Что находится внутри пианино какой металл
Какой металл содержится в пианино и сколько
Когда пианино перестало «петь», у него есть два пути. Первый – ремонт, но зачастую у старых музыкальных инструментов он равен по стоимости новому устройству, второй – утилизация. Однако вынести крупногабаритный инструмент не так-то просто из квартиры, не говоря уже о доставке на свалку. Для этого понадобится несколько человек и грузовая техника. К тому же за такое изделие, скорее всего, придется доплатить при сдаче. Всех этих трат и сложностей можно избежать. Оптимальный выход – сдать пианино на металлолом. Ведь деревянное оно только снаружи.
Ценность металла
У наиболее дешевых моделей не стоит ожидать в составе много цветного металла. Как правило, в них применяется чугунная рама и стальные комплектующие (их не так много). У более именитых инструментов в составе может быть медь. Остается только вопрос – как разобрать изделие, чтобы это было удобно и впоследствии выгодно? Желательно привлечь специалистов, так как самая ценная рама крепится к корпусу довольно сложным образом. И требуется особая аккуратность, чтобы не раздробить чугун.
Узнать цены на черный лом
Устройство пианино
Из многочисленных разновидностей фортепиано, существовавших с момента возникновения этого вида струнного клавишного ударного инструмента (начало XVIII века), до наших дней дошло только две: рояль и пианино. Об устройстве рояля мы говорили в предыдущей заметке, настало время понять устройство пианино.
Рояль и пианино
Рояль можно считать прямым продолжением развития молоточкового фортепиано. В нем сохранились многие отличительные признаки характерные его предшественникам: крыловидный корпус и горизонтальное расположение струн, конструктивные особенности механики и др.
Пианино же было почти изобретено заново – на рубеже XVIII-XIX веков филадельфийским мастером Джоном Айзеком Хокинсом (Hawkins). Правда, пианино имело богатую предысторию в виде различных форм вертикальных клавиров, начиная от так называемого клавицитериума (клавесин с вертикально расположенными струнами и корпусом, XVI в.) и заканчивая разнообразными формами фортепиано конца XVIII века (т.н. «пирамидальные», «жирафовые» фортепиано и т. п.)
Главное конструктивное отличие пианино заключается в вертикальном расположении струн, деки и механики. И, как следствие, – малые габариты и компактность, удобство вписать инструмент в интерьер, относительно дешевое производство и, соответственно, умеренная стоимость. Одним словом, само название инструмента говорит за себя: «пианино» с итальянского pianino – как уменьшительная форма от piano[forte]. Лайт версия фортепиано.
Устройство пианино будем рассматривать по шести главным составляющим: Клавишный механизм, Резонансная дека, Стальные струны, Чугунная рама, Деревянный корпус и Педали.
Клавишный механизм
Клавишный механизм пианино состоит из собственно клавиш (как правило, их 88, хотя может быть и 85), молоточков, демпферов и системы передаточных рычагов – так называемой фортепианной механики. Как и в рояле механика пианино занимает ключевое значение в устройстве инструмента, делая из него форте-пиано, т.е. инструмент способный передавать различные динамические оттенки, плавно переходить от forte к piano и обратно.
При этом конструкция механики по своей сложности (обилию деталей, частей и различных используемых материалов) может лишь немногим уступать рояльной. Так, к примеру, в нажатии клавиши пианино принимает участие коло 70 деталей, при этом в общей сложности в механике пианино можно насчитать до 6000 частей.
Современная механика пианино была разработана лондонским мастером Робертом Уорнумом (Wornum), получившим патент в 1842 году, этот год можно считать моментом рождения современного пианино.
Все особенности механики пианино, как и следовало того ожидать, связаны с вертикальным ее расположением. При этом, так же как и в рояле, в ней присутствуют все основные элементы первого молоточкового фортепиано работы легендарного итальянского мастера Бартоломео Кристофори, создателя знаменитого Gravecembalo col piano e forte.
Особенностью механики пианино помимо всего прочего стало использование специальных оттягивающих ленточек (бентиков), обеспечивающих с одной стороны связь фигуры и шпиллера, с другой – правильную репетицию молотка; а также устройство системы демпферов.
Ниже приводится подробное описание работы механики пианино.
При нажатии на клавишу ее задняя часть поднимает фигуру молоточкового механизма (1) вверх вместе с подвижно закрепленным на ней шпиллером (2). Шпиллер передает движение еще выше – на шультер (3), в результате чего молоточек (4) начинает движение в сторону струн.
Непосредственно перед самым моментом удара молоточка по струнам передача силы удара с клавиши через фигуру и шпиллер на шультер прерывается. Это происходит благодаря короткому плечу шпиллера (5), заставляющему шпиллер (2) отклониться и выйти из-под шультера (3), в то время как клавиша, на которую мы нажали, продолжает движение вниз.
Ударив по струнам, молоточек отскакивает назад и где-то после трети обратного пути он подхватывается фенгером (7) за контрфенгер (6) расположенный на шультере. Этому движению назад способствует предварительно натянутая пружина шультера (8). Бентик (9) соединяет шлейф бентика (10) с контрфенгером (6).
Демпфирующий механизм располагается под молоточками перед струнами. Пружина демпфергальтера (11) обеспечивает достаточное давление прижима, чтобы заглушить звучание струн. На верхнем конце демпфергальтера располагается демпферная колодочка (12). Сила удара по клавише передается через фигуру (1) и демпферную ложку (13) на нижний конец демпфергальтера, в результате чего демпферная колодочка отходит назад, позволяя струнам резонировать.
Описанная система демпферов, так называемая нижнедемпферная, была изобретена уже в первой половине XIX века. Сегодня она используется во всех механиках пианино. Ранняя форма системы демпферов, которая правда применялась вплоть до 20-х годов XX века, имела название верхнедемпферная. В этой системе демпферная колодочка располагалась над молоточком в верхней точке струнного хора, и как следствие система отличалась весьма посредственным глушением, что особенно заметно при игре стаккато.
Вот видео, на котором наглядно показано, как работает механика пианино:
Резонансная дека
Резонансная дека обеспечивает силу и богатство звучания пианино. Представляет она собой деревянный щит, который располагается под струнами инструмента, внутри его корпуса, приклеенный к футору. Дека пианино изготавливается из ели (бывают, правда, исключения). Необходимый размер деки получается за счет склеивания дощечек ели в прямоугольный щит, толщина которого около 1 см.
Для того, чтобы обеспечить сопротивляемость натяжению струн (в пианино оно достигает 16 тонн), а также для распределения энергии колебаний по всей площади резонансной деки, последней придают куполообразность с обращением в сторону струн, за счет приклеивания специальных ребер жесткости «рипок», которые застругиваются по приклеиваемым поверхностям дугообразно, чтобы придать деке необходимую форму, и сужаются к концам, чтобы придать ей эластичность.
Еще к деке приклеивается «штег» – подставка для струн, посредством которой колебание от последних передается уже самой деке. Особенность басового штега пианино, как и малых роялей, заключается в наличии так называемого мостика штега, за счет которого удается значительно выше перенести точку соприкосновения штега с декой от края последней (невыгодного в плане резонанса места). Сам штег может быть изготовлен как из массивной древесины, так и из многослойной.
Стальные струны
Источником звука в пианино являются стальные струны. Совокупность струн каждого отдельного тона принято называть «струнным хором», при этом в пианино вверх по диапазону, как правило от нот e-es (в малогабаритных может быть от gis) хор состоит из трех струн, в нижнем регистре – по две, а самые низкие ноты имеют в хоре всего лишь по одной струне. Современная стальная проволока обладает очень высоким качеством по всем параметрам: прочность, чистота поверхности, упругость и однородность.
Чтобы не делать струны для низких звуков чрезмерно длинными, используют так называемые витые струны – на тонкую основную струну (керн) навивают мягкую медную проволоку. В результате чего достигается толщина необходимая для получения низких звуков, при этом сохраняется необходимая эластичность струн.
В общей сложности струнная одежда пианино будет насчитывать около 2.5 кг стальной и 3 кг медной проволоки.
Струны, проходя через штег, одним концом закрепляются на настроечном колке (вирбеле), другим – на рамном штифте. Рабочий участок струны ограничиваются с одной стороны струнным порожком (клангштабиком) с прижимным каподастром или аграфом, с другой – штегом.
С середины XIX века, для более рационального использования пространства внутри инструмента, а также для равномерного распределения натяжения по поверхности рамы, струны стали протягивать крест-накрест друг над другом. В рояле это нововведение стало применяться с середины XIX века, в пианино же перекрестная система стала использоваться только спустя многие десятилетия позже, поскольку ее применение на первых порах серьезно ухудшало акустические свойства инструмента.
Чугунная рама
Чугунная рама – одна из важных составных частей пианино. Ее основная функция заключается в том, чтобы принимать на себя суммарное натяжения струн инструмента, которое в пианино может превышать 16 тонн.
Первоначально эту роль своеобразного остова инструмента выполнял футор, но постепенно рама все больше и больше стала принимать на себя силу натяжения струн. Первое время чугунная рама была упорной, без верхней обвязки, доходила только до вирбельбанка. С 1930 года появились конструкции так называемых «панцирных» рам для пианино, позволяющих вовсе отказаться от футора, за счет чего удалось существенно уменьшить глубину инструмента.
Вес чугунной рамы пианино может достигать 80 кг.
Деревянный корпус
Деревянный корпус пианино вмещает в себя все перечисленные до этого компоненты. Состоит он из футора с приклеенными к нему сторонками и цокольным полом, и всех съемных деталей.
Футор представляет собой стабильную деревянную основу инструмента, включает в себя балки и шпрейцы футора (массивные распорки), постель деки (кромка футора для приклеивания деки). Служит местом крепления деки и чугунной рамы. Как правило, футор пианино изготавливается из сосны, постель деки из бука или граба.
Помимо прочих важных компонентов пианино, расположенных в его корпусе, здесь же к футору приклеивается и так называемая колковая доска (вирбельбанк), с просверленными в нем отверстиями и вбитыми в них настроечными колками (вирбелями), поворачиванием которых производят настройку инструмента. Современный вирбельбанк склеен минимум из трех или пяти слоев твердой древесины.
Поскольку фортепиано является в некотором смысле и предметом интерьера, наружная отделка корпуса пианино, его оформление часто несут на себе элементы дизайна и воплощение смелых художественных замыслов. Такой подход существовал всегда, хотя с середины XIX века и особенно в XX веке инструменты стали приобретать более скромную и строгую внешность. На сегодняшний день некоторые фирмы могут изготовить корпус инструмента по эскизам самого покупателя.
Педали
Педали пианино представляют собой устройства рычажного типа, управление которыми осуществляется ногами. Первым, кто был упомянут в связи с изобретением педалей фортепиано, был Адам Бейер из Лондона, который в 1781 году получил патент на педаль «форте» (правая педаль).
Современное пианино в большинстве своем имеет две или три педали.
Правая педаль отодвигает весь комплект демпферов от струн, так что после отпускания нажатых клавиш соответствующие струны продолжают звучать, при этом все остальные неприглушённые струны начинают резонировать, что делает звучание более полным. Поэтому правую педаль не совсем верно еще называют педалью «форте».
Левая педаль сдвигает молоточки к струнам примерно на одну треть или половину их хода, сокращая между ними расстояние. Таким образом уменьшается сила удара молоточков по струнам и облегчается игра пианиссимо. В отличие от рояля, использование левой педали на пианино не влияет на тембр.
Средняя педаль может иметь разные функции. В большинстве случаев она управляет модератором, но также это может быть и педаль «состенуто», хотя подобная функция в пианино встречается достаточно редко.
Модератор представляет собой полоску мягкого войлока, вдвигаемого между молотками и струнами, за счет чего происходит существенное глушение звука, которое может пригодиться, например, во время упражнений. Педаль «состенуто» служит для фиксации в приподнятом состоянии той части демпферов, которая уже была приподнята к моменту нажатия педали.
В некоторых пианино с верхнедемпферной системой можно было с помощью педали сдвигать в сторону всю механику (кроме демпферов), в результате чего молоточки ударяли не по всем струнам хора, как это происходит в современном рояле.
Раньше нередко в пианино использовался так называемый клавесинный эффект, также управляемый педалью. При нажатии педали короткие полоски фильца с укрепленными на их концах латунными скобками помещались между струнами и молоточками.
Схема устройства пианино
1. Механика 2. Резонансная дека 3. Стальные струны 4. Чугунная рама 5. Боковая стенка 6. Шпрейцы футора 7. Педали 8. Штег дискантовый 9. Штег басовый с мостиком 10. Рамные штифты 11. Рипки 12. Клангштабик с прижимным каподастром 13. Вирбельбанк (на рисунке находится за панцирной рамой) 14. Ролик или опорная колодка 15. Клавиатурный клап 16. Консоль 17. Крышка 18. Клавиатура 19. Вирбели
Формирование цены
Второй вопрос при сдаче пианино на металлолом – сколько за него можно выручить? Учитывая бесплатный демонтаж и доступную доставку, в среднем одно пианино может обойтись приемщику в 300–1000 рублей. Все зависит от количества и типа металла.
Давайте посчитаем. Итак, вес нашего устройства 100 кг. Дерево занимает как минимум 30%. Соответственно, металла в пианино может быть порядка 50–70 кг. Учитывая то, что стоимость чугуна (который занимает львиную долю) составляет от 9 до 11 тысяч за тонну (за 1 кг получается 9–11 рублей), цена всего пианино на металлолом – от 450 до 800 рублей.
Эти цифры могут отличаться в зависимости от самого инструмента, его веса и типа входящего в состав металла. Потому их можно использовать лишь в ознакомительных целях. Для более детальной информации стоит обращаться в пункты приема. Например, в Казани организовала более пяти оборудованных точек, где человек может не только сдать лом, но проконсультироваться и даже заказать дополнительную услугу по демонтажу и вывозу инструмента.
Последовательность разборки фортепиано
Чтобы утилизировать нерабочий инструмент, его целесообразно разобрать, поскольку выносить его легче частями. Несмотря на кажущуюся простоту этот процесс требует навыков и соблюдения правил. В интернете размещены подробные инструкции с указанием этапов процесса и названий частей пианино.
Стоит отметить, что разборка фортепиано для утилизации и для транспортировки отличается. В первом случае, от пианино почти ничего не остаётся, во втором – снимаются только крупные элементы, которые не влияют на функциональность.
При утилизации не нужна аккуратная работа. Сохранить можно только те детали, которые пригодятся.
Разборка утилизируемого инструмента проходит следующим образом:
Что остаётся после разборки пианино и куда это можно сдать?
Фортепиано состоит из множества элементов, часть которых можно использовать.
Неповрежденные крышки и панели используют для создания мебели (бар), элементов интерьера (полки, перегородки). Чугунную плиту, как правило, сдают в металлолом. Поскольку вес, обуславливает высокую цену в пунктах приёма лома. Струны, молоточки, петли, болты используют как замену различных деталей (приобретают для ремонта других инструментов).
Как сдать инструмент на металлолом?
После доставки оборудования на базу его необходимо проверить. Делается это с целью возможного определения вредных примесей в металле, высокой радиоактивности, а также для расчета выплаты. Всего процедуру можно разбить на несколько частей:
Причем деньги передаются несколькими способами в зависимости от получателя. Если им является частное лицо, деньги отдаются наличными. Если же изделие сдается от имени компании, тогда будет отправлен безналичный перевод на расчетный счет.
Утилизация пианино
В свое время каждый человек, имеющий в собственности пианино, сталкивается с необходимостью его утилизации, так как каждый музыкальный инструмент характеризуется свойством изнашиваться и утрачивать технические параметры от длительной эксплуатации. Среди самых распространенных проблем пианино можно перечислить: плохую фиксацию колкового механизма, образование трещины в чугунной раме устройства, делающих его непригодными для продажи.
Одним из самых простых вариантов выхода из данной ситуации является банальный выброс вышедшего из строя инструмента на свалку, но принимая в расчет габариты данного изделия, это решение является также достаточно затратным с финансовой точки зрения. В данном случае оптимальная утилизация пианино представляется в его демонтаже, требующем правильного подхода, и последующей сдаче на металлолом, что некоторым образом сможет окупить затраты на его приобретение и многолетнее содержание в рабочем состоянии.
Правила вывоза
Для того чтобы утилизация пианино не преобразовалась в фарс, сопровождающийся криками жены относительно покалеченной квартиры и отдавленных пальцев рук и ног ее любимого папы и брата, рекомендуется обращаться за помощью к квалифицированным компаниям, специализирующихся на решении проблем данного рода. Преимущества данного решения заключаются в том, что профессионалы обладают опытом в обращении с крупногабаритными предметами на самом высоком уровне.
Тем самым, исключается нанесение повреждений внутренней отделки помещения, а также имеют в своем распоряжении большой автомобильный парк, тем самым исключая необходимость вам носиться по городу в поисках «карпалы», согласного перевезти ваше пианино. Профессионалы самостоятельно и, что немаловажно, аккуратно вынесут вашу крупногабаритную мебель с любого этажа, качественно закрепят на кузове или внутри транспортного средства и вывезут на утилизацию. В итоге лично вам не нужно будет искать место, куда вывезти вышедший из строя музыкальный инструмент, в данном случае пианино или потерявшую свою актуальность крупногабаритную мебель.
Некоторые более экономные граждане выносят пианино из дома собственными силами, правда сил хватает только на то, чтобы дотащить его до ближайшего мусорника. После чего платят немалый штраф, сводящий всю экономию не только на ноль, но и в убыток, так как утилизация данных предметов домашнего обихода в местах общественного пользования запрещена на законодательном уровне со всеми вытекающими последствиями. К тому же следует учитывать, что оставлять подобный мусор во дворе означает вносить свой вклад в загрязнение окружающей среду, где, между прочим, гуляют дети и не только соседские, но и собственные. В то время как многие компании специализирующиеся на утилизации ТБО в случае с утилизацией пианино и некоторых видов мебели не берут никакой платы за свои услуги.
Сдаем пианино на металлолом — цена и нюансы
Еще лет 50 назад для людей пианино в доме означало духовную ценность и роскошь. Времена изменились, и теперь даже бесплатно оно уже никому не нужно. Вот и встает проблема, как избавиться от громоздкой обузы. Вариантов несколько и один из них – сдать пианино на металлолом.
Почему возникает проблема
Если музыкальный инструмент находится в рабочем состоянии, тогда за ненадобностью его можно продать или подарить. Но если пианино использовалось представителями нескольких поколений или нарушались условия эксплуатации, то могла произойти поломка, несовместимая с «жизнью» инструмента, а именно:
Утилизация громоздкой вещи – большая проблема, особенно в условиях многоквартирного дома. Во двор пианино выставить нельзя, а коммунальная служба не вывезет – габариты инструмента не позволяют. Придется платить за услуги специального транспорта. Для спуска с этажей потребуются грузчики и специальное снаряжение. Мало, что пианино тяжелое, так еще его форма неудобна для транспортировки.
