Что находится в третьяковской галерее помимо картин
Третьяковская галерея
Государственная Третьяковская галерея
Третьяковская галерея является самым известным художественным музеем в Москве, она же — главная сокровищница национального искусства России, отражающая значительный вклад нашей страны в мировую культуру.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Третьяковская галерея
Основные моменты
Третьяковка – так музей называют в обиходе – располагает богатой коллекцией и славится множеством нашедших свое воплощение идей и проектов. Именно поэтому Третьяковская галерея получила такую широкую известность и привлекает внимание истинных ценителей искусства из разных уголков мира. Побывать в ее залах, чтобы познакомиться с творчеством великих мастеров кисти, стремятся даже люди, которые, казалось бы, далеки от таких «высоких материй». Приехать в Москву и не пойти в Третьяковскую галерею? Такое даже трудно себе представить, поскольку ее обычно включают во все экскурсионные программы. Конечно, побывать здесь можно и на индивидуальной экскурсии.
Третьяковская галерея, как одно из самых известных культурных учреждений России, провозглашает четыре основные цели своей деятельности: сохранять, исследовать, представлять и популяризировать отечественное искусство, формируя тем самым национальную культурную идентичность и прививая современным поколениям понимание той важной роли, которую играет искусство как воплощение достижений и выражение цивилизованности нашего общества. И достигаются эти цели через знакомство наших сограждан (мы не говорим уже о зарубежных туристах) с подлинными шедеврами – творениями русских и мировых талантов. Тем самым, как отметил в своем отзыве один из благодарных посетителей Третьяковской галереи, жизнь людей делается ярче, краше и лучше.
Кто был основателем Третьяковки?
Наш экскурс в историю Третьяковской галереи начнем со знакомства с ее основателем – человеком без преувеличения выдающимся, имя которого навсегда вписано в скрижали отечественной культуры. Это Павел Михайлович Третьяков, принадлежавший к известному купеческому роду, никакого отношения к культуре не имевшему: его родители занимались исключительно коммерцией. Но поскольку Павел принадлежал к состоятельной фамилии, он получил отличное по тем временам образование и у него начала проявляться тяга к прекрасному. Став взрослым, он включился, как бы сейчас сказали, в семейный бизнес, всячески помогал отцу. Когда обоих родителей не стало, фабрика, который они владели, перешла к молодому Третьякову, и он основательно занялся ее развитием. Предприятие росло, принося все больший доход. Однако, несмотря на чрезвычайную занятость, Павел Михайлович не оставлял свое увлечение искусством.
Третьяков часто задумывался над тем, чтобы создать первую не только в столице, но и в России постоянную экспозицию русской живописи. За два года до открытия галереи он начал приобретать картины голландских мастеров. Начало же легендарной коллекции Третьякова было положено в 1856 году. Молодому купцу тогда было всего 24 года. Самыми первыми начинающий меценат приобрел написанные маслом картины «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Худякова и «Искушение» Н. Шильдера. Сегодня имена этих художников хорошо известны, а тогда, во второй половине XIX века, широкая публика о них еще ничего не знала.
Свою уникальную и бесценную коллекцию П. М. Третьяков пополнял на протяжении нескольких десятилетий. Он собирал полотна не только выдающихся живописцев, но и поддерживал дружеские отношения с начинающими мастерами, не отказывая в помощи тем, кто в этом нуждался, всячески продвигал их творчество. Если привести имена всех, кто должен быть благодарен меценату за всеобъемлющую помощь и поддержку, то рамок одной статьи для этого будет недостаточно – список окажется внушительным.
Зал Маковского Гульельми Л.Портрет А.А.Иванова 1859 мрамор Анфилада Александр Иванов. Явление Христа народу (1837-1857) Брюлловский зал
История Третьяковской галереи
Создатель уникального музея видел свое детище не просто как хранилище работ русских художников, а именно тех их полотен, которые бы передавали подлинную сущность русской души – открытой, широкой, преисполненной любви к своему Отечеству. И вот летом 1892 года Павел Михайлович передал свое собрание в дар в Москве. Так Третьяковка стала первым в России общедоступным музеем.
