Что находится за кремлевской стеной
МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ. ЧАСТЬ 12. ДРУГИЕ ЗДАНИЯ..
Цитата сообщения светик505
ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО-МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ.ЧАСТЬ 12.ДРУГИЕ ЗДАНИЯ
Четверг, 26 Декабря 2013 г. 11:07 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова
Арсенал (Цейхгауз) — административное здание Службы коменданта Московского Кремля в северной части территории Кремля между Троицкой и Никольской башнями. Имеет форму вытянутой трапеции с большим внутренним двором, северо-западная и северо-восточная стороны здания вплотную примыкают к кремлевской крепостной стене.
Двухэтажное здание имеет высоту свыше 30 метров, кирпичные стены декорированы двумя рядами редко расставленных спаренных арочных проемов с глубокими откосами. Два входа во внутренний двор на южном и восточном фасадах отмечены портиками, несущими в себе черты барокко и классицизма.
На первом этапе работы возглавили архитекторы М. Чоглоков, Д. Иванов и Х. Конрад. В 1706 году из-за войны со Швецией и недостатка денежных средств строительство затормозилось и после нескольких перерывов было завершено лишь в 1736 году. С 1731 года строительством руководили фельдмаршал Б.-Х. Миних и архитектор И. Шумахер. Крыша вначале была покрыта золочёной черепицей, фасады предполагалось украсить орнаментальной росписью. В 1737 году во время пожара в Москве Арсенал сильно пострадал, выгорели все деревянные перекрытия. Восстановление здания было проведено только в 1786—1796 годах. Эта работа осуществлялась под руководством М. Казакова и инженера А. Герарда. При восстановлении Арсенала главный портик приобрёл классицистический фронтон.
После 1812 года в Арсенале предполагалось устроить музей Отечественной войны, для чего к 1819 году к нему были свезены трофейные артиллерийские орудия и размещены вдоль фасадов здания. Вдоль фасада Арсенала выставлено 875 трофейных пушек, отбитых русскими войсками у армии Наполеона (среди них французских — 365, австрийских — 189, прусских — 123, неаполитанских — 40, баварских — 34, итальянских — 70, голландских — 22). В 1825—1829 годах восстановлением Арсенала занимался архитектор Е. Д. Тюрин.
Вдоль южной стены выставлены на лафетах 20 русских пушек XVI—XVII веков, изготовленных выдающимися русскими мастерами: «Троил» Андрея Чохова, «Волк» Якова Дубинина, «Гамаюн» Мартына Осипова и другие. Они были перенесены к Арсеналу после сноса в 1960 году старой Оружейной палаты.
В настоящее время Арсенал выполняет функции административного здания, в котором размещены казармы личного состава Президентского полка и административные службы Комендатуры Кремля и ФСО.
Государственный Кремлевский дворец (Дворец Съездов
Государственный Кремлёвский дворец (до 1992 года — Кремлёвский дворец съездо]) построен в 1961 году под руководством архитектора Михаила Васильевича Посохина (проект разрабатывали также Ашот Ашотович Мндоянц и Евгений Николаевич Стамо) и при поддержке Хрущёва.
Здание проектировалось как площадка для проведения общественно-политических мероприятий. Так, в 1960 — 80-х годах его стены принимали делегатов XXII—XXVII съездов КПСС. Помимо различных социально-политических форумов, Государственный Кремлёвский дворец используется и как сцена для проведения концертов и театральных постановок. Некоторое время он находился в распоряжении Академического Большого театра.
В настоящее время на его территории находится театр «Кремлёвский балет». Каждую зиму в его стенах проводится главная Новогодняя ёлка страны. Государственный Кремлёвский дворец, построенный в 1960-х годах XX века, как и 14-й корпус Кремля является выявленным объектом культурного наследия в Московском Кремле и не внесён в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Сенатский дворец
Сенатский дворец — здание на территории Московского Кремля, построенное по проекту русского архитектора Матвея Казакова в 1776—1787 годах. Дворец выполнен по заказу императрицы Екатерины Великой в характерном для того времени неоклассическом стиле. По первоначальной задумке здание должно было служить резиденцией высшего органа государственной власти Российской империи — Правительствующего сената, откуда и получило своё название.
