Что находят на дне байкала
Дно Байкала превратилось в кладбище затонувших судов и машин
За последние несколько лет озеро Байкал превратилось в кладбище автомобилей, лодок, снегоходов, вертолетов и самолетов. В основном владельцы затонувшей техники рыбаки. И некоторые из них обязаны сами оплачивать вызволение своей собственности из воды. Так произошло с одним из водителей. Он предоставил документы о том, что достал свой грузовик со дна. Только это оказалось враньем. Водолазы подтвердили: ЗИЛ не глубине.
Дмитрий Роговой программист. Но уже 12 лет профессионально занимается дайвингом и подводной съемкой. Это к нему обращаются владельцы затонувших судов и транспортных средств, чтобы помог поднять со дна Байкала имущество. Для подъема используют специальную стропильную систему и буи. Подъем крупногабаритного груза может занимать до нескольких дней. Так, например, было с легкомоторным самолетом, который потерпел крушение при взлете недалеко от острова Ольхон. При наборе скорости ударился о волну, в результате на его левом крыле был поврежден поплавок, летательный аппарат начал крениться и ушел под воду. К счастью, пилоту удалось эвакуироваться.
Однажды, вспоминает Роговой, пришлось доставать со глубины (это его личный рекорд) внедорожник, на котором по замерзшему Байкалу катали китайских туристов. Пассажиры остались целы, но вот в салоне затонувшего автомобиля находились все документы иностранцев. Не без помощи Дмитрия и его команды паспорта были спасены.
Дмитрий Роговой, : «Ко мне обращаются собственники или следственные органы, чтобы подтвердить или опровергнуть факт наличия в автомобиле третий их лиц или отсутствие или наличие автомобиля в этом месте».
И не достают свое имущество собственники зачастую по одной причине. Поднять со дна крупногабаритный груз удовольствие не из дешевых. В среднем такая операция обойдется в полмиллиона рублей. Владелец одно из затонувших грузовиков уже получил предписание от прокуратуры. И если в ближайшее время не разберется со своим имуществом, будет отвечать перед судом.
Василий Касьяненко, межрайонный природоохранный прокурор: «Всем известно, что при длительном хранении металла под водой происходят процессы окисления, негативно влияющие на состояние экосистем. Также это ставит под угрозу судоходство. Природоохранной прокуратурой постоянно принимаются меры по подъему судов».
И здесь тоже много сложностей. Определить владельца, а главное точные координаты затонувшего судна или автомобиля. В общем, слишком много может быть неизвестных в этом уравнении. Впрочем, любому в итоге находится свое решение.
На дне Байкала нашли железнодорожный состав 16+
Дно Байкала полно интересных сюрпризов: пароходы, лодки, составы, золото Колчака. 16+
На дне Байкала дайверы обнаружили железнодорожный состав, затонувший много лет назад. Водолазы давно исследуют глубины озера в надежде найти поезд, перевозивший клад Колчака. Нашли уже несколько вагонов, но напасть на след загадочно пропавшего золота пока не не удается.
Репортаж корреспондента НТВ Антона Артемьева.
Обстоятельства, при которых состав потерпел крушение, пока уточняются. Однако известно о нескольких железнодорожных происшествиях, случившихся во время Великой Отечественной войны. Опираясь на исторические данные, подводные исследователи изучают места возможных катастроф.
Андрей Бут, представитель «Три измерения»: «Единственное, что мы ожидали увидеть, по нашим данным, четыре вагона, но нашли один. Значит, это не то место, немножко ошиблись».
До 1949 г. на этом участке Кругобайкальской железной дороги проходила основная линия Транссибирской магистрали. Поэтому нередки туманные рассуждения на тему золота Колчака, несколько вагонов с которым могли затонуть на Байкале. Историки, между тем, считают подобные высказывания обычной спекуляцией.
В Байкале достаточно артефактов. Другой вопрос, что мало кто занимается их поисками. Отдельные группы дайверов ведут свои исследования в архивах и составляют собственные карты погружений. В результате такой работы дайверы обнаружили рыбацкую лодку, сделанную без единого гвоздя.
