Что нам дала философия
Для чего нужно изучать философию?
1. Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т. д. ). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в лабиринтах проблем, поучиться философии у других?!
Представьте себе, что Вы учитесь кататься на лыжах. Снег глубокий и рыхлый — и Вы с трудом переставляете ноги, но рядом кто-то проложил лыжню — и Вы становитесь на нее, и двигаться сразу легче. Вы постепенно осваиваете технику хода, а потом уже можете идти самостоятельно, своей дорогой, но у Вас уже гораздо меньше шансов провалиться в снег или остановиться. Так и в философии. (Этот абзац — цитата из книги Л.Ретюнских, В.Бобах “Веселая мудрость”, М., 1994. С. 12).
2. Философия — коллективный разум людей. Быть на «ты» с коллективным разумом так же важно, как и обладать разумом. А разум — концентрированное выражение человека. Не случайно ученые-биологи называют человека «homo sapiens», человеком разумным.
Благодаря философии человек начинает ощущать себя гражданином мира, становится как бы вровень с человечеством и даже с миром в целом.
3. Философия помогает человеку осознать себя в полном смысле человеком (не мужчиной или женщиной, не представителем той или иной национальности, религиозной конфессии или специалистом-профессионалом).
Она, в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т. е. защищает специалиста от того, что называют профессиональным кретинизмом (ограниченностью, узостью). Вспомним, что по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его одностороння.
Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений. Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач.
В 18 веке прусский министр Цедлиц «внушал своим подчиненным уважение к философии»; «студент должен усвоить, полагал министр, что после окончания курса наук ему придется быть врачом, судьей, адвокатом и т. д. лишь несколько часов в сутки, а человеком — целый день. Вот почему наряду со специальными знаниями высшая школа должна давать солидную философскую подготовку» (см.: А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 95).
4. Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления. Последняя помогает человеку понять-понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого, т. е. защищает от ксенофобии.
5. Философия прививает вкус к отвлеченному, абстрактному мышлению и не в меньшей степени, чем математика.
Философская абстракция, в отличие от математической, наполнена жизненным смыслом; она не отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть такие абстракции, как «мир в целом», «пространство», «время», «материя», «дух».
6. Философия развивает мысль, способность мыслить. Изучение философии — настоящая школа творческого мышления.
7. Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает избавиться от предрассудков и заблуждений.
8. Философия помогает людям вырабатывать убеждения и, если нужно, выправлять их.
Надо помнить: убеждения формируют личность. Без них человек подобен флюгеру — куда ветер подует, туда и он.
9. Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимостью духа. Благодаря ей человек избавляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев.
Как философия помогает на практике
Валерия Шаповалова
Философия, кажется, существует с тех самых пор как человек научился осознавать себя и окружающую реальность. Но зачем она нужна? Существуют физика, биология и химия, объясняющие законы природы. Есть литература и история, которые погружают нас в совершенно новый контекст. Что же делает философия? И, самое главное, как она может быть полезна современному человеку? Прочитали сборник эссе «Философия. Кому она нужна?» от автора всемирно известного романа-антиутопии «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд и решили поделиться самыми интересными мыслями о том, как философия связана с жизнью обычных людей.
Философия. Кому она нужна?
Айн Рэнд
Издательство Альпина Паблишер, 2021
Философия: что это и зачем нужна
Зачем нужна философия, хорошо иллюстрирует пример из жанра фантастики: предположим, вы астронавт, который потерпел крушение на неизвестной для него планете. Но выжил. Выбравшись из выведенного из строя корабля, вы задаете себе и окружающему миру три главных вопроса:
Будучи вдали от дома, действительно, первое, что интересует, — это то, куда я попал. Это та самая опорная точка, с которой начинается все остальное. Если планета нам незнакома, мы ищем подтверждение появляющимся в нашей голове гипотезам. Смотрим, пригодна ли планета для жизни, каково состояние воздуха и попадает ли сюда солнечный свет. Когда мы определяем хотя бы примерно, где мы оказались, встает главный вопрос: и что теперь с этим делать?
