Что написал бунин список
Биография
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября (10 октября по старому стилю) 1870 года в Воронеже в дворянской семье. Детство будущего писателя прошло на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии.
В 1881 году Иван Бунин поступил в Елецкую гимназию, но проучился лишь пять лет, так как семья не имела средств. Осваивать программу гимназии ему помогал старший брат Юлий (1857-1921).
Свое первое стихотворение Бунин написал в восемь лет.
Его первой публикацией стало стихотворение «Над могилой Надсона», напечатанное в газете «Родина» в феврале 1887 года. В течение года в том же издании появились несколько стихотворений Бунина, а также рассказы «Два странника» и «Нефедка».
В сентябре 1888 года стихи Бунина появились в «Книжках недели», где печатались произведения писателей Льва Толстого, Якова Полонского.
С весны 1889 года началась самостоятельная жизнь писателя — Бунин вслед за братом Юлием переселился в Харьков. С осени стал работать в газете «Орловский вестник».
В 1891 году в приложении «Орловского вестника» вышла его ученическая книжка «Стихотворения. 1887-1891». Тогда же Иван Бунин познакомился с Варварой Пащенко, корректором газеты, с которой они стали жить гражданским браком, не венчаясь, так как родители Варвары были против этого брака.
В 1892 году они переехали в Полтаву, где брат Юлий заведовал статистическим бюро губернского земства. Иван Бунин поступил на службу библиотекарем земской управы, а затем — статистиком в губернскую управу. В разное время работал корректором, статистиком, библиотекарем, газетным репортером.
В апреле 1894 года в печати появилось первое прозаическое произведение Бунина — рассказ «Деревенский эскиз» (название выбрано в издательстве).
В январе 1895 года, после измены жены, Бунин оставил службу и переехал сначала в Петербург, а затем в Москву. В 1898 году он женился на Анне Цакни — гречанке, дочери революционера и эмигранта Николая Цакни. В 1900 году супруги расстались, а в 1905 году скончался их сын Николай.
В Москве молодой писатель познакомился со многими известными поэтами и писателями — Антоном Чеховым, Валерием Брюсовым. После знакомства с Николаем Телешовым, Бунин стал участником литературного кружка «Среда». Весной 1899 года в Ялте он познакомился с Максимом Горьким, позднее пригласившим его к сотрудничеству в издательстве «Знание».Литературная известность к Ивану Бунину пришла в 1900 году после выхода в свет рассказа «Антоновские яблоки».
В 1901 году в издательстве символистов «Скорпион» вышел сборник стихотворений «Листопад». За этот сборник и за перевод поэмы американского поэта-романтика Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате» (1896) Российской академией наук Ивану Бунину была присуждена Пушкинская премия.
В 1902 году в издательстве «Знание» вышел первый том сочинений писателя.
В 1906 году Бунин познакомился с Верой Муромцевой, происходившей из дворянской профессорской московской семьи, ставшей его женой. Чета Буниных много путешествовала. В 1907 году молодые супруги отправились в путешествие по странам Востока — Сирии, Египту, Палестине. В 1910 году они посетили Европу, а затем в Египет и Цейлон. С осени 1912 года по весну 1913 года были в Турции и Румынии, с 1913 по 1914 год — на Капри в Италии.
Осенью 1909 года Академия наук присудила Бунину вторую Пушкинскую премию и избрала его почетным академиком по разряду изящной словесности.
В произведениях, написанных после первой русской революции 1905 года, главенствующей стала тема драматизма русской исторической судьбы. Повести «Деревня» (1910) и «Суходол» (1912) имели большой успех у читателей.
В 1915-1916 годах вышли сборники рассказов писателя «Чаша жизни» и «Господин из Сан-Франциско». В прозе этих лет ширится представление писателя о трагизме жизни мира, об обреченности и братоубийственном характере современной цивилизации.
К Февральской и Октябрьской революциям 1917 года Иван Бунин отнесся крайне враждебно и воспринимал их как катастрофу. Дневником событий жизни страны и размышлений писателя в это время стала книга публицистики «Окаянные дни» (1918).
21 мая 1918 года он уехал из Москвы в Одессу, а в феврале 1920 года эмигрировал сначала на Балканы, а затем во Францию. Во Франции первое время жил в Париже, но с лета 1923 года переехал в Приморские Альпы и приезжал в Париж только на некоторые зимние месяцы.
Здесь он обратился к интимным, лирическим воспоминаниям молодости. Роман «Жизнь Арсеньева» (1930) как бы замкнул цикл художественных автобиографий, связанных с жизнью русского поместного дворянства. Одно из центральных мест в позднем творчестве Бунина занимала тема роковой любви-страсти, выраженная в произведениях «Митина любовь» (1925), «Солнечный удар» (1927), цикле новелл «Темные аллеи» (1943).
