Что написал бетховен будучи глухим
Как Бетховен создавал музыкальные шедевры в мире тишины
21.12.2011 3 комментария Просмотры: 10 099
Драма одного из величайших композиторов Людвига Ван Бетховена заключалась в том, что в последние десятилетия своей жизни он страдал прогрессирующей утратой слуха. Но эксперты считают, что именно полная глухота сделал его музыку шедевральной.
Великий немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен (Ludwig van Beethoven) стал ощущать ухудшение слуха в очень молодом возрасте – когда ему не исполнилось еще и 30 лет. На протяжении последующих лет жизни (а всего он прожил 57 лет) глухота прогрессировала, и к 45 годам сочинитель гениальной музыки полностью погрузился в мир безмолвия.
Однако именно в тот период, когда его слух стремительно ухудшался, гениальный сочинитель музыки написал свои самые знаменитые произведения – 4 симфонии, Лунную сонату и многие другие.
На днях в специализированном британском медицинском издании British Medical Journal группа ученых из Голландии опубликовала результаты своего исследования струнных квартетов Бетховена – эти произведения были выбраны потому, что композитор сочинял их на протяжении всей жизни и всего написал 17 струнных квартетов.
Авторы сообщают, что в первый период развития глухоты Бетховен, который стал хуже различать, в первую очередь, звуки высокого тона, стал все чаще использовать в своих композициях низкие ноты и ноты среднего регистра – это давало ему возможность слышать свое очередное произведение почти полностью при исполнении музыки. Такое вынужденное ограничение всего богатства регистров несколько обедняло звучание его произведений этого периода.
Однако анализ струнных квартетов Бетховена, написанных в те годы, когда он был уже полностью глухим, свидетельствует о том, что вся богатая палитра звуков, включая высокие ноты, вновь полноценно зазвучала в его произведениях.
Гениальное воображение композитора полностью компенсировало ему утраченный слух – Бетховен прекрасно «слышал» собственную музыку благодаря слуху внутреннему: он «играл» свою музыку в голове.
Как глухой Бетховен смог стать одним из величайших композиторов, и почему от так и не женился
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Пусть страдалец утешится, видя такого же страдальца, как и он сам, который, вопреки всем преградам, воздвигнутым самой природой, сделал всё, что было в его силах, дабы стать человеком, достойным этого имени.»
(Людвиг ван Бетховен)
Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven) не просто величайший композитор. Он, без всяческих сомнений, один из героев нового времени. У каждой эпохи свои герои. Времена античности ознаменовались такими фигурами, как Александр Македонский, Юлий Цезарь и другими великими личностями. Пришли новые времена для Европы и с ними новые герои. Политики, военачальники, полководцы потеряли актуальность. Образцами новых героических качеств, созвучных наступившей эпохе, становились иные значительные люди. Одним из которых и стал блистательный композитор, обладатель дара воистину божественного.
Принято считать, что у Людвига было тяжёлое беспросветное детство, что он был несчастным, глухим чуть ли не от рождения, одиноким и нищим. Конечно, гений обязан быть убог, иначе человечество не желает признавать его гениальность. Но это было не совсем правдой. Точнее, во многом это ложь.
Жестокий отец и несчастное детство
Будущий гений родился в музыкальной семье. Его отец, Иоганн ван Бетховен был довольно талантливым певцом-тенором. Уважаемым настолько, что его приглашали почтенные состоятельные люди обучать их детей музыке. Часто отца Бетховена совершенно несправедливо изображают опустившимся неудачником, пьяницей и деспотом.
Иоганн был авторитарен. Он действительно желал воспитать из Людвига второго Моцарта. Но всё дело в том, что мальчик был способным к музыке и отец это видел. Иначе никакие принудительные многочасовые занятия не помогли бы Людвигу стать впоследствии великим композитором. Правда именно композиторский талант сына Иоганн рассмотрел не сразу. В этом ему помог учитель Людвига, Кристиан Готлоб Нефе, который обучал мальчика музыкальной грамоте.
