Что написал бородин композитор
Список произведений Александра Бородина
Ниже представлен список произведений Александра Порфирьевича Бородина. Список организован по жанрам.
Содержание
Произведения для фортепиано
Произведения для оркестра
Концерты
Камерная музыка
Оперы
Романсы и песни
Источники
Полезное
Смотреть что такое «Список произведений Александра Бородина» в других словарях:
Список произведений Пушкина — по алфавиту. В скобках <> даны те названия, что даны не Александром Сергеевичем. См. по годам Стихотворения Пушкина 1813 1825, Стихотворения Пушкина 1826 1836. Содержание 1 А, Б 2 В 3 Г 4 Д … Википедия
Список оперных певцов и певиц XVII—XIX веков — У этого термина существуют и другие значения, см. Список оперных певцов и певиц. В настоящий список включены оперные артисты разных стран, чья активная творческая деятельность продолжалась в период с 1601 по 1900 год. Содержание: Вверх А Б… … Википедия
Список знаменитых пермяков — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия
Бородин, Александр Порфирьевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бородин. Александр Бородин русски … Википедия
Бородин А. — Александр Порфирьевич Бородин русский композитор и учёный химик Дата рождения: 31 октября 1833 (12 ноября 1833) Место рождени … Википедия
Бородин А. П. — Александр Порфирьевич Бородин русский композитор и учёный химик Дата рождения: 31 октября 1833 (12 ноября 1833) Место рождени … Википедия
Бородин Александр Порфирьевич — Александр Порфирьевич Бородин русский композитор и учёный химик Дата рождения: 31 октября 1833 (12 ноября 1833) Место рождени … Википедия
Бородин Александр — Александр Порфирьевич Бородин русский композитор и учёный химик Дата рождения: 31 октября 1833 (12 ноября 1833) Место рождени … Википедия
Бородин А.П. — Александр Порфирьевич Бородин русский композитор и учёный химик Дата рождения: 31 октября 1833 (12 ноября 1833) Место рождени … Википедия
Бородин, Леонид Иванович — Леонид Бородин Имя при рождении: Леонид Иванович Бородин Дата рождения: 14 апреля 1938(1938 04 14) Место рождения: Иркутск, СССР Дата смерти … Википедия
Александр Порфирьевич Бородин
Фото Все
Видео Все
Гении и злодеи. Александр Бородин. 2003
Воскресный музыкант. Документальный фильм (1972)
Урок по музыкальной литературе: А. П. Бородин. Жизнь и творчество
Александр Бородин — биография
Александр Бородин – русский ученый, внесший огромный вклад в изучение органической химии. Выдающийся композитор, автор оперных и симфонических произведений, многие из которых он так и не успел закончить при жизни.
В 1890 году на сцене Мариинского театра состоялась премьера оперной постановки «Князь Игорь», сделавшей автора знаменитым на весь мир. При всем многообразии созданных им опер, симфоний, романсов и концертов, Александр Бородин профессиональным музыкантом не был – прежде всего он считал себя ученым-химиком.
Александр Порфирьевич тесно сотрудничал с Дмитрием Менделеевым, основал собственную исследовательскую лабораторию и однажды стал открывателем химической реакции, которая теперь носит его имя.
Детство и юность
12 ноября 1833 года у князя благородных грузинских кровей Луки Гедианова и дочери рядового военного Авдотьи Антоновой родился сын Александр. Мальчик появился вне брака: его отец переехал в Петербург после расставания с законной супругой и на одном из балов влюбился в девушку из простой семьи.
Сашу записали сыном Порфирия Бородина – слуги князя. Документально будущий ученый и композитор являлся крепостным своего родителя.
Портрет Александра Бородина в юности
Детство маленький Александр провел в доме отца. Родная мать Авдотья жила здесь же, но на людях сына попросили называть ее тетей. Женщина не хотела отправлять ребенка в пансионат и уговорила Луку организовать ему домашнее обучение. К мальчику приходили учителя немецкого и французского языков, а грамоте и счету мать научила Сашу сама.