В 1927-1930 годах Бунин обратился к жанру короткого рассказа («Слон», «Телячья головка», «Петухи» и др.).
В 1933 году он стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии по литературе «за правдивый артистичный талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер».
В 1939 году с началом Второй мировой войны (1939-1945) Бунины поселились на юге Франции, в Грассе, на вилле «Жаннет», в 1945 году вернулись в Париж.
В последние годы жизни писатель прекратил публикацию своих произведений. Много и тяжело болея, написал «Воспоминания» (1950), работал над книгой «О Чехове», вышедшей посмертно в 1955 году в Нью-Йорке.
В «Литературном завещании» он просил печатать свои произведения только в последней авторской редакции, которая легла в основу его 12-томного собрания сочинений, изданного берлинским издательством «Петрополис» в 1934-1939 годах.
8 ноября 1953 года Иван Бунин скончался в Париже. Похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.
Его жена Вера Муромцева (1881-1961) оставила литературные воспоминания о писателе «Жизнь Бунина» и «Беседы с памятью».
В 1988 году Литературно-мемориальный музей И.А. Бунина был открыт в Ельце, в 1991 году литературно-мемориальный музей Ивана Бунина был создан в Орле.
В 2004 году в России учреждена ежегодная литературная Бунинская премия.
В 2006 году в Париже прошла презентация первого полного 15-томного собрания сочинений Ивана Бунина на русском языке, включающее в себя три тома его переписки и дневники, а также дневники его жены Веры Муромцевой-Буниной и подруги писателя Галины Кузнецовой.
Автор Иван Алексеевич Бунин
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
День рождения: 10.10.1870
Знак зодиака: Лошадь, Весы ♎
Дата смерти: 08.11.1953 (83 лет)
Наша великая литература, рожденная народом русским, породила нашего славного писателя, ныне нами приветствуемого, – И. А. Бунина. Он вышел из русских недр, он кровно, духовно связан с родимой землёй и родимым небом, с природой русской, – с просторами, с полями, далями, с русским солнцем и вольным ветром, со снегом и бездорожьем, с курными избами и барскими усадьбами, с сухими и звонкими проселками, с солнечными дождями, с бурями, с яблочными садами, с ригами, с грозами… – со всей красотой и богатством родной земли. Всё это – в нём, всё это впитано им, остро и крепко взято и влито в творчество – чудеснейшим инструментом, точным и мерным словом, – родной речью. Это слово вяжет его с духовными недрами народа, с родной литературой.
«Умейте же беречь…» Бунин сумел сберечь – и запечатлеть, нетленно. Вот кто подлинно собиратели России, её нетленного: наши писатели и между ними – Бунин, признанный и в чужих пределах, за дар чудесный.
Через нашу литературу, рождённую Россией, через Россией рождённого Бунина признается миром сама Россия, запечатлённая в письменах».
10 самых известных произведений Ивана Алексеевича Бунина
Иван Алексеевич Бунин – выдающийся русский писатель, творчество которого относится к Серебряному веку. В 1933 году он получил Нобелевскую премию по литературе.
Ивана Бунина называют ювелиром слова, гением русской литературы. Литературные критики сходятся во мнении, что в произведениях писателя есть родство с картинами художника-живописца Виктора Васнецова, а повести и рассказы схожи с полотнами такого выдающегося художника, как Михаил Врубель.
Сложно сказать, с какой книги нужно начинать свое знакомство с писателем. Попробуйте с «Легкого дыхания» или с «Чистого понедельника», и вас тотчас же завлечет неповторимая бунинская Россия.
10. Поздний час
В произведении «Поздний час» рассказывается о пожилом господине, который встретился со своим прошлым. Поздно вечером он вышел на прогулку, чтобы посмотреть на знакомые места и предаться воспоминаниям.
Главный персонаж из его воспоминаний о прошлом – его возлюбленная, детали ее внешнего вида: белое легкое платье, темные волосы, живые глаза… Девушка, которая делала его счастливым человеком. Она дала ему надежду на счастье, но случилось непоправимое – она умерла, но для пожилого господина продолжает жить… Жить в его сердце.
Герой осознает, что в этой жизни у него больше ничего нет – он пережил уход почти всех своих родных, но продолжает свой путь в тишине…
9. Чистый понедельник
Рассказ «Чистый понедельник» очень маленький, и освещает лишь малую часть жизни героев.
Главный герой ухаживает за особенной, необычной девушкой – имя ее неизвестно, зато есть характеристика душевной организации и внешнего вида.
Молодого человека прельщает ее красота – он хочет ее телесно, желает любви, но не понимает ее души, мечущейся между очищением и грехом.
Из их отношений ничего хорошего не выйдет, это понятно сразу – она говорит ему, что в жены она не годится, но он все равно продолжает свои попытки. Любовь прекрасна, но проблема в том, что два человека не понимают друг друга.
