Что наиболее эффективно развивает координационные способности
Упражнения на координацию: что такое координация, для чего и как ее развивать
Упражнения, направленные на развитие координации движений, вряд ли понадобятся основной массе обывателей тренажерных залов, как и большей части людей. Актуальны они для спортсменов некоторых видов спорта и людей, чья профессия требует высокого уровня этого навыка, например, оперативникам специальных подразделений. Кстати, координация оказывает влияние на умственное развитие.
Что такое координация?
Координация – это способность выполнять определенную двигательную задачу посредством взаимодействия мышц, реакции, концентрации внимания, техники выполнения движения, а также прогнозирование дальнейших действий. Например, ловля какого-то предмета, падающего со стола, налету, задействует все перечисленные способности человека.
Виды координации
Существуют такие виды координации, как:
Координационные способности:
Кому необходимо развивать координацию движений
Кроме спортсменов, этот навык или способность нужен абсолютно всем, ведь от нее зависит осуществление всех движений человека. Как говорилось в начале статьи, координация движений – важный навык, который должен быть развит в достаточной степени у всех, но некоторые люди нуждаются в превосходном уровне этой двигательной функции. Например, танцорам без развитой координации просто ничего не светит. Атлетам любых видов единоборств, легкой атлетики, всех игровых видов спорта, даже в автоспорте координация играет важную роль. Кстати, работа вестибулярного аппарата тоже является одной из составляющих координации. Парусный спорт – это то ремесло, в котором координация порой возглавляет человеческие способности.
Как развить координацию движений?
Координацию можно развить тренировками. Существуют разные методы развития координации движений. Самый базовый метод – это многократное повторение движений. Еще одним способом является выполнение движений с низкой скоростью и с минимальной нагрузкой.
Координацию также можно развивать путем добавлений новых движений, которые будут непривычными для человека. В тренировочном процессе сложность координационных упражнений следует постепенно увеличивать. Повышать требования к точности и согласованности мышления.
Высокая эффективность тренинга обеспечивается быстрой сменой положения, например, ускорение (бег) с положения стоя на коленях, или такое упражнение, как «head to head», активно применяющееся в американском футболе, в котором два атлета ложатся на землю голова к голове к линии разграничения, после чего тренер внезапно бросает мяч одному из них, и спортсмен, завладевший мячом, должен как можно быстрее пересечь линию. Для этого ему нужно поймать мяч не глядя, без фиксации внимания и взгляда на мяче, сменить положение лежа на вертикальное и, минуя оппонента, пересечь линию. На самом деле, выполняется это упражнение молниеносно.
Еще одним методом развития координации является изменение скорости движения или темпа. Для этого нужно ввести в тренировочный процесс ритмические комбинации. Еще один отличный пример – это прохождение маршрутов ресиверов принимающих в американском футболе, для которых характерны мгновенные остановки, смена направления движения и ускорения.
Также смена способов выполнения упражнений может помочь в развитии координации движений. Например, прыжки на скакалке не на двух ногах, а на одной. Броски мяча в горизонтальном положении и многое другое. Также весьма эффективный способ развить координацию – это занятие с инвентарем неэргономической формы, например, выпады с сэндбэгом вместо гантелей, или приседание на балансировочной платформе. Выполнение упражнений с партнером или несколькими участниками тоже развивает координацию. В паре можно выполнять прыжки, повороты, наклоны, приседы и подъемы.
Комплекс упражнений на координацию
Рекомендации по развитию координации движений
Тренировка координации движений – процесс медленный и сложный, поэтому не стоит ждать быстрого результата и сразу выполнять сложные элементы. Лучшим вариантом будут регулярные занятия по двадцать-сорок минут в день. Эти упражнения никак не сказываются на других тренировках, например, силовых. Всегда выполняйте комплекс из разных упражнений, которые должны регулярно меняться.
Заключение
В игровых видах спорта подобные упражнения очень популярны и действительно повышают уровень спортсмена. Человек, для которого развитие координации не так важно, может остановиться на выполнении самых простейших упражнений. Кстати, всем знакомый тест, проводимый на месте сотрудниками ГИБДД, касание кончика носа пальцем с закрытыми глазами – тоже одно из отличных и простых упражнений, развивающих координацию, только его нужно выполнять в комплексе хотя бы из пяти других упражнений.
Упражнения на координацию футболистов в видео формате
Как развивать координационные способности
Процесс освоения двигательных действий идет значительно успешнее, если занимающийся имеет крепкие, выносливые и быстрые мышцы, гибкое тело, высокоразвитые координационные способности (КС): умеет управлять собой, своим телом, своими движениями. К тому же высокий уровень развития физических способностей – важный компонент хорошего состояния здоровья.
В общем виде двигательные способности можно определить как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Они проявляются в определенных движениях, которые отличаются рядом характеристик – как качественных, так и количественных. Координационные способности (координация, или ловкость) содействуют точному воспроизведению, дифференцированию и отмериванию пространственных, силовых и временных параметров движений; ориентированию и быстрому реагированию в сложных условиях; согласованию (связи) и перестроению двигательной деятельности; произвольному расслаблению мышц, а также развивают чувство ритма и умение сохранять равновесие.
Подростковый возраст – переломный период в развитии двигательных функций ребенка. К 11–12 годам учащиеся в основном овладевают базовыми двигательными действиями в беге, прыжках, метании, лазании и т.д. У них складываются весьма благоприятные предпосылки для углубленной работы над развитием двигательных способностей. В связи с этим одной из главных задач, которые должен решать учитель, становится обеспечение всестороннего развития координационных способностей детей. В этом возрасте продолжается овладение базовыми двигательными действиями, включая технику основных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, единоборства, передвижение на лыжах, плавание). Обучение сложной технике этих видов спорта основывается на приобретенных в период обучения в начальной школе двигательных умениях и навыках. Техническое и технико-тактическое обучение детей в возрасте 10–11 лет наиболее тесно переплетается с развитием КС.
Развивать КС необходимо по четырем основным причинам:
Выделяют пять видов КС:
– кинестетическое дифференцирование; – чувство ритма; – реакция; – равновесие; – ориентировка в пространстве.
Все пять КС необходимо развивать и совершенствовать на всех этапах обучения в школе.
Упражнения с мячами
Эти упражнения – важное средство развития и совершенствования координационных способностей у младших детей, в том числе в игре. Упражнения с мячами разной массы и формы положительно сказываются на формировании у детей разнообразных навыков при письме, рисовании, лепке и т.д. Уже первые упражнения в ловле, передаче и ведении мяча требуют от детей младших отрядов развития координационных способностей. Работа с мячами на спортивных занятиях положительно сказывается на развитии КС у детей.
Обучение владению мячом разной тяжести и формы можно начинать с младшего отряда, и эти умения закрепляются и совершенствуются год от года. На спортивных занятиях можно применять следующие упражнения:
– передача мяча из рук в руки, стоя в шеренге (перед грудью, за спиной); – передача мяча из рук в руки, стоя в колонне (над головой, между ногами); – броски мяча вниз и ловля его двумя руками; – броски мяча вверх и ловля его двумя руками стоя, в седе, ноги врозь; – удары мячом в пол двумя руками и одной рукой (спереди, справа, слева) с последующей ловлей двумя руками; – передача и ловля мяча двумя руками снизу от груди, из-за головы, в парах; – подбрасывание правой, левой рукой с последующей ловлей двумя руками; – броски мяча в стену с последующей ловлей двумя руками; – ведение мяча на месте, вокруг туловища, правой, левой рукой в ходьбе и беге; – перебрасывание мяча через сетку; – эстафеты и подвижные игры: «Мяч в корзину», «Быстро и точно», «Попади в обруч», «Перекати мяч», «Передача мяча», «Гонка мячей по кругу», «Овладей мячом», «Мяч ловцу», «Борьба за мяч».
Координационные способности хорошо развиваются в игровых единоборствах. К ним относятся подвижные игры: «Бой петухов», «Часовые и разведчики», «Перетягивание каната», «Перетягивание в парах», «Выталкивание из круга», а в старших отрядах – все спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол) и др.
Развитие КС также успешно осуществляется в таких играх и эстафетах, как: «Третий лишний», «Голова и хвост», «Все за ведущим!», «Удержись на корточках!», «Кто быстрее?», «Салки с мячом», «Дружные тройки», «Скрытый пас», «Эстафета с гимнастической палкой», «Отними мяч после поворота!», «Эстафета с прыжками “по кочкам”», «Челночная передача мяча» и т.д.
Спортивные игры больше, чем другие виды спорта, содействуют развитию КС, воспитанию у детей чувства коллективизма, настойчивости, решительности, целеустремленности, внимания и быстроты мышления, а также учат ребят управлять своими эмоциями, совершенствуют их основные физические качества. Современные спортивные игры – сложная и разносторонняя деятельность. Здесь много сходных компонентов в построении технических и тактических действий. Рассмотрим несколько примеров.
Верхняя прямая подача
При обучении подаче мяча в волейболе можно применить следующие упражнения для совершенствования КС:
При изучении нападающего удара можно применять следующие упражнения для совершенствования КС:
Спортивное занятие легкой атлетики
На спортивных занятиях по легкой атлетике можно использовать много различных способов бега, в том числе челночного (3?10 м, 4?9 м, 6?5 м, 10?10 м, 5?10 м), прыжки, метание, эстафеты, упражнения с предметами и без предметов.
При изучении разных способов передвижения, остановок и поворотов применяют следующие упражнения для совершенствования КС:
В наши дни необходимо больше применять соревновательно-игровой метод. Он способствует как общефизической, так и специальной подготовке детей. К тому же такого рода задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития, но и духовного воспитания. Условия игры приучают детей подчинять свои действия интересам коллектива для достижения общей цели, действовать с максимальным напряжением сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы, постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.
Тестирование координационных способностей
На результаты контрольных испытаний, определяющих КС, сильное влияние оказывают внешние условия. Поэтому необходимо дать детям возможность выполнить несколько зачетных попыток (от 2 до 5), а в метании – от 8 до 10. Тестирование проводится в первой четверти и второй раз – в конце учебного года. Также при необходимости можно использовать тесты до и после прохождения очередного раздела учебной программы.
Для определения КС лучше использовать следующие тесты:
– челночный бег 3×10 м; – 3 кувырка вперед; – метание теннисного мяча ведущей рукой на дальность; – метание теннисного мяча на точность из положения сидя на полу, ноги врозь; – ведение баскетбольного мяча ведущей рукой в беге с изменением направления движения.
Развитие координационных способностей
Развитие координационных способностей
Петров А. И. ИФК ГБДОУ №120
Координация – это процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений, в том числе овладение инерционными характеристиками двигающихся органов.
В сформированном динамически устойчивом движении происходит автоматическое уравновешивание всех инерционных движений без продуцирования особых импульсов для коррекции. Когда мышцы человека взаимодействуют слаженно и эффективно, можно говорить о хорошей координации движений. Люди с хорошей координацией, как правило, выполняют движения легко и без видимых усилий, как, например, профессиональные спортсмены. Однако координация нужна не только в спорте. От неё зависит каждое движение человека.
Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения. Понятие «координационные способности» выделяет из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе.
До настоящего времени в научной и учебно-методической литературе отсутствует единый подход к определению понятия «координационные способности». Данное противоречие обусловлено неоднозначным пониманием сущности координационных способностей.
Как известно, длительное время для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры применялся термин «ловкость». Авторы определяли ловкость, во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Позднее, наряду с термином «ловкость» стали применять термин «координационные способности».
Так, по мнению Е. П. Ильина, под ловкостью следует понимать совокупность координационных способностей, одной из которых является быстрота овладения новыми движениями, другой – быстрая перестройка двигательной деятельности в соответствии с требованиями изменившейся ситуации.
Л. П. Матвеев координационные способности определяет как, во-первых, способность целесообразно координировать движения (согласовывать, соподчинять, организовывать их в единое целое) при построении и воспроизведении новых двигательных действий; во-вторых, способность перестраивать координацию движения при необходимости изменить параметры освоенного действия или при переключении на иное действие в соответствии с требованиями меняющихся условий.
Очевидно, что введя новый термин «координационные способности», авторы, определяя его, использовали трактовку понятия «ловкость». Вместе с тем, в книге «О ловкости и ее развитии» Н. А. Бернштейн указал на существенное различие рассматриваемых понятий. Он отмечал, что, действительно, ловкость проявляется в двигательных действиях, выполнение которых осуществляется при необычных и неожиданных изменениях и осложнениях обстановки, требующих от человека своевременного выхода из нее, быстрой, точной гибкости (маневренности) и приспособительной переключаемости движений к внезапным и непредсказуемым воздействиям со стороны окружающей среды. Координационные же способности, по мнению автора, проявляются при осуществлении любого двигательного действия.
Очевидно, что существуют, по меньшей мере, два подхода к определению понятия «координационные способности». Так, одни авторы рассматривают координационные способности как управленческие. Другие считают, что координационные способности одна из составляющих физических способностей. Так, В. П. Попов, Ю. Г. Грузнов определяют координационные способности как способность организма к согласованию отдельных элементов движения в единое смысловое целое для решения конкретной двигательной задачи.
Наиболее важным для понятия сущности координационных способностей, является утверждение советского физиолога, что движение каждого уровня обеспечивают определенные свойства организма человека. То есть ключевым понятием при определении механизма координации следует считать не класс двигательных задач, а свойства организма, которые и обеспечивают их решение. Координационные способности это совокупность свойств организма человека, проявляющаяся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности в соответствии с уровнем построения движений и обусловливающая успешность управления двигательными действиями.
Одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функцией и умение управлять своими движениями. Т. Ф. Лестгафт, говоря о задачах физического образования, отмечал важность «умение изолировать отдельные движения, сравнивать между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью».
Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи.
Значимость воспитания координационных способностейобъясняется во многих источниках четырьмя основными причинами:
1. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а так же на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение.
2. Только сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможность человека в управлении своими движениями.
3. Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному использования сил.
4. Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей – гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.
Поэтому, помимо физических качеств, в школьном возрасте не менее важно совершенствование координационных способностей детей и подростков. Тем более, что этот возраст, (особенно младший школьный) является наиболее благоприятным в этом отношении.
Тест №1. Координация.
Школьник встает у края матов, уложенных в длину, приняв основную стойку. По команде он принимает положение упора присев и последовательно, без остановки выполняет три кувырка вперед, стремясь сделать это за минимальный промежуток времени. После последнего кувырка ученик вновь принимает основную стойку. Фиксируется время выполнения задания и оценка результата (Таблица 1).
При выполнении теста следует обратить внимание на следующее: обязательное принятие положения упора присев, запрещение на выполнение длительных кувырков, фиксация после последнего кувырка положения основной стойки.
Возраст Уровень развития
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
13 6,4 и > 6,3-5,6 5,5-3,9 3,8-3,1 3,0 и 7,7-6,6 6,5-4,3 4,2-3,2 3,1 и
1. Бакулев, С. Е. Дифференцированный подход к определению спортивно важных координационных способностей боксера / С. Е. Бакулев, О. А. Двейрина, А. С. Саввина // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — М, 2006
2. Балыхина Т. М. Словарь терминов и понятий тестологии. М. :МГУП, 2000, 160 с.
3. Берштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. М. : Физкультура и спорт, 1991. 228 с.
4. Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. М. : Советский спорт, 2003. 464 с.
5. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников. М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. 272 с
Развитие творческих способностей на занятии по ИЗО Дети — неутомимые искатели новых впечатлений и знаний. Задача взрослых состоит в поиске наиболее подходящих способов заставить малышей поверить.
Игры на развитие двигательных способностей детей МУРАВЬИ Цель. Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом. Двигаться в разных.
Консультация «Развитие координационных способностей детей» В дошкольном возрасте у детей происходит быстрый рост, активное изменение форм и функций организма, наступают сенситивные периоды для развития.
Развитие музыкально-творческих способностей у детей Развитие музыкально-творческих способностей у детей Развитие музыкально-творческих способностей детей является одной из главных задач дошкольной.
Презентация «Развитие познавательных способностей у детей 3–4 лет» Развитие познавательных способностей у детей 3-4 лет Познавательные процессы Память Восприятие Мышление Внимание Воображение Познавательные.
Развитие творческих способностей у дошкольников Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности.
Развитие задатков и способностей дошкольников Рекомендации для родителей Когда ты с улыбкой глядишь на меня, Когда обнимаешь и нежишь, Когда говоришь и внимательно слушаешь, Я расту,.
Статья: Развитие математических способностей у детей 5–6 лет Развитие математических способностей посредством интеллектуальных игр «Математика имеет задачей не обучение отчислению, а обучение приемам.
Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников Тема презентации: «Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников» Презентация для педагогов дошкольного образования Как мы знаем,.
Средства и методы развития координационных способностей
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Средства и методы развития координационных способностей
Практика физического воспитания и спорта располагает огромным количеством средствами для воздействия на координационные способности.
Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны.
Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров. А так же за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту; изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченный промежуток времени.
Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами, относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.
Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков, метаний, лазанья.
Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства, кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт.
Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий.
Специальные упражнения для совершенствования координационных движений разрабатываются с учетом специфики избранного вида спорта, профессии. Это координационно сходные упражнения с технико-тактическими действиями в данном виде спорта или трудовыми действиями.
На спортивной тренировке применяют две группы таких средств:
Упражнения, направленные на развитие координационных способностей, эффективны до тех пор, пока они не будут выполняться автоматически. Затем они теряют свою ценность, так как любое, освоенное до навыка и выполняемое в одни и тех же постоянных условиях не стимулирует дальнейшего развития координационных способностей.
Ловкость как комплексное проявление координационных способностей.
Исходя из этого, ловкость следует рассматривать как способность человека искусно, успешно справиться с любой возникшей двигательной задачей, правильно, быстро рационально и находчиво найти выход из любого положения и любой сложной и неожиданной ситуации.
В качестве главных критерии оценки координационных способностей выделяют четыре основных признака: правильность выполнения движения, то есть когда движение приводит к требуемой целее( делай то, что нужно); быстроту результата; рациональность движений и действий (выполняй так, как нужно); двигательную находчивость, которая помогает человеку найти выход из любого сложного положения, неожиданно возникшего при выполнении действия.
Во многих случаях данные признаки координационных способностей проявляются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Поэтому при определении координационных способностей, кроме единичных, широко используются и комплексные критерии, с помощью которых о степени развития координационных способностей судят одновременно по двум или нескольким признакам.
В числе таких комплексных критериев выступает показатели эффективности (результативности) выполнения целенаправленных двигательных действий или совокупности этих действий, в которых имеются требования к координационным способностям человека. Например, координационные способности изменяются по результату челночного бега 4 по 9 или 3 по 15 метра; по времени ведения мяча (руками, ногами) в беге с изменением направления движения; по эффективности выполнения атакующих и защитных двигательных действий в единоборствах и спортивных играх; по показателям скорости перестройки двигательных действий в условиях внезапного изменения обстановки.
Однако следует иметь в виду, что многие из перечисленных критериев оценки координационных способностей, согласно современным научным данным, имеют сложное строение и специфические разновидности.
В частности, имея в виду точность движения, необходимо сразу оговориться о какой точности идет речь, поскольку точность может носить как процессуальный, так и финальный характер. В том случае, когда точность носит финальный характер, она тождественна меткости.
Координационные способности могут характеризоваться точностью оценки, отмеривания, дифференцирования и воспроизведения различных параметров движения (временных, пространственных, пространственно-временных, силовых), точностью реакции на движущийся объект, целевую точность (или меткость).
Установлено что между некоторыми показателями точности нет соответствия. Можно хорошо дифференцировать амплитуду движений, но относительно плохо воспроизводить, то есть повторять заданный параметр.
Это касается других признаков координационных способностей. Так быстрота выступает в виде скорости выполнения сложных в координационном соотношении действий, быстроты перестройки этих действий в условиях дефицита времени, скорости овладения новыми двигательными действиями, времени (быстроты) достижения заданного уровня точности или их экономичности, быстроты реагирования в сложных условиях.
Экономичность движений как одно из свойств координационных способностей характеризуется отсутствием или минимум лишних, ненужных движений и минимально необходимыми затратами энергии. Она зависит не только от эффективности техники движений, но и от уровня физической подготовленности занимающихся. Ее определяют на основе соотношения результата деятельности и затрат на его достижение.
Совершенная координация обеспечивает высокий уровень достижений и их стабильность. Следует обратить внимание на то, что повышение стабильности результата не всегда может привести к повышению его уровня. Например, волейболист подает верхнюю прямую подачу исключительно в первую зону. Подает стабильно, но не результативно, а если бы спортсмен подавал направленную подачу в другие зоны, то его уровень повысился и приводил бы к повышению результата.
К числу основных координационных способностей относятся:
— способность к дифференцированию различных параметров движений (временных, пространственных, силовых и др.);
— способность к ориентированию в пространстве;
— способность к равновесию;
— способность к перестраиванию движений;
— способность к соединению (комбинированию) движений;
— способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и необычной постановке задач;
— способность к выполнению заданий в заданном ритме;
— способность к управлению времени двигательных реакций;
— способность предвосхищать( антиципировать) различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;
— способность к рациональному расслаблению мышц.
В реальной деятельности все указанные способности проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии. Спецификой вида двигательной деятельности предъявляет разные требования к данным координационным способностям. В одних видах деятельности отдельные способности играют ведущую роль, в других- вспомогательную.
Эти важнейшие способности во многом определяют успехи в данных спортивных дисциплинах. Поэтому в процессе координационной подготовки их развитию главным образом и следует уделять особое внимание.
Следует иметь в виду, что способность к двигательной координации определяется целым рядом психофизиологических факторов:
Функциональным состоянием сенсорных систем (анализаторов)
Степенью регуляции позы тела и движений различными отделами центральной нервной системы (корой больших полушарий, спинного мозга).
Возможностью человека запоминать движения и воспроизводить их (моторной памятью).
В значительной степени двигательная координация связана с понимаем занимающимися двигательной задачи и конкретного способа ее решения.
Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы: 1) стандартно-повторного упражнения; 2) вариативного упражнения; 3) игровой; 4) соревновательный.
При разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества их повторений в относительно стандартных условиях.
Метод вариативного упражнения со многими его разновидностями имеет широкое применение. Его подразделяют на 2 подметода- со строгой и не строгой регламентацией вариативности действий и условий выполнения. К первому относятся следующие разновидности методических приемов:
— строго заданное варьирование отдельных характеристик или всего освоенного двигательного действия (изменение силовых параметров, например, верхняя передача баскетбольного или набивного мяча весом 1 кг).
— изменение способов выполнения действия (например, передача снизу в стену выполняется лицом к стене, с полным приседом и т.д.).
— « зеркальное » выполнение упражнений (выполнение упражнения с напарником, следить за партнером и выполнять все упражнения в зеркальном изображении).
— выполнение освоенных выполнений действий после воздействия на вестибулярный аппарат (упражнение в равновесии сразу после вращений, кувырков);
специальных очках или с закрытыми глазами (упражнения в равновесии,
ведение мяча, бросок в цель).
Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями и т.п.
Соревновательный метод используется лишь в тех случаях, когда занимающиеся достаточно физически и координационно подготовлены в предлагаемом для состязания упражнение. Его нельзя применять в случае, если занимающиеся еще недостаточно готовы к выполнению координационных упражнений.