Что находится внутри спасской башни
На высоте курантов: что находится внутри Спасской башни Кремля
Спасская башня – одна из 20 башен Московского Кремля и точно самая известная. Именно с боя курантов Спасской башни начинается Новый год в России, и именно с ней туристы чаще всего фотографируются. Увидеть куранты совсем близко можно с седьмого яруса Спасской башни, где находится секретная смотровая площадка. Корреспонденты РИАМО узнали, как устроена Спасская башня Кремля и запечатлели Москву с высоты курантов.
Главная проездная башня Кремля, которая своим фасадом выходит на Красную площадь, была построена итальянским архитектором Пьетро Антони Солари в 1491 году в период княжения Ивана III.
Она стала десятой башней Кремля и положила начало сооружению восточной линии укреплений Кремля.
Тогда башня еще не была такой высокой и доходила лишь до пятого яруса. Всю верхушку, в том числе секретную смотровую и следующий уровень, где располагаются куранты, построил в 1624-1625 годах русский архитектор Бажен Огурцов. Это было первое шатровое завершение Кремлевских башен.
На момент открытия башня называлась Фроловской. Ее возвели на месте Фроловской стрельницы XIV века, а рядом стояла церковь Фрола и Лавра.
Привычное нам название – Спасская – башня получила лишь два века спустя, в 1658 году, по указу царя Алексея Михайловича.
Нетрудно догадаться, что она была названа в честь иконы Спаса Нерукотворного, которая висела над воротами башни со стороны Красной площади, но до наших дней не сохранилась.
Ворота Фроловской (ныне Спасской) башни выходили на Красную площадь и сразу стали главным парадным въездом в Кремль.
В народе эти ворота считались святыми и пройти через них было большой честью. Это связано с тем, что в ворота въезжали цари, через них выходили патриархи и иностранные послы.
Из ворот стрельницы когда-то опускались подъемные мосты. Если внимательно приглядеться к фасаду башни, то и сегодня можно увидеть отверстия, через которые пропускались цепи для подъема и спуска деревянного настила моста, а в проходе ворот – пазы, по которым ходила металлическая решетка.
В XVII веке к Спасским воротам через ров был перекинут каменный мост на арках, на котором шла оживленная торговля.
Внутри башня белая. Чтобы подняться наверх к курантам, нужно преодолеть десятки ступенек по бетонной и металлической лестницам.
В Спасской башне, кроме лестниц и системы, которая поддерживает определенную влажность и температуру, ничего нет. Окна в башне маленькие, а освещается она фонарями.
Первое, что удивляет, когда оказываешься наверху – цветной механизм курантов.
Куранты на Спасской башне появились в момент надстройки – в 1625 году. Правда, с тех пор их несколько раз видоизменяли.
Первые часы были установлены по проекту английского мастера Христофора Галовея, при этом единственная стрелка не вращалась, а двигался сам циферблат. Вместо нынешних четырех циферблатов, на первых курантах их было всего два – один был обращен в сторону Кремля, другой – к Китай-городу.
В 1707 году их сменили голландские куранты с музыкой. В 1763 году часы вновь заменяются, и какое-то время они даже исполняли немецкую мелодию «Ах, мой милый Августин».
Спасская башня Московского Кремля
Метро | ст. «Охотный Ряд», «Площадь Революции», «Театральная», ««Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Боровицкая», «Арбатская», «Китай-город» |
Автобус | ост. «Красная площадь», № 158, м5. |
Спасская башня в Москве — выдающийся памятник архитектуры и истории конца 15 века, объект государственного и международного значения, входит в исторический ансамбль Кремля (северо-восточная стена), обращена к Красной площади — напротив памятника Минину и Пожарскому. Это самая известная башня Кремля, на ней находятся знаменитые столичные куранты, а вершину украшает пятиконечная звезда.
Историческое название башни — Фроловская, так как дорога через ее ворота вела к существовавшей в то время церкви Фрола и Лавра.
Ворота Спасской башни — действующий парадный въезд в Кремль.