Девушка ушла в монастырь, вовремя поняв, что ее духовное развитие стоит гораздо выше, чем физиологические потребности.
Интересный факт: исследователи бунинского творчества сходятся на мысли, что для написания «Чистого понедельника» у автора был повод – первая любовь.
8. Темные аллеи
«Темные аллеи» – история, в которой Николай Алексеевич однажды, будучи молодым парнем, соблазнил, а потом бросил крестьянскую девушку Надежду из-за социального статуса.
Прошло 30 лет, и они встретились. Надежда получила вольную от своих господ и стала хозяйкой постоялого двора. Женщина так и не смогла выйти замуж – у Нади осталась обида на Николая, она не смогла его простить.
Мужчина тоже одинок – он очень любил свою жену, но она его бросила, а сын вырос проблемный – ведет себя, как полный негодяй.
Вся жизнь пролетела перед ними в воспоминаниях за несколько минут, и Надежда подталкивала его на них: «А вы мне все стихи изволили читать про темные аллеи…»
Николай Алексеевич, уезжая, представлял, как бы сложилась его жизнь, если бы он сделал в молодости другой выбор – в пользу любви…
7. Антоновские яблоки
Рассказчик вспоминает свое детство, проведенное в деревне Выселки – когда-то ее считали очень богатой, ведь в ней много всего продавалось, росло.
Ему вспоминается чарующая пора – осень, аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок: садовники заполняют ими телегу, чтобы отвезти в город.
Поздней ночью рассказчик выбегает в сад и смотрит на небо… Оно усеяно звездами, он смотрит в небо долго-долго, пока не ощутил, как земля уходит из-под ног… Рассказчик вспоминает, как старики и старухи жили в Выселках подолгу, что являлось признаком благополучия.
Произведение «Антоновские яблоки» представляет собой лирический монолог-воспоминание, построенный при помощи «техники ассоциаций».
6. Митина любовь
Митя влюблен в Екатерину – миловидную девушку, учащуюся в театральной школе. Митя очень ревнует ее к представителям аристократической богемы, которые проявляют к девушке повышенное внимание. Катя же говорит ему, что нет причин для ревности, он для нее – самый лучший.
Митя все время провожает девушку на «литературные вечера, в студию Художественного театра. Со временем он замечает, что Катя стала меняться – она невнимательна к Мите, думает только о театре, а он не знает, как справляться со своей мучительной ревностью.
Катя все больше отдаляется от Мити, и из наивной и трогательной девушки превращается в светскую юную даму, все время куда-то спешащую и наряженную…
В «Митиной любви» Бунин сумел очень тонко передать переживания молодого парня, оставшегося один на один со своей неразделенной любовью.
5. Солнечный удар
Военный и очаровательная миниатюрная девушка знакомятся на палубе корабля. Она возвращается домой из Анапы по Волге, еще какое-то время назад она знать не знала о существовании этого мужчины, однако принимает его предложение сойти на близжайшей пристани.
Они останавливаются в гостинице, но на утро девушка покидает возлюбленного, отказываясь продолжить совместное путешествие. Ее характеру несвойственна безрассудность, и это приключение, как «солнечный удар».
Мужчина провожает девушку до причала, а затем возвращается в гостиницу. Нечаянное знакомство вызвало у него бурю эмоций, он бросается в постель и засыпает в слезах, испытывая любовное безумие…
4. Легкое дыхание
Классическое произведение «Легкое дыхание» рассказывает о беспечной и бесстрашной юной девушке Оле Мещерской, которая училась в гимназии, была из богатой семьи. Она очень красиво и лучше всех танцевала на балах.
Незадолго до своей смерти Оля будто бы была одержима! Она веселилась, а начальница гимназии ругала ее за неподобающее поведение.
После смерти Оли начальница школы каждый праздник приходит на могилу девушки. Странная немолодая дама живет в своем воображаемом мире. Сидя у могилы, она вспоминает, как Оля хвасталась своим легким дыханием, которое якобы привлекает мужчин. А теперь ее дыхание рассеяно в ветре, небе – повсюду…
3. Окаянные дни
«Окаянные дни» – книга тяжелая, настроение от нее становится мрачным, потому что она носит траурные цвета.
Книга написана в форме записей дневника, автор делится своими впечатлениями и наблюдениями о событиях, произошедших в Москве во время гражданской войны – с 1 января 1918 по январь 1920 г.
Автор не был в восторге от того, что творилось вокруг, и от будущего ожидал еще нечто более ужасное. Бунин с иронией описывает, как ввели новый стиль исчисления времени.
Заметки и наблюдения Ивана Бунина от событий в России можно прочитать в книге «окаянные дни».
2. Жизнь Арсеньева
Алексей Арсеньев был рожден в отцовской усадьбе в 70-х годах. Все свое детство он провел на лоне природы, летом перед его взором расстилались цветы и травы, зимой – снежное море без конца и края…
Размеренная спокойная жизнь, русские пейзажи сформировали характер Алексея, который никогда не менялся.