С 1840 года Авдотья родила еще двух мальчиков – Дмитрия и Евгения. Первый из них не был сыном Луки – он был рожден от неизвестного мужчины. С обоими братьями Александр Бородин тепло общался всю жизнь.
Вскоре князь Гедианов серьезно занемог. С тем, чтобы в случае его смерти любимая женщина и сын ни в чем не нуждались, он выдал Авдотью замуж за военного медика. Брак был фиктивным – Лука пошел на это дабы упрочить ее положение в обществе. Через год князь подарил своей возлюбленной просторный дом рядом с Семеновской площадью, куда Авдотья с сыном вскоре и переехала. Окна особняка выходили на плац, где муштровали солдат, и Саша часто слышал торжественные звуки военных маршей. Будущий композитор запоминал эти мелодии и пробовал воспроизводить их на фортепиано. Юный Бородин часто спускался к военным и расспрашивал музыкантов про их инструменты.
Авдотья поняла, что сын всерьез увлечен музыкой. Она наняла сначала преподавателя флейты, а потом виолончели и фортепиано. В девятилетнем возрасте мальчик сочинил польку «Элен» — свое самое раннее произведение.
Отец скончался в 1843 году. До своего ухода он успел позаботиться о вольной грамоте для сына. Через некоторое время мать повстречала мужчину – учителя немецкого Федора Федорова, и они стали вместе жить. Через три года новый возлюбленный матери познакомил с сыном преподавателя Царскосельского лицея Михаилом Шиглевым. В целях экономии было решено обучать мальчишек вместе, ведь по каждому предмету приходилось нанимать отдельного преподавателя. Так Миша приехал в Петербург и стал жить в доме матери Бородина.
Обучать мальчиков приходили педагоги иностранных языков, математики, черчения, рисования и географии. Кроме того, учащиеся учились танцевать и музицировали. В первый же год ребята научились свободно читать ноты и бойко играть в четыре руки произведения Гайдна, Бетховена и Мендельсона. Александру и Михаилу давали полноценную программу Царскосельского лицея – это контролировал отец Шиглева.
В 13-летнем возрасте Александр закончил работу над своим первым концертом для фортепиано с флейтой. Партию флейты исполнял сам автор, а его друг Миша играл на фортепиано. Прослушав сочинение ученика, преподаватель музыки остался в восторге и посоветовал юноше не переставать творить. Через некоторое время Бородин сочинил произведение для виолончели и двух скрипок. Мать была несказанно рада успехам талантливого сына. Первые его произведения издавать помогала она.
Одной музыкой круг интересов Саши не ограничивался. Его комната напоминала исследовательскую лабораторию – повсюду стояли колбы, склянки, емкости с растворами, трубки и горелки. Будущему ученому нравилось изучать литературу по химии, изготавливать акварельные краски и проводить пиротехнические эксперименты.
Это увлечение было настолько серьезным, что парень решил посвятить свою жизнь этой профессии. В 1850 году молодой человек стал студентом медицинского факультета хирургической академии. Осуществить это было не так то просто: в те годы по закону бывший крепостной не мог рассчитывать на высшее образование. Выручила мать, которая уговорила тверского чиновника приписать Бородина к купеческому сословию.
Выпускные экзамены в гимназии и вступительные в медицинскую академию Александр сдал блестяще.
Медицинская академия
Юноша был из тех студентов, которых обычно ставят в пример. Он много занимался дополнительно, самостоятельно изучая материал. На третьем курсе академии преподавателем Бородина стал известный русский химик Николай Зинин, который заведовал большой лабораторией. Будущему светилу науки позволили посещать это место, когда понадобится и ставить там опыты. Николай Николаевич собирал у себя студентов, которые полюбили его предмет всей душой. В лаборатории ученого велись жаркие споры, обсуждались различные идеи и выводились новые формулы.
Петербургская медицинская академия где учился Александр Бородин
Занимаясь химией, Бородин ни на минуту не забывал о музыке. Он продолжал брать уроки виолончели и фортепиано, а по выходным с Мишей Шиглевым он посещал дом чиновника и большого почитателя искусств Ивана Гаврушкевича. На этих вечерах можно было встретить композиторов Иосифа Гунке, Александра Серова, Осипа Дробиша.
Ближе к окончанию академии композитор создал ряд романсов, самыми известными из которых стали «Слушайте, подруженьки, песенку мою» и «Красавица-рыбка». Любовь Александра музыке не поддерживал преподаватель-химик Николай Зинин, который возлагал на своего ученика большие надежды, а написание романсов считал баловством.
В 1856 году Бородин стал выпускником Медико-хирургической академии. По распределению он попал в ординаторскую Второго военно-сухопутного госпиталя. Но вскоре музыкант понял, что врачом работать не сможет: он несколько раз терял сознание при виде тяжелых ран, а однажды даже сломал хирургический инструмент прямо в горле больного. К счастью, тогда все обошлось – молодой доктор сумел взять ситуацию под контроль.
Главный врач госпиталя любил устраивать вечера, куда ходил и Александр Бородин. Там то композитор и познакомился с юным Модестом Мусоргским. Семнадцатилетний юноша служил в госпитале дежурным офицером и только начинал развиваться как профессиональный композитор. Молодые люди нашли много общих тем для разговоров, продолжив общаться и в дальнейшем. Разумеется, главной темой дискуссий композиторов всегда была музыка.
Весной 1856 года Бородин вернулся к своему наставнику Зинину, стал его ассистентом и начал вести студенческие семинары. Он принял решение с головой погрузиться в науку и написать диссертацию о действии различных ядов на человеческий организм. Через два года он стал доктором медицинских наук, защитив диссертацию.
Александр Бородин на съезде химиков (пятый слева вверху)
Летом того же года ученый отправился в Солигалич Костромской губернии. Там он занялся изучением состава минеральной воды, которая подавалась в местную водолечебницу. Результаты исследований он в 1859 году опубликовал в «Московских ведомостях». Позже этот труд переиздали отдельной брошюрой. Благодаря проделанной Бородиным работе, лечебный курорт в Солигаличе начал активно развиваться и обрел популярность у жителей страны. Эта лечебница функционирует и по сей день.
В 1859 году композитор был направлен в Германию, для повышения квалификации химика. Эту поездку помог организовать преподаватель и коллега Николай Николаевич Зинин.
За границей
Лаборатория ученого Эрленмейера, куда был направлен Александр, находилась в немецком городе Гейдельберг. В этом университетском городке в то время проживали Дмитрий Менделеев, Сергей Боткин и Иван Сеченов. Знакомство молодых ученых состоялось еще в России, и теперь они с удовольствием встречались и дискутировали на различные научные темы.
В течение трех лет химик работал преимущественно в немецких лабораториях, но иногда бывал во Франции, Италии и Швейцарии.
В 1860 году группа российских ученых направилась на первый международный съезд химиков, который проходил в Карлсруэ. В состав русской делегации вошли Николай Зинин, Александр Бородин и Дмитрий Менделеев. На мероприятии обсуждались различные вопросы в области химии, в том числе молекулярного и атомного строения тел.
Через несколько месяцев в Гейдельберг прибыла пианистка Екатерина Протопопова – она страдала легочным заболеванием и доктора посоветовали ей местный климат. Когда Бородин не был занят своими научными изысканиями, они много гуляли в горах.
Александр Бородин
Осенью Екатерине Сергеевне стало хуже. Местный профессор настоятельно рекомендовал ей сменить климат и отправиться в южную Италию. В этой поездке женщину решил сопровождать ее новый знакомый-химик. Итальянские профессора встретили русского коллегу-химика и пообещали позаботиться о Протопоповой. Познакомившись с учеными университета в Пизе, Бородин получил доступ к университетской лаборатории. Там ему удалось получить фтористый бензоил – вещество из ряда фторорганических соединений. Кроме того, используя современное по тем временам европейское оборудование, Александр Порфирьевич создал методику получения карбоновых кислот фторангидридов. Занятий музыкой композитор не оставлял и в Италии – здесь родился один из его фортепианных квинтетов.
Спустя год после съезда в Карлсруэ Александр Порфирьевич сделал описание, как серебряные соли карбоновых кислот входят в реакцию с галогенами. Позднее эту химическую реакцию назвали именем великого композитора и ученого.
