Что находится внутри катализатора автомобиля
Состав автомобильных катализаторов
Каталитические нейтрализаторы – неотъемлемая часть выхлопной системы транспортного средства, необходимая для очистки выхлопов от токсичных компонентов. Фильтрация газов происходит за счет напыления из драгоценных металлов. Благодаря дорогостоящему составу автомобильные катализаторы представляют ценность даже после истечения срока эксплуатации. Поступая во вторичную переработку, они используются в различных отраслях промышленности – от нефтехимии до изготовления ювелирных украшений.
Состав автомобильного катализатора
Внутри стального корпуса устройства расположен металлический или керамический носитель из множества ячеек, покрытых напылением из редкоземельных металлов. Палладий, платина, родий характеризуются высокой стоимостью, поскольку получение этих элементов в природе – трудоемкий процесс, отнимающий у добывающих предприятий массу ресурсов. Драгоценное покрытие обеспечивает фильтрацию выхлопов, окисляя вредные компоненты и преображая:
В результате в воздух выбрасываются вещества, не представляющие угрозы для окружающей среды и здоровья человека.
Обратите внимание, что по мере использование ценное напыление стирается – в среднем, катализаторы подлежат замене после прохождения 100 – 120 тысяч километров. Срок службы изделий зависит от изначального количества драгоценных металлов в составе. Самыми «насыщенными» и качественными считаются запчасти импортного производства, которые изготавливаются в соответствии со строгими экологическими требованиями. В России стандарты экологичности продукции пока не так высоки, поэтому отечественные производители нередко заменяют драгметаллы на более дешевые элементы.
Можно ли извлечь металлы из катализатора в домашних условиях
Самостоятельная добыча драгметаллов из автокатализатора – сложная процедура, требующая практических навыков и знаний. Существует несколько технологий извлечения ценных элементов:
Применение этих способов целесообразно лишь в том случае, если вы работаете с крупной партией катализаторов. В противном случае, стоимость продажи металлов не окупят расходы на их получение. Гораздо проще и удобнее сдать отработанные детали в пункт приема металлоконструкций, где всю работу за вас сделают профессиональные сотрудники – вам останется только дождаться оценки драгметаллов и получить вознаграждение.
Что содержится в катализаторе
8 800 600 12 72 — наша бесплатная, горячая линия
+7 (903) 130-29-99 — прием в цеху / выезд специалиста
Катализатор является важной деталью строения выхлопной системы. Именно этот инструмент помогает тщательно очищать и выпускать «обезвреженные» отработанные газы в атмосферу. Дело в том, что в неочищенном выхлопе автомобиля содержится несколько особо опасных элементов, которые могут нанести непоправимый вред экологии.
Этими элементами являются:
Благодаря уникальному составу напыления, находящегося на поверхности матрицы устройства, происходит преобразование вышеупомянутых элементов в азот и углекислый газ. Что же касается недогоревших углеводородов, то они заканчивают реакцию уже в полости катализатора, что препятствует распространению опасных веществ в атмосфере.
Строение автомобильного нейтрализатора
Структура автомобильного нейтрализатора напоминает небольшой цилиндр. Основной корпус изделия изготовлен из плотного листа металла, который предотвращает возможность перегрева устройства и сильных механических повреждений. Каталитический конвертер также имеет несколько патрубков на разных концах корпуса, соединяющих устройство с одной стороны с двигателем, а с другой стороны с глушителем.
Внутри прочного устройства находится основная часть, которая и отвечает, собственно, за качественное очищение отработанных газов. Внутренняя составляющая изделия имеет форму пластины или матрицы, поверхность которой разбита на равные каналы, напоминающие своим строением шахматную доску. Важной особенностью является уникальное напыление, располагающееся на каналах. Уникальность заключается в составе из ценных металлов, обеспечивающих быстроту и качественность очищения выхлопа.
Последовательная деятельность всех компонентов нейтрализатора направлена на:
Стоит отметить, что качественный катализатор стоит достаточно дорого, особенно, если речь идёт об импортном изделии. Это обусловлено наличием большого количества дорогостоящих металлов в составе каталитического слоя, что способствует более качественной очистке отработанных двигателем газов. Именно каталитический слой представляет особую ценность не только во время работы устройства, но и после выхода его из строя.
На сегодняшний день существует скупка катализаторов в Москве, благодаря чему можно выручить приличные средства за непригодную деталь. Что может быть лучше, чем материальная выгода от сломанной запчасти? Пожалуй, только внушительная сумма. Стоимость одного килограмма каталитического конвертера отечественного производства на скупке составляет порядка 5-ти тыс. рублей. Ещё более приятным нюансом станет стоимость импортного изделия – до 30-ти тыс. рублей.
Ценность автомобильного катализатора
Так как действие по очищению выхлопа в выхлопной системе транспортного средства зависит от такого устройства, как каталитический конвертер, стоит разобрать, что же способствует этому процессу.
Основой деятельности изделия является каталитический слой. Это специальный состав, содержание которого насчитывает наличие разнообразных ценных металлов:
Все эти элементы не вступают в реакцию, но являются основой ускорения очищения и повышения его качественности. В ходе непрерывной работы устройства процентный состав дорогостоящих компонентов постепенно уменьшается, что приводит к остановке нормальной работоспособности конвертера. Следствием прекращения деятельности устройства становится поступление неочищенных выхлопных газов в окружающую среду. Так как нейтрализатор ремонту не подлежит, рациональным решением будет продать катализатор в Москве, а вырученными средствами покрыть часть расходов на новое устройство. Компании по переработке вторсырья принимают отработанные катализаторы для извлечения ценных металлов и передачу их в рыночный оборот. Таким образом, реализовав ненужное устройство, вы сможете получить тройную выгоду:
Наша компания осуществляет приём катализаторов в Москве. Обратившись к нам, вы сможете удостовериться в качественности наших услуг и конкурентной ценовой политике. Мы работаем на постоянной основе не только с юридическими, но и физическими лицами, для которых реализация отработанных нейтрализаторов – отличный вариант для дополнительного заработка.
Процедура проведения оценки катализатора
Мы имеем достаточно большой опыт работы в сфере приёма и переработки каталитических конвертеров разных категорий, поэтому можем со всей ответственностью заявить, что все этапы по оцениванию и утилизации производятся в кратчайшие сроки и только с выгодностью для наших клиентов.
Процесс включает в себя следующие этапы:
Каждое действие производится исключительно в присутствии продавца, который может убедиться в честности и прозрачности выполняемых манипуляций. Квалифицированные сотрудники обеспечат грамотную и точную оценку, а также поспособствуют экономии времени любого клиента.
Из чего состоит каталитический нейтрализатор
До сих пор не каждый автолюбитель знает, что такое катализатор в автомобиле, а рассказать о содержимом катализатора смогут лишь единицы. Давайте сегодня рассмотрим эти вопросы ради повышения уровня грамотности и понимания, что делать если катализатор нужно удалять.
Каталитический нейтрализатор или на сленге автомобилистов катализатор – это устройство в выхлопной системе автомобиля, которое выполняет функцию очистки токсичных газов двигателя внутреннего сгорания и превращение их в безопасные элементы.
Как работает катализатор?
За долгие годы существования автомобильной индустрии человечество задумалось над проблемой едкого запаха выхлопных газов и загрязнения окружающей среды. Было принято решение снизить негативное влияние автомобиля, и инженеры разработали катализатор.
Катализатор находится под капотом автомобиля и связан с двигателем и выхлопной трубой. Такое расположение позволяет перемещать отработанные двигателем газы в катализатор и перерабатывать их быстрее, чем 0,1 секунды. В результате наружу выходят безвредные газы и частицы воды.
Состав катализатора
Снаружи катализатор покрыт нержавеющей сталью, под которым скрывается богатый внутренний мир из двух керамических блоков. Эти блоки состоят из нескольких тысяч каналов. По некоторым данным, на 1 квадратный сантиметр приходится 60 микроканалов, которые забиваются со временем.
Но самое интересное содержимое катализатора – это сплав из драгоценных металлов: платины, палладия и родия, которые частично сохраняются даже в забитом катализаторе. Такой сплав покрывает керамические блоки с торцов. Извлечь его самостоятельно невозможно, если не обладать знаниями и специальным оборудованием.
Использование драгоценных металлов в катализаторе объясняется химией. Взаимодействуя с оксидами азота, монооксидами углерода и другими вредными элементами, такой сплав из платины, палладия и родия нейтрализует их и превращает в безопасные газы. Другим их достоинством является неподверженность коррозии.
Минус катализатора в том, что для работы ему нужны высокие температуры, минимум 300 градусов по Цельсию. Первые минуты, пока двигатель не прогрелся, автомобиль является источником загрязнения.
В остальном считается, что катализатор справляется с очищением почти 99% всех токсичных газов при условии поддержания его рабочей температуры.
На сегодняшний день автомобильная индустрия не придумала лучшей технологии для минимизации вредного воздействия, кроме электромобилей, которые когда-нибудь займут лидирующие позиции по продажам.
Но пока что с конвейера выпускают машины с недолговечными каталитическими нейтрализаторами, и автомобилистам приходится решать проблемы, которые они приносят.
Что делать, если удаление катализатора неизбежно?
С удалением катализатора сталкивается большинство собственников авто. Причин для этого достаточно, и мы подробно освещали их ТУТ.
Каждый решает проблемы по-разному: кто-то выбирает пламегаситель вместо катализатора, кто-то предпочтет обманку или потратится на приобретение нового катализатора.
В любом случае лишние деньги никому не повредят. Чтобы получить выгоду от поломки катализатора, его нужно правильно сдать в компании, которые занимаются их приемом.
Компания Sdaykat находится на рынке не первый год и работает по справедливой системе расчета. Вы узнаете, сколько стоит ваш старый катализатор, только после проведения тщательного анализа и подробного изучения его содержимого. Это не отнимет много времени, но принесет достаточно пользы для вас и для окружающего мира, поскольку Sdaykat утилизирует токсичные вещества, а пригодные материалы отправит на вторичную переработку.
Чтобы записаться на проведение бесплатного выездного анализа, нужно оформить заявку прямо на сайте или по номеру телефона.
Для чего нужен катализатор в автомобиле: признаки неисправности и способы промывки устройства
Резкий скачок уровня автомобилизации общества в конце двадцатого века потребовал глобального усиления требований к экологичности двигателей внутреннего сгорания. Суровые законодательные меры вынудили производителей разработать и внедрить сложные технические комплексы очистки выхлопных газов, главными компонентами которых стали системы электронного управления впрыском топлива и специальные узлы дополнительной переработки продуктов выпуска – каталитические нейтрализаторы.
Зачем нужен в машине каталитический нейтрализатор
Большая часть выхлопных газов состоит из вполне нейтральных и безвредных веществ – азота, водяного пара и двуокиси углерода. Но обойтись только их наличием практически невозможно, такое случается лишь в идеально отрегулированном двигателе, работающем в предсказуемом стационарном режиме.
Во всех других случаях мотор начинает выделять крайне опасные для человека химически активные вещества, моноокись углерода, углеводороды и окислы азота.
Прямое уничтожение подобных ядов с большой скоростью и в требуемом объёме практически невозможно, поэтому инженеры были вынуждены прибегнуть к известным из химии каталитическим реакциям переработки вредных веществ в относительно нейтральные.
Катализатором в химии называется компонент реакции, который участвует в процессе, хорошо его ускоряет, но сам при этом не расходуется.
Что ценного в устройстве
К сожалению, ценного там оказалось много. В роли катализаторов пришлось применить благородные металлы, наиболее подходящие для этой цели.
Дошло до того, что самым дешёвым из них оказалось золото, но чаще приходится использовать платину, палладий и родий. Многим известно, что эти элементы существенно дороже всем понятного золота.
Одновременно с применением столь недешёвых компонент потребовалось создать геометрически непростую структуру, обеспечивающую контактирование каталитического вещества со всем объёмом выпускаемого цилиндрами газа. Это мельчайшие керамические или металлические соты, сквозь которые и продувается весь поток выхлопа.
В результате автомобиль приобрёл сложное, массивное и дорогое устройство в виде металлического корпуса, высокотехнологичной начинки, да ещё и обрамлённое контрольными датчиками с двух сторон, непрерывно следящими за его сохранностью и правильной работой.
Экологичность даром не даётся. Да и на этом прогресс не остановился, дальнейшее ужесточение требований законодателей продолжает влиять на появление дополнительных систем очистки выхлопа.
Виды катализаторов
По своему назначению нейтрализатор может быть двух- или трехкомпонентным.
Трёхкомпонентые катализаторы, а именно такие чаще всего применяются, в свою очередь, могут отличаться по конструктивному признаку, изготавливаясь на базе керамических или металлических сотовых изделий.
Керамические относительно дешевле, но не обладают высокой механической прочностью и долговечностью, склонны к растрескиванию и разрушению, не терпят ударов при наезде на препятствия.
Металлические конструктивы обладают достаточной упругостью, поэтому лучше держат внешние и внутренние удары. Внутренние могут возникать при аномальных процессах горения и разрушительно воздействовать на тонкую сотовую начинку, где, как уже упоминалось, обычно нанесены такие непростые вещества, как платина, палладий и родий.
Но даже металл не спасает от предательского попадания на тонкие соты посторонних веществ из двигателя в виде компонент контрафактных рабочих жидкостей, слишком богатой смеси или всевозможных соединений кремния.
Катализаторы отличаются и по способу их установки. Раньше они располагались в виде врезок выхлопной трубы, подобно глушителям и резонаторам. Но оказалось, что так их очень трудно и затратно прогревать до рабочей температуры, при которой начинаются каталитические реакции.
Поэтому сейчас нейтрализаторы ставят непосредственно за выпускным коллектором, максимально близко к точке выхода раскалённых выхлопных газов. Уже не надо долго ждать выхода прибора на режим, меньше загрязняются кислородные датчики и сокращаются расходы топлива на поддержание температуры.
Причины и признаки неисправности
Теоретически катализатор должен работать вечно. Благородные металлы не окисляются и не расходуются в химических реакциях каталитического типа. Но реальность выглядит значительно хуже. Тонкие приборы оказываются бессильны перед нарушениями температурного режима и механическими ударами.
Почти все проблемы бывают связаны с нарушением работы систем питания и зажигания двигателя, а также с применением некачественного топлива. Всё это приводит к повышению температуры нейтрализатора, оплавлению и выкрашиванию его сотовой структуры с последующим закупориванием пути свободного прохода выхлопных газов.
Это не является парадоксом, дело в том, что импульсный характер движения газов на выпуске приводит к хаотическому перемещению частиц по коллектору и всасыванию их в двигатель перепадами давления.
Результат известен многим мотористам – царапины и задиры на поверхностях, которым это полностью противопоказано. Двигатель отправляется в капитальный ремонт.
Общим признаком неисправности станет потеря мощности двигателя, его неспособность развить большие обороты. В конце концов он просто перестанет запускаться. Это легко себе представить интуитивно, вообразив, что некто коварно заткнул выхлопную трубу. Результат абсолютно идентичен.
Как проверить
Наиболее простым и эффективным способом диагностики является считывание показаний кислородных датчиков с помощью автосканера Scan Tool Pro Black Edition.
Исправный катализатор покажет синусоиду с напряжением от 0.1-0.3 до 0.7-0.9 V на первом датчике и 0.7-1 V на втором.
Напряжение 0.5-0.7 V свидетельствует о том, что катализатор подзабит, а если же показания будут меньше 0.5 V то он неисправен.
Подробная видеоинструкция ниже.
Симптомы слишком характерны, чтобы вызывать сложности с диагностикой забитого катализатора.
Изменившийся звук выхлопа, сдавленное шипение в выпускной системе, иногда вообще крайне слабая реакция руки, подведённой к срезу выхлопной трубы. Обычно к тому же зажигается лампочка контроля состояния двигателя, ЭСУД заметит нештатные показания датчиков.
Окончательный диагноз будет поставлен после снятия катализатора с автомобиля. Запечённые, заполненные отложениями и раскрошенные соты невозможно не заметить.
Как почистить
В тех случаях, когда соты ещё не повреждены, но пропускная способность нейтрализатора уже снижена смолянистыми отложениями, его можно промыть.
Для этого лучше всего использовать жидкость, обычно применяемую для очистки карбюраторов или топливных форсунок. Только потребуется её значительно больше.
Катализатор заливается промывочной жидкостью, после чего ей предоставляется время на растворение загрязнений, затем её сливают, внутренности детали промываются горячей водой и просушиваются (продуваются).
Обычно процедура требует неоднократного повторения. Существуют также специально предназначенные для подобных промывок составы.
Зачем вырезают катализатор на автомобиле
Подобное удаление имеет негативные последствия в виде увеличения загрязнения окружающей среды.
Выполняется оно обычно по двум причинам – экономии на покупке новой детали, взамен пришедшей в негодность (изделие дорогое по описанным выше причинам) и мощностного тюнинга автомобиля.
Снижение сопротивления на выхлопе позволит мотору раскручиваться более уверенно. К тому не секрет, что экологичность и экономичность пока не могут существовать одновременно. На обслуживание хорошего катализатора требуется значительное количество дополнительного топлива, не несущего полезной нагрузки.
Тонкости удаления устройства из выхлопной системы
Выполнить это без значительных затрат времени иногда невозможно. Прошли времена, когда катализатор представлял собой удобный в обращении жестяной цилиндр с хрупкой керамической начинкой. Два крепких удара ломом — и дело сделано.
Сейчас приходится иметь дело с изделием замысловатой формы, без доступа к внутренностям, да ещё и с крепкими металлическими сотами. Приходится вскрывать корпус и потом его заваривать. В условиях СТО операция не самая дешёвая.
Завершиться процесс должен перенастройкой «мозгов» двигателя, иначе они сразу вычислят обман. Это делается различными способами, в зависимости от квалификации и привычек исполнителя. Могут применяться как программные, так и аппаратные «обманки» контролирующих датчиков.
Результат один – мотор адаптируется к новым условиям и перестаёт паниковать лампочкой «Check engine». Иногда ставят так называемый пламегаситель – специальную вварку, нормализующую звук, температуру и внутреннюю аэродинамику выхлопа.
Что находится в катализаторах, и зачем их скупают
Из-за чего тема с автокатами набирает обороты, и зачем скупают катализаторы в специализированных пунктах скупки в любом состоянии — б/у, неисправные, битые, сломанные?
Что находится в автомобильном катализаторе
Катализатор (каталитический конвертер, нейтрализатор, КН, а в обиходе — кат, автокат, каталик) является частью выхлопной системы автомобиля. Внешне выглядит как металлическая деталь цилиндрической формы. Закреплен за выхлопной трубой или во фланце выпускного коллектора. Установлен в количестве от 1 штуки на каждом современном авто, а на новых БМВ, Ауди и Мерседесах может стоять до 4 катов одновременно.
Конструктивно катализатор — это корпус из стального сплава с входным и выходным патрубками. Внутри корпуса закреплены:
Главная функция каталитического нейтрализатора — очищение выхлопных газов с целью снижения уровня токсичных выбросов в атмосферу. Действующие компоненты, за счет которого происходит очищение выхлопа, начинают функционировать при работающем двигателе. Двигатель разогревает наполнитель ката до температуры в 300℃ и выше. Отработанные горячие газы попадают в корпус катализатора через входной патрубок. Далее газы рассеиваются по полым ячейкам, где активные элементы нейтрализуют опасные вещества. Очищенные выхлопные газы покидают устройство через выходной патрубок, переходя в выхлопную трубу и потом уходя в воздух.
Наиболее ценная часть автоката — носитель
То, что нас интересует в разрезе ценности — это содержимое корпуса, так называемый носитель. Носитель представляет собой керамическую или металлическую ячеистую вставку, напоминающую по структуре пчелиные соты. На стенки ячеек тончайшим слоем нанесено каталитически активное напыление, содержащее редкие и дорогие металлы платиновой группы. Именно дорогостоящий состав напыления делает автомобильный катализатор востребованным вторичным сырьем.
Какие есть драгоценные металлы в катализаторе
Ценными компонентами каталитического слоя являются платина, палладий и родий. Процентное соотношение химических элементов в сплаве варьируется от зависимости от происхождения катализатора:
Сколько в катах ценных металлов по весу
Катализатор — один из самых дорогих узлов автомобиля, хотя содержание ценных компонентов в напылении составляет всего 0,05-0,8% от массы самой детали. Если взять максимально усредненные значения, то получится, что в автомобильном катализаторе весом 1,2 кг на 1 килограмм веса автоката приходится:
Точные цифры назвать можно только после рентгенофлуоресцентного анализа. Производители могут ставить разные каты даже на пару аналогичных машин, оснащенных одинаковыми двигателями — выбор зависит от рынка сбыта. К примеру, автомобили, реализуемые в государствах ЕС (Австрия, Бельгия, Германия, Швеция и пр.), оборудуются по стандартам Евро-5 и Евро-6 — более мощными катализаторами с увеличенным количеством активных компонентов. В большей степени интерес представляют устройства на основе керамических носителей, особенно из импортной керамики, поскольку процент драгметаллов в них преимущественно выше. Металлические катализаторы по той же причине немного отстают и по цене, и по популярности на вторичном рынке.
Почему компании скупают б/у катализаторы
Ресурс автомобильного катализатора рассчитан на 100 000 — 120 000 км пробега, иногда деталь изнашивается и/или ломается раньше. После выхода из строя КН не подлежит ремонту, только замене в автосервисе. Старый кат после демонтажа обычно отдают владельцу, который может сдать деталь в пункт приема катализаторов и получить взамен определенную сумму.
Что делают с катализаторами от автомобилей
Cобранные катализаторы отправляют на заводы с целью вторичной переработки и утилизации.В процессе переработки из «начинки» отработанных деталей извлекают драгметаллы. К примеру, платину и родий отделяют выщелачиванием. Палладий извлекают гальваникой и электродуговым нагревом с поэтапным повышением температуры до 500℃, охлаждением до 100℃ и добавлением минеральной кислоты на финише. Как видим, технологии разнообразные, но неизменно сложные и трудозатратные. Чтобы их реализовать, необходимы навыки, профессиональное оборудование, специфические реактивы. В гаражных условиях добычей драгметаллов из отработанных автокатов заниматься нерентабельно, больше уйдет материалов, чем выйдет прибыли. Выгоднее сдать катализатор в компанию, которая перенаправит партию на завод, занимающийся переработкой б/у катализаторов в промышленных масштабах.