Что нами движет при выборе профессии классный час

Классный час в начальной школе на тему «Что нами движет при выборе профессии?»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Классный час на тему «Что нами движет при выборе профессии?»

Цель: способствовать расширению знаний учащихся о разнообразном мире профессий, показать важность правильного выбора труда в любой профессиональной деятельности.

Задачи: через использование наглядности (ИКТ), игрового материала, элементов занимательности

дать представление о многообразии профессий и их важности для людей;

расширять и создавать условия для формирования коммуникативных навыков

Сформировать установку на осознанный выбор профессии;

Добрый день, мои друзья! Начнём наш классный час с улыбки. Я улыбнусь вам, вы – мне.

А теперь повернитесь друг к другу, прикоснитесь ладошками и подарите друг другу уверенность в том, что у нас с вами получится интересный и полезный классный час. Молодцы!

Чтобы определить тему нашего классного часа, предлагаю разгадать кроссворд.

Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь.

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской.

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро.

Кто у постели больного сидит?

И как лечиться, он всем говорит;

Кто болен – он кали предложит принять,

Тому, кто здоров,- разрешит погулять.

Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз – и помнит вас.

Он учит детишек читать и писать.

Природу любить, стариков уважать.

В прошлый раз был педагогом,

Должен знать очень много,

Встаем мы очень рано,

ведь наша забота –
Всех отвозить

по утрам на работу.

Кто объяснит значение слова «ПРОФЕССИЯ»?

Прочитайте выделенное слово.

Назовите тему классного часа.

Итог: наш разговор будет о профессиях. Сегодня вы должны понять, как же выбрать профессию.

Актуализация знаний вы знаете.

Предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко».

В доме свет провёл…

Кто всё знает – молодец!

Предлагаю ещё одну игру: попытайтесь угадать, о каких профессиях идёт речь:

— Открой рот и скажи: «А-а, а-а!»

-Ваша сдача 100 рублей.

-Тема сегоднейшего нашего урока «Решение задач».

— «Ловись рыбка, и большая, и маленькая».

-«Какой зуб у вас болит?»

-Для работы мне понадобятся альбом и краски.

Итог: молодцы, верно угадали все профессии. А какие профессии вы знаете, но мы их не назвали?

В мире насчитывается 40 тысяч профессий. Каждая из них нужная, интересная, полезная, необходимая.

Вот я работаю учителем начальных классов. С самого детства мечтала учить маленьких ребятишек читать, мечтать, дружить. И не только мечтала, а готовила себя к этой трудной профессии. Училась только на «4» и «5», читала много книг, воспитывала в себе старательность, трудолюбие, любовь к детям. Свою работу я очень люблю.

Знаете ли вы, кем работают ваши родители и почему выбрали именно эту профессию?

Итог: кем бы вы не стали обязательно должны быть ответственными, трудолюбивыми, терпеливыми, талантливыми, уверенными, старательными, честными.

Как вы думаете, легко ли выбрать профессию по душе? Выбрать один раз и посвятить ей всю свою жизнь (Ответы детей).

Итог: правильно, трудно. Ведь нам не хочется есть горький или солёный хлеб! Нам хочется носить красивую одежду, а не дырявые башмаки и так далее.

Я вам раскрою несколько секретов. Готовы меня слушать?

Существуют 3 заповеди: хочу, могу, надо.

Хочу: профессиональные интересы, склонности.

Могу: состояние здоровья, способности, квалификация.

Надо: спрос на рынке труда, возможности трудоустройства.

Всё ли вам ребята понятно?

А у вас есть мечты?

На память о нашем классном часе создадим цветок мечты (цветик-семицветик).

У вас на партах лежат лепестки, напишите на них свою будущую профессию. Прикрепим лепестки на доске (Дети приклеивают лепестки). Вот и получился у нас цветок мечты.

Итог: хоть вы ещё маленькие, профессии выбирать будете не скоро, но

Знаете, ребята! От знаний зависит

Сила страны и здоровье людей.