Его самое яркое детское воспоминание – это поездка в город с матерью и отцом. По дороге обратно домой Алеша увидел странного мужчину, так он впервые узнал о том, что существуют каторжники, убийцы, воры…
Интересный факт: книга представляет из себя лирическое биографическое произведение в пяти частях. В 1933 году Бунин получил благодаря «Жизни Арсеньева» Нобелевскую премию.
1. Господин из Сан-Франциско
Господин из Сан-Франциско, заметив, что у него накопилось много денег после работы, которой он отдал всю свою жизнь, решил отправиться в путешествие с женой и дочерью. Тогда люди путешествовали в Старый Свет или Европу.
Был тогда конец ноября, плыли они на роскошном теплоходе, выпивая кофе и принимая ванны. Пассажиры прогуливались по палубе, читали газеты, отдыхали в удобных креслах… Дочь господина познакомилась с принцем.
По прибытию в Неаполь семья остановилась в дорогом отеле, а после все отправились на Капри. Отец семейства собрался обедать, пошел в читальню, и вдруг ему стало плохо – он упал замертво.
Утром тело господина доставили на пристань, но назад на Родину он уже едет не развлекаясь, а в трюме, среди мрака. На палубе жизнь продолжается – люди веселятся, танцуют, но для господина все закончилось.
Рассказ объясняет читателю, что жизнь может оборваться в любой момент – нужно жить сейчас и наслаждаться каждой секундой, проведенной на Земле.
Иван Алексеевич Бунин
Авраам («Был Авраам в пустыне темной ночью. »)
Агни («Лежу во тьме, сраженный злою силой..»)
Айя-София («Светильники горели, непонятный. »)
Александр в Египте («К оракулу и капищу Сиваха. »)
Аленушка («Аленушка в лесу жила. »)
Алисафия («На песок у моря синего. »)
Ангел («В вечерний час, над степью мирной. »)
Апрель («Туманный серп, неясный полумрак. »)
Аркадия («Ключ гремит на дне теснины. »)
Атлант («. И долго, долго шли мы плоскогорьем. »)
Баба-Яга («Гулкий шум в лесу нагоняет сон. »)
Балагула («Балагула убегает и трясет меня. »)
Бальдер («Хаду — слепец, он жалок. Мрак глубокий. »)
Бегство в Египет («По лесам бежала божья мать. »)
Бедуин («За Мертвым морем — пепельные грани. »)
Без имени («Курган разрыт. В тяжелом саркофаге. »)
Безнадежность («На севере есть розовые мхи. »)
Белые крылья («В пустыне красной над пророком. »)
Белый олень («Едет стрелок в зеленые луга. »)
Белый цвет («Пустынник нам сказал: „Благословен господь. »)
Берег («За окном весна сияет новая. »)
Березка («На перевале дальнем, на краю. »)
Бессмертный («Ангел смерти в Судный день умрет. »)
Бог («Дул с моря бриз, и месяц чистым рогом. »)
Бог полдня («Я черных коз пасла с меньшой сестрой. »)
Богиня («Навес кумирни, жертвенник в жасмине. »)
Бред («Стоит, трепещет Стрекоза. »)
Бродяги («На позабытом тракте к Оренбургу. »)
Буря («Истомлена полдневным зноем. »)
В Гефсиманском саду («. И в этот час, гласит преданье. »)
В Москве («Здесь, в старых переулках за Арбатом. »)
В Сицилии («Монастыри в предгориях глухих. »)
В арабской деревне («Если ночью лечь на теплой крыше. »)
В архипелаге («Осенний день в лиловой крупной зыби. »)
В горах («Катится диском золотым. »)
В горах («Поэзия темна, в словах не выразима. »)
В горной долине («Бледно-зеленые грустные звезды. »)
В костеле («Гаснет день — и звон тяжелый. »)
В лесу («Тропинкой темною лесною. »)
В орде («За степью, в приволжских песках. »)
В отъезжем поле («Сумрак ночи к западу уходит. »)
В первый раз («Ночью лампа на окне стояла. »)
В поезде («Все шире вольные поля. »)
В старом городе («С темной башни колокол уныло. »)
В степи («Вчера в степи я слышал отдаленный. »)
В темную ночь («Холодные, темные ночи стоят. »)
В цирке («С застывшими в блеске зрачками. »)
Вдовец («Железный крюк скрипит над колыбелью. »)
Венеция («Восемь лет в Венеции я не был. »)
Вершина («Леса, скалистые теснины. »)
Весеннее («Тает снег — и солнце ярко..»)