Проект фасада Третьяковской галереи В. М. Васнецова, 1900 г. «Мальчик в бане» (1858)
На момент передачи коллекция состояла не только из картин, но и из графических произведений русских живописцев: первых было 1287 экземпляров, вторых – 518. Отдельно следует сказать о работах европейских авторов (их насчитывалось свыше 80) и большом собрании православных икон. Кроме того, в коллекции нашлось место и скульптурам, их было 15.
Свою лепту в пополнение музейной коллекции внесли и власти Москвы, приобретая за счет городской казны настоящие шедевры мирового изобразительного искусства. К 1917 году, ставшему для России роковым, в Третьяковской галерее было уже 4 тысячи единиц хранения. Еще через год, уже при большевистском правительстве, музей получил статус государственного. Одновременно советская власть национализировала и многие частные коллекции.
Фонд Третьяковки, помимо этого, пополнялся и за счет включения в него экспонатов из небольших столичных музеев: Румянцевского музея, Цветковской галереи, Музея живописи и иконописи И. С. Остроухова. Таким образом, начало 30-х годов прошлого века ознаменовалось более чем пятикратным увеличением художественной коллекции. Одновременно с этим полотна западноевропейских художников были переданы в другие собрания. Основанная П. М. Третьяковым галерея стала хранилищем полотен, воспевающих самобытность именно русского человека, и в этом ее принципиальное отличие от других музеев и галерей.
Картина Луи Каравака «Портрет императрицы Анны Иоанновны». 1730 год «Крестьянин в беде» скульптора Чижова М.А.
Здания Третьяковской галереи
Главное здание Третьяковской галереи по Лаврушинскому переулку, 10, что в Замоскворечье, прежде принадлежало семье основателя – в этом доме жили его родители и он сам. Впоследствии купеческая усадьба неоднократно перестраивалась. Галерея также занимает примыкающие к основному зданию постройки. Фасад, который мы можем видеть сегодня, был сооружен в начале прошлого столетия, автором эскизов являлся В. М. Васнецов.
Выставка произведений Валентина Александровича Серова в Третьяковской галерее
Стиль здания – неорусский, и это неслучайно: это тоже призвано было подчеркнуть тот факт, что музей является хранилищем образцов именно русского искусства. На том же главном фасаде посетители могут видеть барельефное изображение столичного герба – Святого Георгия со змием. А по обе стороны от него находится керамический полихромный фриз, весьма нарядный. Выполненная вязью крупная надпись с именами Петра и Сергея Третьяковых – обоих дарителей коллекции – составляет с фризом единое целое.
В 1930 году справа от главного здания было возведено дополнительное помещение по проекту архитектора А. Щусова. Слева от бывшей купеческой усадьбы расположился Инженерный корпус. Кроме этого, Третьяковской галерее принадлежит комплекс на Крымском валу, где, в частности, проводятся выставки современного искусства. Выставочный зал в Толмачах, музей-храм святителя Николая, а также музей А. М. Васнецова, дом-музей народного художника П. Д. Корина и музей-мастерская скульптора А. С. Голубкиной также принадлежат Третьяковке.
Инженерный корпус Третьяковской галереи Третьяковская галерея на Крымском Валу
Что посмотреть в Третьяковской галерее
В настоящее время Третьяковская галерея – больше чем просто музей, она представляет собой центр по изучению различных направлений в искусстве. Работники галереи, являющиеся профессионалами высокого класса, нередко выступают в качестве экспертов и реставраторов, к чьим мнениям и оценкам прислушиваются. Еще одним достоянием галереи можно считать уникальный книжный фонд, в котором хранится свыше 200 тысяч тематических изданий по различным направлениям в искусстве.
В залах древнерусского искусства Третьяковской галереи
Теперь непосредственно об экспозиции. Современная коллекция включает в себя более 170 тыс. произведений отечественного искусства, и это далеко не предел: она продолжает пополняться благодаря художникам, подношениям частных лиц, различных организаций и наследников выдающихся деятелей искусства, которые приносят в дар различные работы. Экспозиция поделена на разделы, каждый охватывает определенный исторический период. Назовем их: древнерусское искусство, начиная с XII и заканчивая XVIII веком; живопись XVII — первой половины XIX веков; живопись второй половины XIX века; русская графика с XIII по XIX столетия, а также русская скульптура того же периода.
«Утро в сосновом лесу» Иван Шишкин, Константин Савицкий. 1889 год «Богатыри» Виктор Васнецов. 1898 год
Так, в разделе древнерусского искусства представлены работы как известных иконописцев, так и оставшихся безымянными. Из известных имен назовем Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия. В залах, отведенных под шедевры искусства XVIII – первой половины XIX столетия выставлены полотна таких выдающихся мастеров, как Ф. С. Рокотов, В. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий, К. Л. Брюллов, А. А. Иванов.
Чёрный супрематический квадрат — работа Казимира Малевича, созданная в 1915 году, одна из самых обсуждаемых картин в русском искусстве
Обращает на себя внимание и раздел русского реалистического искусства, датируемого второй половиной 1800-х годов, представленное во всей своей полноте и разнообразии. В этой части Третьяковcкой галереи вы можете посмотреть выдающиеся работы И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. Н. Крамского, И. И. Шишкина, И. И. Левитана и многих других мастеров кисти. К числу самых известных и обсуждаемых относится знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича.
Обратившись к яркой коллекции произведений конца XIX – начала XX века, вы увидите бессмертное произведение В. А. Серова и М. А. Врубеля, а также мастеров существовавших в то время художественных объединений: «Союз русских художников», «Мир искусства» и «Голубая роза».
Отдельно следует сказать о той части экспозиции, которая известна под названием «Сокровищница». Здесь собрана в буквальном смысле бесценная коллекция художественных изделий из драгоценных камней и благородных металлов, изготовленных начиная с XII и заканчивая XX веком.
Сокровищница Третьяковской галереи
В другом специальном разделе Третьяковской галереи демонстрируются образцы графики, особенность которых в том, что на них не должен падать прямой яркий свет. Они выставлены в залах с мягким искусственным освещением, от чего кажутся особенно красивыми и чарующими.
К сведению туристов: фотографирование временных выставок в Третьяковской галерее может быть запрещено (об этом сообщается отдельно).
Время работы
Третьяковская галерея по вторникам, средам и воскресеньям работает с 10:00 до 18:00; по четвергам, пятницам и субботам – с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник. Экскурсию можно заказать в экскурсионном бюро, которое находится у главного входа. Она продолжается от 1 часа 15 минут до полутора часов.
Как добраться
Доехать до главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, 10, можно на метро. Станции: «Третьяковская» или «Полянка» (Калининская линия метрополитена), а также «Октябрьская» и «Новокузнецкая» Калужско-Рижской линии и «Октябрьская» Кольцевой линии.
Третьяковская галерея
Пожалуй, ни один экскурсионный маршрут по Москве не обходится без знакомства с Государственной Третьяковской галереей. Посещение этой достопримечательности, расположенной в одном из наиболее интересных исторических районов столицы, не только дает возможность увидеть великолепную коллекцию произведений искусства, но и позволяет погрузиться в разные исторические эпохи, взглянуть на знакомые факты с нового ракурса.
История Третьяковской галереи: с чего все начиналось
Годом основания Государственной Третьяковской галереи принято считать 1856 год. Спустя 11 лет — в 1867 она была открыта для свободного посещения, а еще через четверть века — в 1892 году галерея была передана в дар Москве. На это момент Третьяковка уже была одним из символов города, в ее коллекции насчитывалось 1276 картин русских мастеров живописи и 84 картины зарубежных художников, 471 рисунок и 10 скульптур.
Основатель уникального музея
Своим появлением одна из главных достопримечательностей Москвы обязана крупному промышленнику и меценату Павлу Михайловичу Третьякову.
Родился Третьяков в 1832 году в семье небогатых купцов, которые не имели никакого отношения к культуре и искусству. Но получив отличное образование, Павел с ранних лет стал проявлять тягу к прекрасному. Одновременно с этим он активно помогал отцу в его коммерческой деятельности.
После смерти родителей, Павел взял отцовское дело в свои руки и стал активно его развивать. Вместе со своим братом Сергеем он основал Костромскую льняную мануфактуру, которая стала приносить стабильный и хороший доход.
При этом, несмотря на постоянную занятость, Павел Михайлович не переставал интересоваться искусством. Впоследствии оба брата увлеклись коллекционированием и благотворительностью. Первыми полотнами, которые купил Павлом Третьяковым, стали 9 работ голландских художников (1854 год). Но потом он предпочел собирать работы русских живописцев, которые и стали основой коллекции знаменитой галереи. А вот его брат, Сергей, отдавал предпочтение западноевропейским мастерам.
На момент покупки первых экспонатов будущей галереи Третьякову было 24 года. С этого момента и до последних дней он продолжал пополнять коллекцию. После его смерти управление музеем перешло к Совету попечителей, который избирался городской думой. В разное время в этот совет входили В. Серов, И. Остроухов, И. Цветков, С. Щербатов, И. Грабарь, и дочь Павла Третьякова Александра Боткина.
Формирование коллекции Третьяковки
Первыми экспонатами галереи стали, приобретенные Третьяковым в 1856 году картины «Искушение» Н. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Худякова.
«Костяк» коллекции сформировался в 1860-1880 годы. При этом Третьяков пополнял ее не только работами известных мастеров, но и приобретал картины начинающих художников. Отбирать полотна ему помогал художник Иван Крамской, с которым Павел Михайлович был очень дружен.
В 1862 году Третьяков купил картину В. Перова «Сельский крестный ход на пасхе». Спустя некоторое время, когда коллекционер начал собирать портретную галерею выдающихся людей, Перов написал для него портреты Ф. Достоевского, И. Тургенева, М. Погодина, В. Даля, А. Майкова. В это же время И. Крамской создал портрет А. Грибоедова и Л. Толстого, Илья Репин – портрет М. Глинки. Также Третьяков выкупает портрет Н. Кукольника у вдовы поэта и прижизненный портрет Н. Гоголя — у художника Ф. Моллера.
В последующие годы собрание картин пополнилось работами художников-передвижников Николая Ге, Ивана Шишкина, Алексея Боголюбова, Михаила Клодта, Константина Савицкого, Архипа Куинджи, Карла Гуна.
Стоит отметить, что при выборе картин, коллекционер основывался лишь на художественные критерии, не обращая внимания на их одобрение (или неодобрение) официальными властями. Так, для своей галереи он купил работу Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» и Н. Ге «Милосердие», подвергшиеся критике имперских властей.
В 1884 году музейная коллекция пополнилась еще одной работой Репина «Крестный ход в Курской губернии». В течение нескольких лет она выставлялась в отдельном зале, так как, по мнению Третьякова, отлично отражала «крестьянскую реальность». Однако впоследствии ее переместили в общий зал.
В это же время Третьяков приобретает несколько работ В. Сурикова, среди которых «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова» и другие. За созданием многих полотен коллекционер следил прямо в мастерской художника.
В 1890-е годы коллекция пополняется полотнами художников-реалистов, изображающих жизнь рабочих, среди них «Кочегар» Н. Ярошенко, «Шахтерка», «Смена» и «Шахтер-тягольщик» Н. Касаткина. Практически одновременно с ними в галерее появляются «Богатыри» и «Псковитянка» В. Васнецова, портрет Петра Чайковского кисти Н. Кузнецова и рад других произведений искусства.
Большинство картин Третьяков покупал, но бывало и так, что художники или их родственники сами приносили в дар галерее свои лучшие работы.
После смерти коллекционера и мецената пополнять коллекция продолжили московские власти. За счет средств городского бюджета для галереи было приобретено немало шедевров мирового изобразительного искусства, в результате чего к 1917 году фонд Третьяковки составлял уже 4 тысячи единиц хранения.
В первые годы советской власти коллекция галереи значительно увеличивалась за счет экспонатов из других музеев и конфискованных частных коллекций.
Здание Третьяковки
Первоначально коллекцию картин Павел Третьяков разместил в нескольких залах своего особняка. Однако после покупки в 1859 году этюдов и 140 работ Туркестанской серии В. Верещагина в особняке перестало хватать места. Остро встал вопрос о постройке отдельного здания.
В результате в 1874 году под руководством архитектора А. Каминского было закончено строительство двухэтажного здания, которое примыкало к особняку Третьяковых. Для большего удобства в здании был сделан отдельный вход для посетителей, а художественная коллекция была размещена в двух просторных залах. Впоследствии здание галереи несколько раз достраивалось.
После смерти основателя галереи весь особняк был реконструирован и оборудован под экспозиции, а в 1902-04 годах весь комплекс построек объединили, создав единый фасад, напоминающий древнерусский терем. Проектировал фасад В. Васнецов, а строительство возглавлял В. Башкиров.
Третьяковка в начале XX века
Еще в 1890-е годы, незадолго до своей смерти Третьяков приобрел у антикваров несколько икон, однако в галерее они впервые были выставлены только в 1903 году. Спустя два года, согласно решению Совета попечителей один из залов Третьяковки был полностью отведен для портретов художников-демократов, среди которых были В. Перов, И. Крамской, И. Прянишников, И. Репин и другие.
В 1913 году, после назначения на пост попечителя Третьяковской галереи И. Грабаря, изменилась концепция формирования экспозиции, теперь все картины были развешены в историко-хронологическом порядке. В это де время в городской управе Москвы активно обсуждался вопрос о том, стоит ли оставить галерею на прежнем месте, или лучше перенести картины в новое здание. В результате было принято решение исполнить волю основателя и оставить коллекцию там, где ее разместили изначально.
Третьяковка в советские годы
После революции коллекция Третьяковки была национализирована, а сама галерея стала главным художественным центром страны, основной задачей которого было отражение развития СССР. Уже в 1918 году она получила статус национального достояния, и начала развивать научную и выставочную деятельность. Первая временная экспозиция открылась в галерее в том же 1918 году и называлась «Художественные произведения московских частных собраний, выставляемых в Третьяковской галерее».
В период битвы за Москву, здание Третьяковской галереи получило заметные повреждения, но сразу, как только враг отступил от столицы, началась его реконструкция, которая завершилась в 1944 году. Первая послевоенная экспозиция здесь заработала уже 17 мая победного 1945 года.
В первые годы советской власти перед Третьяковкой был установлен памятник вождю пролетариата В. Ленину. В 1939 году его сменил памятник Сталину, а в 1958 – скульптурная группа «Футболисты». В 1980 же году перед фасадом установили памятник основателю музея Павлу Третьякову. Авторами памятника стали архитектор Игорь Рожин и скульптор Александр Кибальников.
С 1986 по 1995 год здание Третьяковки было закрыто на капитальную реконструкцию. В этот период основная коллекция выставлялась в здании на Крымском валу. После завершения ремонтных работ обновленная галерея вновь распахнула свои двери для любителей русского художественного искусства.
Третьяковская галерея сегодня
В настоящее время коллекция Государственной Третьяковской галереи включает в себя свыше 170 тысяч экспонатов, которые позволяют проследить развитие русского художественного искусства практически от его зарождения до нынешних дней.
Древнерусское искусство (залы №№ 56-62)
В течение нескольких столетий на Руси все изобразительное искусство было посвящено и подчинено религии. Самой популярной формой искусства были иконы, которые, так же как и само христианство пришли из Византии. Поэтому в залах, посвященных этому периоду можно увидеть собрание икон всех основных школ иконописи. Интересно, что здесь представлены как работы известных иконописцев, например, Андрея Рублева и Феофана Грека, так и иконы неизвестных авторов.
Среди экспонатов двусторонняя икона «Спас Нерукотворный», изображения Святого Георгия и Устюжского Благовещения. Самые старые иконы коллекции, привезенные из Великого Новгорода, датируются 1130-1140 годами.
Помимо икон, в залах с древнерусскими экспонатами можно увидеть мозаику «Димитрий Солунский» и фреску с изображением Святого Николая из Михаило-Архангельской церкви в Киеве.
Портретная живопись и академические произведения (залы №№ 1-15)
К XVIII светская живопись и скульптура заменила иконопись. Особое распространение получили портреты и скульптурные изображения. В этих залах размещены несколько десятков скульптур и портретов, с которых на современных посетителей бесстрастно взирают царские и императорские особы, вельможи, герои античности,
Среди представленных здесь работ есть картины не только русских художников, но и иностранцев, работавших в России.
Художники-реалисты и передвижники (залы №№ 16-31 и 35-37)
Ко второй половине XIX века в живописцы все больше вдохновляются идеями реализма, начинают отражать в картинах социальные проблемы. Некоторые из них, не согласные с политикой академии художеств создают свое собственное общество передвижников и работают в различных направлениях, что называется «на злобу дня»
Параллельно развивается пейзажная живопись, причем изображают мастера не только деревенские, но и городские пейзажи. При этом многие художники показывают в своих работах сельскую жизнь и закат дворянства, продолжают совершенствовать искусство портретной живописи.
Среди других направлений, которые получают широкое распространение в этот период, можно отметить изображение природы (И. Шишкин), исторические и былинные сюжеты (В. Васнецов), сцены баталий (В. Верещагин) и ряд других.
В центре экспозиции представлены живопись, графика и скульптуры М. Врубеля. Особе внимание привлекают витражи, которые он создавал для украшения особняков зажиточных москвичей. Гости могут увидеть такие работы мастера как «Демон», «Испания», «Пророк», «Пан», «Царевна-Лебедь» и другие. Под самым большим витражом расположена сцена с роялем, где проходят музыкальные концерты.
Два смежных зала посвящены творчеству Николая Рериха, основной темой творчества которого были Киевская Русь и восточные цивилизации.
Живопись и скульптура рубежа XIX – XX веков (залы №№ 38-48)
В этой части экспозиции представлены яркие образцы русского искусства Серебряного века. В работах художников эпохи уже заметно влияние модернизма и декаданса, появляются новые способы выражения. В частности, в работах многих художников цвет перестает передавать реальность, а служит лишь определенным символом. Образы этого периода более противоречивы, чем у передвижников, усложнены и лишь косвенно отображают современность.
Графика и сокровищница (залы № 49-55)
В разделе графического искусства представлены несколько десятков гравюр, рисунков и акварелей знаменитых художников разных эпох и направлений. Так, среди работ можно увидеть эскизы к картинам Малевича, Шагала, Кандинского, испанские картины Сурикова, наброски и гуаши ряда художников объединения «Мир искусства».
Зал № 55 представляет собой настоящую галерею сокровищ. Здесь за стеклами витрин выставлены иконы в серебряных окладах, покровы дня икон Божьей Матери, расшитые жемчугом, различные ювелирные изделия.
Зачастую посетители Третьяковки пропускают эти разделы и совершенно напрасно, так как представленным здесь экспонатам тоже есть о чем поведать любителям русского искусства и истории.
Режим работы Третьяковки и стоимость билетов
Постоянную экспозицию Третьяковской галереи, которая располагается в историческом здании, можно посетить по вторникам, средам и воскресеньям с 10.00 до 18.00, по четвергам, пятницам и субботам – с 10.00 до 21.00. В понедельник музей закрыт.
Стоимость билетов: 500 рублей – полный, 250 – льготный. Дети в возрасте до 18 лет проходят бесплатно.
График работы инженерного корпуса Третьяковки, где проходят выставки классического и современного искусства, не отличается от времени работы главного здания. При этом билеты приобретаются отдельно: 400 рублей – полный, 200 – льготный. Для детей до 18 лет вход бесплатный.
Гости Государственной Третьяковской галереи после осмотра экспозиции могут отдохнуть в кафе или ресторане. Кафе работает ежедневно кроме понедельника с 11.00 до 18.00. Ресторан же, можно посетить ежедневно с 10.00 до 23.00.
Кроме того, в холлах галереи есть несколько сувенирных магазинов, где можно купить небольшие подарки, книги и репродукции картин.
Где находится Третьяковская галерея и как добраться
Государственная Третьяковская галерея находится по адресу: Лаврушинский переулок, 10, в 5-ти минутах ходьбы от станции метро «Третьяковская» Калужско-Рижкской линии. Выйдя из метро необходимо повернуть налево и двигаясь по Клементовскому переулку, пересечь ул. Большая Ордынка. Продолжая идти прямо, надо дойти до сквера Шмелева и повернуть направо.