Что находится за иконостасом
Как устроен иконостас?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»
Греческое «иконостас» состоит из двух слов: икона и «stasis» — место стояния. Это перегородка, которая разделяет алтарь и основную часть храма.
Чаще в русских православных храмах мы встречаем высокий иконостас. Он состоит из рядов, или ярусов, икон, которые располагаются друг над другом. «Чины», как их еще называют, выстроены не случайно, а в строго определенном порядке.
Но сейчас все чаще в храмах ставят не высокие иконостасы, а низкие перегородки — всего с несколькими иконами, центральное место среди которых занимают большие образы Иисуса Христа и Богородицы. Такой иконостас возвращает нас к византийской традиции построения храмового убранства, когда разделение между алтарем и молящимися людьми было чисто символическим. Сквозь такую перегородку можно увидеть все, что происходит в алтаре: действия и молитву священнослужителей, подготовку таинств.
Чины же высокого иконостаса, а их бывает от трех до пяти, визуально рассказывают нам историю богообщения — от Ветхого Завета до новозаветной истории о том, как Господь стал человеком и спас нас ценой крестной смерти, а затем воскрес.
В середине нижнего яруса расположены царские врата, рядом с ними всегда — икона Спасителя и икона святого или праздника, в честь которого освящена церковь. Икона Тайной Вечери располагается над вратами.
Поднимая взгляд вверх, мы движемся будто бы в прошлое — в начало истории общения человека с Богом. Второй ряд иконостаса — так называемый деисис, который состоит из трех основных икон: Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя. Также в этом ряду можно увидеть апостолов, архангелов и разных святых. В третьем ряду помещаются иконы двунадесятых праздников. Двунадесятые праздники связаны с событиями земной жизни Спасителя и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Четвертый ряд — пророки. Пятый, верхний, ярус — это икона Пресвятой Троицы и иконы ветхозаветных праздников и ветхозаветных праотцев. На самой вершине высокого иконостаса — всегда крест.
Несмотря на строгую каноничность, иконостасы бывают очень разными по стилю. Строгие и аскетичные или пышно и витиевато украшенные; лаконичные или многоярусные, устремленные к самому куполу храма. По иконостасу можно изучать историю церковной архитектуры и наблюдать, как менялась из века в век иконописная традиция. Иконостас — это еще одно подспорье для тех, кто молится к храме, помощь человеку, который пришел поговорить с Богом.
Храм и его устройство
Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть. В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день. Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.
Из притвора проход ведет в среднюю часть, где во время богослужения располагаются молящиеся.
Алтарь обычно отделен от средней части храма иконостасом. Иконостас состоит из многих икон. Справа от царских врат — икона Спасителя, слева — Богородицы. Справа от образа Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона праздника или святого, которому посвящен храм. На боковых дверях иконостаса изображают Архангелов, или первых диаконов Стефана и Филиппа, или первосвященника Аарона и Моисея. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Полный иконостас имеет пять рядов. Первый называется местным: в нем кроме икон Спасителя и Богородицы помещаются обычно храмовая икона и местночтимые образа. Над местным расположен праздничный ряд икон: здесь помещены иконы главных церковных праздников. Следующий ряд имеет название деисис, что значит «моление». В центре его располагается икона Спаса Вседержителя, справа от нее — образ Богородицы, слева — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Они изображаются обращенными к Спасителю, предстоящими Ему с молитвой (от этого и название ряда). За образами Богородицы и Предтечи следуют иконы святых апостолов (поэтому другое название этого ряда — апостольский). В деисисе иногда изображают святителей и Архангелов. В четвертом ряду — иконы святых пророков, в пятом — святых праотцев, то есть предков Спасителя по плоти. Венчается иконостас крестом.
Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.
Алтарь — место особое, святое, главное. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.
Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.
Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — Престол, на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.
За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.
В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.
В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.
Подробно о назначении священных сосудов будет рассказано позже.
Еще один алтарный предмет — кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола). Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.
[1] Несколько практических рекомендаций: устройство храма — его части, предметы, иконостас — лучше всего изучать с детьми наглядно. Почти все церковные школы находятся при храмах, поэтому никто не мешает во время, свободное от службы, благословившись у настоятеля, провести экскурсию по храму и обозреть его от притвора со свечным ящиком до иконостаса. Если воскресная школа или гимназия расположены не очень близко к храму, не беда: детям всегда интереснее прогуляться, чем сидеть за партой. Очень неплохо договориться с алтарником и показать детям священнические облачения и объяснить, как они называются. Можно попросить осмотреть помещение для крещения и крестильную купель. О святых и о церковных праздниках лучше всего беседовать тоже в храме, показывая детям соответствующие иконы. Родители, чьи чада не посещают церковную школу, могут привести их в храм после службы и тихонечко рассказать о нем, об иконах. Чтобы избежать недоразумений, лучше перед этим испросить разрешения у священнослужителей или дежурных по храму.
[2] О христианских мучениках см. на с. 350–359. (2 ф., с. 15-20)
Что такое алтарь в церкви и почему туда нельзя женщинам?
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Вот как пишет о нем автор древнерусского сочинения «Толковая служба»:
«Алтарь есть престол Божий… Столпцы алтарныя суть колена Господня… двери алтарю образ Спасов».
Таково самое священное место храма – образ Царства Небесного.
Что такое алтарь в церкви?
Его название значит на латыни «возвышенный жертвенник». Это же – пожалуй, древнейшее определение места:
Жертвоприношение Каина и Авеля
История
Многие столетия люди, пытаясь вернуть утраченное по грехопадении первых людей Адама и Евы Царство Небесное, строили храмы, а в них жертвенники, как они думали, богам, в реальности же – низшим духовным сущностям, падшим ангелам. Хотя порыв человека был в основах своих благороден, греховное повреждение его духовного зрения вело к тому, что над многими сбывались слова Апостола:
«Не понимаю, что делаю: потому что не тоделаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю»
Служение Истинному, Живому Богу совершал только один народ – евреи.
У древних иудеев
Впервые «Святое Святых», место реального присутствия Божия, появилось в Скинии – походном храме, устроенном пророком Моисеем сразу после того, как евреи покинули Египет. В этой особым образом устроенной палатке имелось место, скрытое от людей завесой. Здесь пребывал Ковчег Завета, а в нем – каменные скрижали с Заповедями, процветший жезл первосвященника Аарона, знаменовавший его Божественное избрание, наконец, сосуд с небесной пищей, манной, которой иудеи 40 лет питались среди пустыни. На этом месте. Господь таинственно открывал Свою волю Моисею.
К тому времени Ковчег был уже утрачен, но со Своим избранным народом по-прежнему был Бог – а значит, было Святое Святых – пусть теперь это был пустой зал площадью 10х10 м. Раз в году заходил сюда первосвященник с жертвенной кровью, молитвой за грехи народа.
Ковчег Завета. Художественная реконструкция XIX века, включающая стилистические элементы эпохи Возрождения
Храмы первых веков Церкви
В минуту смерти Господа завеса, скрывавшая святилище, разодралась надвое, открывая священное место. То было явное знамение того, что разрушена преграда между Творцом и человеком. А потому первые христианские храмы не имели ни завес, ни иных преград, которые бы отделили место совершения таинства от остального пространства церкви.
Но прошло несколько столетий. Горячая вера стала ослабевать, а по прекращении трехсотлетних гонений к Церкви потянулись люди, не имевшие духовного опыта первых христиан. По преданию, свт. Василий Великий, архиерей города Кесарии области Каппадокии, однажды увидел, как сослуживший ему диакон засмотрелся на присутствующую за богослужением женщину – тут же Дух Святой отошел от служащих. Говорят, именно свт. Василий впервые ввел завесу, отделившую самое священное место храма.
А спустя много столетий священник Павел Флоренский скажет:
«Ограничение алтаря необходимо, чтобы он не оказался для нас как ничто».
Схема алтаря
Схема устройства православного алтаря
Устройство алтаря
С этой, самой главной части, начинается строительство любого храма. Архитекторы говорят, что форма, декор, даже – радиус алтаря и главного купола у древних церквей чаще всего совпадают. Это не случайно: ведь храм – единый ансамбль, Небо на земле, а сердце его – так, где престол.
Где находится?
Подходя к храму, можно заметить один или несколько полукруглых выступов. Они называются апсидами, а делаются для алтаря. По ним можно увидеть, сколько престолов имеет храм – например, трехпрестольный обычно включает три апсиды – центральную, большего размера, и две меньшие по бокам. Внутри церкви место расположения алтаря также легко определить по иконостасу – нескольким рядам святых образов. Они скрывают священное место. Внутрь ведут так называемые «царские врата» а еще двое других – северные и южные, именуемые диаконскими.
Почему на востоке?
Как правило, храмы ориентированы таким образом, чтобы первые лучи восходящего солнца падали на престол. Традицию обычно связывают с тем, что на востоке, согласно Книге Бытия (Быт.2:8) находится Рай:
Однако, традиция сложилась не сразу, не везде:
Действующая церковь свт. Николая под Псковом. Её алтарь ориентирован не на восток. Фото автора статьи, июль 2011 г. 9.30 утра, по теням видно, где солнце.
Как выглядит священный алтарь: описание
Особенность этой части храма – то, что он на некотором возвышении по отношению к нефу (где собираются молящиеся), притвору (западной части церкви).
Что там находится
Сейчас здесь обычно:
Престол
Это часть алтаря, известная еще со времен Древней Церкви. Первоначально таинство Евхаристии совершалось непосредственно на каменной гробнице мученика, которая служила престолом. Именно отсюда пошел обычай позднейших храмов иметь в престоле частицу мощей святых. Он окончательно утвердился с VIII в.
Престол и сень над престолом Успенского собора
Московского Кремля
Мощи вложены также в находящийся на престоле особый плат, по-гречески именуемый «антиминс» (слово буквально означает «вместо престола»). На таком плате литургия может быть совершена даже вне храма.
Есть свидетельства, что во времени гонений советских лет заключенные священники не раз служили литургию буквально на мощах – на груди умирающего от голода, непосильного труда мученика. Вот рассказ свидетеля подобных богослужений, архимандрита Тавриона:
«Как служили без антиминса, без престола? Один священник ложился, а остальные служили у него на груди. Вместо просфоры – хлеб. Господь на Тайной вечере сказал, что хлеб пресуществляется в Его Тело. А вместо вина – вода. В Кане Галилейской Господь претворил воду в вино. И мы все причащались. Были радостны и веселы! С Богом нигде нет потерь!»
Ныне престол может быть изготовлен из дерева, либо камня. Деревянный престол покрывается облачением из парчи. Каменный облачения из ткани может не иметь: для него часто делаются облачения из дорогого металла, с украшением драгоценными камнями.
Такое облачение имел престол храма Святой Софии Константинополя. А его верхняя доска была изготовлена из чистого золота с вкраплением драгоценных камней.
Поверх облачения престола полагаются:
Кроме того, на престоле находятся Дарохранительница, лампада.
Жертвенник
Сейчас так именуют северную часть алтарного пространства, а также собственно столик, на котором находятся священные сосуды для совершения главного Таинства. Здесь до начала литургии (во время чтения Часов) священник совершает Проскомидию, приготовляя жертвенный хлеб к Евхаристии.
Такое расположение жертвенника – позднее, утвердившееся как повсеместный обычай не ранее VI-VIII вв.
Взяв сосуды, священники, диаконы столь же торжественно возвращались. При этом верующие просили их молитв о себе, на что священники отвечали: «Всех вас да помянет Господь во Царствии Своем!». Именно так первоначально возник обычай, именуемый ныне Великим Входом. Впоследствии он получил богословское толкование, символизируя шествие Христа на Голгофу.
Кафедра
Точное название этой части – «ἡ ἄνω καθέδρα», или «верхняя кафедра». По-славянски ее также именуют Горним местом. Здесь находится особое кресло, обычно обильно украшенное. Это – место Господа, восседающего среди Своих учеников. Если храм приходской – на Горнем месте всегда горит лампада, означающая невидимое присутствие Иисуса Христа. В кафедральном соборе его во время службы занимает епископ.
Близ Горнего места расположены также скамьи для священнослужителей, где они восседают в некоторые моменты богослужения.
Горнее место в алтаре
Ризница
Это южная часть, по-другому называемая диаконником. Здесь хранятся облачения священников, других служителей, а также богослужебные книги, другие предметы.
По крайней мере до XVIв. на Руси ризницу именовали также «кутейником», от названия традиционного блюда, подаваемого на поминках. Ведь по древнерусской традиции именно сюда прихожане приносили свечи, записки о упокоении сродников. Несли также продукты, которые ныне принято оставлять на панихидном столике.
Так, в ризнице Архангельского собора Кремля Москвы находится могила Ивана IV, а также его сыновей Ивана и Феодора.
Возвышение перед алтарем
Во-первых, это так называемая солея она тянется на всю ширину иконостаса. Первоначально она была нужна для того, чтобы службу лучше видели и слышали все прихожане, даже стоящие далеко. Центр солеи – полукруглый выступ точно пред царскими вратами, называется амвоном. С него обычно читается писание, говорятся проповеди.
Подобные амвоны, конечно, не были выступами на солее: их размещали по центру храма. С них пелись антифоны, читались проповеди. На амвоне же происходило венчание на царство.
Чем отличается католический от православного
Прежде всего – тем, что под алтарем понимается не пространство, а только стол для совершения Евхаристии. Он не отделен иконостасом, верующие видят все моменты богослужения.
Еще одно отличие – то, что Дарохранительница находится, как правило, в специальном шкафчике, на стене за алтарем или поблизости. Узнать его можно по особому рисунку или орнаменту. Иногда его оформляют как звезду. Входящий в храм католик, прежде всего, преклоняет одно колено, совершая крестное знамение с поклоном Святым Дарам.
Алтарь церкви Мадлен в Париже
Почему женщинам нельзя заходить?
С ветхозаветных имен известен запрет на внесение во Святое Святых иной крови, кроме жертвенной. Так как суть христианской литургии – Жертва Тела и Крови Сына Божия, этот запрет продолжает действовать. Согласно 44 Правилу Лаодикийского Собора (360 г.) женщинам возбранен вход в алтарь «по причинам непроизвольного месячного течения». Однако иногда нахождение здесь ради помощи за богослужением возможно. Обычно по особому благословению допускаются:
Кому можно?
Это священники, диаконы, низшие церковнослужители. При этом входить через царские врата может только священник или епископ. Помимо служителей Церкви до революции право входа также имел царь.
Есть такое понятие: «свеча в алтарь» — в чем смысл?
Это пожертвование храму, которое по мере возможности делается прихожанином. Необходимы свечи, горящие на престоле, стоящие на жертвеннике. Кроме того, священники стоят со свечами во время Всенощного бдения, когда читается Евангелие. Такие свечи или приобретаются храмом, или жертвуются усердными прихожанами.
Престол Божий и Голгофа, место сослужения Ангелов земным священнослужителям – таково сердце любого православного храма, пусть даже самого скромного.
Как устроен православный храм внутри?
В прошлый раз мы рассказывали о том, какие бывают храмы и об их внешних архитектурных особенностях. Сегодня же давайте поговорим о том, как устроен храм внутри.
Вот мы перешагнули порог храма, и теперь давайте разберемся, как называются части храма.
Сразу у входа, у двери, находится притвор (притвор по-славянски и значит «дверь»). Здесь обычно располагается свечной ящик, где мы можем взять свечи, написать записки о здравии и упокоении, заказать молебен или панихиду. В некоторых храмах притвор отгорожен от средней части храма.