Что находится внутри маяка
Самый старый маяк Европы. Вид изнутри.
Пытаясь найти хоть немного информации об этом маяке, заявленном в путеводителях как самый старый и самый высокий в Европе, я прошерстил инет ключевыми словами как на русском, так и на инглише, однако не нашел того, чего хотел. Зато выяснил какие виды маяков существуют, и что есть среди них даже категория которую называют «ад». Судя по местоположению маяка в Травемюнде его нельзя причислить к «адовым», но хватит предисловий, заглянем вовнутрь и выясним всю правду!
Маяк входил в нашу культурную программу при посещении городка-курорта Травемюнде на побережье Балтийского моря Германии и я с интересом поднялся на него.
Маяк работает каждый будний день, но нам удалось договориться о его посещении в эту субботу. Плюс от такой экскурсии был в том, что нам никто не мешал рассмотреть подробно как устроен маяк.
Здесь валяется какой-то якорь.
Как гласит эта табличка, маяк был воздвигнут в в 1226 году, потом в разные годы с ним что-то происходило, и наконец в 2004 году из него сделали музей. Кто знает, что там написано?
Почти все источники, (как оказалось не надежные) в один голос твердят, что этот маяк еще и самый высокий. Но я как обычно засомневался, не тянет его высота на 115 метров, как пишут анонимные источники. На самом деле его высота 30 метров. А цифра 115 возникла при переносе функций маяка отсюда на крышу близлежащего отеля, в тридцать с лишним этажей, вот и весь секрет.
Смотритель маяка. Выделил нам для прогулки один час, но мы уложились быстрее.
Старая картина на стене показывает как выглядел маяк пару столетий назад, пока пожар не уничтожил верхнюю, деревянную пристройку. Судя по ней, морское побережье было ближе к нему, чем сейчас.
На втором этаже модели кораблей, фотки, карты.
Третий этаж уставлен различными фонарями.
Модель какого-то маяка, документы и какие-то артефакты на четвертом этаже.
На пятом этаже логово пиратов и рыболовов, судя по предметам. На самом деле, здесь находилась смотровая площадка.
Шестой этаж. Какая-то плетеная корзина с шаром (кто в курсе, что это?).
Компас и разные морские штуковины, специалистов призываю к помощи.
На седьмом этаже линзы Френеля, которые многократно усиливают свет от одной или двух ламп, в нерабочем состоянии.
Отсюда открывается отличный вид! Эх, классно здесь, несмотря на начало ноября, погода радует теплым солнышком.
Вокруг маяка можно обойти. Этот этаж приспособлен именно для огней, показывающий кораблям правильный путь к порту.
Вернемся к маяку. Внутри как и нужно стоит лампа и зеркало.
А это тот самый отель «Маритим», на крыше которого теперь находится маяк, на высоте 115 метров.
Ну все, посмотрели на городок сверху, спускаемся вниз. Пристройка, где живет смотритель, была сделана позже, чем сам маяк.
Время посещения в разные времена года, учтите, если собираетесь поехать в Травемюнде.
На этом все, спасибо что дочитали, а тем, кто поставил плюс отдельная благодарность)
Здесь написано (любительский перевод)
1226 Первое подтверждённое упоминание об этой гавани
1330 Первое подтверждённое упоминание маяка
1534 Разрушен датскими войсками
1539 Заново отстроен более высоким. Предположительно был дровяной открытый костёр, позднее масляная лампа, находящаяся перед позолоченным вогнутым зеркалом
1827 Сгорел купол из-за удара молнии
1903 Замена масляной лампы на электрическую, видимость 16 морских миль
1972 Маяк погашен, так как закрыт построенной рядом высоткой
1974 Зажжён новый огонь на этой высотке, высота 115м
2004 Основан и открыт этот музей
А ТС типичный итальянец. соррян,бро)))
вот маяк, а там какашка
Остров Rugen
Прекрасное место побыть наедине с собой.
Топоним Rügen считается производным от названия германского племени ругов, которые побывали на острове до славян.
Археологические находки указывают на то, что остров был заселён ещё в каменном веке. По всему острову сохранились курганы и камни для жертвоприношений.
Остров и расположенные на нём остатки храма Аркона являются предметом исследований, в том числе, немецких археологов. Остров связывается с местопребыванием племени ругиев или руянов. До XIV века остров был несколько крупнее, чем сейчас: картограф Герард Меркатор писал в своей «Картографии»: «Остров в древние лета многим просторнее был неже ныне, Божиею волею промыла вода сквозь тот остров».
Основными занятиями руян были скотоводство, земледелие и рыболовство. Руяне владели крупным флотом и располагали разветвлёнными торговыми связями со Скандинавией и Прибалтикой, а также совершали военные походы, вели войны по защите своих территорий. Например, некоторые провинции Дании до эпохи короля Вальдемара I платили дань руянам, что и послужило одной из причин войн, которые Вальдемар I вёл с ними. Одно время княжество славян-руян стало столь могущественным и отважным, что руяне стали хозяевами чуть ли не всего Балтийского моря, которое довольно долгое время называлось Морем Ругов.
В ходе этих войн руяне утратили свою независимость в 1168 году, их столица Аркона была разрушена, святилище Свентовита (Святовита) уничтожено. Как свидетельствуют датские летописи, король руян Яромир стал вассалом датского короля, а остров — частью епископства Роскилле. К этому периоду относится первое насильственное обращение руян в христианство.
Общая форма острова достаточно причудлива, берега сильно изрезаны, их изгибы образуют множество заливов, бухт, полуостровов и мысов. Южное побережье Рюгена простирается вдоль берегов Померании. Ширина острова на юге достигает 41 км, максимальная протяжённость с севера на юг — 52 км.
На полуострове Ясмунд на северо-востоке Рюгена расположен одноимённый национальный парк площадью в 3000 гектаров, основанный в 1990 году. Широко известным символом Ясмунда являются меловые скалы, в частности, Королевский трон (Königsstuhl — 118 метров). Самая высокая точка Рюгена — Пикберг (Piekberg — 161 метр).
В настоящее время главной статьёй дохода для острова является туризм. Начало туристскому освоению Рюгена положили минеральные источники в Загарде в XVIII веке. В XIX веке начали развиваться морские курорты, например, в Засснице и — позднее — на побережье от Бинца до Гёрена. Основную публику составляли представители «верхнего среднего» класса.
Помимо туризма, на острове развиты рыболовство и сельское хозяйство.
Мыс Аркона на полуострове Виттов представляет собой северную оконечность острова. Здесь находилось славянское укреплённое поселение с храмом, посвящённым богу Святовиту. Место нахождения городища частично «съедено морем», но земляные валы сохранились.
Западнее от бывшего городища в 1826—1827 годах был построен по проекту Карла Фридриха Шинкеля маяк, самый старый на побережье Мекленбурга-Передней Померании. Сейчас в нём находится музейная экспозиция. Затем в 1902 году рядом был сооружён ныне действующий маяк высотой 36 м
Национальный парк Ясмунд — самое знаменитое место на острове Рюген с меловыми скалами, лесами и пышной зеленью — рай для посетителей, которые хотят насладиться красотой нетронутой природы. Парк открыт для посещений с 9 am до 7 pm, билет для взрослого стоит 6 евро.
Во времена ГДР Рюген сначала стал закрытой зоной, где размещался военный контингент. Затем то, что осталось от военных разрушений, стало местом массового туризма и отдыха. После объединения Германии начали восстанавливать исторический облик курортов, сформировавшийся на рубеже XIX и XX веков. Однако пока перспективы доведения проекта до проектного масштаба не ясны.
Рюген связан автомобильным и железнодорожным сообщением с материковой частью Германии. Около города Штральзунд находится дамба и, открытый 20 октября 2007 года, Штрелазундкверунг, самый длинный в Германии автомобильный мост (4104 м), внешне похожий на «Золотые ворота» в Сан-Франциско. Благодаря значительной высоте центрального пролёта (42 м) под ним свободно проходят самые крупные суда.
Что находится внутри маяка
Маяк, казалось бы, сооружение бесхитростное: стоит себе башня, а наверху у неё свет горит. Но так ли просто всё устроено? Там кто-нибудь живёт? За счёт чего достигается такая яркость? Почему маяк не должен быть слишком высоким? И что, в конце концов, нужно делать: плыть на свет или держаться подальше от него?
Эта статья была опубликована в журнале OYLA №11(39). Оформить подписку на печатную и онлайн-версию можно здесь.
Если кратко, маяк нужен, чтобы корабли благополучно добирались до места назначения. Правда, для этого ему приходится выполнять противоположные функции. Есть маяки, предостерегающие от опасности: они помечают рифы, скалы и береговые линии, о которые судно может разбиться. Также они могут стоять в удобном для распознавания месте, например у входа в порт или в точке, где нужно поменять курс. Если же надо обозначить безопасный проход в гавань, используют сразу два маяка; в этом случае они называются створными. Выходит, не каждый маяк обещает уставшему моряку возвращение на землю, а некоторые из них и вовсе следует обходить стороной.
Предостерегающие маяки часто используют секторные огни — светофильтры, которые окрашивают в разные цвета участки водной поверхности. Белым обозначается безопасная область, красным — сектор слева, зелёным — справа. То есть если корабль видит красный или зелёный свет, ему нужно скорректировать курс, чтобы оказаться в белом секторе.
Что касается парных створных маяков, они располагаются не по обе стороны входа в порт, как можно было бы подумать, а один позади другого. Причём передний стоит немного ниже, поэтому есть курс, на котором оба световых сигнала и наблюдатель оказываются на одной прямой. Именно это направление является правильным, и нужно двигаться так, чтобы верхний огонь не сместился вправо или влево. Таким образом обозначают безопасный маршрут к гавани или по каналу.
Первые маяки (в том числе одно из семи чудес света — Александрийский маяк) ставили только у населённых пунктов, позволяя морякам издалека заприметить нужную гавань и не петлять у опасных скалистых берегов. Массово строить маяки для рифов и мелких островков стали только на рубеже XVII–XVIII веков, когда начала расти трансатлантическая морская торговля.
Как же различать такие противоречивые сигналы? Для этого нужно ориентироваться на местности, уметь читать карту и знать условные световые схемы. Каждый сигнал маяка характеризуется особым сочетанием цвета, фазы (характеристики света) и временного периода. Цвет может быть белым, зелёным (G) или красным (R). Фаза зависит от длительности и интенсивности светового сигнала: постоянный, мигающий и т. д. Период — это время между сигналами.
Обозначение фаз маяка
F —фиксированный свет. Подаётся ровно и без вспышек.
Fl —мигающий свет. Ненадолго вспыхивает, потом выдерживается длительная пауза.
Q —быстрый свет. Мигает очень часто, до 80 вспышек в минуту.
Ос —затмевающийся свет. Вспышки длятся дольше, чем паузы между ними.
Alt —чередующийся свет. Цвет сигнала попеременно меняется.
Iso —равные по времени вспышка и пауза.
Маяки в навигации
Представим, что вы ведёте по морю небольшую яхту. Конец путешествия близок, но спутниковая навигация барахлит. Ночь. Надвигается гроза. Вы открываете карту и видите, что неподалёку находятся два маяка: один отмечает небольшой портовый городок, а второй предупреждает об опасных скалах. Условное обозначение первого — Fl (2) 15s, второго — F.G. Какие световые сигналы вы увидите и какой из них приведёт вас в безопасную гавань?
Разберёмся с первым маяком. Число в скобках (2) означает количество вспышек. Цвета G или R не указаны, значит, маяк будет светить белым по 2 вспышки с перерывом в 15 секунд. Второй же выдаёт постоянный луч зелёного света. Сложно перепутать!
Традиционно мы представляем себе маяк как многоэтажную башню, но это не обязательно так. На равнинной местности, конечно, нужен высокий ориентир, а вот если маяк стоит на скалистом обрыве, он может быть довольно приземистым. Также размер здания зависит от местных погодных условий. Например, если у земли стелется густой туман или низко нависли облака, свет слишком высокого маяка может не пробиться сквозь них, и корабли не увидят сигнал.
В наше время маяки автоматизированы, и обслуживающий персонал обычно занимается только ремонтом и профилактикой поломок. Раньше же у смотрителя было множество обязанностей: включать и выключать свет в должное время, несколько раз за ночь проверять исправность маяка, днём — протирать части светового механизма, а также вести подробный журнал своих действий. На такую методичную работу подходил не каждый, а потому хорошие смотрители маяков ценились на вес золота.