В 1862 году в личной жизни Бородина произошли изменения – вернувшись после стажировки на родину, он женился на своей возлюбленной Екатерине Протопоповой.
Общественная деятельность
К заслугам Бородина, как общественного деятеля, можно отнести появление у российских женщин возможности получения высшего образования. Он организовал Высшие женские врачебные курсы, на которых сам с 1872 года читал лекции по химии.
В 1874 году ученый стал казначеем в Обществе помощи студенткам педагогических и медицинских курсов. Александр Порфирьевич участвовал в создании Русского химического общества, членом которого оставался до конца жизни. В начале 1870-х активный общественник работал редактором популярного издания «Знание».
Ведя преподавательскую деятельность, он чутко относился к каждому из своих студентов. Талантливый педагог, известный химик и композитор использовал свой авторитет, когда необходимо было защищать учеников от политических гонений.
Ни дня без музыки
В этом же году ученый побывал в гостях у своего приятеля врача-терапевта Боткина. Там состоялось его знакомство с Милием Балакиревым, знаменитым музыкантом. Они поговорили о творчестве, и новый знакомый пригласил Александра поучаствовать в музыкальном кружке, который вскоре станут называть «Могучей кучкой». Членами этого клуба уже были Николай Римский-Корсаков, Модест Мусоргский и Цезарь Кюи. Собираться было принято в доме Милия: творческие люди представляли свои творения, сообща дорабатывали и исправляли неудачные места. Как правило, критиком выступал хозяин дома Милий, который, к слову, основал «Бесплатную музыкальную школу».
Побывав у Балакирева пару раз, Бородин стал постоянным членом музыкального кружка. Позади был долгий перерыв, и композитор безумно соскучился по сочинительству. В этот период он загорелся идеей создания первого симфонического произведения.
В 1863 году в альма-матер ученого открылась новая химическая лаборатория, руководителем которой его назначили. Александра Порфирьевича поселили в государственной квартире прямо над лабораторией, чтобы он не тратил времени на дорогу. Студенты обожали Бородина и ходили на его лекции с большим интересом.
Преподаватель душевно относился к каждому ученику, но особенно к тем, кто любил его предмет. Студенты, работавшие в лаборатории, часто поднимались к нему домой на завтрак, обед или ужин. Двери его квартиры всегда были открыты для молодых химиков.
Преподавательская деятельность – серьезный процесс, занимающий почти все время. Поэтому свое первое симфоническое произведение композитор смог закончить лишь через пять лет. Премьера симфонии состоялась в Русском музыкальном обществе, а в роли дирижера выступил Балакирев. Плод многолетнего труда творца публика оценила высоко: овации не смолкали несколько минут. Восторженный отзыв о произведении оставил и знаменитый венгерский композитор Франц Лист.
Вскоре почитатели музыки познакомились с романсами Бородина «Старая песня», «Спящая княжна», «Морская царевна» и «Фальшивая нота».
Ближе к концу 1860-х «Могучая кучка» трудилась над оперными произведениями. Модест Мусоргский корпел над «Борисом Годуновым», Николай Римский-Корсаков сочинял «Псковитянку», а Милий Балакирев создавал «Жар-птицу». Не отстал от своих товарищей и Бородин: он начал работу над оперой «Князь Игорь», сюжет для которой он нашел благодаря музыкальному критику Владимиру Стасову. Это был серьезный труд: композитор не просто написал музыку, он изучил несколько летописей и множество исторических документов. Александр Порфирьевич даже некоторое время жил в Путивле – древнерусском городе, откуда повел свое войско в поход на захватчиков князь Игорь. Либретто к произведению принадлежит самому автору. Первая часть оперы под названием «Сон Ярославны» была завершена к 1870 году.
Александр Бородин
Параллельно с написанием оперы творец работал над созданием второй симфонии. Творческий процесс шел очень медленно – у Бородина было много дел в лаборатории. Кроме того, химика назначили преподавателем Высших курсов медицины, которые в России появились впервые. Времени на музыку катастрофически не хватало. К тому же, захворала супруга Екатерина. Чтобы не мешать ей спать, музыкант почти не подходил к фортепиано.
Спустя четыре года Александр Порфирьевич наконец смог вернуться к «Князю Игорю». В 1874 году были закончены «Плач Ярославны» и «Половецкий марш». Уехав к родственникам жены в Москву, композитор завершил большую часть работы над оперой. Вдали от лаборатории удалось полностью погрузиться в творческий процесс: за это время были готовы «Половецкие пляски», ария Кончака и хор для первого акта.
Вернувшись в Петербург, первым делом композитор показал весь материал сподвижникам из «Могучей кучки». Наработки автора произвели на друзей ошеломляющее впечатление.
Вторая симфония Бородина была закончена в 1876 году, а через год в Русском музыкальном обществе Петербурга состоялась ее премьера. С легкой руки музыкального критика Владимира Стасова симфония была названа «Богатырской».
Задумка автора состояла в том, что к симфонической музыке он добавил русские народные мотивы. Не все приняли произведение тепло: многие посчитали звучание медных духовых инструментов слишком тяжелым.
В 1880 году музыкант создал два квартета для струнных инструментов, симфоническую зарисовку «В средней Азии». Он начал работу над очередной симфонией, но товарищи по кружку торопили его с «Князем Игорем».
Музыкальные традиции Бородина переняли великие советские композиторы Сергей Прокофьев, Юрий Шапроин, Арам Хачатурян, Георгий Свиридов.
Произведения русского композитора использовали для создания саундтреков к американскому мюзиклу «Кисмет». Особую популярность обрела композиция «Stranger in Paradise», которая появилась в результате обработки бородинского хора «Улетай на крыльях ветра».
Из-за постоянной загруженности в академии и высокой самокритики автор оставил после себя не так много законченных произведений. Наиболее значимое его сочинение – оперу «Князь Игорь» композитор писал почти 18 лет, но так и не смог закончить. После смерти творца это сделали его единомышленники. Позже оперу несколько раз реконструировали, ставили на сцене и записывали на пластинки.
«Князь Игорь» был и остается шедевром русской классической музыки.
Личная жизнь
Свою супругу Екатерину Протопопову композитор окружил непрерывным вниманием и опекой. Женщине не очень подходил климат Северной столицы, поэтому в период влажных сезонов уезжала к родственникам в Москву. Возвращалась к супругу она лишь зимой, когда петербургская погода становилась сухой.
Эти меры все равно не спасали Екатерину от приступов заболевания, во время которых великий ученый превращался в доктора и сиделку. Супруга Бородина страдала зависимостью от табака, подолгу не могла уснуть ночью и спала днем. Все это должен был терпеть заботливый и любящий муж.
Александр Бородин и его жена Екатерина
Вообще, Екатерина была талантливой пианисткой с абсолютным слухом. Ученица чешского пианиста Эрвина Шульгофа, она почитала творчество Шумана и Шопена. Нередко женщина устраивала домашние концерты камерной романтической музыки. Свежие направления, которыми увлекалась жена, повлияли и на творчество Бородина: он написал виолончельную сонату на тему Иоганна-Себастьяна Баха, трио и секстет для струнных, фортепианное скерцо.
Свою первую симфонию автор написал летом 1865 года неподалеку от южного австрийского города Грац, куда супруги отправились на отдых.
Смерть
К сожалению, ни третьей симфонии, ни опере «Князь Игорь» не было суждено стать законченными. В последние несколько лет он часто жаловался на сердце. Композитор скончался 27 февраля 1887 года от сердечного приступа, находясь у себя дома в ведомственной квартире. Александр Бородин похоронен в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.
Памятник Александру Бородину
После смерти товарища Римский Корсаков совместно с Александром Глазуновым разобрали его записи и смогли дописать «Князя Игоря». Работа была очень сложной – большинство эпизодов находились на стадии набросков, а некоторых частей и вовсе не было.
Ссылки
Александр Бородин
Биография
Александр Бородин – прославленный ученый и великий композитор, ставший уникальным явлением в русской действительности 19 века. Академик, сделавший ряд фундаментальных открытий в области органической химии, считавший науку и медицину главной профессией, прославился как создатель оперы «Князь Игорь», «Богатырской» симфонии и других музыкальных произведений, известных всему миру.
Детство и юность
Александр Порфирьевич Бородин, родившийся 12 ноября 1833 года, был внебрачным сыном представителя грузинского княжеского рода Луки Гедеванишвили и крепостной девушки. С младенчества до 8 лет мальчик оставался холопом своего предка, а родителями маленького Саши считались Порфирий Бородин с супругой Татьяной. Перед кончиной князь дал вольную Александру и его матери, отданной в жены военному доктору по фамилии Клейнеке, и устроил их будущее, подарив просторный дом.
Александр Бородин в юности
Не имея права на получение академического образования в стенах гимназии, Бородин обучался дома, приобрел знания по многим дисциплинам школьного курса. Мальчик испытывал интерес к музыке и проявлял склонность к композиции. Когда Саше исполнилось 9 лет, он сочинил миниатюрную танцевальную пьесу и начал осваивать флейту, виолончель и фортепиано, а к 13 годам стал автором полноценного концертного произведения, навеянного оперой «Роберт-Дьявол» Джакомо Мейербера.
Александр Бородин в молодости
С помощью канцеляристов казенного учреждения юношу определили в купечество и послали в Медико-хирургическую академию Петербурга, где он, осваивая профессию врача, усиленно занимался химией под началом Николая Николаевича Зинина.
Медицина и химия
По окончании учебного курса в 1857 году Бородин работал в военном госпитале. Через год он защитил диссертацию, получил докторскую степень по медицине и занялся исследовательской работой. Первым научным трудом, прославившим Александра, стал отчет о влиянии минеральных вод на организм человека, ставший достоянием общественности в 1859 году.
Александр Бородин
В том же году академический совет отправил Бородина за границу, чтобы тот повысил квалификацию и перенял иностранный опыт. На протяжении 2 лет в Германии, проведенных в окружении блестящих ученых Эдуарда Юнге, Ивана Сеченова, Сергея Боткина, Николая Зинина, Дмитрия Менделеева, молодой исследователь участвовал в заседаниях ученого конгресса, где были четко определены понятия «молекула» и «атом».
Во время зарубежной командировки Бородин посетил Италию, познакомился с местными профессорами, ставил химические опыты с фтористыми соединениями в студенческой лаборатории Пизанского университета. Лето 1862 года молодой ученый снова провел в Германии, а на зиму переехал во французскую столицу.
На родину Александр вернулся в начале 1863 года. Он сдал отчет о проделанной научной работе и занял должность помощника профессора академии, которую совмещал с преподаванием. Через год Бородина повысили до ординарного профессора и поручили возглавить химическую лабораторию, где он продолжал заниматься научными исследованиями.
Александр Бородин среди основателей Русского химического общества
В 1868 году вместе со своим учителем Николаем Зининым Александр заложил фундамент Русского химического общества, а затем поспособствовал Дмитрию Менделееву в организации медицинских курсов для барышень, бывших аналогом университетского образования.
В 1877 году Бородин достиг верхней ступени ученого сообщества и получил звание академика, а в 1883 году Общество русских врачей избрало его почетным членом. За время научной карьеры талантливый химик написал более 40 работ, ему принадлежит открытие фтористого бензола и способа получения галогенозамещенных углеродов, который назвали реакцией Бородина-Хунсдикера.
Музыка
Несмотря на то, что Бородин много времени уделял научной работе, музыка продолжала быть значительной частью его биографии. Будучи студентом, Александр Порфирьевич сочинял миниатюрные пьесы для фортепиано и романсы, самыми популярными из которых стали «Арабская мелодия», «Спящая княжна» и «Песня темного леса». Путешествуя за границей, он ходил на концерты, знакомясь с творчеством европейских композиторов Ференца Листа, Феликса Мендельсона, Фредерика Шопена, Рихарда Вагнера, Роберта Шумана и других.
Композитор Александр Бородин
В Петербурге молодой ученый познакомился с видным музыкальным и общественным деятелем Милием Балакиревым и стал участником «Могучей кучки», куда, помимо него, вошли Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков, Цезарь Кюи. Объединение, возглавляемое литературным критиком Владимиром Стасовым, ставшее второй семьей Бородина, повлияло на музыкальный вкус и творческую направленность композитора, считавшегося продолжателем традиции Михаила Глинки.
Собственные сочинения Александр Порфирьевич исполнял на званых вечерах в особняке Митрофана Беляева, где собиралась российская творческая элита. Основными темами шедевров Бородина стали свобода, любовь к родине и национальная гордость русского народа. Бородин стал одним из родоначальников симфонии и героико-эпических тенденций в русской музыке.
Опера Александра Бородина «Князь Игорь»Первое крупное произведение композитора нового жанра, исполненное в 1869 году оркестром под управлением его друга дирижера Милии Балакирева, принесло автору европейскую славу и известность. Композитор сочинил 16 романсов, 3 симфонии, пьесы для фортепиано, инструментальные миниатюры, музыкальную поэму «В Средней Азии», а также оперы «Богатыри» и «Князь Игорь».
Истинное величие таланта Бородина раскрылось во 2-й «Богатырской» симфонии, воспевающей былинную силу русского народа. В этом эпическом произведении плясовые мотивы переплелись с задушевными лирическими темами и, постепенно нагнетаясь, трансформировались в мощные звуки игрищ былинных силачей.
Симфония Александра Бородина «Богатырская» (Симфония №2)С «Богатырской» симфонией перекликается неоконченная опера «Князь Игорь», над которой автор трудился 18 лет. Она стала эталоном героико-эпического стиля в музыке, поражая масштабностью сцен в исполнении народного хора и целостным воплощением отдельных образов. Интересен тот факт, что эти великие творения создавались композитором параллельно, и материалы, предназначенные для одного сочинения, иногда становились частью другого.
Личная жизнь
Во время пребывания за границей Бородин ухаживал за юной пианисткой Екатериной Протопоповой, проходившей в Германии курс лечения от хронической астмы. Девушка, обладавшая абсолютным слухом, часто музицировала в компании ученого, знакомя его с сочинениями европейских композиторов. Молодые люди много времени проводили вместе, посещали концерты в Баден-Бадене, вскоре полюбили друг друга и решили пожениться.
Екатерина Протопопова, жена Александра Бородина
Свадьба состоялась весной 1863 года. Пара поселилась в Санкт-Петербурге, в доходном доме на Бочарной улице.
Из-за хронических проблем с легкими Екатерина Сергеевна не могла подолгу оставаться в северной столице. Ее отъезды в Москву в дом матери омрачали личную жизнь Бородина. Многие факты биографии ученого и композитора потомки почерпнули из писем, которыми обменивались супруги во время разлуки. Пара не имела детей и скрашивала одиночество заботами о взятых на попечение воспитанницах, которых считали родными дочерьми.
Смерть
В конце жизненного пути Бородин активно занимался общественной работой, был членом различных организаций, руководителем студенческого хора и симфонического оркестра академии, участвовал в приемах и костюмированных вечерах, популярных в научной среде.
Портрет Александра Бородина
В 1880 году скончался друг и учитель композитора Николай Зинин, а через год не стало любимого коллеги Модеста Мусоргского. Напряженная работа, личные потери и заботы о больной жене наложили отпечаток на физическое и психологическое состояние Бородина.
27 февраля 1887 года, на праздновании широкой масленицы композитор весело проводил время в обществе друзей и коллег, много танцевал и шутил. В самый разгар гуляний Александр Порфирьевич запнулся на полуслове и замертво рухнул на пол. Причиной смерти великого ученого и композитора стал разрыв сердца.
Могила Александра Бородина
Бородина похоронили в некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры. На могиле установлен памятник с портретом покойного, окруженный нотными фрагментами его творений в обрамлении молекулярных формул.
Смирившись с утратой, друзья Бородина доработали некоторые из его незавершенных творений. Николай Римский-Корсаков и другие представители музыкального сообщества дописали оперу «Князь Игорь», которую представили публике в 1890 году, Александр Глазунов сделал оркестровку 3-й симфонии a-moll.