За время своего существования его стены увидели немало государственных деятелей и вмещали различные органы государственной власти. В XIX веке дворец нарекли «зданием присутственных мест» (так в ту пору назывались здания, вмещавшие органы административного управления и местные суды), при советской власти во дворце располагался кабинет В. И. Ленина, позднее он становится зданием Совета министров СССР. В наше время Сенатский дворец является «рабочей резиденцией президента Российской Федерации».
Екатерининский зал
Резиденция Президента России в Сенатском дворце состоит из деловой и представительской частей. Деловая часть включает в себя рабочий и представительский кабинеты президента, кабинеты его ближайших помощников, зал заседаний Совета Безопасности, президентскую библиотеку. Рабочий кабинет президента находится в центре деловой части резиденции. Библиотека президента расположена в ротонде третьего этажа северо-восточной части здания Сената. Легкое купольное перекрытие ротонды образует систему из четырёх арок, которые делят помещение на части.
Представительский зал
Зал заседаний Совета Безопасности находится в рабочей зоне Сенатского дворца. Гербовый (Посольский) зал открывает анфиладу представительских помещений Сенатского дворца. В его декоративном оформлении главенствует герб России (отсюда и название зала — Гербовый). Другое наименование зала, Посольский, отражает его предназначение — для приема президентом послов иностранных государств.
Сенатский дворец явился крупнейшим воплощённым проектом Казакова. Согласно задумке архитектора, здание должно было символизировать гражданские идеалы, законность и правосудие, а воплощение этих идеалов архитекторы находили в классических формах античности. Этим объясняется строгая и сдержанная лаконичность здания, увенчанного куполом, классической формой которого Казаков хотел усилить архитектурную выразительность Красной площади как главной площади первопрестольной столицы.
Дворец имеет треугольную форму, вписываясь таким образом в пространство, ограниченное кремлёвской стеной, Арсеналом и бывшим Чудовым монастырём. Заключённая внутри сооружения полость разделена на три части двумя поперечными корпусами. Во внутренний двор здания со стороны Сенатской площади ведёт триумфальная въездная арка с ионическим четырёхколонным портиком и фронтоном, над которой располагается купол овального зала. В углублении внутреннего двора находится главный композиционный центр сооружения — купольный зал сената. Это один из обширнейших круглых залов Москвы.
Прежде он предназначался для дворянских собраний и называется Белым или Екатерининским. Сегодня он продолжается выполнять свою функцию — здесь проходят все главные официальные мероприятия с участием президента. В Екатерининский зал ведет Шохинская лестница. Её основание украшают два торшера, а пролёты — скульптуры богини правосудия.
Лестница отделана мрамором и гранитом, перила — ценными породами дерева. Высота зала до купола — 29 м. В простенках между колоннами установлено 18 горельефных панно работы скульптора Д. Замораева. В аллегорической форме они отражают государственную деятельность Екатерины II, прославляют законность, правосудие, просвещение — идеалы передовых людей того времени.
С наружной стороны на вершине купола была установлена скульптурная конная группа, изображавшая Георгия Победоносца (герб Москвы). В 1812 г. её разрушили наполеоновские войска.
После ремонта здания в 1856 году в нём поместились судебные учреждения, купол до 1917 года был увенчан столбом с императорской короной и надписью «Закон», что было эмблемой царской законности. При советской власти столб с короной демонтировали, а вместо него на вершине купола был установлен флагшток, на котором развевался флаг СССР. 25 декабря 1991 года флаг СССР был спущен и поднят флаг Российской Федерации.
Впоследствии он был заменен на президентский штандарт Российской Федерации.
14-й корпус Кремля
14-й корпус Кремля — административный корпус, расположенный между Спасскими воротами и Сенатским дворцом Московского Кремля. Фасадом здание обращено к Тайницкому саду. Корпус входит в число строений, образующих Ивановскую площадь Кремля
Здание построено в 1932—1934 годах на месте разрушенных в 1929 году Чудова и Вознесенского монастырей и Малого Николаевского дворца.
Это было первое и до 1959 года, когда был построен Дворец Съездов, единственное сооружение на территории Кремля, построенное после 1917 года.
Иван Рерберг
Проект административного корпуса принадлежит Ивану Рербергу.
Первоначально в 14-м корпусе размещалась 1-я Советская Объединённая военная школа РККА имени ВЦИК, которая в октябре 1935 года была переведена в Лефортово.