Веснянка («Перед грозой, в Петровки, жаркой ночью. »)
Вечер («О счастье мы всегда лишь вспоминаем. »)
Вино («— На Яйле зазеленели буки. »)
Вирь («Где ельник сумрачный стоит. »)
Война («От кипарисовых гробниц. »)
Волны («Смотрит на море старый Султан. »)
Воскресение («В апрельский жаркий полдень, по кремнистой. »)
Воспоминание («Золотыми цветут остриями. »)
Восход луны («В чаще шорох потаенный. »)
Гаданье («Гадать? Ну что же, я послушна. »)
Гальциона («Когда в волне мелькнул он мертвым ликом. »)
Гермон («Великий Шейх, седой и мощный друз. »)
Голуби («Раскрыт балкон, сожжен цветник морозом. »)
Голубь («Белый голубь летит через море. »)
Горе («Меркнет свет в небесах. »)
Горный лес («Вечерний час. В долину тень сползла. »)
Горный путь к морю («Весенний день синеет в вышине. »)
Господь скорбящий («Воззвал господь, скорбящий о Сионе. »)
Гробница («Глубокая гробница из порфира. »)
Гробница Рахили («„И умерла, и схоронил Иаков. »)
Гробница Сафии («Горный ключ по скатам и оврагам. »)
Грот («Волна, хрустальная, тяжелая, лизала. »)
Дагестан («Насторожись, стань крепче в стремена. »)
Два голоса («— Ночь, сынок, непроглядная. »)
Дворецкий («Ночник горит в холодном и угрюмом. »)
Дедушка («Дедушка ест грушу на лежанке. »)
Дедушка в молодости («Вот этот дом, сто лет тому назад. »)
День гнева («. И Агнец снял четвертую печать. »)
Деревенский нищий («В стороне от дороги, под дубом. »)
Детская («От пихт и елей в горнице темней. »)
Детство («Чем жарче день, тем сладостней в бору. »)
Джордано Бруно («„Ковчег под предводительством осла. »)
Диза («Вечернее зимнее солнце. »)
Дикарь («Над стремью скал — чернеющий орел. »)
Дия («Штиль в безгранично-светлом Ак-Денизе. »)
Долина Иосафата («Отрада смерти страждущим дана. »)
Донник («Брат, в запыленных сапогах. »)
Дурман («Дурману девочка наелась. »)
Дюны («За сизыми дюнами — северный тусклый туман. »)
Дядька («За окнами — снега, степная гладь и ширь. »)
Жасмин («Цветет жасмин. Зеленой чащей. »)
Жена Азиса («Уличив меня в измене. »)
За гробом («В подземный мир введет на суд Отца. »)
За измену («Их господь истребил за измену несчастной отчизне. »)
Забытый фонтан («Рассыпался чертог из янтаря. »)
Завеса («Так говорит господь: „Когда, мой раб любимый. »)
Завет Саади («Будь щедрым, как пальма. А если не можешь, то будь. »)
Закат («Вдыхая тонкий запах четок. »)
Закат («Корабли в багряном зареве заката. »)
Заклинание («Из тонкогорлого фиала. »)
Закон («Во имя бога, вечно всеблагого. »)
Запустение («Домой я шел по скату вдоль Оки. »)
Засуха в раю («От пальм увядших слабы тени. »)
Затишье («За днями серыми и темными ночами. »)
Звезда морей («Я в бездне был, я жил кошмаром. »)
Звездопоклонники («Мир не забудет веры древних лет. »)
Зейнаб («Зейнаб, свежесть очей! Ты — арабский кувшин. »)
Зеленый стяг («Ты почиешь в ларце, в драгоценном ковчеге. »)
Зеркало («Темнеет зимний день, спокойствие и мрак. »)
Зимний день в Оберланде («Лазурным пламенем сияют небеса. »)
Зимняя вилла («Мистраль качает ставни. Целый день. »)
Змея («Зашелестела тонкая трава. »)
Змея («Покуда март гудит в лесу по голым. »)
Зной («Горячо сухой песок сверкает. »)
Зов («Как старым морякам, живущим на покое. »)
Золотой невод («Волна ушла — блестят, как золотые. »)
Иаков («Иаков шел в Харан и ночевал в пути. »)
Игроки («Овальный стол, огромный. Вдоль по залу. »)
Иерихон («Скользят, текут огни зеленых мух. »)
Иерусалим («Это было весной. За восточной стеной. »)
Из Апокалипсиса («И я узрел: отверста дверь на небе. »)
Из «Вечерних дум» («Отчего так печальна природа. »)
Из окна («Ветви кедра — вышивки зеленым. »)
Имру-уль-Кайс («Ушли с рассветом. Опустели. »)
Индийский океан («Над чернотой твоих пучин. »)
Ириса («Светло в светлице от окна. »)
Истара («Луна, бог Син, ее зарей встречает. »)
К востоку («Вот и скрылись, позабылись снежных гор чалмы. »)
Кадильница («В горах Сицилии, в монастыре забытом. »)
Казнь («Туманно утро красное, туманно. »)
Каин («Род приходит, уходит. »)
Каир («Английские солдаты с цитадели. »)
Каменная баба («От зноя травы сухи и мертвы. »)
Канун Купалы («Не туман белеет в темной роще. »)
Канун («Хозяин умер, дом забит. »)
Капри («Проносились над островом зимние шквалы и бури. »)
Караван («Звон на верблюдах, ровный, полусонный. »)
Кедр («Темный кедр растет среди долины. »)
Келья («День распогодился с закатом. »)
Кипарисы («Пустынная Яйла дымится облаками. »)
Князь Всеслав («Князь Всеслав в железы был закован. »)
Кобылица («Я снял узду, седло — и вольно. »)
Ковсерь («Здесь царство снов. На сотни верст безлюдны. »)
Колибри («Трава пестрит — как разглядеть змею. »)
Колизей («Дул теплый ветер. Точно сея. »)
Кольцо («В белом песке золотое блеснуло кольцо. »)
Компас («Качка слабых мучит и пьянит. »)
Кондор («Громады гор, зазубренные скалы. »)
Кончина святителя («И скрылось солнце жаркое в лесах. »)
Конь Афины-Паллады («Запели жрецы, распахнулись врата — восхищенный. »)
Косогор («Косогор над разлужьем и пашни кругом. »)
Костер («Ворох листьев сухих все сильней, веселей разгорается. »)
Крещенская ночь («Темный ельник снегами, как мехом. »)
Криница («Торчит журавль над шахтой под горой. »)
Кружево («Весь день метель. За дверью у соседа. »)
Купальщица («Смугла, ланиты побледнели. »)
Ландыш («В голых рощах веял холод. »)
Лесная дорога («В березовом лесу, где распевают птицы. »)
Летняя ночь («„Дай мне звезду, — твердит ребенок сонный. »)
Лимонное зерно («В сырой избушке шорника Лукьяна. »)
Листопад («Лес, точно терем расписной. »)
Луна («Настанет Ночь моя, Ночь долгая, немая. »)
Людмила («На западе весною под вечер тучи сини. »)
Люцифер («В святой Софии голуби летали. »)
Магомет в изгнании («Духи над пустыней пролетали. »)
Магомет и Сафия («Сафия, проснувшись, заплетает ловкой. »)
Мандрагора («Цветок Мандрагора из могил расцветает. »)
Матери («Я помню спальню и лампадку. »)
Матрос («Ночью в море крепко спать хотелось. »)
Матфей прозорливый («Ночь и могильный мрак пещеры. »)
Мать («И дни и ночи до утра. »)
Мачеха («У меня, сироты, была мачеха злая. »)
Мертвая зыбь («Как в гору, шли мы в зыбь, в слепящий блеск заката. »)
Метель («Ночью в полях, под напевы метели. »)
Миньона («В горах, от снега побелевших. »)
Мира («Тебя зовут божественною, Мира. »)
Мистику («В холодный зал, луною освещенный. »)
Могила в скале («То было в полдень, в Нубии, на Ниле. »)
Могила поэта («Мрамор гробницы его — в скорбной толпе кипарисов. »)
Могильная плита («Могильная плита, железная доска. »)
Молодой король («То не красный голубь метнулся. »)
Молодость («В сухом лесу стреляет длинный кнут. »)
Мороз («Так ярко звезд горит узор. »)
Мудрым («Герой — как вихрь, срывающий палатки. »)
Мужичок («Ельничком, березничком — где душа захочет. »)
Мулы («Под сводом хмурых туч, спокойствием объятых. »)
На Днепре («За мирным Днепром, за горами. »)
На Невском («Колеса мелкий снег взрывали и скрипели. »)
На Плющихе («Пол навощен, блестит паркетом. »)
На белых песках («На белых песках от прилива. »)
На винограднике («На винограднике нельзя дышать. Лоза. »)
На исходе («Ходили в мире лже-Мессии. »)
На маяке («В пустой маяк, в лазурь оконных впадин. »)
На монастырском кладбище («Ударил колокол — и дрогнул сон гробниц. »)
На обвале («Печальный берег! Сизые твердыни. »)
На озере («На озере, среди лесов зеленых. »)
На острове («Люблю я наш обрыв, где дикою грядою. »)
На проселке («Веет утро прохладой степною. »)
На пруде («Ясным утром на тихом пруде. »)
На распутье («На распутье в диком древнем поле. »)
На рейде («Люблю сухой, горячий блеск червонца. »)
На хуторе («Опять кругом печалью веет. »)
На хуторе («Свечи нагорели, долог зимний вечер. »)
Надпись на чаше («Древнюю чашу нашел он у шумного синего моря. »)