Любая ошибка могла привести к катастрофе: истории известно немало случаев, когда корабль разбивался о скалы возле потухшего маяка. Некоторых смотрителей обвиняли в том, что они специально гасят свет, чтобы поживиться товарами, выброшенными на берег. Эти слухи стали популярным сюжетом в мировой культуре (от романа Дафны Дюморье «Таверна “Ямайка”» до квеста в «Ведьмаке 3»), но в реальности ни одно подобное обвинение не было доказано.
В литературе и кинематографе маяк — символ одиночества, а его смотритель обычно нелюдим и немногословен. На самом деле за редкими исключениями у маяка жили одна или несколько семей. Мужчины учили ремеслу сыновей, так что складывались целые династии смотрителей. В Европе некоторые семьи до сих пор селятся в заброшенных маяках, открывают музеи и небольшие отели. В США и Канаде борются за сохранность устаревших маяков как исторических памятников и принимают законы об их защите.
Свет от керосиновой лампы преломляется, проходя сквозь линзу Френеля, и концентрируется в одном направлении
Современные маяки используют мощные электрические прожекторы, но до XX века смотрители работали с керосиновыми лампами. Сам по себе такой источник света не очень ярок, поэтому его помещали в так называемую линзу Френеля — что-то вроде огромного абажура из множества маленьких кусочков стекла. Отличие линзы Френеля от обычной выпуклой линзы в ваших очках в том, что она состоит из небольших заострённых колец. Свет, падающий на них, преломляется и выходит параллельным пучком.
С развитием спутниковых навигационных технологий необходимость в маяках сходит на нет. И всё же, если на корабле откажет техника, маяк может стать единственным средством спасения от гибели.
Как работает маяк и зачем он нужен в наше время
О чем вы думаете, когда слышите слово “маяк”? Кто-то представит себе GPS-трекер, кто-то — шпионские маячок, кто-то — мигалку на полицейской машине, а кто-то — просто радио Маяк. Но, скорее всего, большинство людей представит именно ту большую красивую башню на берегу моря, окруженную ореолом романтики и стаями голодных чаек. Чтобы вы не представили, но истоки этого слова ведут именно к навигационному сооружению. Если хотите, это первая стационарная навигационная башня. В давние времена она позволяла кораблям не натыкаться на скалы и рифы, а сейчас выполняет эту и некоторые другие не менее важные функции. Эта конструкция сложнее, чем кажется, но важнее, чем можно подумать, просто прогуливаясь по берегу.
Маяки не только красивы, но и функциональны.
Прежде всего, как обычно, стоит понять, что вообще такое маяк и каким определением можно дать ответ на этот вопрос.
Как правило, маяками являются именно стационарные конструкции, установленные на берегу, хотя иногда они бывают плавучими. В этом случае они устанавливаются на специальных понтонах или буях и крепятся якорем ко дну. Выполняемые функции в этом случае схожи с функциями стационарного сооружения.
Когда появился первый маяк
Строительство маяков ведется с древних времен. Когда появился первый из них, сказать сложно, но точно это было примерно в те времена, когда появились более-менее большие корабли и началось массовое движение по воде.
Несмотря на это, есть маяк, который можно назвать самым известным. Им является Александрийский маяк, построенный в III веке до нашей эры. Он даже признан одним из чудес света.
В основе первых маяков лежал огонь. Началось все с того, что греки и финикийцы размечали кострами опасные водные проходы. Постепенно это переросло в стационарные сооружения, в которых в качестве топлива использовались каменный уголь, рапсовое масло и даже керосин.
Важным этапом в истории развития маяков стало появление линзы Френеля, которая позволяла направить поток света в сторону кораблей, но не одним тонким лучом, а в виде рассеянного источника. Так дальность действия маяка становилась существенно выше. Сама линза появилась на свет в 1820 году.
Линза Френе́ля представляет собой оптическую деталь со сложной ступенчатой поверхностью. Она может заменить как сферическую, так и цилиндрическую линзы, а также другие оптические детали, например, призмы.
Если отдельно говорить о других типах маяков, можно отметить, что первый плавучий маяк на реке появился в 1820 году в устье Темзы, а на море только 60 лет спустя. Было это на Северном море.
В истории нашей страны первые маяки появились в восемнадцатом веке. При этом они почти сразу начали появляться не по одному. Наблюдался бурный рост их количества, а связано это было с указами Петра I и развитием флота в тот период. Многие маяки находились в частном владении, но 8 июля 1807 года вышел указ Александра I, согласно которому все они были переведены в подчинение морского ведомства. Только так можно было обеспечить надлежащий уход за столь сложным, но важным сооружением и его своевременно обслуживание.
Так выглядит линза Франеля в маяке.
Все это время за маяками следили специальные люди, которые назывались смотрителями маяков или маячниками, но только в конце тысячелетия у них появился профессиональный праздник — день маячника России. Впервые он был отпразднован 8 июля 1997 года в 190-ю годовщину перевода, про который я говорил выше.
По ту сторону океана, в США, маяки, как и в каждой стране, развивались своим путем. Первый из них был построен в 1716 году рядом с Бостоном. Вы спросите, почему только в это время в крупных странах началось строительство этих сооружений, если они были еще до нашей эры, и будете правы. Строительство действительно шло не очень быстро и в конце XIX века во всем мире насчитывалось всего около ста подобных объектов. Тем не менее, примерно в это время маяки начали строиться и во многих других странах. Например, в Японии.
Один из переломных моментов в конструкции маяков, и вообще в их истории, произошел в начале XX века (1907 год), когда Густавом Даленом был изобретен солнечный клапан. Это позволило сделать маяки автоматическими. Они выключались после восхода солнца и зажигались снова, когда оно садилось или скрывалось за плотными облаками в плохую погоду. Изобретение такого клапана даже было удостоено Нобелевской премии по физике в 1912 году с формулировкой “за изобретение автоматических регуляторов, использующихся в сочетании с газовыми аккумуляторами для источников света на маяках и буях”.
Примерная конструкция солнечного клапана.
Солнечный клапан — устройство для зажигания сигнального огня, обеспечивающее выделение газа только в ночное время или в плохую погоду.
В основе конструкции солнечного клапана лежит колба, в которую помещено четыре стержня. В середине находится зачерненный, а вокруг него установлены три отполированных, которые должны отражать солнечный свет на зачерненный стержень и нагревать его. За счет нагревания он расширяется, давит на клапан и перекрывает подачу газа. В этот момент свет выключается. Когда стержень остывает и сжимается, газ снова открывается и свет зажигается. Принцип работы этого клапана основан на свойствах расширения материалов при нагревании.
Во многом после появления солнечного клапана профессия смотрителя маяка начала исчезать. Сейчас она вообще почти не нужна. За маяками следят в основном техники, которые просто приходят ремонтировать их, если они ломаются. О поломке, опять же, сообщит специальная система самодиагностики.
Раз уж мы говорим об истории маяков, нельзя не отметить и некоторые интересные исторические факты. Например, самое известное происшествие в истории этих навигационных объектов, когда одновременно бесследно пропали три смотрителя маяка на Островах Фланнана в декабре 1990 года. Об их судьбе ничего не известно.
Береговая линия во Франции не обозначалась огнями вплоть до XVII века, чтобы избежать нападения пиратов. А в США с 1886 по 1902 год в качестве маяка использовалась Статуя Свободы. Собственно для этого она и строилась. По задумке она должна была приветствовать своим огнем уставших путников, пересекших Атлантику.
Мало кто знает, но главный открыточный символ Нью-Йорка строился как маяк.
На данный момент самым старым из известных маяков является маяк, находящийся в испанском городе Ла-Корунья. Он был построен во времена римского императора Траяна (II в.).
Классификация маяков
Маяки делятся на несколько типов, в том числе, по месту установки и по выполняемым функциям.
Как уже было сказано выше, маяки бывают береговыми и плавучими. Первые устанавливаются на берегу или в непосредственной близости от него (на островах, рифах, скалах), вторые плавают вдали от берега на специальных платформах или кораблях, как правило, обозначая вход в порт.
По выполняемой функции маяки различаются на опознавательные и створные. Первые являются одиночными, а вторые обязательно должны работать в паре.
Опознавательные маяки служат для обозначения препятствия в опасных местах, в качестве точки навигации, например, около которой надо совершить поворот, а также служат знаком захода в порт.
Створные маяки куда интереснее. Они не просто показывают, что “Вот тут скалы! Разобьетесь!”, а указывают маршрут до конкретного места. Например, безопасный фарватер при заходе в порт.
Фарва́тер (голл. vaarwater, от varen — плыть и water — вода) — судовой ход, безопасный в навигационном отношении и обозначенный на местности и/или карте проход по водному пространству (реке, озеру, морю, проливу, фьорду, океану и другим), характеризующийся достаточными глубинами и отсутствием препятствий для судоходства, например, затопленных судов, рифов и мин.
Створные маяки всегда выстраиваются так, чтобы было понятно, в какую сторону движется корабль и какой маневр ему надо совершить, чтобы пройти сложный участок. Впервые такая система обозначения была внедрена в Европе в 1837 году и получила название «ведущих огней» (англ. Leading Lights). Подобные маяки используются не только на море, но и в речной навигации.
Существует и дневная система опознавания маяков. Для этого они окрашиваются особым образом, чтобы при подходе к нему было понятно с какой стороны от опасной зоны он установлен. Белый цвет означает безопасный сектор, красный обозначает левую от безопасного сектора область, а зеленый — правую.
Принцип работы маяка
Про основы конструкции маяка можно сказать, что она представляет собой прожектор, сила света которого пропорциональна площади собирающего свет зеркала или линзы, а угол, в котором распространяется свет, обратно пропорциональная этой площади.
Сами оптические элементы не делаются из единого куска стекла, так как они очень большие и при условии монолитности будут очень дорогими, сложными в производстве и уязвимыми. А так как это не телескоп, где важна идеальная точность, применение сборной конструкции вполне оправдано.
Так выглядит линза маяка.
Одной из самых удачных конструкция стала та, в которой применялась линза Френеля. При этом конструкция из сборки таких линз и зеркал должна вращаться вокруг источника света. Так достигается возможность не только дальнего обнаружения, но и охват на 360 градусов. В современных маяках используется электропривод элементов, а раньше вместо него был часовой механизм или система грузов. “Заводились” они при помощи мускульной силы смотрителя маяка, которому время от времени приходилось потрудиться.
В качестве источника света в старых маяках использовался огонь, а в современных — электрические лампы, которые питаются от электричества, поданного с берега или дизельного генератора. В плавучих морских маяках используется солнечная энергия и дизельный генератор в качестве резервного источника.
Еще больше интересного контента в нашем Яндекс.Дзен!
Кроме традиционного источника света и вращающегося элемента, в современных маяках часто используется импульсная система. Она позволяет не только визуально узнать конкретный маяк за счет особо ритма срабатывания, но и дать в разных направлениях разное освещение, чтобы капитан мог понять, с какой стороны он подходит в маяку.
Кроме этого, современные маяки оснащаются дополнительными навигационными приборами. Например, радиостанциями или звуковыми излучателями. Это позволяет ориентироваться по ним в условиях плохой видимости. В качестве дополнительного сигнала маяк может выступать в роли отражателя радиосигнала с корабля, опять же давая капитану больше информации для принятия решений.
Даже современным кораблям нужны маяки.
Сколько в мире маяков?
Из-за применения современных навигационных технологий роль маяков, как навигационного средства, несколько снизилась и в настоящее время количество работающих маяков во всём мире не превышает полутора тысяч.
Можно спросить, для чего они вообще нужны, если есть спутниковые системы глобального позиционирования и другие современные навороты, включая эхолоты, сонары и прочее. Истинная важность маяков кроется в том, что любая система может дать сбой, а источник света на горизонте вечен. Это как с самолетами, которые могут садиться по приборам, но есть специальные сигнальные огни, которые позволяют визуально контролировать точность захода по глиссаде.
В конце концов, вы же не едете на машине по навигатору, смотря только на него. Он лишь помогает, как и другие элементы, включая дорожные указатели. Именно поэтому, несмотря на развитие техники, визуальное наблюдение остается важнейшим средством ориентации на море, и потому маяки продолжают использоваться.
При этом используются не только старые маяки. В некоторых местах строятся новые, которые должны обезопасить морские пути в условиях изменения навигации и ландшафта. В ближайшее время предсказать отказ от такого средства обнаружения, как маяк не получится, поэтому они еще долго будут существовать и освещать путь кораблям.