Пример с астронавтом — это аллегория жизни. Как правило, мы с легкостью понимаем, где мы находимся — когда речь идет о физическом местоположении, — но испытываем трудности, пытаясь понять, зачем мы здесь и, что самое главное, для чего. Большинство людей проживают большую часть дней в этом незнании, испытывая радость, гнев, грусть и прочие эмоции время от времени, но совершенно не ориентируясь в причинах и следствиях.
Для людей не очевидно, что проблема кроется в этих оставленных без ответа вопросах и что есть только одна наука, которая может на них ответить, — философия
Философия, конечно, не ответит вам буквально, где именно вы находитесь — в или Занзибаре, — но она, безусловно, предоставит методы, чтобы это выяснить. В отличие от любой другой научной области, философия работает с аспектами Вселенной, касающимися всего сущего. Находимся мы в понятной, структурной и полностью познаваемой среде — или же, наоборот, нас окружает хаос и мир неизученных объектов, природу которых нам лишь предстоит узнать? Каковы наши отношения с этими объектами? Чем они являются по отношению к нам — объектами или, может быть, субъектами? И вообще: действительно ли объект является тем, чем кажется?
Storytel — международный сервис аудиокниг по подписке. В библиотеке Storytel собраны аудиокниги практически всех жанров, от классики и до лекций, стендапов и подкастов. Это сервис, который решает проблему чтения. Он позволяет слушать аудиокниги всегда и везде: во время тренировки, готовки еды, дороги на работу и обратно, в самолете, перед сном и когда угодно еще. Storytel создает и записывает собственный уникальный контент — лекционные проекты, подкасты, аудиосериалы, а также сотрудничает с лучшими голосами страны.
Теперь стало примерно понятно, из чего состоит философия, но все еще нет ответа на вопрос «зачем она нужна обычному человеку?». На первый взгляд может показаться, будто философия занимается изучением абстрактных идей, которые не имеют никакого отношения к реальной жизни. Но на самом деле это не так.
«Это может быть хорошо в теории, но не работать на практике» — так говорил Платон.
«Я не могу доказать, но чувствую, что это правда», — сказал Иммануил Кант.
«Это может быть истинно для тебя, но не истинно для меня», — говорил Уильям Джеймс.
«Это могло быть верно вчера, но неверно сегодня», — утверждал Гегель.
Не кажутся ли вам эти фразы слишком знакомыми? Скорее всего. Потому что мы с разной степенью регулярности используем их в работе, в общении с близкими людьми и дискуссиях. Но это не отменяет того факта, что мы согласны с выводами философов, которые, по нашему мнению, далеки от того, как устроена реальная жизнь. Тем не менее именно философы понимают, насколько противоречив человек и окружающий его мир, но они также осознают, что, несмотря на противоречия, все со всем связано. Философия помогает сформулировать мнение о мире, понять его нелогичность, определить, что правильно или неправильно для конкретного человека, ситуации и явления. Она, можно сказать, помогает познать мир целиком и применить это знание в повседневной жизни.
Storytel — международный сервис аудиокниг по подписке. В библиотеке Storytel собраны аудиокниги практически всех жанров, от классики и до лекций, стендапов и подкастов. Это сервис, который решает проблему чтения. Он позволяет слушать аудиокниги всегда и везде: во время тренировки, готовки еды, дороги на работу и обратно, в самолете, перед сном и когда угодно еще. Storytel создает и записывает собственный уникальный контент — лекционные проекты, подкасты, аудиосериалы, а также сотрудничает с лучшими голосами страны.
Как мыслит философ
В философии такими основами выступают метафизика и эпистемология. Опираясь на то, что мир познаваем, а разум способен этим знанием овладеть, вы можете рассуждать об этике, политике и эстетике. Чего вы добьетесь, если, например, будете защищать честность как основу этики, но при этом утверждать, что реальности не существует?
Ошибка непрофессионалов в отношении философии — привычка видеть последствия, игнорируя их причины
«…Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».
Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Философ, в отличие от свиньи из басни, всегда анализирует факты, разложенные перед ним, находит причинно-следственные связи и только после этого делает выводы о мире, политике или искусстве.
Получается, что философия — это одновременно теоретическая и прикладная дисциплина, которая позволяет познать основы мироздания, а также увидеть следствия и причины этих основ. Философия, можно сказать, помогает сформулировать мировоззрение, а также систему ценностей, опираясь на фактическое положение дел и истинное знание о мире.
В самой книге вы также сможете найти размышления Айн Рэнд о цензуре, инфляции, доктрине справедливости в образовании и прочих философских воззрениях, с которыми автор согласна или не согласна.
Зачем нужна философия в вузах?
Великий римский мыслитель Цицерон считал, что философия — мать всех наук. Но это было ещё до нашей эры в Древнем Риме. Зачем же тогда современным студентам нужна философия, да ещё и в техническом вузе? Вот об этом вы и узнаете из нашей статьи.
Подписывайтесь на наш информационный ресурс в Telegram, чтобы первыми получать новые полезные материалы. И не забывайте пользоваться акциями и скидками от компании.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Что такое философия
Что же такое философия? В переводе с греческого — это «любовь к мудрости». А одно из официальных определений самого понятия звучит так:
Философия — это особая форма изучения мира, в процессе которой человек разрабатывает систему знаний, основные принципы мироустройства и своего места в мире.
Британский философ Бертран Рассел
Однако сколько философов — столько мнений. Особенно нам нравится цитата Бертрана Рассела, британского учёного и общественного деятеля:
Философия — это когда берёшь нечто настолько простое, что об этом, кажется, не стоит и говорить, и приходишь к чему-то настолько парадоксальному, что в это просто невозможно поверить.
Студенты философских факультетов очень хорошо знакомы с этим ощущением, когда открываешь что-то новое в обычных на первый взгляд вещах. Но чтобы получать удовольствие от философских рассуждений, необходимо разбираться в различных концепциях, помнить множество имён мыслителей и связанные с ними идеи и не путать методы познания между собой. Непосильная задача для учащихся других факультетов, у которых и своих профильных предметов хватает.
В философии существуют так называемые «предельные вопросы». Это вопросы, однозначные ответы на которые найти не удалось до сих пор. Среди них следующие: «Познаваем ли мир?», «Что первично — материя или сознание?», «Что есть Человек?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?» и так далее.
В итоге студенты других вузов вместо удовольствия испытывают лишь страдания, из года в год записывая философию в одни из самых сложных университетских предметов. Давайте попробуем изменить это отношение, осознав для чего на самом деле нужно изучать древних и современных философов в наше время.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Зачем нужна философия в вузах
Что даёт человеку изучение философии? Университетское образование — это не просто набор профессиональных компетенций, которые помогут устроиться в жизни и построить успешную карьеру. Это ещё и формирование широкого кругозора, высокого интеллектуального уровня, системного, логического и критического мышления, а также умения видеть взаимосвязи предметов и явлений. Всё это невозможно выработать без преподавания философской дисциплины в вузе.
Философию в университетах России, как правило, изучают на младших курсах. Почему? Это помогает студентам познакомиться с теоретическими основами науки, выучить и научиться применять разные методы исследования, грамотно и логически подходить к использованию данных и аргументировать свои выводы и убеждения. Всё эти умения будут нужны студенту для того, чтобы критически относиться к новому материалу по любому другому предмету, писать курсовые, самостоятельные и дипломные работы по специализации и уверенно защищать их.
Нужна ли философия в мед вузе? Гиппократ когда-то сказал: «Врач — философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной». И действительно, современным медикам приходится не только лечить болезни, но и решать моральные вопросы: «Как сказать о смерти больного родственникам?», «Как самому относиться к сложностям на работе?», «Где проходит граница между врачебной этикой и желанием помочь?»
Функции философии в вузах
Конечно, философия в техническом или гуманитарном вузе не предполагает такой глубины погружения в философские концепции и размышления, как на профильном отделении. Однако и здесь она выполняет свои основные функции. Среди них:
Умение критически мыслить и задавать вопросы будет полезно во всех областях жизни
Все эти функции — это разные направления, в которых можно применять философские знания.
Фактчекинг — это метод проверки достоверности фактов, сведений, цитат и прочей информации, которую используют люди в научных и публицистических статьях, СМИ и в политике. Корни данного метода уходят в критическую функцию философии, которая учит всё ставить под сомнение и проверять. Этот метод надёжно оберегает от порчи, сглаза и теорий заговоров.
