Что написал алябьев список
Алябьев, Александр Александрович
Александр Александрович Алябьев
22 февраля (6 марта) 1851 ( 1851-03-06 ) (63 года)
Алекса́ндр Алекса́ндрович Аля́бьев (15 августа 1787, Тобольск — 6 марта 1851, Москва) — русский композитор, пианист, дирижёр.
В XIX веке Алябьев пользовался большим успехом, написал около 200 романсов, 7 опер, 20 музыкальных комедий, множество других музыкальных произведений. Среди лучших произведений Алябьева можно назвать романс «Соловей» (1826) на слова А. А. Дельвига, «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи Пушкина, «Вечерний звон» (на текст Козлова).
Александр Александрович Алябьев родился 15 августа 1787 года в семействе дворян в Тобольске в семье вице-губернатора Александра Васильевича Алябьева (1746—1822).
В 1801 году начал службу унтер-шихтмейстером 3 класса в Берг-коллегии (1801) в Санкт-Петербурге, затем шихтмейстером 14 класса (1803) в Москве.
Александр Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах русской армии в 1813-14 (3-й Украинский казачий полк – 1812, Иркутский и Ахтырский гусарский полк – 1813-1814 гг.). Участвовал во взятии Дрездена организованном партизаном и известным поэтом Денисом Давыдовым. При взятии Дрездена был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом, боях на Рейне и взятие Парижа. Награжден двумя орденами св. Анны 3-й степени, орденом св. Владимира 4-й и медалью в память войны 1812 г. Окончил войну в чине ротмистра. Продолжил военную службу в Петербурге, где он сочинил, в 1815 году, одно из самых ранних своих произведений — гусарскую песню «Один ещё денёк».
В 1823 году Алябьев, в чине подполковника, вышел в отставку с мундиром и полным пенсионом. Проживал в Москве и Петербурге. В это время сблизился с писателем Михаилом Загоскиным, композитором Алексеем Верстовским.
В начале 1825 Алябьев был арестован по подозрению в убийстве помещика Т. М. Времева и, несмотря на недоказанность обвинения, приговорён к ссылке в Сибирь с лишением всех прав и дворянского звания. Основной причиной сурового приговора послужила, по-видимому, близость Алябьева к декабристским кругам. Николай I неоднократно отклонял ходатайства о смягчении участи Алябьева.
В 1828, после 3-летнего заключения в крепости, Алябьев был направлен в Тобольск. Здесь он организовал симфонический оркестр «казачьей музыки», руководил симфоническими и хоровыми концертами, выступал как дирижёр и пианист. К этому времени относятся широко известные романсы Алябьева, опубликованные в сборнике «Северный певец» (1828, 1831), и ряд оркестровых произведений.
Алябьев — автор музыки ко многим операм-водевилям: «Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры-невесты» П. Н. Арапова, «Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки» А. И. Писарева.
Умер композитор в Москве 22 февраля 1851 года, похоронен в Симоновом монастыре в усыпальнице Алябьевых.
Содержание
Известные сочинения
Возможно, самое известное произведение Алябьева (написанное, по разным источникам, в ожидании ссылки или уже в заточении) — романс «Соловей» (1826 г.) на слова А. А. Дельвига.
Среди лучших произведений Алябьева можно назвать романсы на стихи Пушкина:»Зимняя дорога», «Два ворона», «Вечерний звон» (на текст Козлова)и другие.
Славный гусар Александр Алябьев
12 (24) июня 1812 года армия Наполеона вторглась в Россию. В первые же дни войны, 4 июля 1812 года, двадцатипятилетний корнет-доброволец Александр Александрович Алябьев сменил чиновничий мундир на кавалерийский казачий, зачислившись в 3-й Украинский казачий полк, а затем и на гусарский. Под ударами русских солдат и партизан наполеоновские полки терпели поражение. Храбро сражался и Алябьев, беззаветно выполняя свой гражданский долг. Он участвовал во многих боях, в том числе в знаменитом Березинском сражении, когда остатки «великой армии» беспорядочно отступили на западный берег реки Березины.
Среди русских героев-полководцев, завоевавших легендарную славу на полях Отечественной войны 1812 года, Давыдову принадлежит особое место. Давыдова отличали необычайный героизм, находчивость и доблесть. С сотней казаков и гусар он проникал в глубокий тыл противника, совершал дерзкие «залётные поиски», обрушивался на врага как «снег на голову», появлялся в самых неожиданных местах, нарушая коммуникации противника, выводил из строя целые полки, отбивал неприятельские обозы, захватывал в плен солдат и офицеров противника. В одной из операций при далеко не равных с неприятелем силах захватил 2000 пленных во главе с генералом. Алябьев был в ближайшем окружении Давыдова. В составе его партизанского отряда Алябьев совершал рискованные вылазки и участвовал во взятии Дрездена. Тогда, несмотря на блестящий исход операции, Давыдова отстранили от командования за «излишнюю» инициативу.
Вскоре, однако, друзьям пришлось расстаться, но ненадолго. Алябьев в 1813 году получил назначение в Иркутский гусарский полк, где встретил восемнадцатилетнего корнета Александра Сергеевича Грибоедова, блестяще одарённого литератора, прекрасного пианиста и композитора, который тоже стал его близким другом.
С Денисом Давыдовым Алябьев встретился вновь, получив назначение в Ахтырский гусарский полк, командиром которого был Давыдов. Вместе друзья-однополчане вошли в столицу побеждённой Франции. Незабываемыми остались впечатления от пребывания во Франции, в Париже, после прекращения военных действий. В театрах можно было послушать французские и итальянские оперы, посмотреть балетные спектакли. Давались концерты, устраивались балы, рауты в честь победоносной русской армии.
Алябьев возвратился с войны лишь в 1815 году. Военные годы оставили глубокий след в сознании Алябьева и сыграли значительную роль в его формировании как человека и художника.
На стихи фронтового товарища, однополчанина по Ахтырскому полку, Николая Оржицкого Алябьев написал романс «Прощание гусара». Литератор и музыкант делили трудности и опасности походов. Общим другом Оржицкого и Алябьева был Грибоедов.
Произведения Алябьева
Автор произведения: Алябьев А.А.
Дата исполнения: 1972
Место исполнения: Москва
Запись: Фирма «Мелодия»
Романс «Соловей»: 4:40.
Автор текста А.Дельвиг.
Дата создания: 1843
Исполнитель: Л.Чкония, анс.солистов МГФ.
Дирижер Г.Зингер.
Дата исполнения: 1969
Место исполнения: Москва
Запись: Фирма «Мелодия»
Романс «Нищая» написан в 40-е годы XIX века. В этот период композитор обращается к сюжетам социального значения. Этот романс знаменует переход Алябьева от создания песен чисто лирического характера к произведения драматическим. Стихотворным источником для этого романса явилось стихотворение французского поэта П. Ж. Беранже в переводе Д. Т. Ленского. Образ безысходного человеческого горя, в тонкой ассоциации с атмосферой зимней природы, метко и лаконично передан в музыке.
Этот романс стал настолько популярным, что вошел в быт как народная песня. Премьера произведения состоялась в Москве в Большом театре 7 января 1827 (обстоятельства перового исполнения). Известная версия, исполняемая всеми колоратурными сопрано, отличается от оригинала, в котором нет сложных мелодических фиоритур. Романс вызывал восхищение М. Глинки, Ф. Листа, П. Чайковского. Множество обработок и транскрипций этого произведения сделано для разных инструментов.
Зима, метель, и в крупных хлопьях
При сильном ветре снег валит.
У входа в храм, одна, в отрепьях,
Старушка нищая стоит…
И милостыни ожидая,
Она все тут с клюкой своей,
И летом, и зимой, слепая.
Подайте ж милостыню ей! 2
Сказать ли вам, старушка эта
Как двадцать лет тому жила!
Она была мечтой поэта,
И слава ей венок плела.
Когда она на сцене пела,
Париж в восторге был от ней.
Она соперниц не имела…
Подайте ж милостыню ей!
Бывало, после представленья
Ей от толпы проезда нет.
И молодежь от восхищенья
Гремела «браво» ей вослед.
Вельможи случая искали
Попасть в число её гостей;
Талант и ум в ней уважали.
Подайте ж милостыню ей!
В то время торжества и счастья3
У ней был дом; не дом – дворец,
И в этом доме сладострастья
Томились тысячи сердец.
Какими пышными хвалами
Кадил ей круг её гостей –
При счастье все дружатся с нами.
Подайте ж милостыню ей!
Святая воля провиденья…
Артистка сделалась больна,
Лишилась голоса и зренья
И бродит по миру одна.
Бывало, бедный не боится
Прийти за милостыней к ней,
Она ж у вас просить стыдиться…
Подайте ж милостыню ей!
Ах, кто с такою добротою
В несчастье ближним помогал,
Как эта нищая с клюкою,
Когда амур её ласкал.
Она все в жизни потеряла.
О! Чтобы в старости своей
Она на промысл не роптала,
Подайте ж милостыню ей!
Соловей мой, соловей.
Соловей, мой соловей,
Голосистый соловей!
Ты куда, куда летишь,
Где всю ночку пропоешь?
Кто-то бедная, как я,
Ночь прослушает тебя,
Не смыкаючи очей,
Утопаючи в слезах?
Ты, лети мой соловей,
Хоть за тридевять земель,
Хоть за синие моря,
На чужие берега;
Побывай во всех странах,
В деревнях и в городах:
Не найти тебе нигде
Горемычнее меня.
У меня ли у младой
Дорог жемчуг на груди,
У меня ли у младой
Жар-колечко на руке,
У меня ли у младой
В сердце миленький дружок.
В день осенний на груди
Крупный жемчуг потускнел,
В зимню ночку на руке
Распоялося кольцо,
А как нынешней весной
Разлюбил меня милой.
УКАЗАТЕЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. А. АЛЯБЬЕВА, УПОМИНАЕМЫХ В КНИГЕ
Список сочинений русского композитора Александра Алябьева
УКАЗАТЕЛЬ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. А. АЛЯБЬЕВА, УПОМИНАЕМЫХ
В КНИГЕ Б. Доброхотова
В Указатель включены, по возможности, сведения о временя сочинения, наличии в архивах рукописных экземпляров и о времени первого издания упоминаемых в книге произведений Алябьева. В связи с тем, что датировка сочинения представляет значительные трудности, в аннотации введены все авторские даты, имеющиеся в рукописях; предположительно установленные годы приводятся в квадратных скобках. Даты выхода в свет определены для прижизненных изданий по объявлениям в прессе. В отношении рукописей, не являющихся автографами композитора, сделаны оговорки («авторизованная копия», «копия»).
Все вокальные сочинения, сопровождение которых не указано, написаны для голоса с фортепиано, театральные произведения — с сопровождением оркестра. Обычный симфонический оркестр указывается кратко — оркестр. Небольшой, камерный, состав оркестра назван оркестром-ансамблем. В сведениях о местонахождении рукописей театральных сочинений, камерных инструментальных ансамблей и хоров указывается характер изложения рукописи («партитура», «для хора с фортепиано», «воловая партия»); для тех произведений, состав которых ясен из заглавия (романсы, пьесы для фортепиано и для сольных инструментов с фортепиано), характер изложения в этих сведениях не указывается; оговорены все сочинения, сохранившиеся в эскизах.
Оригинальные сочинения
«Адели» («Играй, Адель, не знай печали»), песня для голоса соло и женского хора с фортепиано на слова А. С. Пушкина. Партитура
«Аммалат-бек», опера в пяти действиях, либретто А. Ф. Велътмана, по повести А. А. Бестужева-Марлинского. Соч. 1842—1847; фрагменты партитуры и эскизы
«Ах, точно ль никогда», романс на слова А. С. Грибоедова, Соч. [1836]
Башкирская увертюра D-dur, для оркестра.
«Баюшки-баю» («Спи спокойно, не пугайся»), романс на слова неустановленного автора. Соч. 1828
«Безумная», драматическое происшествие в одном действии, извлеченное из повести И. И, Козлова (увертюра, два номера для мелодрамы, речитатив и три песни безумной и песня ямщика). Соч. 1841
«Блажен, кто мог на ложе ночи» — см. Три элегии
«Богомолец» («Я принял крест»), романс на слова А. Ы. Муравьева, поев. Ф. Н. Корфу.
«Боже, царя храни», гимн для хора с оркестром на слова В. А. Жуковского, поев. В. А. Перовскому. Соч. 1834
Большая ария Просперо с хором, гс пьесе А. А. Шаховского «Буря», по В. Шекспиру (вся остальная музыка К. А. Кавоса), Соч. 1827
Большая симфония — см. «Прощание с Севером».
Большое трио a-moll, для фортепиано, скрипки и виолончели — см. Трио a-molL
Большой вальс для оркестра-ансамбля. Соч. [1848]; черновая партитура и эскиз- (фонд Алябьева, №№ 106 и 386). Записан (в ред. Б. В. Доброхотова) на грампластинку как часть «Танцевальной сюиты». — 217.
Большой полонез Es-dur — см. Полонез Es-dur.
«Буря», пьеса А. А. Шаховского, по В. Шекспиру, музыка К. А. Кавоса, один номер Алябьева—см. Большая ария Просперо с хором,
«Буря», опера в трех действиях, либретто неустановленного автора, по одноименной пьесе В. Шекспира. Соч. [1830-е гг.]; партитура (утрачено второе действие и финал оперы; фонд Алябьева, № I); эскизы (в них два из девяти номеров второго действия;
«В реке бежит гремучий вал» — см. «Черкесская песня».
«В сей день вы, Россы, торжествуйте», для смешанного хора с оркестром. Соч. [1826]; партитура (фонд Алябьева, № 80) — 94, 95, 238.
«В танце»—см. раздел «Обработки собственных сочинений», «Глазки голубые».
Вальсы (C-dur и g—moll) для фортепиано. И з д. М.; Ф. Кс. Вейнсгербер. (указаны в каталоге музыкального магазина Г. Ы. Рейнсдорпа 1818 г.) — 10, 258.
«Вакхическая песня» («Что смолкнул веселия глас») для голоса соло п смешанного хора с оркестром на слова А. С. Пушкина. Партитура (утрачены начало и окончание; фонд Алябьева, № 308) —237.
Вариации на тему песни «Ах! Что ж ты, голубчик», для скрипки с оркестром (возможно, сочинение Алябьева) —94, 95.
Вариации d-moll на тему песни «Взвейся выше, понесися, сизый голубочек», для скрипки с оркестром. Партитура (интродукция, тема «я семь вариации. В последней вариации записано лишь 12 тактов партии солирующей скрипки; фонд Алябьева, № 374); изд. вперело-^кении Для скрипки с фортепиано Г. В. Киркора. М—Л., 1949—104—
Вариации d-moll на тему песни «Во саду ли, в огороде», для скрипки с оркестром. Черновая партитура (интродукция, тема и шесть вариаций, фонд Алябьева, № 120)—22.
Вариации,g-molI на тему песни «Во саду ли, в огороде», для двух скрипок и виолончели. Черновая партитура (вступление, тема и пять вариаций, окончание утрачено; фонд Алябьева, Лг° 471); изд (ред. Б. В. Доброхотова), М.—Л., 1951 — 156, 240.
Вариации a-moll на тему песни «Ехал козак за Дунай», для скрипки с оркестром. Партитура (интродукция, тема и «девять вариации; фонд Алябьева, № 373) —22,
Вариации a-moll на тему романса «Увы, зачем она блистает», для скрипки и фортепиано. Черновая рукопись (интродукция, тема и шесть вариаций; фонд Алябьева № 155); изд. (ред. И. Н. Иордан) М„ 1953—156—157, 217, 240.
«Верность до гроба» («Младой Рогер свой острый меч берет»), романс на слова В. А. Жуковского. Соч. [1810-е гг.]; изд. М., 1959, в книге «Страницы из жизни Алябьева» — 24.
«Веселой толпою с глубокого дна» — см. «Русалка» (3).
«Веселый час» («Нынче весел я, пирую»), романс на слова А. Майкова. Изд. М., 1831—262.
«Веточка» («В бесценный час уединенья»), романс на слова Д. В. Веневитинова. Соч. [1829]; эскиз (фонд Алябьева, Jsfe 427) — 99.
«Вечерком румяну зорю», русская песня для голоса с фортепиано, на слова
И. П. Николева. Соч. [1827]; чистовая рукопись (фонд Алябьева № 422); и з д. М., 1827—63, 80, 246, 247. «Вечерний звон», романс на слова И. И. Козлова (из Т. Мура) (в серии
«Северный певец 1828 года»). Соч. [1828]; чистовая рукопись (фонд Алябьева, № 90); изд. М., 1829—80, 90, 248. «Взамен разлуки и печали, что впереди тебе дано?», романс па слова
И. С. Аксакова. Изд. СПб., «Нузеллист», 1850, № 1—224.
«Вижу бабочка летает», романс на слова П. И. Шаликова. Изд. М_, «Дамский журнал», 1823, ч. 4—32.
«Виндзорские кумушки», музыка к комедии В. Шекспира (три номера для мелодрамы, два инструментальных эпизода, дуэт Квикли-Цир-цеи и Фальстафа, два хора и танцы с хором). С о ч» 1838 («Музыка А. Алябьева 1838 года. Москва»); партитура (фонд Алябьева, № 291; ГЦММК, фонд.Малого театра, fca 896) — 165—167, 243.
«Влюблен я, дева-красота!» — см. сб. «Кавказский певец» (10).
«Волшебная ночь», опера в трех действиях, либретто А. Ф, Вельтмана, по комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь» (не окончена). Соч. 1838—1839; фрагменты партитуры и эскизы (фонд Алябьева, ЖЧе 276, 277, 4, 5, 6 а, 10, 446) — 181 — 182, 201, 244.
«Волшебный барабан, пли Следствие Волшебной флейты», балет,в двух действиях, либретто Ф. Бернарделли (увертюра, антракт ко второму действию и музыка к 11 сценам). Соч. 1827; партитура (ЦМБ 14 А 60/п. о. В. Б., инв. № 4290) — 64-72, 243, 250, 251, 271. То же. Партии флейт (ЦМБ 14 А 60/п. о, В. Б., инв. № 4290)— 71—72.
«Воспоминание» («Прошли, прошли вы, дни очарованья»), романс па слова В, А. Жуковского. Изд. М„ 1959,.в книге «Страницы и» жизни Алябьева» — 23.
«Всегда надежною броней пусть будет грудь-моя одета»,.романс на слова пеустановленного автора. С оч. [1828—1832]; лерновая рукопись (фонд Алябьева, Ад 341) —99.
«Всему приходит свой черед», романс на слова А. Майкова. Изд М.» 1831-262.
«Всех цветочков боле розу я любил» — см. сб. «Собрание разных русских песен».
«Встреча дилижансов», опера-водевиль, текст А. И. Писарева (некоторые куплеты П. Н. Арапова и М. А. Дмитриева), музыка А. А. Алябьева совместно с А. Н. Верстовским и Ф. Е. Шольцем (Алябьевым написано 10 из 15 вокальных номеров; 5 номеров — Берстовского, увертюра —Шольца). Соч. [1824—1825]; партитура (ЦМБ VII I В 357/п, о. В. Д., инв. № 7384) — 38.
«Выбор жены» («Не женись на умнице, на лихой беде», песня на слова А, В. Тимофеева. Изд. М., 1838—174.
Галоп князя Оболенского (G-dur), для духового оркестра. Партитура (фонд Алябьева, № 355) — 16.
«Где ты, где ты, друг мой милый» — см. Шесть романсов, посвященных Е. А. Офросимовой (4).
«Где ты, прелестный край», элегия для голоса с фортепиано на слова v неустановленного автора. Соч. [1838]; изд. «Собрание музыкальных пиес, составленное М. Глинкою», тетрадь I. СПб., 1839— 173—174.
«Гимн на случай посещения его превосходительством бароном Александром Гумбольдтом училища Сибирского линейного казачьего войска» («Сыны Сибири отдаленной»), для смешанного хора с оркестром, на слова И. Л. Черкасова. Соч. [1829]; партитура (фонд Алябьева, № 472) —98, 238.
«Глазки голубые» — см. сб. «Новоселье» и «Собрание разных русских песен».
«Голова ль моя, головушка», русская песня для голоса с оркестром, на слова А. А, Дельвига. Соч. 1834; партитура (утрачено окончание; фонд Алябьева, № 89) — 142, 144, 246.
«Господи помилуй» для смешанного четырехголосного хора. Соч. [1843]; партитура (фонд Алябьева, № 44) —209.
«Гремит во всех концах вселенной», для смешанного хора с оркестром.
Соч. около 1826; партитура (фонд Алябьева, № 81)—61.
«Гроб» («Мрачен и ужасен безмятежный гроб»), романс на слова П. Г. Ободовского (из И. Г. Салиса). Изд. М., 1830—100, 248. «Грузинская песня» — см, сб. «Кавказский певец» (8).
«Давно ли цвет младыя розы», романс для голоса с оркестром на слова неустановленного автора. Партитура (фонд Алябьева, № 86) —251.
«Два ворона» («Ворон к ворону летит»), романс на слова А. С. Пушкина. Соч. [1828]; изд. М., 1830 — 100, 237.
«Две записки, или Без вины виноват», опера-водевиль в одном действии, текст А. И. Писарева, музыка А. А. Алябьева совместно с А. Н, Верстовским. Соч. [1826—1827]; копия партитуры (ЦМБ, I, 3, А. 60/п, о. Д. 3., инв. № 6785) — 64, 73.
«Девичий сон» («Мимо дома все хожу, все в одно окно гляжу»), романс на слова П, А. Вяземского, поев. Н, А. Иеленьевой. И з д. М, 1832—112.
«Дедушка» («Дедушка! девицы раз мне говорили»), романс на слова А, А. Дельвига. Изд. М., 1831 (в серии «Северный певец 1831 года») — 110,
«Деревенский сторож» («Ночь темна, на небе тучи»), романс на слова Н. П, Огарева, Рукопись с цензурным разрешением 1851 г. (ЦГАЛИ, «Собрание фондов мелких музыкальных издательств», on. 1, ед. xp. 32); изд. M., 1851, в «Музыкальном сборнике в память А. Е. Варламова» —215, 225, 236.
«Деревенский философ», опера-водевиль в одном действии, текст М. Н. Загоскина (увертюра и 16 вокальных номеров). Партитура оперы-водевиля (ЦМБ, 13 А 60/п. Дер., инв. № 11319); увертюра (фонд Алябьева, № 353); увертюра (в ред. Б. В. Доброхотова) записана на грампластинку — 31, 38, 39, 242.
«Други, други, радость нам дана судьбой» — см. сб. «Застольные русские песни».
«Дружбы нежное волненье», романс на слова неустановленного автора, поев. Ф. Н. Корфу. И з д. М., 1835 — 140.
«Если жизнь тебя обманет», романс на слова А. С. Пушкина, поев, «а l’airnable contialto». Изд. М., 1829 — 99, 100, 237, 277.
«Жалоба» («Над прозрачными водами»), романс на слова В. А. Жуковского. Изд. М., 1827, в «Музыкальном альбоме на 1827 год» А. Н. Берстовского. В «Альбом» вошли еще два романса Алябьева («Коль правда то» и «Как счастлив тот»), а также фортепианная мазурка C-dur — 64.
«Жаль мне и грустно, что ты, молодая, будешь томиться в глуши», романс на слова И. С. Аксакова. Изд. СПб., «Нувеллист», 1849, № Ю— 127.
«Желание» («Если б ты любил меня»), романс на слова Н, И., поев. Ы. А. Исленьевой. Изд. М„ 1827—64.
«Живой мертвец» («Что грустишь ты одинокий?»), романс на слова Д, Раевского. Изд. М., 1831, в серии «Северный певец 1831 года».
«Забавы калифа, или Шутки па одни сутки», опера-водевиль в трех действиях A. PL Писарева. Музыка А. А. Алябьева (второе действие), совместно с А. Н. Верстопским (третье действие) и Ф. Е. Шольцем (первое действие). Соч. [1825]; копия партитуры (ЦМБ, I. 1. Л. 60/п. о. Иг. К., инв. № 7967) — 56, 65, 243.
«Застольные русские песни» для хора с фортепиано. Сб. поев. В. А. Перовскому. Изд. М„ 1839— 175.
1. «Песня о добром царе», для смешанного хора с фортепиано, на слова Н. М. Карамзина — 175.
2. «Сем попьем, сем погуляем», для смешанного хора с фортепиано, на слова С. И. Стромилова— 175.
3. «Ну-ка первый бокал», для смешанного хора с фортепиано, па слова С. И. Стромилова — 175.
4. «Други, други», для смешанного хора с фортепиано, на слова А. А. Дельвига—-175.
5. «Из страны, страны далекой», для смешанного хора с фортепиано, на слова Н. М. Языкова — 175, 221.
6. «Песня солдат в Грузии» («Друзья! не будем тосковать»), дли мужского хора с фортепиано, на слова неустановленного автора—175.
7. «Песня сибирская старика Луки», для мужского хора с фортепиано, на слова П. П. Ершова из драматической повести «Фома Кузнец» — 175.
«Зимняя дорога» («Сквозь волнистые туманы»), романс на слова А С Пушкина. Изд. М., 1831, в серии «Северный певец ¦ 1831 года»— 109-110, 237.
*И моя звездочка» («Море воет, море стонет»), романс на слова Д. В. Давыдова в рукописном сб. романсов («Сиротинушка», «Она моя», «Совет», «И моя звездочка»), поев. 3. Н. и Л. Н. Шатиловым. Черновая рукопись (фонд Алябьева, № 475) — J73.
«И я выйду ль на крылечко», русская песня на слова А. А. Дельвига. Изд. М., 1837, в «Альбоме любителям пения» А. А. Миллера, поев, издателем А. Алябьеву «в знак дружбы и почитания» — 246.
«Из страны, страны далекой» —см. «Застольные русские песни» (5).
«Изба» («Небо в час дозора»), романс на слова Н, П. Огарева, Изд. М., конец 40-х гг. —215, 236.
«П sont passes* («Они прошли») французский романс, изданный совместно с вальсом для фортепиано. Изд. в Москве Ф. Кс. Вейнсгербером (указан в каталоге музыкального магазина Г. Н. Рейисдорпа па 1818*> — 10, 258.
«Иртыш» («Певец младой, судьбой гонимый, при бреге быстрых вод сидел»), романс на слова И. И. Веттера (в серии «Северный певец 1828 года»). Изд. М., 1830 — 82, 90—91, 113, 128, 277.
Итальянская ария (Andante росо soslenuto, F-dur, V2Js для скрипки с. форте, пиано. Соч. 1836 (авт. дата: «Соч. в селе Пущине. 1836-го.»); чистовая рукопись (окончание утрачено; фонд Алябьева, Ле 421) —163.
«К иен» («Я помню вечер незабвенный»), романс на слова Ы. Е. Панина, Изд. М, 1849 — 218.
«К порфироносной вдовице» («Ты будешь с ним»), для смешанного хора с оркестром, на слона Н. Д. Иваичина-Писарева. С о ч. 1825; партитура (фонд Алябьева, № 320) —57.
«Кабак» («Выпьем, что ли, Ваня»), романс (песня) на слова Н. П. Огарева. Изд. М., 1843—201—202, 215, 236.
«Кабардинская песня» — см. сб. «Кавказский певец» (5),
Кавказские мазурки — см. Мазурки кавказские.
«Кавказский певец», сборник романсов и песен. Изд. М., 1834—135, 142—143, 280.
1. «Молитва» («Молю святое провиденье»), романс на слова Н. М, Языкова — 135.
2. «Я жизнь любил», элегия на слова неустановленного автора (стихотворение приписывалось А. С. Пушкину) —135.
3. «Ясны очи, черны очи», романс на слова Д. П. Ознобишина — 126, 135.
4. «Как за реченькой слободушка стоит», русская песня на слова А. А. Дельвига — 135, 144, 246.
5. «Кабардинская песня» («На Казбек слетелись тучи»), на сло-А. А. Бестужева-Марлинского — 133, 135, 203, 246, 247.
6. «Что поешь, краса-девица», романс на слова В. В. Домопто-вича— 135, 247.
7. «Песнь Баяна» («Война, война! Прощай, Сиана»), на слова Н. М. Языкова — 135.
8. «Грузинская песня» («Плачет, плачет дева гор»), на слова Л. А. Якубовича — 132, 135, 246, 248.
9. «Я вас любил», романс на слова А. С. Пушкина—126—127, 135, 237, 248.
Г0. «Влюблен я, дева-красота!», романс на слова PI, М, Языкова— 135.
11. «Песнь Баяна» («Бойцы садятся на коней»), на слова Н, М. Языкова — 135.
12. «Песнь разбойника» («Что затуманилась, зоренька ясная»), на слова А. Ф. Вельтмаиа— 134—135, 144, 244.
«Кавказский пленник», мелодрама па текст второй части поэмы А. С. ПУШ-кина. Соч. [1828); изд. М., 1859 <в переложении для голоса с фортепиано А. И. Дюбюка) —81—87, 188, 228, 238, 244, 248, 276.
Кадрили (две) для фортепиано. Изд. М., 1828 — 81.
Кадриль B-dur— 240.
«Как за реченькой слободушка стоит» — см. сб. «Кавказский певец» (4).
«Как счастлив тот, кто в бурном свете», романс на слова В. А. Жуковского. Изд. М, 1827, в «Музыкальном альбоме на 1827 год» А. Н; Берстовского. В «Альбом» вошли еще два романса Алябьева («Жалоба» и «Коль правда то»), а также фортепианная мазурка C-dur—64.
«Канареечка» («Канареечка любезна, утешай хоть ты меня»), романс., на слова неустановленного автора. Изд. М., 1831 (в серии «Северный певец 1831 года») — ПО.
Квартет Es-dur, для двух скрипок, альта и виолончели (1. Allegro, Es-dur; V.;; 2. Andante sostenuto, B-dur, 4Д- Черновая партитура (первоначальная запись двух первых частей квартета № 1; остальные части, указанные на первой странице, утрачены; фонд Алябьева,.Nb 178) — 18—19.
Квартет № 1 (Es-dur) для двух скрипок, альта и виолончели (1. Allegro spirito, Es-dur, 4Д; 2. Adagio, B-dur, 4Д; 3. Менуэт, allegro, Es-dur, 3Д; 4. Финал, Andante sostenuto—Allegro vivace, Es-dur, aA). Соч. 1815. Партитура* (фонд Алябьева. Jsfi> 395): Изд. (ред. Б. В. Доброхотова) М., 1952— 17, 18—22, 231, 240.
Квартет № 3 (G-dur) для двух скрипок, альта и виолончели (I. Allegro, G-dur, 3Д; 2. Менуэт, allegro, G-dur, 3Д; 3. Adagio на тему русской песни «Соловей» (Tire d’un air ru.sse «Rossignob), аД; 4. Финал. G-dur, %), поев. Ф. Е. Шольцу. Соч. 1825; партитура (фонд Алябьева, № 396); изд. (ред. Б. В. Доброхотова),
Квартет g-moll для двух скрипок, альта и виолончели. Соч. 1842; два неоконченных варианта партитуры
Квартет для двух скрипок, альта и виолончели. Отрывок партитуры (в одной рукописи с произведениями, записанными в 1846 г. в селе Василёво; фонд Алябьева, № 423) — 211.
Квартет для четырех флейт (1. Allegro, G-dur, 4Д; 2. Adagio, C-dur, 4Д)-Соч. [1827]; неоконченные партитуры (фонд Алябьева, NbjNb 143 и 398); изд. (ред. Н. И. Платонова). М.—Л., 1950 — 72—73, 234, 241.
КЕиптег c-moll для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны (Andante, c-moll, 3Д —Allegro, C-dur, 4Д). Черновая, неоконченная партитура (фонд Алябьева, Н°. 399); изд. (ред. Б. В. Доброхотова), М., 1953— 101, 233, 240.
Квинтет Es-dur (одночастный) для фортепиано, двух скрппок, альта и виолончели. Партитура (фонд Алябьева, №144); изд. (ред. Б. В. Доброхотова) М., 1954 — 22, 231, 240
Квинтет B-dur. Эскиз (фонд Алябьева, Кя 43S) —233.
«Когда, душа, просилась ты», элегия для голоса с фортепиано на слова А. А. Дельвига, поев, графине Г. Россн. Чистовая рукопись (фонд Алябьева, № 91); изд. М„ 1962, вместе с романсом «Люблю тебя» на слова неустановленного автора (ред. И. II. Иордан) — 17о.
«Коль правда то, что быть вдвоем есть точно счастие прямое», романс на слова В. А. Алябьева. Изд. Мм 1827, в «Музыкальном альбоме на 1827 год» А. Н. Берстовского. В «Альбом» вошли еще два ромаиса Алябьева («Жалоба» и «Как счастлив тот»), а также фортепианная мазурка C-dur — 64.
«Кольцо» — см. Шесть романсов, посвященных Е. Л. Офросимовой (1).
«Кольцо души-девицы», русская песня на слова В, А. Жуковского. Изд. М., в «Музыкальном альбоме па 1828 год» А. Ы. Вер-стовского — 64.
Контрданс F-dur, для оркестра-ансамбля. Партитура (фонд Алябьева, № 371) — 151.
Концерт на текст 30-го псалма («На тя, Господи, уповах») для смешанного хора. Соч. 1832 («для Котлярова»); партитура (фонд Алябьева, № 328) — 136.
«Кончен, кончен дальний путь» — см. Цыганская песня.
«Кудри» («Наяву и в сладком сне»), русская песня на слова А. А. Дельвига. Изд. М., 1831 (в серии «Северный певец 1831 года») —110.
«Лунная ночь, или Домовые», комическая опера в двух действиях, либретто П. А. Муханова и П. Н. Арапова (увертюра, вступление ко второму действию и 16 вокальных номеров). Соч. 1821—1822; партитура оперы (фонд Алябьева, № 375); увертюра (фонд Алябьева, tY» 275); копия партитуры оперы (ЦМБ, VII. 1. А. 60/п. Л, и., инв. № 7967) — 27 — 32, 38 — 40, 243, 261, 262.
«Луч надежды» («Месяц светел серебрится»), романс на слова неустановленного автора. Изд. СПб., «Нувеллист», 1846, № 7 — 212.
«Лучший день в жизни, или Урок богатым женихам», опера-водевиль в двух действиях, текст Н. И. Малышева, музыка А. А. Алябьева, совместно с А. Н. Верстовским и Ф. Е. Шольцем (увертюра и 19 вокальных номеров). Копия партитуры ( ЦМБ, VII. I. В. 357/п. Л. день, инз, № 8567) —74, 271.
«Люблю, когда пташка моя защебечет» — см. «Саше» в сб. Шесть романсов, посвященных Е, Л, Офросимовой (6).
«Любовник розы, соловей» —см. сб. «Новоселье»,
Мазурка для смешанного хора с оркестром («Осень седая, скройся от глаз»), слова И. Л. Черкасова. Соч.; «Тобольск, 1829 г. 20 ноября»; партитура (фонд Алябьева, № 318) —81.
Мазурка C-dur для фортепиано. Изд. М, 1827, в «Музыкальном альбоме на 1827 год» А. Н, Верстовского. В «Альбом» вошли также три романса Алябьева («Жалоба», «Как счастлив тот» и «Коль правда то») — 64.
Мазурка для фортепиано — см. сб. «Новоселье».
Мазурка D-dnr для фортепиано («Сочинена во сне 1836 года»). В той же рукописи эскиз романса на слова А. С. Грибоедова «Ах, точно ль никогда» (фонд Алябьева, № 415). Изд. (ред. Б. В. Доброхотова) в хрестоматии «Русская фортепианная музыка с конца XVIII до 60-х гг. XIX века», сост. В. А. Натансон и А. А. Николаев, выпуск второй, М., 1956 — 263.
Мазурки кавказские (две) для фортепиано. Изд. М., 1833, в сб. «Подарок любителям танцев» —134.
Мазурки, вальсы и французская кадриль для фортепиано. И з д. М., 1826—63.
Марш для духового оркестра, для погребения Д. В. Голицына. С о ч. 1844; изд. в авторском переложении для фортепиано под заголовком «Марш, игранный на трубах прн погребении его светлости, г. московского военного генерал-губернатора, генерала от кавалерии князя Д. В. Голицына 19-го мая 1844 года», М., 1844 — 209.
Партитуры (фонд Алябьева, №№ 127, 391, 387, 388, 389, 130 129 477 125 390) — 6 — 98.
«Мечта» («Сердцем в первые дни жизни, по не к счастью я расцвел»), романс на слова М. А. Максимовича. Изд. М., 1834—127
«Молитва» — см. сб. «Кавказский певец» (1).
«Молодая мать и жених в 48 лет, или Домашний спектакль», опера-водевиль в двух действиях, текст А. А, Шаховского (увертюра, антракт 1 ко второму действию и 27 вокальных номеров). Соч. 1826- партитура (ЦМБ. 13 А 60/п.о. М. М, нив. №> 7806); другой экземпляр партитуры, без 14-го номера (фонд Алябьева, Хя 293); дуэт Княгини и Юрьина (фонд Алябьева, № 304); увертюра «(фонд Алябьева, № 310) — 73-74, 242, 271.
«Москве благотворительной» («Москва! Москва! прошли года»), гимн на слова Ф. Н. Глинки для голоса соло, хора и оркестра—186.
«Моя жена выходит замуж», опера-водевиль в двух действиях, текст И. И. Малышева, музыка А. А. Алябьева совместно с А. И. Вер-стовским. Соч. 1827; копия партитуры (ЦМБ, I, 3. А. 60/В.О. Моя., инв. № 18506) —73.
«Моя молитва» («Души невидимый хранитель»), романс на слова Д. В. Веневитинова. Черновая рукопись (фонд Алябьева, №№ 344 и 427) — 99.
«Музыкальный альбом Северного певца», поев. Д. Н. и С. Н. Шатиловым. Изд. СПб., 1832— 107, 108, 277-278.
1. «Тоска больной Нины» («С тех пор, как мы разлучены судьбой»), романс на слова Ф. Н. Глинки — 107.
2. «Цветок» («Цветок засохший, безуханный»), романс на слова А. С. Пушкина — 107, 237,
3. «Предчувствие» («Снова тучи надо мною»), романс на слова А. С. Пушкина — 107, 110, 237, 278.
4. «Я помню чудное мгновенье», романс на слова А. С. Пушкина — 107—109, 146, 237, 278.
«На Казбек слетелись тучи» — см. «Кабардинская песня» в сб. «Кавказский певец» (5).
«Не говори: любовь пройдет» —см. Три русских романса, посвященных В. Л. Сабуровой (2). j
«Не для меня» («Когда я necin/ твою внимаю»), романс на слова А. Ф. Вельтмана. Изд. М., 1844—209.
«Не задумывайся, мой друг» («Когда расстанусь я с тобою»), романс на слова Д А. Путилова. Чистовая рукопись (фонд Алябьева, № 100); Изд. СПб., «Нувеллист», 1850, № 11 ив «Музыкальном альбоме с карикатурами» А. С. Даргомыжского и Н. А, Степанова. СПб, 1851 — 213.
«Не скажу никому» — см. «Цыганская песня».
«Недоумение» («Какое чувство, я не знаю, мне сердце наполняет вновь»), романс на слова Г. П. Ржевского, поев.: «а I’aimable contralto*. «Изд. М., 1830-100, 277.
«Незабудочка» («Вокруг тебя луч радости светлеет»), романс на слова П. А Вяземского, поев. А, И. Бунаковой. Изд. М., 1831 ПО.
«Нераздельные, или Новое средство платить долги», комедия-водевиль в одном действии, текст Н. А. Шатилова, музыка А. А. Алябьева совместно с Ф. Е. Шольцем (увертюра, рондо для голоса с сопровождением бассетгерна и 12 вокальных номеров написаны Алябьевым 4 —Шольцем). Соч. [1827]; партитура (ЦМБ. 13. А. 60/п. о.В., инв. № 7774) —74,271.
Рондо для голоса с сопровождением бассетгорна — /4.
«Нищая» («Зима, метель, и в крупных хлопьях»), романс на слова Д. Т. Ленского (из Беранже). Изд. М., 1841 — 187—188, 236, 218. «Новая шалость, или Театральное сражение», опера-водевиль в одном действии, текст Н. И. Хмельницкого, музыка А. А. Алябьева, А. Н. Берстовского и Л. В. Маурера (увертюра и 20 вокальных номеров). Соч. 1821—1822; копия партитуры с пометками Алябьева (ЦМБ, 13 В 357/п.о.Н.Ш., инв. № 6670); вокальные номера 5, 11 и; 12-й; партитура, автограф Алябьева (фонд Алябьева, №№ 299, 300,. 297) — 28.
«Новоселье», музыкальный альбом. Среди произведений разных композиторов четыре сочинения Алябьева: 14 з д. М., 1834— 136. «Песнь Баяна» («О ночь, о ночь, лети стрелой!»), на слова Н. М. Языкова, для голоса и хора с фортепиано— 135—136. «Любовник розы соловей», на текст из «Невесты Абидосской» Дж. Байрона в переводе И. И. Козлова— 132, 135, 246. «Глазки голубые» («Глазки, глазки голубые»), мазурка с хором на слова А. В. Иванова — 136. Мазурка для фортепиано — 136.
«Новый Парис», опера-водевиль в одном действии, текст Н. И. Хмельницкого (вокальные номера с 3-го по 12-й). Нотный текст иной, чем в музыке, написанной к этому водевилю совместно — Алябьевым, Л. В. Маурером и А. Н. Верстовским. Партитура (фонд Алябьева, № 13) — 162, 242
Ноктюрн C-dur для валторны, двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано. Партитура (фонд Алябьева, № 145) —22.
«Ну-ка, первый бокал», застольная песня для мужского хора с оркестром на слова С. И. Стромилова к его пьесе «Русский инвалид па Бородинском поле». Соч. [1839]; партитура (фонд Алябьева, № 21); изд. М., 1839, в авторском переложении для смешанного хора с фортепиано в сб. «Застольные русские песни», поев. В. А. Перовскому — 175.
«Ну, дружней, веселей, поднесите скорей», застольная песня на слова М. Владимирова, для четырехголосного мужского хора с духовым оркестром. Партитура (фонд Алябьева, № 26)—223.
«Разлука» («И так с тобою я расстался»), романс на слова А. Найденова (в серии «Северный певец 1828 года»). Изд. М., 1829 — 90.
«Разлука с милой» («Тебя ли, милая, забуду»), романс на слова И. А. Шепелева. Изд. М., 1828 — 76, 77, 273.
«Разочарование» («Протекших дней очарованья»), романс на слова А. А. Дельвига, поев. Ф. Н. Корфу. Изд. М., 1835— 140.
«Редкая наследница, или Муж по завещанию», комедия А. М. Редкина с музыкой Алябьева — «Окончательные куплеты» («Ты сделалась моей женой»). Соч. [1827]; и з д, с текстом второго куплета —«Ах, внучка, убегай любви». М., «Дамский журнал», 1827, ч. 19, № 13 (июль) — 64.
Романс, написанный в 1846 г. в селе Василёво. Чистовая рукопись (текст, вписанный карандашом, неразборчив; фонд Алябьева, № 423) — 211.
Романс о графе Гвариносе («ХУДО, худо, ах, французы») из 9-и главы «Дон-Кихота» М. Сервантеса, перевод Н. М. Карамзина —92— 277.
Рондо A-clur для фортепиано, Соч. (1810-е гг.); неоконченная рукопись (фонд Алябьева, № 417); изд. (ред. Б. В. Доброхотова) в хрестоматии «Русская фортепианная музыка с конца XVIII до 60-х гг. XIX века», сост. В. А. Натансон и А. А. Николаев, выпуск второй, М., 3 956— 11.
«Русалка», пьеса А. С. Пушкина. Соч.; «1838 года 8 апреля»; партитура (ГЦММК, фонд Малого театра, № 898) — 167—168, 172, 192, 199, 238, 243, 246, 251, 2S6.
1. «Сватушка, сватушка», смешанный хор — 168, 172,
2. «По камушкам, по желтому песочку», голос соло — 168—171.
3. «Веселой толпою, с глубокого дна», трехголосный женский хор— 168, 172.
4. «Что, сестрицы, в поле чистом не догнать ли их скорей», двухголосный женский хор— 168, 172.
Русская песня с хором для концерта «Общества поощрения бедных в музыкальном отношении» — 219.
«Русый локон» («Русый локон, длинный локои»), дуэт для женских голосов с фортепиано на слова И. Голдинского. 14 з д. М., 1831 — 110.
«Рыбак и русалка, пли Злое зелье», опера в трех действиях, на либретто неустановленного автора. Соч. 1841—1843; фрагменты партитуры» (фонд Алябьева, AoJVb 283, 287а, 2876, 289а, 287в, 2896, 285и, 287г, 2856, 288, 286, 284, 292) — 172, 192—199, 201, 207, 243—246, 250, 292,
Увертюра к опере «Фаниска» Л. Керубини. По-видимому, обработка Алябьева для духового оркестра. Копия партитуры (фонд Алябьева, № 377) — 100.
Увертюра к опере «Швейцарское семейство» И. Веигля. По-видимому, обработка Алябьева для духового оркестра. Копия партитуры (фонд Алябьева, № 141) — 100.
Теоретические работы
Таблица трелей, исполняемых на флейте. Автограф (фонд Алябьева, 453) — 72.
Таблицы диапазонов медных духовых инструментов. Автограф, (фонд Алябьева, № 168) —97.
Упражнения по гармонии (примеры и правила). Текст на французском языке. Автограф (фонд Алябьева, № 165) — 9, 258.
Обработки произведений Алябьева, выполненные другими композиторами
«Прощальный соловей» («Прощанье с соловьем»), транскрипция для фортепиано К. Гертума — 76.
Романсы (свыше 60), транскрипция для фортепиано А. 14. Дюбюка — 212.
«Соловей», вариации для фортепиано М. И, Глинки на тему песни Алябьева —3, 174.
«Соловей», выполненная М. И. Глинкой инструментовка сопровождения
песни Алябьева —3, 174. «Соловей», транскрипция для фортепиано А. И. Дюбюка — 212. «Соловей», транскрипция для фортепиано Ф. Листа — 207. «Соловей», транскрипция для скрипки с фортепиано А. Вьетана—3. «Черкесская песня», транскрипция для фортепиано К. Гертума — 84.