Отдельные находки в виде бытовых предметов также попадают в поле зрения аквалангистов. Настоящей удачей для охотников за историческими сокровищами может стать не золото Колчака, а совершенно другие более реальные, но не менее ценные объекты.
Андрей Бут, представитель «Три измерения»: «Есть вероятность найти пару пропавших колесных пароходов, которые погибли во время шторма».
Железнодорожный вагон, найденный аквалангистами, оказался пуст. внутри только озерный песок. Ясно, что вагон мог быть составной частью фронтового эшелона, поскольку даже крыша деревянная. Такими они были именно в то время. Более точную информацию можно было выяснить, окажись рядом колесные пары. Однако, судя по всему, после крушения они скатились гораздо глубже. Возможно, позже исследователи совершат погружения и за ними. И тогда будет раскрыта и еще одна историческая тайна.
Ученый рассказал, как работает уникальная подводная обсерватория на дне Байкала
Главная ее задача — изучение нейтрино
Новую эру в изучении звезд, черных дыр и иных галактик открыли российские ученые, запустив в работу уникальную подводную обсерваторию на озере Байкал. Глубоководный нейтринный телескоп «Байкал-ГВД», предназначенный для регистрации нейтринного излучения Вселенной, был введен в эксплуатацию в первых числах марта. Рассказать о нем, о тех задачах, которые он поможет решить ученым, мы попросили сотрудника Лаборатории ядерных проблем Объединенного института ядерных исследований Олега Смирнова.
Что будет изучать Байкал-ГВД
– Олег Юрьевич, какие нейтрино будет изучать телескоп?
В свое время проект «Байкал» был пионерским, но пока он реализовывался, американцам удалось нас обогнать со своим телескопом «АйсКьюб» (IceCube) на Южном полюсе.
Справка «МК». IceCube был полностью развернут к 2010 году. Телескоп расположен глубоко в толще антарктического льда. На глубине от 1450 до 2450 м вморожены прочные «нити» с прикреплёнными оптическими детекторами (фотоумножителями). Каждая «нить» имеет 60 фотоумножителей. Оптическая система регистрирует нейтрино, движущиеся в направлении вверх (то есть из-под земли).
Американский телескоп уже выдал много открытий — зафиксировал внегалактические нейтрино, их источники, зарегистрировали нейтрино с гравитационными всплесками.
Ученым очень интересно получить как можно сигналов от одного и того же объекта. Кроме нейтрино это может быть видимый свет, радиочастотное излучение, гравитационная волна. Российский телескоп «Байкал» дополняет американский, потому что находится в другом полушарии. Они «просматривают» примерно одинаковый объем — около 1 кубического километра, но фиксируют потоки нейтрино, поступающие с разных полушарий неба. «Байкал» смотрит те, что вылетели из земли, «атаковав» ее с южного полушария, а IceCube, соответственно, изучает нейтрино, прилетевшие на Землю с северного полушария неба.
Зачем телескопу вода Байкала
— Почему необходимо помещать телескоп под воду?
— Во-первых, вода помогает спрятаться от фоновых событий, защищает от других космических частиц, летящих сверху. Во-вторых, в этой прозрачной среде возможна регистрация нейтрино по направленным вспышкам света (черенковского излучения). Они возникают как результат взаимодействия нейтрино со средой. В случае с американским телескопом, он фиксирует вспышки света во льду.
— Почему американцы используют лед, а не воду?
— У них нет такого уникального озера, как у нас. В более прозрачной воде можно лучше устанавливать направление — откуда пришел сигнал. Лед тоже подходит для таких исследований, но он менее прозрачный, чем вода, есть определенная погрешность за счет рассеяния света.
Справка «МК». Байкальский нейтринный телескоп установлен на расстоянии 3,5 километра от берега в южной котловине Байкала. Его выбрали за наличие участков более километра глубиной и уникально прозрачной воды.
Что представляет собой подводный телескоп
— Опишите, пожалуйста сам телескоп.
— Телескоп состоит из восьми отдельных «гирлянд», на которых закреплены 288 оптических детекторов — фотоумножителей, которые «смотрят» вниз, в направлении дна, поскольку нейтрино, как было сказано выше, летят именно оттуда. Все детекторы погружены в воду, находясь там на глубине от 0,75 до 1,3 тысячи метров.
— Сколько лет может прослужить «Байкал»?
— Это полноценная обсерватория, такие, как правило, служат долгие годы, наблюдая редкие астрономические события.
— Струны с «фотоловушками» не могут повредить озерные обитатели или незадачливые туристы?
— Струны прикреплены к якорю, который лежит на дне. За состоянием детекторов следят специальные датчики. Если какой-нибудь выйдет из строя, его можно заменить.
Справка «МК». Не так давно ученые установили, что у нейтрино все-таки имеется масса. Однако ее точное значение неизвестно. Оно достаточно малое, заведомо меньше 1 электронвольта ( примерно в миллион раз меньше массы электрона).
Словоохотливо. Океанолог А. Сагалевич рассказал, что можно найти на дне Байкала
На дне Байкала находятся битумные холмы, однако бурение скважины в этих местах приведет к экологической катастрофе.
Об этом рассказал конструктор и пилот глубоководных аппаратов «Мир», заведующий Лабораторией Института океанологии РАН А. Сагалевич.
Также на дне озера имеются залежи газовых гидратов (льдоподный твердый газ).
Лабораторные анализы показали присутствие тяжелой фракции нефти, которой не было на поверхности озера.
Это объясняется депарафинизацией нефти на границе раздела фаз дно-вода с образованием озокеритоподобных битумных построек.
Вероятно, источником «байкерита» на берегу озера являются обломки битумных вулканов на его дне.
О выходах газа и нефти озера Байкал известно с 1800 гг. столетия.
Первые газовые гидраты были обнаружены керном BDP-97 – поддонная глубина 121 м и 161 м.
Для любознательных напомним, что добыча газовых гидратов тоже сопряжена с высокими требованиями экологической безопасности.
Из 1 м 3 газогидрата получается 164 м 3 метана.
А. Сагалевич также поведал о разнице погружения на глубоководном аппарате в пресную и морскую воду.
В пресном Байкале ученым было необходимо устанавливать дополнительные блоки плавучести для того, чтобы скомпенсировать плотность воды.
В соленой воде, где плотность выше, аппараты имеют лучшую плавучесть.
Словоохотливый завлаб еще много чего рассказал о погружениях:
— за немецкими сокровищами;
— к Титанику;
— к подлодке Курск в Баренцевом море.
Отдельно отметим открытие Миром явления глубинной гидротермальной циркуляции во время погружения в 1995 г. на поле Логачева в Атлантическом океане на глубине 3000 метров.
Горячая вода и черный дым?
Гидротермальные поля образуются на стыках литосферных плит, где магма при движении вверх раздвигает плиты.
В Тихом океане эти щели достигают 18-20 см.
Там вся таблица химических элементов Менделеева. Образцы поднятой нами магмы имеют 35% меди и 25% цинка. На земле такое не встретишь!
Что нашли на дне Байкала?
Дагба-лама пожелал успокоить хозяев Байкала сосудом в форме лошади.
Александр Егоров показывает ловушки, которые иногда разрывались от действия газогидратов.
В составе экипажа «Мира-2» в Байкал погружался руководитель аппарата губернатора региона Владимир Дорофеев.
Роман Афонин на связи с «Миром-2». Экипаж все еще надеется найти в Байкале золото.
Кроме брусков, похожих на золотые слитки, экипаж поднял с байкальского дна камни с голубой губкой, тарелку и останки какой-то кастрюли.
Аппарат «Мир» после почти восьми часов работы так и не смог поднять на поверхность загадочные желтые бруски
Заключительное погружение аппаратов, завершающее третий сезон комплексной международной экспедиции «Миры» на Байкале», было посвящено поиску легендарного золота Колчака. На его след исследователи напали еще в прошлом сезоне, но как следует поработать на дне Байкала помешали сильный шторм, дожди и высокие волны. Не удалось достать богатство со дна озера и во время погружения в этом году. После почти восьми часов непрерывной работы гидронавты вынуждены были подняться на поверхность, поскольку, по их мнению, существовала реальная опасность обрушения склона.
Заключительные погружения глубоководных обитаемых аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» прошли в этот понедельник. Местом погружения был выбран район берегового склона возле Кругобайкальской железной дороги, где в 2009 году экспедицией были обнаружены фрагменты железнодорожного вагона, а также ящики с патронами времен Гражданской войны.
Докопаться до несметных сокровищ в прошлом сезоне помешала погода, соответствующая началу осени. Тогда пилот ГОА «Мир-2» Евгений Черняев, комментируя увиденное, сказал, что на дне Байкала видно дверцу с окном, а если подняться выше, то видны части: то ли крыша, то ли боковая обшивка. По легенде, возможно, именно в этом районе Байкала железнодорожный состав, перевозивший золото Колчака, свалился в воду.
На этот раз погружение происходило примерно в том же месте, что и в прошлом сезоне, — на глубине около 400 метров в 1,5 км от береговой линии Байкала в районе мыса Толстого.
Экипаж пробыл на дне почти 8 часов, неоднократно сообщая о проводимых работах на дне озера по связи. Чем именно занимался экипаж столько времени и что удалось отыскать, ни пилот, ни гидронавты передать по связи не захотели. Что заставило экипаж «Мира-2» так задержаться на байкальском дне, стало известно только после погружения.
— Мы обнаружили на дне Байкала блестящие бруски желтого цвета, правильной формы, похожие на слитки. Что это такое, мы сможем сказать, лишь когда расшифруем видеозапись, — рассказал вернувшийся в четвертый раз из байкальских глубин директор Фонда содействия сохранению озера Байкал Баир Цыренов. — Дотянуться до этих предметов манипулятором было невозможно. Мы ковырялись очень долго, несколько часов. Бруски были зажаты между камнями.
Закончить дело до конца мешала также движущаяся осыпь, существовал риск для аппарата и гидронавтов, поскольку она может серьезно сдвинуться. Скорее всего, именно это обстоятельство помешало закончить начатое.
Тем не менее экипажу удалось зафиксировать все координаты, сделать видеосъемку. Далее предстоит изучение полученной информации. Сейчас представители фонда не уверены, что стоит снаряжать за манящими блестящими брусками новую экспедицию. Для этого нужно быть уверенными на 100%, что найденные предметы — золото, а это практически невозможно. Во-вторых, полученные координаты места, где предметы, похожие на золотые слитки, были обнаружены, могут в следующий раз подвести.
Например, в нынешнем сезоне экипажу не удалось обнаружить в том же месте фрагменты вагона, увиденного в прошлом году. По какой-то причине предметы на дне Байкала, похоже, смещаются на неопределенное расстояние.
Лама опустил в Байкал лошадку
Параллельно с аппаратом «Мир-2», выполняющим исключительно глобальную задачу поиска золота, в Байкал совершил погружение ГОА «Мир-1». На его борту в числе прочих был буддийский священник, настоятель Иволгинского дацана Дагба Очиров.
— Мы сознательно пригласили ламу улан-удэнского дацана, чтобы уравновесить представителей проживающих на берегу Байкала конфессий, — сообщил исполнительный директор Фонда содействия сохранению озера Байкал Роман Афонин. — Первое в этом сезоне погружение освящали православные священники, в том числе владыка Иркутский и Ангарский Вадим.
В этот раз представители фонда дали возможность совершить обряд буддийскому священнику. Впрочем, Дагба-лама не стал утомлять присутствовавших длительной ритуальной службой, а просто облачился в костюм гидронавта, не забыв, перед тем как опуститься в аппарат, надеть привычный головной убор и снять сапоги.
У ламы была своя, ничуть не менее значимая миссия — успокоить Байкал после трехлетнего его изучения глубоководными аппаратами.