Разумная утилизации фортепьяно
Если сложить 2 фактора: сколько весит пианино плюс плата грузчикам и перевозчику, то вывоз инструмента окажется экономически невыгодным вариантом. Единственное решение – разобрать фортепьяно прямо в квартире и вынести по частям. Металлические детали сдаются в металлолом, полированным доскам умелец может найти применение. В таком случае затраты на утилизацию окупятся и даже получится прибыль.
Этапы демонтажа
Конечно, разбирать пианино удобнее в подсобном помещении или на улице, но в силу вышеизложенного чаще приходится заниматься этим в квартире. Прежде, чем приступить к демонтажу, необходимо максимально освободить пространство, застлать в несколько слоев пол ветошью либо другим ненужным материалом, чтобы не повредить напольное покрытие.
Для работы потребуются такие инструменты:
Необходимо также обозначить место для складирования демонтированных частей.
Разборка фортепьяно состоит из 3-х этапов: демонтаж корпуса, струн, чугунной станины. Работать лучше вдвоем (вес пианино составляет 250-300 кг, масса чугунной основы может быть 70-120 кг).
Снятие деревянных деталей
Нижняя и верхняя передние крышки фиксируются с помощью вертушек, поэтому вынимаются после поворота крепежей. Чтобы снять крышку клавиатуры, ее нужно потянуть на себя.
Затем действуют в следующей последовательности:
В нежилых помещениях можно упростить работу, распилив деревянный корпус ручным или электрическим инструментом.
Снятие струн
Настроечным ключом ослабляют струну, тонкой отверткой поддевают ее конец и снимают с колка. Если нет ключа, можно прибегнуть к помощи кусачек (арматурных ножниц) или болгарки. Ими отделяют вначале толстые, затем тонкие струны. Цена сдачи пианино на металлолом будет выше, если снять струнную оплетку и присовокупить ее к чугунной станине.
Пользуясь кусачками, нужно проявить максимальную осторожность, так как натянутая стальная проволока может «выстрелить». Поэтому до этого этапа демонтажа молоточки не удаляют.
Демонтаж станины
Специалисты советуют демонтировать чугунную раму, когда она находится в горизонтальном положении. Предварительно выкручиваются все колки, на которых крепились струны, снимаются педали. Затем в ход идут ломы. Их просовывают под чугунную панель с обоих боков и приподнимают поочередно. В результате станина «сползает» на пол. Действовать нужно предельно аккуратно, чтобы чугун не раскрошился, а высвободившаяся рама не придавила ноги.
Сколько стоит сдать фортепьяно в металлолом
В случае его сдачи в цельном виде на пункте приема вторсырья посчитают лишь, сколько весит станина из чугуна. И цифра эта, что называется, берется с потолка. Правда, еще можно учесть педали и колесики, но это ничтожно малая стоимость (если только они не из дорогого металла).
Если же посчитать, сколько цветного металла в пианино, то может получиться неплохая выгода. Смотря из чего сделаны струны (а точнее, их оплетка), используется 2,5-3 кг меди, латуни или бронзы. Поэтому после разборки фортепьяно нужно снять медь со струн (или другой используемый металл). Если работать аккуратно, это легко сделать с помощью шуруповерта и пассатижей. Если же оплетку не снять, то струны засчитают, как чермет.
В бюджетных инструментах используется никелированная сталь. В этом случае рассчитывать на дополнительную прибыль не стоит.
Сколько же в таком случае владелец пианино получит в сухом остатке на пункте приема металлолома? Здесь учитывается несколько факторов, например, какой металл в пианино. В реальности, за сдачу цветного металла, из которого сделана оплетка (в басовых струнах она даже двойная), можно выручить не меньше, чем за массивную чугунную раму.
Разобрать пианино на металлолом можно самостоятельно либо пригласить специалистов (даже есть такая профессия – утилизатор пианино). Работа не простая, требует физической силы и максимального внимания, чтобы не случилась травма при демонтаже станины и струн. Кроме этого, необходим хотя бы минимальный навык работы со слесарно-монтажными инструментами.