История Спасской башни
Московская Спасская башня возведена в 1491 году при великом князе Иване III Васильевиче на месте стрельницы, известной как Фроловская. В это время, на рубеже 15 и 16 веков, комплексно застраивался кирпичный Московский Кремль; стены и большинство башен именно того периода формируют облик Кремля и в наши дни.
Архитектор Спасской башни (на тот момент — Фроловской) — Петр Фрязин (Пьетро Антонио Солари). Строительство Спасской башни в Москве велось в едином стиле с другими кремлевскими постройками, созданными при участии итальянских мастеров.
Деревянный мост от башни через Алевизов ров построен к 1508 году.
История икон на Спасской башне в Москве началась в 1514 году: с размещения над воротами образа Спаса Смоленского. В 1521 икону заменила фреска Спаса Смоленского, написанная на надвратной стене, обращенной к Красной площади.
В 16 веке Спасскую башню украшал деревянный двуглавый орел. В 1624–1625 годы декоративный облик башни был изменен английским архитектором Христофором Галовеем совместно с русским зодчим Баженом Огурцовым: построен многоярусный готический верх, включавший скульптуры в стиле маньеризма, распространившегося в Западной Европе. Из этого оформления в историю вошли фантастические обнаженные фигуры (обратите внимание — это не 16, а 17 век), просуществовавшие до 1628 года. В царской России наготу этих скульптур даже прикрывали сшитыми для них одеяниями, но с башни они были убраны не по национальным эстетическим соображениям, а после пожара, в котором сильно пострадали.
Официально ворота названы Спасскими значительно позднее — при царе Алексее Михайловиче, подписавшем соответствующий указ о переименовании в 1658 году. При нем же над воротами с кремлевской стороны закреплен список с иконы «Спас Нерукотворный».
В Спасской башне до 17 века располагались сохраненные исторические рельефы стрельницы, выполненные из белого камня — как и большинство предыдущих построек Кремля.
В середине 17 века на макушке Спасской башни вновь утвердился государственный символ — двуглавый орел. После аналогично были украшены другие крупные башни Кремля — Никольская, Троицкая и Боровицкая.
В 1895 году была отреставрирована надвратная фреска Спаса Смоленского. В советские годы этот образ оказался утраченным (не сохранилось каких-либо письменных свидетельств о его судьбе), как и список с иконы «Спас Нерукотворный», и считался таковым до 2010 года. Образ был обнаружен под слоем штукатурки, сохранился примерно на 80% — очищен и восстановлен реставраторами. Надвратный киот со стороны Кремля, где ранее располагался «Спас Нерукотворный», сейчас пустует.
Масштабные восстановительные работы внутри и снаружи башни были проведены в 1999 году, последний раз — в 2014 году.
Ворота Спасской башни
Спасские ворота чтились всегда как священные, а также главные из всех ворот кремлевских башен.
Именно от этих ворот уходили из Москвы боевые полки, через ворота непременно пролегал маршрут крестных ходов из Кремля, через них на встречу с монархом входили иностранные послы. Для парадного въезда Спасские ворота используются и сейчас.
Интересно, что исторически через ворота Спасской башни не разрешалось въезжать верхом на лошади. Кроме того, вплоть до 19 века мужчинам полагалось снимать шапки перед освященным лампадой Спасом, расположенным на внешней стене башни, перед входом.
Часы на Спасской башне
Диаметр курантов равен 6,12 м, высота позолоченных римских цифр на башенном циферблате — 0,72 м. Длина минутной стрелки часов на Спасской башне равна 3,27 м, часовой стрелки — 2,97 м. На все стороны башни выходит по одному такому циферблату — куранты хорошо видно издалека и с разных ракурсов.
Не раз увековеченные в искусстве куранты на Спасской башне впервые заработали еще в 16 веке, что подтверждается историческими свидетельствами о работе кремлевских часовников. За прошедшие столетия главные часы Кремля неоднократно видоизменялись.
