Что находится внутри танка

Внутри советского танка Т-34

Что находится внутри танка

Об этом танке было написано множество книг, и столько же – еще будет написано. Не будем повторяться, а просто рассмотрим внутренние объемы танка. Взглянем на условия, в которых танкисты многих стран мира добывали славные победы, и ощущали горечь поражений.

Что находится внутри танка

Что находится внутри танка

Вид сверху на приборы управления механика-водителя

Что находится внутри танка

Вид на отделение управления

Что находится внутри танка

«Приборная панель» механика-водителя

Что находится внутри танка

Вид на место механика-водителя с боевого отделения. Люк открыт. Под правым рычагом можно рассмотреть баллоны со сжатым воздухом, которые использовались для запуска двигателя

Что находится внутри танка

Вид на место мехвода через открытый люк

Что находится внутри танка

Что находится внутри танка

Перед местом стрелка-радиста располагались стеллажи с магазинами для курсового пулемет ДТ, калибра 7,62-мм

Что находится внутри танка

У сидения стрелка-радиста располагался штатный огнетушитель

Оператор радиостанции орудовал устройством 9-РС, которое ранее располагалось в отделении управления, но позже переместилось в башню (с 1944 года – то бишь, с начала производства Т-34-85). Пулемет в лобовом бронелисте – ДТ калибра 7,62 мм. Стрельба осуществлялась с помощью прицела ППУ-8Т. Справа располагался стеллаж с пятью пулеметными магазинами. В полу под сидением стрелка-радиста находится люк для эвакуации обитателей отделения управления.

Что находится внутри танка

Несмотря на должность «стрелок-радист», у этого члена экипажа в Т-34-85 радиостанция была перенесена в башню

Что находится внутри танка

Что находится внутри танка

Две вращающиеся рукояти, отвечавшие за наведение орудия в вертикальной и горизонтальной плоскостях

Что находится внутри танка

Третий башнер располагался справа от казенной части орудия. На стенке башни крепилась укладка с четырьмя дисками для спаренного пулемета ДТ. Снаряды укладывались в корме башни, и на полу боевого отделения – за спинами стрелка-радиста и механика-водителя. Два выстрела на хомутах крепились вертикально под правой рукой заряжающего. Масса снарядов: от 5,4 килограмм (подкалиберный) – до 9,5 (осколочно-фугасные).

Что находится внутри танка

В казенную часть 85-мм орудия заряжающий отправлял снаряды массой до 9,5 килограмм

Что находится внутри танка

Справа видна смотровая щель, под которой располагалась запираемая амбразура для стрельбы из личного оружия

Что находится внутри танка

Радиостанция 9-РС располагалась в башне, слева от места командира

Командир располагался за наводчиком и заряжающим. Для обзора поля боя использовался прибор МК-4, который дублировался пятью смотровыми щелями в командирской башенке. Для связи с экипажем использовалось переговорное устройство ТПУ-3-бисФ.

Что находится внутри танка

Что находится внутри танка

Общий вид на место командира

Как видите, танк Т-34-85 – при всей своей инновационности, имел и обратную сторону – весьма тесные внутренние объемы, и плотную компоновку. Но, вероятно, в период его создания приоритеты были иные – технологичность, простота и скорость производства.

В нашем городке за 10 (десять) рублей можно попасть в Музей истории Уралвагонзавода. За эти же десять (10) рублей можно проникнуть внутрь ОТ-34-76. Огнемётная модификация 34-ки. Мне с моим ростом внутрь путь заказан. Детишки обожают. Им в самый раз.

при всей своей инновационности, имел и обратную сторону – весьма тесные внутренние объемы, и плотную компоновку.

Наши танкисты очень сильно не любили ленд-лизовские Шерманы. Говорили, что хотя в нём и просторно, а в большой сарай и залетает легко и приятно.

как-то фотки и надписи к ним явно не совпадают

А насчет Шерманов, читал, что комфорта там было предостаточно, но вот высота делала их более уязвимыми, и менее устойчивыми.

Что находится внутри танка

Мировая слава народа русского

Что находится внутри танка

Что хотели, то и получили: к чему привела жадность торговцев деревом, фанерой и OSB

«Я не злопамятный, я просто злой и у меня память хорошая». И, мне кажется, события этого строительного сезона не только я, но и многие люди будут помнить ещё ой как долго.

Бизнес и совесть малосовместимые категории и строительный сезон 2021 года это вполне наглядно продемонстрировал. После практически годичного сидения людей по домам производители и торговцы решили воспользоваться ажиотажем на зарубежных рынках и устроить тоже самое, только в два раза хуже у нас.

Парадокс заключается в том, что в пике цена на OSB доходила до 3600 за лист. То есть каждому не распрощавшемуся с мечтой о стройке россиянину лист фанеры обходился в три с половиной раза дороже, чем американцам.

К середине лета многие оптовые базы и розничные магазины и сами были не рады такому повышению. Они ещё держались на старых запасах, но к августу пришлось закупать материалы по максимальным ценникам.

И тут произошло следующее: почти все понадеялись на дальнейший рост цен на фоне ажиотажа в США и закупились фанерой по максимуму. например, один крупнооптовый областной склад фанеры купил фанеры более чем на 75 миллионов рублей. Не отстали в закупках сетевые магазины.

А цена возьми и упади.

Оказалось, что спрос в США на самом деле не такой уж и высокий. Там люди тоже не дураки, деньги считать умеют, поэтому качели спроса моментально качнулись в отрицательную сторону.

К чему это привело?

Вот к чему: в магазинах и на базах скопилось фанеры, купленной по заоблачной цене, практически на весь следующий сезон.

Строители-предприниматели на оптовом складе берут уже по 615 рублей. То есть цена скакнула вниз практически до минимального уровня.

А в магазинах нет ни одного человека. Все проходят мимо и качают головой.

Многие уже начали обзванивать предпринимателей:

— Не хотите у нас приобрести?

А ведь до следующего сезона как минимум 4,5 месяца. Они будут сидеть и смотреть на свою «золотую» фанеру.

Так что я совсем не злопамятный или всё же.

Источник

Т-34-85: внутри советской «тридцатьчетверки»

Танк Т-34 хорошо показал себя в начале Великой Отечественной войны, однако со временем 76-мм пушка стала устаревать, и к августу 1943 года в СССР появилась идея установить на машину орудие калибра 85 мм. Это и стало началом истории Т-34-85. Для установки новой пушки пришлось увеличить диаметр погона башни с 1420 до 1600 мм. Также это дало возможность установить более широкую башню, в которой могло находиться 3 члена экипажа.

Что находится внутри танка

Верхняя и нижняя лобовая детали танка достигают толщины 45 мм и установлены под углом 60 градусов. Справа и слева находятся бронированные крышки, закрывающие механизм натяжения гусениц. Также в передней части машины расположены 2 буксировочных крюка, запасной трак и пулемет. Клаксон и фара находятся слева по ходу движения.

Броня во лбу башни достигает 90 мм, а по бокам и в задней части — 75 мм. И хотя башня у Т-34-85 литая, ее крыша — это приваренный лист металла. Между тем, модернизация подарила танку неподвижную командирскую башенку с вращающимся люком.

По обеим сторонам корпуса установлены дополнительные топливные баки объемом 90 литров каждый. Рядом с ними можно заметить крышки масляного бака. Также на крыше корпуса расположены небольшие люки для доступа к механизмам подвески, зажатые болтами. Таким же образом закреплена и крышка горловины топливного бака, поэтому чтобы заправить танк, понадобится гаечный ключ.

Что находится внутри танка

Ходовую часть Т-34-85 нельзя назвать высокотехнологичной. Зачастую на гусеницах танков устанавливают различные механизмы, чтобы они не разваливались. В советской же машине ничего не мешает пальцу гусеницы выпасть из неё. Впрочем, когда время жизни некоторых «тридцатьчетверок» исчислялось парой-тройкой боев, это было не так уж и важно.

Каждая гусеница Т-34-85 представляет собой 72 звена из стали Гадфильда. В половине из них есть центральная направляющая, а в других предусмотрены отверстия для установки зимних шпор. Ведущее колесо не зубчатое. В нём есть специальные ролики, которые взаимодействуют с центральной направляющей и приводят гусеницы в движение. Также с каждой стороны есть 5 опорных катков на подвеске «Кристи».

Бронирование кормы такое же, как и в лобовой части. Чтобы открыть люк доступа к моторному отделению, снова понадобится гаечный ключ. Под люком находится стартер, трансмиссия и фрикционы механизма поворота. Также в задней части танка расположены 2 выхлопные трубы, 2 топливных бака, буксировочные крюки и маленький стоп-сигнал.

Повернув башню, можно открыть люк в задней части корпуса. Он закрывает дизельный 12-цилиндровый двигатель мощностью 500 л.с. В свою очередь, под люком трансмиссионного отделения видны решетки системы охлаждения. Ниже находится большой маховик, который передаёт мощность на трансмиссию, а в самом низу расположены механизмы управления фрикционами и тормозами. Также есть 2 мультициклонных воздушных фильтра, которые приходилось менять после 25 часов работы машины.

Т-34-85 сложно назвать удобным танком для экипажа. Десятки тысячи этих машин штамповались с целью отражения атак врага и последующих наступательных операций. Времени на создание комфортных условий внутри попросту не было. Несмотря на это, машина блестяще показала себя во время Второй мировой войны и стала частью Великой Победы над фашистской Германией.

Больше подробностей о «тридцатьчетверке», секреты конструкторов, внутреннее устройство, а также наглядную инструкцию по управлению знаменитым танком смотрите в видео от компании Wargaming.

Источник

Новое в блогах

Внутри советского танка Т-34

Пожалуй, нет более известного танка, чем советский Т-34. Представленная в 1939 году, эта машина не была лишена «детских болезней». Но инновационная конструкция, и задел для последующих модернизаций позволили создать танк, совмещавший гениальную простоту с революционными решениями. Созданная в 1944 года модель Т-34-85 с новым орудием и башней привела все характеристики танка в идеальные пропорции. Это подтверждается тем, что серийное производство машины «пережило» всех ровесников (сборка проходила до 1958 года). А его активное боевое применение вплоть до 1990-х годов демонстрирует, что характеристики танка в некоторых условиях оказывались «вне времени».

Что находится внутри танка

Расположение экипажа танка Т-34-85

Об этом танке было написано множество книг, и столько же – еще будет написано. Не будем повторяться, а просто рассмотрим внутренние объемы танка. Взглянем на условия, в которых танкисты многих стран мира добывали славные победы, и ощущали горечь поражений.

Что находится внутри танка

Советские войска на броне Т-34-85 в Китае, август 1945 года

Механик-водитель

Что находится внутри танка

Вид сверху на приборы управления механика-водителя

Что находится внутри танка

Вид на отделение управления

Что находится внутри танка

«Приборная панель» механика-водителя

Что находится внутри танка

Вид на место механика-водителя с боевого отделения. Люк открыт. Под правым рычагом можно рассмотреть баллоны со сжатым воздухом, которые использовались для запуска двигателя

Что находится внутри танка

Вид на место мехвода через открытый люк

Что находится внутри танка

Стрелок-радист

Что находится внутри танка

Перед местом стрелка-радиста располагались стеллажи с магазинами для курсового пулемет ДТ, калибра 7,62-мм

Что находится внутри танка

У сидения стрелка-радиста располагался штатный огнетушитель

Оператор радиостанции орудовал устройством 9-РС, которое ранее располагалось в отделении управления, но позже переместилось в башню (с 1944 года – то бишь, с начала производства Т-34-85). Пулемет в лобовом бронелисте – ДТ калибра 7,62 мм. Стрельба осуществлялась с помощью прицела ППУ-8Т. Справа располагался стеллаж с пятью пулеметными магазинами. В полу под сидением стрелка-радиста находится люк для эвакуации обитателей отделения управления.

Что находится внутри танка

Несмотря на должность «стрелок-радист», у этого члена экипажа в Т-34-85 радиостанция бела перенесена в башню

Наводчик

Что находится внутри танка

Вид глазами наводчика на визир прицела ТШ-16 и казенную часть пушки Д-5Т

Что находится внутри танка

Прицельная сетка прицела ТШ-16

Что находится внутри танка

Две вращающиеся рукояти, отвечавшие за наведение орудия в вертикальной и горизонтальной плоскостях

Заряжающий

Что находится внутри танка

Третий башнер располагался справа от казенной части орудия. На стенке башни крепилась укладка с четырьмя дисками для спаренного пулемета ДТ. Снаряды укладывались в корме башни, и на полу боевого отделения – за спинами стрелка-радиста и механика-водителя. Два выстрела на хомутах крепились вертикально под правой рукой заряжающего. Масса снарядов: от 5,4 килограмм (подкалиберный) – до 9,5 (осколочно-фугасные).

Что находится внутри танка

В казенную часть 85-мм орудия заряжающий отправлял снаряды массой до 9,5 килограмм

Что находится внутри танка

Справа видна смотровая щель, под которой располагалась запираемая амбразура для стрельбы из личного оружия

Командир

Что находится внутри танка

Радиостанция 9-РС располагалась в башне, слева от места командира

Командир располагался за наводчиком и заряжающим. Для обзора поля боя использовался прибор МК-4, который дублировался пятью смотровыми щелями в командирской башенке. Для связи с экипажем использовалось переговорное устройство ТПУ-3-бисФ.

Что находится внутри танка

Что находится внутри танка

Общий вид на место командира

Как видите, танк Т-34-85 – при всей своей инновационности, имел и обратную сторону – весьма тесные внутренние объемы, и плотную компоновку. Но, вероятно, в период его создания приоритеты были иные – технологичность, простота и скорость производства.

И на закуску-отзывы ветеранов о Т-34

Разумеется, говоря о мемуарах советских танковых генералов — вроде Катукова или Лелюшенко, — нельзя не учитывать, что, нахваливая Т-34, они вполне могли выполнять некий идеологический заказ и помогать в создании очередной послевоенной советской легенды. В этой связи я решил обратиться к другому источнику — книге Артема Драбкина «Я дрался на Т-34», в которой собраны записи бесед с советскими ветеранами-танкистами. Насколько я понимаю, как минимум часть этих воспоминаний попала на страницы работ М. Барятинского, а также книг иностранных авторов — вроде, скажем, уже упоминавшегося исследования англичанина Роберта Кершоу «Tank men». Скажу сразу: советские танкисты прекрасно знали о недостатках Т-34 и не стеснялись о них говорить. Некоторые ветераны вообще ничего не упомянули (или забыли упомянуть) о достоинствах танка. Приведу несколько высказываний людей, переживших самую страшную войну. Подчеркну: я специально отобрал комментарии, которые касаются Т-34-76, а не более поздней и, соответственно, более «продвинутой» версии танка — Т-34-85.

Так, ветеран А.В. Боднарь высказался по поводу «паровозных» катков, ставившихся на Т-34 в 1942 году, следующим образом: «К апрелю 1942 года мы подошли к Гжатску, это сегодняшний город Гагарин. Здесь мы встали в оборону. Нас пополнили. Пришло много Т-34, и батальон состоял практически только из этих танков. «Тридцатьчетверки», к сожалению, пришли производства Сталинградского тракторного завода. У них опорные катки были без бандажей, и при движении грохот стоял страшный» («Я дрался на Т-34», с. 73). Ветеран С.Л. Ария жалуется на переговорное устройство: «Из недостатков можно выделить внутреннюю связь, которая работала безобразно» (там же, с. 83). «Кроме того, — добавляет он, — были совершенно безобразные триплексы на люке механика-водителя. Они были сделаны из отвратительного желтого или зеленого оргстекла, дававшего совершенно искаженную, волнистую картинку. Разобрать что-либо через такой триплекс, особенно в прыгающем танке, было невозможно. Поэтому войну вели с приоткрытыми на ладонь люками. Вообще, в Т-34 забота об экипаже была минимальная. Я лазил в американские и английские танки. Там экипаж находился в более комфортных условиях…» (там же). Раскрывает Семен Львович и секрет самой нужной принадлежности Т-34: «Брезент был крайне необходим: им накрывались, когда ложились спать, на нем садились покушать, если грузились в вагоны, им нужно было танк сверху накрыть, иначе внутри было бы полно воды. Это были танки военного времени. На верхнем люке вообще не было никаких прокладок, а на люке механика-водителя были какие-то прокладки, но они не держали воду» (там же). Тем не менее общий вывод С.Л. Арии: «В принципе удачная машина, достаточно надежная» (там же).

Не в восторге от переговорного устройства на Т-34-76 и ветеран П.П. Кулешов: «Общаться через переговорное устройство — это долго. Я должен сказать радисту, а он уже сообщает экипажу. Поэтому управлялись ногой! Так подтолкнул, сяк подтолкнул…» (там же, с. 272). Плохо отзывался он и об управлении танком: «Управление на Т-34 тяжелое. По днищу на коробку скоростей идут тяги. Они иногда выскакивали из креплений, и приходилось их кувалдочкой туда забивать. Рычаги переключать помогаешь себе коленом… тяжело. Что ломалось в танке? Летели топливные насосы, коробки скоростей, тормозная лента могла полететь, но это только от расхлябанности… Сама ходовая часть очень мощная. Наши танки Т-34, Т-34-85 — это незаменимые танки во время Великой Отечественной войны. Качественные были! И маневренность хорошая, и проходимость хорошая… Могла гусеница порваться, но это опять от расхлябанности» (там же).

А вот мнение фронтовика Г.С. Шишкина: «Рацией, как правило, не пользовались — она часто подводила… Танковым переговорным устройством тоже не пользовались.

Механиком управляли ногами. Вправо, влево — по плечам, в спину — быстрее, на голову — стой» (там же, с. 298). Вместе с тем надежность Т-34 он расценил следующим образом: «Очень надежные были танки, я бы сказал, что сверхнадежные. Ну мы, конечно, хитрили, подкручивали ограничитель оборотов двигателя, что категорически запрещалось делать. Конечно, двигатель портился быстро, но ведь и жизнь танка была недолгой… Часто гусеницы соскакивали. А так, пожалуй, больше ничего не скажу… Мотор нормально работал. Надежность работы фрикционов зависела от механика-водителя. Если правильно пользовался, то он надежно работал» (там же).

Ветеран Отрощенков С. А., служивший танкистом с первых дней войны, сообщает интереснейшую информацию, касающуюся загадки противоречивых отзывов о броне Т-34. Так, часть экспертов и ветеранов называли броню танка «хрупкой». Это, напомню, приводило к частым ранениям членов экипажей металлической «крошкой», отлетавшей от внутренней поверхности брони при попадании снарядов. Другие эксперты говорили об обратном, считая качество брони «тридцатьчетверки» очень высоким, а ее бронелист — «вязким» (в США, напомню, вообще решили, что он был «слишком вязким»). Вот что говорит по этому поводу Сергей Андреевич: «Большую опасность для экипажа представляли осколки брони. Причем сама броня была довольно вязкая, надежная, но грубо сваренные стыки броневых листов, окалина на внутренней отделке от попадания снаряда давали много мелких осколков, часто губительных для экипажа. Но, скажу прямо, танк Т-34 был сделан на совесть, с душой. Экипаж чувствовал себя защищенным. Другое дело, что артиллерия постоянно совершенствовалась, и неуязвимых танков не существовало» («Я дрался на танке», с. 297). Еще раз подчеркну: речь идет именно о Т-34-76. Также складывается впечатление, что ветеран-танкист ведет речь о «тридцатьчетверках» лета 1943 года — тех, что «не блистали качеством», но тем не менее выиграли Курскую битву (и много других).

— Ну, вам и попало, товарищ капитан!

— Да что попало! Видишь, все отскакивает, только считай!

Хочу привести свидетельство бывшего офицера-танкиста Советской (а затем и Украинской) Армии — Надточей Игоря Анатольевича. В 1993 году он закончил Киевское высшее танковое инженерное училище им. маршала Якубовского, служил заместителем командира учебной мотострелковой роты по технической подготовке в знаменитой сержантской «учебке» Десна (354-й гвардейский мотострелковый полк) и начальником автобронетанковой службы 27-го отдельного батальона специального назначения Национальной гвардии Украины. Во время учебы и службы сталкивался с танками Т-54, Т-55, Т-62, Т-64, Т-72, Т-80, Т-80УД и «Оплот». В 1991 году ему посчастливилось встретиться и с Т-34-85: находившиеся в хранилище танки перегонялись на утилизацию. Это делалось в связи с выполнением обязательств по заключенному еще Советским Союзом договору об ограничении обычных вооружений в Европе. Вот вкратце мнение Игоря Анатольевича, бывшего в тот день за механика-водителя: «Заправили. Завели сжатым воздухом с первого раза. В вождении Т-34-85 оказался более легким, чем Т-55, с которыми мне приходилось иметь дело. Тем не менее быстро стало понятно, что механик-водитель этой машины должен быть физически крепким человеком: переключение передач и фрикционов поворотов требовало значительных усилий. Оптимальные передачи для вождения танка по грунту (и в бою) — 2-я и 3-я: они позволяли вести Т-34-85 на скоростях от 5 до 30 км/ч. 4-я и 5-я передачи годились для форсированного марша по шоссе. Вести танк пришлось с открытым люком водителя: через триплекс разглядеть ничего невозможно. В целом оптика на танке хорошего качества

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *