, а в 1874 году опера была поставлена на сцене Мариинского театра и шла с неизменным успехом. Несмотря на это, спустя десять лет Чайковский вернулся к старому сюжету и переработал его. В новой редакции опера получила и новое название — «Черевички».
Действие этой «комико-фантастической оперы» и лейтмотив — история любви Оксаны и Вакулы — разворачиваются на фоне украинской природы и народного быта. Прежде всего это одно из немногих произведений Чайковского, главные герои которого — простые люди. Поэтизация народной жизни, предлагаемая Гоголем, оказалась близка и Чайковскому. Привлекла композитора и возможность отразить украинский колорит, неповторимость природы Украины, ее песенности, традиций, говора, обычаев.
Премьера «Черевичек» состоялась в январе 1887 года и именно с этой оперы началась регулярная и систематическая деятельность Чайковского в качестве дирижера. На память о его дебюте как оперного дирижера у Чайковского сохранился замечательный сувенир — серебряные черевички с гравировкой основных музыкальных тем главных действующих лиц оперы. В настоящее время эти туфельки хранятся в Клину, в доме-музее композитора.
«Чародейка»
«Чародейка» — любимое детище Чайковского, ей он отдал два года напряженной работы с 1885 по 1887 год. У композитора не было готового либретто: автор пьесы Ипполит Шпажинский присылал его частями, поэтому Чайковский в письмах выражал ему свои пожелания. Несмотря на то, что Шпажинский, переписывая либретто и шел на все уступки, большие изменения оно претерпело и во время репетиций. 20 октября 1887 года состоялась премьера в Мариинском театре, примечательно, что четырьмя первыми представлениями дирижировал автор. Несмотря на это, успеха опера не имела и выдержала только 12 постановок. Чайковский переживал неудачу очень тяжело. В письме к Надежде фон Мекк композитор писал: «Я непоколебимо убежден, что „Чародейка“ — лучшая моя опера, а между тем ее скоро сдадут в архив».
«Роман о русской девичьей душе», так называл оперу Борис Асафьев, еще и о любви — во всех ее проявлениях, потому что любовь Кумы к Княжичу — безоглядная, всеохватывающая любовь независимой молодой женщины; любовь Княжича к Куме — первая пылкая любовь юноши; а любовь Князя к Куме — мучительная страсть немолодого жестокого человека. В итоге, супружеская любовь Князя и Княгини растоптана обоими: его похотливостью, ее мстительной ревностью. Любовь Княгини к Княжичу — материнская, переворачивает ей душу, и, возможно, самая сильная.
«Пиковая дама»
Чайковский начал работать над своей предпоследней оперой — «Пиковой дамой» — в январе 1890 года. В отличие от «Евгения Онегина», сочинение которого началось с письма Татьяны, композитор писал музыку последовательно. Возможно поэтому либретто в большой степени отличается от оригинала: произведение Пушкина прозаическое, либретто — стихотворное. Следовательно, множество изменений претерпели и характеры персонажей, и события, и время действия, и даже финал.
Чайковский был так глубоко захвачен всей атмосферой действия и образами героев «Пиковой дамы», что воспринимал их как реальных живых людей. Он писал брату Модесту: «Я испытываю в иных местах, например, в четвертой картине, которую аранжировал сегодня, такой страх, ужас и потрясение, что не может быть, чтобы и слушатель не испытывал хоть часть этого».
В результате, опера была написана в рекордный срок — за сорок четыре дня. Ее премьера состоялась в Петербурге в Мариинском театре 7 (19) декабря 1890 года и имела огромный успех. И по сей день «Пиковая дама» остается одной из непревзойденных вершин классического оперного наследия.
«Иоланта»
Последняя опера Чайковского впервые увидела свет рампы за год до смерти композитора, в 1892-м. Задумывалась она как часть смешанного представления, которое делила с двухактным балетом «Щелкунчик». Очарование сольных номеров, малая форма и сказочный сюжет со счастливым концом скрывала символистскую драму: в центре истории — героиня, лишенная зрения, которой, «чтобы знать красу вселенной», не нужен свет.
«Иоланта» Андрия Жолдака на сцене Михайловского театра © Михайловский театр
Пьеса датского поэта Хенрика Херца «Дочь короля Рене» (1845) русской публике была знакома в переводе Владимира Зотова. Она отвечала высказанному в последние годы желанию Петра Ильича написать оперу на «сюжет не от мира сего», по этой причине композитор находил поэтичными и саму историю, и либретто, сделанное его братом Модестом. Должно быть, Чайковского пленяла героиня, которая не считает себя несчастной, потому что ее согревает вера, и которая готова пожертвовать собой ради любви.
Одноактная, «слишком короткая, чтобы заполнить вечер», по желанию автора она должна была ставиться вместе с оперой «Алеко» Сергея Рахманинова.
Об истории создания трех лучших балетов Петра Ильича Чайковского читайте здесь
Еще больше интересных материалов ищите на нашем канале в Яндекс.ДЗЕН