Так, известно, что в 1625 году часы на Спасской башне были заменены: старые приобрел Спасо-Ярославский монастырь, а новые поставлены на башне при участии Христофора Галовея. Увершенствованная и весьма оригинальная модель механических часов могла играть музыку, указывала ночное и дневное время, циферблат был вращающимся, а стрелка в виде солнца с длинным лучом — статичная. Часы располагались по двум сторонам башни: первый циферблат был обращен к Кремлю, второй — к Китай-городу. Первые необычные часы просуществовали недолго: Галовею пришлось восстанавливать их после пожара 1626 года, следующий ремонт выполнен в 1668 году.
В 1705 году Петр Первый распорядился установить на башне голландские часы с переделанным под немецкий стандарт циферблатом. Эти куранты также были музыкальными, но часто ломались, не смогли пережить пожар 1737 года.
Английские куранты из Грановитой палаты закреплены на башне к 1770 году. Работами руководил немецкий мастер Фатц, и по его воле куранты были настроены играть немецкую песенку «Ах, мой милый Августин». За всю историю кремлевских курантов это единственный период, когда они играли иностранную музыку. Часы оказались повреждены в пожаре 1812 года. Мастер Яков Лебедев сумел починить их к 1815 году.
Современные куранты Спасской башни изготовлены к марту 1852 года. К тому времени износ английских часов определялся как критический. Создание важнейшего часового механизма Кремля было доверено заводу братьев Буденопов. Работы велись с декабря 1850 года, при этом удалось использовать часть старого механизма и применить современные достижения часового мастерства. Дубовый корпус часов заменен на литой чугунный, а механические детали изготовлены из износостойких сплавов, рассчитанным на перепады температур в течение года. Перезвон курантов обеспечил игральный вал, от которого к 48 колоколам протянули канаты. Вскоре были выбраны и мелодии: это «Марш Преображенского Полка» в 6 и в 12 часов, гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» в 3 и в 9. Эта музыка звучала со Спасской башни до революции 1917 года.
Во время инаугурации Б. Н. Ельцина в 1996 году Спасские куранты исполнили мелодию, с этого времени в 12 и 6 часов они играли «Патриотическую песню», а в 3 и 9 часов мелодию «Славься» М. И. Глинки.
В 1999 году была проведена крупная реставрация часов — с восстановлением облика верхнего яруса, покрытием стрелок и цифр золотом. К концу года настроена мелодия государственного гимна Российской Федерации (вместо «Патриотической песни»).
Звезда на Спасской башне
До звезды башню венчал двуглавый орел: с 17 века до 1935 года. По разным причинам орла приходилось неоднократно обновлять.
Советская пятиконечная звезда с серпом и молотом по эскизу Федора Федоровских была установлена на Спасской и других башнях Кремля в августе 1935 года. Эти первые звезды были выполнены из нержавеющей стали и красной меди, изображение серпа и молота выложено из уральских самоцветов, покрыто золотом. Еще одно украшение звезды — лучи, расходившиеся от центра к вершинам.
На практике самоцветные медно-стальные звезды оказались неудачным решением: они быстро потускнели, поэтому менее чем через два года было заменить их. Однако первая Спасская звезда в отличие от многих современниц сохранилась, сейчас она венчает шпиль столичного Северного речного вокзала.
Светящаяся рубиновая звезда на Спасской башне зажглась 2 ноября 1937 года. Звезда с размахом лучей 3,75 метра — двуслойная, с оправой из нержавеющей стали: внутренний слой выполнен из стекла молочного цвета, наружный — из рубинового. Автономные лампы защищены от перегрева, заменены на современные во время комплексной реставрации 2014 года.
С распадом СССР неоднократно поднимался вопрос о возвращении на башню двуглавого орла, он и сейчас остается открытым.
Фестиваль «Спасская башня» в Москве
Международный военно-музыкальный фестиваль, названный в честь Спасской башни, проводится в Москве с 2006 года. Время проведения: конец августа — начало сентября, перед Днем города. Продолжительность фестиваля меняется каждый год. Билеты на фестиваль продаются по дням, на первый и последний стоят дороже.
В этом крупном фестивале участвуют военные оркестры, выступают подразделения почетной охраны первых лиц стран, фольклорные музыкально-танцевальные коллективы в национальных костюмах.
Главное событие фестиваля — масштабный концерт на Красной площади, перед Спасской башней. Именно на этом концерте можно увидеть лучшие выступления военно-музыкальных коллективов из России, стран СНГ, Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии.
Как добраться до Спасской башни в Москве
Открытый для туристов вид на Спасскую башню вблизи открывается с Красной площади, так как доступ к башне не входит в стандартные экскурсии по Музею-заповеднику Кремля. Соответственно, и добираться желательно до Красной площади, а не до входа в Кремль через Троицкую башню.
Самый быстрый способ добраться до выходящей на Красную площадь Спасской башни — на метро до станций «Охотный ряд», «Театральная» или «Площадь Революции». Эти станции входят в один пересадочный узел метрополитена, поэтому стоит выбрать ближайший выход — № 7 «Охотного Ряда», от него до подножия башни — менее 500 метров пешком.
На автобусах добираться нужно до остановки «Красная площадь» по улице Варварка. Подойдут рейсы № 158, м5.
Спасская башня с часами хорошо заметна и узнаваема издалека, но все же рекомендуем свериться со схемой расположения кремлевских башен:
Удобный вариант для тех, кто хочет узнать как можно больше об истории Спасской башни и при этом не упустить из виду другие достопримечательности, — обзор Спасской башни с экскурсией по Кремлю и Красной площади. Предложения от гидов — на проекте Эксперты.Туристер.Ру.
Панорама «Спасская башня» на Google Maps
Видео «Спасская башня и Кремль в Новый год»
Спасская башня Московского Кремля
Часы, начинающие отсчет нового года
Эта башня знакома практически всем: ее куранты — первое, что видят россияне в Новом году. Это главный циферблат, по которому сверяет время вся страна. А сама Спасская башня уже давно стала символом России.
Спасскую башню (высота со звездой — 71 метр) построил в 1491 году архитектор Пьетро Антонио Солари. Об этом сообщает памятная надпись на латыни — первая в Москве мемориальная доска.
Сначала башню называли Фроловской — по церкви Фрола и Лавра на Мясницкой, к которой вела дорога от башни. Церковь не сохранилась. Не сохранилась и тюрьма, где томились участники соляного и медного бунтов.
Вскоре к прежним причинам недовольства добавились новые: затянувшаяся война против Польши и обесценивание медных денег. Пытаясь выйти из финансового кризиса, правительство выпустило медные деньги, сравняв в цене с серебряными. Из-за этого цены выросли, и появилось много фальшивок. В ночь на 25 июля 1662 года в людных местах Москвы появились «воровские листы», которые обвиняли родственников царя. Над городом поплыли звуки набата, а толпа устремилась в село Коломенское к Алексею Михайловичу.
Царь уже было уговорил народ разойтись, но к бунтовщикам добавилось подкрепление. Тогда «тишайший» царь приказал расправиться с бунтовщиками. Много людей пострадало, но медные деньги были отменены.
Напоминают о том времени клады, найденные советскими археологами на Красной площади. Один из них содержал 33 000 серебряных монет времени Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.
Название Спасской башне дали по надвратной иконе Спаса Смоленского.
Слева и справа от Спасских ворот до 1925 года находились часовни — часовня Великого Совета Откровение (Смоленская), и часовня Великого Совета Ангел (Спасская). От ворот Спасской башни уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. Все крестные ходы из Кремля шли через эти ворота, все правители России, начиная с Михаила Федоровича, перед коронацией проходили через них. Поэтому Спасские ворота называли еще Царскими или Святыми.
В XVII веке икона стола в специальном киоте, и строго-настрого запрещалось проходить через ворота Спасской башни в головном уборе или проезжать верхом на лошади. За «забывчивость» били батогами или заставляли класть 50 земных поклонов. При этом когда Наполеон проезжал через Спасские ворота, порыв ветра сорвал с него треуголку. А когда французы в 1812 году пытались похитить драгоценный оклад с иконы Спаса Смоленского, произошло чудо: приставленная лестница упала, а святыня осталась невредима.
