Что нам даст мирный договор с японией
Зачем Японии нужен «мирный договор»
22 января в Москве прошли переговоры президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ.
Не секрет, что в Японии есть силы, которые требуют все Курильские острова и ещё Южный Сахалин. Есть те, кто хочет получить только Южные Курилы, и лишь незначительное меньшинство соглашается на два острова — Шикотан и Хабомаи, о которых шла речь в Декларации 1956 года, когда первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев пообещал передать эти острова Японии после подписания мирного договора.
А сегодня японцы заявляют, что они подпишут мирный договор только после решения вопроса об их суверенитете над всеми четырьмя островами, а именно: Хабомаи, Шикотаном, Кунаширом и Итурупом. При этом надо иметь в виду, что когда Хрущёв соглашался на передачу двух островов, он считал, что это будет дружественный дар Японии, поэтому там и было написано не «возвращение», а «передача»! Японцы же везде пишут «возвращение» (!), но возвращение — это, по сути дела, пересмотр итогов Второй Мировой войны, ибо возвращать можно только чужое, а эти острова входили в состав СССР на законных основаниях.
К тому же Хрущёв хотел этим даром подвигнуть Японию к тому, чтобы она стала миролюбивым, нейтральным государством. Но уже в январе 1960 года правительство Японии заключило военный союз с США, позволяющий использовать территорию японского государства для размещения американских военных баз и других объектов. Естественно, Советский Союз не мог позволить, чтобы американцы получили дополнительную территорию и акваторию для усиления своей группировки, нацеленной на СССР и КНР. 27 января 1960 года японскому правительству была направлена памятная записка, в которой было чётко заявлено, что к вопросу о судьбе Хабомаи и Шикотана можно будет вернуться только после вывода всех иностранных войск из Японии.
Неудивительно, что японские националистические организации регулярно устраивают «шабаши» перед посольством России в Токио, российскими консульствами в Саппоро, Ниигате, Осаке, перед торговыми представительствами, представительством ИТАР-ТАСС и т.д. Особую активность они проявляют 7 февраля, в День северных территорий, ежегодно отмечаемый в Японии с 1981 года. В этот день чёрные автобусы с громкоговорителями окружают наше посольство, оглашая весь посольский квартал пропагандистскими лозунгами. На бортах их белыми иероглифами написано: «Незамедлительно вернуть все Курильские острова до Камчатки и Южный Сахалин!»
Но в переговорах с Японией многие считают более важной не проблему территорий, а вопрос об усилении экономического сотрудничества между нашими странами. При этом как-то забывают, что Япония — страна, которая, пусть в меньшей степени, чем США и другие, но всё же объявила и не собирается снимать с России экономические и иные санкции. Более того, американские войска до сих пор находятся на территории Японии, где США сейчас разворачивают новые системы ПРО под видом обороны от КНДР, в действительности направленные на Китай и Россию. Кроме того, с согласия американцев восстанавливаются японская армия, флот, авиация, хотя это грубо нарушает Конституцию Японии.
В экономическом плане эта страна переживает далеко не лучшие времена. Конкурентноспособность её товаров падает: то, что производят японцы, гораздо дешевле научились делать в Китае, Корее, странах Юго-Восточной Азии. И японцы просто будут вынуждены развивать экономическое сотрудничество с Россией, без всякого мирного договора, ведь они уже приняли в мае 2016 года план, согласно которому, например, уже были построены теплицы в Приморье, где на химии, гидропонике, а не в грунте, выращиваются японские помидоры — красивые, но невкусные.
Из всего сказанного ясно, что мирный договор нужен Японии только для того, чтобы вписать в него «возвращение» Курильских островов.
Илл. Regnum
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
Что даст России мирный договор с Японией?
Шаг вбок
Россия предложила Японии подписать мирный договор до конца этого года.
Источник: РИА «Новости»
В 1956 году СССР и Япония подписали Совместную декларацию, в которой Москва была готова рассмотреть возможность передачи Хабомаи и Шикотана после заключения мирного соглашения, что касается двух других островов — Кунашира и Итурупа, то они в декларации не рассматривались.
До мирного договора так дело и не дошло, все последующие переговоры ни к чему не привели, поскольку Япония претендовала на передачу всех четырех островов.
Возможно ли подписание договора?