В 1938 году в здание переместились Секретариат президиума Верховного Совета СССР и управление коменданта Кремля.
В 1958 году внутренние помещения перестроены под Кремлёвский театр, зрительный зал которого был рассчитан на 1200 мест. Театр был закрыт в 1961 году из-за его неприспособленности для массовых зрелищных мероприятий.
До 1991 года в здании проводились заседания палат Верховного Совета СССР.
В настоящее время в здании располагаются некоторые подразделения Администрации Президента, в том числе пресс-служба, служба протокола, управление по внешней политике, референтура. В корпусе также оборудован второй рабочий кабинет Президента.
Корпус не является памятником архитектуры Московского Кремля и не внесён в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
4 ноября 2009 г. на стене 14-го корпуса Кремля была торжественно открыта мемориальная доска в память о находившемся здесь до 1929 г. Чудовом монастыре.
Площади и сады Московского Кремля
Мемориальный ансамбль «Могила Неизвестного солдата»
Ивановская площадь
Ивановская площадь — площадь в московском Кремле, одна из древнейших площадей Москвы.
Колокольня «Иван Великий» (Церковь Иоанна Лествичника)
Возникла после постройки в 1329 году каменной церкви Иоанна Лествичника, «что под колоколы», которая разделила ранее единую городскую площадь на две части. Её восточная часть по Иоанновской церкви стала позднее именоваться Ивановской, западная — Соборной площадью. В XIV—XV веках южную и восточную стороны площади занимали дворы удельных князей Московского дома. С севера на площадь выходили строения Чудова монастыря, основанного в 1365 году При великом князе Иване III большая часть княжеских дворовых мест перешла в собственность казны и была роздана под дворы государевым служилым людям разных чинов, в основном представителям боярских и дворянских родов.
Московский Кремль в начале XVII в.
В первой половине XVI века вблизи церкви Иоанна Лествичника были устроены «дьячьи избы», на месте которых при царе Борисе Годунове было возведено первое каменное здание приказов. С этого времени площадь стала одним из самых бойких и многолюдных мест Москвы. Сюда стекались челобитчики со всей Руси.
На площади дьяки громко объявляли царские указы (отсюда и пошла поговорка: «Кричать во всю Ива́новскую»). Нередко на площади проводились телесные наказания осужденных. Здесь же, у колокольни Ивана Великого, в XVII веке было устроено особое помещение для площадных подьячих, у которых каждый желающий мог за плату составить челобитную либо оформить какой-либо частный юридический документ.
К середине XVII века сложился особый архитектурный облик Ивановской площади, впоследствии безвозвратно утраченный. Доминантой площади оставалась колокольня Ивана Великого, с примыкающими к ней Успенской и Филаретовой звонницами. Перед ними стояли миниатюрные каменные церкви Черниговских чудотворцев и мученика Христофора, «что на площади у Холопьего приказа». К югу от церковных построек тянулось северное крыло двухъярусных приказных палат, имевших П-образную форму.
За приказами через проулок, «которым ходят на Москву-реку» находился двор бояр Мстиславских с каменными палатами и церковью Гурия, Симона и Авива. За боярским двором стояла каменная церковь Николая Гостунского, от которой начиналась улица, тянувшаяся к Фроловским воротам Кремля. По другую сторону улицы располагался двор с каменными палатами, который принадлежал боярину Б. И. Морозову. К боярскому двору примыкали постройки Чудова монастыря, от которого начиналась Большая Никольская улица, шедшая к одноимённым воротам Кремля.
В последней четверти XVII века облик площади кардинально меняется. В ходе строительства нового здания приказов были разобраны не только старые приказные палаты, но и все близлежащие строения, в том числе стоявшие на площади старинные церкви и большая часть Мстиславского двора. В 1680 году началась перестройка Чудова монастыря. Новые братская трапезная палата и обширная трапезная, построенная при монастырской церкви Алексея митрополита, получили выход на Ивановскую площадь и стали неотъемлемой частью её нового архитектурного облика.
Ивановская площадь. В центре Собор Николая Гостунского (снесен в 1816 г.)
На месте бывшего двора боярина Морозова, отданного во владение Чудову монастырю в 1677 году, в XVIII веке был устроен архиерейский дом — резиденция главы Московской епархии. В 1770-е годы для митрополита Платона архитектором М. Ф. Казаковым было возведено новое здание «в новейшем вкусе».
Планы по масштабной перестройке московского Кремля, разработанные в царствование императрицы Екатерины II, положили начало постепенному разрушению прежнего облика Ивановской площади. В 1770-е годы, в связи с намеченным строительство нового здания Большого Кремлёвского дворца, были снесены приказные палаты XVII века.
В 1817 году та же участь постигла церковь Николая Гостунского, главный престол которой был перенесен в колокольню Ивана Великого. При императоре Александре II завершается строительство Малого Николаевского дворца, начатое ещё в 1851 году по проекту архитектора К. А. Тона на месте Платоновского архиерейского дома.
Формирование нового архитектурного облика Ивановской площади завершило создание в 1898 году памятника императору Александру II «Освободителю» (скульптор А. М. Опекушин, художник П. В. Жуковский, архитектор Н. В. Султанов).
Именно этому памятнику было суждено стать первой жертвой революции 1917 года. Позднее на его месте был разбит Большой кремлёвский сквер. В 1929 году по решению советского правительства начался снос Малого Николаевского дворца и Чудова монастыря, на месте которых был построен административный корпус Кремля. В настоящее время на Ивановскую площадь выходит угол Сенатского дворца и фасад административного корпуса Кремля. Площадь, значительно увеличившая свои размеры, замощена брусчаткой
.
Сенатская площадь
Сенатская площадь расположена в северо-восточной части Кремля, между зданиями Арсенала и Сената, которые ограничивают ее с северной и южной стороны. С востока площадь примыкает к Никольской башне и участку крепостной стены. Западная сторона площади плавно перетекает в небольшое пространство Троицкой площади Кремля.
До XVIII века территория Кремля, занятая Арсеналом, Сенатом и самой площадью, была довольно плотно застроена. Судя по «Кремленаграду», известному плану Кремля начала XVII века, основу планировочной структуры этой пространственной зоны составляли четыре улицы:
Житницкая – она шла от Никольской башни Кремля параллельно крепостной стене до пересечения с Троицкой улицей.
Большая Никольская, которая также начиналась от Никольской башни, шла под углом к Житницкой, пересекала Троицкую улицу, и дальше шла к центру Кремля
Чудовская – она начиналась у Сенатской башни и шла перпендикулярно восточной стене Кремля до пересечения с Троицкой улицей.
И сама Троицкая улица, которая начиналась у Троицкой башни и шла к Ивановской площади, пересекая и замыкая пространство, образованное вышеназванными улицами Кремля.
На «Кремленаграде» хорошо видно, что вся территория между кремлевской стеной и выженазванными улицами к началу XVII века была плотно застроена частными владениями и монастырскими подворьями. Между стеной и Житницкой улицей она имеет форму узкого вытянутого прямоугольника. В начале XVIII это пространство и заняло здание Арсенала.
Территория между Житницкой, Большой Никольской и Троицкой улицами имеет форму вытянутого треугольника, обращенного своим острым углом к Никольской башне Кремля. Это и есть будущее свободное пространство Сенатской площади. Между восточной стеной Кремля, Чудовской и Большой Никольской улицами четко читается пространство в форме почти равнобедренного треугольника. Во второй половине XVIII века эту территорию заняло здание Сената.
Строительство крупномасштабного здания в форме вытянутой трапеции было начато в 1702 году. Для наблюдения за его возведением были назначены живописцы Оружейной палаты Иван Салтанов и Михаил Чоглоков, строивший перед этим Сухареву башню в Москве.
Для «архитектурных размерений» к ним были прикомандированы зодчие – саксонец Христофор Конрад и москвич Дмитрий Иванов. В 1706 году из-за трудностей, связанных с войной со Швецией, работы прекратили. Только в 1715 году строительство было возобновлено, но велось очень медленно.
Приехав на коронацию в Москву, императрица приказала немедленно достроить Арсенал, так как незаконченное здание портило вид из ее окна. В 1736 году Арсенал был наконец достроен. В этом же году Анненгоф перенесли на Яузу, и пространство между Житницкой и Большой Никольской улицами больше не застраивалось. Оно и образовало площадь, получившую вначале название Арсенальной.
