Что нам помогает произносить звуки
Конспект занятия «Формирование представлений о звуках. Знакомство с речевыми и неречевыми звуками»
Ольга Королькова
Конспект занятия «Формирование представлений о звуках. Знакомство с речевыми и неречевыми звуками»
Тема. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗВУКАХ. ЗНАКОМСТВО С РЕЧЕВЫМИ И НЕРЕЧЕВЫМИ ЗВУКАМИ
Цель: Развивать зрительное, слуховое внимание, память. Учить слышать и слушать звуки, различать силу и высоту звучания звуков, умению дифференцировать речевые и неречевые звуки. Развивать фонематический слух
Оборудование: аудиозапись, картинки, маски животных
Ход ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент. Поднять вверх правую, затем левую руку. Правой рукой положить красный квадратик слева от себя, синий треугольник – справа от себя
II. Введение в тему
— Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки
III. Развитие слухового внимания
— Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки
— Что вы услышали? Вокруг нас множество звуков. Вы уже знаете, что предметы могут звучать по-разному. Давайте послушаем эти звуки
Деревянные предметы стучат
Стеклянные предметы стучат
Металлические предметы стучат
IV. Различение звуков по силе и громкости звучания
— Ребята, вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой предмет или инструмент звучал. Звуки отличаются друг от друга не только по звучанию, но и по силе звучания
— Есть звуки громкие, есть тихие, а есть предметы, которые вообще звуков не издают
— А вы можете отличать громкие звуки от тихих?
— Ох, как страшно. Закройте голову руками, сожмитесь. Как грохочет гром?
— Какие чувства вы испытали при грохоте грома?
-Будьте внимательны, слушаем следующий звук. Какой он? Громкий или тихий?
Звучит жужжание шмеля
— Узнали, кто умеет так жужжать? (мель)
V. Развитие слуховых и зрительных представлений
— Это барабанщик, какие он издает звуки? – Бум – бум
— Бежит из крана вода С – С – С
Ребята, мы слушали разные звуки. Чем мы слушали звуки? – Ушами
Уши- это важный орган нашего тела
Что нужно делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вред?
(нельзя громко кричать друг другу на близком расстоянии, класть в уши мелкие предметы, нужно держать в тепле уши в холодную погоду
VI. Знакомство с термином «Речевой звук»
-Вы уже слушали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки»
Где-то собаки рычали:
В стойле коровы мычали
В комнате мухи жужжали
Мимо машины бежали
Гудели от ветра провода
Перекликались в ночи поезда
Змеи в лесу шипели
Днем и ночью успокоиться не хочет:
Куклы кашляют в постели,
Днем мороженое ели
Как перекликались поезда?
Вы сегодня еще не сможете повторить все звуки, но мы обязательно научимся их произносить
Звуки издают животные, а мы с вами говорим. Человек обладает речью. Звуки в речи соединяются и получаются слоги, слоги образуют слова
Мы будем учиться и произносить речевые звуки
VII. Знакомство с органами речевого аппарата
— Как выдумаете, что помогает нам произносить звуки? (язык, губы, зубы, голосовые связки)
Мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик для звуков
Рядом с дверями Белые звери
У нас есть губы, зубы, язык
Произнесите звук П, этот звук мы произносим губами
Произнесите звук Б, этот звук мы произносим губами, но еще работают голосовые связки
Произнесите звук Л
В домике есть потолок. Это небо, пощелкайте язычком. Поднимите язычок за верхние зубы и постучите Д – Д – Д. Язычок стучит по бугоркам – это альвеолы
Положите ладошку на горло. Произнесите Д – Д – Д, Б – Б – Б. Здесь живет голос, иногда он спит и его не слышно. Произнесите Г – Г – Г Голос проснулся.
-Так что же нам помогает произносить звуки?
Губы, зубы, язык, небо, альвеолы
Нам нужно заботиться о нашем ротике: чистить зубы, чтобы они не болели и помогали произносить звуки, полоскать рот после еды, не кусать твердые предметы
— Что мы слушали? (звуки)
— Чем мы слушали? (ушами)
— Чем мы произносили звуки? (ртом)
Формирование у детей в дошкольном возрасте представлений о красоте План: 1. Красота – это гармония. 2. Осмысление представления о красоте характеризующие духовную и нравственную суть человека. 3. Особенности.
ННОД «Знакомство со звуками П, П, и буквой П». «Знакомство со звуками П, П, и буквой П». Пермский край, п. Звездный МБДОУ ЦРР д/с «Звездочка» Воспитатель высшей категории – Родина Ирина.