«Троечный» трактор в труде не помощник,

Воин «на двойку» – врага он страшней.

Труд ваш сегодня – это учёба.

Разве вам стыдно свой труд показать?

Так постараемся делать работу

Пусть на «4», а лучше на «5».

Ребята, остались ли у вас какие-то вопросы, сомнения по нашей теме?

Был ли полезным и интересным наш классный час?

Давайте на прощанье улыбнёмся друг другу. О нашей встрече вам будет напоминать цветик-семицветик.

1пекарь
Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь.

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской.

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро.

Кто у постели больного сидит?

И как лечиться, он всем говорит;

Кто болен – он кали предложит принять,

Тому, кто здоров,- разрешит погулять.

Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз – и помнит вас.

Он учит детишек читать и писать.

Природу любить, стариков уважать.

В прошлый раз был педагогом,

Должен знать очень много,

Встаем мы очень рано,

ведь наша забота –
Всех отвозить

по утрам на работу.

Шьёт рубашки, платья, брюки.

Все с иголочки одеты!

Кто объяснит значение слова «ПРОФЕССИЯ»?

Что нами движет при выборе профессии классный час. Смотреть фото Что нами движет при выборе профессии классный час. Смотреть картинку Что нами движет при выборе профессии классный час. Картинка про Что нами движет при выборе профессии классный час. Фото Что нами движет при выборе профессии классный час

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что нами движет при выборе профессии классный час. Смотреть фото Что нами движет при выборе профессии классный час. Смотреть картинку Что нами движет при выборе профессии классный час. Картинка про Что нами движет при выборе профессии классный час. Фото Что нами движет при выборе профессии классный час

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Что нами движет при выборе профессии классный час. Смотреть фото Что нами движет при выборе профессии классный час. Смотреть картинку Что нами движет при выборе профессии классный час. Картинка про Что нами движет при выборе профессии классный час. Фото Что нами движет при выборе профессии классный час

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что нами движет при выборе профессии классный час. Смотреть фото Что нами движет при выборе профессии классный час. Смотреть картинку Что нами движет при выборе профессии классный час. Картинка про Что нами движет при выборе профессии классный час. Фото Что нами движет при выборе профессии классный час

Цель: способствовать расширению знаний учащихся о разнообразном мире профессий, показать важность правильного выбора труда в любой профессиональной деятельности.

Задачи:

Задачи: через использование наглядности (ИКТ), игрового материала, элементов занимательности

· дать представление о многообразии профессий и их важности для людей;

· расширять и создавать условия для формирования коммуникативных навыков

Добрый день, мои друзья! Начнём наш классный час с улыбки. Я улыбнусь вам, вы – мне.

А теперь повернитесь друг к другу, прикоснитесь ладошками и подарите друг другу уверенность в том, что у нас с вами получится интересный и полезный классный час. Молодцы!

Номер материала: 132622

Не нашли то что искали?

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что нами движет при выборе профессии классный час. Смотреть фото Что нами движет при выборе профессии классный час. Смотреть картинку Что нами движет при выборе профессии классный час. Картинка про Что нами движет при выборе профессии классный час. Фото Что нами движет при выборе профессии классный час

В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации

Время чтения: 4 минуты

Что нами движет при выборе профессии классный час. Смотреть фото Что нами движет при выборе профессии классный час. Смотреть картинку Что нами движет при выборе профессии классный час. Картинка про Что нами движет при выборе профессии классный час. Фото Что нами движет при выборе профессии классный час

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что нами движет при выборе профессии классный час. Смотреть фото Что нами движет при выборе профессии классный час. Смотреть картинку Что нами движет при выборе профессии классный час. Картинка про Что нами движет при выборе профессии классный час. Фото Что нами движет при выборе профессии классный час

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что нами движет при выборе профессии классный час. Смотреть фото Что нами движет при выборе профессии классный час. Смотреть картинку Что нами движет при выборе профессии классный час. Картинка про Что нами движет при выборе профессии классный час. Фото Что нами движет при выборе профессии классный час

Время чтения: 2 минуты

Что нами движет при выборе профессии классный час. Смотреть фото Что нами движет при выборе профессии классный час. Смотреть картинку Что нами движет при выборе профессии классный час. Картинка про Что нами движет при выборе профессии классный час. Фото Что нами движет при выборе профессии классный час

Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах

Время чтения: 2 минуты

Что нами движет при выборе профессии классный час. Смотреть фото Что нами движет при выборе профессии классный час. Смотреть картинку Что нами движет при выборе профессии классный час. Картинка про Что нами движет при выборе профессии классный час. Фото Что нами движет при выборе профессии классный час

Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Классный час на тему «Что нами движет при выборе профессии?»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Классный час на тему «Что нами движет при выборе профессии?»

Цель: способствовать расширению знаний учащихся о разнообразном мире профессий, показать важность правильного выбора труда в любой профессиональной деятельности.

Задачи: через использование наглядности (ИКТ), игрового материала, элементов занимательности

дать представление о многообразии профессий и их важности для людей;

расширять и создавать условия для формирования коммуникативных навыков

Сформировать установку на осознанный выбор профессии; Деятельность учителя

I Оргмомент Добрый день, мои друзья! Начнём наш классный час с улыбки. Я улыбнусь вам, вы – мне. А теперь повернитесь друг к другу, прикоснитесь ладошками и подарите друг другу уверенность в том, что у нас с вами получится интересный и полезный классный час. Молодцы!

II Целеполагание. Чтобы определить тему нашего классного часа, предлагаю разгадать

1. пекарь Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь.

2. маляр Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской.

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро.

Кто у постели больного сидит?

И как лечиться, он всем говорит;

Кто болен – он кали предложит принять,

Тому, кто здоров,- разрешит погулять.

Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз – и помнит вас.

5. учитель Он учит детишек читать и писать.

Природу любить, стариков уважать.

6 .артист В прошлый раз был педагогом,

Должен знать очень много,

7. сталевар В горячем цехе,

8. водитель Встаем мы очень рано,

ведь наша забота –
Всех отвозить

по утрам на работу.

9.портниха Кто объяснит значение слова «ПРОФЕССИЯ»?

Прочитайте выделенное слово.

Назовите тему классного часа.

Итог: наш разговор будет о профессиях. Сегодня вы должны понять, как же выбрать профессию

III Актуализация знаний вы знаете.

Предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко».

В доме свет провёл…

Кто всё знает – молодец!

Предлагаю ещё одну игру: попытайтесь угадать, о каких профессиях идёт речь:

— Открой рот и скажи: «А-а, а-а!»

-Ваша сдача 100 рублей.

-Тема сегоднейшего нашего урока «Решение задач».

— «Ловись рыбка, и большая, и маленькая».

-«Какой зуб у вас болит?»

Итог: молодцы, верно угадали все профессии. А какие профессии вы знаете, но мы их не назвали?

Врач Продавец Учитель Повар Рыбак Врач-стоматолог

В мире насчитывается 40 тысяч профессий. Каждая из них нужная, интересная, полезная, необходимая.

Вот я работаю учителем. С самого детства мечтала учить маленьких ребятишек читать, мечтать, дружить. И не только мечтала, а готовила себя к этой трудной профессии. Училась только на «4» и «5», читала много книг, воспитывала в себе старательность, трудолюбие, любовь к детям. Свою работу я очень люблю.

Знаете ли вы, кем работают ваши родители и почему выбрали именно эту профессию?

Итог: кем бы вы не стали обязательно должны быть ответственными, трудолюбивыми, терпеливыми, талантливыми, уверенными, старательными, честными.

Как вы думаете, легко ли выбрать профессию по душе? Выбрать один раз и посвятить ей всю свою жизнь (Ответы детей).

Итог: правильно, трудно. Ведь нам не хочется есть горький или солёный хлеб! Нам хочется носить красивую одежду, а не дырявые башмаки и так далее

Я вам раскрою несколько секретов. Готовы меня слушать?

Существуют 3 заповеди: хочу, могу, надо.

Хочу: профессиональные интересы, склонности.

Могу: состояние здоровья, способности, квалификация.

Надо: спрос на рынке труда, возможности трудоустройства.

Всё ли вам ребята понятно?

А у вас есть мечты?

На память о нашем классном часе создадим цветок мечты (цветик-семицветик).

У вас на партах лежат лепестки, напишите на них свою будущую профессию. Прикрепим лепестки на доске (Дети приклеивают лепестки). Вот и получился у нас цветок мечты.

Итог: хоть вы ещё маленькие, профессии выбирать будете не скоро, но

Знаете, ребята! От знаний зависит

Сила страны и здоровье людей.

«Троечный» трактор в труде не помощник,

Воин «на двойку» – врага он страшней.

Труд ваш сегодня – это учёба.

Разве вам стыдно свой труд показать?

Так постараемся делать работу

Пусть на «4», а лучше на «5».

Ребята, остались ли у вас какие-то вопросы, сомнения по нашей теме?

Был ли полезным и интересным наш классный час?

Давайте на прощанье улыбнёмся друг другу. О нашей встрече вам будет напоминать цветик-семицветик.

1пекарь
Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь.

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской.

У него в руках ведро,

Сам расписан он пестро.

Кто у постели больного сидит?

И как лечиться, он всем говорит;

Кто болен – он кали предложит принять,

Тому, кто здоров,- разрешит погулять.

Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз – и помнит вас.

Он учит детишек читать и писать.

Природу любить, стариков уважать.

В прошлый раз был педагогом,

Должен знать очень много,

Встаем мы очень рано,

ведь наша забота –
Всех отвозить

по утрам на работу.

Шьёт рубашки, платья, брюки.

Все с иголочки одеты!

Кто объяснит значение слова «ПРОФЕССИЯ»?

Тема классного часа: «Что нами движет при выборе профессии»

Источник

Методическая разработка классного часа: «Что нами движет при выборе профессии»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Классный час «Что нами движет при выборе профессии»

Группа 202 10.02.13 Классный руководитель Устюгова Т.А.

Что нами движет при выборе профессии классный час. Смотреть фото Что нами движет при выборе профессии классный час. Смотреть картинку Что нами движет при выборе профессии классный час. Картинка про Что нами движет при выборе профессии классный час. Фото Что нами движет при выборе профессии классный час

Сценарий классного часа на тему «Что нами движет при выборе профессии?»

Это классный час для старшеклассников и студентов колледжа. Его основное направление – профориентация учащихся, правильный и осознанный выбор профессии. Вы найдете в нем ответ на главный вопрос: Какую профессию выбрать?

Цели классного часа

1. Ориентировать обучающихся на осознанный выбор профессии.

2. Формировать у них установку на успешную профессиональную деятельность.

3. Учить соотносить наличие способностей, склонностей, умений с характеристиками профессии.

Предварительная подготовка классного часа

1. Подготовка рабочей группой доклада на тему «Уровни профессионального образования в Российской Федерации».

2. Анкетирование учащихся, направленное на выявление интересов, способностей и склонностей.

3. Листы с текстами опросников, которые учащиеся должны заполнить.

■ Есть ли какая-то сфера деятельности, которая привлекает вас?

■ Почему вы выбрали именно эту сферу? Можете ли вы назвать преимущества данной сферы деятельности?

■ Какие конкретно шаги нужно предпринять для того, чтобы овладеть выбранной профессией?

■ Каковы слагаемые успешной профессиональной деятельности?

■ Какова цель профессиональной деятельности: заработок, достижения, заслуги или что-то другое?

4. Обработка результатов совместно с учащимися. Полученные результаты оформляются учащимися в сообщение.

Нам всегда приходится делать выбор: покупаем ли мы одежду, пищу, выбираем ли друзей, мероприятия на вечер, книги. Какой-то выбор дается нам проще, какой-то сложнее.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку,

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох да заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже, как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

Назовите ситуации, когда выбор сделать легко и ничто не создает препятствий.

Назовите ситуации, когда выбор сложен и влияет на дальнейшую судьбу, формирует ее, накладывает отпечаток на будущее.

А что именно мешает сделать выбор в последнем случае? Почему это жизненно важный выбор? Нужны ли для выбора смелость, решимость?

Кто из окружающих может способствовать выбору? Чье мнение более авторитетно для вас?

Кто несет ответственность за выбор?

Выбор профессии, сферы деятельности относится к ситуации сложного, многоэтапного выбора, требующего учитывать многие факторы. О них мы и будем говорить на классном часе.

Основная часть классного часа

1. Содержание понятия «профессиональная деятельность».

Человеческий труд и профессиональная деятельность — не одно и то же. Уборка квартиры, сада, работа на приусадебном участке, возня с собственными детьми вполне могут называться трудом, но не профессиональной деятельностью. Давайте выясним, по каким критериям можно судить о деятельности профессиональной. Прежде всего, чтобы ее выполнять, нужно иметь соответствующее образование, квалификацию, навыки

и умения. Подтверждается это дипломом о полученном образовании, свидетельствами, сертификатами о прохождении курсов, переобучении, переаттестации и т. д. Кроме того, имея квалификацию и навыки в той или иной сфере, человек при их помощи пытается заработать себе на жизнь, иными словами, продает свою рабочую силу. Профессиональная деятельность носит социальный характер, т. е., выбрав сферу деятельности, человек вливается в коллектив и принимает его этические нормы и правила поведения, ценности и установки.

Конечно, есть сферы деятельности, не требующие каких-то особых знаний, навыков и образования.

Можете назвать их? А кто-нибудь мечтает о такой профессии? Почему? В каких ситуациях люди вынуждены заниматься неквалифицированным трудом? Как этого избежать?

Действительно, если человек ставит перед собой цель достичь определенных высот в жизни, получить достойную профессию, он обязательно должен получить профильное образование. Для этого предназначена система профессионального образования.

Рабочая группа выступает с докладом «Уровни профессионального образования в Российской Федерации».

Среднее профессиональное образование

Так, учреждения начального профессионального образования готовят квалифицированных рабочих и служащих низшего звена. Основным типом учебных заведений начального профобразования являются профессиональные училища и профессиональные лицеи, выпускающие рабочих более высокой квалификации за счет увеличения срока обучения. Зачисление в учреждения начального профессионального образования осуществляется на основании заявлений абитуриентов. Длительность обучения в училищах и лицеях зависит от получаемой квалификации и в среднем составляет от 1 года до 4 лет. Форма обучения в основном дневная.

К сожалению, начальное профессиональное образование находится в некотором упадке, поскольку к нему не наблюдается интереса со стороны молодежи. Однако страна нуждается в квалифицированных рабочих кадрах, и перед государством стоит задача возрождения системы, ее модернизации в соответствии с требованиями времени.

Среднее профессиональное образование является практико-ориентированным. Учебные заведения этой ступени готовят специалистов среднего звена, которые будут заняты на производстве организацией технических процессов (механики, техники, технологи, бухгалтеры, кассиры и пр.). Это довольно популярное в России образование (его выбирают 22% населения), поскольку позволяет получить достойную квалификацию при небольших затратах времени и материальных средств. Среднее профессиональное образование можно получить по базовому и повышенному уровню. Базовый уровень даст вам основную квалификацию, повышенный позволяет стать специалистом в какой-то определенной области (экономика, бухгалтерия, менеджмент, юриспруденция и пр.). Обучающиеся в среднем специальном учебном заведении — студенты (курсанты), слушатели и другие категории обучающихся.

Формы среднего профессионального образования — очная, заочная, вечерняя, экстернат. Поступить в учреждение среднего профессионального образования можно, сдав экзамены (как правило, по 2-3 предметам). Сроки обучения по очной форме колеблются от 2 до 4 лет в зависимости от специализации. Заочники и вечерники учатся на год дольше.

Получить среднее профессиональное образование можно в техникуме или колледже. В техникуме вы получите базовую квалификацию, в колледже — со специализацией. Программа обучения в колледже разрабатывается с учетом преемственности в образовании, давая выпускникам возможность повышать свою квалификацию и уровень образования. Например, они могут получать высшее профессиональное образование в вузе того же профиля, что и колледж, досрочно. Срок обучения в вузе сокращается на 1 год, если выпускник имеет базовый уровень подготовки, и на 1-2 года, если он прошел подготовку повышенного уровня.

Высшее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование представлено в Российской Федерации институтами, университетами и академиями. Они выпускают специалистов высшего звена, которые будут осуществлять общее руководство предприятием, организацией или контролировать деятельность отдельных участков. Формы обучения — очная, заочная, вечерняя, экстернат. Квалификация выпускников различна: бакалавр, имеющий общий уровень подготовки, и магистр, прошедший подготовку по тому или иному направлению, т. е. имеющий специализацию. Прием осуществляется на основе конкурсных испытаний или по результатам ЕГЭ (в зависимости от вуза). Высшее образование является самым популярным в Российской Федерации, поскольку позволит в будущем быть конкурентоспособным на рынке труда специалистом. Многие студенты начинают профессиональную деятельность уже в вузе, в этом случае они обеспечены рабочим местом, а впоследствии, по окончании обучения, могут рассчитывать на повышение по службе.

По каким критериям выбирают уровень образования? Какой уровень поможет добиться карьерных высот? (Здесь важно дать понять учащимся, что, имея любое образование, можно стать успешным в жизни. Часто на рынке труда более востребованными и высокооплачиваемыми являются профессии, не предполагающие наличие высшего образования. Но стремление к повышению уровня образования похвально.) Учащиеся делают вывод, что хороший заработок, почет и уважение заслуживают только мастера своего дела, истинные профессионалы.

3. Анализ результатов анкетирования.

Данные анкет покажут, каков уровень развития самосознания и самоопределения учащихся, выявят тех из них, которые не определились с профессиональными предпочтениями или находятся «на распутье». Также нужно выяснить, какие сферы деятельности наиболее предпочтительны (экономика, бизнес, юриспруденция, государственная служба и пр.) и по какой причине (большие зарплаты, возможность заниматься научной деятельностью, выслуга лет, профессия династии, возможность общаться и пр.).

3. Чтобы определиться с выбором сферы деятельности, нужно иметь представление о специфике профессий и уметь соотносить с ней свой характер и умения. В этом нам поможет разобраться психологическая классификация типов профессий. В основе классификации лежит предмет труда, т. е. то, с чем или с кем будет работать специалист, и характер труда, т. е. требуются ли для работы такие качества, как активность, быстрая реакция, мобильность, коммуникабельность или, наоборот, спокойствие, выдержка, тщательность и аккуратность; склонность к анализу и строгое выполнение правил или полет фантазии и развитое воображение.

Известный российский психолог Е.А. Климов предлагал выделять следующие типы профессий.

«Человек—человек». Деятельность предполагает постоянный контакт с людьми. Сферы деятельности — медицина (врачи, медсестры), образование и воспитание (преподаватели, воспитатели, тренеры), сфера обслуживания (парикмахер, стилист, продавец, официант, торговый, рекламный, страховой агент), менеджмент (менеджер, промоутер, интервьюер), юриспруденция (адвокат, следователь), государственная служба (чиновники по работе с населением, администраторы, представители правоохранительных органов). Если вы легко идете на контакт с людьми, не боитесь возможных неадекватных реакций, умеете убедить человека, доказать состоятельность своих аргументов, можете встать на позицию эмпатии, вам подойдут такие профессии. Не менее важны здесь грамотная речь, неконфликтность, доброжелательность.

Назовите еще примеры профессий такого типа. Какие качества необходимы претендентам на эти рабочие места? Кто из вас может выделить такие качества в себе?

Какие еще профессии можно отнести к этому типу? Назовите современные профессии этого типа. Какие качества должны присутствовать у этих специалистов? Кто-нибудь испытывает желание работать с техникой и почему?

К профессиям данного типа относятся такие: переводчик, корректор, наборщик текста — работают с текстами, создают их или видоизменяют при помощи букв; бухгалтер, IT-специалист, кассир, брокер — оперируют цифрами, кодами и символами. В звуковых сигналах разбираются радисты, специалисты телефонной и сотовой связи; с картами, схемами работают картографы, архитекторы, конструкторы мебели, ландшафтные дизайнеры и пр. Чтобы стать профессионалом такого типа профессии, нужно обладать усидчивостью, вниманием, умением сосредоточиться и точностью, скрупулезностью при выполнении операций, иметь абстрактное мышление.

Философский энциклопедический словарь дает такое определение: «Художественный образ — форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала». Другими словами, профессии данного типа предполагают создание произведений искусства или продуктов творчества, в которых отражена действительность или желаемое ее видение. Воплощают свое видение жизни писатели, художники, журналисты, сценаристы, искусствоведы, композиторы, режиссеры, музыканты, актеры, аниматоры, блогеры и пр. Свое видение образа есть и у более прикладных профессий этого типа: ювелиров, дизайнеров, портных, флористов и др. Чтобы достичь определенных высот в творчестве, нужно иметь хорошо развитое воображение, мыслить образами, обладать чувством прекрасного и уметь воплотить его в жизнь. Многое в этих профессиях решает талант.

Можно ли добиться успеха в такого типа профессиях, не имея таланта? Что нужно для этого делать? Можно ли как-то развить такие способности, можно ли сформировать чувство прекрасного, если изначально человек им не обладает? (Учащиеся приходят к выводу, что в этих профессиях без таланта не обойтись, а усердием и трудолюбием чувства прекрасного не развить. Вывод — попробовать себя в других сферах деятельности.)

«Человек—природа». Желающие освоить такие профессии, как правило, любят природу. Но любят не означает воспевают ее красоту. Любить для них означает исследовать закономерности развития природы, заниматься ее защитой, делать более гармоничными отношения человечества и природы. Предмет изучения — живая и неживая природа, животные, растения, выращивание, уход за ними и их защита. Примеры профессий — агроном, зоолог, ветеринар, кинолог, егерь, эколог, геолог, отчасти фермер и пр. Чтобы достичь успеха в деятельности, нужно быть внимательным, уметь отмечать закономерности, обладать логическим мышлением и просто любить все живое.

Назовите еще профессии этого типа. О каких качествах мы забыли сказать? Можете назвать современные профессии этого типа (нанобиолог, генный инженер и пр.)?

4. Вы уже знаете классификацию типов профессий, основные характеристики этих типов. Попробуем теперь при помощи методики Е.А. Климова определиться с вашими профессиональными пристрастиями (табл.).

Инструкция. Прочитай данные утверждения. Если ты согласен с ними, то перед цифрой в таблице поставь «+», если нет, поставь перед цифрой «-». Если сомневаешься, зачеркни цифру.

Анализ результатов. По каждому столбцу подсчитай сумму, исключая зачеркнутые цифры. Запиши сумму в строку «Результаты».

Наибольший результат указывает на наиболее подходящие для тебя профессии.

Если в столбце сумма мала или вообще отрицательна, эти профессии тебе не рекомендуются. В каждом столбце должно быть не больше 8 баллов.

В качестве альтернативы можно предложить учащимся следующую методику исследования способностей школьника в целях профориентации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *