Что наиболее важно при обучении
Тест по предмету «Педагогика»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
С точки зрения какой науки, обучение – это формирование и развитие учащихся:
Выберите один ответ:
Выберите один ответ:
a. одним из основных средств обучения.
б. приемом обучения
c. техническим средством обучения
д. вспомогательным средством обучения
e. методом обучения
Имеется какая-либо обязательная единая форма тематического плана:
Выберите один ответ:
a. Только для поурочного плана имеется обязательная единая форма
б. Для молодых преподавателей имеется
д. Имеется обязательная единая форма
Структура учебника определяется
Выберите один ответ:
a. Методическим пособием
c. Газетными статьями
Выберите один ответ:
a. одним из основных средств обучения.
б. приемом обучения
c. техническим средством обучения
д. вспомогательным средством обучения
e. методом обучения
Литература, раскрывающая содержание учебной дисциплины:
Выберите один ответ:
Конференция является формой:
Выберите один ответ:
Основные виды организации обучения:
Выберите один ответ:
б. Внеклассная работа
c. Факультативные уроки
д. Дополнительные уроки
e. Общественные работы
Объяснение относится к этому методу:
Выберите один ответ:
При обучении наиболее важно:
Выберите один ответ:
a. Контроль со стороны учителя
б. Самовоспитание и самоконтроль
c. Помощь родителей и учителей
д. Желание взаимодействовать с учителем.
e. Дидактическое взаимодействие преподавателя и обучаемых
Основной показатель сформированности знаний:
Выберите один ответ:
б. Моделирование практического действия
c. Умение конспектировать
д. Владение понятиями
e. Не владение фактами
Выберите один ответ:
Виды устного контроля:
Выберите один ответ:
a. Зачет, блиц-турнир, семинар, учебная предметная конференция
б. Конференция, семинар, презентация
c. Зачет, контрольная работы
д. Релейный зачет, тест, презентация
e. Презентация, устный опрос, диктант или изложение
Внеурочная работа это:
Выберите один ответ:
a. Вид учебной деятельности, характеризующийся совместной учебной деятельностью учащихся всего класса по общему заданию по, руководством учителя
б. Вид учебной деятельности, позволяющий проводить самостоятельных работу на уроках
c. Вид учебной деятельности, объединяющий учащихся для боле’ углубленного изучения предмета
д. Вид учебной деятельности, позволяющий проводить наблюдения и изучать непосредственно различные предметы, явления и процессы естественных условиях
e. Вид учебной деятельности, на котором учащимися выполняют с: индивидуальные или групповые задания
Процесс определения степени достижения учащимися целей обучения, называется:
Выберите один ответ:
Прием, способствующий более других развитию мышления учащихся:
Выберите один ответ:
a. составление таблицы
б. составление плана
c. заучивание наизусть
д. эвристическая беседа
e. репродуктивная беседа
Укажите правильное последовательное применение следующих методов в процессе формирования понятий?
Выберите один ответ:
a. Сравнение, наблюдение
б. Опыт, сравнение, наблюдение
c. Опыт, измерение, сравнение
д. Конкретизация, абстрагирование
e. Обобщение, абстрагирование, конкретизация
Конечный итог процесса обучения:
Выберите один ответ:
б. Не имеется – для опытных учителей
c. Только для поурочного плана имеется обязательная единая форма
e. Имеется обязательная единая форма
Конечный итог процесса обучения:
Выберите один ответ:
c. Средства обучения
Оценить качество знаний учащихся, их достижения в усвоении учебного предмета – это:
Выберите один ответ:
б. Главная задача проверки
д. Процесс обучения
e. Содержание предмета
К коллективной форме проведения урока относится:
Выберите один ответ:
a. Работа по звездочкам
c. Одновременная работа со всеми учащимися
д. Работа по дифференцированным заданиям
На основе чего составляется учебная программа по предметам:
Выберите один ответ:
a. Закона об образовании.
д. Учебных материалов
Цель технологии модульного обучения:
Выберите один ответ:
a. Направленность к творческой работе учащегося
б. Обучение учащегося к информационным технологиям
c. Развитие возможности самостоятельной работы учащегося
д. Подготовка к олимпиаде
e. Направленность к исследовательской работе учащегося
Что из ниже перечисленного не является дидактическим принципом:
Выберите один ответ:
c. Системность и последовательность
д. Связь теории с практикой, с жизнью
e. Сознательность и активность учащихся
Дидактические принципы обучения:
Выберите один ответ:
a. Научности и систематичности, наглядности сознательности и активности, прочности усвоения знаний
б. Научности и систематичности прочности усвоения знаний, повторения и упражнения, сознательности и творческой активности, прочности усвоения знаний, умений и навыков.
c. Дифференциального подхода к учащимся, обучения на высоком уровне трудностей, воспитания и развития, научности и систематичности, сознательности и творческой активности учащихся в обучении.
д. Научности и систематичности, наглядности сознательности и активности, обучения на высоком уровне трудности усвоения знаний
e. Единства обучения, воспитания и развития, умений и навыков, научности и систематичности, прочности усвоения знаний
Что такое методика обучения?
Выберите один ответ:
a. Содержание обучения
б. Способ преподавания знаний от учителя к ученику и его приемы
c. Обучение, способы достижения цели
д. Объясняет цели обучения
e. Учебно-воспитательный процесс
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тестовые задания с готовыми ответами. Уровень сложности: средний. Количество вопросов :25. Количество вариантов: 5. Правильный ответ: 1. Тест позволяет эффективно измерить уровень и качественно оценить структуру подготовленности студентов, для будущих учителей. Пройдите тесты по общей педагогике, если готовитесь к экзамену.
Номер материала: ДБ-008395
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Эффективные методы и приёмы самообучения
«Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее!»
Эта цитата из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» отлично объясняет, почему модель непрерывного самообучения (self-learning) становится насущной необходимостью для человека, который хочет поддерживать высокий уровень компетентности и профессионализма. Ведь в современном мире технологии и знания обновляются каждые два-три года.
Учёные США даже придумали специальный термин, который описывает скорость устаревания знаний. Это «период полураспада компетентности».
Но как быстро обучаться, эффективно поглощать большие объёмы знаний и надолго удерживать их в памяти? Для этого можно освоить и применять различные приёмы и методы самостоятельного обучения. О них вы узнаете из статьи.
Получайте свежие новости из мира образования первыми — подписывайтесь на наш информационный ресурс в Telegram. И не забывайте пользоваться актуальными скидками и акциями компании!
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Основа основ самообучения
Прежде чем выбирать методики самообучения, стоит определить главное — цель и круг навыков, которые необходимо развивать. Без этого мотивации надолго не хватит.
Только чёткая цель самообучения может привести к конкретным результатам
Выбирая цель для самообучения, важно помнить, что она должна быть конкретной, измеримой во времени, реальной и практичной. То есть, формулировка «выучить английский язык за два месяца» скорее всего не сработает. Подумайте, зачем вам нужен новый навык? Например:
Я хочу выучить английский язык к 20 мая этого года, чтобы:
Такая чёткая цель будет постоянно поддерживать вас на пути к успеху, сузит фокус в выборе способов обучения, поможет составить план по её достижению и с умом организовать учебный процесс.
Классификация методик самостоятельного обучения
В педагогике существует масса классификаций обучения: по характеру восприятия информации, учебным задачам, источникам приобретения знаний, типам и так далее. При самостоятельном обучении все методы и приёмы условно можно разделить на несколько групп:
Давайте подробнее разберём какие конкретно методы самообучения входят в каждую группу и как их можно применять.
Вербальные методы
Это методы самостоятельного обучения, в процессе которых получение новой информации происходит через активное слушание или чтение материала. Эффективность такого способа составляет 5-10%. Поэтому преподавание только в виде лекций постепенно уходит в прошлое. Теперь в колледжах и вузах приоритет отдают самостоятельным формам обучения.
Процент информации из разных источников, которая остаётся через две недели после обучения
Наглядные и образно-графические методы
Методы обучения, предполагающие самостоятельное изучение темы, это не только скучное чтение книг. Процесс можно разнообразить, если применять наглядные и образно-графические приёмы.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Просмотр медиакурсов
Coursera, Udemy и другие образовательные ресурсы предлагают практически бесплатно огромное количество курсов. Демонстрация опытов, яркие презентации по теме — всё это позволяет повысить эффективность самообучения. А если вы выбрали платный вариант участия и выполняете практические задания, то знания, полученные на образовательных площадках, останутся надолго.
По статистике только 7% людей, проходящих онлайн-курсы, доходит до конца. Как попасть в эти 7%? Не забыть поставить цели и задачи прежде, чем записаться на курс.
Конспектирование
Самостоятельная работа учащихся будет проходить эффективнее, если использовать визуально-графические методы обучения. И конспектирование один из них.
Существует множество современных методов грамотного составления конспектов, которые повышают качество запоминания информации при самостоятельном обучении. Среди них составление ментальных карт, скетчбукинг и диаграммы Исикавы.
Майндмэппинг подходит для работы с большими данными
Ассоциативные методики
Для того чтобы легко запомнить большой объём информации, попробуйте применять ассоциативные методы, к которым относятся различные мнемотехники. Они отлично тренируют память и создают связи в мозге, которые даже через много лет позволят вспомнить нужную информацию. Вот некоторые из них.
Мнемотехника «Матрёшка»
Она применяется, если нужно запомнить большое количество терминов, которые соотносятся друг с другом. Для этого вы берёте два понятия и представляете, как в одно большое входит меньшее. Потом убираете большее, берёте меньшее и следующее, которое надо запомнить. Повторяете процесс. В итоге, у вас получается цепочка, в которой каждое понятие вызывает следующее за ним.
Например, при запоминании этапов в развитии психологии, можно использовать следующие связи:
Психология как наука о душе → Психология как наука о сознании → Психология как наука о поведении → Психология как наука о механизмах и закономерностях психики.
Метод символов
Для использования этого ассоциативного метода необходимо для цифр или букв придумать свои собственные символы. Этот приём позволяет запоминать длинные числа, исторические даты и сложные понятия.
Практические методы
К практическим методам самообучения можно отнести проектные, интерактивные и эвристические.
Проектный, или проблемный метод
Проектные методы эффективного самообучения предполагают активное решение проблемных ситуаций. В основе лежит самостоятельная поисковая и познавательная деятельность учащихся. Такой метод обучения помогает погрузиться в задачу, провести исследование, проанализировать полученные данные и описать результаты.
Интерактивные методы
Интерактивные методики — одни из самых современных методов самостоятельного обучения. Они предполагают активное взаимодействие и мозговые штурмы: ролевые игры, решение кейсов, групповые обсуждения.
Вместе веселее заниматься любой деятельностью Пример интерактивного метода обучения — участие в командной игре «Мозгобойня». Призовые места в ней занимают лишь те игроки, которые распределяют между собой темы и усиленно готовятся к участию, штудируя тонны информации.
Эвристические методы
Это методы, направленные на раскрытие творческого потенциала и поиск нестандартных решений. Его отцом-основателем считают Сократа, который вопросами побуждал своих учеников думать и находить ответы самостоятельно. Как его применить в самообразовании? Постоянно задавать себе, приступая к задаче и в процессе обучения, пять сократовских вопросов:
Подводя итог в обзоре эффективных методов и приёмов самообразования, стоит развеять самый губительный миф, который существует вокруг обучения. Благодаря книге «Гении и аутсайдеры» Малкольма Гладуэлла в обществе сложилось мнение, что для освоения новыго навыка необходимо 10 000 часов усердной практики. На секундочку, это 5 лет работы при полной занятости!
Сам автор подсмотрел свою теорию в исследованиях профессора Эриксона, который изучал деятельность суперпрофессионалов из разных областей. Поэтому его выводы относятся только к экспертному уровню.
На самом деле, чтобы выработать новый навык достаточно всего 20 часов регулярной практики. Так что не отказывайтесь от своих целей и развивайтесь, используя методы и приёмы эффективного самообучения.
А если будет нужна помощь в подготовке и написании контрольных, рефератов, курсовых, дипломных и других видов работ, смело обращайтесь в наш студенческий сервис.
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊
» Методы обучения и их эффективное использование»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«МАЛОНИКОЛАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА »
Методы обучения и их эффективное использование
Методы обучения и их эффективное использование.
существует ровно столько,
Слово «метод» происходит от греческого «methodos», что в дословном переводе на русский язык означает «путь исследования, теория» и способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи.
Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития.
Успех всего образовательного процесса во многом зависит от выбора применяемых методов.
Выбор методов обучения не может быть произвольным. Выбирая тот или иной метод обучения, учителю необходимо каждый раз учитывать многие факторы. Прежде всего, определяются главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Они «задают» группу методов, в общих чертах пригодных для достижения намеченных задач. Далее следует целенаправленный выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс.
Выбор методов обучения зависит:
от общих и конкретных целей обучения;
от содержания материала конкретного урока;
от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины и определяемой ею спецификой требований к отбору общедидактических методов;
от времени, отведенного на изучение того или иного материала;
от возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей;
от уровня подготовленности учащихся;
от материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
от возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.
Все виды методов обучения можно разделить на традиционные и активные методы.
Наиболее распространенной является классификация традиционных методов обучения по источникам передачи и получения знаний. В соответствии с таким подходом методы объединяются в три группы:
а ) словесные методы ( источником знания является устное или печатное слово);
б ) наглядные методы ( источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
в ) практические методы ( учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Методы словесного обучения
Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения.
Эти методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества, активизировать воображение, память, чувства учащихся.
Недостаток словесного метода : слишком долгая речь учителя может вызвать скуку и снизить интерес к обучению.
Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, лекция, беседа, дискуссия, работа с книгой.
Эти методы способствуют развитию памяти, мышления, воображения.
Недостатки метода : необходим правильный отбор информации, который будет сопровождать наглядность, в противном случае, её использование будет нецелесообразным.
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Эти методы формируют практические умения и навыки.
Практический метод лучше других способствует приучению детей к добросовестному выполнению задания. У них формируется привычка тщательной организации трудового процесса, включающая осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, плана выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов.
К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Условия использования рассмотренных методов обучения:
При решении каких задач этот метод применяется особенно успешно.
При формировании теоретических и фактических знаний
Для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам.
Для развития практических умений и навыков.
При каком содержании учебного материала особенно рационально применять этот метод.
Когда материал носит преимущественно теоретико-информационный характер.
Когда содержание учебного материала может быть представлено в наглядном виде.
Когда содержание темы включает практические упражнения, проведение опытов.
При каких особенностях учащихся рационально применять этот метод.
Когда обучаемые готовы к усвоению информации соответствующим словесным методом.
Когда правильно оформлен интерфейс.
Когда обучаемые готовы к выполнению практических заданий.
Какие возможности должен иметь учитель для использования данного метода.
Когда учитель хорошо владеет этим видом словесных методов.
Когда учитель подготовлен самым тщательным образом и использовал индивидуальный подход к каждому обучаемому.
Когда учитель располагает необходимым материалом для проведения опытов и упражнений.
Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.
Признаки активных методов обучения
активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;
длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;
самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
мотивированность к обучению.
игровом действе и творческом характере обучения;
диалоге и полилоге (разговор многих участников);
использовании знаний и опыта обучающихся;
групповой форме организации их работы;
вовлечении в процесс всех органов чувств;
деятельностном подходе к обучению;
движении и рефлексии.
Классификация активных методов обучения
Проблемное обучение.
Лабораторная работа.
Практическое занятие.
Эвристическая лекция,
Тематическая дискуссия.
Программированное обучение.
Научно-практическая конференция.
Анализ конкретных ситуаций.
Имитационное упражнение.
Действия по инструкции.
Разбор документации.
Деловая игра.
Разыгрывание ролей.
Игровое проектирование.
Дискуссии относятся к наиболее широко известным в истории педагогики методам обучения. Еще во времена античности их успешно применяли в гимназиях и академиях Древней Греции для подготовки молодых людей. Знаменитая фраза «В спорах рождается истина» относится к дискуссионным методам.
Достоинства метода дискуссии :
привлекают к активному участию всех присутствующих;
дают возможность представить, услышать и сопоставить разные точки зрения;
побуждают к самоанализу;
возможность использования дополнительных материалов;
воспитывается терпимость, умение слышать других;
позволяют углубить знания по предмету;
позволяют организовать учебный процесс в новых нестандартных формах.
занимает много времени.
требуется предварительно объяснить правила.
при узко поставленной теме возможны повторения.
требует дополнительной подготовки и учителя и учеников.
дискуссии-диалоги, когда урок компонуется вокруг диалога двух ее главных участников;
групповые дискуссии, когда спорные вопросы решают в процессе групповой работы;
массовые дискуссии, когда в полемике принимают участие все учащиеся класса.
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг).
Метод «мозгового штурма» еще называют «мозговой атакой», имея в виду атаку на задачи. Но существует красивая и поучительная легенда о торпедной атаке, связанная с автором этого метода коллективного мышления
Во время второй Мировой войны английский офицер А. Осборн как-то раз собрал на палубе весь экипаж и предложил каждому высказаться по поводу жизненно важной проблемы: как можно защитить корабль от немецких торпед? В ряду прочих матросами была выдвинута свежая гипотеза, что, если выстроиться всем у борта и дружно подуть на торпеду — может быть, она свернет в сторону.
Бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно «отдул» сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе.
Цель метода «мозгового штурма» — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем. Участники все вместе думают над проблемой, дополняют друг друга, подхватывают и развивают одни идеи, опровергают другие в поисках истины. Этот метод позволяет выявить и развить творческие способности и творческое мышление участников, чему способствует эмоциональный подъем участников — обязательный спутник творческой деятельности
Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
— творческое усвоение учащимися учебного материала;
— связь теоретических знаний с практикой;
— активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;
— формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
— формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.
Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников.
Общее требование, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.
Преимущества игрового метода
1.Приобретенный опыт сохраняется надолго.
«Обучение через действие» – один из самых эффективных способов обучения и приобретения опыта. Собственные переживания запоминаются ярко и сохраняются в течение долгого времени.
В большинстве случаев игра предлагает сравнительно безболезненный и приятный способ усвоения знаний и навыков.
3. Возникновение понимания того, как ведут себя другие люди.
Игра позволяет участникам понять, как чувствуют себя люди, сталкиваясь с некоторыми ситуациями. Это понимание может оказаться мощным инструментом обучения; оно может способствовать развитию умения оценивать предпосылки поведения других людей, чего трудно было бы достигнуть каким-либо иным образом.
4. Безопасные условия.
Использование игры и содержит в себе элемент риска, но он, главным образом, относится к возможным способам реагирования группы, а не к воздействию игры на нее. Игровой метод предоставляет участникам шанс освоить или закрепить разнообразные модели поведения.
Преимуществом здесь является среда тренинга, свободная от опасностей, связанных с применением той или иной модели, которые могли бы возникнуть в естественных условиях.
Суть успешной игры — создание ситуации, приближенной к реальности настолько, насколько позволяют условия. Если группа чувствует, что сценарий игры нереалистичен или не учитывает некоторых деталей практической деятельности, ценность игры будет потеряна, и цели обучения не будут достигнуты.
2. Возможность легкомысленного отношения со стороны участников.
Если цели упражнения полностью не объяснены и не сделан акцент на важности демонстрации поведения (а не актерских способностей), существует опасность, что ролевая игра будет восприниматься как нечто забавное. Наличие серьезных целей упражнения не мешает людям получать удовольствие от участия в нем и обеспечивает радость от взаимодействия с ситуацией и выходом из нее, а не только от смешных шуток во время его проведения.
Как и любой метод тренинга, подразумевающий активное вовлечение участников, ролевая игра содержит долю риска. Игра приносит результат только тогда, когда группа готова в нее включиться. Если члены группы боятся «потерять лицо», участвуя в игре, или стесняются самого процесса, это упражнение не будет эффективным. Тот факт, что выполнение упражнения контролируется, еще больше усиливает напряжение.
Достоинство игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче.
Ролевая игра – одна из наиболее эффективных активных форм учебного процесса, развивающая навыки свободного владения и оперативного комбинирования накопленными теоретическими и прикладными знаниями, практическим опытом и жизненными ценностными установками.
Ролевые игры позволяют отработать тактику поведения, действий конкретного лица воображаемой ситуации. Для проведения этих игр разрабатывается модель ситуации, между учениками распределяются роли.
Учащиеся принимают на себя реальные или вымышленные роли и в группе ведут игру, действуя вдвоем или втроем и представляя ситуативный пример. После игры следует «дебрифинг» – разбор учащимися действий игроков.
Цель ролевой игры – проявить имеющиеся знания, показать умение пользоваться ими, получить навыки уяснения комплексных проблем и выработки подходов к их решению.
Цель игры можно считать достигнутой в двух случаях:
-участник убедился, что у него все получается;
-участник обнаружил, что у него не все получается, и понял, каких
знаний и навыков надо бы получить побольше.
Неигровые методы обучения
Кейс-метод или метод анализа конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов), предназначенного для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях:
выявление, отбор и решение проблем;
работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации;
анализ и синтез информации и аргументов;
работа с предположениями и заключениями;
Кейс- метод на уроке математики
Учащимся ставится конкретная задача :
рассчитать необходимую площадь линолеума на пол класса для замены старого покрытия.
Учащиеся при решении задачи должны решить следующие проблемы:
определить последовательность решения задания;
определить каким образом и с помощью каких формул должна быть определена площадь пола;
определить с помощью какой формулы через площадь и расход должно быть определено количество необходимого линолеума;
провести необходимые измерения размеров класса ;
определить количество линолеума в квадратных метрах.
Функции учителя при работе по кейс-методу
Учитель при работе по кейс-методу является инициатором и активным участником процесса решения задания. Основными функциями учителя являются:
постановка задачи, определение целей и исходных данных;
организация процесса и направление последовательности выполнения задания, организация дискуссий;
консультирование и, при необходимости, подведение дискуссий учащихся к нужному результату;
контроль выполнения задания;
организация обсуждения полученных результатов и подведение итогов.
Проблемы использования АМО:
даже интерактивные методы обучения не способны преодолеть нежелания ученика участвовать в процессе обучения;
для некоторых учеников активные методы предстают чем-то, что разрушает их привычное представление о процессе обучения, что соответственно создаёт некий внутренний дискомфорт;
несмотря на выслушивание разных мнений, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий психологически доминирует в группе;
Следует помнить, что для того, чтобы обучать учащихся посредством активных методов, активным должен быть сам педагог.
Каждый из перечисленных методов обучения имеет свое назначение и рациональную область применения. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Учитель на любом этапе учебного процесса может использовать несколько методов обучения.
Практика показывает, что непродуманное и случайное использование методов не дает продуктивных и планируемых результатов. Поэтому очень важно тщательно разрабатывать и внедрять в урок методы, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учеников.
«Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения»( В. А. Сухомлинский).
Банский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 2000.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 2000.