«Мир-1» достиг глубины 1348 метров в районе мыса Толстого и стал карабкаться по склону. В контейнер аппарата перед погружением поместили сосуд в форме лошади — это своеобразное подношение Байкалу.
К фигурке лошади, выполненной из благородного металла, привязали отрез материала ярко-зеленого цвета. На ткани такого цвета настоял почитаемый в Бурятии самый старший лама.
Надо отметить, что фигурка в форме лошади — полый сосуд. В его отверстие поместили изделия из семи благородных металлов и ритуальные вещества.
— Вот так сосуд смотрится на дне, — показывает фото, сделанное на дне Байкала, Дагба-лама. — Для чего это нужно? Да потому что в течение трех лет здесь работала экспедиция «Миры» на Байкале», а тем временем хозяева водоема, может быть, чувствовали себя неуютно. Поэтому мы и оставили Байкалу дары. Этим мы как бы просим умиротворить хозяина Байкала. Как только сосуд на дне озера был установлен, не прошло и минуты, как в отверстие забрался рачок. Мы это расценили как сигнал того, что Байкал принял дары.
Уникальные глубоководные аппараты «Мир-1» и «Мир-2» за три сезона работы экспедиции совершили около 180 погружений, обнаружили массу находок на дне Байкала и дали начало десяткам, а может быть, и даже сотням научных открытий.
Научный руководитель экспедиции «Миры» на Байкале» Александр Егоров считает, что самые удивительные открытия связаны с самыми неожиданными формами проявления газов и нефти на дне Байкала, которые были обнаружены. Сотрудники Иркутского лимнологического института, правда, обнаружили их намного раньше, но понять, что это такое, увидеть воочию ранее не было возможности.
— В 2008 году, во время первой экспедиции, мы обнаружили на дне Байкала битумные постройки причудливой формы, — рассказывает ученый. — В механизме формирования таких построек большое участие принимают газовые гидраты. Возможно, в будущем вся энергетика может быть построена на газогидратах, которые будут добываться из глубоководных участков океана. На Байкале такие явления тоже есть.
В 2009 году также было сделано важное открытие газовых гидратов, которые обнажаются на дне на глубине 1400 метров, — подводный грязевой вулкан Санкт-Петербург. Это было всего третье в мире обнажение после Мексиканского залива и побережья возле Ванкувера.
Необычность явления в том, что обычно газогидраты присыпаны осадками и их не видно, что делает невозможным их изучение с помощью подводных аппаратов. Ученым, пилотирующим «Миры», удалось это увидеть, достать, провести уникальное исследование.
— Нам первым удалось достать газогидраты в негерметичном контейнере, раньше это сделать не удавалось никому в мире. Думаю, это является репетицией добычи газогидратов со дна.
Кроме того, во время погружений на глазах ученых происходили невероятные физические явления. Газовые пузыри, пойманные в ловушку, вдруг начинали преобразовываться в газогидрат, а далее, по мере уменьшения глубины, исследователи могли наблюдать процесс их разложения.
Все полученные материалы будут систематизированы, обработаны. Основная миссия многоэтапной экспедиции — дать толчок к изучению Байкала — по мнению ученых, выполнена на все 100%.
30 августа после завершения погружений аппараты доставили в порт поселка Никола, где они пробудут до начала сентября. По словам представителей Фонда содействия сохранению озера Байкал, с 6 по 9 сентября, во время проведения Байкальского экономического форума, «Миры» смогут увидеть все желающие. Аппараты будут размещены на площади возле Сибэкспоцентра, а позже отправятся в Калининград на борту «Руслана». К этому времени основная часть экспедиции уже отправится из Иркутска — частично в Москву, а частично в Калининград. Настанет время подготовки «Миров» к следующему сезону. Уже известно, что будущим летом аппараты отправятся в Швейцарию, на Женевское озеро.
Баржа «Метрополия» «Миру-2»: — Что видите на дне Байкала?
«Мир-2»: — Видим кое-что, о чем не по открытой связи, продолжаем работать.