Поскольку Япония на сегодняшний день не готова менять свою традиционную позицию в решении территориального спора, о подписании мирного договора говорить рано, считает научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Кристина Вода. Под мирным договором японская и российская стороны понимают достаточно разные вещи, говорит она.
Позиция японской стороны остается прежней, она не менялась на протяжении длительного времени. Токио считает, что мирному договору должно предшествовать решение территориального спора, с передачей, возращением всех четырех островов.
«Россия такую позицию не принимает, ссылаясь на Декларацию 1956 года, которая предусматривала возможную передачу двух островов, — Шикотан и Хабомаи, как жест доброй, в случае подписания мирного договора, воли. Несмотря на активную деятельность японского премьера на российском направлении и развитие доверительных отношений между ним и президентом России, каких-то подвижек в этой позиции сделано не было. Поэтому говорить о подписании договора в ближайшей перспективе, учитывая существующую позицию японской стороны, наверное, преждевременно. Сейчас идут лишь переговоры о совместной хозяйственной деятельности на этих четырех островах», — говорит Вода.
Зачем России нужен мирный договор?
России нужен такой договор, чтобы установить более тесные экономические отношения. Долгое время японские власти рассматривали в отношении России принцип нераздельности политики и экономики как основную линию. Сейчас представители двух стран активно обсуждают возможности совместной хозяйственной деятельности на южных Курилах. В ходе переговоров стороны условились организовать приезд третьей миссии японского бизнеса на Южные Курильские острова.
Рамки юридической деятельности пока не определены. Российская сторона говорит, что японские инвесторы должны работать на островах по российскому законодательству, но для японской стороны это означает признание российского суверенитета, и они пока этого не признают. Поэтому вопрос, как будут строиться такие отношения в вопросах суверенитета, сторонам еще предстоит решить.
научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН
Россия никогда раньше не выдвигала временных рамок для заключения мирного договора. Однако японский премьер, который намерен переизбраться на третий срок, заявляет, что проблема принадлежности четырех островов остается его основной задачей на этом посту.
По мнению доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой востоковедения МГИМОДмитрия Стрельцова, Россия на самом деле должна подписать не мирный договор по итогам Второй мировой войны, а договор о мире и дружбе, аналогичный тому, который Япония заключила с Китаем в 1978 году.
Такой договор предусматривает обязательства двух сторон в вопросах развития взаимоотношений на основе принципов мирного сосуществования, уважения суверенитета и территориальной целостности, ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга.
«Мирный договор очень важен для двух стран как основополагающий документ, который заложит прочную юридическую основу под развитие в дальнейшем наших отношений. Безусловно, отсутствие такого договора между странами, которые были противниками в ходе Второй мировой войны, ненормальное явление. Но между нашими странами на самом деле нужен не мирный договор, а договор о мире и дружбе, который не был бы привязан к итогам Второй мировой войны. По итогам войны у нас с Японией нет никаких разногласий за исключением вопроса о линии прохождения границы. Все прочие вопросы решены в Декларации 1956 года, в соответствии с которой между нашими странами нет никаких взаимных претензий. Что касается территориального вопроса, то сейчас нет никаких признаков, что мы достигнем компромисса, а сводить все к мирному договору неправильно. Так мы льем воду на мельницу японской стороны, которая утверждает, что у нас есть территориальная проблема. Я считаю, что есть проблема прохождения границ, то есть демаркации границ, которую совершенно не обязательно решать с помощью мирного договора. Но рамочный большой документ, договор о мире, дружбе и добрососедстве нам нужен. Пока у нас такого основополагающего документа нет», — говорит Стрельцов.
Нужен ли России мирный договор с Японией?
Неделю назад, 15 октября 2017 года, Синдзо Абэ, выступая на митинге в городе Саппоро заявил, что «северные территории» могут стать японскими уже в «нашем поколении».
Что собственно происходит? Кто-то из руководителей России «торгует острова»? В официальной прессе и на государственных каналах о такой интересной деятельности не было никаких сообщений.
Однако, история это с бородой…
В сентябре 2016 года в электронных СМИ появилась информация о том, что Министерство иностранных дел опровергло сообщения СМИ о возможном разделе Курильской гряды между Россией и Японией.
Это не соответствует действительности. Правительство Японии в соответствии со своим прежним курсом будет упорно вести переговоры, направленные на заключение мирного договора с Россией на основе решения вопроса принадлежности всех четырех островов.
Примерно такое же заявление сделал 23 сентября 2016 года и генеральный секретарь правительства Японии Ёсихидэ Суга – он подчеркнул, что страна восходящего солнца не откажется от законных требований на всю Курильскую гряду и не пойдет на уступки российскому правительству.
Стабильный аппетит у наших восточных партнёров.
О каких уступках может идти речь? Заявления японских чиновников — это провокация, информационный вброс для отслеживания реакции, или кто-то действительно ведет такие переговоры?
Японские журналисты утверждали, что представители российской стороны озвучили своё предложение «распилить» острова в ходе саммита АТЭС, который состоялся в ноябре 2016 года в Перу.
Совсем недавно, перед самыми выборами в Государственную думу, наши телеканалы заголосили о «небывалом прорыве» в отношениях с Японией и подписании целого пакета чрезвычайно выгодных для России договоров о торговом сотрудничестве.
Всё это наводит на мысль, что какая-то деятельность под ковром ведётся и, потенциально, россиян, «ещё при жизни нашего поколения», могут порадовать сообщением о том, что России стало меньше, и от этого России стало лучше.
И всё только для того, чтобы заключить договор о мире и добрососедских отношениях с нашим «добрым» дальневосточным партнером?
Мирный договор с Японией. Плюсы и минусы
Давайте предположим, что такие переговоры действительно ведутся и Япония снизойдёт до проблем России, и согласится принять только половину от своего запроса.
«Четыре» острова на которые претендует Япония в настоящий момент
«Два» острова, которые Россия «якобы» готова передать Японии
Что получает Япония?
Япония получает острова, которые именуются Хабомаи и Шикотан. Всего два острова? Совсем не два. Хабомаи – это целая гряда, состоящая из более чем 15 островов. Это раз. Есть и два – к упомянутым островам прилагается ещё и двухсотмильная экономическая зона вокруг островов. Со всеми биологическими ресурсами, ископаемыми на шельфе и т.д. Да, если вы не знаете, — одна миля равна 1609 привычных нам метров. Сами умножьте 200 на 1609. Вам цифра нравится? Порядка 200 000 квадратных километров. Для сведения: площадь Белгородской области – 27 100 квадратных километров.
И я вижу для японской стороны в такой сделке только один минус: получить половину – это хуже, чем получить всё.
А что получит Россия?
Предположим, что с нами заключат договор о мире. Мы как-то жили без такого договора более 70 лет, а теперь у нас такой договор будет. Ну, пусть будет.
Предполагается, что после заключения мирного договора в Россию хлынет золотой японский дождь инвестиций. Давайте предположим, что он действительно хлынет. Мы отдаём вполне реальную территорию, которую можно увидеть, потрогать руками и потоптать ногами. А взамен получаем? Обещание инвестировать! Сколько, когда, куда? Однако, в этом деле главное слово — инвестиции.
Японский инвестор вложит деньги в Россию с условием возврата этих денежных средств с соответствующей прибылью. Да, уважаемые господа, инвестиции – это денежки, которые нужно будет вернуть. Это не купля-продажа.
И кто это решил, что в интересах Японии усиление позиций России на Дальнем Востоке? Новые современные предприятия, развитие инфраструктуры и т.д. – это безусловно усиление страны. Им-то, японцам, это зачем нужно? И зачем это нужно США, которые сегодня реально рулят Японией? Ведь это сложившийся факт: Япония – страна условно суверенная. И я готов поспорить – отдаём острова и получаем, как минимум, ещё одну военную базу США у наших границ на бывших наших островах. Замечательно!
Существует ещё и такое предположение, что поскольку у России нет денег на развитие дальневосточных территорий, то лучше передать острова Японии. Там, на этих дальних островах, живут наши люди, которые сегодня сильно страдают от недофинансирования из Москвы. А вот если мы острова передадим, то хоть эти люди ощутят блага более развитой цивилизации — их-то уж точно денежный дождь не минует.
Увы, минует. Упомянутый выше Ёсихидэ Суга и по этому вопросу дал свои разъяснения – после передачи островов Японии, Москва должна будет сама решать вопрос с переселением жителей островов на свою территорию.
Так что же у нас остается в пассиве? Остаётся мирный договор. Будем добрыми соседями и снимем все претензии с японской стороны! Вы в это верите?
А я не буду с вами спорить. Есть у меня предложение совершить два-три исторических экскурса.
Год 1990. Президент Горбачев (при непосредственном участии господина Шеварнадзе) так разграничил линии морских пространств, что США получили 31,4 тысячи квадратных километров исключительной экономической зоны СССР и 46,3 тысячи квадратных километров континентального шельфа СССР. Со всеми рыбными запасами и огромными залежами нефти. Разграничивали исключительно для добрососедских отношений. Какие отношения получились, я вам рассказывать не буду. А территорию прокакали.
Если бы России кто-то сделал такой подарок – все наши средства информации и весь депутатский корпус зашли бы в радостной истерике. У нас появился настоящий друг. И народ бы присоединился к этому властному ликованию. Чего бы и не порадоваться?
А как отблагодарила Россию Норвегия? Подарочек-то, напомню, сделали ради добрососедских отношений. Норвегия увеличила размер своих претензий на Арктику и пытается оспорить российскую заявку, в 2014 году присоединилась к санкциям США и Евросоюза против России. А министр обороны королевства Ине Эриксен Серей заявила, что
нет обратной дороги к нормальности или частичного возвращения к нормальной работе.
Это про добрососедские отношения с Россией.
И пообещала расширить подготовку украинских военных, и выразила надежду, что всё больше стран НАТО включится в работу по поставкам Украине вооружения, и по подготовке украинских военных.
А теперь давайте вернемся к добрососедским отношениям с Японией.
Год 1855. Россия и Япония заключают Симодский договор в соответствии с которым граница между империями пролегла между островами Уруп и Итуруп. Договор заключен для укрепления добрососедских отношений.
Год 1875. Россия и Япония заключают Санкт-Петербургский договор. Граница смещается далеко на север, практически до Сахалина и Камчатки. А ещё:
японским судам и купцам, для судоходства и торговли в портах Охотского моря и Камчатки, а также для рыбной ловли в этих водах и вдоль берегов, те же права и преимущества, которыми пользуются в Российской империи суда и купцы наиболее благоприятствуемых наций.
Всё для укрепления добрососедских отношений с уже наглеющим соседом.
Годы 1904-1905. Япония нападает на Россию, захватывает все острова (мы говорим про Дальний Восток), включая и Сахалин, атакует Камчатку. И плюёт, по праву победителя, на все предыдущие договора. Заключается новый – Портсмутский. В соответствии с которым отъедает от России Южный Сахалин, все Курильские острова. Дипломаты Страны восходящего солнца хотели больше (весь Сахалин и Камчатку), но тут возмутились даже их союзники американцы. Да, в ту войну у Японии были хорошие союзники, которые накачали империю деньгами, переоснастили армию и указали направление – куда воевать. Англо-саксам совсем не нравилось усиление России на Дальнем Востоке (прямо как сегодня). По этому поводу миротворец Теодор Рузвельт (президент США в те печальные годы. Именно он придумал «политику большой дубинки» и «мирового полицейского». Он же первым из американских президентов получил и Нобелевскую премию мира) сказал:
В наших интересах, чтобы война между Японией и Россией шла до тех пор, пока обе страны добьются максимально возможного истощения друг друга, чтобы территории, где сталкиваются их интересы, продолжали и после заключения мира служить тем же целям и чтобы границы их сфер влияния скрещивались таким же образом, как и до войны.
Год 1945. Победа СССР в войне с Японией. И граница установилась там, где она проходит сейчас. Я не буду утомлять вас перечислением договоров и договоренностей, которые были заключены после той войны в части, вдруг оказавшимися спорными, территорий.
В 1945 году острова, вдруг, понадобились США. Вот, что на эту претензию президенту США Трумэну ответил товарищ Сталин:
Что касается Вашего требования иметь постоянную авиационную базу на одном из Курильских островов, которые, согласно Крымскому решению трех держав, должны перейти во владение Советского Союза, то я считаю своею обязанностью сказать по этому поводу следующее. Во-первых, должен напомнить, что такое мероприятие не было предусмотрено решением трех держав ни в Крыму, ни в Берлине и ни в какой мере не вытекает из принятых там решений. Во-вторых, требования такого рода обычно предъявляются либо побежденному государству, либо такому союзному государству, которое само не в состоянии защитить ту или иную часть своей территории и выражает готовность ввиду этого предоставить своему союзнику соответствующую базу. Я не думаю, чтобы Советский Союз можно было причислить к разряду таких государств. В-третьих, так как в Вашем послании не излагается никаких мотивов требования о предоставлении постоянной базы, должен Вам сказать чистосердечно, что ни я, ни мои коллеги не понимаем, ввиду каких обстоятельств могло возникнуть подобное требование к Советскому Союзу.
А проблемку с островами организовал, по большому счету, другой товарищ – Хрущёв. Это у него вдруг засвербило заключить с Японией мирный договор и, для затравки, подарить будущим друзьям два острова. А потом рассмотреть возможность передачи ещё двух островов. Японцы от такого предложения просто обалдели и захотели все острова, и Сахалин. Если не весь, то половину острова. Аппетит приходит во время еды. Слава богу, что эти переговоры японцы (под чутким руководством США) провалили.
А теперь Японии совсем обидно. Советский Союз развалился и Россия начала щедро раздавать свои земли. И американцам дали, и китайцам, и норвежцам, и даже Азербайжан получил два села прямо с 600 жителями (гражданами России) в 2011 году. Почему Япония не может откусить немного? От России не убудет.
Можно вспомнить и симпатичных американских девчонок Мадлен Олбрайт и Кандолизу Райс, которые, каждая в своё время, сетовали на то обстоятельство, что Сибирь – это слишком большая территория, чтобы принадлежать только России.
А сколько ещё вокруг жадных ртов, которые с огромным удовольствием будут хапать и не подавятся. Может быть хватит? Хватит нам таких мирных договоров! О каком добрососедстве может идти речь? Самое время вспомнить фильм «Иван Васильевич меняет профессию»
Ты что, сукин сын, самозванец, казенные земли разбазариваешь?! Так никаких волостей не напасешься.
Я так думаю, что в Конституцию России пора вносить изменения в части территориальной целостности России – неделима. А нужно отделить – проводите всенародный референдум. Чтобы не было соблазна кулуарно и по-тихому «казенные земли» разбазаривать, и такие мирные договора заключать. Я никого не обвиняю (пока). Просто если такой карамболь случится, то эти земли снова придётся, для укрепления добрососедства, кровушкой наших солдат поливать. И что про нас потомки скажут? Мы и так на веки опозорились – с нашего молчаливого согласия от великой страны чуть больше половины осталось.
Проблема заключения мирного договора между Россией и Японией
Особенностью отношений России с Японией является существование в них проблемы заключения мирного договора, который включал бы решение вопроса о пограничном размежевании.
Основным препятствием на пути к достижению договоренности является выдвижение Японией необоснованных территориальных претензий на южные Курильские острова (о. Итуруп, о. Кунашир и Малая Курильская гряда).
Курильские острова — архипелаг вулканических островов на границе Охотского моря и Тихого океана, между островом Хоккайдо и полуостровом Камчатка. Состоят из двух параллельных гряд островов — Большой Курильской и Малой Курильской. Первые сведения о Курильских островах сообщил русский землепроходец Владимир Атласов. В 1745 году большая часть Курильских островов была нанесена на карту.
Параллельно с освоением Курил Россией, шло продвижение японцев на Северные Курилы. Отражая японский натиск, Россия в 1795 году построила укрепленную военную стоянку на острове Уруп. К 1804 году на Курилах фактически сложилось двоевластие: на Северных Курилах сильнее ощущалось влияние России, на Южных — Японии. Но формально все Курилы по-прежнему принадлежали России.
7 февраля (26 января по старому стилю) 1855 года был подписан первый русско-японский договор — Трактат о торговле и границах. Он провозгласил отношения мира и дружбы между двумя странами, открыл для российских судов три японских порта и установил границу в районе Южных Курил между островами Уруп и Итуруп.
В 1875 году был заключен новый Трактат, согласно которому Россия уступала Японии острова от Урупа до Шумшу. Япония в свою очередь признала остров Сахалин полностью принадлежащим России.
С заключением нового соглашения — Трактата о торговле и мореплавании между Россией и Японией (1895) Договор 1855 года утратил силу, однако было подтверждено действие соглашения 1875 года.
В свою очередь, Трактат 1895 года был разорван Японией в одностороннем порядке после нападения на Россию в 1904 году. Договор 1875 года сохранял силу вплоть до 1905 года, когда по итогам русско-японской войны, в результате которой Япония вышла победительницей, был подписан Портсмутский мирный договор, по которому Россия уступала Японии все Куpилы и южный Сахалин (южнее 50-й параллели северной широты). Более того, с 1920 года по май 1925 года под оккупацией Японии находился Северный Сахалин.
11 февраля 1945 года на Крымской (Ялтинской) конференции между руководителями Советского Союза, США и Великобритании Иосифом Сталиным, Франклином Рузвельтом и Уинстоном Черчиллем было подписано соглашение, согласно которому в обмен на участие советских войск в войне против Японии СССР передавались Курилы и Южный Сахалин, потерянные в русско-японской войне 1904-1905 годов.
2 сентября 1945 года Япония подписала Акт о безоговорочной капитуляции, приняв условия Потсдамской декларации 1945 года, по которой ее суверенитет был ограничен островами Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также менее крупными островами японского архипелага. Острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи отходили Советскому Союзу. На Сан-Францисской конференции 1951 года СССР не подписал мирный договор с Японией. Одной из причин такого шага стало отсутствие в тексте договора четких указаний на то, что Южный Сахалин и Курильские острова перешли под суверенитет Советского Союза (в соответствии с решениями Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года).
Отказ от подписания вызвал серьезные дипломатические последствия. Воспользовавшись этим фактом, Япония по рекомендации США в 1955 году предъявила СССР претензии на все Курильские острова и южную часть Сахалина, на этот раз, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. В результате двухлетних переговоров позиции сторон сблизились, и Япония ограничила свои претензии островами Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп.
19 октября 1956 года в Москве была подписана Совместная декларация СССР и Японии о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений. Декларация фиксировала отказ сторон от взаимных претензий, возникших в результате войны, а также отказ СССР от репарационных претензий к Японии. Руководство СССР сочло возможным отметить в документе, что, Советский Союз, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактически передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между сторонами.
Одновременно с декларацией был подписан протокол о развитии торговли с взаимным предоставлением режима наибольшего благоприятствования.
После заключения в 1960 году японо-американского договора о безопасности, СССР аннулировал обязательства, взятые на себя декларацией 1956 года.
Позднее с советской стороны стали делаться заявления о том, что территориальный вопрос в отношениях между СССР и Японией решен в результате Второй мировой войны и как таковой вообще не существует.
В апреле 1991 года по итогам официального визита в Японию президента СССР Михаила Горбачева было подписано Совместное советско-японское заявление, в котором Советский Союз впервые официально признал наличие территориальной проблемы в отношениях с Японией, была подчеркнута важность ускорения работы по завершению подготовки мирного договора с использованием накопленного опыта в двусторонних переговорах, начиная с Совместной советско-японской декларации 1956 года.
После распада СССР начался новый этап в российско-японских отношениях. В октябре 1993 года состоялся официальный визит в Японию президента России Бориса Ельцина. В ходе переговоров 13 октября была подписана Токийская декларация, в которой говорилось о необходимости «преодоления в двусторонних отношениях тяжелого наследия прошлого» и «скорейшего заключения мирного договора путем решения указанного вопроса», чтобы таким образом полностью нормализовать двусторонние отношения.
В последующие годы руководители России и Японии неоднократно возвращались к вопросу мирного договора и территориальной проблеме, но безрезультатно, так как позиции сторон диаметрально противоположны.
Япония претендует на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года. Позиция Москвы в том, что южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и российский суверенитет над ними имеет соответствующее международно-правовое оформление.
По Совместной декларации 1956 года оговаривалась передача Японии Хабомаи и Шикотана после заключения мирного договора, а судьба Кунашира и Итурупа не затрагивалась. Именно разграничение статуса двух пар островов в этом документе, как считают эксперты, и создало основные сложности для всего переговорного процесса на протяжении последующих 60 лет. Идея передачи Японии сначала двух островов, как это оговорено в декларации 1956 года, обсуждалась на встрече лидеров России и Японии Владимира Путина и Есиро Мори в 2001 году, но с приходом к власти Дзюнъитиро Коидзуми идею отложили.
В середине октября 2016 года премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявил, что предлагает президенту Владимиру Путину взять на себя ответственность и совместно продвигать переговоры для решения вопроса мирного договора.
В феврале 2017 года при МИД Японии был создан совет по совместной экономической деятельности. Осуществление совместных проектов рассматривается по таким направлениям, как марикультура, тепличное хозяйство, туризм, ветроэнергетика и переработка мусора. Согласно договоренности, эта деятельность не должна нарушать юридические позиции обеих стран.