Напутствие («„За погостом Скутари, за черным. »)
Наследство («В угольной — солнце, запах кипариса. »)
Небо («В деревне капали капели. »)
Невеста («Косоглазая девушка, ножки скрестив. »)
Невеста («Я косы девичьи плела. »)
Невольник («Песок, сребристый и горячий. »)
Неугасимая лампада («Она молчит, она теперь спокойна. »)
Нищий («Все сады в росе, но теплы гнезда. »)
Новоселье («Весна! Темнеет над аулом. »)
Новый год («Ночь прошла за шумной встречей года. »)
Новый завет («С Иосифом господь беседовал в ночи. »)
Новый храм («По алтарям, пустым и белым. »)
Ночлег («В вечерний час тепло во мраке леса. »)
Ночная змея («Глаза козюли, медленно ползущей. »)
Ночной путь («Стой со сжатыми скулами. »)
Ночь Аль-Кадра («Ночь Аль-Кадра. Сошлись, слились вершины. »)
Ночь («Ищу я в этом мире сочетанья. »)
Ночь и день («Старую книгу читаю я в долгие ночи. »)
Ноябрьская ночь («Туман прозрачный по полям. »)
Няня («В старой темной девичьей. »)
О Петре-разбойнике («В воскресенье, раньше литургии. »)
Обвал («В степи, с обрыва, на сто миль. »)
Огни небес («Огни небес, тот серебристый свет. »)
Огонь («Нет ничего грустней ночного. »)
Огонь на мачте («И сладостно и грустно видеть ночью. »)
Один («Он на запад глядит — солнце к морю спускается. »)
Одиночество («И ветер, и дождик, и мгла. »)
Одиночество («Худая компаньонка, иностранка. »)
Океаниды («В полдневный зной, когда на щебень. »)
Октябрьский рассвет («Ночь побледнела, и месяц садится. »)
Ормузд («Ни алтарей, ни истуканов. »)
Отлив («В кипящей пене валуны. »)
Отрава («Свекровь-госпожа в терему до полдён заспалась. »)
Отрывок («В окно я вижу груды облаков. »)
Отрывок («Старик с серьгой, морщинистый и бритый. »)
Отчаяние («. И нового порфирой облекли. »)
Падучая звезда («Ночью, звездной и студеной. »)
Памяти («Ты мысль, ты сон. Сквозь дымную метель. »)
Памяти друга («Вечерних туч над морем шла гряда. »)
Парус («Звездами вышит парус мой. »)
Пахарь («Легко и бледно небо голубое. »)
Первая любовь («Я уснул в грозу, среди ненастья. »)
Первый снег («Зимним холодом пахнуло. »)
Первый соловей («Тает, сияет луна в облаках. »)
Перед бурей («Тьма затопляет лунный блеск. »)
Перекресток («Я долго в сумеречном свете. »)
Перстень («Рубины мрачные цвели, чернели в нем. »)
Песня («Я — простая девка на баштане. »)
Печаль («На диких скалах, средь развалин. »)
Пилигрим («Стал на ковер, у якорных цепей. »)
Плеяды («Стемнело. Вдоль аллей, над сонными прудами. »)
Плоты («С востока дует холодом, чернеет зыбь реки. »)
По теченью («„Девушка, что ты чертила. »)
Под вечер («Угрюмо шмель гудит, толкаясь по стеклу. »)
Подражание Пушкину («От праздности и лжи, от суетных забав. »)
Полдень («Горит хрусталь, горит рубин в вине. »)
Полевые цветы («В блеске огней, за зеркальными стеклами. »)
Полночь («Ноябрь, сырая полночь. Городок. »)
Полярная звезда («Свой дикий чум среди снегов и льда. »)
Поморье («Белый полдень, жар несносный. »)
Помпея («Помпея! Сколько раз я проходил. »)
Портрет («Бродя по залам, чистым и пустым. »)
Портрет («Погост, часовенка над склепом. »)
После битвы («Воткнув копье, он сбросил шлем и лег. »)
После обеда («Сквозь редкий сад шумит в тумане море. »)
После половодья («Прошли дожди, апрель теплеет. »)
Последние дни («. Сегодня в первый раз один брожу в аллее. »)
Последние слезы («Изнемогла, в качалке задремала. »)
Последний шмель («Черный бархатный шмель, золотое оплечье. »)
Послушник («„Брат, как пасмурно в келье. »)
Потомки пророка («Не мало царств, не мало стран на свете. »)
Потоп («Когда ковчег был кончен и наполнен. »)
Поэт («Поэт печальный и суровый. »)
Поэтесса («Большая муфта, бледная щека. »)
Поэту («В глубоких колодцах вода холодна. »)
Пращуры («„Лицом к туманной зыби хороните. »)
При дороге («Окно по ночам голубое. »)
Призраки («Нет, мертвые не умерли для нас. »)
Проводы («Забил буграми жемчуг, заклубился. »)
Прометей в пещере («Вокруг пещеры гул. Над нами мрак. Во мраке. »)
Прощание («Поблекший дол под старыми платанами. »)
Псалтирь («Бледно-синий загадочный лик. »)
Псковский бор («Вдали темно и чащи строги. »)
Птица («На всех на вас — на каждой багрянице. »)
Пугало («На задворках, за ригами. »)
Пугач («Он сел в глуши, в шатре столетней ели. »)
Пустошь («Мир вам, в земле почившие! — За садом. »)
Путеводные знаки («Бог для ночных паломников в Могребе. »)
Рабыня («Странно создан человек. »)
Развалины («Над синим понтом — серые руины. »)
Разлив («Паром, скрипя, ушел. В разлив, по тусклой зыби. »)
Рассвет («Высоко поднялся и белеет. »)
Рассвет («Как стая птиц, в пустыне одиноко. »)
Речка («Светло, легко и своенравно. »)
Ритм («Часы, шипя, двенадцать раз пробили. »)
Родина («Под небом мертвенно-свинцовым. »)
Родине («Они глумятся над тобою. »)
Родник («В глуши лесной, в глуши зеленой. »)
Розы («Блистая, облака лепились. »)
Розы Шираза («Пой, соловей! Они томятся. »)
Руслан («Гранитный крест меж сосен, на песчаном. »)
Русская весна («Скучно в лощинах березам. »)
Ручей («Ручей среди сухих песков. »)
Рыбалка («Вода за холодные серые дни в октябре. »)
Рыбачка («— Кто там стучит? Не встану. Не открою. »)
С корабля («Для жизни жизнь! Вон пенные буруны. »)
С обезьяной («Ай, тяжела турецкая шарманка. »)
С острогой («Костер трещит. В фелюке свет и жар. »)
Саваоф («Я помню сумрак каменных аркад. »)
Самсон («Был ослеплен Самсон, был господом обижен. »)
Сапсан («В полях, далеко от усадьбы. »)
Сатана богу («Я — из огня, Адам — из мертвой глины. »)
Сатурн («Рассеянные огненные зерна. »)
Светляк («Леса, пески, сухой и теплый воздух. »)
Святилище («Сверкала Ступа снежной белизною. »)
Святитель («Твой гроб, дубовая колода. »)
Святогор («В чистом поле, у камня Алатыря. »)
Святогор и Илья («На гривастых конях на косматых. »)
Святой Евстафий («Ловец великий перед богом. »)
Священный прах («Пыль, по которой Гавриил. »)
Се жених грядет. («В сосудах, тонких и прозрачных. »)
Северная береза («Над озером, над заводью лесной. »)
Северное море («Холодный ветер, резкий и упорный. »)
Семнадцатый год («Наполовину вырубленный лес. »)
Сенокос («Среди двора, в батистовой рубашке. »)
Сирокко («Гул бури за горой и грохот отдаленных. »)
Сказка («. И снилось мне, что мы, как в сказке. »)
Сказка о козе («Это волчьи глаза или звезды — в стволах на краю перелеска. »)
Сквозь ветви («Осень листья темной краской метит. »)
Склон гор («Склон гор, сады и минарет. »)
Слепой («Вот он идет проселочной дорогой. »)
Слово («Молчат гробницы, мумии и кости. »)
Смерть («Спокойно на погосте под луною. »)
Собака («Мечтай, мечтай. Все уже и тусклей. »)
Солнечные часы («Те часики с эмалью, что впотьмах. »)
Соловьи («То разрастаясь, то слабея. »)
Сон («Царь! вот твой сон: блистал перед тобою. »)
Сон епископа Игнатия Ростовского («Сон лютый снился мне: в полночь, в соборном храме. »)
Сполохи («Взвевая легкие гардины. »)
Спор («— Счастливы мы, фессалийцы! Черное, с розовой пеной. »)
Спутница («Шелковой юбкой шурша. »)
Среди звезд («Настала ночь, остыл от звезд песок. »)
Сталь («Бью звонкой сталью по кремню. »)
Стамбул («Облезлые худые кобели. »)
Старая яблоня («Вся в снегу, кудрявом, благовонном. »)
Статуя рабыни-христианки («Не скрыть от дерзких взоров наготы. »)
Степь («Синий ворон от падали. »)
Стой, солнце! («Летят, блестят мелькающие спицы. »)
Столп огненный («В пустыне раскаленной мы блуждали. »)
Стон («Как розовое море — даль пустынь. »)
Сторож («И снова вечер, сухо позлативший. »)
Стрижи («Костел-маяк, примета мореходу. »)
Судный день («В щит золотой, висящий у престола. »)
Судра («Жизнь впереди, до старости далеко. »)
Сумерки («Все — точно в полусне. Над серою водой. »)
Сумерки («Как дым, седая мгла мороза. »)
Сын человеческий («Я, Иоанн, ваш брат и соучастник. »)