Соборная площадь
В центре Кремля располагается главная и самая древняя площадь Кремля – Соборная. Она сохранила уникальный архитектурно-градостроительный ансамбль средневековья.
Соборная площадь — является историческим и архитектурным центром Московского Кремля. Занимает самую высокую часть кремлёвского холма.Площадь окружают Грановитая и Патриаршие палаты, Успенский собор, Архангельский собор, Благовещенский собор, Ризоположенская церковь и Колокольня Ивана Великого.
Основа планировочной структуры площади была заложена в первой половине XIV века, когда по указу великих князей московских Ивана Калиты, а затем Дмитрия Донского на верхнем плато Боровицкого холма были построены первые белокаменные храмы.
Они не сохранились, но определили пространственную композицию будущей площади, поскольку в конце XV- начале XVI века, когда Москва стала столицей единого государства, и великий князь московский Иван III строил достойную «государя всея Руси» резиденцию в Кремле, новые храмы были поставлены на местах своих предшественников.
Сегодня в ансамбль Соборной площади входят: Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, Грановитая палата, Золотая Царицына палата и церкви Теремного дворца, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, ансамбль колокольни «Иван Великий».
Многие здания Соборной площади строились итальянскими зодчими — Аристотелем Фиораванти, Алевизом Новым, Боном Фрязином, Петром Малым, Марком Фрязином, Пьетро Антонио Солари. Поэтому на её облик большое влияние оказала архитектура итальянского Возрождения. Грановитая плата выстроена в стиле Флорентийского палаццо, а в обработке фасадов Архангельского собора обильно использован ренессансный декор. Псковские мастера построили Благовещенский собор и Ризоположенскую церковь.
(1)- У торца Андреевского зала до 1847 года (как раз к 700-летию города) стоял храм Иоанна Предтечи на Бору. Император Николай I приказал разобрать обветшавшую церковь, по его мнению, портивший вид из окон Большого Николаевского дворца. Храмовую икону св. Уара перенесли в один из приделов Архангельского собора. Главный престол храма отныне находился в башне над Боровицкими воротами. Церковь получила название «что в Боровицких воротах».
Заново ее освятили 2 мая 1848 года. Сюда поднимались через часовню в Боровицкой башне. Изначально, архитектор Константин Тон, специально спланировал Императорскую площадь так, что бы сохранить один из первых храмов Москвы (как храм, а не просто здание). В советское время произошла подобная история на Ростовской набережной.
Огромный полукруглый Дом Архитекторов специально построили так, что бы сохранить Богородицы храм. Дом построили, храм потом снесли.
(2)- Гербовые ворота стоят на месте ярусной Гербовой башни, за которыми находится двор с собором Спаса на Бору и Теремной дворец.
В XIX веке был создан ансамбль последней, пятой по счету площади Кремля, получившей название Дворцовой или Императорской. Это произошло после того, как в 1838-1850 годах на месте разобранного древнего великокняжеского дворца Ивана III и возведенного на его основании в ХVIII веке дворца императрицы Елизаветы Петровны, архитектор К.А.Тон возвел корпуса нового императорского дворца.
Дворцовый комплекс, получивший в дальнейшем название “Большой Кремлевский дворец”, помимо новых зданий, включил часть сохранившихся сооружений конца ХV-ХVII веков. После постройки в 1851 году нового здания музея Оружейной палаты и примыкающего к ней с севера здания Апартаментов, соединенного воздушным переходом с дворцовым комплексом, образовался единый ансамбль Большого Кремлевского дворца.
Изначально пространство Дворцовой площади было открыто к Москве-реке и свободно перетекало в Боровицкую улицу, идущую вдоль бровки холма. Ажурная чугунная решетка с рисунком в псевдоготическом стиле XIX столетия отделила площадь от проезжей части.
Большой кремлевский сквер
Трассы его древних улиц и переулков хоть и растворялись во вновь созданных площадях, но при этом определяли их размер и конфигурацию. Значительную роль в ансамблях новых площадей играли древние проездные башни.
Они служили композиционной осью, отправной точкой построения всего ансамбля. Поэтому сегодня «город Кремль» представляет собой уникальный архитектурно-художественный ансамбль, созданный на основе синтеза древнерусской традиции и градостроительного искусства Нового времени.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов