Что находится в верхнем парке петергофа
Что находится в верхнем парке петергофа
3 ноября Большой петергофский дворец, Большой Меншиковский дворец и музей «Особая кладовая» работают до 17:00, вход в музеи до 16:00.
Верхний сад закрыт на комплексную реставрацию до 2024 года. Для посетителей открыт только транзитный проход вдоль Большого петергофского дворца с Разводной на Дворцовую площадь Петергофа. Приносим извинения в связи с возможными неудобствами!
1 этап формирования ансамбля: 1714-1724 гг. Архитекторы И. Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, садовый мастер Л. Гарнихфельт.
2 этап формирования ансамбля: 1733-1739 гг. Архитекторы И. Я. Бланк, И. П. Давыдов; скульптор Б. К. Растрелли.
3 этап формирования ансамбля: 1754-1760 гг. Архитектор Ф. Б. Растрелли.
Верхний сад, расположенный на террасе перед южным фасадом Большого дворца, воспринимается сегодня, прежде всего, как парадный въезд в императорскую резиденцию. Это своеобразный зеленый вестибюль под открытым небом – гармоничный, светлый, просторный. Его планировка была выполнена по наброскам самого Петра I и лишь незначительно менялась со временем.
При жизни первого российского императора парадный характер сочетался с хозяйственным назначением. Здесь выращивали овощи, фрукты, пряные травы и лекарственные растения, а в прудах, служивших накопителями воды для фонтанной системы, разводили рыбу.
Лишь в 30-х годах XVIII века Верхний сад приобрел исключительно парадный вид. Из него были убраны грядки, в партере поставлены трельяжные беседки и золоченые скульптуры, а в бассейнах устроены фонтаны. В середине XVIII века, в связи с перестройкой дворца по проекту Ф. Б. Растрелли, сад был несколько расширен и с трех сторон обнесен оградой с каменными столбами и решетками из деревянных копий. Парадный вход со стороны Петергофской дороги украсили ворота с массивными пилонами и коваными створами.
Композиционно сад связан с архитектурой Большого дворца. Центральной части соответствует партер с зелеными газонами, включающий в себя три бассейна с фонтанами, расположенные на центральной оси. По сторонам партера находятся два квадратных пруда и три пары симметрично расположенных боскетов, обрамленных стриженым кустарником. По принципу планировки боскеты называются квадратными, косыми и круговыми.
Со времен Анны Иоанновны Верхний сад украшают пять фонтанов, в боскетах у восточного пруда разбит розарий, а у западного – возрожден петровский аптечный огород, на грядках которого выращивают зверобой, душицу, эхинацею, мелиссу, мяту и другие лекарственные травы.
Верхний сад является прекрасным образцом регулярного паркостроения. Его геометрическую планировку подчеркивают прямые аллеи из подстриженных лип, увитые зеленью галереи-берсо, зеленые газоны, обрамленные туями в виде шаров и конусов. Обязательным элементом регулярных садов является скульптура. Самая интересная барочная скульптурная группа – «Нептун» – находится в центральном бассейне. Она была изготовлена в Германии в 1650-х гг., приобретена императором Павлом I и пережила на своем веку немало приключений. Небольшой каскад с южной стороны бассейна украшает бронзовая статуя Аполлона Бельведерского. Партер оживляют выразительные силуэты мраморных изваяний бога садов Вертумна, богини плодородия Помоны, бога тёплого ветра Зефира и Флоры – богини весны. Это произведения итальянского скульптора XVIII века Антонио Бонацца.
В результате комплексной реставрации, проведенной на основе исторических документов в 1960-х годах, Верхний сад стал одним из лучших примеров восстановления регулярного парка XVIII века.
Притягательный в любое время года – и в цвету плодовых деревьев, и пылающий красками осени, и похожий на хрустальный волшебный лес зимой, Верхний сад является прекрасным местом для прогулок жителей Петергофа и его гостей.
Верхний парк в Петергофе: фонтаны, скульптуры, режим работы
Посетить Верхний сад можно с 9.00 ч. до 19.00 ч. Вход бесплатный.
В начале своего существования Верхний сад использовали, как овощеводческий огород, а в выкопанных прудах разводилась рыба для хозяйственных нужд. Они же были накопителями для снабжения водными ресурсами комплекса Нижнего сада. Территория Верхнего сада – 15 гектаров в границах от Большого дворца до Санкт-Петербургского проспекта Петергофа. В сегодняшнем эстетическом и архитектурно-художественном выражении это место – одно из самых красивых и любимых туристами и гостями музейно-паркового комплекса. Кроме того, Верхний сад – это ворота в исторический ансамбль Петергофа, а также его парадный двор (курдонер).
История Верхнего парка (сада) Петергофа
Закладка Верхнего сада состоялась одновременно со строительством резиденции Петра I и лишь вторая половина XVIII века стала показателем этого места, как регулярного парка со строящимися уникальными фонтанами. Архитектор Ф.Б.Растрелли создал проект, позволивший достаточно серьёзно расширить сад, который был спланирован в соответствии с законами садово-парковой архитектуры, регулярного стиля с открытыми пространствами (партерами), а также установленными на них скульптурами и скульптурными группами фонтанов; абсолютно прямоугольными прудами и аллеями из стриженных лип, ограничивающими главный партер с расположенными на его территории красивейшими цветниками, беседками и другими уникальными строениями и посадками.
Фонтаны верхнего парка в Петергофе
Пространство Верхнего сада в то время украшали статуи из свинца с позолотой, замечательные солнечные часы и конечно фонтаны, построенные в 30 годы XVIII века: «Нептун», «Дубовый», «Межеумный».
Квадратные пруды украсили свои фонтаны. Если прогуливаться по Верхнему саду мимо фонтанных композиций, следует вспомнить, что «Дубовый» совсем не соответствует своему названию, так как изначально его украшал свинцовый дуб, а сегодня здесь представлена композиция «Амур, надевающий маску».
В самом центре территории Верхнего сада расположен фонтан «Нептун», который когда-то украшала «Нептунова телега» (колесница), потом заменённая на скульптуру бога морей, установленная ещё в конце XVIII века. Нептун окружён фигурами нимф, дельфинов и водяных коней. Композиционно главная фигура и её окружение базируется в центральной части водоёма на основании из гранита с маскаронами, извергающими струи воды. Со стороны каскада фонтана «Нептун» стоит статуя Аполлона Бельведерского, сменившего десятилетия назад фигуру «Зимы», а с другой расположились богини и боги: Флора (богиня весны), Помона (богиня плодородия), Зефир (бог западных ветров) и Вертумн (бог садов). Все эти скульптуры создал итальянец Антонио Бонацца.
Интересен фонтан «Межеумный» с круглым бассейном, расположенного прямо у входа в Верхний сад. Название «Межеумный», что значит – неопределённый, было дано в связи несколькими сменами фигур в композиции фонтана, которая сегодня представляет собой изваяние центральной фигуры дракона и нескольких дельфинов, хотя в первоначальном варианте это была статуя Андромеды. Скульптурные фигуры «Весны» и «Лета» служат украшением комплекса фонтанов на Квадратных прудах. Исторически сложилось так, что регулярность в стилистике парка была упразднена в конце XVIII века. Деревья и кусты не подстригались и, в конце концов, загородили фасад Большого Петергофского дворца.
Новейшая история Верхнего сада
Сегодня прогулки по Верхнему саду принесут вам не только хорошее настроение, эстетическое наслаждение, но и возможность прикоснуться к великой истории России.
Посетить Верхний сад можно с 9.00 ч. до 19.00 ч. Вход бесплатный.
В начале своего существования Верхний парк использовали, как овощеводческий огород, а в выкопанных прудах разводилась рыба для хозяйственных нужд. Они же были накопителями для снабжения водными ресурсами комплекса Нижнего сада. Территория Верхнего сада – 15 гектаров в границах от Большого дворца до Санкт-Петербургского проспекта Петергофа. В сегодняшнем эстетическом и архитектурно-художественном выражении это место – одно из самых красивых и любимых туристами и гостями музейно-паркового комплекса. Кроме того, Верхний сад – это ворота в исторический ансамбль Петергофа, а также его парадный двор (курдонер).
История Верхнего парка Петергофа
Закладка Верхнего парка состоялась одновременно со строительством резиденции Петра I и лишь вторая половина XVIII века стала показателем этого места, как регулярного парка со строящимися уникальными фонтанами. Архитектор Ф.Б.Растрелли создал проект, позволивший достаточно серьёзно расширить сад, который был спланирован в соответствии с законами садово-парковой архитектуры, регулярного стиля с открытыми пространствами (партерами), а также установленными на них скульптурами и скульптурными группами фонтанов; абсолютно прямоугольными прудами и аллеями из стриженных лип, ограничивающими главный партер с расположенными на его территории красивейшими цветниками, беседками и другими уникальными строениями и посадками.
Фонтаны верхнего парка в Петергофе
Пространство Верхнего сада в то время украшали статуи из свинца с позолотой, замечательные солнечные часы и конечно фонтаны, построенные в 30 годы XVIII века: «Нептун», «Дубовый», «Межеумный».
Квадратные пруды украсили свои фонтаны. Если прогуливаться по Верхнему саду мимо фонтанных композиций, следует вспомнить, что «Дубовый» совсем не соответствует своему названию, так как изначально его украшал свинцовый дуб, а сегодня здесь представлена композиция «Амур, надевающий маску».
В самом центре территории Верхнего сада расположен фонтан «Нептун», который когда-то украшала «Нептунова телега» (колесница), потом заменённая на скульптуру бога морей, установленная ещё в конце XVIII века. Нептун окружён фигурами нимф, дельфинов и водяных коней. Композиционно главная фигура и её окружение базируется в центральной части водоёма на основании из гранита с маскаронами, извергающими струи воды. Со стороны каскада фонтана «Нептун» стоит статуя Аполлона Бельведерского, сменившего десятилетия назад фигуру «Зимы», а с другой расположились богини и боги: Флора (богиня весны), Помона (богиня плодородия), Зефир (бог западных ветров) и Вертумн (бог садов). Все эти скульптуры создал итальянец Антонио Бонацца.
Интересен фонтан «Межеумный» с круглым бассейном, расположенного прямо у входа в Верхний сад. Название «Межеумный», что значит – неопределённый, было дано в связи несколькими сменами фигур в композиции фонтана, которая сегодня представляет собой изваяние центральной фигуры дракона и нескольких дельфинов, хотя в первоначальном варианте это была статуя Андромеды. Скульптурные фигуры «Весны» и «Лета» служат украшением комплекса фонтанов на Квадратных прудах. Исторически сложилось так, что регулярность в стилистике парка была упразднена в конце XVIII века. Деревья и кусты не подстригались и, в конце концов, загородили фасад Большого Петергофского дворца.
Новейшая история Верхнего сада
Сегодня прогулки по Верхнему саду принесут вам не только хорошее настроение, эстетическое наслаждение, но и возможность прикоснуться к великой истории России.
Прогулка по верхнему парку Петергофа. 1 часть.
Всем привет!
Ну вот мы и наконец то добрались до Петергофа.Большой Петергофский дворец — корона царской резиденции и мы это все безусловно знаем.Здесь я был в 2015 году.Про это писал несколько статей тут на сайте.Были также фотоработы вперемешку с простыми снимками.Но в то время часть интересностей была на реконструкции и было единогласно решено вернуться сюда ещё раз.А значит, я Вам снова покажу и расскажу то, что было уведено мною уже этим летом.Теперь мы не бегали по парку, а гуляли и отдыхали целый день.Эту атмосферу отдыха Вы увидете в снимках.Ну что, готовы погулять?Пошли пройдёмся по верхнему парку.Как раз фонтан Нептун открылся.
Величественное здание Большого дворца стоит на высокой террасе между Верхним садом и Нижний парком Петергофа. Оно доминирует над другими постройками и является композиционным центром всего архитектурного ансамбля. Этот дворец возводили на протяжении полутора столетий, и его проектированием занимались лучшие зодчие своего времени.
Главной достопримечательностью, которой славится Петергоф, Верхний парк, является его абсолютно идеальная симметрия. Фонтаны здесь тоже расположены симметрично: в центре находится «Нептун», «Дубовый» и «Межеумный», оба остальных фонтана красуются напротив боковых дворцовых флигелей. «Нептун» (фонтан) – это доминанта парка, украшенная множеством уникальных средневековых скульптур. Ещё одна достопримечательность
Верхнего парка – четыре мраморные скульптуры, созданные итальянцем Джованни Бонацца и установленные здесь в 1757 году. Это «Помона», «Зефир», «Флора» и «Вертумн». Еще Верхний сад украшен цветущей зеленой аллеей, которая в осенний сезон приобретает яркую красную окраску.
«Нептун» — фонтан, украшенный трёхъярусной группой скульптур и возвышающимся над ней самим морским владыкой, держащим в руке свой неизменный трезубец. С четырёх сторон от этой композиции расположены пьедесталы с масками морских чудовищ, из которых бьют струи воды. У обеих сторон основания с Нептуном сидят с вёслами в руках речные нимфы. Сам же пьедестал украшает множество кораллов, барельефов и других свинцовых деталей, а также бронзовые фигуры девочки и мальчика. Еще вокруг Нептуна находятся всадники на гиппокампах (морских крылатых лошадях), которые словно защищают мифического бога и при этом погоняют дельфинов.
Есть дельфины и в бассейне фонтана — восемь расположенных симметрично фигур. С южной стороны фонтана «Нептун» расположен небольшой каскад, по трем ступням которого стекает вода и над которым находится статуя Аполлона Бельведерского, сделанная из бронзы (раньше на ее месте была статуя «Зима» из свинца). И «Аполлон», и «Нептун» появились здесь не сразу, а только в 1736 году. Изначально в сердце бассейна была «Телега Нептунова», выполненная из свинца, однако, после того как обветшала, была заменена скульптурной композицией «Нептун» (созданной в XVII столетии в Нюрнберге). Так что начальный период существования скульптуры прошел в Германии.
Создание уникальной фонтанной группы произошло в период расцвета Германской империи, когда в стране воздвигались сотни красивейших памятников. Нюрнберг также создает нечто неповторимое для украшения городского рынка. Фонтан решили приурочить к Вестфальскому миру, положившему конец Тринадцатилетней войне – важнейшему событию в немецкой истории. В связи с этим над созданием скульптуры трудились лучшие мастера в империи. Нимфы рядом с Нептуном олицетворяли в то время не безымянные реки, а конкретные — Пегниц и Регниц. На пьедестале по сей день присутствуют гербы Нюрнберга, городской ратуши и канцлера. Всего в скульптурную композицию вошло 27 фигур. Однако по окончании работ оказалось, что в нюрнбергских реках Пегниц и Регниц не хватает воды для функционирования такой монументальной фонтанной композиции. Тогда пришлось ее разобрать и отложить до так называемых лучших времён. В итоге только через 130 лет скульптура пригодилась – городские власти приняли решение пополнить за ее счет свой бюджет и предложили на тот момент наследнику русского престола Павлу, заехавшему в Нюрнберг во время поездки по Западной Европе, приобрести «Нептуна». Павел, желая продемонстрировать богатство Российской империи, не задумываясь, согласился на этот шаг, купив скульптурную группу за 30 000 рублей — на то время огромные деньги.
У входа в «Петергоф» (Верхний парк), южнее «Нептуна», расположен круглый бассейн, украшенный бронзовыми скульптурами дракона и четырех дельфинов. Из пасти дракона стремительно вырывается водная струя, дельфины также брызгают водой. В данном бассейне первоначально находилась свинцовая «Андромеда», затем на ее месте в течение ряда лет побывала еще не одна скульптура, и в результате была установлена фигура бронзового крылатого дракона. В связи с этим композицию назвали «фонтан «Межеумный» (или «Неопределённый»). Но на этом история непостоянств данной композиции продолжилась. Дракона меняли на дельфиноподобную скульптуру «Стерлядка», а со временем – на чугунную вазу. На свое место дракон вернулся в 1958 году, однако он был уже совершенно новый. И дракона, и дельфинов отлили заново по сохранившимся немногим чертежам.
Фонтан «Дубовый» в Петергофе находится неподалеку, посреди другого, также круглого бассейна. Он представляет собой шестиугольную звезду, на концах которой стоят дельфины, а в центре — позолоченная мраморная скульптура «Мальчик с маской». Первоначально он также выглядел иначе. В 1734 году здесь находился свинцовый «Дуб», окружённый шестью дельфинами и тремя драконами, однако через 12 лет его убрали. В 1802 году данную композицию установили в Нижнем парке. Все же за фонтаном изначально закрепилось название «Дубовый», хотя никакого «Дуба» в композиции уже не было. Какое-то время в центре фонтана находился резной деревянный «Рог изобилия», но он обветшал и в итоге был заменен на «Мальчика с маской».
«Петергоф» (Верхний парк) также знаменит своими старейшими водоемами — Квадратными прудами, вырытыми в 1719 году с целью обеспечения водой Нижнего парка. В 1773 году в центре этих водоемов установили скульптурные группы в окружении дельфинов из свинца. Но спустя много лет они обветшали и были заменены на обычные незатейливые вертикальные струи. Только в 1956 году Квадратным прудам возвратили прежний облик. В Верхнем парке также можно увидеть такие скульптуры Петергофа, как фонтан Венеры Итальянской, представляющий собой скульптуру в окружении шести дельфинов. На заднем фоне фонтана видна церковь Святого Петра и Павла, которая является частью Петергофского дворца.
И это лишь то немногое, что можно узнать о Петергофе и его верхнем парке, драгоценных фонтанах и скульптурах. Конечно, в таком непревзойденном парке точно стоит побывать – впечатления будут поистине незабываемыми. Вы обязательно насладитесь тем, чем славится Петергоф, фото, которые пусть и не в полной мере, но все же передают красоту знаменитого на весь мир парка.Но Вам всё нужно увидеть своими глазами, это точно.
На этом пока всё, но я продолжу прогулки по Петергофу.Всем спасибо и до встречи.
30 достопримечательностей Петергофа, которые стоит посетить
Петергоф — это ближайший пригород Петербурга, бывшая царская резиденция и одно из самых интересных направлений для однодневных поездок из города. На берегу Финского залива находится сразу несколько живописных парков с красивейшими дворцами и фонтанами, центр города богат необычной архитектурой, а в окрестностях можно найти несколько загадочных и полузаброшенных усадеб. Поездка сюда может быть настоящим погружением в историю, посещением богатых дворцов и неоготических построек или просто насыщенной прогулкой по зелёным паркам и берегу залива.
Список мест
Большой Петергофский дворец
Главный дворец Петергофа — красивейшая царская резиденция, расположенная в живописном парке. За несколько веков здание не раз перестраивалось, чтобы отвечать современным архитектурным тенденциям. Первый проект строился по указу Петра I и в соответствии с его предпочтениями, поэтому выглядел довольно просто. При Елизавете добавились новые декоративные элементы, появилась пышность и нарядность, относящаяся к позднему барокко. Перестройкой занимался Растрелли, также известный проектами Зимнего дворца и Смольного собора.
При Николае I в моде был классицизм, и добавились новые классические элементы как в интерьере, так и в экстерьере. Однако большинство экспертов оценивают многочисленные перестройки как удачные. Для работы над обликом дворца всегда привлекались лучшие архитекторы, которым удалось создать гармоничный образ, удачно сочетающий в себе лучшее из исторических эпох.
Однако современное здание — это восстановленная практически с нуля реконструкция. Дворец был сильно пострадал во время Великой отечественный войны, когда после взрыва от исторического здания остались только стены. Двадцать лет реставраторы восстанавливали фасад и все интерьеры, которые теперь приведены к первоначальному облику.
Верхний парк
Верхний парк находится перед Петергофским дворцом и когда-то служил парадным въездом. Именно поэтому для его проектирования привлекали лучших архитекторов Петербурга того времени, среди которых Жан-Батист Леблон и Бартоломео Растрелли. Вся композиция сада гармонирует с архитектурой Большого дворца: с центральной осью, где симметрично расположены фонтаны, геометрическая планировка аллей с кустарниками и деревьями. Завершает композицию скульптура «Нептун» в центре.
Это отличное место для прогулок и фотографий, куда стоит зайти, что полюбоваться скульптурами, передохнуть в беседке, скрыться в тени плодовых деревьев и посмотреть на выверенную планировку парково-ландшафтной композиции. В отличии от Нижнего парка, вход в Верхний сад свободный.
Большой каскад фонтанов
Сейчас сложно представить, что столь технически сложная конструкция, выглядящая столь изящно и живописна, была создана ещё в начале 18 века. Каскад был задуман как своеобразный торжественный пьедестал перед дворцом — эта идея принадлежала Петру I. На ступенях расположились позолоченные скульптуры, главная из которых — Самсон, разрывающий пасть льва. Вся композиция является аллегорией на военную мощь России, отвоевавшей себе выход к морю, а сам каскад представляет собой переход от дворца к Финскому заливу.
Во время войны многие статуи были похищены или уничтожены, поэтому их, включая Самсона, пришлось восстанавливать с нуля. Теперь весь архитектурный и скульптурный ансамбль приведён к первоначальному облику и продолжает действовать. Фонтаны работают в тёплое время года, а зимой можно просто полюбоваться скульптурной композицией.
Посмотреть на Каскад изнутри и узнать об истории его создании можно в гроте Большого каскада.
Более насыщенной поездка получится, если воспользоваться услугами индивидуального гида, который расскажет самое интересное из истории Петергофа и за одну прогулку покажет главные точки. Выбрать подходящий маршрут и заказать можно по ссылке: Экскурсии в Петергофе.
Нижний парк
В Нижнем парке находятся главные места притяжения в Петергофе: Большой каскад фонтанов, Петергофский дворец, дворца Марли и Монплезир, выход к морю. Сам по себе он является памятником дворцово-паркового искусства, созданного по образцу лучших парков Франции 18 века. Поражает продуманность планировки, которая осталась неизменной: в конце каждой из аллей будет дворец или фонтан, а на каждой возвышенности — каскад. Стоит заложить немало времени, чтобы увидеть все дворцы, павильоны и фонтаны.
Дворец Марли
Небольшой и изысканный павильон Марли стоит на берегу двух прудов и строился как гостевой дом. Проект вдохновлялся павильонами французский царских резиденций. После смерти Петра I «Марли» превратился в мемориальный музей императора, которым остаётся до сих пор. В экспозиции представлены его личные вещи, одежда и книги.
Дворец Монплезир
Как и другие постройки Нижнего парка, «Монплезир» и прилегающий сад были спланированы лично Петром I. В архитектуре резиденции заметно влияние голландской архитектуры, а интерьеры украшены полотнами западноевропейской живописи. Считается, что это было одно из любимых мест императора, которое, как и «Марли», после его смерти приобрело скорее мемориальный характер, и сейчас остаётся музеем.
Большая оранжерея
Оранжерея была построена одновременно с другими зданиями Нижнего парка, а за пышное убранство её можно также принять за дворец. В оранжерее хранились редкие экзотические цветы и рассады, а в зимнее время она использовалась как теплица. Теперь оранжерею занимает ресторан.
Каскад «Шахматная горка»
По Нижнему парку разбросано несколько каскадов фонтанов и «шутих». В восточной части расположена «Шахматная горка». Плитка его ступеней замощена в шахматном порядке, а по бокам на пьедесталах стоят мраморные скульптуры античных богов. Перед оккупацией статуи успели снять и зарыть под землёй, чтобы избежать разрушения.
Римские фонтаны
Римские фонтаны являются копией фонтанов в Риме, расположенных на площади перед собором Святого Петра. Это двухъярусные симметричные фонтаны, удачно вписывающиеся в площадь перед «Шахматной горкой».
Фонтаны-шутихи
Фонтаны-шутихи — одно из любимых мест всех посетителей Нижнего парка. Некоторые из них спрятаны, чтобы неожиданно окатывать ничего не подозревающих людей, струями воды. Теперь эффект неожиданности действует лишь отчасти, ведь эти фонтаны включают в строго определённое время, а вокруг них всегда собирается толпа. Тем не менее, они уникальны сами по себе. Ведь несмотря на широкую распространённость такого развлечения в Европе в 18 веке, Петергофские фонтаны — единственные, которые сохранились и действуют до сих пор.
Львиный каскад
Львиный каскад у павильона «Эрмитаж» также вдохновлялся античными проектами: колонны с пилястрами вокруг бассейна, бронзовые статуи сторожевых львов и статуя Аганиппы, по легенде вдохновляющей на поэзию.
Гроты Большого каскада
Гроты находятся под Большим каскадом фонтанов и были спроектированы по указу Петра I. Мощёные гроты украшены позолоченными скульптурами, вазами и барельефами. В Нижнем гроте даже сохранилась кирпичная кладка петровских времён. Попасть внутрь можно только с экскурсией, на которой также подробно расскажут о механизме работы фонтанов, истории их создания и долгом процессе строительства.
Павильон Эрмитаж
Небольшие павильоны, называемые «Эрмитажами», строились для отдыха и уединения. Петергофский Эрмитаж был построен даже раньше петербургского ещё по указу Петра I. В павильоне проводились застолья и важные деловые встречи. Подняться на второй этаж можно было только в специальном кресле на тросах.
Как и большинство построек, он сильно пострадал в войну, а в роскошных залах немцы держали орудия. Теперь внутри музейная экспозиция.
Выход к Финскому заливу
Выйти к берегу Финского залива в Петергофе можно в нескольких местах. Самая популярная точка находится в Нижнем парке в конце центральной аллеи вдоль Морского канала. Вдали будет видна Лахта и Морской собор Кронштадта.
Другая точка расположена слева от парка Ольденбургского у маяка (59.899050, 29.867570) — там будет небольшой пляж.
Парк Александрия
Парковый ансамбль Александрия задумывался как личная императорская резиденция и был назван в честь Александры Фёдоровны, жены Николая I. Он более тихий нежели соседние комплексы, но при этом все аллеи ухоженны и первоначальная планировка осталась прежней. Во время войны многие постройки пострадали, тем не менее осталось немало интересных точек. Самая известная из них — красивейшая псевдоготическая капелла (59.880614, 29.931022), которую занимает православная церковь.
Другая неоготическая постройка — «Коттедж», ставший личной царской резиденцией. Внутреннее убранство и художественная коллекция теперь превращены в музейную экспозицию.
Также стоит прогуляться до Фермерского дворца, Кухонного корпуса, Новой Фермы, Дворцовой телеграфной станции и Руинного моста.
Дворцовые конюшни
Комплекс неоготических дворцовых конюшен был построен в 1840-е года. Как и многие примеры неоготики, проект вдохновлялся европейской средневековой архитектурой, активно используя элементы замков и соборов. Поэтому при виде столь масштабного и богато украшенного проекта, бывает сложно представить, что это конюшни. К слову, проект был осуществлён не до конца из-за Крымской войны. В частности, не была создана конная скульптура Клодта, работавшего над похожими скульптурами для Аничкова моста.
Корпуса занимают целый квартал, внутри которого находился манеж. После революции в корпусах разместился санаторий, проработавший до 2010-х годов.
Колонистский парк
Пейзажный парк в самом центре города был спроектирован Штакеншнейдром — автором многих проектов в Петергофе и Петербурге. Ландшафт формировался вокруг Ольгинского пруда, поэтому из каждой точки здесь открываются живописные виды. Кстати, именно этот пруд снабжает петергофские фонтанты водой.
Посередине пруда расположено два острова: Царицын и Ольгин с изящными павильонами, окружённых садами, авторства того же архитектора. На террасах этих павильонов устраивала завтраки царская семья, семейные праздники и театральные представления. Теперь внутри музей.
Храм Петра и Павла
Новый храм был построен в конце 19 века, чтобы вместить большое количество прихожан города. Церковь строился в модном на то время неорусском стиле с большим количеством декора и конструкцией, отсылающей к храмам древнерусского зодчества. Нарядный фасад украшен изразцами и аркатурами. Внутри собор расписан фресками, которые к сегодняшнему дню частично восстановлены.
В советское время церковь находилась под угрозой сноса, но чудом уцелела. Часть здания всё-таки была разрушена во время Великой отечественной войны, а после — долгие годы использовалась как склады. Теперь храм возвращён РПЦ и отреставрирован.
Санкт-Петербургский пр., 32/4
Усадьба Хрущёва
На углу Санкт-Петербургского проспекта и Правленской улицы стоит один из редких сохранившихся примеров деревянной архитектуры. Это дача статского советника Хрущёва, построенная в 19 веке. Резные наличники и другой декор были частично восстановлены при реставрации, внутри была сделана более современная планировка.
Санкт-Петербургский пр., 34
Санкт-Петербургский проспект
Вдоль главной петергофской улицы находится много достопримечательностей и примечательных построек. Это Петропавловский собор в Колонистском парке, вход в Верхний сад, псевдоготические дома начала прошлого века (дом Редичкина, №51), классическая дача Струкова (№11), красивое здание почты (№15), аккуратные домики в стиле сталинского неоклассицизма и верстовые столбы 18 века. Встречается и неплохой пример современной архитектуры — гостиница в Колонистском парке (№34).
Вокзал «Новый Петергоф»
Один из красивейших псевдоготических вокзалов был открыт одновременно с железной дорогой от Петербурга. Над арками возвышается башня с пинаклями, фасад украшен готической колоннадой и створчатыми окнами с деревянными переплётами. Вся планировка вокзала исполнена по подобию готического собора в Италии.
Столь богатый вокзал Петергоф получил, так как являлся царской резиденцией, и по железной дороге сюда нередко прибывала царская семья. До сих пор он сохранился практически без изменений.
Собственная дача
Собственная — или Приморская — дача, как и большинство петергофских построек была построена в XVIII веке в барочном стиле. Первоначально она была подарена Елизавете Петровне, и затем оставалась императорской резиденцией. В отличие от других, Собственная дача была местом отдыха и уединения, в ней не проходило парадных вечером и приёмов.
Здание было национализировано в советское время, а войну сильно разрушено и восстановлено лишь частично, поэтому и дача, и парк остаются полузаброшенными на настоящий момент. Тем не менее это атмосферное место для прогулок, а сам дворец — отличный пример возрождения барокко авторства Штакеншнейдера.
Усадьба Знаменка
Любителям заброшенных мест стоит посетить усадьбу Знаменка в одноимённом парке. Это тихое и спокойное место, куда редко приходят туристы. Знаменская усадьбы была построена ещё в 1760-х годах в барочном стиле для императорской семьи. Богатый декор сохранился снаружи и частично в интерьерах. После революции здание национализировали, а в войну в нём разместился немецкий штаб. В советское время усадьбу занял дом отдыха.
Удивительно, но последние десять лет здание, некогда принадлежавшее царской семье, стоит заброшенное. Постепенно зарастают бывшие аллеи и разрушается парковый ландшафт. Действующей является лишь соседняя с усадьбой церковь Петра и Павла, построенная одновременно с дворцом.
Санкт-Петербургское шоссе, 115
Парк Сергиевка
Территория Сергиевки несколько раз меняла владельцев, и все они относились к богатым дворянским семьям: Румянцевы, Нарышкины, Лейхтенбергские. Архитектор Штакеншнейдер спроектировал главную усадьбу, был тщательно продуман дворцово-парковый ландшафт и растительные насаждения. Многие постройки пострадали во время войны, но главная усадьба сохранилась (59.894544, 29.843180). К необычным достопримечательностям Сергиевки относится голова, сделанная неизвестным скульптором в 19 веке (59.894439, 29.840570). Заказать экскурсию по Сергиевке.
Английский парк
Английский парк расположен между Санкт-Петербургским шоссе и станцией «Старый Петергоф». Он намного тише и спокойнее центральных парков, и отлично подходит для умиротворённых прогулок или небольшого пикника. Когда-то он был спроектирован для Екатерины II, однако с тех времён практически ничего не сохранилось. О тех временах напоминают лишь руины Английского дворца 18 века, разрушенного во время войны (59.880922, 29.881621). Дворец строился для Екатерины по проекту Кваренги в классическом стиле. В 19 веке в нём останавливались дипломаты и иностранные гости, а после революции его занял санаторий.
Дворец Бельведер
В некотором отдалении от центра расположен дворец Бельведер, построенный по указу Николая I для своей жены Александры Федоровны. Так как дворец находится на возвышенности, с него открывается живописный вид на окрестности, который оправдывает своё название («belvedere» — прекрасный вид).
Проект был разработан самим императором совместно с архитектором Штакеншнейдером, известным по дворцу Белосельских-Белозерских. Неоклассическое здание украшено колоннами с пилястрами, коринфскими капителями и богатым лепным декором. В советское время дворец занимал дом отдыха, а теперь это гостиница, где можно забронировать торжественное мероприятие.
Парк Ольденбургского
Когда-то парк Ольденбургского был пейзажным парком, спроектированным для племянника Николая I принца Ольденбургского. Однако с тех пор ничего не сохранилось — все неоготические постройки были разрушены во время Великой отечественной войны. Теперь большая часть территории застроена водоочистными сооружениями, но прибрежная зона осталась нетронутой. Внутри парка сохранилось несколько корпусов заброшенного ныне пионерлагеря «Экран».
Как добраться
Карта
Вступайте в группу Вконтакте и следите за новыми постами и другими фотографиями.
Первые обновления всегда в Инстаграме