Что написал аксаков кроме аленького цветочка
Сергей Тимофеевич Аксаков
Фото Все
Сергей Аксаков — биография
Сергей Аксаков — знаменитый русский писатель, общественный деятель, чиновник, театральный и литературный критик. Автор книг «Семейная хроника», «Записки ружейного охотника», сказки «Аленький цветочек».
Сергей Аксаков написал всего две сказки, одна из которых всеми любимый «Аленький цветочек». Больше ничего не нужно говорить, сразу становится понятно, каким неимоверным талантом и добротой обладал этот человек. Подобных этой сказке больше нет, от нее веет добротой, она пропитана нежными, неподдельными чувствами. Биографию писателя и его творчество практически не изучают в школе, разве что вскользь. С большей частью его трудов знакомы исключительно литературоведы.
Детство и юность
Родился Сергей Аксаков 20 сентября (1 октября) 1791 года в имении Ново-Аксаково близ Оренбурга. Несмотря на то, что его родители были выходцами из старинного дворянского рода, жили они относительно небогато. Кроме Сергея в семье подрастали еще два сына и три дочери. Отец — Тимофей Аксаков, прокурор Земского суда. Мама — Мария Зубова, была умной и властной женщиной, ее отец дружил с генерал-губернатором Уфимского наместничества. Детство и юность девушки прошли в окружении высших чинов, она получила прекрасное образование. В юности переписывалась с Николаем Новиковым, просветителем-либералом.
Мальчик воспитывался в основном дедом Степаном Михайловичем, которого все считали «неотесанным и энергичным помещиком-первопроходцем», а еще слугами, которые рассказывали ему народные сказки, пели песни, и играли в незамысловатые игры. Однажды Сережа заболел, и чтобы развлечь ребенка, ключница Пелагея рассказала ему историю об Аленьком цветочке. Аксакова так впечатлило услышанное, что спустя много лет он записал историю по памяти.
Портрет Сергея Аксакова в детстве
В 1799-м мальчик пошел в первый класс местной гимназии, по окончании которой поступил в Казанский университет. Первые произведения Сергея — романтические стихи, появившиеся на страницах студенческих журналов. Стоит отметить, что эти журналы в те годы были рукописными.
В 1807-м, пятнадцатилетним подростком, Сергей отправился в Москву, потом переехал в Санкт-Петербург. Диплом Казанского университета Аксаков так и не получил. В городе на Неве он нашел себе работу переводчика, посещал кружок «Беседы любителей русского слова», где встретил Александра Шишкова и Ивана Крылова. Он начал писать стихи, кардинально отличавшиеся от тех, что писал в юности. Аксакова больше не привлекал романтизм, он распрощался с сентиментализмом. Самым известным творением поэта того времени стал стих «Вот родина моя».
Спустя некоторое время Аксаков нашел применение своим талантам в театральной среде, он взялся за переводы пьес, литературную критику, которую печатали столичные газеты и журналы. В 1827-м поэта приняли в Московский цензурный комитет на должность цензора. Но через год его выгнали, так как он умудрился дать разрешение на печать произведение В.Проташинского. В этой юмористической балладе автор резко прошелся по московской полиции.
К тому времени Аксаков уже имел влиятельных знакомых, которые и помогли ему без труда найти новую работу. Его приняли на место инспектора Константиновского землемерного училища.
В 20-е годы девятнадцатого века в доме Аксакова собирались литературные деятели столицы, причем они принадлежали к разнообразным литературным течениям. Сам Сергей утверждал, что он славянофил, однако не отказывал себе в удовольствии пообщаться со своими оппонентами. Каждую субботу в гостеприимном доме Сергея Аксакова можно было встретить популярных композиторов и актеров. В 1849-м сам Николай Гоголь отмечал в доме известного писателя свое сорокалетие.
Литература
В 1826 году Аксаков устроился на работу цензором. На то время писатель уже обзавелся семьей, которую перевез в Москву. Аксаковым нравилось часто бывать на природе, а сам Сергей принадлежал к числу страстных охотников. Именно эта страсть писателя гнала их из города каждое лето.
В 1837 году у Аксакова умер отец, и он стал обладателем крупного наследства. Теперь писатель мог спокойно заниматься писательством, хозяйственными и семейными делами, не думая о хлебе насущном. Сергей купил для семьи поместье Абрамцево, расположенное в 50 верстах от города, и переехал туда. В настоящее время там музей-заповедник.
Сергей Аксаков в творческом процессе
В 1847-м Аксаков увлекся естествознанием, и впечатленный новыми познаниями, пишет одно из самых известных читателю произведений — «Записки об уженье рыбы». Спустя пять лет выходят «Записки ружейного охотника», которые читатели приняли с невероятным восторгом.
Иван Тургенев выказал об этой книге хвалебные отзывы, он сказал, что такой книги еще не бывало. Сам Аксаков мало реагировал на хвалебные отзывы, он не гнался за славой, писал просто для себя. Творчество помогало писателю отвлечься от насущных проблем, как семейных, так и денежных, которые с каждым годом подступали все ближе. В 1856 году вышли отдельным изданием «Семейные хроники», которые до этого публиковались в журналах небольшими фрагментами.
Поздний период творческой биографии писателя представлен «Детскими годами Багрова-внука». Критики заметили, что повествование ведется как-то неровно, менее емко и лаконично, особенно если сравнивать с его первыми произведениями. Приложение к этому изданию — всем известная книга «Аленький цветочек», посвященная внучке Сергея Тимофеевича, Оле.
Одновременно с этим Аксаков опубликовал «Литературные и театральные воспоминания», в которых содержались интересные факты, цитаты и эпизоды из жизни современников. Книга не отличалась литературным значением, особенно если в один ряд с ней поставить художественную прозу писателя. Аксаков также стал автором рассказов о природе для самых маленьких читателей. Дети с удовольствием слушали рассказы «Знойный полдень», «Гнездо», «Ледоход», «Начало лета».
Произведения Сергея Аксакова
Существовало мнение, что Аксаков духовно развивается вместе с веком, в котором ему довелось жить и творить. Произведения писателя не обличают крепостничество, Сергей просто писал правду о реальной действительности русского крестьянина, даже если она была абсолютно неприглядной. Однако Аксаков не страдал революционными идеями, и абсолютно не стремился доносить их до своих читателей.
Многим критикам не нравилось такое равнодушное отношение писателя к жизни простого человека. Особенно возмущался поведением Аксакова Николай Добролюбов. Но у прозаика не было стремления навязывать собственное мнение окружающим, он просто отражал в своих произведениях окружающую его действительность.
Личная жизнь
Сергей Аксаков связал свою личную жизнь с Ольгой Заплатиной. Ее родители — генерал армии Суворова и турчанка по имени Игель-Сюмь. Они поженились в 1816 году. После венчания молодожены жили у родителей новоиспеченного мужа, а потом Тимофей Аксаков отписал им одно из своих имений — Надеждино. Супруги совершенно не умели вести хозяйство, поэтому оставили деревенский быт и уехали в Москву.
Сергей Аксаков с женой Ольгой Заплатиной
Из Аксакова получился замечательный отец, любящий и заботливый. Стоит отметить, что семья писателя была многодетной, у супругов подрастало десять детей. Хотя некоторые источники утверждают, что их было четырнадцать. Сергей оказывал своим наследникам внимание и заботу, даже в тех случаях, когда ими опекались няни.
Аксаков любил общаться со своими подросшими детьми, особенно с сыновьями. Это общение формировало не только характеры детей, но и меняло взгляды самого писателя. Парни абсолютно отличались от отца складом ума и темпераментом, но самое важное они все же взяли именно от него — это жажда к знаниям и терпимость к другому человеку, даже инакомыслящему.
Сергей Аксаков с внуками
Наследники Аксакова мало отличались от прогрессивной молодежи того времени, у них были такие же высокие запросы и сложные вкусы. Писатель стремился их понять и развивать.
Трое из многочисленных наследников писателя стали видными учеными в славянофильском направлении. Из сына Ивана получился известный публицист, дочь Вера — общественный деятель, еще один сын — Константин, историк и языковед.
Смерть
Еще в юности у Сергея Аксакова появились первые признаки серьезного заболевания — эпилепсии. Помимо этого, в середине 40-х годов у него начало катастрофически падать зрение, которое с каждым годом становилось все хуже. К концу жизни писатель уже не мог работать самостоятельно, и его труды под диктовку записывала дочь Вера.
Памятник Сергею Аксакову
Сердце Сергея Аксакова перестало биться 30 апреля (12 мая) 1859 года. Он умер в Москве, так и оставив неоконченной повесть под названием «Наташа». Прототипом главной героини повествования была родная сестра писателя — Надежда. Аксаков умер из-за обострившейся болезни, полностью лишившей его зрения.
Местом упокоения известного писателя стало кладбище у Симонова монастыря. Во времена СССР останки Аксакова перезахоронили на Новодевичьем кладбище.
Интересные факты
Ссылки
Автор «Аленького цветочка»
Конечно же, это Сергей Тимофеевич Аксаков. Именно ему мы обязаны прекрасными мгновениями, пережитыми в детстве при прочтении сказки мамой и немного позже при просмотре мультфильма.
Это истинно народная русская сказка и пришла она к Аксакову из народных сказаний, благодаря его няне. Как многое было почерпнуто Александром Сергеевичем Пушкиным от своей няни Арины Родионовой, так и внутренний мир Аксакова обогатили рассказы и сказки ключницы Пелагеи.
Аксаков родился 1 октября в Уфе в семье потомственных дворян. Отец его Тимофей Степанович Аксаков был прокурором Верхнего земского суда. Мать Мария Николаевна в девичестве Зубова дочь помощника оренбургского наместника.
Большое влияние на будущего писателя оказал дедушка Степан Михайлович Аксаков своими рассказами о том, что род Аксаковых происходит от «знаменитого рода Шимона» – полумифического варяга, племянника короля норвежского, приехавшего в Россию в 1027 году.
Детство Аксакова прошло в Уфе и в имении Ново-Аксаково, на просторах степной природы.
Своей любовью к природе Аксаков обязан отцу, в то время как мать предпочитала жить в городских условиях.
В имении Ново-Аксаково маленький Серёжа смог подружиться с крестьянскими детьми, узнать ближе жизнь народа, наполненную тяжёлым трудом. Он прислушивался к песням и сказкам, что рассказывали дворовые, от крепостных девушек узнал о святочных играх. Больше всего народных сказаний он услышал от ключницы Пелагеи и они запомнились ему на всю жизнь.
Мать Аксакова была женщиной образованной, и именно она научила сына читать и писать к четырём годам. В 1799 году мальчика отдали в гимназию, но вскоре сильно скучавшая без сына мать взяла его обратно. Сам Аксаков писал, что в гимназии у него из-за нервного и впечатлительного характера начала развиваться болезнь похожая на падучую.
Он ещё год прожил в деревне, но в 1801 году мальчик всё-таки поступил в гимназию. В своих «Воспоминаниях» он потом отзывался о преподавании в гимназии весьма критично, но, тем не менее, с благодарностью говорил о некоторых своих учителях – И. И. Запольском и Г. И. Карташевском, надзирателе В. П. Упадышевском и учителе русского языка Ибрагимове. Все они были воспитанниками Московского университета.
У Запольского и Карташевского Сергей Аксаков жил в качестве пансионера.
Учился Аксаков в гимназии хорошо, в некоторые классы переходил с наградами и похвальными листами. В 1805 году в возрасте 14 лет Аксаков поступил в Казанский университет.
Университет занимал часть помещений гимназии, и часть учителей были назначены профессорами, лучшие ученики старших классов произведены в студенты. Это было очень удобно для учеников. Аксаков, например, слушая университетские лекции, продолжал учиться по некоторым предметам в гимназии. Не было в то время в университете и разделения на факультеты, поэтому студенты слушали самые разные науки – классическую литературу, историю, высшую математику, логику, химию и анатомию…
В университете Аксаков выступал в любительском театре и начал писать стихи. Первое его стихотворение появилось в гимназическом рукописном журнале «Аркадские пастушки». Особенно большой успех имело стихотворение «К соловью». Вдохновившись этим, Сергей Аксаков, вместе со своим другом Александром Панаевым и будущим математиком Перевозчиковым, основал в 1806 году «Журнал наших занятий».
В марте 1807 года С. Т. Аксаков оставил Казанский университет, не окончив его. Причиной этому было, скорее всего, получение семейством большого наследства от тетки, Куроедовой. После чего вся семья Аксаковых переехала сначала в Москву, а потом в Санкт-Петербург, где Сергей стал работать переводчиком при комиссии по составлению законов.
Но больше всего Аксакова привлекала литературная и театральная жизнь Петербурга. И он влился в литературно-общественную и театральную жизнь столицы. В это время Аксаков познакомился с Г. Р. Державиным, А. С. Шишковым артистом-трагиком, Я. Е. Шушериным. Позднее писатель напишет о них прекрасные мемуарно-биографические очерки.
В 1816 Сергей Аксаков женился на дочери Суворовского генерала Ольге Заплатиной. Матерью Ольги была турчанка Игель-Сюма, которую взяли в возрасте двенадцати лет при осаде Очакова, окрестили и воспитали в Курске, в семействе генерала Воинова. К сожалению, Игель-Сюма умерла в возрасте тридцати лет.
После свадьбы молодые переехали в родовое имение Ново-Аксаково. Своё родовое гнездо писатель опишет в «Семейной Хронике» под названием Нового Багрова. У пары родилось десять детей.
Ольга Семеновна, супруга писателя будет не только хорошей матерью и умелой хозяйкой, но и помощницей в литературных и служебных делах мужа.
Пять лет Аксаковы жили в доме родителей писателя, но позднее, в 1821 году, когда у них уже было четверо детей, отец согласился поселить семью сына отдельно и отдал им село Надежино, в Белебеевском уезде Оренбургской губернии. Это село фигурирует в «Семейной Хронике» под названием Парашино.
Перед тем, как переехать на новое место жительства, Сергей Аксаков с семьёй поехал в Москву, где они прожили всю зиму 1821 года.
В Москве писатель встретился со своими старыми знакомыми в театральном и литературном мире, подружился с Загоскиным, водевилистом Писаревым, директором театра и драматургом Кокошкиным, драматургом князем А. А. Шаховским и другими интересными людьми. После публикации Аксаковым перевода 10-й сатиры Буало, его избрали в члены «Общества любителей российской словесности».
Летом 1822 года семья Аксаковых приехала в Оренбургскую губернию и прожила там несколько лет. Но с ведением хозяйства у писателя не ладилось, к тому же пришла пора определять в учебные заведения детей.
В августе 1826 года С. Т. Аксаков с семьёй перебрался в Москву.
В 1827 году устроился работать цензором вновь учрежденного отдельного московского цензурного комитета, а с 1833 по 1838 служил инспектором Константиновского межевого училища, а после его преобразования в «Константиновский межевой институт», был первым директором.
И в то же время Аксаков продолжал уделять много времени своей литературной деятельности. В доме Аксакова в подмосковном имении Абрамцево собирались писатели, журналисты, историки, актёры, критики, философы.
В 1833 году умерла мать Аксакова. А в 1834 году был опубликован его очерк «Буран», который в дальнейшем стал прологом автобиографических и природоведческих произведений Аксакова.
В 1837 году ушёл из жизни отец, оставив сыну приличное наследство.
В 1839 году здоровье Аксаково расстроилось и писатель окончательно вышел в отставку.
Аксаков дружил с Погодиным, Надеждиным, в 1832 году он познакомился с Гоголем, с которым продолжал дружить 20 лет, в доме С. Т. Аксакова Гоголь часто читал свои новые произведения. И в свою очередь Гоголь был первым слушателем произведений Аксакова.
Интересно, что на мировоззрение и творчества Аксакова оказывали немалое влияние и его подросшие сыновья – Иван и Константин.
В 1840 году Аксаков начал писать «Семейную Хронику», но в окончательном виде она появилась лишь в 1846 году. В 1847 году появились «Записки об ужении рыбы», в 1852 году «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», в 1855 году «Рассказы и воспоминания охотника». Все эти произведения были благосклонно встречены читателями и принесли автору известность.
«В ваших птицах больше жизни, чем в моих людях», говорил С. Т. Аксакову Гоголь.
О «Записках ружейного охотника» тепло отозвался И. С. Тургенев, признав первоклассным описательный талант автора.
В 1856 году появилась «Семейная Хроника», которая так же пришлась по вкусу публике.
В 1858 году Аксаков выпустил продолжение «Семейной Хроники» – «Детские годы Багрова-внука».
К сожалению, ухудшилось здоровье писателя, он стал терять зрение, а весной 1858 года болезнь стала причинять ему серьёзные страдания. Пошатнулось и материальное благосостояние семьи.
Тяжело больным писатель написал «Зимнее утро», «Встречу с мартинистами».
Последнее лето Аксаков прожил на даче под Москвой. Он уже не мог писать сам и диктовал свои новые произведения.
Его «Собирание бабочек» появилось в печати после кончины писателя в «Братчине», сборнике, изданном бывшими студентами Казанского университета, под редакцией П. И. Мельникова.
30 апреля 1859 года Аксакова не стало.
Похоронен Сергей Тимофеевич на погосте Симонова монастыря в Москве.
Я думаю, что всем, кто любит природу, стоит прочесть произведения Аксакова. А его «Хроники» помогут лучше узнать историю и быт России XIX века. И, как мне кажется, чем мы лучше знаем и понимаем прошлое своей земли, тем легче нам разобраться в настоящем и строить будущее.
Аленький цветочек (сказка)
«А́ленький цвето́чек» — сказка русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, записанная им «со слов ключницы Пелагеи». [1] По мнению некоторых исследователей, сюжет является заимствованием из сказки мадам де Бомон «Красавица и чудовище», [2] самый ранний схожий мотив встречается в сказке древнеримского писателя Апулея об «Амуре и Психее», пересказанной в романе «Золотой осёл». [3]
Сказка была впервые напечатана Аксаковым в 1858 году в приложении книги «Детские годы Багрова-внука», чтобы, по признанию самого автора, «не прерывать рассказа о детстве».
Содержание
Сюжет и его анализ
В сказке повествуется о заколдованном юноше, обращённом в чудище, и о девушке, которая силой самоотверженной любви возвращает ему человеческий облик.
История пересказана автором истинно народным языком, лиричным и напевным русским говором. [4] Например, когда младшая дочь купца находит «зверя лесного, чудо морское», по своём возвращении от родных, мёртвым, это описывается следующим образом:
Помутилися её очи ясные, подкосилися ноги резвые, пала она на колени, обняла руками белыми голову своего господина доброго, голову безобразную и противную, и завопила истошным голосом: «Ты встань, пробудись, мой сердечный Друг, я люблю.тебя как жениха желанного. »
Юрий Поринец пишет, что «уникальный и не имеющий собственного имени в мире цветов, аленький цветочек, в сказке, вероятно, является символом чуда единственной любви, входящей в жизнь человека, встречи двух людей, предназначенных друг для друга». [4]
Источники сюжета
По словам Аксакова, впервые он услышал сюжет «Аленького цветочка» от ключницы Пелагеи в своем детстве. Впоследствии писатель удивлялся сильному сходству сюжета с прочитанной позже сказкой под названием «Красавица и Зверь» из переводного сборника «Детское училище, или Нравоучительные разговоры между разумною учительницею и знатными разных лет ученицами, сочинённые на французском языке госпожой Лепренс де Бомон». Позднее Аксаков присутствовал на спектакле в Казанском театре, где давали оперу А. Э. М. Гретри «Земира и Азор», либретто которой было написано на основе всё того же произведения Бомон. [5]
Культурное влияние
Сказка является популярной и часто издаётся на русском языке для детского чтения. Первым иллюстратором был Николай Алексеевич Богатов (1854—1935), создав несколько чёрно-белых рисунков для альманаха «Волшебный фонарь». Известна также цветная федоскинская лаковая миниатюра «Аленький цветочек» за авторством В. Д. Липицкого (р. 1921), которая встречается в росписи шкатулок, также использована в оформлении 16-копеечной почтовой марки СССР от 1977 года [6]
Кто автор сказки про Аленький цветочек
Известное детское произведение «Аленький цветочек» по праву занимает почетное место в «золотом фонде» русских сказок. Оно полюбилось уже нескольким поколениям детей, по нему снято несколько мультфильмов и фильмов. Многие люди считают эту сказку частью народного творчества, и мало кто знает, что на самом деле эта необычная история любви имеет своего автора. Им является русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков.
История появления
Впервые читатели смогли познакомиться с «Аленьким цветочком» еще в 1858 году. Именно тогда известный писатель Сергей Аксаков опубликовал автобиографию под названием «Детские годы Багрова-внука». В ней рассказывалось о детстве автора, которое он провел на Южном Урале.
Большую часть произведения занимают воспоминания о ключнице Пелагее, которая развлекала его различными сказочными историями во время болезни. Среди них была сказка о купце, который в поисках аленького цветка для любимой дочери наткнулся на страшное чудовище. Чтобы не прерывать рассказ, писатель не стал включать его в текст повествования, а поместил историю, записанную со слов ключницы, в приложение своей книги. В первой редакции сказка имела иное название, а именно «Оленькин цветочек». Оно было выбрано неслучайно, историю назвали в честь внучки автора — Ольги.
Ключница Пелагея
Ключница Пелагея является не придуманным персонажем, а действительно существовавшим человеком. Она служила во многих купеческих семьях того времени, и даже работала на персидских купцов. Именно в их семьях ключница услышала и запомнила множество занятных восточных сказок. У этой женщины был настоящий дар рассказчицы, особенно ей удавались сказочные истории. Именно за этот талант ее очень любили в семье Аксаковых.
Она довольно часто развлекала маленького Сережу волшебными историями, но «Аленький цветочек» нравился ему больше всех. Когда Сергей Тимофеевич вырос и занялся написанием книг, он смог поделиться этой чудесной сказкой с другими людьми, использовав весь свой талант. Многие его современники, даже Гоголь и Пушкин, восхищались поэтичностью и образностью слога писателя.
Литературная обработка Аксакова сделала сказку «Аленький цветочек» поистине завораживающей, ведь автор постарался сохранить поэтичность и напевность народного языка.
Герои сказки
В этой сказке присутствуют различные персонажи, но все же сюжет развивается вокруг трех главных героев:
Второстепенные герои:
Описание сюжета
Один богатый купец собирается в заморские страны, чтобы торговать. Перед отъездом он интересуется у трех своих дочерей, какие подарки они хотят получить. Старшая просит золотой венец, средняя волшебное зеркало, а младшая лишь один аленький цветочек.
Возвращаясь домой, купец сталкивается с разбойниками и убегает от них в дремучий лес. В чаще он натыкается на роскошный дворец, в котором нет ни единой души, но на столе сами собой появляются угощения. Отведав яства, купец благодарит неведомого хозяина и отправляется прогуляться по саду. Там он видит тот самый цветок, который просила любимая дочь и срывает его. Тут появляется разгневанный владелец замка — ужасное чудовище. Он обвиняет купца в воровстве и неблагодарности, и потому приговаривает к смерти.
Испугавшись, купец делится с ним историей о желании своей дочери. Чудовище решает сжалиться и отпускает гостя с дорогими подарками, но делает ему условие — в течение трех дней купец должен прислать к нему во дворец одну из своих дочерей. Тот соглашается и получает волшебный перстень, который способен перенести любого человека в желаемое место.
Купец надевает волшебный перстень и вмиг оказывается на пороге собственного дома вместе со своими слугами и добром. Купец отдает девушкам подарки, а наутро рассказывает дочерям о своих злоключениях и каждой предлагает отправиться к чудовищу. Старшие отказываются, а младшая прощается с семьей, надевает перстень и исчезает.
Во дворце девушка живет в достатке и роскоши, чудовище называет ее своей госпожой, а та, в свою очередь, всегда мила с ним и одаривает ласковыми словами. Поначалу хозяин замка не показывает купеческой дочке свое лицо, но вскоре поддается ее уговорам. Девушка быстро привыкает к его внешнему виду и они начинают часто гулять по саду, ведя дружеские разговоры. Вскоре она видит сон о том, что отец болен и чудовище отпускает девушку домой. Хозяин замка предупреждает, что если она не вернется через три дня, то он погибнет.
Дома купеческая дочка рассказывает семье о своей прекрасной жизни во дворце. Отец очень за нее рад, а вот сестры начинают завидовать и уговаривать девушку не возвращаться обратно, но та отказывается. Тогда сестры несколько раз переводят стрелки часов назад, из-за чего девушка не успевает вернуться вовремя и находит чудовище мертвым.
Купеческая дочь обнимает своего друга и кричит, что любит его как жениха. После чего гремит гром и девушка, испугавшись, падает в обморок. Очнувшись, она видит рядом с собой красавца. Он рассказывает девушке, что в чудовище его обратила злая волшебница, но купеческая дочка своей любовью смогла вернуть ему прежний облик. Принц говорит, что теперь они могут пожениться и она станет королевой. Купец очень рад такому зятю и благословляет молодых. Сказка заканчивается пышной и богатой свадьбой.
Анализ произведения
Некоторые люди считают, что «Аленький цветочек» на самом деле «русифицированная версия» зарубежного произведения «Красавица и чудовище», написанного Лепренсом де Бомоном. В то время его перевели на русский язык и часто публиковали в сборниках поучительных рассказов для детей. Но Сергей Аксаков узнал об этой сказке намного позже и был удивлен такому сходству с любимой детской историей.
Но стоит отметить, что сюжет про девушку, которая полюбила ужасное чудовище за его доброту, был довольно распространен в сказках и легендах многих народов еще с античных времен. Такие истории были популярны не только среди славян их также рассказывали в Англии, Швейцарии, Турции, Китае и других странах.
В русской литературе еще до Аксакова обработкой подобной сказки занимался Ипполит Богданович в своей поэме «Душенька», написанной в 1778 году. А это было аж за восемьдесят лет до появления «Аленького цветочка». Но все же особую популярность история получила благодаря Сергею Аксакову, сумевшему так пересказать эту сказку, что она полюбилась миллионам людей разных возрастов.
Видео
Из этого видео вы узнаете о смысле популярной и любимой многими сказки Сергя Аксакова.