Зачем студентам философия: практический аспект
Если не пропускать занятия по философии в институте и должным образом изучать учебную литературу по предмету, можно не только узнать много нового, но и получить практические навыки. Какие конкретно? Давайте перечислим самые важные:
Сократ — один из самых знаменитых философов древности. Особенно ценным остаётся его метод диалога
Как видите, философия в университете не только помогает студентам научиться мыслить шире и блистать знаниями в интеллектуальном обществе, но и понимать научные методы, используя их на практике.
Без философии студенческая жизнь в университете была бы неполной и бессистемной. Так что меняйте отношение к предмету, чтобы получать от него пользу и удовольствие. А если понадобится помощь в написании философского эссе или любой другой письменной работы, обращайтесь в наш студенческий сервис.
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊
Реферат на тему: Зачем нужна философия современному человеку
Содержание:
Введение
Первым человеком, который объяснил слово «философ», был Пифагор. По данным. Пифагор верил, что целью философии был поиск истины. Древнегреческий философ Гераклит разделял эту точку зрения.
Все это доказывает, что философия характеризуется разнообразием подходов и представлений о собственной сущности и свидетельствует о ее множественном характере.
Философию можно определить как изучение общих принципов бытия, знаний и отношений между человеком и миром. Прежде всего, философия всегда оформляется как теория, формулирует ее категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Особенность философской теории состоит в том, что ее законы, категории и принципы универсальны и в то же время применимы к природе, обществу, человеку и самой мысли.
Функции философии
Основные функции философии: синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; обоснование, обоснование и анализ мировоззрения; разработка общей методологии знаний и человеческой деятельности в окружающем мире. Каждая наука изучает свой набор проблем. С этой целью она разрабатывает собственные концепции, которые применяются к более или менее ограниченному кругу явлений в строго определенной области. Однако ни одна из наук, за исключением философии, не занимается конкретно вопросом о том, что такое «необходимость», «шанс» и т.д., хотя они могут использовать эти понятия в своей области. Такие понятия чрезвычайно широки, универсальны и универсальны. Они отражают универсальные отношения, взаимодействия и условия существования любых вещей и называются категориями. Основные задачи или проблемы касаются прояснения отношений между человеческим сознанием и внешним миром, между мыслью и существом, которое нас окружает.
Как правило, философия рассматривается как, пожалуй, самая непонятная и абстрактная из всех наук, самая отдаленная от повседневной жизни. Но, хотя многие считают, что философия не связана с обычными интересами и выходит за рамки понимания, почти все мы, независимо от того, осознаем мы это или нет, обладаем некоторой философской проницательностью. Хотя у большинства людей довольно смутное представление о том, что такое философия, любопытно, но само слово в разговорах встречается довольно часто.
Слово «философия» происходит от древнегреческого слова «любовь к мудрости», но в нашей повседневной жизни мы часто придаем ей иное значение.
Философия иногда используется для обозначения отношения к конкретному виду деятельности. Опять же, мы говорим о философском подходе к чему-то, когда имеем в виду долгосрочное, отстраненное рассмотрение сиюминутной проблемы, так сказать. Когда кто-то расстраивается из-за невыполненных планов, мы советуем ему посмотреть на это более «философски». Под этим мы подразумеваем, что мы не должны преувеличивать мгновенный момент, а ставить вещи в перспективу. Мы придаем дополнительное значение этому слову, когда понимаем философию как попытку оценить или объяснить то, что есть или имеет смысл в жизни.
Целью философии является знание, свободное от обычных практических интересов. Полезность не является его целью. Даже Аристотель сказал: «Все другие науки более необходимы, и нет лучшей».
В мировой философии достаточно четко прослеживаются две тенденции. Философия подходит либо к науке, либо к искусству (В.А. Канке).
Но недостаточно объяснить мир и призвать к совершенству, необходимо изменить этот мир. Но в каком направлении? Нам нужна система ценностей, идеи добра и зла, добра и зла. Здесь становится очевидной особая роль философии в практическом обеспечении успешного развития цивилизации. Более пристальный взгляд на философские системы всегда раскрывает их этическое содержание. Практическая (нравственная) философия заинтересована в том, чтобы делать добро. Высокие нравственные качества людей возникают не сами по себе, они часто являются прямым результатом плодотворной деятельности философов. Этическую функцию философии сегодня часто называют аксиологической; под этим подразумевается ориентация философии на известные ценности. Аксиология как наука о ценностях возникла лишь в начале 20 века.
Что это за наука? Почему бы просто не дать четкое определение предмета и посмотреть на него так, чтобы с самого начала было ясно, что пытаются сделать философы?
У тех, кто серьезно относится к философии, есть и другие цели. Некоторые из них стремились объяснить и обосновать определенные религиозные взгляды; другие, когда они занимались наукой, стремились показать значение и смысл различных научных открытий и теорий. Другие (Джон Локк, Маркс) использовали философию, чтобы попытаться изменить политическую организацию общества. Многие из них были заинтересованы в том, чтобы оправдать и обнародовать идеи, которые, по их мнению, могут помочь человечеству. Некоторые не преследовали таких грандиозных целей, а просто хотели понять особенности мира, в котором они живут, и верования людей.
Профессии философов столь же разнообразны, как и их задачи. Некоторые из них были преподавателями, часто университетскими профессорами, которые преподавали курсы философии. Другие были лидерами религиозных движений, и многие из них были простыми ремесленниками.
Независимо от их целей или конкретного занятия, все философы считают, что необходимо и необходимо ставить под сомнение и анализировать наши убеждения, наше оправдание им. Философу свойственно подходить к определенным вещам определенным образом. Он или она хочет определить, в чем смысл наших основных идей и концепций, что является основой наших знаний, какие стандарты должны быть соблюдены для достижения правильных выводов, какие убеждения должны быть поддержаны и т.д. Философ считает, что размышления над такими вопросами ведут к более глубокому пониманию Вселенной, природы и человека.
Изучение философии вносит вклад в общую культуру и в формирование философской культуры личности. Это расширяет сознание: Людям нужна широта сознания для общения, способность понимать другого человека или себя как бы извне. Философия и навыки философского мышления помогают в этом. Философ должен учитывать точки зрения разных людей, критически анализировать их. Таким образом, приобретается духовный опыт, который способствует расширению сознания.
Роль философии в развитии и жизни людей и обществ
Современный мир отходит от капитализма и социализма, но необходимо сохранить все позитивное, созданное людьми на предыдущих этапах социального развития, и обогатить их анализом новых реалий жизни.
Человек, как мыслящая материя, все больше осознает себя как активный фактор социальной и природной среды, окружающей его, всего бытия в масштабах Вселенной. Это определяет представление о человеке как сознательном участнике мировой эволюции, делает его ответственным за результаты своей деятельности, предъявляет повышенные требования к уровню субъективного фактора в целом, выдвигает на передний план профессиональные, нравственные и духовные качества личности. Все большее значение приобретает его самопознание и самосознание, определение механизмов регулирования и саморегуляции психической сферы, овладение знаниями о функционировании интеллекта, установление контроля над результатами своей деятельности.
По-прежнему существует спор по проблеме философии науки. Широко распространены следующие точки зрения:
Решить проблему соотношения философии и науки, определить роль философии в деятельности человека, в духовной культуре общества можно только в более широком социальном и историческом контексте, то есть не с точки зрения конкретной философской школы, а с точки зрения всей истории культуры и философии, через призму совокупности философских знаний, роли философии, ее влияния на развитие науки и знаний.
Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время старается в максимально возможной степени выразить интересы субъекта (класса). Философия как система представлений о мире (в целом) участвует в идеологии и политике в классовом обществе. Следствием этого, по мнению ученых, является усиление конфронтации между отдельными философскими ориентациями. Поскольку философия связана с идеологией, ее содержание имеет идеологическую сторону, и философию можно рассматривать (в этом аспекте) как принадлежность к идеологии.
Научная форма философии не может рассматриваться как заведомо лучшая или единственная истинная форма. Когда философия сводится к науке, возникают законные вопросы: «Был ли Лев Толстой философом?». Можно ли назвать Ф.М. Достоевского философом?» Оба великих писателя поднимали, часто впервые, важнейшие философские проблемы. Как содержание философского познания, так и сам процесс философского познания содержат бельетристические и художественные компоненты. Эстетические представления составляют очень существенную часть философских знаний. Создание философского мировоззрения требует от его создателей чувства красоты, гармонии и сопричастности к миру. Философское мировоззрение также имеет эстетический подход к миру. Работы А. Камю, Н. Рериха, М. Шюрлениса, Р. Тагора и Дж. В. Гёте свидетельствуют о родстве философии и искусства, об их взаимопроникновении.
Философские вопросы являются неотъемлемой частью различных религиозных учений. Философию и религию, однако, не следует уравнивать, поскольку последняя не ограничивается философской рефлексией. Достаточно указать на ритуализм как на существенный ингредиент любой религии.
Не все поэты и писатели затрагивали философские проблемы в своих произведениях, и нет ни одного художественного произведения, полностью посвященного решению философских проблем. Тем не менее, религия и художественная литература играли и продолжают играть важную роль в философии. Переплетение литературы, искусства, философии и религии прошло через всю историю философии до настоящего времени.
Таким образом, философия, функционируя в культурной системе общества, развивает теоретические основы мировоззрения, аксиологические проблемы, логико-методологические основы науки. В условиях усиливающейся дифференциации научных знаний философия играет наиболее активную роль в интеграционных процессах, в синтезе достижений отдельных наук в единую картину мира.
Идеологическая функция философии проявляется в том, что, вооружая людей знаниями о мире и человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и трансформации, она влияет на формирование отношения к жизни, сознания социальных субъектов о цели и смысле жизни.
Методологическая функция философии заключается в том, что она обеспечивает исходные, базовые принципы для всех форм общественного сознания, применение которых определяет общую направленность подхода к пониманию действительности, направленность познавательной и практической деятельности. Однако следует помнить, что универсальные принципы мысли, изучаемые философией, четко не определяют линию творческого поиска истины. Будучи универсальными, они необходимы для решения различных специфических задач, но не заменяют специфических частичных научных методов и конкретизируются ими.
Таким образом, философия не только дает общее понимание явлений, происходящих в мире, но и развивает общий метод познания, представляющий собой совокупность взаимосвязанных принципов или требований, сформулированных на основе общечеловеческих законов, открытых в реальности и в знании, которые являются завершением истории общественного знания.
Роль философии возрастает особенно в переломные моменты истории, во времена революционных перемен, когда человек задает себе, обществу вечные вопросы о своей сущности, о смысле жизни, о перспективах социального прогресса.
Решение глобальных проблем современности требует экстраординарных решений, демократического и смелого мышления, смелого анализа прошлого, настоящего и перспектив будущего. Без известной философской культуры вряд ли возможно конструктивное решение этих проблем. Это философские знания, характеризующиеся постоянным поиском, сомнением, критикой, способствуют формированию мышления, творческой, гуманистически активной личности.
Жизнь с ее сложной паутиной столкновений, наука и культура в целом (которая включает в себя все науки, искусство, религию и, конечно же, философию) с ее гигантскими достижениями требуют от нас, и особенно от молодежи, совершенствования, живого любопытства, творческого воображения, любознательного мышления, утонченной интуиции, широкого видения и мудрости.
Человек чувствует духовную потребность иметь полное представление о мире; он не может, по мнению С.Н. Булгакова, согласиться ждать удовлетворения этой потребности до тех пор, пока будущая наука не даст достаточно материала для нее; он также должен получить ответы на вопросы, которые выходят за рамки позитивной науки и не могут быть поняты даже ею. В то же время, человек не в состоянии подавить эти вопросы, сделать вид, что их не существует, практически их игнорировать. Для человека, как рационального существа, бесконечно важнее, чем какая-либо конкретная научная теория, решать вопросы о том, что представляет собой наш мир в целом, что лежит в его основе, есть ли в нем смысл и рациональная цель, имеют ли ценность наши жизни и поступки, какова природа добра и зла и т.п. Одним словом, человек просит и не может не спрашивать не только как, но и что, почему и почему. На эти последние вопросы у науки нет ответа, точнее, она не задает их и не может их решить. Их решение лежит в сфере философской мысли.
Философия и мировоззрение
В целом, мировоззрение можно определить следующим образом: Это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, его собственное место в нем, понимание и оценка смысла его жизни и деятельности, судьбы человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, убеждений, взглядов и идеалов людей.
В зависимости от того, как решается вопрос о связи между разумом и материей, мировоззрение называется идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим.
Связь между философией и мировоззрением можно охарактеризовать следующим образом: Термин «Weltanschauung» шире, чем термин «философия».
О ценностных ориентациях и убеждениях. Каждый объект, каждое событие, все имеет объективное значение, или, если хотите, смысл, значение. Ценности не являются неравными: они имеют объективно различную степень значимости для нас. Мы оцениваем вещи, события с чисто эмоциональной, религиозной, моральной, эстетической, научной, философской, прагматической точек зрения.
Можно сказать, например, что такие вещи, как люди, могут быть просто приятными. Существует еще один уровень понимания того, что мы воспринимаем как возвышенное, интимное, священное.
Наша душа обладает как врожденными, так и приобретенными качествами, способностью быть призванной к действию на ту или иную ценность, что трансформируется в соответствующий опыт. Каждый человек имеет уникальный индивидуальный способ соотношения той или иной ценности, что является сущностью ценностной ориентации. Это проявляется и на уровне идеологических позиций, когда речь идет об отношении к искусству, религии, выборе философских предпочтений и, прежде всего, нравственных ориентаций.
Для глубоко религиозного человека определяющей силой в его духовной жизни является религия, то есть те высшие и высшие ценности, которые он признает выше и выше себя, и то практическое отношение, в котором он становится этими ценностями.
Отметим, что истинная природа человека определяется не его индивидуальными качествами и порой случайными действиями, а преобладающими интересами и ценностями. Жизнь общества в немалой степени зависит от преобладающего мировоззрения, от того, какие убеждения и идеалы исповедует образованная часть общества, которая считает высшей ценностью по шкале всей иерархии ценностей.
Проблема ценностей как части мировоззрения тесно связана с такими явлениями ума, как вера, идеалы и верования. Вера, основанная на глубоких нравственных потребностях души, изящно одушевленная «теплым дыханием чувств», является одной из центральных основ духовного мира человека и человечества. Может ли быть, что человек всю жизнь ни во что не верит? Это невозможно: даже если в душе такого человека, который, как говорят, Фома неверующий, есть сонная вера.
В самом обычном понимании религиозной веры есть то, что, как говорит С. Гегель, это не просто познание Бога, нашего отношения и отношения мира к Нему, но и бессмертие наших душ; это знание не просто историческое или рациональное знание: оно интересует сердце, оно влияет на наши чувства, на определение нашей воли. Это происходит отчасти потому, что наши обязанности и законы приобретают большую силу через веру, представляясь нам как законы Божьи; отчасти потому, что идея величия и доброты Божьей по отношению к нам наполняет наши сердца восхищением и чувством смирения и благодарности. Таким образом, религиозная вера поднимает мораль и ее мотивы на новую и более высокую высоту. Религиозные мотивы пронизаны тонкими чувствами, которые предполагают в истинно верующем нежные тона человечности и добра. Благодаря этому прекрасному воображению и пьянящей силе духовного искусства (особенно музыки, пения, живописи, иконописи), холодный дух тает, как в солнечных лучах божественной благодати, которая приносит примирение и радость бытия.
Когда мы говорим о религии как о форме общественного сознания, мы думаем о понятиях Бога и бессмертия и обо всем, что связано с этими понятиями, ибо они формируют убеждение всех народов мира, влияют на их мысли и поступки; все это возвышает и облагораживает дух нации, пробуждает в ее душе чувство собственного достоинства, которое порой лежит в спячке, и не позволяет человеку унижать и унижать других.
Если оглянуться назад в историю, то можно убедиться, что люди решили совершить самые грандиозные поступки, когда они сияли впереди, пусть и вдали, с путеводной звездой идеала.
Заключение
Изучение философии направлено на формирование искусства жизни в заведомо несовершенном мире. Жить без потери личной идентичности, индивидуальной души и универсальной духовности. Противостоять обстоятельствам можно только с помощью способности поддерживать духовную трезвость, самоуважение, личное достоинство. Для человека становится понятно, насколько важно личное достоинство других людей. Ни стадный инстинкт, ни эгоистичное отношение не возможны для человека.
«Изучение философии способствует способности к концентрации. Личность невозможна без внутренней концентрации. Сбор личности эквивалентен самоочищению» (В.Ф. Шаповалов).
Список литературы
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.