Формирование представлений о семье у детей дошкольного возраста Для человека естественно любить. Это и любовь к родителям, к милой сердцу улочке, к родному городу и, конечно же, к России. Чувство Родины,.
Формирование представлений о ЗОЖ в условиях семьи и детского сада С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного.
Формирование представления о звуках. Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе МБОУ «СОШ №4» Наримановского района Астраханской области Тема: «Формирование представления о звуках». Занятие в подготовительной к школе.
Формирование у дошкольников представлений о Солнечной системе Программное содержание: • Расширять и обобщать представления детей о Солнечной системе и планетах. • Способствовать развитию речевого общения.
Формирование у детей представлений о явлениях природы Актуальность. Первым шагом познания мира всегда был вопрос, поскольку вопросы говорят о любознательности. Почему идет снег? Что такое закат?.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: «Знакомство со звуками [Б], [Б’], буквой Б». Цели: дать общее представление о звуке [Б], [Б’], учиться различать букву от звука, учиться определять место звука [Б], [Б’] в словах, составлять.
Конспект занятия по формированию элементарной грамоты у детей с ОНР. Знакомство со звуками Ф и Фь, буквой Ф. Цели: 1. Коррекционно – образовательные: • учить правильно произносить звуки ф, фь; • совершенствовать навык различения звуков ф, фь –.
Как произносить гласные звуки, чтобы речь звучала чётко
Согласные звуки не реализуются в речи самостоятельно. Губы всегда принимают форму гласных ещё до того, как мы начнём произносить любой согласный звук. Интересно то, что для людей, которые по разным причинам лишились голосовых связок или мышц, разработано большое количество методик и приспособлений для формирования гласных звуков. Даже в тексте отсутствие гласных букв затрудняет понимание смысла.
«во свет рабства тьму претвори» — на десять согласных три гласных, а на российском языке толико же можно писать сладостно, как и на италианском…
Радищев А. Н., Путешествие из Петербурга в Москву, 1790
Среди логопедов существует правило “Чтобы добиться хорошей дикции и правильного произношения согласных звуков, уделяйте внимание гласным”. Поэтому, как практикующий логопед с опытом работы, хочу поделиться с вами несколькими приёмами, которые я использую в своей работе. Они помогут вам сделать речь понятной и лёгкой:
Упражнения
Прочитайте вслух сочетания звуков и слов, выделяйте голосом ударение.
аоуы — ты аоуы — мы аоуы — вы//
аоуы — дым аоуы — бык аоуы — сыр//
аоуы — увы́ аоуы — был аоуы — сын//
Как можно быстрее назовите то, что изображено на картинках. Помните о том, что основной акцент нужно делать на гласных звуках.
Конспект занятия по ознакомлению с миром звуков в старшей группе
Ирина Гайдаш
Конспект занятия по ознакомлению с миром звуков в старшей группе
Конспект занятия по ознакомлению с миром звуков в старшей гр
Тема: Мир звуков. Звуки речи.
Цель: Знакомство с понятиями «речевой и неречевой звук». Дифференциация речевых и неречевых звуков.
— познакомить с понятиями «речевой и неречевой звук»;
— познакомить с органами артикуляционного аппарата.
2. Коррекционно-развивающие:
— развитие речевого слуха;
— развитие неречевого слуха;
— развитие слухового внимания, памяти;
— развитие мелкой и общей моторики.
3. Воспитательные:
— воспитание чувства товарищества, взаимопомощи во время совместной работы на занятии;
— развивать коммуникативную функцию речи.
Материалы: Зеркало на каждого ребенка, ширма, музыкального инструменты, бумага, молоток, ножницы, пиктограммы, символизирующие эмоциональное состояние человека. Предметные картинки: лиса, волк, медведь, белочка, ежик.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Посмотрите на эти лица.
Детям показываются пиктограммы.
Дети называют эмоциональное состояние человека: радостный, огорченный, печальный, сердитый. Мимические упражнения.
1. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.
2. Развитие слухового внимания.
Закройте глаза. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки.
Проводится игра «Молчанка».
Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки.
Игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком.
А сейчас отгадайте эти предметы по звучанию.
Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.
— Все эти звуки называются – неречевые звуки. Послушайте внимательно запись, запомните, какие звуки природы вы услышите. Так что же такое неречевые звуки? (это звуки природы и окружающего мира)
3. Знакомство с термином «речевой звук».
Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».
Где-то собаки рычали: Змеи в лесу шипели:
В стойле коровы мычали: А комары все пели:
В комнате мухи жужжали: Непоседа мячик днем и ночью
— Жжж! Успокоиться не хочет
— Тррр! Куклы кашляют в постели –
Гудели от ветра все провода: Днем мороженное ели:
Капала в кухне из крана вода:
Перекликались в ночи поезда:
Листья на ветру шумели:
— Как перекликались поезда? (Ууу).
Животные издают звуки, а мы с вами – говорим, произносим звуки речи. Звуки речи соединяются – получаются слоги, слоги образуют слова.
Аист, (Дети стоят на одной ноге)
Аист длинноногий, (Руки на поясе)
Покажи домой дорогу.
Топни правой ногой,
Снова правой ногой,
Вот тогда придешь домой. (Шагают на месте)
4. Произношение отдельных звуков. Развитие просодики.
Однажды на лесной полянке собрались: Зайка, Мишка, Лисонька, Волк, Белочка, Ежик. (Выставляются картинки животных)
Решили она показать друг другу, как хорошо они умеют петь.
Лисонька запела: А-А-А.
Давайте споем вместе с ними.
Вот такие разные звуки мы пропели за зверей.
Звуки речи звучат по-разному:
Ш-Ш-Ш, Ш-Ш-Ш (без голоса)
(Дети произносят звуки).
5. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата (зеркала по количеству детей.)
Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы).
Наш рот – домик звуков.
В каждом домике есть дверь и даже не одна.
Первая дверь – губы.
Вторая дверь – зубы.
Произнесите звук [п]-[п]-[п].
Этот звук мы произносим губами.
Произнесите: Д-Д-Д Б-Б-Б. А теперь положите ладошку на шею.
Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно.
Произнесите звук [К]. Вы услышали голос? (нет)
А теперь произнесите звук [Г]. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала.
Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, небо, язык)
Как надо заботится о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)
Какие звуки мы сегодня слушали?
Какие звуки мы произносили?
Что нам помогает произносить звуки?
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в страну Носарию» в старшей группе КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Экологическая тропа» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме: «Экологическая тропа» Автор: Титко В. В. Воспитатель ГБДОУ.
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и конструированию «Подснежник» в старшей группе Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 324 «Жар-птица» Конспект интегрированного занятия.
Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Насекомые» Конспект открытого занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Насекомые». Коррекционные задачи: Корректировать и развить.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Широка страна моя родная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Широка страна моя родная» Воспитатель: Чуксина Эльвира Геннадьевна.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Россия — огромная страна» в старшей группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Россия – огромная страна».Старшая группа Задачи: Формировать представления.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Ах, какое лето!» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Ах, какое лето!» Цель: закрепить знания детей о лете. Задачи: формировать.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Предания старины» Тема: «Придания старины». Цель: Научить детей изготовлению тряпичной «куклы- берегини». Задачи: 1. Познакомить детей с обычаями русского.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Земля — наш дом во Вселенной» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Земля – наш дом во Вселенной» Воспитатель: Хакимова Светлана Геннадьевна.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей логопедической группе «Моя семья» Тема: «Моя семья» Программное содержание: Образовательные задачи: Формировать у детей интерес к своей семье, уважительного отношения и.
НОД «Формирование представления о звуках»
Марина Лобастова
НОД «Формирование представления о звуках»
Задачи:
— познакомить детей с понятиями: «звук», «неречевые и речевые звуки» и органами артикуляционного аппарата;
— научить узнавать и различать звуки;
— развивать слуховое внимание и память;
— формировать умение отвечать полным предложением;
— обучать коммуникативным навыкам работы в группе;
— воспитывать усидчивость на занятии.
Оборудование: деревянные ложки, барабан, погремушка, бубен, бумага,
молоток; зеркала по количеству детей.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Логопед. Здравствуйте, ребята! Итак, начинаем наше путешествие по Городу красивой речи. Длится оно будет целый год. Наши встречи будут интересными, иногда может быть трудными. Но вместе мы обязательно справимся.
— Как называют людей, которые путешествуют? (Путешественники – это люди, которые совершают путешествия с научными целями, чтобы что-то узнать.) Значит, кем мы с вами станем? (Путешественниками.) Вы готовы к путешествию? (Да.)
2. Основная часть.
— Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки. Для того чтобы их услышать, поиграем в “Молчанку”: положите руки на стол, на руки голову, закройте глаза и слушайте.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы молчать
И спокойно слушать.
Через одну-две минуты после молчания детям задаётся вопрос: “Что вы успели услышать?”. (Дети перечисляют звуки, услышанные в кабинете, за дверью, за окном).
— Вокруг нас множество звуков. Мы живём среди звуков, только не всегда их слушаем. А их интересно слушать и различать.
Игра «Узнай предмет по звуку»
— Предметов много и звуков тоже очень много, и все они разные. Послушайте эти звуки.
(Логопед стучит молотком, деревянными ложками, шуршит бумагой, играет на барабане, звенит погремушкой, ударяет в бубен.)
— Звуки, которые образуются вокруг нас с помощью движения предметов, называются неречевые. Нет движения – нет звуков.
— А сейчас попробуйте отгадать эти предметы по звучанию.
(Логопедом выполняются действия за ширмой, а дети называют, какой предмет звучал.)
— Вы не видели, что я делаю, но узнавали это по звучанию. Что вы слышали? (Мы слышали звуки.) Чем вы слушали? (Мы слушали ушами.)
— Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить наш слух и не причинить ему вреда? (Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.)
— Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают разные звуки. Предлагаю встать, сделать круг и сочинить стихотворение, сопровождая его движениями животных.
Подпевает козлик мне … бе-е-е.
Лает пёсик, хвост задрав … гав-гав.
(Встают на четвереньки.)
А петух мне на бегу прокричал … ку-ка-ре-ку.
А котёнок пискнул … мяу.
(Садятся на корточки.)
Ознакомление с органами артикуляционного аппарата
— Человек обладает речью. Звуки речи соединяются и получаются слоги, слоги соединяются и образуют слова. Это речевые (человеческие) звуки, которые мы с вами не только слышим, но можем сами произносить.
— Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Дети отвечают.) Мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик для звуков. В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь – губы, вторая – зубы. (Дети берут зеркала.) Произнесите звук «п-п-п». Этот звук произносим губами. Произнесите звук «б-б-б». Этот звук тоже произносится… (губами). Поднимите язык за верхние зубы и постучите: т-т-т. Почувствовали, как язык стучит по бугоркам? Это альвеолы. В каждом домике есть потолок. Это – нёбо. Пощелкайте язычком. Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д. Здесь живёт голосок. Но иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук «к». Вы слышите голос? (Нет). А теперь произнесите звук «г». Голос проснулся и запел так громко, что стенка домика задрожала.
— Так что же помогает нам произносить звуки? (Помогают нам произносить звуки губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы.) Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)
— Чтобы правильно произносить звуки, надо научить губы, язык делать зарядку. Вытяните губы трубочкой, а теперь улыбнитесь. Ещё раз повторим упражнения для губ «Трубочка – улыбочка».
Упражнение на дыхание «Мячик – ямка»
— Еще надо научиться правильно дышать. Для этого нужно встать, правую руку положить на область движения диафрагмы, сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох носом, плечи при этом на поднимать, затем задержать дыхание и длительно выдохнуть через нос. Повторим упражнение на дыхание «Мячик-ямка»: «Мячик» – вдох, живот становится как мячик. «Ямка» – выдох, живот втягиваем, становится как ямка.
— Пока звучит бубен, вдыхаем воздух, превращаем живот в мячик. Когда зашуршит бумага, выдыхаем воздух, превращаем живот в ямку.
3. Заключительная часть.
Формирование представления профессиональной направленности детей посредством игры и игровых приёмов В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем,.
Формирование у детей средней группы представления о ЗОЖ с использованием игровых компьютерных приемов Открытое занятие. Средняя группа. Формирование у детей средней группы представления о ЗОЖ с использованием игровых компьютерных приемов.
Консультация для родителей «Формирование представления детей о мире в котором они живут» Консультация для родителей: Формирование представлений ребёнка «О мире в котором я живу» Окружающий нас мир велик и разнообразен. Он.
Логопедическое занятие «Формирование представления о предлоге как об отдельном слове» Логопедическое занятие по теме «Формирование представления о предлоге как об отдельном слове» («Пусть заметно нас едва, мы — отдельные слова»).
Развлечение на тему «Формирование здорового представления детей о роли воды для организма» Дети, сегодня у нас очень интересный гость, давайте познакомимся с ним. Меня зовут Капитошка. Воспитатель: Кто из вас сегодня пил чай? А.
Роль семьи в формировании фонематического восприятия на неречевых звуках Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее.
Конспект занятия «Систематизация знания о числе «8» и цифре «8» и формирование представления о составе числа «8» Тема: Сравнение. Цель: Систематизировать знания о числе 8 и цифре 8; формировать представление о составе числа 8 из двух меньших. Ход занятия.