Именно Нефе первым заметил, что мальчик не просто второй Моцарт, в нём кроется настоящий музыкальный гений композитора. Он сказал об этом отцу мальчика и первым познакомил общественность с музыкой Людвига. Публика была в восторге от музыки юного Бетховена, которому на тот момент было всего двенадцать.
К сожалению, в 1787 году умерла мать Людвига и любимая жена Иоганна, Мария-Магдалина. После этого отец композитора сломался. Он стал пить, постепенно опустился и Людвигу пришлось содержать его и своих братьев. Но отец всегда безмерно гордился сыном-композитором.
Глухой от рождения композитор
Бетховен не был глухим всегда, как многие считают. Он стал постепенно терять слух примерно с двадцати шести лет. Полностью он оглох к сорока четырём, до этого он с трудом, но различал звуки. Бетховен пользовался специальной слуховой трубой. Она была довольно громоздкой, что делало ношение её с собой чрезвычайно неудобным.
Когда композитор начал терять слух и понял, что это неизлечимо и что его ждёт в итоге, он был просто в отчаянии. Людвиг очень боялся, что о его глухоте узнают, стал отказываться играть и дирижировать. Он даже подумывал о самоубийстве. Он без конца вопрошал Бога за что ему дано такое жестокое испытание. Но в процессе он смирился и научился с этим жить. Бетховен начал писать в специальных, как он говорил, разговорных тетрадях, которые стали его жизнеописанием.
Самое главное, что не произошло то, чего композитор так боялся: да, он не слышал звуков, но музыка не покинула его. Она звучала в его голове постоянно. Он творил, зажимая в зубах один конец карандаша, а другой упирал в корпус рояля. Так композитор ощущал вибрации. Самые потрясающие свои произведения он написал именно в период, когда стремительно терял слух. Так что у Бога свои планы на нас, которые мы часто не можем постичь, но это всегда лучшее.
Одинокий и несчастный
Бетховен никогда не был женат, но он не был одинок. Он часто увлекался, как настоящая высокотворческая личность. Романы просто заканчивались всегда неудачно. По слухам Людвиг был робок с женщинами и пуританин до мозга костей. Он не мог позволить себе вольностей с дамой. Замужние дамы были для него всегда однозначным табу. С некоторыми ему не везло. Ведь очень часто дамы видели в нём лишь средство для достижения своих корыстных целей. И вдоволь наигравшись с чувствами многообещающего гения, выскакивали замуж за приземлённого богатея.
Искренние взаимные чувства с Терезой Брунсвик, с которой Бетховен был тайно помолвлен, тоже закончились ничем. Несмотря на чувства, пара рассталась по неизвестным причинам. Многие историки склонны считать знаменитое письмо Бетховена к некой «бессмертной возлюбленной» адресованным именно Терезе. Но точных подтверждений этому нет. А может оно вообще обращено не к какой-то женщине, а подлинной вечной возлюбленной великого композитора — Музыке?
С Людвигом всегда были рядом друзья, знакомые, родственники. Он даже иногда уезжал из Вены, где он жил, за город, чтобы побыть одному и заняться тем, что любил больше самой жизни — своей музыкой. Когда он хотел поработать в одиночестве, то писал, чтоб никто его не посещал, что он занят и ему никто сейчас не нужен.
Одиночество великого мастера было скорее моральным. Его часто не понимали. Иногда не могли оценить в полной мере произведения Бетховена из-за их сложности. Композитор прекрасно понимал, что многие его произведения не для масс, публика их не поймёт. Он писал музыку для себя. Часто упоминают о том, как на подобный упрёк Бетховен прямо ответил Шиндлеру: «Как Вам, с Вашей заурядностью, понять нечто незаурядное?»
В своих письмах и записях, в отличие от того же Моцарта, который всегда писал слово la musique по-французски, Бетховен пишет — die Kunst («искусство» по-немецки). Для Бетховена музыка была божественным и священным искусством. Один из самых знаменитых портретов композитора, кисти Виллиброрда Мэлера, изображает его в роли Орфея.