Но в советское время икона исчезла со Спасской башни и до 11 мая 2010 года считалась утраченной. На ее месте был заштукатуренный белый прямоугольник. А при реставрации башни стало ясно, что икона Спаса Смоленского не утрачена, а спрятана. Архитектор Константин Аполлонов, выполняя приказ уничтожить живопись, скрыл образ под сеткой-рабицей и слоем бетона. Так спасли икону, и сохранность образа составила 80%.
Теперь икона Спаса Смоленского вновь над воротами Спасской башни. А из дневников Н.Д. Виноградова становится ясно, что сам комендант Кремля разрешил скрыть иконы любым способом, лишь бы не было видно.
В XVI веке на Спасской башне установили фигуры львов медведей и павлинов. Сейчас считается, что это были символы царской власти (львы и единороги). Они сохранились, хотя и пострадали в 1917.
А еще в XVI веке на Спасской башне появились фигуры обнаженных людей. А церковь на Руси даже обычных фигурных изображений не допускала! Правда, при царе Михаиле Федоровиче их наготу стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. Но нам этот курьез не увидеть — его не пощадили время и пожары. Сами статуи использовали как камни для фундамента.
А во времена Петра I возле Спасской башни на Красной площади появились манекены с образцовой одеждой французского и венгерского кроя. Рядом стояли стражники и, при отсутствии у направляющихся в Кремль надлежащей одежды, ножницами укорачивали полы и бороды.
На Спасской башне в XV веке появились первые в России часы. А в конце XVI века часы были еще на двух башнях Кремля — Троицкой и Тайницкой.
В 1585 году при всех этих башнях находились на службе часовщики. В 1613-1614 годах часовщики упоминались еще и при Никольской башне. Работа эта была очень ответственной и требовала соблюдения правил: алкоголь не пить, в карты не играть, вином и табаком не торговать, с воровскими людьми не общаться.
В то время циферблаты часов были огромными, чтобы по ним могли узнать время все, у кого не было личных часов. То есть течение времени в городе зависело от часов на кремлевских башнях. Минутной стрелки на часах не было, но они все равно могли спешить или отставать на пару часов — это зависело от поспешности часовщика, который каждый час вручную переводил стрелки. Отсчет времени шел еще интереснее: сутки делились не пополам, а на день и ночь. Летом день начинался в 3 часа утра и заканчивался в 8 вечера, потому и циферблат был рассчитан на 17 часов.
Первые механические часы для Спасской башни создал Галловей. Они весили 400 кг. По контуру расписанного «под небо» циферблата располагались арабские цифры и церковнославянские буквы, обозначавшие числа в допетровской Руси. При этом вращался циферблат, а стрелка смотрела строго вверх.
Иногда часовщики обзаводились хозяйством прямо при башне. Так на Спасской башне часовщик построил себе избушку, разбил огород и развел кур. И этим вызвал огромное неудовольствие властей и жителей города.
Часы на Спасской башне служили верой и правдой, пока не были проданы в Ярославль. В 1705 году по указу Петра I в Кремле установили новые часы с циферблатом на 12 часов, выписанные из Амстердама. Какую мелодию исполняли эти куранты — неизвестно. Да и недолго они радовали москвичей перезвоном: часы часто ломались, а после пожара 1737 года пришли в негодность. А так как столицу перенесли в Петербург, с ремонтом не спешили.
В 1763 году в Грановитой палате нашли большие английские куранты и пригласили для их установки немецкого мастера Фатца. И вот в 1770 году кремлевские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин».
Во время пожара 1812 года эти часы повредили. Через год часовщик Яков Лебедев предложил отремонтировать куранты, и в 1815 году часы запустили вновь. Но все же время их не пощадило.
Новые куранты изготовили в 1851-1852 годах на русском заводе братьев Бутеноп. Использованы некоторые старые детали и все наработки часового дела того времени.
Исполнение мелодии возложили на игральный вал — барабан с отверстиями и штифтами, связанными канатами с колоколами под шатром башни. Для этого пришлось с Троицкой и Боровицкой башен снять 24 колокола и установить их на Спасской, доведя общее количество до 48.
В 1913 году к 300-летию дома Романовых куранты на Спасской башне отреставрировали.
Сначала для ремонта курантов обратились в компанию Буре и Рогинского, но те запросили 240 тысяч золотом. Тогда власти обратились к кремлевскому слесарю Николаю Беренсу, который знал устройство курантов (он был сыном мастера из компании «Братья Бутеноп»). К июлю 1918 года Беренс снова запустил куранты. Но так как он не разбирался в музыкальном устройстве часов, настройку звона поручили художнику и музыканту Михаилу Черемных. Конечно же, предпочтение отдали революционным мелодиям, поэтому куранты стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа — «Вы жертвою пали…». В августе 1918 года комиссия Моссовета приняла работу, прослушав трижды каждую мелодию с Лобного места.
Но в 1930-х годах комиссия признала звучание курантов неудовлетворительным: изношенный механизм боя и морозы сильно искажали звучание. Поэтому в 1938 году часы на Спасской башне снова замолчали.
В 1941 специально для исполнения «Интернационала» смонтировали электромеханический привод, но и он не спас музыкальный строй. В 1944 году по указанию И.В. Сталина часы на Спасской башне пытались настроить на исполнение нового гимна на музыку Александрова, но и это не удалось.
Крупная реставрация механизма курантов с остановкой на 100 дней прошла в 1974 году, но и тогда музыкальный механизм не тронули.
В 1991 году Пленум ЦК решил возобновить работу курантов на Спасской башне, но выяснилось, что для исполнения гимна СССР не хватает 3 колоколов. К задаче вернулись в 1995.
Тогда новым гимном планировали утвердить «Патриотическую песню» М.И. Глинки, и в 1996 году во время инаугурации Б.Н. Ельцина куранты на Спасской башне после традиционного перезвона и отбивания часов вновь заиграли после 58 лет молчания! И хотя на звоннице осталось всего 10 колоколов из 48, недостающие заменили металлическими билами. В полдень и полночь, 6 утра и 6 вечера куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а в 3 и 9 часов утра и вечера — мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. После реставрации 1999 года часы на Спасской башне вместо «Патриотической песни» стали исполнять государственный гимн РФ.
Куранты на Спасской башне уникальны и являются полностью механическими.
Диаметр циферблата — 6,12 метров. Циферблат такой огромный, что через него может пройти поезд Московского метро! Высота римских цифр — 0,72 метра, длина часовой стрелки — 2,97 метров, длина минутной стрелки — 3,27 метров. Весь часовой механизм занимает 3 из 10 этажей башни.
Вес часов на Спасской башне — 25 тонн, а приводят его в действие 3 гири весом от 160 до 224 кг. Сейчас их с помощью электромотора поднимают дважды в сутки. Точность хода достигается благодаря маятнику весом 32 килограмма. При этом переводили стрелки на зимнее и летнее время только вручную (для перевода часа назад куранты просто останавливали на 1 час). И хотя точность хода практически безукоризненна, все же за часами следит Астрономический институт на Воробьевых горах.
Механизм боя часов состоит из 9 четвертных колоколов (около 320 кг) и 1 колокола, отбивающего полный час (2 160 кг). Каждые 15, 30, 45 минут часа перезвон играется 1, 2 и 3 раза соответственно. А в начале каждого часа кремлевские куранты вызванивают 4 раза, и следом большой колокол отбивает часы.
Музыкальный механизм курантов состоит из программного медного цилиндра диаметром около 2 метров, который вращает гиря весом более 200 кг. Он усеян дырочками и штифтами в соответствии с набранными мелодиями. Барабан при вращении заставляет штифты нажимать на клавиши, от которых тянутся тросы к колоколам на звоннице. Ритм сильно отстает от оригинала, поэтому узнать мелодии непросто. В полдень и полночь, 6 и 18 часов исполняется гимн РФ, в 3, 9, 15 и 21 час — мелодия хора «Славься» из оперы М. Глинки «Жизнь за царя».
Часы на Спасской башне стали не только символом Москвы, но и символом всей России.
Кстати, первая в России газета тоже называлась «Куранты». Она начала выпускаться в XVII веке и представляла собой длинный рукописный свиток. Он был склеен из листов, на которых записывали самые интересные сведения, собранные Посольским приказом — их сообщали посланники России в других государствах.