Нищий гений
Бетховен никогда не был особенно богат. Только это не потому что ничего не зарабатывал. Просто композитора мало интересовали различные бытовые блага. Бетховен всегда мог помочь друзьям деньгами, если они в них нуждались. Людвиг написал однажды: «Представь только, вдруг кто-то из моих друзей нуждается, а у меня нет денег, и я не могу помочь ему сразу же, не беда, мне стоит только сесть за стол, взяться за работу, и очень скоро я помогу другу выбраться из нужды… Это просто замечательно. Так вот, я решил, что пусть моё искусство служит ко благу бедняков».
Свою не весьма благополучную семью Людвиг содержал на свои деньги до самой своей смерти. Бетховен даже оставил в наследство своему непутёвому племяннику Карлу, которого очень любил, привилегированные акции Австрийского национального банка. Хотя сам, как говорят, умер на постели с клопами. Вопреки распространённому мнению жилище композитора совсем не было таким убогим. Это была роскошная квартира, которую до него занимал генерал австрийской армии.
Послание Бетховена ко всему человечеству
Лучше всего свои взгляды и принципы композитор выражал в своей музыке. Произведения, которые он смог создать тогда, когда перестал слышать, очаровывают, оказывают на слушателя гипнотическое действие. Они пьянят, Бетховен заявляет: «Я — Вакх, который выжимает сладостный сок винограда для человечества. Это я дарую людям божественное исступление духа».
Задумку произведения, которое стало бессмертным шедевром и визитной карточкой великого композитора, он вынашивал больше двух десятков лет. Пробой к нему стала Девятая симфония. Бетховен примерялся, использовал разные музыкальные формы. Изначально бессмертная «Ода к радости» должна была украсить десятую или одиннадцатую симфонии (композитор говорил, что написал их, но рукописи не нашли). Но всё же он включил её в девятую симфонию.
Впервые «Ода к радости» прозвучала вместе с Девятой симфонией в 1824 году. Очевидцы рассказывали, что после того, как музыка отзвучала, композитор стоял спиной к залу. Одна певица обратила на это внимание и развернула его. Аплодисменты пришедшей в состояние неистового восторга публики прозвучали целых пять раз. При этом, согласно этикету, даже венценосным особам принято было рукоплескать лишь трижды. Овации удалось прервать только с помощью полиции. Композитор был потрясён настолько, что потерял сознание и не приходил в него до вечера следующего дня.
На партитуре девятой симфонии Людвиг ван Бетховен написал:
«Жизнь есть трагедия.
Ура!»
Смерть героя и триумф жизни
Когда композитор скончался, проводить его в последний путь пришло огромное количество людей. Самый лучший австрийский актёр произнёс посмертную речь, а лучший поэт Австрии, Франц Грильпарцер, написал некролог. День рождения Бетховена и день его смерти стали отмечать грандиозными концертами. В его честь написано множество пьес, стихов, книг.
Современники композитора прекрасно знали, что он гениален, что он не такой как все, что он очень особенный человек. Сейчас личность Бетховена является иконой для музыкантов разных стилей и направлений. Пусть сам он умер, но музыка его будет жить вечно, вдохновляя собой целые поколения.
«Подлинный художник лишён тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство неисчерпаемо.»
(Людвиг ван Бетховен)
Подробнее о личной жизни великого композитора, прочтите в нашей статье безответная любовь Людвига ван Бетховена.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Когда будущему композитору было три года, то из-за шалостей и непослушания отец запирал его в комнате с клавесином. Однако Бетховен не колотил инструмент в знак протеста, а усаживался за него и с увлечением импровизировал двумя руками. Однажды отец заметил это и решил, что маленький Людвиг может стать вторым Моцартом. После этого последовали усердные занятия по игре на скрипке и клавесине.
Из-за сложившейся тяжелой ситуации в семье (отец страдал алкоголизмом) Людвигу ван Бетховену пришлось бросить школу и пойти работать. Именно этот факт связывают с его неумением складывать и умножать числа. Многие современники посмеивались за это над композитором. Но Бетховена никак нельзя было назвать неучем. Он читал всевозможную литературу, любил Шиллера и Гете, знал несколько языков. Возможно, у гения был просто гуманитарный склад ума.
Людвиг ван Бетховен быстро достигает славы и признания. Несмотря на его растрепанный и угрюмый внешний вид, несносный характер, современники не могли не отмечать его таланта. Но в 1796 году с Бетховеном случается самое страшное, что только может приключится с композитором – он слышит звон в ушах и начинает глохнуть. У него развивается воспаление внутреннего уха – тинит. Врачи связывают эту болезнь с привычкой Бетховеном окунать голову в ледяную воду каждый раз, как он садился за сочинительство. По настоянию лекарей композитор переезжает в тихий городок Хайлигенштадте, но ему от этого лучше не становится.
Именно тогда появляются самые гениальные произведения композитора. Сам Бетховен назовет этот период «героическим» в своем творчестве. В 1824 году была исполнена его знаменитая Девятая симфония. Восхищенная публика долго аплодировала композитору, но он стоял, отвернувшись, и ничего не слышал. Тогда одна из артисток повернула Бетховена к зрителям, и тогда он увидел, как они махали ему руками, платками, шляпами. Толпа настолько долго приветствовала композитора, что стоящие рядом полицейские стали унимать зрителей, т. к. столь бурные овации можно было демонстрировать только императору.Пребывая в своей глухоте, Бетховен, тем не менее, был в курсе всех политических и музыкальных событий. Когда к нему приходили друзья, то общение проходило при помощи «разговорных тетрадей». Собеседники писали вопросы, а композитор отвечал на них устно или письменно. Все музыкальные произведения Бетховен оценивал, читая их партитуры (нотные записи).
В день кончины композитора, 26 марта, на улице разыгралась небывалая буря со снегом и молниями. Ослабевший композитор вдруг приподнялся со своей постели, погрозил кулаком небесам и умер.
Гений Бетховена был настолько велик, что его произведения до сих пор считаются самыми исполняемыми среди классики. К тому же, очень часто его можно услышать в современной прочтении. Некоторое время назад фурор произвело «исполнение» 9 симфонии в стиле буги 167 матрешками с терменвоксом внутри.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Людвиг ван Бетховен. Влияние глухоты на творчество мастера
История потери слуха
Людвиг ван Бетховен родился в музыкальной семье. Его отец был тенором, а дед – певцом и капельмейстером в Бонне. Сам Людвиг достаточно рано начал проявлять удивительные музыкальные способности: играл на фортепьяно, альте и органе. После смерти отца в 1792 году (мать умерла за три года до этого) 22-летний юноша отправился в Вену для продолжения образования. Там он добился большого успеха как пианист-виртуоз и композитор.
Тогда же появились сведения о том, что молодой человек начал терять слух. Предположительно первое описание ослабленного слуха встречается в письме от 29 июня 1800 года к другу юности, с которым он вместе рос в Бонне, и который впоследствии стал его врачом, д-ру Францу фон Вегелеру: «Завистливый демон, мое плохое здоровье, подбросил мне жесткий камень в постель, а именно: мой слух на протяжении трех лет постоянно слабеет… А теперь еще и мои уши, которые свистят и шумят день и ночь… Высокие тона инструментов и певческих голосов, если я отойду немного подальше, я уже не слышу… Иногда я почти не слышу человека, который разговаривает тихо – да, я слышу звуки, но не слышу слова; и все же, когда кто-то кричит, для меня это невыносимо».
Бетховен очень щепетильно относился к своей потере слуха. В Вене он пытался скрыть ее, опасаясь, что его «венские враги» могут этим воспользоваться. Только своему другому соотечественнику, теологу Карлу Арменду, он сообщает в письме от 1800 года о проблеме со слухом, которая мучает его вот уже несколько лет. Он настоятельно просит своих друзей «держать все обстоятельства моей потери слуха в глубокой тайне». После 1800 года снижение слуха, вероятнее всего, приобрело среднюю степень, что повлияло как на его личную, так и на профессиональную жизнь. В письме к фон Вегелеру он также пишет: «Могу сказать, что я веду самую бедственную жизнь, вот уже два года я избегаю почти любого общества, потому что не могу же я объяснять людям, что я глухой… при моей профессии это ужасающее положение».
Первые годы XIX века стали для Бетховена еще более мрачными и депрессивными, хотя он понемногу смирялся со своей прогрессирующей потерей слуха. К слову сказать, именно в это время были написаны первые шесть симфоний, включая «Героическую» (№ 3 ми-бемоль мажор, op. 55), которые по праву входят в золотой фонд мирового музыкального искусства.
Для того чтобы хоть как-то слышать собеседников, Бетховену пришлось использовать слуховой рожок. В 1814 году Иоганн Непомук Мельцель, изобретатель метронома, смастерил для него четыре «слуховые машины», с помощью которых он примерно до 1818 года все еще мог слышать. Остаточный слух у композитора с левой стороны сохранялся до самой смерти, однако основным способом коммуникации для него было чтение по губам. Все важные сообщения он просил записывать в так называемые «разговорные тетради».
Поиски излечения
Начиная с 1800 года Бетховен обращался к разным врачам в поисках лечения, которое в первую очередь должно было унять боли в животе, а также улучшить слух. К числу таких средств относились травяные чаи, миндальное масло, теплые и холодные ванны. Но успех был весьма скромным: в своем письме к фон Вегелеру от 16 ноября 1801 года он описывает типичные ощущения слабослышащего человека, страдающего тиннитусом и потерей слуха неизвестной этиологии: «Действительно, не могу отрицать, что шум и свист стали немного слабее, чем прежде, особенно в левом ухе, с которого, собственно, и началась моя болезнь, но мой слух совершенно не улучшился. Я не осмеливаюсь сказать, не стал ли он еще слабее…»
На протяжении всей жизни Бетховен пытался найти способ улучшить состояние своего слуха, уделяя много времени поискам прогрессивных на тот момент методов. В одном из своих берлинских писем композитор пишет: «Здесь все говорят о гальванизме, что ты думаешь по этому поводу? Один медик сказал мне, что он сам видел, как глухонемому ребенку вернули слух. Еще к одному мужчине, который в течение семи лет оставался глухим, тоже вернулся слух».
Таблица 1. 16 струнных квартетов Бетховена и относительная частота высоких нот в партии первой скрипки в экспозиции первой части
Все попытки вылечиться заканчивались провалом, основной причиной этого, по мнению исследователей жизни Бетховена, была неизвестная этиология его глухоты. В разное время, в том числе и после смерти композитора, врачи называли целый ряд возможных причин потери слуха: синдром Когана, системная волчанка, болезнь Педжета, отосклероз, саркоидоз, лабиринтит, тиф и даже хроническое отравление свинцом.
Последствия потери слуха
В своем Хайлигенштадском завещании от 6 октября 1802 года Бетховен описал воздействие потери слуха на его социальную жизнь. Документ адресован двум младшим братьям, и содержит, помимо указаний о продаже инструментов, в первую очередь объяснения его внутреннего состояния. Композитор говорит о «тайной причине», которая привела его к «враждебному, безумному и мизантропическому состоянию». Он признается братьям в том, что «шесть лет назад заболел неизлечимой болезнью», которая постоянно прогрессировала «из-за неблагоразумных врачей, которые от года в год вселяли надежду на то, что мне станет лучше». Также он выражает желание, чтобы болезнь предали гласности после его смерти и «свет смог со мной примириться».
Хайлигенштадское завещание Бетховена.
В 1812 году Бетховен познакомился с Гете на чешском курорте Теплице. Общие знакомые предупредили поэта об особенностях общения с композитором: «При каждом разговоре он воспринимает если не слова, то, по крайней мере, интонацию». После встречи Гете написал: «Его талант меня просто ошеломил; это великая личность… Он очень извинялся и очень сожалел по поводу того, что его слух ослабел, что повредило музыкальной части его сущности меньше, чем душевной».
Потеря слуха должна была во многих отношениях повлиять на профессиональную деятельность Бетховена. Сокращение количества публичных выступлений в качестве пианиста помогло сосредоточиться на сочинении музыки. Действительно, первые шесть симфоний он написал в период депрессии и ожесточенной борьбы с болезнью.
Исследователи творчества композитора до сих пор расходятся в оценке того, насколько сильно отсутствие обратной акустической связи повлияло на музыкальные произведения, написанные Бетховеном в последние годы жизни. В частности, анализ струнных квартетов, написанных с 1798 по 1826 годы, показал снижение количества высоких нот (выше ноты соль третьей октавы) с 8 % на первом этапе до 1,5 % на третьем этапе. Это происходило, по-видимому, во время ухудшения слуха в диапазоне средних и высоких частот. После 1824 года, когда акустическая обратная связь, вероятнее всего, полностью прекратилась, доля высоких нот повысилась, но всего лишь до 4 %. Ученые, проводившие сравнительный анализ, рассматривают это как доказательство того, что в последние годы жизни Бетховен опирался лишь на внутренний музыкальный слух.
Негативное влияние на состояние здоровья композитора оказал и тиннитус. В частности, высказывались предположения о том, что постоянное повторение несогласованной и резко выделяющейся ноты фа в первой фразе «Героической симфонии» (Opus 55, сочинение 1802/03 года) связано именно с шумом в ушах. А монотонные удары литавр в последних 15 тактах третьей фразы Пятой симфонии Бетховена являются проекцией тиннитуса «как мерного стука в ухе».
Несомненно, потеря слуха и ее преодоление повлияли на композиторскую деятельность Бетховена. Если бы у него не было таких проблем со здоровьем, его музыка была бы другой. Какой? К сожалению или к счастью, об этом мы никогда не узнаем. Но то, что нарушение слуха очень сильно повлияло на качество социальной коммуникации композитора, сомнению не подлежит.
Потеря слуха
Бетховен начал терять слух около 1796 года. Он страдал тяжелой формой тинита, «звон» в ушах мешал ему воспринимать и оценивать музыку, на более поздней стадии болезни он избегал и обычных разговоров. Причина глухоты Бетховена неизвестна, высказываются такие предположения, как сифилис, отравление свинцом, тиф, аутоиммунные расстройства (такие, как системная красная волчанка), и даже привычка окунать голову в холодную воду, чтобы не заснуть. Объяснением, основанным на результатах посмертного исследования, является воспаление внутреннего уха, которое со временем усугубляло глухоту. Из-за высокой концентрации свинца обнаруженной в пробах волос Бетховена, эта гипотеза была обстоятельно проанализирована. Хотя вероятность отравления свинцом, очень высока, глухота связанная с ним, редко принимает форму, которая отмечена у Бетховена.
Слуховые трубки Бетховена из собрания Beethoven-Haus, Бонн
Большая коллекция слуховых трубок Бетховена находится в доме-музее Бетховена в Бонне. Несмотря на очевидное ухудшение слуха, Карл Черни отмечал, что Бетховен мог слышать речь и музыку до 1812 года. В 1814 году, однако, Бетховен был уже почти полностью глухим.
Одним из результатов глухоты Бетховена стал уникальный исторический материал: его разговорные тетради. Бетховен использовал их для общения с друзьями в течение последних десяти, или около того, лет. Он отвечал на письменные реплики или устно, или также вписывая ответы в тетрадь. Тетради содержат споры о музыке и по другим вопросам, позволяют получить представление о его личности, взглядах и отношении к искусству. Для исполнителей его музыки они являются важным источником, позволяющим узнать авторское мнение по вопросам интерпретации его сочинений. К сожалению, 264 из 400 тетрадей были уничтожены (а оставшиеся отредактированы) после смерти Бетховена Антоном Шиндлером, который стремился сохранить идеализированный портрет композитора.